Профилактика безнадзорности и правонарушений в школе.

  • doc
  • 15.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Профилактика безнадзорности и правонарушений.DOC

   Профилактика безнадзорности  и правонарушений в школе.

    В России  в  настоящее время актуальна проблема  детской безнадзорности, которую связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании, токсикомании, преступности, бродяжничества.

Сегодня одной из причин роста детской безнадзорности является и катастрофическая бедность большого населения россиян, которые просто иногда не в силах обеспечить своего ребенка нормальной едой, одеждой, образовательными и медицинскими услугами.

Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию, ее рассматривают  на государственном уровне.

Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120

 

предлагает следующие определения:  безнадзорным  признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. 

Ст. 14.2. Общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Безнадзорные дети нуждаются в восстановлении утраченных контактов с семьей и школой.

    К категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей.

Родители,  которых не способны осуществлять нормальный воспитательный процесс.

Причины безнадзорности - прежде всего, связаны с кризисными явлениями в семье, такими как:

·       нестабильность браков (разводы);

·       неполные семьи;

·       конфликты в семье;

·       асоциальный образ жизни родителей (или одного из них);

·       наличие в семье безработных;

·       низкий уровень благосостояния семей;

·       жестокое, грубое  обращение с детьми;

·       отсутствие  должной заботы о ребенке со стороны родителей;

·       ухудшение уровня жизни, как следствие, ухудшение условий содержания детей.

 

Безнадзорность несовершеннолетних как социально-педагогическая  проблема  - это одна из форм проявления девиации. 

Важнейшим фактором безнадзорности несовершеннолетних является  условие семейного воспитания.  Если модель семьи нарушена, то дети, как правило, вступают на путь асоциального поведения.

Признаки безнадзорности:

·       грубость, сквернословие, непослушание;

·       отсутствие позитивных увлечений у детей;

·       пропуски учебных занятий без уважительной причины;

·       плохая успеваемость;

·       употребление детьми алкоголя, наркотических средств, курение;

·       Постановка на учет (внутришкольный, ОДН ОМВД России «Котласский», КСРЦН «Маяк»).

 

Социальным фактором становления несовершеннолетних на путь  правонарушений и преступлений является недостаточное внимание  и отсутствие   контроля со стороны родителей.

 

Нередко причиной  правонарушений и преступлений становятся:

- житейские трудности;

-социальная неустроенность быта;

- отсутствие жизненного опыта;

- отсутствие самостоятельности в оценке действий и поступков.

У детей, подвергающихся насилию со стороны взрослых, складывается убеждение, что это норма поведения.

             Для решения  вышеперечисленных проблем обучающихся одной из  задач  своей работы  вижу  необходимость  в  своевременной  и ранней  школьной профилактике,  создающей условия как для активного вовлечения учеников в школьную жизнь, предупреждения потери интереса к учебе, неуспеваемости, так и специальной профилактики по выявлению нуждающихся в особом педагогическом внимании, индивидуальной работе.

Задачи:

·        предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин, способствующих этому;

·        обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

·       индивидуально-профилактическая работа с обучающимися  внутришкольного, городского учета (КСРЦН «Маяк, ООиП, ОДН, КДН).

 В основе решения проблемы детской безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь, с семьями, находящимися:

·       в социально опасном положении (СОП);

·        семьями «группы риска»

В социально - педагогической деятельности

проводятся следующие профилактические мероприятия:

·        Ведется банк данных состоящих на учете:

- в ОДН ОМВД России «Котласский»;

- в  ГБСУ АО «Котласский СРЦН «Маяк»;  

- в ОТДЕЛЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА   Управления по социальным     

   вопросам  администрации МО «Котлас».

 

·        Составляются социальные паспорта классов;

·        Составляется социальный паспорт школы;

·        Корректируются списки внутришкольного учета;

·        Планируется и проводится  индивидуально профилактическая работа (ИПР)  с детьми и  их семьями внутришкольного учета

 

                                                                             

Мероприятия плана

индивидуально-профилактической работы

 

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственное лицо

(подключенные специалисты)

Запланированная работа/ Информация о ходе выполнения мероприятия

 

 

 

 

 

·        Направляются  предложения к  межведомственному плану (для состоящих на городском учете)  и  по выполнению плана в  ГБСУ АО «Котласский СРЦН «Маяк» (в течение всего учебного года);

·        Ежегодно  составляется план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений ОМВД России    «Котласский»; 

·        Проводятся заседания ШСП;

