Профилактическая беседа "Счастье жить"

  • docx
  • 21.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Профилактика подросткового суицида и суицидального поведения
Иконка файла материала Профилактичекая беседа Счастье жить.docx

Беседа с педагогами и классными руководителями школ и образовательных учреждений

на тему: «Счастье жить»

Цель: Профилактика подросткового суицида


“Мы выбираем жизнь, они - смерть.

Мы пишем письма, они – предсмертные записки.

Мы строим планы на будущее, у них……

У них нет будущего.

Кажется, что мы и они – из разных миров.

Но как велика пропасть между нами, Читающими эти строки,

И тем, кто решился на самоубийство?

Как сильно нужно измениться человеку, Чтобы сделать этот шаг?

Всего лишь - шаг. Они не были рождены самоубийцами, но умерли

С этим клеймом. Они продолжают умирать”.


     Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась.

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

1. Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».

2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

5. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

6. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

- в еде - есть слишком мало или слишком много;

- во сне - спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде — стать неряшливым;

- в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками;

- проявлять раздражительность, угрюмость;

- находиться в подавленном настроении;

- замкнуться от семьи и друзей;

- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру;

- ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. 7. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Человек может решиться на самоубийство, если:

• Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

• Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);

• Ощущает себя жертвой насилия - физического сексуального или эмоционального.

• Предпринимал раньше попытки суицида.

• Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кое-то из друзей, знакомых или членов семьи.

• Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

• Слишком критично настроен по отношению к себе.
          1. суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);

2. переживание обиды, одиночества, непонимания;

3. любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;

4. чувство мести, злобы, протеста;

5. подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;

6. страх наказания;

7. избежание трудных ситуаций;

Жить – ради радости счастья, Жить – ради горечи слез. Жить – ради слова участья, Жить – ради прелести грез. Жить и в страданье, и в ласке, В вере, в безверье, во сне, И в упоении сказки, И в поклоненье весне.
Если вы заметили один из признаков в поведении:

1. Попытайтесь убедить человека обратиться к специалистам (психолог, врач, невропатолог).

2. Разработайте стратегию помощи, если человек отказывается от помощи специалистов.

3. Будьте заинтересованы судьбе этого человека и готовы помочь.

4.Оцените его внутренние резервы – найдите их.

5.Позвольте выговариваться – человек почувствует облегчение.

6.Не оставляйте в одиночестве.

7.Поддерживайте его и будьте ненавязчиво настойчивы в позитиве - дайте ему эмоциональную опору.

8. Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.

9.Будьте компетентны в данном вопросе - соблюдайте такт, терпение, обратитесь за консультацией к специалисту.

10.Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь

11.Помогите ему осознать или вспомнить его способность анализировать и воспринимать советы окружающих.

12.Помогите осознать, что следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, муллы к которым можно обратиться.

13.Помогите отвлечься от негативных мыслей, что поможет вернуть душевные силы и стабильность.

14.Внушите ему чувство уважения к собственной жизни и к себе самому.

15.Примените технику 2 колонок – негатив превратите в позитив.
Затянувшаяся депрессия и одиночество становятся опасными, если:

• Вы чувствуете враждебность к людям, к которым раньше относились хорошо;

• У вас нет интереса к чему бы то ни было;

• Ваше здоровье существенно подорвано;

• Вы попадаете в зависимость от лекарств или алкоголя;

• Вы избегаете общества и большую часть времени проводите в одиночестве;

•Вы думаете о самоубийстве

- Внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и не возможности излить перед кем то свою душу.

- Правильно формировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о какая помощь необходима.

- Не выражать удивление от услышанного и не осуждать за любые, самые шокирующие высказывания.

- не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, по сколько высказывания типа “у всех есть такие же проблемы” заставляют ребенка ощущать себя более ненужным и бесполезным.

- постараться изменить романтико – трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти.

- не предлагать не оправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы.

- привести конструктивные способы ее решения.

- стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Остановись на полдороге,

Доверься небу, как себе,

Подумай – если не о боге –

Хотя бы просто о себе.

Спасибо за внимание!