"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"
Оценка 5

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

Оценка 5
Игры
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
06.02.2019
"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"
Средняя продолжительность игры, включая объяснение учащимся правил и подведение результатов, занимает 45 мин. Цель игр — формирование у подростков в возрасте 12—13 лет социально приемлемых механизмов поведения в субъективно сложных жизненных ситуациях, криминогенных ситуациях и в условиях угрозы их жизни и благополучию.
Профилактические игровые методики.docx
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ  Методические рекомендации.  Средняя  продолжительность   игры,  включая объяснение   учащимся   правил   и   подведение   результатов,   занимает   45   мин. Цель игр — формирование у подростков в возрасте 12—13 лет социально приемлемых   механизмов   поведения   в   субъективно   сложных   жизненных ситуациях,   криминогенных   ситуациях   и   в   условиях   угрозы   их   жизни   и благополучию.  ИГРА 1. "КОНСТРУКТОР"  Для игры необходимы: листы большого формата, наборы для рисования (по числу   команд).   Заранее   подготавливаются   задания.   Задание   представляет собой специально приготовленный текст или выдержку из книги, журнальной публикации,   подробно   описывающую   сцену   насилия   (драка,   избиение, издевательство). Таких заданий должно быть больше, чем играющих команд, поскольку иногда команды не могут справиться с одним из вариантов и его требуется   срочно   заменить.   В   заранее   подготовленном   тексте   выделяются (шрифтом,   маркером)   ключевые   слова,   т.   е.   слова,   несущие   выраженный семантический оттенок агрессии (ударил, убил, выстрелил, проткнул и т. д.). В каждом задании число ключевых слов должно быть одинаково.  Группа делится на несколько команд по 6­9 человек (класс можно разделить по формальному признаку ­ по рядам. Прежде чем подростки войдут в класс, их   просят   сесть   не   на   свои   обычные   места,   а   кто   с   кем   хочет).   Каждой команде вручается лист и все необходимые для работы принадлежности. По жребию команды получают задания, к выполнению которых они приступят по сигналу   ведущего.   Командам   объясняют   условия   игры:   они   должны ознакомиться с содержанием текста и создать к нему иллюстрацию, заменяя ключевые слова противоположными им значениями. На выполнение задания командам   отводится   не   более   15   мин.   Затем   все   рисунки   собираются,   а каждая команда выбирает двух игроков, один из которых будет защищать свой "проект", а другой ­ искать изъяны в "проектах" других команд. Команда имеет право помогать своим представителям.  По очереди команды защищают свои проекты. Они должны доказать, что их рисунок полностью отражает содержание исходного текста и в нем заменены все ключевые слова. В ходе дискуссии представители других команд ищут в работе   изъяны,   а   команде,   защищающей   проект,   приходится   экспромтом искать объяснения. На поиск объяснения отводится не более 1 мин. Потом подводится подсчет очков, набранных каждой командой: очки начисляются за каждое устраненное ключевое слово. Побеждает "проект", набравший больше очков.  ИГРА 2. "КОРЗИНКА"  Для   игры   необходима   корзина   (ваза,   шляпа)   или   мешочек,   откуда   будет вытягиваться   задание­жребий.   Задание   представляет   собой   картинку, изображающую   сцену   насилия.   Игрок,   вытянувший   картинку,   получает   от ведущего   задание,   в   ходе   выполнения   которого   должен   так   изменить ситуацию, чтобы насилие было исключено из контекста. Например, участник вытянул   картинку,   и продемонстрировал ее всем играющим; ведущий тут же дает ему задание: что надо сказать, чтобы ребята помирились? Участник отвечает: "Предложить им сыграть в футбол" ­ и передает ход следующему игроку. Когда очередной игрок   не сможет  быстро  придумать  решения,  настанет  его  очередь  тянуть задание из корзинки, а предыдущий игрок сделается ведущим.    изображающую   драку   двух   подростков, Преимущества игры в том, что в нее можно играть и небольшими группами, она   увлекательна   и   может   продолжаться   достаточно   долго.   Игра   может выполнять   функцию   разминки   в   ходе   большого   тренинга.   В   ходе   игры участвуют все подростки, из них легко выбрать наиболее активных, чтобы использовать   в   ходе   тренинга.   Игра   также   не   подразумевает   формальной оценки   успешности   играющих,   что   полезно   для   недавно   сформированных групп.  ИГРА 3. "ТЕЛЕФОН"  Для   игры   необходим   мяч   или   любой   предмет,   который   можно   легко перебрасывать друг другу. Играющие усаживаются в круг. Ведущий выбирает первого игрока (абонента), тот указывает, с кем он собирается "разговаривать по телефону" отходит в сторону и подбрасывает мяч так, чтобы он упал в середину круга. Игрок, поймавший мяч, становится "телефонной станцией". Абонент   и  "телефонная   станция"  отходят   в  сторону,  и  ведущий   сообщает абоненту   тему   для   разговора,   например:   "Вчера   в   нашем   городе   взорвали бомбу". Абонент должен сообщить на ухо "телефонной станции" подробности происшедшего,   после   чего   "станция"   жестами   пересказывает   историю собеседнику абонента. Если тот с трех попыток угадывает смысл сообщения, все трое остаются в игре, иначе ­ выбывают.  Задача игры ­ развить у подростков способности к коммуникации, эмпатии, сопереживанию,   умению   невербально   передать   свои   чувства,   выделить главные детали и дать им эмоциональную трактовку. ТРЕНИНГ   –   ИГРА   4.   «ВОЗВРАЩЕНИЕ   УВЕРЕННОСТИ   В   СЕБЕ ПОСЛЕ ПЕРЕЖИТЫХ БЫТОВЫХ НЕУДАЧ»  Цель работы: коррекция состояния подростков после перенесенной бытовой или карьерной неудачи.  Ожидаемый   результат:  аутокоррекция   подростков,   тренинг   общения, диагностика группы.  Раздаточный материал:  текст стихотворения «Музыкальный дождик» (И. Соковня); карточки с названиями ролей; у ведущего должен быть простейший музыкальный   инструмент   (например,   ксилофон   или   губная   гармошка),  или ведущий просто пропевает каждую ноту.  Личностная   цель:  помочь   каждому   участнику   по   возможности   снизить негативное воздействие на собственную психику пережитой неудачи.  