Профилактика безнадзорности и правонарушений в школе.
В России в настоящее время актуальна проблема детской безнадзорности, которую связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании, токсикомании, преступности, бродяжничества.
Сегодня одной из причин роста детской безнадзорности является и катастрофическая бедность большого населения россиян, которые просто иногда не в силах обеспечить своего ребенка нормальной едой, одеждой, образовательными и медицинскими услугами.
Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию, ее рассматривают на государственном уровне.
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120
предлагает следующие определения: безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Ст. 14.2. Общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Безнадзорные дети нуждаются в восстановлении утраченных контактов с семьей и школой.
К категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей.
Родители, которых не способны осуществлять нормальный воспитательный процесс.
Причины безнадзорности - прежде всего, связаны с кризисными явлениями в семье, такими как:
· нестабильность браков (разводы);
· неполные семьи;
· конфликты в семье;
· асоциальный образ жизни родителей (или одного из них);
· наличие в семье безработных;
· низкий уровень благосостояния семей;
· жестокое, грубое обращение с детьми;
· отсутствие должной заботы о ребенке со стороны родителей;
· ухудшение уровня жизни, как следствие, ухудшение условий содержания детей.
Безнадзорность несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема - это одна из форм проявления девиации.
Важнейшим фактором безнадзорности несовершеннолетних является условие семейного воспитания. Если модель семьи нарушена, то дети, как правило, вступают на путь асоциального поведения.
Признаки безнадзорности:
· грубость, сквернословие, непослушание;
· отсутствие позитивных увлечений у детей;
· пропуски учебных занятий без уважительной причины;
· плохая успеваемость;
· употребление детьми алкоголя, наркотических средств, курение;
· Постановка на учет (внутришкольный, ОДН ОМВД России «Котласский», КСРЦН «Маяк»).
Социальным фактором становления несовершеннолетних на путь правонарушений и преступлений является недостаточное внимание и отсутствие контроля со стороны родителей.
Нередко причиной правонарушений и преступлений становятся:
- житейские трудности;
-социальная неустроенность быта;
- отсутствие жизненного опыта;
- отсутствие самостоятельности в оценке действий и поступков.
У детей, подвергающихся насилию со стороны взрослых, складывается убеждение, что это норма поведения.
Для решения вышеперечисленных проблем обучающихся одной из задач своей работы вижу необходимость в своевременной и ранней школьной профилактике, создающей условия как для активного вовлечения учеников в школьную жизнь, предупреждения потери интереса к учебе, неуспеваемости, так и специальной профилактики по выявлению нуждающихся в особом педагогическом внимании, индивидуальной работе.
Задачи:
· предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин, способствующих этому;
· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
· индивидуально-профилактическая работа с обучающимися внутришкольного, городского учета (КСРЦН «Маяк, ООиП, ОДН, КДН).
В основе решения проблемы детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь, с семьями, находящимися:
· в социально опасном положении (СОП);
· семьями «группы риска»
В социально - педагогической деятельности
проводятся следующие профилактические мероприятия:
· Ведется банк данных состоящих на учете:
- в ОДН ОМВД России «Котласский»;
- в ГБСУ АО «Котласский СРЦН «Маяк»;
- в ОТДЕЛЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Управления по социальным
вопросам администрации МО «Котлас».
