Профилактика аддиктивного (зависимого) поведения
(семинар-практикум для педагогов-психологов)
Педагог-психолог: Белова С.Н.
(выступление на ГМО педагогов- психологов)
Во всех известных культурах человек проявлял склонность к употреблению веществ, изменяющих психическое состояние.
На стадии первобытных общин существовал обычай периодической коллективной наркотизации. Жители Латинской Америки жевали листья коки. На Востоке существовали традиции курения опия. Наркотики применяются для лечения различных заболеваний.
В настоящее время произошли значительные изменения в мотивах употребления наркотиков: вместо ритуальных, лечебных, пищевых причин приема основным мотивом стал поиск эйфории.
Впервые термин «аддиктивное поведение» в отечественную научную литературу был введен У.П. Короленко. Автор рассматривает данное понятие именно как «злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние». Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия.
Аддиктивное поведение – это одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении индивида к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что, по мнению исследователей, «сопровождается развитием интенсивных эмоций».
Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится «беспомощным перед своим пристрастием. Его волевые усилия ослабевают настолько, что не дают возможности противостоять аддикции».
Аддиктивные стратегии обусловлены трудностями в адаптации к различным проблемным жизненным ситуациям:
сложными социально-экономическими условиями,
многочисленными разочарованиями в жизни, крушением идеалов, конфликтами в семье и в школе, утратой близких, резкой смене привычных стереотипов.
Как известно, существует два способа выживания: борьба и адаптация. Аддиктивная же личность ищет третий, универсальный и односторонний способ выживания – это уход от проблем, поскольку не способна к борьбе, а естественные адаптационные возможности у нее нарушены на психофизиологическом уровне.
Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К ним относятся:
• вещества, изменяющие психическое состояние (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества);
• вовлеченность в какие-то виды активности (азартные игры, секс, компьютер, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки).
Существуют разные виды аддиктивного поведения, как фармалогического, так и нефармалогического характера. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только для самих аддиктов, но и для тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям.
Зависимости от вещей, вызывающих химический транс:
1. Алкоголизм
2. Наркомания
3. Никотинизм (курение)
Зависимости от способов жизни (поведения):
1. зависимость от виртуальной реальности компьютера (виртуальная)
2. зависимость от навязанных идей и смыслов (культизм, сектанство)
3. зависимость от ограничивающего пищевого поведения (ожирение)
4. зависимость от внешности (подиум-аддикция)
5. одиночество как вариант зависимости
6. зависимость от секса и влюбленности
7. зависимость от СМИ и рекламы
8. зависимость от телевидения (ТV-аддикция)
9. экономическая зависимость
10. трудоголизм (синдром профессионального сгорания)
11. зависимость от азартных игр (гемблинг)
12. зависимость от приобретений (шопинг)
13. зависимость от обладания (коллекционирование, привязанность к домашним животным)
14. геджит-аддикция (зависимость от приборов, в т.ч. мобильная адд.)
15. другие зависимости: «запойное» чтение, синдром веселого автовождения, синдром скупости-транжирства.
Различные виды аддиктивного поведения имеют свои специфические особенности и проявления.
Началом развития алкогольной аддикции может стать уже первая встреча человека с алкоголем, когда опьянение сопровождают интенсивные эмоциональные переживания. Они фиксируются в памяти и провоцируют повторное применение алкоголя. Символический характер приема спиртного утрачивается, человек начинает ощущать потребность в приеме алкоголя, чтобы достичь определенного состояния. На каком-то определенном этапе благодаря приему алкоголя происходит подъем активности человека, повышается его творческий потенциал, улучшается настроение, работоспособность, однако эти изменения, как правило, кратковременные: подъем быстро сменяется падением настроения, апатией, дискомфортом. Таким образом, алкоголь способен лишь «временно вызволить человека из напряженности повседневного существования», а не разрешает реальные проблемы.
Длительное употребление алкоголя «приводит к физической зависимости от него, которая выражается в алкогольной абстиненции («похмельный синдром»), потере ситуационного и количественного контроля, повышением толерантности к алкоголю в 810 раз по сравнению с изначальной дозой. Постепенно сужается круг интересов, наблюдаются частые перепады настроения, ригидность мышления, сексуальная расторможенность. Снижается критика к своему поведению, чувство такта, появляются склонность винить в своих бедах неудачный брак, работу, ситуацию в стране и т.д. Происходит социальная деградация (распад семьи, потеря работы, асоциальное поведение). По мере прогрессирования алкогольной аддикции у людей с таким стилем поведения стирается индивидуальность, наблюдаются сходства в мотивах деятельности, интересах, привычках, во всем образе жизни.
