Профилактика жестокого обращения с детьми.
Махина Марина Александровна, социальный педагог
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Котласа, Архангельской области.
Защита детей от насилия - это острая социальная проблема, решение которой требует усилий всего общества. Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Конвенция о правах ребенка (2 сентября 1990 года), предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения: «Статья 37: Государства - участники обеспечивают, чтобы: ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».
В современном российском обществе несовершеннолетние являются одной из самых не защищенных категорий населения и нуждаются в особой защите.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Негативный опыт жестокости в детстве часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому так важно выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи этим детям и их семьям.
Выделяют несколько форм насилия над детьми:
o физическое;
o психологическое насилие;
o сексуальное;
o пренебрежение основными потребностями и нуждами ребенка.
Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка.
Влияние физического насилия на ребенка. В результате физического насилия над ребенком дети могут становиться агрессивными, тревожными. У них может возникнуть страх, нервные тики. Они боятся идти домой, бояться взрослых.
Психологическое насилие – это периодическое, длительное либо постоянное психологическое воздействие, которые тормозят, искажают личностное развитие, формируют невротические, психопатические расстройства.
Влияние психологического насилия на ребенка: задержка в физическом, речевом развитии, импульсивность, взрывчатость, вредные привычки, озлобленность, потеря смысла жизни, попытки совершения самоубийства, уступчивость, податливость, ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, депрессии, печаль, заторможенность, беспомощность, безнадежность.
Сексуальное насилие – это вовлечение детей в действия сексуального характера, которую они не полностью осознают и на которую не могут дать согласие или которая нарушает социальные семейные роли.
Влияние на ребенка: ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия; может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым; может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий; жалобы на физическое нездоровье; беременность; наличие болезней, передающихся половым путем. Вероятно, что ребенок будет скрывать свой секрет (сексуальные отношения с взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.
Пренебрежение потребностями и нуждами ребенка – это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, медицинской помощи в силу безответственности и равнодушия к ребенку.
Влияние на ребенка.
Пренебрежения потребностями и нуждами ребенка отражаются на его физическом, социальном, психическом состоянии и внешнем виде. Плохая гигиена кожи, внешне запущенное состояние (не расчесан, педикулез, дистрофия, неприятный запах). Может быть предоставлен сам себе, находиться длительное время без контроля со стороны взрослых или без места жительства. Не посещает или прогуливает школу. Возможен обратный вариант, когда ребенок приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно. Устает, имеет отклонения в поведении. Одет в изношенную, не соответствующую размеру одежду и т.п.
Как показывает практика, жестокое обращение с детьми как следствие семейного неблагополучия.
Для диагностики семейного неблагополучия необходимо использовать такие методы как: наблюдение, беседа, опрос (анкетирование и тестирование) и др. Источниками получения информации о семье могут быть сами члены семьи, соседи, знакомые, представители учреждений образования, воспитания, здравоохранения, ТКДНиЗП, ОДН и другие, имеющие непосредственные контакты и взаимодействия с семьей. Негативные факторы семьи являются факторами риска жестокого обращения в семье.
Необходимо знать и некоторые возрастные особенности в поведении детей и подростков, которые могут свидетельствовать о перенесенном ими насилии:
Дети до 3-х лет: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, боязнь родителей, постоянная настороженность, плаксивость, замкнутость, редкие проявления радости, крайности в поведении – от агрессивности до безучастности.
Дошкольники 3-6 лет: чувство страха, тревожность в отношениях с родителями, пассивная реакция на боль, заискивающее поведение, ночные кошмары, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, внешнее копирование поведения взрослых, несвойственные возрасту сексуальные игры со сверстниками или игрушками.
Школьники 7-10 лет: замкнутость, стремление к уединению, ухудшение взаимоотношений со сверстниками, стремление скрыть причину повреждений и травм, агрессивность по отношению к другим, боязнь идти домой после школы, низкая самооценка, несвойственное возрасту сексуальное поведение с другими детьми.
Подростки 11-15 лет: депрессия, страх, высокая тревожность, проявления агрессивности в играх, нарушение общения со сверстниками, снижение школьной успеваемости. Двойственные чувства по отношению к родителям (одновременно привязанность и сомнение), особое внимание (невнимание) к внешнему виду, вредные привычки, побеги из дома, неадекватное отношение к противоположному полу, несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, угрозы или попытки самоубийства.
Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики.
В нашей школе мы проводим ряд профилактических мероприятий по предупреждению жестокого обращения с детьми, что включает в себя: разъяснительные беседы с обучающимися, родителями и педагогами (индивидуальные беседы, беседы классных часах, родительских собраниях, консультативная работа), с подключением специалистов (психолога, социального педагога, инспекторов ОДН, ТКДН, ООиП, СРЦН).
Знакомим с нормативно - правовыми документами по предупреждению с жестокого обращения с детьми.
Нормативно – правовые основы профилактики жестокого обращения с детьми
Международное законодательство:
Важнейшими международными правовыми документами, регулирующими защиту прав несовершеннолетних являются:
o Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) провозглашает в статье 5, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.
o Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16.12.1966г.) в статье 24 устанавливает, что каждый ребенок безо всякой дискриминации … имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.
o Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.) – документ, в котором мировое сообщество заявило о стремлении облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, - таких, как дети, подвергшиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергшиеся эксплуатации.
o Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.) провозгласила, что ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (принцип 9).
o Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.) – основной международный правовой документ, защищающий ребенка от жестокого обращения. Конвенция ООН о правах ребёнка устанавливает обязанность государства обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст.6), провозглашает права ребенка на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию на защиту от произвольного или незаконного вмешательства (ст.16). В статье 24 подчеркивается необходимость обеспечения мер по борьбе с болезнями и недоеданием, упразднения практики, отрицательно влияющей на здоровье детей. Статья 27 говорит о признании государством права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Говорится о защите ребёнка от сексуального посягательства (ст.34); от других форм жестокого обращения (ст.37); определяются меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).
Российские правовые документы
o Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (статьи: 17,21,38).
o Семейный кодекс Российской Федерации (статьи: 54, 56,63,64,65,69, 77, 121).
o Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (статья 15).
o Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
o Рекомендации об организации в субъектах РФ работы по профилактике жестокого обращения с детьми (приложение к письму от 10.05.2009 № 6-224 департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ).
В нашем ОУ размещена информация (стенд «Правовых знаний») для обучающихся и родителей с указанием, в том числе, бесплатного, анонимного телефона доверия. Размещены и контактные телефоны специалистов, которые защищают права несовершеннолетних (администрации городского округа Архангельской области «Котлас»).
Разработаны буклеты, брошюры, методические рекомендации по профилактике жестокого обращения с детьми.
По выявленным фактам жестокого обращения с детьми оперативно информируем правоохранительные органы и принимаем меры к организации индивидуально – профилактической работы (ИПР) с семьей обучающегося. В реализации плана индивидуально-профилактической работы принимают участие все органы и учреждения системы профилактики, которые вносят предложения в реализацию комплексного межведомственного плана. Совместная деятельность всех ведомств ориентируется на достижение цели улучшения положения ребенка в семье. Задачей команды специалистов являются обеспечение безопасности ребенка, поддержка или создание нормального для развития ребенка окружения, нормализация внутрисемейных отношений и предотвращение рецидивов жестокого обращения.
При возникновении ситуации, когда существует непосредственная угроза для жизни ребенка или его здоровья незамедлительно информируем орган опеки и попечительства, которые могут решить вопрос об изъятии ребенка у родителей (или лиц их заменяющих), в соответствии со ст. 77 СК РФ.
Лица, не исполняющие или ненадлежащим образом исполняющие обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35 КоАП РФ, ст. 6.1.КоАП РФ). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность лиц, допускающих жестокое обращение с детьми (ст. ст. 110, ст. 111, ст. 112, ст. 113, ст. 115, ст. 116, ст. 117, ст. 118,ст. 119, ст. ст. 124, ст. 125, 131, ст. 132, ст. 133, ст. 134, ст. 135, ст. 156, ст. 157 УК РФ и др.).
В Семейном кодексе РФ за жестокое обращение с детьми предусмотрена ответственность родителей (иных законных представителей) ст.ст. 69, 73, 77. (лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).
В заключение, следует отметить, что лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений.
ПОМНИТЕ! ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ ПОРОЙ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫ И МОГУТ НЕГАТИВНО ОТРАЗИТЬСЯ НА БУДУЩЕМ РЕБЕНКА.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.