· Составляются социальные паспорта классов;
· Составляется социальный паспорт школы;
· Корректируются списки внутришкольного учета;
· Планируется и проводится индивидуально профилактическая работа (ИПР) с детьми и их семьями внутришкольного учета
Мероприятия плана
индивидуально-профилактической работы
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственное лицо (подключенные специалисты) |
Запланированная работа/ Информация о ходе выполнения мероприятия |
|
|
|
|
· Направляются предложения к межведомственному плану (для состоящих на городском учете) и по выполнению плана в ГБСУ АО «Котласский СРЦН «Маяк» (в течение всего учебного года);
· Ежегодно составляется план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений ОМВД России «Котласский»;
· Проводятся заседания ШСП;
· Ежегодно проводятся беседы по классам по профилактике ПАВ (предупреждение привычки к курению, употреблению алкоголя, энергетических напитков, токсических веществ и наркотических средств) с привлечением специалистов ГБУЗ АО КПНД (Котласский психоневрологический диспансер, Лектор: Психолог - Храмцова Екатерина Евгеньевна);
· Оказание помощи в выборе дополнительного образования;
· Выступаю на МО классных руководителей;
· Консультирую и направляю педагогов, в том числе и по более эффективному проведению ИПР с подключением специалистов, служб и ведомств, призванных оказывать помощь и поддержку семье и детям;
· Информирую родителей обучающихся о возможностях организации детей и подростков в осенней, весенней и летней занятости в о/л;
· Организуем совместные рейды в семьи, требующие особого внимания;
· Организуем выход родительского патруля с привлечением инспектора ОДН ОМВД России «Котласский»;
· Взаимодействую с ГБСУ «ОСЗН по г. Котласу и Котласскому району» для оказания материальной помощи нуждающимся семьям;
· Взаимодействию с общественной организацией Красный Крест;
· Миграционной службой;
· Принимаю участие в судебных процессах, в опросах обучающихся (сотрудниками ОМВД России «Котласский»);
· ЦВСНП (г. Архангельска, ул. Чкалова, 3);
· ОТДЕЛОМ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Управления по социальным вопросам администрации МО «Котлас»;
· Филиалом по г. Котласу ФКУ УИИ УФСИН России по Архангельской области;
· ГБУ АО для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Котласский детский дом»;
· Котласской межрайонной прокуратурой;
· Администрацией МО «Котлас»;
· Уполномоченным по правам ребенка МО «Котлас» (Мысовой Е.Л.) Заводской О.В.
В школе продолжает свою работу
Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений.
В 2017-2018 учебном году обращений было 5
Категория обратившихся:
|
Причина обращения:
|
Результат: |
- родитель (3); - обучающейся(1); - педагог (1). |
- конфликты; - невыплата алиментов; -вымогательство денег; - проживание в аварийном жилье |
- оказание консультативной помощи; - разрешение конфликтных ситуаций; - направление сообщений в ОМВД «России «Котласский»; - письменное обращение к Уполномоченному по правам ребенка МО «Котлас»
|
В 2018-2019 учебном году обращений было 2
Категория обратившихся:
|
Причина обращения:
|
Результат: |
- родитель (2)
|
- при пожаре было полностью утрачено имущество;
|
- использование интернет ресурсов, прессы; - взаимодействие с МЧС, Российский Красный Крест; администрацией МО «Котлас» (жилищной комиссией, главой, депутатским корпусом); - взаимодействие с общественностью. -
|
|
конфликт между бывшими супругами из-за малолетней дочери (по определению места проживания ребенка, определения порядка встреч, причинение физической боли ребенку отчимом).
|
взаимодействие с обоими родителями, ООиП, ОДН ОМВД России «Котласский». |
Таким образом, координирую деятельность педагогов, родителей, специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи обучающимся.
В первую очередь, выступаю в роле посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, обеспечивая социально-педагогическую защиту семье и ребенку.
В работе с обучающимися изучаю возрастные, личностные особенности, их интересы, жилищные условия, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявляю позитивные и негативные влияния в структуре личности обучающегося.
Ищу индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка, для того чтобы найти правильные пути выхода из ТЖС.
Организую правовое просвещение среди педагогов, обучающихся, родителей, разъясняя им их права и обязанности.
Считаю, что в основе взаимодействия семьи и школы должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу.
Это помогает педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.
Заключение
Опыт многих семей показывает, что там, где родители – первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций – ребенок никогда не станет безнадзорным.
Факторами формирования социального поведения, прежде всего, являются система отношений, школьный уклад. Поэтому очень важно, чтобы в школе были созданы условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика, в том числе соблюдение его прав, доступ к качественному образованию, социальное и психологическое развитие личности обучающегося.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей является успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.
Профилактика безнадзорности будет эффективна, если создавать условия для успешности ребенка в учебной деятельности и эмоционально позитивную систему отношений со сверстниками, родителями, учителями.
Социальный педагог всегда остается на стороне ребенка, стремится не приспособить безнадзорного к окружающей среде, а помочь ему самому приспособиться к ней с минимальными потерями.
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.