Детско-юношеский центр
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Тема : Профессия будущего
Выполнила : Калганова А.
Педагог дополнительного образования
2020
Профессия в широком смысле слова – это область общественного разделения труда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость; сам процесс трудовой деятельности, его своеобразие; требуемая профессиональная квалификация и уровень компетентности работников; осознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу (профессиональная идентичность). Различают следующие значения понятия профессии :
Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни. Уровень жизни может различаться у профессионалов с разной степенью успешности, но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинакова, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте.
Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь также решается вопрос о том, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.
Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность позволяет не просто производить какие-то товары или услуги, но прежде всего она дает возможность человеку реализовать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.
Профессия – это устойчивый род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки, зависящий от выбора специальности в Вузе. Именно поэтому изучение проблемы профориентации молодежи становится особенно актуальным.
Понятия «профессия»
Область приложения сил человека как субъекта труда, связанная с выделением объекта и предмета деятельности профессионала.
Общность людей - профессионалов, занимающихся близкими проблемами, ведущих примерно одинаковый образ жизни.
Подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу, определенный набор знаний, умений и навыков.
Профессия существует в виде множества должностей.
Должность – одна из форм существования профессии, ограниченная вследствие разделения труда и тем или иным образом зафиксированная область приложения сил человека, рассчитанная на создания чего-либо ценного для общества – материальных вещей, информации, полезных обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания общественных процессов.
Следующими понятиями, которые рассмотрим, являются понятия «специальность » .
Специальность (лат. species род, вид) – вид занятия в рамках одной
профессии. Немало важную роль, для понимания сущности профориентации, играет понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – это длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Существуют следующие подходы к изучению профессионального самоопределения:
1.теории типов профессиональной жизни (структурные концепции);
2.мотивационные теории;
3. теории индивидуальности [6, с. 185].
Выбор, который индивид делает в молодости не окончательный. Мотивационные теории предполагают, что при профессиональном самоопределении человек руководствуется определенными потребностями. Э. Ро предполагает, что в основе профессионального выбора лежат взаимоотношения родителей и ребенка, т.е. содержание потребностей индивида обусловлено тем, что какие из первичных потребностей родители удовлетворяли. Теории, относящиеся к последнему типу, посвящены изучению формирования профессиональной зрелости и индивидуальному выбору сферы труда. Представитель данного направления Холланд Дж, считает, что индивид, выбирая себе профессию, в первую очередь выбирает себе окружение, которое совпадает с его личностной ориентацией и типом личности .
Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии. Эта готовность может быть связана с формированием профессиональной направленности личности, ее адекватной самооценкой, достаточной информированностью и устойчивыми профессиональными намерениями. Т.е. человек должен знать достаточно хорошо о своих интересах, о своих когнитивных способностях и личностных особенностях, кроме того, должен быть знаком с профессиями и требованиями, которые они предъявляют, а также, должен уметь соотнести эти требования со своими личностными особенностями .
Событиями предшествующими профессиональному самоопределению могут быть: окончание учебного заведения, увольнение с работы, повышение квалификации, смена места жительства и т.д. событиями предшествующими профессиональному самоопределению могут быть:
Следующим ключевым понятием является профессиональная направленность личности. Профессиональная направленность – это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. Основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов и установок человека. Профессиональная направленность характеризует единство интересов и особенностей личности в системе профессионального самоопределения [6, с. 186].
Еще одним понятием является понятие профессионального становления личности – процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Во время профессионального становления личности могут возникать противоречия двух видов: между личностью и внешней средой, а также внутриличностные. Существует множество классификаций стадий профессионального становления личности [6, с. 186].
Рассмотрим классификацию, предложенную Зеером Э.Ф., он выделяет семь стадий:
1. Аморфная оптация (0 – 12 лет), на этой стадии основными психологическими новообразованиями являются: профессионально ориентированные интересы и склонности;
2. Оптация (12 – 16 лет): профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение;
3. Профессиональная подготовка (16 – 23 года): профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду;
4. Профессиональная адаптация (18 – 25 лет): освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества;
5. Первичная профессионализация: вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, человек начинает заниматься квалифицированным трудом;
6. Вторичная профессионализация: происходит повышение квалификации, выработка профессионального менталитета, стабилизируется уровень профессиональной активности;
7. Профессиональное мастерство: на эту стадию переходят лишь те работники, которые обладают творческим потенциалом и развитой потребностью в самореализации [5, с. 187].
Немаловажную роль в системе профессиональной ориентации играет профессиональное развитие. Профессиональное развитие – это длительный, обычно необратимый процесс, имеющий вполне определенную «регулярную» структуру, складывающийся из серии непрерывных выборов, достигающих стабилизации лишь в зрелые годы, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков.
Также немало важным понятием является понятие «профессиональной пригодности».
Профпригодность – это соответствие личностных характеристик обследуемого требованиям к данной профессии, его способность овладеть ей.
Понятие профессиональная ориентация рассматривают с разных точек зрений.
Э.Ф. Зеер, например, дает несколько определений этому понятию:
это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества;
совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода направленных на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования .
В процессе профориентации предусматривается комплексный подход к оптанту, как к индивиду, личности и т.п. Если профориентацию рассматривать как систему государственных мер, то в этом случае, ее основная цель заключается в решении задач, связанных с рациональным использованием кадров.
Подводя итоги, можно сказать о том, что понятие профессиональной ориентации определяется кругом смежных понятий. Такими понятиями являются: профессия, оптант и оптация, профессиональное самоопределение, становление и развитие, профессиональная направленность и пригодность. Кроме того, само понятие «профориентация» имеет широкое значение. В данной работе мы будем исходить из того, что профессиональная ориентация – это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества, которая неразрывно связана с социальной политикой государства в области занятости и образования населения.
Список использованной литературы
Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: учебное пособие / [под ред. Е.Л. Солдатовой]. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 125 с.
Дунаева Н.В., Салахутдинов Р.Ф. Эффективная занятость российской молодежи – стратегическая проблема / Н.В. Дунаева, Р.Ф. Салахутдинов // Человек и труд. – 2010. – №2. – С. 13 – 19.
Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.: Академ. проект, 2003. – 330 с.
Климов Е.А. Пути в профессионализм / Е.А. Климов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 320 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.