ГБОУ ЦППРК
Методическое объединение
воспитателей
Доклад
на тему:
«Профилактика девиантного поведения детей с интеллектуальной недостаточностью на разных ступенях психофизического развития».
Подготовила педагог-психолог:
г. Владикавказ 2022
Профилактика девиантного поведения детей с интеллектуальной недостаточностью на разных ступенях психофизического развития.
Девиантное поведение – это отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально – нравственных норм и ценностей, нарушении процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
В исследовании отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению причин, мотивов и условий, способствующих возникновению данного поведения, развитию, а так же возможностей ее предупреждения и преодоления.
Первые проявления отклоняющегося поведения ребёнка наблюдаются в раннем возрасте и объясняются низким уровнем интеллектуального развития, незавершенности развития личности, отрицательным влиянием семьи и окружающего общества и др.
Но, в нашем случае, главной причиной девиантного поведения является нарушение психического развития, ведь риск того, что у ребёнка с интеллектуальными нарушениями будет отклоняющиеся поведение намного выше, чем у здорового.
На текущий момент времени не выделено единой классификации девиантного поведения. Существует несколько различных истолкований по тому или иному признаку.
Формы девиантного поведения:
1. Буллинг.
2. Совершение правонарушений.
Буллинг – это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации.
В социуме практически в каждом школьном коллективе есть дети, которые подвергаются насмешкам и издевательством со стороны своих сверстников. Ученик постоянно находящийся в такой травмирующей ситуации, может отказывается от посещения школы, снижается учебная мотивация, появляются симптомы тревожных и депрессивных расстройств.
Особенно это касается детей с интеллектуальной недостаточностью, так как ребёнок с проблемами в развитии, которому непосредственно грозит опасность неприятия социума, нуждается в защите именно той группы, где его социальные потребности не наталкиваются каждодневно на непонимание и неприязнь. Говоря об этом, следует помнить, что в поведении детей, с нарушениями в развитии наблюдаются большие или меньшие различия. В итоге, мы можем видеть, травлю от обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которые желают быть в центре внимания, уверенные в своем превосходстве над «жертвой», мечтающие быть лидерами в классе, интуитивно чувствующие, какие дети не будут им оказывать сопротивление.
Дети с нарушением интеллекта более легко усваивают противообщественные воздействия, их социальная незрелость, склонность к имитации, импульсивность, несдержанность и другие особенности психической деятельности создают условия для возникновения отклонений в поведении и могут способствовать совершению правонарушений.
К отрицательным факторам, способствующим девиантное поведение у детей с интеллектуальными нарушениями, относится алкоголизм одного или обоих родителей, неполная семья, гипоопека и безнадзорность, асоциальный образ жизни лиц с нарушениями интеллекта с раннего детства, в связи с чем они состоят на учете в инспекции ПДН, возникновение дисфорических состояний и т.д.
Для того, чтобы меры профилактики были более эффективными, в своей работе использую следующие формы и методы:
1. Диагностика. Изучение индивидуально – типологических особенностей детей; изучение межличностных отношений ребёнка; изучение взаимоотношений с родителями и окружающая обстановка в семьях обучающихся и воспитанников. (пример: проективная методика «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Дом – дерево - человек», тест на исследование тревожности, )
2. Консультация. Советы родителям по результатам диагностических исследований детей; консультирование обучающих (педагогов) по результатам диагностических исследований обучающихся и воспитанников (пример: тренинг с родителями «Наказания и поощрения в семье», круглый стол «Значение общения в развитии личностных качеств»).
3. Просветительская работа. Индивидуальные, групповые тематические информационные часы, тренинги с обучающимися и воспитанниками; круглые столы по проблемным ситуациями со школьниками; тематические беседы с родителями (пример: упражнение «Мой образ», упражнение «Правила работы», занятие «Всегда ли нужно говорить «ДА» и умей сказать «НЕТ»»).
4. Коррекционно – развивающая работа. Коррекционно – развивающая работа с детьми по результатам диагностических исследований.
Коррекционно-воспитательный элемент деятельности ОУ направлена на разрушение определенных установок, ценностей, доводов, привычек поведения и формирования новых с целью достижения самовыражения личности школьника.
При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции
1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у школьника до появления девиантности, через обращение к воспоминаниям ученика о его добрых делах.
2. Компенсаторная – формирование у учащихся стремления возместить тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит осуществлять ему свои возможности, способности и, главное, потребность в самореализации.
3. Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности ребёнка, осуществляемая посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка и его поступкам.
4. Корректирующая – исправление негативных качеств личности школьника и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку побуждений действий, ценностных ориентаций, установок, поведения.
В современном мире так же, остро стоит проблема детской агрессивности. Она является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, и приобретает серьезные последствия: нарушение межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, социальную адаптацию, учебную и трудовую деятельность.
Наличие и уровень агрессивности детей с интеллектуальной недостаточностью определяется комплексом разнообразных факторов и условий социального развития: гормональные изменения; прием медицинских препаратов; астенические явления, возникающие вследствие расстройства; наличие психопатологические синдромов; эмоционального состояния и самочувствия педагогов; отрыв детей от семьи, перевод из одного учреждения; невозможность удовлетворения потребностей; неблагоприятные условия среды, в том числе в семье; прямое повторение того, что дети сами испытывают от других людей; подражательность и внушаемость; порицание и критика (Л.В. Токарская, 2008).
В.Б. Лебединский указывает, что у некоторых детей с интеллектуальной недостаточностью возможны скрытые (смещенные) проявления агрессии в форме злорадства при виде несчастья, боли другого ребенка при недостаточности активных форм агрессии.
У агрессивных подростков с интеллектуальной недостаточностью наиболее выражена физическая агрессия (удары, щипки, порча предметов и т.д.), вербальная агрессия, аутоагрессия (нанесение физических травм самому себе), вспыльчивость в действиях (неожиданно могут бросаться предметами, выбежать из класса и т.д.), вспыльчивость в речи (могут неожиданно нагрубить), негативизм в физических действиях выражен более всего (все делает наоборот, мешает работать и т.д.), отказы от занятий, конфликтность (Н. М. Платонова,2004).
Агрессивность является серьезной проблемой, осложняющей обучение и воспитание, и, как следствие, процесс социальной адаптации лиц с УО.
Система мер по профилактике зависимого поведения:
1. Информирование: предоставление информации о негативных медицинских, социальных и правовых последствиях девиантного поведения (правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков)
2. Массовые профилактические мероприятия(месячники, акции, декады правовых знаний, программы формирования жизненных, социально-бытовых навыков и профориентации: «Шаги к профессии», «Я в окружающем мире», «Я выбираю профессию»
3. Организация «альтернативной деятельности» (организация досуга: утренники, концерты, экскурсии, фестивали, спортивные секции, творческие и трудовые мастерские, походы)
4. Укрепление здоровья (внедрение в работу ОУ здоровьесберегающих технологий).
В работе с умственно отсталыми школьниками педагогу требуется хорошо разбираться в особенностях личности таких школьников и уметь достигать с ними контакта и взаимопонимания.
Список используемых источников:
1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» от 23.06.2016 №182 – ФЗ: интернет – портал «КонсультантПлюс».- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/ -15.06.2016.
2. А. И. Глушков, А.Я. Минин, О.В. Поликашина, С.А. Тульская. Профилактика девиантного поведения в образовательной организации. (правовые аспекты) [Текст] – Москва: МПГУ, 2018-224 с.
3. Б.Р. Мандель Коррекционная психология[Текст]- Москва - Берлин, 2015 - 468 стр.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.