Профилактика девиантного поведения подростков
Оценка 4.6

Профилактика девиантного поведения подростков

Оценка 4.6
Семинары
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
07.02.2017
Профилактика девиантного поведения подростков
Публикация является частью публикации:
Профилактика девиантного поведения среди подростков.docx

Профилактика девиантного поведения среди подростков

Детство, как почва, в которую падают семена.

Они крохотные, их не видно, но оно есть.

Потом они начинают прорастать…

Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,

некоторые – хлебными колосьями,

некоторые - злым чертополохом.

В. Солоухин «Камешки на ладони»

 

- Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения.

Для того, чтобы предотвратить проявление девиации в поведении ребенка необходимо уделять большое внимание ранней профилактике.

Упражнение «Чистый лист». (Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.

Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ……..

Когда он становится никому не нужен,…что происходит с его душой?

А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

- Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение.

А) Семья

- Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.

Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.

Б) Наследственность

- Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье. Конструктивная предрасположенность – это:

- Поражение нервной системы при родах;

- Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии;

- Физические дефекты;

- Наследственность – рождение от наркомана или алкоголика.

В) Проблемы в подростковом возрасте

- Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.

- Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников.

Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники.

Отсюда возникает:

- Конфликтное отвержение со стороны сверстников;

- Вымогательства денег, давление, шантаж;

- Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения;

- Принуждение совершать поступки против воли.

Г) Отсутствие прочных социальных связей.

- Школа как один из факторов риска развития девиантных форм поведения у подростков.

Как часто бывает в школах, когда ребенок, ошибившись в жизни раз, становится черным пятном, как говорится, второсортным ребенком на всю жизнь – к нему приклеивается ярлык. А если к такой характеристике и взгляду предрасполагает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности семьи? Поэтому у нас вырабатывается стереотип проблемного ребенка. Если ребенок оступился раз, кажется, что он на самом деле такой и поступить иначе не может. Наблюдается:

- Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;

- Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;

- Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми;

- В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях.

- Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение.

В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жесткости по отношению к слабому. Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него суицидальные попытки.

- Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в таких подростках постоянное желание восставать против чего-либо. Они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают ощущение провала, безнадежности. Чувствуя себя брошенными, никому не нужными, они уже не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.

Основные направления работы с девиантными детьми.

Нарушения в обучении:

Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.

В первую очередь мы обращаемся к диагностике, наблюдениям, беседам с учителями-предметниками, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом опять же с помощью учителей-предметников оказываем ребенку реальную помощь. В то же время мы наблюдаем за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи и заносим наблюдения в журнал наблюдений.

Нарушения в поведении:

Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком.

При нарушениях в поведении каждый раз мы должны побеседовать как с ребенком, так и с родителем по поводу совершенного поступка, и вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий.

Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения:

Чтобы показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой поведения, необходимы часы общения, беседы и практикумы. Особенно помогают осознать свои проблемы в поведении ролевые игры. Но чтобы нормальное поведение вошло в привычку, такие мероприятия должны быть систематичны и каждый раз отрефлексированы вместе с ребенком.

Создание комфортных условий ребенку в коллективе:

Чаще совершаемые проступки в среде подростков – это демонстративное поведение. Ребенок совершает проступки потому, что не чувствует себя комфортно в своем коллективе, школе. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание и своим поведением показать всем, что он одинок, что его не понимают. Обычно дети не хотят дружить с детьми-хулиганами, забияками. И тогда подросток чувствует себя никому ненужным, не таким как все. Сам он не способен устанавливать близкие взаимоотношения, и из-за этого у него нет друзей. Именно поэтому он отчуждается от сверстников, у него появляется постоянное желание восставать против чего-либо, сильное стремление к независимости. Он не признает ничьих авторитетов. И в то же время у него присутствует постоянное чувство безнадежности, ощущение собственного провала, потеря уверенности в себе. В этом случае, возможно, использовать индивидуальные и групповые беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны.

Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха. Это может быть включение ребенка в КТД, школьное самоуправление, кружки доп. образования. Уверенность в себе и волевые качества хорошо вырабатываются с помощью вовлечения ребенка в деятельность класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Но чтобы у ребенка получилось порученное дело, необходимо постоянно вести его, помогать ему добиваться поставленной цели. Кроме того, можно использовать специальные упражнения на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств трудного ребенка.

Нарушения в общении:

Для формирования навыков конструктивного общения предлагается проведение тематических классных часов, различных игр, турниров, дискуссий.

Нарушения в самосознании:

Отрицательное влияние семьи, окружения может быть нейтрализовано только воспитанием. Даже если семья сама по себе является фактором риска, и подросток живет среди алкоголиков и наркоманов, у него всегда есть шанс, вырасти здоровым и социально благополучным взрослым.

Это происходит тогда, когда на помощь подростку приходят окружающие, в первую очередь школа и детский коллектив. Активная коллективная деятельность помогает удовлетворить ребенку потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, помогает найти признание, самоутвердиться. Только тогда меняется самосознание. Поэтому наша задача - формировать в ребенке устойчивое позитивное представление о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха, вырабатывать навыки ответственного поведения через включение в КТД, школьное самоуправление; через развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты, ОППТ, в качестве руководителя.

Кроме того, мы должны научить его вести Здоровый Образ Жизни, чтобы чувствовать себя уверенным, здоровым и сильным, умеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно.

Большое влияние на формирование дружеских контактов оказывает создание благоприятного фона его пребывания в классе, школе, приветливое, доброжелательное, уважительное отношение к нему учителей, сверстников. И, чаще, в такой атмосфере ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого.

В школе таких детей видишь обязательно при взрослом, которых он выбирает согласно своим интересам – классным руководителем, вокруг какого-нибудь учителя, в библиотеке, у трудовика.

«Добро воспитывается добром, а зло – злом». Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого мы должны создавать ребенку ситуации успеха.

В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума – участковым, инспектором по делам несовершеннолетних, представителей церкви и т.д.

9) Упражнение «Горячий мяч».

- Назвать прием работы с подростком девиантного поведения, мяч может в руках быть только один раз.

10) Составление алгоритма

- Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми такой категории.

Алгоритм действий:

- Групповое изучение класса (выявить детей с отклоняющимся поведением, то есть мы должны вначале с помощью наблюдения, анкетирования, проективных методик, беседы, диагностировать наличие или склонность к отклоняющемуся поведению ребенка);

- Анализ полученных данных;

- Выявление причин отклонений;

- Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);

- Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса;

- Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия;

- Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.

Выявление причин отклонений через заполнение методик:

Акцентуации характера и девиантное поведение

Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда предназначен для диагностики типа акцентуации личности, опубликован Г. Шмишеком в 1970 г и является модификацией "Методики изучения акцентуаций личности К. Леонгарда". Методика предназначена для диагностики акцентуаций характера и темперамента. Согласно К. Леонгарду акцентуация - это "заострение" некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. 

Акцентуированные личности не являются патологическими, другими словами они нормальные. В них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный). 

Тест предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Характерологический тест Шмишека подходит для учета акцентуаций характера в процессе обучения, профессионального отбора, психологического консультирования, профориентации.

Диагностика девиантного поведения

Универсальной методикой выявления предрасположен­ности к тем или иным девиациям в поведении подростков является «Методика диагностики склонности к отклоняю­щемуся поведению» (разработана Вологодским центром гу­манитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 г.). Она имеет семь шкал.

1. Шкала установки на социальную желательность — 15 пун­ктов.

2.  Шкала склонности к нарушению норм и правил — 17 пунктов.

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению — 20 пун­ктов.

4.  Шкала склонности к самоповреждаюшсму и самораз-рушающсму поведению — 21 пункт.

5.  Шкала склонности к агрессии и насилию — 25 пунктов.

6.  Шкала волевого контроля эмоциональных реакций -15 пунктов.

7.  Шкала склонности к делинквентному поведению -20 пунктов.

