муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Морозовская средняя общеобразовательная школа»
Семинар
«Профессиональный
стандарт педагога –
классного руководителя.
Формы и методы работы
с родителями».
Ноябрь, 2016 г.
«Не забывайте, что почва, на которой
строится ваше педагогическое
мастерство, — в самом ребенке, в его
отношении к знаниям и к вам, учителю.
Это — желание учиться, вдохновение,
готовность к преодолению трудностей.
Заботливо обогащайте эту почву, без
нее нет школы».
В. А.
Сухомлинский
Приказ Минтруда России
№544н от 18 октября 2013 г.
Об утверждении
профессионального
стандарта «Педагог
(педагогическая
деятельность в сфере
дошкольного, начального
общего, основного общего,
среднего общего
образования) (воспитатель,
учитель)»
© Фокина Лидия Петровна
Что такое
профессиональный
стандарт?
Профессиональный стандарт
педагога - это документ,
включающий перечень
профессиональных и
личностных требований к
учителю, воспитателю,
педагогу, действующий на всей
территории РФ.
© Фокина Лидия Петровна
Характеристики деятельности
успешного педагога-профессионала:
© Фокина Лидия Петровна
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
СТАНДАРТ
(ЦЕЛЬ применения)
(ЦЕЛЬ применения)
Обеспечить необходимую
подготовку педагога
для получения высоких
результатов его труда
Обеспечить необходимую
Обеспечить необходимую
осведомленность педагога
осведомленность педагога
о предъявляемых к нему
о предъявляемых к нему
требованиях
требованиях
Содействовать
Содействовать
вовлечению педагогов
вовлечению педагогов
в решение задачи
в решение задачи
повышения
повышения
качества образования.
качества образования.
© Фокина Лидия Петровна
Определять необходимую
Определять необходимую
квалификацию педагога,
квалификацию педагога,
которая влияет
которая влияет
на результаты обучения,
на результаты обучения,
воспитания и развития ребенка.
воспитания и развития ребенка.
Зачем нужен профессиональный
стандарт педагога?
• Стандарт – инструмент реализации стратегии
образования в меняющемся мире.
• Стандарт – инструмент повышения качества
образования и выхода отечественного
образования на международный уровень.
• Стандарт – объективный измеритель
квалификации педагога.
• Стандарт – средство отбора педагогических
кадров в учреждения образования.
• Стандарт – основа для формирования трудового
договора, фиксирующего отношения между
работником и работодателем.
© Фокина Лидия Петровна
Необходимость наполнения
профессионального стандарта учителя
новыми компетенциями:
© Фокина Лидия Петровна
Каким должен стать современный
педагог, чтобы соответствовать
стандарту?
новому профессиональному
Отныне специалисту сферы образования
придётся относить такие обязательные
качества, как:
- педагогическая этика,
- универсальная образованность,
- максимальная информированность
(компетенция),
- эрудиция,
- прогрессивность (креативность),
- гибкий подход,
-безупречный внешний вид и пр.
© Фокина Лидия Петровна
Требования к
профессиональному стандарту
© Фокина Лидия Петровна
педагога
Стандарт должен:
• Соответствовать структуре
профессиональной деятельности
педагога.
• Избавить педагога от выполнения
несвойственных функций, отвлекающих
его от выполнения своих прямых
обязанностей.
• Побуждать педагога к поиску
нестандартных решений.
Содержание
профессионального
стандарта педагога
© Фокина Лидия Петровна
Содержание
профессионального
стандарта педагога
Часть первая: обучение
Педагог должен:
1. Иметь высшее образование. Педагогам,
имеющим среднее специальное образование
должны быть созданы условия для его
получения без отрыва от своей
профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и
программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки,
анализировать их эффективность (самоанализ
урока).
4. Владеть формами и методами обучения,
выходящими за рамки уроков: лабораторные
эксперименты, полевая практика и т.п.
