Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
ppt
воспитательная работа +1
Все классы
07.02.2018
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений в работе с детьми является социально-педагогическая работа с теми, кто так или иначе всегда выделяется в самостоятельную категорию, но называются при этом по-разному, трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, деть с отклоняющимся поведением (девиантным), дети "группы риска".
презентация.ppt
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Профилактическая и
коррекционная работа с
детьми «группы риска»
Социальный педагог
Лебедева Лилия Сергеевна
МОАУ «СОШ № 43 г. Орска»
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Трудный ребенок. Какой он?
Конфликтный
дерзкий
л е н и в ы й
а г р е с с и в н ы й
лживый
ч
а
Н е у в е р е н н ы й в с е б е
д р
задиристый
л и в ы й
несамостоятельный
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Причины детской неуправляемости:
Борьба за внимание родителей
Борьба за самоутверждение
Жажда мщения окружающему миру,
взрослым
Неверие в свой успех
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Борьба за внимание родителей.
Непослушание – это тоже
возможность привлечь к себе
внимание, заявить о себе, если
о тебе забыли взрослые.
Внимание необходимо любому
человеку для эмоционального
благополучия, а тем более –
ребёнку.
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Борьба за самоутверждение
Ребёнок объявляет войну бесконечным
указаниям, замечаниям и опасениям взрослых.
Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам.
Это заложено в его природе – нельзя прожить
жизнь на опыте старших.
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Неверие в свой успех.
Причины неверия в собственный успех:
низкие школьные результаты вне
зависимости от приложенных
ребёнком усилий
низкая самооценка, поощряемая
педагогами и семьёй,
плохие взаимоотношения в классе
со сверстниками,
откровенная изоляция ребёнка,
отсутствие возможности проявить
себя, свои способности и умения.
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Жажда мщения окружающему
миру, взрослым.
Ребёнок мстит за:
неверие в его способности и возможности
сравнение не в его пользу со старшими или
младшими братьями и сестрами
за унижение друг друга в кругу семьи
за потерю одного из родителей в результате развода
за появление в доме нового члена семьи, который
становится более значимым, чем сам ребёнок
за несправедливость по отношению к себе и
невыполненные взрослыми обещания
за родительскую ложь и хамелеонство
за чрезмерное проявления взрослыми любви друг к
другу
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Макаренко:
«Хотите,
чтобы были
хорошие дети
— будьте
счастливы».
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
ПОЛОЖЕНИЕ ПОДРОСТКА В СЕМЬЕ
И ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Основная проблема, возникающая у подростков,
— это проблема взаимоотношений с родителями.
В юношеском возрасте ребенок избавляется от
детской зависимости и переходит к отношениям,
которые основаны на взаимном доверии,
уважении и относительном, но неуклонно
растущем равенстве.
В большинстве семей процесс проходит
болезненно и воспринимается как вызывающее
поведение.
Подростковый возраст — время проверки всех
членов семьи на социальную, личностную и
семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и
конфликтами. В этот период все скрытые
противоречия выходят наружу.
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние
им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и
других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке,
верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как
бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах
подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла,
без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью,
распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для
подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и
старшим другом, которому можно доверить все.
Но со временем эти функции меняются местами.
В связи с этим даже в благополучных семьях возникает
определенная сложность общения с детьми старшего школьного
возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что
родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение
должно строиться подругому, нежели с маленькими. Не всегда
родители различают, что нужно запрещать, а что следует
разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Задачи
Социально
классного
психологически
руководителя
е аспекты
в работе с
работы с
проблемными
жертвой и
семьями:
последствиями
насилия
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Семьи, в которой
«трудные» родители
Это, например, одинокая
мать, которой ребенок
мешает устроить личную
жизнь.
Атмосфера в такой семье
холодность,
безразличие, отсутствие
духовного контакта
задача классного
руководителя:
Расположить мать к себе, заручиться
Попробовать посмотреть на себя глазами
•
доверием; если она отнесется к этому
настороженно, не спешить обижаться.
•
матери. Это поможет лучше понять ее и
контролировать свое отношение к ней.
•
пробудить ответственность за его
будущее.
• Деликатно, тактично затронуть тему
естественного желания матери
Заинтересовать судьбой подростка,
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Семьи, в которой
господствует безнадзорность
В таких семьях,
родители, как правило,
употребляют алкоголь.
Для родителей
характерны культурная
ограниченность,
бедность чувств,
отсутствие духовных
связей с детьми
задача классного
руководителя:
Терпеливо доказывать родителям
Обратить внимание на испытываемые
Выяснить, кто из родителей пользуется
пагубное влияние на подростка того
образа жизни, который они ведут.
•
подростком переживания, боль, стыд,
обиду за отца и мать.
•
большим авторитетом в семье, кто может
стать опорой в изменении условий жизни.
•
общение с окружающими людьми,
морально поддержать, установить
контроль.
Включить подростка в более широкое
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Семьи, характеризующиеся
педагогической неграмотностью
родителей
Родители не понимают
детей,
обнаруживают полное
незнание методов
педагогического
воздействия,
недооценивают
значение
семейного воспитания,
подрывают авторитет
школы и учителей
задача классного
руководителя:
Сформировать у родителей потребность в
•
педагогических знаниях через проведение
с ними консультаций, включение их в
систематическую работу школы с
родителями.
•
•
нуждаются в образованных родителях.
Пробудить интерес к самообразованию.
Внушить мысль о том, что все дети
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Семьи, в которых родители предъявляют к
детям завышенные требования, часто
граничащие с жестокостью
. Детей часто
наказывают
физически, в
результате чего они
растут озлобленными
и жестокими
задача классного
руководителя:
• Доказать родителям, что с ребенком надо
обращаться как с равным, отказаться от
действий с позиции силы.
• Относиться к ребенку как к человеку,
который имеет равные права на
самостоятельность и уважение.
• Доказать, что терпение и
снисходительность ребенку главное средство
в воспитании
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Семьи, , в которых приоритет
отдается материальному благополучию
над духовной жизнью
. Дети в таких семьях
растут эгоистами,
излишне практичными
потребителями.
Родители эти качества
поощряют
задача классного
руководителя:
Заинтересовать подростка развитием
При встречах с родителями дома и в
Изменить жизненную ориентацию
•
родителей.
•
внутреннего духовного мира.
•
школе использовать косвенное
воздействие, опираясь на здоровые
интересы
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Процесс перевоспитания,
как и процесс воспитания,
должен строиться, прежде всего,
с учетом индивидуальнопсихологических
свойств подростка, с учетом
тех конкретных обстоятельств
и неблагоприятных условий
воспитания, которые
способствовали возникновению
разных асоциальных
проявлений и отклонений.
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Трудно держать в уме множество
воспитательных целей, все равно не
удержишь. Если наши дети будут
совестливы и добры, этого достаточно,
все остальное приложится.
Из школы, из жизни они сами будут
выбирать и вбирать в себя все доброе
и честное.
Они будут воспитуемы, как говорил
Сухомлинский. Будет основа – и
серьезное воспитание во всех его
видах и направлениях пойдет им
впрок.
Но нельзя строить третий и пятый этажи
там, где нет фундамента.
Симон Соловейчик
Из книги «Педагогика для всех»
Профилактическая и коррекционная работа с детьми "группы риска"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.