АЛГОРИТМ ИГРЫ  1. Постановка цели. Ведущий предлагает участникам игры задуматься, есть ли у них воспоминание о каком­либо жизненном эпизоде, когда они испытали чувство   досады   от   того,   что   сорвалось   какое­то   дело.   Сорвалось   по независящим от самого человека обстоятельствам. Например: вы собирались с друзьями в поход, но начался такой ужасный ураган, что вы вынуждены были остаться дома.  На   обдумывание   дается   1—2   мин.   Потом   ведущий   просит   одного   из подростков поделиться своими воспоминаниями. Это будет, как правило, тот подросток, который уже справился с последствиями пережитой неудачи. Те, у кого психологический дискомфорт сохранился, раскрываются не так быстро. Однако озвучивание чужих неприятных историй, имевших место в прошлом и пережитых, дает надежду на то, что и он или она смогут справиться со своими неприятностями.  2. Объяснение метода.  Участники должны понять, почему им предлагается игра.   Тезис:   «Ролевая   игра   дает   возможность   безболезненно   для   личности делать ошибки, анализировать их, отстаивать любую, даже парадоксальную (странную, резко расходящуюся с общепринятой) точку зрения. Кроме того, возможность побыть в чужой роли дает нам время на отдых от самих себя, от наших собственных переживаний».  3. Раздача литературного материала. Озорной скрипичный ключ Сел среди мохнатых туч. Вместе с ним сидел на тучах Нот веселых хор певучий. Тучи ливнем пролились, Полетели ноты вниз. Мчит по лужицам такси, Важно едет нота Си. «Си», — свистит сирена, — «Дайте путь мгновенно!» Ну а где же нота Ля? Забрала ее земля. И поют колосья «Ля» многоголосьем. Ноту До, суров и строг, Пароходный взял гудок. «До!» — ревут у входа В гавань пароходы. Озорная нота Ре Шумно плещется в ведре. Фа поймал огромный кот. «Фа!» — шипит он у ворот. Соль нельзя найти нигде. Соль растаяла в воде. Выйдет солнышко гулять, Станет землю согревать, Просохнет сад да улица, И Соль кристаллизуется. Соль пойдет в присядку Прыгать без оглядки! Ноту Ми взяла синица, Отнесла ее сестрицам. Прежде чем воды напиться Иль к кормушке опуститься, Дружно «Ми» кричат синицы. Ну а ключ пошел лечиться. Он купался в лужах И теперь простужен. Скоро ключ поправится, Ноты соберет. Все у тех наладится, Кто хочет, верит, ждет. Роли:  скрипичный   ключ,   До,   Ре,   Ми,   Фа,   Соль,   Ля,   Си,   такси,   кот,   два парохода, тучи (несколько карточек), колосья (несколько карточек), главная синица, синицы (несколько карточек), ведро, дождинки, Земля, Солнце.  4. Чтение вслух текста.  5. Представление ситуации. Ситуация: было намечено хорошее дело, но оно сорвалось.   Однако   неудача   не   должна   рассматриваться   как   непоправимое несчастье.   Участники   сорвавшегося   дела   могут   снова   собраться   вместе   и начать   все   сначала.   Но   у   каждого   участника   свой   характер.   Мы   должны выяснить, захотят ли они вернуться, как каждый в отдельности переживает ситуацию. (При проведении рефлексии в случае работы с детьми до 12 лет не следует   задавать   слишком   развернутые   вопросы,   достаточно   просто попросить ребенка, исполняющего ту или иную роль, охарактеризовать свое состояние, с подростками можно провести более углубленную рефлексию.)  6.   Постановка   задачи.  Входя   в   игру,   человек   принимает   на   себя   роль персонажа, соглашаясь на время соответствовать его полу, возрасту, облику. Задача игроков — соответствовать общим представлениям об образе, в том числе используя речевые, пластические, мимические и прочие приемы.  7. Раздача карточек. Карточки перемешать и раздать произвольно. В группе должно быть не менее 14 и желательно не более 30 человек.  8. Ролевая   игра  по тексту.  Вхождение   в   роль   (каждый   участник   должен вслух «отречься от своего имени» и принять на себя роль, например, ноты, парохода и т. д.).  После этого отношение ведущего к участникам игры меняется. Перед ним не ученики,   а   ноты,   пароходы,   колосья   и   т.   д.   Можно   начать   обращаться   к каждому  ребенку   на  вы.  Это  поднимает   значимость   игрока   в  собственных глазах.  Соответствие роли (участники должны показать, как выглядит пароход, какая из себя туча, каков собой кот и т. д.).  Рефлексия ситуации (предупредите участников, что они не должны особенно обращать внимание на мнение окружающих, а могут высказывать свое личное видение ситуации).  Вопросы, которые могут быть использованы во время игры.  Зачем ноты расселись на тучи? Это был легкомысленный поступок? Скажите, нота …, что вы чувствовали, когда неслись на землю вместе с каплями дождя? Вам   было   холодно?   Вас   беспокоила   влажность?   Это   был   холодный   или жаркий день? Что вы ощутили, когда… (далее по ситуации стихотворения). Вы уверены, что то, что произошло, вам не нравится? Может быть, вас просто тревожит   новизна   ситуации?   Вы   хотите   вернуться?   У   вас   есть   такая возможность.  9.   Общегрупповая   рефлексия   и   выход   из   ролей.  Вопросы,   которые задаются после выхода из ролей: вам досталась та роль, которую вы бы хотели получить?   Чем   вас   устроила   роль?   Чем   не   устроила?   Что   бы   вы   хотели изменить в вашей ситуации (ноты, кота, ведра, колосья, синиц…)? Измените и покажите нам.  10.   Резюме   группы.  Общий   вывод.   Он   может   быть   самым   необычным. Главное — не спешите закончить игру, дайте всем высказаться.  11. Рефлексия ведущего. Ведущий разбирает вслух работу каждого игрока, отмечает   достоинства   при   исполнении   ролей,   благодарит   игроков   и   всю группу.  12. Рабочая рефлексия ведущего.  После  игры  ведущий  более «выпукло» видит   личностные   проблемы   игроков,   обдумывает   возможность   коррекции (индивидуальная,   групповая),   оценивает   состояние   группы   (диффузная, группа­корпорация, группа­коллектив).  МЕТОДИКИ ЭКСПРЕСС­ДИАГНОСТИКИ  1. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ФОРМ АГРЕССИИ А. БАССА И Д.  АРКИ  Многие   ситуации   (профессиональное   ориентирование,   подбор   команд   для участия   в   спортивных   и   иных   соревнованиях,   проведение   групповых тренингов,   в   частности   выездных   многодневных   тренингов,   специальных тренингов)   требуют   определения   уровня   и   формы   реализации   агрессии   у подростка.   