«Профилактические
сказки для школьной адаптации»
При подготовке использованы материалы книги
М.А.Панфиловой "Лесная школа"
В школе дети встречаются с новым миром
предметов, которые имеют отношение к новому для них виду деятельности - учебе.
Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим
фактором. Научить первоклассников правильно обращаться с этими предметами,
адекватно относиться к ним, развить аккуратность и самостоятельность помогут
предлагаемые сказки.
Собирание портфеля
После школы все ученики добросовестно выполнили
домашнее задание, сочинили стихи-правила. Белочка решила нарисовать свое
правило питания в альбомчике. Рисунок получился удачным: цветными карандашами
был изображен чистенький первоклассник за столом, он правильно держал ложку,
локти и салфетку, а его ротик был закрыт. Белочка немного полюбовалась своей
работой. Потом она убрала альбом в портфель и побежала играть с друзьями в
лесу...
В школе учитель проверял домашнее задание. Ребята порадовали учителя своими
ответами. Только Белочка еще не показала свой рисунок. Она не могла найти
альбом в своем портфельчике.
- Может быть, ты расскажешь свое правило, Белочка? - предложил
Еж.
- Но мне без рисунка трудно будет вспомнить стишок! Сейчас найду! Я ведь его
точно положила! - чуть не плача произнесла Белочка.
- Хорошо, давайте поможем Белочке! - обратился к ребятам Учитель.
Заяц и Волчонок стали помогать ей, вытаскивать все содержимое портфеля на парту, чтобы быстрее найти пропажу. Чего только не было в портфеле у Белочки. Кроме школьных предметов на парте лежали орешки, веточки, бантики, цветочки, фантики от конфет и даже сухие грибы. Еж и ученики с интересом смотрели на все эти сокровища.
- Ой, вот он, мой альбомчик! - обрадовалась находке Белочка.
- Ну, что же, покажи всем, Белочка, свой рисунок, - улыбаясь, произнес Учитель.
Белочка похвасталась своим произведением, прочитала стишок, но вместо
ожидаемого восторга почему-то увидела удивление. Дети продолжали рассматривать
"раскопки".
- Что вы так смотрите? - обратилась к товарищам Белочка.
- Как же у тебя все это поместилось в школьном портфельчике? - спросил
Медвежонок.
- А мне мама пришила много кармашков на портфель, вот поэтому все и влезло! -
продолжала хвастаться Белочка.
- Да, твоя мама потрудилась на славу, чтобы дочке удобно было раскладывать
школьные предметы по отделениям, по назначениям: ручки в один кармашек,
тетрадки в другой, книжки в третий... - пытался объяснить ученице Еж.
- А зачем их так раскладывать? Можно ведь и по-другому: школьные
вещи в один кармашек, орешки в другой, конфетки в третий... - продолжала
настаивать на своем Белочка.
- Конечно, можно раскладывать и так, но сколько времени мы потратили на поиск
твоего альбома?! - возразил Учитель.
Белочка немного задумалась. А Еж обратился ко всему классу:
- Ребята, а как вы собираете свой портфель, чтобы было удобно готовиться к
урокам?
- Я тетрадки и учебники убираю вместе, - поделился своим опытом Волчонок.
- А когда ты их кладешь в портфель или вытаскиваешь, тетрадочки,
наверное, сминаются? - предположил Учитель.
- Да, сминаются, - подтвердил Волчонок.
- А я раскладываю все по порядку, по кармашкам, чтобы тетрадочки лежали
отдельно, учебники отдельно, карандаши и ручки в другом кармашке, - рассказывал
Заяц.
- Это правильно, - похвалил его Учитель. - Ведь нам школьные предметы будут
нужны долгое время, поэтому, чтобы их сохранить такими же красивыми, о них
приходится заботиться.
- Как это заботиться? Они же не живые! - поинтересовалась Белочка.
Правильно раскладывать, одевать в обложечки, вовремя ремонтировать, лечить.
Заботиться, ухаживать за вещами необходимо так же, как за живыми существами,
тогда они будут верно нам служить. А если мы будем к своим вещам равнодушны, то
они могут убежать, как посуда в сказке "Федорино горе".
Ребята засмеялись, но потом с грустью посмотрели в свои портфели.
