Профилактика суицидального поведения детей и подростков

  • pdf
  • 02.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Профилактика суицидального поведения детей и подростков.pdf



71%      обращений

/хронические родителей, острые ребенка/

42% обращений неуспеваемость, конфликты с педагогами

СУИЦИД - симптом проблемы, ряда проблем. Попытка бегства. Это способ выхода из кризисной ситуации. Сознание становится туннельным – все или ничего

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ВСЕХ СУИЦИДОВ – поиск решения

ОСНОВНОЕ ЧУВСТВО – безысходность

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - это сознательно, преднамеренно направленные на лишение себя жизни в связи с невыносимыми жизненными обстоятельствами аутоагрессивные действия человека

ДЕМОНСТРАТИВНОЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда, в силу напряженной ситуации, может растягиваться на часы и сутки

ИСТИННОЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ -

обдуманное, тщательно спланированное намерение покончить с собой

ОПАСНЫЛЮБЫЕВИДЫСУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ демонстративные попытки нередко заканчиваются смертью

СООБЩЕНИЕ О СВОИХ НАМЕРЕНИЯХ ДРУГИМ ЛЮДЯМ

(любыми способами) – это поиск поддержки и спасения

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ИГНОРИРОВАТЬ ПОДОБНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО КАЖЕТСЯ ШУТКОЙ!

САМОРАЗРУШАЮЩЕ ПОВЕДЕНИЕ -разновидность суицидального поведения, стремление к смерти, но неосознанно, подсознательно. Это не прямое желание умереть, а попытка справиться с тревогой, злостью, обидой, «выплеснуть негативные эмоции», заглушить эмоциональную боль.

Саморазрушающее поведение может выражаться в формах:

-токсикомании, наркомании, алкоголизме

-бродяжничестве

-отказе от медицинской помощи

-самоповреждениях

Смерть для подростковчасточто-тонереальное и невозможное. Подростки, совершающие суицид, вообще не подразумевают безвозвратного смертельного исхода.

Любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая, может быть кризисной для ребенка. Суицидальное поведение детей может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно.

ПОМНИМ: ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ВСЕХ СУИЦИДОВ – ПОИСК РЕШЕНИЯ!

ПРИЧИНЫ СУИЦИДООПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ФАКТОРЫ РИСКА

КЛИНИЧЕСКИЕ:

самолечения), соматические заболевания (особенно с ограничением повседневного функционирования и хроничеким болевым синдромом). низкая самооценка,

окружением;



смерти

ВЕРБАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:

СЛОВЕСНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ, ТИПА:

  «ненавижу жизнь»;

«они пожалеют о том, что они мне сделали»;

  «не могу этого вынести»;

  «я покончу с собой»;

  «никому я не нужен»;

  «это выше моих сил».

ЛЮБОЕ      ВЫСКАЗАННОЕ

СТРЕМЛЕНИЕУЙТИИЗЖИЗНИ ДОЛЖНО ВОСПРИНИМАТЬСЯ СЕРЬЕЗНО!



МОДА

ПРИЧИНЫ СУИЦИДООПАСНОГО

статистику!

СТАБИЛЬНОСТИ:

ВРАЧИ – а не болен ли ты? Давай тебя лечить!

меняются учителя меняется формат обучения меняются условия жизни состав семьи



ПРИ ОБЩЕНИИ С

РЕБЕНКОМ ВАЖНО:

ОТНОСИТЬСЯ К НЕМУ ИСКРЕННЕ

СЕРЬЕЗНО И УВАЖИТЕЛЬНО,

ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ТОГО, КАК ВЕДЕТ И ЧТО ГОВОРИТ ПОДРОСТОК;

ВЕРИТЬ, НЕ СПОРИТЬ, КОГДА ГОВОРИТ

О САМОУБИЙСТВЕ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО

ВЫРАЖАЕТСЯ В ДЕМОНСТРАТИВНОШАНТАЖНОМ ПОВЕДЕНИИ;

ПОЗВОЛЯТЬ    ВЫРАЖАТЬ   ЧУВСТВА

(ПЛАЧ, ГНЕВ, ОТВРАЩЕНИЕ);

ПРИ ОБЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ ВАЖНО:

внимательно и постоянно отслеживать свои собственные переживания (страх, растерянность, раздражительность), быть естественным в своих проявлениях, не заниматься морализаторством;

не откладывать вопросы, связанные с прояснениями мыслей о самоубийстве, на конец беседы, но и не задавать их до установления доверительных отношений.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА ЗАМЕЧЕНА СКЛОННОСТЬ К САМОУБИЙСТВУ:

1.  Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2.  Оцените серьезность намерения (способ самоубийства, дата, записки, отсутствие планов на будущее) – если риск высокий, срочно обратитесь к специалистам (скорая помощь, телефон доверия).

3.  Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.

4.  Предложите реальные пути выхода из сложившейся ситуации.

5.  Не бойтесь прямо спросить, не думает ли ребенок о самоубийстве. Не избегайте слов “смерть”, “суицид”. Открытый разговор с выражением искренней заботы и беспокойства, вызванного наличием у человека мыслей о самоубийстве, является для него источником облегчения и, нередко, одним из ключевых элементов в предотвращении непосредственной опасности самоубийства.

6.  Не обесценивайте и не паникуйте. Ребенку нужен стабильный безопасный взрослый, чтобы почувствовать себя лучше.

7.Следите за своим психологическим состоянием. Если чувствуете усталость или выгорание, то обратитесь к неврологу/психологу.

8.Если заметили изменения в поведении, самоповреждения, суицидальные высказывания, обратитесь за помощью к специалистам.



КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

-выявление детей с девиантным поведением;

-проведение первичной диагностики возможных причин девиантного поведения (в т.ч. изучение ситуации в семье)

ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ:

-           проведение психологической диагностики индивидуально-психологических особенностей и личностных характеристик обучающихся;

-проведение психологической диагностики эмоциональной сферы, суицидального риска, уровня тревожности работников школы.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

-           проведение социальной диагностики возможных причин девиантного поведения (в т.ч. изучение ситуации в семье и школе);

ШКОЛЬНЫЙ МЕДРАБОТНИК:

-участие в выявлении детей с девиантным поведением;

-участие в выявлении детей с признаками резкого ухудшения здоровья.

РОДИТЕЛЬ:

-посещение родительских собраний;

-непрерывная коммуникация с классным руководителем;

-своевременное реагирование на замечания и рекомендации работников школы.

1.

2.

3.

4.

предоставить телефона доверия и др.



КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ


* МО АДМИРАЛТЕЙСКИЙ, СЕННОЙ,

КОЛОМНА


** МО ЕКАТЕРИНГОФСКИЙ, ИЗМАЙЛОВСКИЙ И

СЕМЁНОВСКИЙ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

АДРЕС: Г. СПБ, УЛ. ЧАПЫГИНА 13, ЛИТ

К. ТЕЛ: 234-43-84

ЕMAIL: CVLDP@ZDRAV.SPB.RU