Сложные   диагностические   методики   доступны   только профессиональному   психологу,   но   во   многих   случаях   столь   глубокое исследование не является необходимым. Поэтому мы предлагаем простую и эффективную упрощенную методику А. Басса и Д. Арки (в адаптации А. К. Осницкого, 1954), с которой может работать любой педагог или социальный работник, а при желании — и родители подростков. Методика диагностики показателей   и   форм   агрессии   А.   Басса   и   Д.   Арки   (табл.   3)   включает определение: 1) физической агрессии — агрессии, выражающейся в непосредственном  физическом воздействии на людей (драки, нанесение телесных повреждений,  убийство, терроризм);  2) вербальной агрессии — агрессии, выражающейся в брани, крике, сплетнях,  клевете и т. д.;  3) косвенной агрессии — агрессии, перенесенной на неживые предметы,  животных;  4) негативизма — чувства противоречия, отвержения, отторжения  общественных стереотипов и принятых в обществе форм поведения;  5) раздражительности — скорости развития агрессивных и защитных реакций; 6) подозрительности;  7) обиды — внутреннего переживания ущемления собственных реальных или  мнимых прав;  8) чувства вины — переживания собственного положения в качестве  ущемляющего права иных лиц. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и Д. Арки  №  Вопрос  Да Пожалуй, да  Пожалуй, нет Нет  1  Временами не могу справиться с  желанием навредить кому­либо  2  Иногда могу посплетничать о людях,  которых не люблю  3  Легко раздражаюсь, но легко и  успокаиваюсь  4  Если меня не попросить по­хорошему,  просьбу не выполню  5  Не всегда получаю то, что мне  положено  6  Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной  7  Если не одобряю поступки других  людей, даю им это почувствовать  8  Если случается обмануть кого­либо,  испытываю угрызения совести  9  Мне кажется, что я не способен  ударить человека  10  Никогда не раздражаюсь настолько,  чтобы разбрасывать вещи  11 Всегда снисходителен к чужим  недостаткам  12  Когда установленное правило не  нравится мне, хочется нарушить его  13  Другие почти всегда умеют  использовать благоприятные  обстоятельства  14  Меня настораживают люди, которые  относятся ко мне дружелюбнее, чем я  ожидаю  15 Часто бываю не согласен с людьми  16  Иногда на ум приходят мысли,  которых я стыжусь 17  Если кто­то ударит меня, я не отвечу  ему  18 В раздражении хлопаю дверьми  19  Я более раздражителен, чем кажется со стороны  20 Если кто­то корчит из себя начальника, я пойду ему наперекор  21 Меня немного огорчает моя судьба  22  Думаю, что многие люди не любят  меня  23  Не могу удержаться от спора, если  люди не согласны со мной  24 Увиливающие от работы должны  испытывать чувство вины  25  Кто оскорбляет меня или мою семью,  напрашивается на драку  26 Я не способен на грубые шутки  27  Меня охватывает ярость, когда надо  мной насмехаются  28 Когда люди строят из себя  начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались  29 Почти каждую неделю вижу кого­ нибудь из тех, кто мне не нравится  30 Довольно многие завидуют мне  31  Требую, чтобы люди уважали мои  права  32  Меня огорчает, что я мало делаю для  своих родителей  33 Люди, которые постоянно изводят вас,  стоят того, чтобы их щелкнули по носу 34 От злости иногда бываю мрачным  35 Если ко мне относятся хуже, чем я  того заслуживаю, я не огорчаюсь  36  Если кто­то пытается вывести меня из  себя, я не обращаю на него внимания  37 Хотя я и не показываю этого, иногда  меня гложет зависть  38  Иногда мне кажется, что надо мной  смеются  39 Даже если злюсь, не прибегаю к  сильным выражениям 40  Хочется, чтобы мои грехи были  прощены  41 Редко даю сдачи, даже если кто­нибудь ударит меня  42  Обижаюсь, когда получается не  по­моему  43 Иногда люди раздражают меня своим  присутствием  44  Нет людей, которых бы я  по­настоящему ненавидел  45 Мой принцип: «Никогда не доверять  чужакам»  46  Если кто­то раздражает меня, готов  сказать ему все, что о нем думаю  47 Делаю много такого, о чем  впоследствии сожалею  48  Если разозлюсь, могу ударить  кого­нибудь  49 С десяти лет у меня не было вспышек  гнева  50 Часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться  Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым  нелегко ладить  Всегда думаю о том, какие тайные  причины заставляют людей делать  приятное для меня  51  52  53 Когда кричат на меня, кричу в ответ  54 Неудачи огорчают меня  55 Дерусь не реже и не чаще других  56  Могу вспомнить случаи, когда был  настолько зол, что ломал первую  попавшуюся в руки вещь  57 Иногда чувствую, что готов первым  начать драку  58  Иногда чувствую, что жизнь со мной  поступает несправедливо  59  Раньше думал, что большинство людей  говорит правду, но теперь этому не  верю  60 Ругаюсь только от злости 61  Когда поступаю неправильно, меня  мучает совесть  62  Если для защиты своих прав нужно  применить физическую силу, я  применяю ее  63  Иногда выражаю свой гнев тем, что  стучу по столу  64 Бываю грубоват по отношению к  людям, которые мне не нравятся  65  У меня нет врагов, которые хотели бы  мне навредить  66 Не умею поставить человека на место,  даже если он этого заслуживает  67 Часто думаю, что живу неправильно  68  Знаю людей, которые способны  довести меня до драки  69 Не огорчаюсь из­за мелочей  70  Мне редко приходит в голову мысль о  том, что люди пытаются разозлить или  оскорбить меня  71 Часто просто угрожаю людям, не  собираясь приводить угрозы в исполнение  72 В последнее время я стал занудой  73 В споре часто повышаю голос  74 Стараюсь скрывать плохое отношение  к людям  75  Лучше соглашусь с чем­либо, чем  стану спорить  Примечание.   Даже   если   вы   не   сочтете   возможным   использовать предложенную   методику   целиком,   вопросы,   представленные   в   таблице   3, помогут вам при общении с подростками в трудных случаях.  Показатели   по   всем   шкалам   в   норме   не   должны   превышать   50   баллов. Высокий   уровень   физической   агрессии   в   норме   может   встречаться   у спортсменов, охотников, уровень физической агрессии у девушек в среднем ниже, чем у юношей. Настораживающими являются показатели физической агрессии   более   70.   Такому   подростку   необходима   консультация патопсихолога и психиатра.  