© Фокина Лидия Петровна
5. Использовать специальные подходы к
обучению, для того чтобы включить в
образовательный процесс всех учеников:
со специальными потребностями в
образовании; одаренных учеников;
учеников, для которых русский язык не
является родным; учеников с
ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания
учеников, используя разные формы и
методы контроля.
7. Владеть различными ИКТ-
компетенциями.
© Фокина Лидия Петровна
Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной
работы, используя их как на уроке, так и во
внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий,
походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики,
используя их для расширения кругозора
учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение
учащихся для обеспечения безопасной
образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью
вовлечения учеников в процесс обучения и
воспитания, мотивируя их учебно-
познавательную деятельность. Ставить
воспитательные цели, способствующие развитию
© Фокина Лидия Петровна
6. Устанавливать четкие правила поведения в
классе в соответствии со школьным уставом и
правилами поведения в образовательной
организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку
в организации ученических органов
самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их
достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный
аспект учебного знания и информации и
обеспечивать его понимание и переживание
учащимися.
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и
события, развивающие эмоционально-ценностную
сферу ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка).
© Фокина Лидия Петровна
11. Уметь обнаруживать и реализовывать
(воплощать) воспитательные возможности
различных видов деятельности ребенка
(учебной, игровой, трудовой, спортивной,
художественной и т.д.).
12. Уметь строить воспитательную
деятельность с учетом культурных различий
детей, половозрастных и индивидуальных
особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах
(классе, кружке, секции и т.п.) детско-
взрослые общности учащихся, их родителей и
педагогов.
14. Уметь поддерживать конструктивные
воспитательные усилия родителей (лиц, их
заменяющих) учащихся, привлекать семью к
решению вопросов воспитания ребенка.
© Фокина Лидия Петровна
15. Уметь сотрудничать (конструктивно
взаимодействовать) с другими педагогами и
специалистами в решении воспитательных
задач (задач духовно-нравственного развития
ребенка).
16. Уметь анализировать реальное состояние
дел в классе, поддерживать в детском
коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и интересы
учащихся, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и в неблагоприятных
условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции
жизни школы, внося в них свой положительный
вклад.
© Фокина Лидия Петровна
Часть третья: развитие (Личностные качества и
профессиональные компетенции, необходимые
педагогу для осуществления развивающей
деятельности)
1. Готовность принять разных детей, вне
зависимости от их реальных учебных
возможностей, особенностей в поведении,
состояния психического и физического здоровья.
Профессиональная установка на оказание помощи
любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять
разнообразные проблемы детей, связанные с
особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку
своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими
специалистами в рамках психолого-медико-
педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов
(психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
© Фокина Лидия Петровна
6. Умение составлять совместно с другими
специалистами программу индивидуального развития
ребенка.
7. Владение специальными методиками,
позволяющими проводить коррекционно-развивающую
работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не
принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности
и проявления личностных свойств, психологических
законов периодизации и кризисов развития,
возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы
психологические подходы: культурно-исторический,
деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически
безопасную и комфортную образовательную среду,
знать и уметь проводить профилактику различных
форм насилия в школе.
© Фокина Лидия Петровна
13. Умение (совместно с психологом и другими
специалистами) осуществлять психолого-педагогическое
сопровождение образовательных программ начального и
среднего общего образования, в том числе программ
дополнительного образования.
14. Владение элементарными приемами психодиагностики
личностных характеристик и возрастных особенностей
учащихся, осуществление совместно с психологом
мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими
специалистами) составить психолого-педагогическую
характеристику (портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные
программы развития с учетом личностных и возрастных
особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные
действия, образцы и ценности социального поведения,
навыки поведения в мире виртуальной реальности и
социальных сетях, навыки поликультурного общения и
толерантность, ключевые компетенции (по международным
нормам) и т.д.