Прием наркотических средств связан, прежде всего «со стремлением получить новые ощущения, к расширению их спектра». Наиболее распространены мягкие наркотики, которые быстро вызывают ощущение кайфа, усиление воображения, физической активности, философствование, а также и физическую зависимость. С мягких наркотиков довольно быстро происходит переход на сильные вещества в виде ингаляторов и в виде внутривенных инъекций. Однако путь от марихуаны к героину вовсе не обязателен, наркомания может начинаться с алкоголизма и героина и оставаться наркоманией на всю жизнь. Длительный прием наркотиков провоцирует психические заболевания, наркотическая зависимость носит более выраженный характер по сравнению с алкогольной. Очень быстро вытесняется все, что не относится к аддикции, быстрее наступает опустошенность. Круг общения охватывает только тех, кого объединяет наркотическое пристрастие. Параллельно с личностным распадом развивается серьезные нарушения на органном и психическом уровнях. Возрастающая потребность в увеличении дозы может повлечь за собой потерю контроля и смерть от передозировки.
Прием лекарственных средств в дозах, превышающих терапевтические (транквилизаторы – элениум, реланиум и др.) приводит к определенной релаксации, создается впечатление, что повышается сообразительность, способность контролировать свое состояние. Риск возникновения аддикции наступает тогда, когда эти препараты начинают использовать регулярно, например, в качестве снотворного. Появляются нарушения обычного состояния: сонливость, трудности с концентрацией внимания, рассеянность, подергивание мышц лица, рук и др.
Злоупотребления лекарственными средствами вызывает психоорганический синдром (головные боли, нарушение памяти, сна, головокружения, галлюцинации, резкие смены настроения).
В подростковом возрасте довольно часто возникает стремление к приему высокотоксических препаратов бытовой химии. Обычно подростки пробуют их коллективно. Эффект заключается в том, что развивается состояние, «напоминающее опьянение, головокружения, «взлета», повышенное настроение, беспечность. Могут возникать видения (галлюцинации), типа быстро движущихся кадров мультипликаций».
Вдыхание паров бензина, растворителей, клея, эфира, хлороформа и других веществ вызывает «необратимые тяжелые поражения внутренних органов, головного и костного мозга, приводит к смертельным исходам».
Сексуальное аддиктивное поведение характеризуется сверх ценным отношение к сексу. Лица, к которым возникает сексуальное влечение, воспринимаются лишь как сексуальные объекты. Очень значительным является количественный фактор.
Сексуальная аддикция может маскироваться, становясь при этом теневой стороной.
Однако эта вторая жизнь постепенно приобретает все большую значимость. В каком бы виде она не проявлялась, она в любом случае приводит к «нарушениям настоящих эмоциональных отношений с людьми и вызывает сексуальные расстройства».
Азартные игры не связаны с приемом изменяющих состояние веществ, но они имеют характерные признаки: увеличение времени, проводимого в состоянии игры; состояние дискомфорта вне игровой ситуации; вытеснением прежних интересов; постепенным учащением игровой активности; стремлением к риску; стремлением способности сопротивляться роковому пристрастию.
Работогольная аддикция представляет опасность уже потому, что считается важным звеном в положительной оценке личности и ее деятельности. В нашем обществе сегодня как никогда ценятся специалисты, полностью отдающие себя работе. Таких людей ставят в пример другим, поощряют их материально и морально. Поэтому работоголизм трудно распознать, однако за ним также стоят глубокие психические нарушения. Как и всякая другая аддикция, «работоголизм является бегством от реальности посредством изменения своего психического состояния, которое в данном случае достигается фиксацией внимания на работе. Работа не является здесь тем, что она представляет собой в обычных условиях: работоголик не стремится к работе в связи с экономической необходимостью, работа не воспринимается им лишь как одна из составляющих частей жизни – она заменяет собой привязанность, любовь, развлечения, другие виды активности». Развитие аддиктивного процесса при аддикции этого вида влечет за собой личностные изменения: эмоциональную опустошенность, нарушение процессов эмпатии и симпатии, предпочтение общения с неодушевленными предметами. Постепенно работоголик перестает получать удовольствие от всего, что не связано с работой. Вне трудовой деятельности возникает дискомфорт.
Аддикция к еде проявляется тогда, когда ее используют не как средство утоления голода, а как процесс получения удовольствия и отвлечения от неприятностей. Анализ данного аддикта позволяет сделать вывод о том, что еда используется и как средство, которым стремятся заполнить свое свободное время и душевную пустоту, понизить внутренний дискомфорт. Таким образом увеличивается количество съедаемой пищи и возрастает частота ее приема.
Другая сторона аддикции к еде – голодание. Опасность здесь кроется в своеобразном способе самореализации, преодолении себя, победе над собой.
Таким образом, аддиктивное (зависимое) поведение – стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, транквилизаторы) или осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, трудоголизм).