Высокий уровень вербальной агрессии (ругань, выяснение отношений) чаще встречается у девушек, у юношей такой вид агрессии появляется в качестве компенсации   при   невротических   расстройствах,   нарушении   половой идентичности, в частности при воспитании в семьях, лишенных отцов, при низком   уровне   самооценки,   невысоком   рейтинге   в   группе.   Такие   юноши дистанцируются от группы, избегают контакта со сверстниками, склонны к совершению необдуманных, антисоциальных, брутальных (грубых) поступков. Высокий уровень косвенной агрессии свидетельствует о фрустрированности (глубокая   депрессия,   связанная   с   нарушением   планов)   подростка   и   его попытках  сдержать свои агрессивные проявления. Эти проявления в итоге переносятся   на   неодушевленные   предметы   (мальчик   стоит   в   состоянии задумчивости   и   бьет   прутом   забор)   и   третьих   лиц,   как   правило,   лиц ближайшего   окружения,   например   родителей,   учителей   (немотивированная грубость, отказ от исполнения обычных функций). Негативизм свойствен подросткам в силу их психологических особенностей, однако   высокий   его   уровень   (более   70)   должен   настораживать,   поскольку высокий   уровень   негативизма   сопровождает   эндогенные   психозы   и расстройства   личности.   И   те   и   другие   состояния   —   высокий   риск   по агрессивным   и   криминальным   поступкам.   Раздражительность   не   является показателем   собственно   агрессии,   но   отражает   степень   готовности   к агрессивным   действиям.   В   сочетании   с   высоким   уровнем   физической   или косвенной агрессии это очень опасный показатель. Подозрительность, обида и чувство вины отражают невротические реакции, служат показателем общей нестабильности   отношений   индивидуума   с   окружающими.   Их   высокие показатели   (особенно   более   80)   —   повод   для   обращения   к   психологу   и психиатру за консультацией.  Ключ к методике. При обработке данных в обычных условиях ответы «Да» и «Пожалуй, да» суммируются, «Нет» и «Пожалуй, нет» суммируются. Ответ на вопрос со знаком «–» регистрируется с противоположным знаком. Сумма баллов,   умноженная   на   К,   позволяет   получить   нормированные   показатели (табл. 4).  Индекс агрессивности = («1» + «2» + «3») : 3.  Индекс враждебности = («6» + «7») : 2.  «1». Физическая агрессия, К = 11.  1 +, 9 –, 17 –, 25 +, 33 +, 41 +, 48 +, 55 +, 62 +, 68 +  «2». Вербальная агрессия, К = 8.  7 +, 15 +, 23 +, 31 +, 39 –, 46 +, 53 +, 60 +, 66 – , 71 +  73 +, 74 –, 75 –  «3». Косвенная агрессия, К = 13.  2 +, 10 +, 18 +, 26 –, 34 +, 42 +, 49 –, 56 +, 63 +  «4». Негативизм, К = 20.  4 +, 12 +, 20 +, 28 +, 36 –  «5». Раздражение, К = 9.  3 +, 11 –, 19 +, 27 +, 35 – , 43 +, 50 +, 57 +, 64 +, 69 –, 72 + «6». Подозрительность, К = 11.  6 +, 14 +, 22 +, 30 +, 38 +, 45 +, 52 +, 59 +, 65 –, 70 –  «7». Обида, К = 13.  5 +, 13 +, 21 +, 29 +, 37 +, 44 +, 51 +, 58 +  «8». Чувство вины, К = 11.  8 +, 16 +, 24 +, 32 +, 40 +, 47 +, 54 +, 61 +, 6  Бланк анализа результатов**  1  3  5  4  7  6  2  8  Вопросы  1  9  2  3  4  5  6  7  8  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67 68  69  72  70  71  73  74  75  Коэффициенты  11  13  9  20  13  11  8  11  Баллы  Нормированные показатели  Индекс агрессивности =  Индекс враждебности =  2.  МОДИФИКАЦИЯ   МЕТОДИКИ   В.   В.   БОЙКО   «ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»  Методические   рекомендации.  Предлагаемый   тест   поможет   учителям, школьным   психологам,   воспитателям   в   проведении   психологической диагностики и педагогической коррекции подростков. Встречаемый в тексте термин «работа» включает любой вид деятельности, в том числе и учебу. Для удобства участников опроса называют «курсанты».  Эмоциональное   выгорание  —   это   выработанный   личностью   механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в   ответ   на   избранные   психотравмирующие   воздействия.   Эмоциональное выгорание   —   приобретенный   стереотип   эмоционального   поведения.   Это функциональный стереотип, позволяющий  человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.  Эмоциональное выгорание часто имеет и неблагоприятные, дезадаптационные последствия, поскольку отрицательно сказывается на учебной деятельности или на исполнении профессиональных обязанностей и ухудшает отношения с одноклассниками и окружающими.  Инструкция по заполнению теста. На листе бумаги выписываются в столбик числа   от   1   до   84.   На   вопросы   даются   ответы   только   «да»   и   «нет»   без раздумий.  Обращение к курсантам. Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей учебной или профессиональной деятельности — это люди, с которыми вы ежедневно учитесь или работаете.  Чтение вопросов теста.  Курсанты заполняют опросник. Обработка данных проводится курсантами  индивидуально  и самостоятельно в соответствии  с инструкцией­«ключом» (прилагается 1 экз. на группу). Делается вывод, какие признаки   и   аспекты   поведения   личности   подлежат   коррекции,   чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба партнерам.  ТЕСТ  1.   Недостатки   в   учебе   (на   работе)   постоянно   заставляют   нервничать, переживать, напрягаться.  2. Сегодня я доволен результатами своей учебы (выбранной профессией) не меньше, чем в начале выбранного пути.  3. Я ошибся в выборе профиля обучения или профессии (занимаю не свое место).  4.   Меня   беспокоит   то,   что   я   стал   хуже   учиться   (менее   продуктивно, некачественно, медленнее). 5.   Теплота   взаимодействия   с   одноклассниками   очень   зависит   от   моего настроения — хорошего или плохого.  6. От меня мало зависит благополучие одноклассников.  7.   Когда   я   прихожу   домой,   то   некоторое   время   (часа   2—3)   мне   хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.  8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы друга (свернуть взаимодействие).  9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать одноклассникам того, что они от меня ждут.  10. Моя учеба (работа) притупляет эмоции.  11.Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело.  12. Бывает, я плохо засыпаю из­за переживаний, связанных с учебой (работой). 13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.  14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.  15. Я бы сменил место учебы (работы), если бы представилась возможность.  