Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно - транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Необходимость формирования у дошкольников культуры безопасности участников дорожного движения заключается в ценностном отношении к своей безопасности и безопасности окружающих в улично - дорожной сети, а так же наличии совокупности знаний, умений и навыков, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, приобретении способности предвидеть опасность, выработке мотивации на законопослушное поведение.
Дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
На сегодняшний день так же остро стоит проблема уважительного отношения участников дорожного движения друг к другу, поэтому необходимо сформировать у подрастающего поколения негативное отношение к правонарушителям на дороге.
Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Вся деятельность по профилактике ДДТТ в дошкольных учреждениях должна строится с учётом индивидуальных особенностей, дифференцируется по возрастным периодам и вестись по четырём основным направлениям:
Организация и управление процессом обучения детей ПДД, работа с педагогическим коллективом
Одно из ведущих направлений в деле предупреждения ДДТТ является работа с педагогическим коллективом. Для решения задачи по формированию массовой культуры правильного поведения на дорогах, педагогический коллектив является основой для всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно - образовательного процесса.
Управленческая составляющая работы по предупреждению ДДТТ заключается в организации выполнения поставленных задач, анализе и прогнозировании. Это, прежде всего:
Методическое сопровождение педагогических работников– это комплекс взаимосвязанных, целенаправленных действий и мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникших затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.
Для повышения педагогического мастерства воспитателей:
На педсоветах и совещаниях обсуждаются вопросы совершенствования педагогического процесса, делается анализ дорожно-транспортного травматизма в районе, городе; обсуждается планирование работы по формированию у детей безопасного поведения, изучается передовой опыт организации работы с детьми по привитию им навыков культурного поведения на улице.
Методическое сопровождение - важная составляющая единица системы непрерывного образования
Материально-техническая база детского сада по разделу «Изучение правил дорожного движения» включает в себя:
Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения большое внимание в нашем детском саду уделяется созданию предметно-развивающей среды по ПДД.
Предметно - развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно (через свое содержание и свойства) создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
В методическом кабинете детского сада имеется необходимое программно-методическое обеспечение.
Оснащение методического кабинета по разделу «Изучение правил дорожного движения» состоит из:
Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте. Одной из главных составляющих оформления групп являются «Центры детской активности по дорожной безопасности», которые оформлены с учетом возрастных особенностей воспитанников и в соответствии с ФОП.
Взаимодействие педагогов и
работников ОГИБДД
осуществляется в разных формах:
Организация работы с детьми по предупреждению ДДТТ
Любая работа в образовательном учреждении начинается с диагностики проблемы и разработки плана мероприятий, содержание которого должно быть обоснованным и реальным для реализации. В планах определены методы взаимодействия всех участников образовательного процесса, формы работы, ответственные лица и сроки исполнения запланированных мероприятий по профилактике ДДТТ.
С первых дней пребывания ребёнка в детском саду педагоги так организовывают его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Содержание, формы и методы взаимодействия с детьми с учетом возраста и статуса группы тщательно продумано. При организации работы с детьми с ТНР акцент сделан на развитие коммуникации (проговаривание, озвучивание, диалоги, словесные игры и т.д.).
Идея, лежащая в основе нашего подхода к формированию у детей навыков безопасного поведения в социуме, заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить через интеграцию раздела «Безопасность» с другими областями – как пути достижения целостного взгляда на окружающий мир.
Работа с детьми включает:
Основные направления и формы работы с детьми:
Вся работа по формированию знаний у детей выстраивается поэтапно. На первом этапе идет расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах безопасности через экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и др. На втором этапе закрепляются полученные знания, и формируется сознательное отношение к соблюдению правил безопасности через все виды детской деятельности – игровую, познавательную, продуктивную. На третьем этапе педагоги добиваются проявления самостоятельности, творчества, чувства контроля и самоконтроля, ответственности в игровых нетрадиционных формах с детьми. В результате такого подхода дети не только приобретают новые знания, но и применяют их на практике в повседневной жизни
Взаимодействие с семьями воспитанников по профилактике ДДТТ
Одна из форм профилактики детского дорожного травматизма - работа с родителями Основные направления и формы работы с родительской общественностью:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.