Этапы формирования зависимости
1. “Начало” (первая проба) – установление в сознании связи между приемом определенного вещества и интенсивным эмоциональным переживанием измененного психического состояния. Специалисты отмечают, что «начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне». На этом этапе остро изменяется настроение, появляются чувства радости, экстаза, ощущение драматизма, риска в связи с определенными аддиктивными действиями. Группой риска здесь являются люди, у которых плохо развиты адаптивные способности, которые «проявляют неустойчивость перед разного рода стрессами, постоянно недовольны собой, жизнью и окружением, в котором в трудную минуту не находится поддержка».
2. “Аддиктивный ритм” (употребление от случая к случаю) – устанавливается определенная частота обращения к средству аддикции, пока только в моменты психологического дискомфорта. Это период формирования психической зависимости. Устанавливается определенная частота реализации аддиктивного поведения. Она зависит от многих факторов: особенностей личности до возникновения аддикции, предшествующих аддикции установок, особенностей воспитания, культурного уровня, от окружающей социальной среды, значимых событий в жизни, изменения привычного стереотипа». Межличностные отношения уходят на второй план. Провоцировать аддикцию могут любые события, которые вызывают душевное беспокойство.
3. “Аддикция как часть личности” – формируется стереотип реагирования на психологический дискомфорт. В человеке возникают две противоборствующие личности: “здоровая” и “аддиктивная”. На этом этапе существует иллюзия полного контроля над своим поведением, вера в то, что в любой момент способен отказаться от зависимого поведения, убеждѐнность в правильности или приемлемости своего поведения. В этот период зависимый человек сам активно вовлекает других в аддиктивное поведение, искренне рассказывая, как это здорово. Аддикционный риск становится «стереотипным, привычным типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни».
4. “Доминирование зависимости” – на этом этапе существующая аддикция становится определяющей в поведении человека, в его восприятии жизни. Зависимость начинает управлять жизнью человека, делая его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикции. При химических аддикциях на этой стадии наблюдаются проявления физической зависимости от наркотика, так как наркотическое вещество включается в обмен веществ и требуется для поддержания уже патологического (нарушенного) уровня функционирования систем организма. Происходит полное погружение человека в аддиктивный процесс, окончательная его изоляция и отчуждение от общества. Аддикт ничего не оставляет от своего внешнего мира, остается только его внешняя оболочка «самые аддиктивные реализации не приносят прежнего удовлетворения, контакты с людьми затруднены уже не только на глубиннопсихологическом, но и на социальном уровне.
5. “Катастрофа” – аддикция необратимо разрушает не только психику, но и здоровье. Особенно тяжелые последствия развиваются у лиц с наркотической зависимостью. И поскольку аддиктивная реализация уже не приносит прежнего удовлетворения, состояние аддикта характеризуется апатией и подавленностью. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения. Возвращение к прежней жизни уже невозможно без помощи специалистов, так как здоровая часть личности уже разрушена.
Отличительные черты аддиктивного поведения
Аддиктивное поведение характеризуется рядом основных общих черт.
Важнейшими из них являются:
• сниженная переносимость трудностей, которая обуславливается наличием установки на то, чтобы немедленно удовлетворить свои желания;
• скрытый комплекс неполноценности, который находит выражение в неуверенности, частой смене настроений;
• поверхностный характер социабельности, который выражается в том, что общение с такими людьми затруднено, неинтересно;
• стремление говорить неправду;
• стремление обвинять невиновных, которое выражается в том, что аддикты во всех своих бедах и неприятностях винят других людей, даже если на самом деле они невиновны;
• уход от ответственности, от которой аддикты всегда уходят и перекладывают вопрос о принятии решения на других, оправдывая за это себя;
• стереотипность, повторяемость поведения, которое аддикты не в силах изменить;
• зависимость аддиктов проявляется в том, что они полностью подчиняются другим людям, причем прежде всего с аддиктивной направленностью;
• тревожность у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности. В обычной жизни она может возникать даже без видимых причин [19,c.54].
Сущность аддиктивного поведения всегда деструктивная. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. С людьми же эмоциональные отношения теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель и становится «стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности». Формы аддикции могут сменять одна другую, что делает иллюзию решения проблем еще устойчивее и сильнее. Это опасно и не только для самого аддикта, но и для тех, кто его окружает. Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Профилактическая работа
Для проведения профилактической работы в МАОУ Школа №7 было проведено диагностическое обследование. Проанализировав данные диагностики, были созданы целевые группы из состава учащихся школы и подобран комплекс занятий для групповой работы. Если ребенок в силу своих личностных особенностей не мог работать в составе группы, с такими учащимися занятия проводились индивидуально.
Для диагностики были использованы следующие методы: наблюдение, опрос (классных руководителей, социальных педагогов, учителей-предметников), биографический метод (изучение личных дел, характеристик). Для массовых школ можно использовать диагностические методики: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел); Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-
АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.