·        Ежегодно проводятся беседы по классам по профилактике ПАВ (предупреждение  привычки  к курению, употреблению алкоголя, энергетических напитков,  токсических веществ и наркотических средств) с привлечением специалистов ГБУЗ АО КПНД (Котласский психоневрологический  диспансер, Лектор: Психолог - Храмцова Екатерина Евгеньевна);

 

·        Оказание помощи в выборе дополнительного образования;

·        Выступаю на МО классных руководителей;

·        Консультирую и направляю  педагогов, в том числе и  по более эффективному проведению ИПР с подключением специалистов, служб и ведомств, призванных оказывать помощь и поддержку  семье и детям;

·        Информирую родителей обучающихся  о возможностях организации детей и подростков в осенней, весенней и летней занятости в о/л;

·        Организуем совместные рейды в семьи, требующие особого внимания;

·        Организуем выход родительского патруля с привлечением инспектора ОДН ОМВД России «Котласский»;

 

·        Взаимодействую с ГБСУ  «ОСЗН по г. Котласу и Котласскому району» для оказания материальной помощи нуждающимся семьям;

·        Взаимодействию с общественной организацией Красный Крест;

·        Миграционной службой;

·        Принимаю участие в  судебных процессах, в опросах обучающихся (сотрудниками  ОМВД России «Котласский»);

·        ЦВСНП (г. Архангельска, ул. Чкалова, 3);

·        ОТДЕЛОМ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Управления по социальным вопросам администрации МО «Котлас»;

 

·        Филиалом по г. Котласу ФКУ УИИ УФСИН России по Архангельской области;

·        ГБУ АО для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Котласский детский  дом»;

·        Котласской межрайонной прокуратурой;

·        Администрацией МО «Котлас»;

·        Уполномоченным по правам ребенка МО «Котлас» (Мысовой Е.Л.) Заводской О.В.

В школе продолжает свою работу

Уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений.

 

В 2017-2018 учебном году обращений было 5

 

Категория  обратившихся:

 

Причина обращения:

 

Результат:

- родитель (3);

- обучающейся(1);

- педагог (1).

- конфликты;

- невыплата алиментов;

-вымогательство денег;

- проживание в аварийном жилье 

- оказание консультативной помощи;

- разрешение конфликтных ситуаций;

- направление сообщений в  ОМВД «России «Котласский»;

-  письменное обращение к Уполномоченному по правам ребенка МО «Котлас»

 

 

 

В 2018-2019 учебном году  обращений было 2

 

Категория  обратившихся:

 

Причина обращения:

 

Результат:

- родитель (2)

 

- при пожаре  было полностью утрачено имущество;

 

 

 

 

- использование интернет ресурсов, прессы;

- взаимодействие с МЧС, Российский Красный Крест; администрацией МО «Котлас» (жилищной комиссией, главой, депутатским корпусом);

- взаимодействие с общественностью.

-

 

 

 

конфликт между бывшими супругами из-за малолетней дочери

(по определению места проживания ребенка, определения порядка встреч, причинение физической боли ребенку отчимом).

 

взаимодействие с обоими родителями, ООиП, ОДН ОМВД России «Котласский».

 

 

Таким образом, координирую деятельность педагогов, родителей, специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи обучающимся.

В первую очередь,  выступаю в роле посредника во взаимодействии личности, семьи, общества,  обеспечивая социально-педагогическую защиту семье и ребенку.  

В работе с обучающимися изучаю возрастные, личностные  особенности,  их интересы, жилищные  условия, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявляю позитивные и негативные влияния  в структуре личности обучающегося.

Ищу индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка, для того чтобы найти правильные пути  выхода из ТЖС.

 

Организую правовое просвещение среди педагогов, обучающихся, родителей, разъясняя им их права и обязанности.

 Считаю, что в основе взаимодействия семьи и школы должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. 

Это помогает педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

 

Заключение

Опыт многих семей показывает, что там, где родители – первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций – ребенок никогда не станет безнадзорным.

Факторами формирования социального поведения, прежде всего, являются система отношений, школьный уклад. Поэтому очень важно, чтобы в школе были созданы условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика, в том числе соблюдение его прав, доступ к качественному образованию,  социальное и психологическое развитие личности обучающегося.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей является успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Профилактика безнадзорности будет эффективна, если создавать условия для успешности ребенка в учебной деятельности и эмоционально позитивную систему отношений со сверстниками, родителями, учителями.

 

Социальный педагог всегда остается на стороне ребенка, стремится не приспособить безнадзорного к окружающей среде, а помочь ему самому приспособиться к ней с минимальными потерями.