Беседа с педагогами и классными руководителями школ и образовательных учреждений
на тему: «Счастье жить»
Цель: Профилактика подросткового суицида
“Мы выбираем жизнь, они - смерть.
Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них……
У них нет будущего.
Кажется, что мы и они – из разных миров.
Но как велика пропасть между нами, Читающими эти строки,
И тем, кто решился на самоубийство?
Как сильно нужно измениться человеку, Чтобы сделать этот шаг?
Всего лишь - шаг. Они не были рождены самоубийцами, но умерли
С этим клеймом. Они продолжают умирать”.
Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух
десятилетий удвоилась.
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:
1. Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
5. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
6. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
- в еде - есть слишком мало или слишком много;
- во сне - спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде — стать неряшливым;
- в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками;
- проявлять раздражительность, угрюмость;
- находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру;
- ощущать
попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. 7. Проявлять признаки
беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Человек может решиться на самоубийство, если:
• Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
• Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);
• Ощущает себя жертвой насилия - физического сексуального или эмоционального.
• Предпринимал раньше попытки суицида.
• Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кое-то из друзей, знакомых или членов семьи.
• Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
• Слишком критично
настроен по отношению к себе.
1. суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить
внимание, любовь);
2. переживание обиды, одиночества, непонимания;
3. любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;
4. чувство мести, злобы, протеста;
5. подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;
6. страх наказания;
7. избежание трудных ситуаций;
Жить – ради
радости счастья, Жить – ради горечи слез. Жить – ради слова участья, Жить –
ради прелести грез. Жить и в страданье, и в ласке, В вере, в безверье, во сне,
И в упоении сказки, И в поклоненье весне.
Если вы заметили один из признаков в поведении:
1. Попытайтесь убедить человека обратиться к специалистам (психолог, врач, невропатолог).
2. Разработайте стратегию помощи, если человек отказывается от помощи специалистов.
3. Будьте заинтересованы судьбе этого человека и готовы помочь.
4.Оцените его внутренние резервы – найдите их.
5.Позвольте выговариваться – человек почувствует облегчение.
6.Не оставляйте в одиночестве.
7.Поддерживайте его и будьте ненавязчиво настойчивы в позитиве - дайте ему эмоциональную опору.
8. Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.
9.Будьте компетентны в данном вопросе - соблюдайте такт, терпение, обратитесь за консультацией к специалисту.
10.Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь
11.Помогите ему осознать или вспомнить его способность анализировать и воспринимать советы окружающих.
12.Помогите осознать, что следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, муллы к которым можно обратиться.
13.Помогите отвлечься от негативных мыслей, что поможет вернуть душевные силы и стабильность.
14.Внушите ему чувство уважения к собственной жизни и к себе самому.
15.Примените
технику 2 колонок – негатив превратите в позитив.
Затянувшаяся депрессия и одиночество становятся опасными, если:
• Вы чувствуете враждебность к людям, к которым раньше относились хорошо;
• У вас нет интереса к чему бы то ни было;
• Ваше здоровье существенно подорвано;
• Вы попадаете в зависимость от лекарств или алкоголя;
• Вы избегаете общества и большую часть времени проводите в одиночестве;
•Вы думаете о самоубийстве
- Внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и не возможности излить перед кем то свою душу.
- Правильно формировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о какая помощь необходима.
- Не выражать удивление от услышанного и не осуждать за любые, самые шокирующие высказывания.
- не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, по сколько высказывания типа “у всех есть такие же проблемы” заставляют ребенка ощущать себя более ненужным и бесполезным.
- постараться изменить романтико – трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти.
- не предлагать не оправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы.
- привести конструктивные способы ее решения.
- стремиться
вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и
направленной на укрепление его сил и возможностей.
Остановись на полдороге,
Доверься небу, как себе,
Подумай – если не о боге –
Хотя бы просто о себе.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.