Практическое занятие (для групповой работы):
Задание 1: «Ассоциации».
Напишите на листе бумаги свое имя по вертикали и на каждую букву имени запишите спонтанные ассоциации, которые пришли вам в голову по данной теме.
Цель: При помощи слов можно обеспечить вхождение в тему семинара, познакомиться и собрать информацию об уже имеющихся знаниях у участников по данной теме.
Задание 2: «Черты характера» (приложение – список черт характера)
Пометьте знаком «+» 6 черт характера (3 положительные и 3 отрицательные), которые присутствуют у вас.
Пометьте знаком «0» 6 черт характера, которые более всего характеризуют наркомана.
Пометьте знаком «-» 6 черт характера, которые могут помочь не стать зависимым.
Цель: каждый из нас предрасположен к зависимости, поэтому зависимое поведение – это тема, касающаяся всех. Но существует понятие «преднаркотическая личность», она обладает качествами, составляющими группу риска. В ходе занятия эти качества озвучиваются.
Задание 3: «Мешок зависимостей».
В мешок складываются предметы, имеющие отношение к той или иной зависимости (шприц, зажигалка, конфета, помада, денежка, калькулятор и т.д.) Выбирается один участник, которому завязываются глаза. Он вынимает из мешка предмет, ощупывает его и выбирает форму зависимости, ему соответствующую.
Обсуждение проводится после проведенного задания.
Цель: восприятие зависимости на уровне органов чувств. Помогает развитию творческих способностей самовыражения.
«Стихотворение наркомана» (приложение).
Цель: показать, что от зависимости избавиться практически невозможно, на это способны только единицы. Совсем зависимость не проходит, может переходить в другую форму (перестал курить – начал кушать без меры).
В Школе №7 работа с целевыми группами проводится по программе профилактики наркозависимости для детей и подростков «Сталкер»..
Профилактическая работа также включает в себя информирование родителей и учащихся с помощью памяток, информационных листов о вреде курения, алкоголя, наркомании и других видов зависимости.
Таким образом, начало формирования аддиктивного процесса происходит на эмоциональном уровне; группой риска являются люди, у которых плохо развиты адаптивные способности. Аддиктивное поведение – это зависимое поведение. Сущность его всегда деструктивна, имеет разрушительный характер.
Литература:
1. Котляров А.В. Другие наркотики или человек зависимый. М. Психотерапия, 2006. – 480с.
2. Психология зависимости/ Сост. Сельченок. – Минск, Харвест, 2007. – 592с.
3. Программа «Сталкер» - профилактика наркозависимости. – С-Пб.: Амалтея.- 150с.
Приложение 1
Черты характера:
1. общительный 26. сдержанный
2. неуравновешенный 27. неуверенный
3. уравновешенный 28. готовый помочь
4. осторожный 29. ненадежный
5. поверхностный 30. обстоятельный
6. трусливый 31. нервный
7. угрюмый 32. спокойный
8. безучастный 33. замкнутый
9. непосредственный 34. самокритичный
10. слегка удрученный 35. боязливый
11. добродушный 36. выносливый
12. слабовольный 37. меланхоличный
13. импульсивный 38. обидчивый
14. невыносливый 39. уступчивый
15. эгоистичный 40. неусидчивый
16. беспомощный 41. агрессивный
17. распущенный 42. настойчивый
18. не умеющий владеть собой 43.мужественный
19. неприспособленный 44. недоверчивый
20. умеющий владеть собой 45. легко возбудимый
21. строгий 46. самоуверенный
22. стеснительный 47. надежный
23. открытый 48. слабовольный
24. чувствительный 49. порывистый
25. уверенный 50. терпеливый
Приложение 2
Стихотворение наркомана
Хмурое утро и я как обычно,
Иду за лекарством по старой привычке.
Мимо аптеки иду не спеша:
Там нету того, что желает душа.
Теперь без лекарства я не могу, Как так получилось, я сам не пойму.
Вроде бы ровно было всегда, Теперь по утрам болит голова.
Но это не страшно: барыга знаком, Он рядом живет и вот его дом. Иду, размышляя, и вдруг понимаю, Что вот докатился уже я до края.
От мысли такой я ужаснулся,
Я дни посчитал и чуть не споткнулся.
Вот уже год, как я начал колоться.
Что же мне делать? Мне надо бороться!!! Я брошу лекарство, еще ведь не поздно, Я попытаюсь, это серьезно!!!
Я брошу лекарство, ведь жить я хочу!
И я не хочу обращаться к врачу. Ну, я загнался, чуть дом не прошел, А вот и барыга навстречу пошел.
Ну вот, все нормально, спешу я домой, Надо быстрее – совсем я больной.
Хмурое утро и я как обычно,
Иду за лекарством по старой привычке…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.