© Фокина Лидия Петровна
18. Владение психолого-педагогическими
технологиями (в том числе инклюзивными),
необходимыми для работы с различными
учащимися: одаренные дети, социально
уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные
ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с
особыми образовательными потребностями
(аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с
девиациями поведения, дети с зависимостью.
19. Умение формировать детско-взрослые
сообщества, знание их социально-
психологических особенностей и
закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных
отношений, позволяющих эффективно работать с
родительской общественностью.
© Фокина Лидия Петровна
Таким образом, ПСП – это
современный проект, который дает
любому педагогу, воспитателю,
классному руководителю новые
возможности для самореализации,
творчества; делает образ педагога
гораздо интереснее для учеников,
сближает.
© Фокина Лидия Петровна
Что же такое новая
школа?
Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и
местным сообществом, так и с учреждениями культуры,
здравоохранения и т.д.
Новая школа – это современная система оценки качества
образования.
Новая школа - это школа для всех (детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся
без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной
ситуации).
Новая школа - это «новые учителя, открытые ко всему
новому, понимающие детскую психологию и особенности
развития школьников, хорошо знающие свой предмет»;
тактичны как по отношению к учащимся и к родителям, так и
друг к другу.
© Фокина Лидия Петровна
Воспитание - это не набор неких
действий и операций, которым
педагога можно обучить, а
деятельность, которую педагог
должен выстраивать сам,
определяя ее цели, насыщая
ценностями, подбирая методы и
средства
с имеющимися при этом
условиями.
© Фокина Лидия Петровна
Деятельность современного
классного руководителя - важнейшее
звено в воспитательной системе
образовательного учреждения,
основной механизм реализации
индивидуального подхода к
воспитанникам. Современный классный
руководитель в своей деятельности
применяет не только известные формы
воспитательной работы, но и включает в
свою практику новые формы работы
с ученическим коллективом и с
родителями.
© Фокина Лидия Петровна
Каким же должен быть
современный классный
руководитель?
Итак, классный руководитель
призван быть связующим звеном между
учеником, педагогами, родителями,
социумом, а зачастую и между самими
детьми.
© Фокина Лидия Петровна
«В семье закладываются корни, из
которых вырастают потом и ветви, и
цветы, и плоды.
На моральном здоровье семьи строится
педагогическая мудрость школы».
В.Сухомлинский
© Фокина Лидия Петровна
К традиционным
формам относятся:
- информационные стенды;
- консультации;
- беседы;
- родительские собрания;
- посещение семьи.
© Фокина Лидия Петровна
Современные формы
сотрудничества:
- семейный клуб;
- «телефон доверия»;
- мастер – класс или клубы творчества;
- конкурсы и выставки творческих работ;
- игротека;
- родительские университеты ;
- родительские вечера;
- родительские тренинги;
- родительские ринги;
- совместные творческие дела;
- открытые уроки;
-родительские чтения ;
- переписка с родителями;
- введение «Папки класса» .
© Фокина Лидия Петровна
Педагогические задачи:
- Формирование у родителей правильных
представлений о своей роли в воспитании
ребёнка и участия в учебно-воспитательном
процессе школы и класса.
- Обеспечить систему психолого-медико-
педагогического просвещения родителей.
- Организовать работу родительского комитета
класса.
- Обеспечить проведение всех воспитательных
мероприятий в школе и классе с участием
родителей.
- Развитие отношений уважения и доверия
между родителями и детьми.
© Фокина Лидия Петровна
Решение семинара:
- Идти в ногу со временем.
- В работе с семьей использовать
разнообразные формы работы классных
руководителей (разнообразить формы
проведения родительских собраний).
- Для повышения эффективности и
результативности классных собраний
необходимо придерживаться плана
подготовки родительского собрания и
вовлекать родителей в классные и
общешкольные мероприятия.
© Фокина Лидия Петровна
Меняйтесь
Меняйтесь
раньше, чем
раньше, чем
Вас заставят
Вас заставят
это делать!
это делать!
© Фокина Лидия Петровна