16.  Меня  часто  расстраивает  то,  что  я  не могу  должным   образом  оказать однокласснику (партнеру) поддержку, услугу, помощь.  17.   Мне   всегда   удается   предотвратить   влияние   плохого   настроения   на деловые контакты.  18.   Меня   очень   огорчает,   если   что­то   не   ладится   в   отношениях   с одноклассниками (деловыми партнерами).  19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.  20. Из­за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю меньше внимания одноклассникам чем положено.  21. Иногда самые обычные ситуации общения в школе (на работе) вызывают раздражение.  22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. 23.  Общение   с   одноклассниками  (партнерами)   побудило   меня   сторониться людей.  24. При воспоминании о некоторых одноклассниках (коллегах по работе или партнерах) у меня портится настроение.  25.  Конфликты  или  разногласия  с  одноклассниками  (коллегами)  отнимают много сил и эмоций.  26.   Мне   все   труднее   устанавливать   или   поддерживать   контакты   с одноклассниками (деловыми партнерами).  27. Обстановка в школе (на работе) мне кажется очень трудной, сложной.  28.   У   меня   часто   возникают   тревожные   ожидания,   связанные   с   учебой (работой): что­то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.  29. Если одноклассник (партнер) мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.  30. В общении с одноклассниками (на работе) я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра — не получишь зла».  31. Я охотно рассказываю домашним о своей учебе (работе).  32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах учебы (работы).  33.   Порой   я   чувствую,   что   надо   проявить   к   одноклассникам   (партнерам) эмоциональную отзывчивость, но не могу.  34. Я очень переживаю за свою учебу (работу).  35.   Одноклассникам   (партнерам   по   работе)   отдаешь   внимания   и   заботы больше, чем получаешь от них признательности.  36. При мысли о школе (работе) мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.  37.   У   меня   хорошие   (вполне   удовлетворительные)   отношения   с преподавателями (непосредственным руководителем).  38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям. 39. Последнее время (как всегда) меня преследуют неудачи в учебе (работе).  40.   Некоторые   стороны   (факты)   моей   учебы   (работы)   вызывают   глубокое разочарование, повергают в уныние.  41.   Бывают   дни,   когда   контакты   с   одноклассниками   (партнерами) складываются хуже, чем обычно.  42. Я оцениваю деятельность одноклассников хуже, чем обычно.  43. Усталость от учебы (работы) приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.  44.   Я   обычно   проявляю   интерес   к   личности   одноклассников   (партнеров) помимо того, что касается дела.  45. Обычно я прихожу в школу (на работу) отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.  46. Я иногда ловлю себя на том, что учусь (работаю) автоматически, без души. 47.   На   работе   (в   школе)   встречаются   настолько   неприятные   люди,   что невольно желаешь им чего­нибудь плохого.  48.   После   общения   с   неприятными   людьми   у   меня   бывает   ухудшение физического или психического самочувствия.  49.   На   работе   я   испытываю   постоянные   физические   или   психологические перегрузки.  50. Успехи в работе вдохновляют меня.  51. Ситуация в школе (на работе), в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).  52. Я потерял покой из­за учебы (работы).  53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнеров.  54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с одноклассниками (партнерами) я не принимаю близко к сердцу.  55. Я часто из школы (с работы) приношу домой отрицательные эмоции.  56. Я часто учусь (работаю) через силу. 57.   Прежде   я   был   более   отзывчивым   и   внимательным   к   одноклассникам (партнерам), чем теперь.  58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».  59. Иногда иду в школу (на работу) с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.  60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.  61. Контингент   одноклассников (партнеров), с  которыми я  работаю,  очень трудный.  62. Иногда мне кажется, что результаты моей учебы (работы) не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.  63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.  64.   Я   в   отчаянии   из­за   того,   что   в   школе   (на   работе)   у   меня   серьезные проблемы.  65. Иногда я поступаю со своими одноклассниками (партнерами) так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.  66. Я осуждаю одноклассников (партнеров), которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.  67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.  68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.  69.   Состояния,   просьбы,   потребности   одноклассников   (партнеров)   обычно меня искренне волнуют.  70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.  71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.  72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.  73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко. 74.   Мои   требования   к   учебе   (выполняемой   работе)   выше,   чем   то,   чего   я достигаю в силу обстоятельств.  75. Моя жизнь сложилась удачно.  76. Я очень нервничаю из­за всего, что связано с учебой (работой).  77. Некоторых из своих постоянных одноклассников (партнеров) я не хотел бы видеть и слышать.  78.   Я   одобряю   людей,   которые   полностью   посвящают   себя   людям (партнерам), забывая о собственных интересах.  79. Моя усталость в школе (на работе) обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.  80. Если представляется случай, я уделяю одноклассникам меньше внимания, но так, чтобы они этого не заметили.  81. Меня часто подводят нервы в общении с одноклассниками (с людьми на работе).  82. Ко всему (почти ко всему), что происходит в школе (на работе), я утратил интерес, живое чувство.  83. Работа с людьми плохо повлияла на меня — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.  84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.  Примечание. Под партнерами подразумеваются как коллеги­педагоги, так и подростки, с которыми работает или учится тестируемый курсант.  «Ключ» к методике:  диагностика уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.  Код: +1(2).  Пример  расшифровки: 2  балла за  ответ «да»  на 1­й  вопрос. Цифра  перед скобками со знаком «+» или «–» означает номер вопроса и характер ответа на вопрос: «+» — «да»; «–» — «нет». Цифра в скобках означает количество баллов, например (2) — это 2 балла.  АНАЛИЗ ИТОГОВ ТЕСТА Фаза 1. «Напряжение».  1. Глубокое переживание психотравмирующих обстоятельств:  + 1 (2), +13 (3), +25 (2), –37 (3), +49 (10), +61 (5), –73 (5)  2. Неудовлетворенность собой:  –2 (3), +14 (2), +26 (2), –38 (10), –50 (5), +62 (5), +74 (3)  3. «Загнанность в клетку»:  +3 (10), +15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5), +63 (1), –75 (5)  4. Тревога и депрессия:  +4 (2), +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3)  Фаза 2. «Резистенция».  1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:  +5 (5), –17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5)  2. Эмоционально­нравственная дезориентация:  +6 (10), –18 (3), +30 (3), +42 (5), +54 (2), +66 (2), –78 (5)  3. Расширение сферы экономии эмоций:  +7 (2), +19 (10), –31 (2), +43 (5), +55 (3), +67 (3), –79 (5)  4. Редукция профессиональных обязанностей:  +8 (5), +20 (5), +32 (2), –44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10)  Фаза 3. «Истощение».  1. Эмоциональный дефицит:  +9 (3), +21 (2), +33 (5), –45 (5), +57 (3), –69 (10), +81 (2)  1. Эмоциональная отстраненность  + 10 (2), +22 (3), –34 (2), +46 (3), +58 (5), +70 (5), +82 (10)  3. Личностная отстраненность от проблем других людей: + 11 (5), +23 (3), +35 (3), +47 (5), +59 (5), +72 (2), +83 (10)  4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:  + 12 (13), +24 (2), +36 (5), +48 (3), +60 (2), +72 (10), +84 (5)  Показатель выраженности каждого симптома в структуре фаз эмоционального выгорания:  9 и менее баллов — не сложившийся симптом;  10—15 баллов — складывающийся симптом;  16 и более баллов — сложившийся симптом.  Показатель сформированности фаз развития стресса:  36 и менее баллов — фаза не сформировалась;  37—60 баллов — фаза в стадии формирования;  61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.  3. МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС­ДИАГНОСТИКИ НЕВРОЗА  К. ХЕКА И X. ХЕССА  1. Считаете ли вы, что внутренне напряжены?  2. Я часто так сильно во что­то погружен, что не могу заснуть.  3. Я чувствую себя легкоранимым.  4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.  5.   Часто   ли   без   особых   причин   у   вас   возникает   чувство   безучастности   и усталости?  6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают. 7.   Часто   ли   вас   преследуют   бесполезные   мысли,   которые   не   выходят   из головы, хотя вы стараетесь от них избавиться?  8. Я довольно нервный.  9. Мне кажется, что меня никто не понимает. 10. Я довольно раздражительный.  11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.  12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.  13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.  14. У меня были очень странные и необычные переживания.  15. Бывает ли вам то радостно, то грустно без видимых причин?  16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.  17. Легко ли изменить ваше настроение?  18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать своей застенчивости.  19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие люди.  20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.  21. Часто ли меняется ваше настроение в зависимости от серьезной причины или без нее?  22. Испытываете ли вы иногда чувство страха даже при отсутствии реальной опасности?  23. Критика или выговор меня очень ранят.  24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.  25. Беспокоитесь ли вы иногда слишком сильно из­за незначительных вещей?  26. Я часто испытываю недовольство.  27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого­либо задания или работы.  28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.  29. Большей частью я счастлив.  30. Я недостаточно уверен в себе. 31. Я страдаю от чувства неполноценности.  32. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.  33. Часто я чувствую себя просто скверно.  34. Я много копаюсь в себе.  35. Иногда у меня все болит.  36. У меня бывает гнетущее состояние.  37. У меня что­то с нервами.  38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.  39. Самая тяжелая борьба для меня — это борьба с самим собой.  40. Чувствуете ли вы иногда, что трудности велики и непреодолимы?  Ключ к методике: 24 и более ответов «да» — надежная диагностика невроза (неврозоподобного состояния) у подростка.  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ  Педагогу   необходимо   знать   интересы   и   увлечения   учащихся, взаимоотношения   со   сверстниками,   родными   и   взрослыми   людьми, особенности   характера,   эмоциональное   состояние   ребёнка.   Для   этого классный руководитель может воспользоваться психолого­ педагогическими методами   изучения   личности   младшего   школьника.   Такие   методы   должны гармонично   включаться   в   воспитательную   работу,   не   травмировать   детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом.  Психолого­   педагогическая   диагностика   является   одним   из   компонентов педагогического   процесса.   Психолого­   педагогическая   диагностика­   это оценочная   практика   направленная   на   изучение   индивидуально­ психологических   особенностей   ученика   и   социально­   психологических характеристик   детского   коллектива   с   целью   оптимизации   учебно   ­ воспитательного процесса.  В   педагогическом   процессе   диагностика   выполняет   следующие   функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.  Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы: ­ выявить относительный уровень развития ребёнка;  ­ выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;  ­ определить основные параметры будущей характеристики ученика.  Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:  ­   способствовать   выявлению   потенциальных   возможностей   развития учащихся;  ­ определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.  Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:  ­ иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;  ­   определить   эффективность   использования   в   педагогическом   процессе различных воспитательных и обучающих средств.  Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:  ­   использовать   диагностические   методики   для   демонстрации   ученику   его возможностей и перспектив развития;  ­   создать   условия   для   самореализации,   самоощущения   и   саморазвития личности на основе диагностики.  Основные задачи диагностики в школе:  1 .Определить уровни развития ребёнка;  2 .Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону  3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).  4. Проанализировать полученные факты.  5. Установить причины изменений.  6.   Выработать   план   дальнейшей   коррекционной   работы   по   результатам диагностики.  Работая   с   диагностическими   методиками,   классный   руководитель   должен придерживаться следующих правил: Содержание   диагностической   методики   должно   предполагать   ожидаемый результат.  Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.  Результаты   диагностического   исследования   должны   анализироваться компетентными людьми.  Любые   результаты   исследования   должны   служить   не   во   вред   учащимся   и родителям, а во благо.  По   результатам   диагностического   исследования   должна   проводиться систематическая коррекционная работа.  Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.  Беседа  является   одним   из   главных   методов   педагогической   диагностики. Беседа   может   стать   важным   способом   в   изучении   интеллектуальной   и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со   взрослыми,   входящими   в   его   окружение.   Отличие   беседы   от   обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.  Ребёнок   выступает   в   роли   отвечающего   на   вопросы,   а   взрослый   в   роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость   анализа   и   синтеза   информации   ребёнком;   недостаточность рефлексивных  способностей;  утомляемость  и невнимательность; сложность вербализации переживаний.  Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:  педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;  педагог обладает такими качествами. Как тактичность, коммуникабельность;  педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;  педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;  педагог умеет правильно формулировать вопрос. Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или   назревает   конфликтная   ситуация   и   необходимо   сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.  Опросник  дает   возможность   изучить   мотивацию   действий   учащихся, интересов   конкретного   ребенка   или   группы   класса   в   целом,   уровень тревожности учащихся класса.  Опросник   эффективен   при   выявлении   отношений   учащихся   к   конкретным проблемам и явлениям.  Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.  Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.  Графические   и   рисуночные   тесты.   Данные   тесты   позволяют   изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.  Сочинения  помогают   изучить   интеллектуальные   умения   учащихся,   их кругозор,   личностные   качества,   отношение   к   мировым   ценностям, мироощущение ребенка.  Для   диагностики   личностных   качеств   и   учебной   мотивации   школьников можно использовать следующие методики.  Мой портрет в интерьере.  Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографий, на которой можно разместить предметы интерьера (книгу, очки,   фрукты,   спортивные   атрибуты   и   т.д.).   Учащимся   предлагается нарисовать   свой   портрет   и   поместить   в   рамку   из   различных   предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые   включит   ученик   в   интерьер   своего   портрета,   отражают   главные интересы его жизни.  Десять моих "Я" Учащимся   раздаются   листочки   бумаги,   на   каждом   из   которых   написано десять   раз   слово   "Я".   Учащиеся   должны   дать   определение   каждому   "Я", рассказывая о себе и своих качествах.  Например:  Я ­ умный  Я ­ красивый и т.д.  Классный   руководитель   обращает   внимание   на   то,   какие   прилагательные использует ученик для своей характеристики.  Звезды эстрады  Учащимся класса предлагается заранее выбрать для себя любимую певицу или   певца.   Певец   должен   быть   одного   пола   с   ребенком.   Учащиеся   также заранее готовят фонограмму (сами или в этом им поможет педагог). Задача ребенка  ­   выступить   перед   классом   в   образе   выбранной   звезды,  используя записи   песни.   Такая   диагностическая   методика   помогает   преодолевать учащимся   класса   боязнь,   неуверенность,   формирует   положительное отношение учащихся класса друг к другу.  Мои любимые вещи  Учащимся класса предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.  Любимый цвет ­ :  Любимое имя ­ :  Любимое дерево ­ :  Любимый цветок ­ :  Любимый плод ­ :  Любимая ягода ­ :  Любимый праздник ­ :  Любимый день недели ­ :  Любимый певец (певица) ­ :  Любимое животное ­ : Любимая книга ­ :  Самореклама  Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе   должны   быть   описаны   внешние   данные   и   внутренние   качества, которые позволят победить в конкурсе. Главные требования к саморекламе ­ искренность.  Сказки  Учащиеся   младших   классов   с   удовольствием   пишут   сочинения,   рассказы, сказки.   В   своих   маленьких   произведениях   они   достаточно   искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы, которые   требуют   решения.   Большим   успехом   у   учащихся   пользуется методика написания сказок. В начальной школе (1­2 ­ е классы) учащимся можно предложить написать сказки на следующие темы:  Сказка о моем портфеле.  Необычная история об обычном дневнике.  Сказочные каникулы.  Необычные приключения обычного школьника.  Сказочная история о том, как ...  Учащиеся сами определяют тему "как" (как я учил уроки, как я не хотел идти в школу, как я проспал и т.д.)  Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлениями своих   негативных   эмоций,   неуверенностью,   страхом,   отрицательными качествами характера.  Что у меня на сердце  Учащимся   класса   раздаются   вырезанные   из   бумаги   сердечки.   