- Я не хочу, чтобы мой портфельчик убежал! - произнес Лисенок.
- И я не хочу! - прошептали все ребята.
- Тогда будем ухаживать, заботиться о своих портфелях, не обременять их лишними
вещами, - завершил разговор Учитель.
На перемене каждый ученик проверил свои вещи в портфеле, разгладил смятые
листочки в тетрадках, поточил карандашики, распределил все по отделениям
Белочкин сон
Белочка целый вечер наводила порядок. Она перебирала
школьные предметы и распределяла их по отделениям. Когда из портфеля ей
удавалось извлечь игрушку или что-нибудь веселенькое, то Белочка забывала о
своем серьезном деле и увлекалась игрой. Потом она вновь возвращалась к
скучному занятию, но скоро ей это надоело, она с раздражением бросила портфель
и воскликнула:
- Все, не хочу больше такого порядка! Пусть все будет, как было! Мне так больше
нравится!
Повеселевшая от принятого решения, Белочка еще немного поиграла,
пролистала книжку с яркими картинками и легла спать.
И снится нашей Белочке сон...
Тихо и осторожно вылезает из портфеля карандаш и чихает:
- Чхи, чхи, чхи! Ну надо же меня так засунуть, что я чуть не задохнулся! На
самое дно запрятала!
- Это еще что? А я одним листочком в учебнике математики лежу, а другим - в
русском языке! - пожаловалась тетрадка.
- Ха, удивили! - воскликнул ластик. - Посмотрите на меня! Я весь грязный, мною
с платья липкую конфетку стирали!
- А ведь портфель - это дом для школьных предметов, - проворчали
учебники.
- Не ожидала, что буду рядом с такими соседями, как грибы и всякие безделушки!
- простонала шариковая ручка.
- Ничего! Терпите! Тоже мне важность - школьные предметы! - ответил крупный
сушеный гриб.
- Мы красивее и веселее вас, хоть и "безделушки", - с обидой пропищали
бантики.
- Нас хозяйка больше всех любит! - продолжали орешки.
- Ах, это правда! - в один голос произнесли школьные предметы. -
Если бы она нас любила, то по-другому относилась бы.
- Так может быть, пойдем искать другую школьницу или школьника, которые будут
заботиться о нас, - предложил портфель.
- Наверное, это правильное решение! Собираемся в дорогу, - предложили учебники.
- Стойте! Возьмите и меня с собой! - взмолилось платье. - Когда
меня только купили, я еще Белочке нравилось, а сейчас...
- И нас возьмите, пожалуйста! - попросили игрушки. - Нас она тоже не любит, мы
сломаны и разбросаны.
- В путь!!! - скомандовал портфель. - Если мы не нужны Белочке...
- Нужны! Нужны! - закричала Белочка, вскакивая с кровати. - Прошу вас,
останьтесь! Я о вас буду заботиться, любить! Простите меня, пожалуйста!
В комнате было тихо. Все вещи разбросаны по углам, портфель лежал на боку, из него вывалились тетрадки, учебники, ручки, карандаши.
"Неужели мне это приснилось? - подумала Белочка. - Или все
произошло на самом деле?!"
Белочка растерянно оглядывала свои вещи, а потом осторожно, нежно стала их
убирать на свои места, шепча и приговаривая:
- Милые мои, хорошие, останьтесь, я буду вас убирать, ухаживать. Мне без вас
очень, очень плохо...
Закончив уборку, Белочка вернулась в кровать.
Утром, когда мама Белочки вошла в детскую комнату, очень удивилась:
- Что произошло? Такого порядка я у тебя, доченька, никогда не видела!
- Мамочка! Я поняла, что вещи надо тоже любить! - улыбаясь, произнесла Белочка.
И ей показалось, что вместе с ней улыбался портфель со школьными предметами.
Госпожа Аккуратность
В школе Белочка рассказала друзьям свой сон.
Первоклассники весь день ходили под впечатлением.
- А я думаю, - предположил Заяц, - что это Белочке не приснилось, а все было на
самом деле.
- Наверное, когда она крикнула, то все вещи остановились, притворились
неживыми, неговорящими, - рассудил Лисенок.