Этот опросник позволяет также оценить склонность под­ростков к двигательной расторможенности, патологическо­му фантазированию и хобби, половым девиациям, дисморфобии.

«Несуществующее животное»

Автором теста «Рисунок несуществующего животного» является советский психолог, специалист по проективным диагностикам Майя Захаровна Дукаревич. Диагностика относится к проективным методикам, то есть не предполагает наличия стимульного материала. Соответственно, стандартизированной процедуры анализа не имеет. Испытуемому просто предлагается изобразить фантастическое существо, полноценную интерпретацию которого должен выполнить специалист. Однако есть ряд критериев, позволяющих и без специального образования провести тестирование особенностей личности. Такое исследование поможет:

·                   составить представление об уровне самооценки испытуемого;

·                   оценить степень его тревожности;

·                    определить склонность к агрессии;

·                   изучить творческий потенциал тестируемого.

Давайте рассмотрим данную методику на конкретном примере:

На слайде вы видите рисунок, выполненный обучающейся в возрасте 16 лет.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).

Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная агрессия (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание).

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

Шея – наличие своего мнение.

Если ноги пропорциональны телу и устойчивые на вид — значит человек хорошо занял свою позицию в обществе и чувствует себя комфортно. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

Крылья— энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предпринятий.

Хвост несуществующего животного направлен вправо – человек в настоящее время размышляет о своих действиях и поступках, оценивает результаты внешних проявлений. Хвост короткий и тоненький – человек не очень уверен в себе.

Верхний контур фигуры прорисован острыми углами — защита против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы.

Название у животного не замудренное и сложенное из разных названий существующих слов, что говорит о рациональности, конкретной установке при ориентировке и адаптации.

Заключение. Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно-профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных норм.

Вот почему в числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.

Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.                 Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.

2.                 Богданова О. С. О нравственном воспитании подростков. – М.: Просвещение, 1979. – 111 с.

3.                 Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.

4.                 Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И, Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с.

5.                 Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.

6.                 Гонеев А.Д. И др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ./ А.Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластелина. – М.: Академия, 1999. – 280 с.

7.                 Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М., 1994.

8.                 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М: 1997.

9.                 Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003. – 288 с.

10.            Игры – обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В. В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.

11.            Касаткин В. Н. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. – М.: 2003. – 132 с.

12.            Касаткин и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. – М., 2003. – 136 с.

13.            Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304с.

14.            Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь – М: 2000.

15.            Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Социально-психологический и психиатрический аспекты. – Минск, 1988.

16.            Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320с.

17.            Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. –256 с.

18.            Личко А.Е. Психология и акцентуации характера у подростков. – Л.: 1983.

19.            Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Т. 3, с. 158.

20.            Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000.

21.            Немов Р.Н. Общие основы психологии. – М., 1999.

22.            Овчарова Р.В. Технологии практического образования психолога. – М.: 2000.

23.            Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.

24.            Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 160 с.

25.            Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2001. – 160 с.

26.            Шакурова Н.В. Методика и норма работы социального педагога. – М.,

 

 


 

Профилактика девиантного поведения среди подростков

Профилактика девиантного поведения среди подростков

Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение

Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение

Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками

Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками

Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение

Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение

Нарушения в поведении: Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком

Нарушения в поведении: Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком

В этом случае, возможно, использовать индивидуальные и групповые беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок…

В этом случае, возможно, использовать индивидуальные и групповые беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок…

Только тогда меняется самосознание

Только тогда меняется самосознание

Составление алгоритма - Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в…

Составление алгоритма - Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в…

Акцентуированные личности не являются патологическими, другими словами они нормальные

Акцентуированные личности не являются патологическими, другими словами они нормальные

Этот опросник позволяет также оценить склонность под­ростков к двигательной расторможенности, патологическо­му фантазированию и хобби, половым девиациям, дисморфобии

Этот опросник позволяет также оценить склонность под­ростков к двигательной расторможенности, патологическо­му фантазированию и хобби, половым девиациям, дисморфобии

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих

Заключение. Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно-профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей…

Заключение. Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно-профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей…

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков

Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017