Классный руководитель дает следующее задание: "Ребята, иногда взрослые говорят, что у них "легко на сердце" или " тяжело на сердце". Давайте определим с вами, когда может быть тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело   и   причины,   отчего   у   вас   на   сердце   легко.   При   этом   вы   можете раскрасить   ваше   сердечко   в   тот   цвет,   который   соответствует   вашему настроению. Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления.  Градусник  Перед   процедурой   диагностирования   учитель   проводит   предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это ­ градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку  плохо, тревожно ­ 38, 40, 41 (цифры записывает на доске).   Нормальная   температура   человека   ­  36,6.   У   него   нет   тревоги,  все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что ­ либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам   предлагается   пофантазировать   и   назвать   или   написать   ту температуру,   которая   у   них   условно   появляется   при   назывании   этого предмета. Например:  Русский язык ­ 39  Математика ­ 36,6  Это   позволяет   определить   степень   тревожности   младших   школьников, которая связана с учебной деятельностью.  Краски  Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель,   портфель,   класс,   физкультура,   школа,   урок,   домашнее   задание, тетрадь. Задача учащихся ­ раскрасить кружки в тот или иной цвет.  Если ребенок окрашивает предметы в темный или черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.  Фотография  Эту   диагностическую   методику   уместно   использовать   в   конце   обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли фотографов ­ сделать   снимок   своего   класса.   Для   этого   каждый   ученик   получает   лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое "фото" ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный   руководитель   обращает   внимание   на   то,   в   каком   месте   на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.  Настроение  Учащимся   предлагается   список   учебных   предметов,   которые   они   изучают. Рядом   с   каждым   предметом   изображены   три   рожицы   (веселая,   грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует   чаще   всего   его   настроению   при   изучении   этого   предмета   и подчеркнуть её на листочке бумаги.  Например:  Математика (улыбающая рожица)  Физкультура (грустная рожица)  Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.  Школа будущего  Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также, что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: (+) нужно брать, (­) не нужно брать.  Если учащиеся заносят в столбец (­) учителя, урок, то это говорит о том, что эти   понятия   вызывают   у   ученика   тревожность,   что   не   способствует формированию положительной учебной мотивации.  Волшебник  Учащимся   предлагается   поиграть   в   волшебников.   Каждый   получает волшебную палочку и превращает школьные предметы в различных животных (по своему усмотрению). Например, школьные учебники раскладываются на столе, ученик подходит к столу, касается волшебной палочкой учебника, и тот   превращается:   В   кого?   Учащиеся   должны   объяснить,   почему   они превращают   учебник   именно   в   это   животное.   Данная   методика   даёт возможность выразить ребёнку своё эмоциональное переживание, связанное с изучением каждого учебного предмета.  Ранжирование учебных дисциплин Учащимся   класса   предлагается   проранжировать   (расставить   по   степени значимости   для   себя)   учебные   дисциплины,  которые   изучаются   в  школе   и обосновать значимость каждого предмета одним­ двумя словами. Например, математика ­ интересно и т.д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы   учащимся,   определить,   чем   объясняются   учебные   приоритеты учащихся.  Лесная школа  Учащимся   предлагается   намного   пофантазировать   и   отправиться   1­го сентября в лесную школу. После посещения лесной школы ребята должны рассказывать о том, что они там увидели, ответив на следующие вопросы:  Как выглядит лесная школа?  Какие предметы есть в расписании лесной школы?  Кто учит зверят в лесной школе?  Какой он ­ учитель лесной школы?  Какие отметки ставят в лесной школе?  Как учатся зверята в лесной школе?  Фантазируя   и   составляя   рассказ   о   лесной   школе,   ребята   передают   свои ощущения и своё восприятие учебного процесса, который сопереживают сами. Если ребёнок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.  Сочинение  Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):  Что я знаю о русском языке?  Что я знаю о математике?  Мой самый любимый предмет.  Моё самое любимое занятие.  Мой самый грустный день в школе. Мой самый счастливый день в школе.  Мой выходной день.  Что я думаю о моей учёбе в школе.  Как я хочу закончить учебный год.  Мои школьные трудности.  Сочинения   можно   анализировать   по   различным   критериям.   Одним   из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, "Мой самый грустный день в школе", значит,  эта   тема   или   проблема   доминирует   у   него   над   всеми   остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения.  Содержание   сочинения   тоже   очень   много   может   сказать   классному руководителю:   об   интересах   учащегося,   его   эмоциях   и   чувствах, переживаниях, поиске решения и т.д.  Самое   главное   ­   чтобы   сочинения   ребят   не   оставались   без   внимания взрослого.   По   результатам   работы   над   сочинением   можно   организовать внеклассную   работу   с   учащимися:   индивидуальную   работу   с   учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т.д.  Методические материалы для проведения бесед с подростками  по профилактике правонарушений  Агрессивное поведение – поведение, при котором наблюдается причинение ущерба физическому или психическому здоровью одного лица (или группы лиц) другому лицу, либо группе лиц. Аутоагрессивное поведение – различные формы нанесения самоповреждений (вред своему психическому и физическому здоровью)

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"

"Профилактические  игровые методики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2019