- На всякий случай я буду более внимательным к своим вещам, - с опасением
проговорил Медвежонок.
- Уж лучше лишний раз убрать, чем потом остаться без портфеля и школьных
предметов, - подтвердил Волчонок.
В этот день Учитель похвалил всех учеников за аккуратность.
- Молодцы, ребята! И в тетрадях, и на партах, и в портфелях у вас полный
порядок! Пора поиграть в "Госпожу аккуратность".
- А кто она такая? - удивилась Белочка.
- Давным-давно в старинном замке жила-была самая аккуратная женщина на свете. Из разных мест к ней спешили родители со своими мальчиками и девочками. Только этой Госпоже удавалось приучить их к аккуратности во всем. Блестели от чистоты и порядка школьные принадлежности, тетрадки, одежда, игрушки, прически и прочее, прочее, прочее. Ее называли "Госпожа Аккуратность", она была волшебницей и умела превращать всех в чистюль. Однажды к Госпоже Аккуратность обратилась злая колдунья Лень с просьбой раскрыть ей свой секрет. Колдунья хотела помешать доброму делу. "Пусть все люди станут грязнулями, будут больше радовать меня!" - рассуждала Лень. Но Госпожа Аккуратность улыбнулась и ответила: "Все свои секреты я уже рассказала мальчикам и девочкам, они помнят и хранят их, передают своим детям". Тогда колдунья Лень решила заколдовать всех людей, чтобы они забыли секреты аккуратности. И люди стали лениться. Но все же каждый мальчик или девочка помнили один из секретов Госпожи и могли научить своих друзей и знакомых.
С той поры люди играют в игру "Госпожа Аккуратность", и я вас сейчас научу играть в нее, - обратился Еж к ребятам. - В коробочке лежат маленькие листочки бумаги с секретными вопросами. По очереди, отвечая на каждый вопрос, мы сможем найти помощников "Госпожи Аккуратвости" среди вас. Вы готовы?
- Конечно, готовы! - ответили школьники.
- Первый секрет "Чистого тела". Кто знает, как умываться, мыть руки и
чистить зубы? - прочитал записку Учитель.
- Я знаю и смогу научить других! - воскликнула Белочка. - И она рассказала, как
это делать правильно.
- Будешь нашей помощницей, - объявил всему классу Еж. - А вот другой вопрос из
коробочки: кто знает секрет "Чистых вещей"?
- Это мой секрет! - обрадовался Медвежонок.
- Я много раз помогал маме чистить, стирать, гладить и убирать вещи в шкафчик.
Могу это делать сам и научить других.
- Хорошо, и ты будешь нашим помощником, Медвежонок! А вот других
помощников, хранителей секретов "Чистой тетради", "Чистой парты"
и "Чистого портфеля", позвольте объявить мне. И я предлагаю
полюбоваться тетрадочкой Зайчонка, портфелем Лисенка и партой Волчонка. Вы
согласны стать нашими помощниками?
- Мы будем рады! - согласились ученики.
- Тогда слушайте и запоминайте! Все помощники в школе называются дежурными. Они
помогают учителю и ученикам, стараются быть внимательными и вежливыми. А самое
главное, замечания своим товарищам и советы произносят шепотом.
- Конечно, чтобы не услышала колдунья Лень! - догадался Лисенок.
Учитель улыбнулся и продолжил:
- Наши помощники-дежурные всю неделю трудятся, обучают своим секретам. А в
конце недели, в пятницу, назначают новых дежурных, новых хранителей секретов
Госпожи Аккуратности.
- А как же мы сможем узнать новых помощников? - спросил Лисенок.
- Правильно, Лисенок, у помощников будут значки. И сейчас я их достану из
коробочки и приколю к одежде каждого дежурного.
Все школьники приготовились к этому торжественному моменту.
В классе зазвучала музыка и Учитель прикрепил значки помощникам.
Гордые, радостные школьники всю перемену разглядывали рисунки на значках.
Оказалось, что они все разные. На одном значке была нарисована щетка с
курточкой; на другом - мыло с полотенцем; на третьем - тетрадочка; на четвертом
- парта; а на пятом - портфель. Ребята-зверята, конечно, догадались, что за
секреты скрывались за этими рисунками, какому помощнику они принадлежали.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.