Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка
Оценка 4.9
Научные работы
docx
обществознание +2
Взрослым
12.05.2018
В условиях вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Молодежь должна быть готова к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Особую актуальность сегодня приобретает деятельность по профилактике молодежного экстремизмаПодрастающее поколение России оказалось самой незащищённой в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Приходится констатировать тот факт, что наряду с позитивными характеристиками молодого поколения стали проявляться тревожные симптомы социально-политической инфантильности молодежи; утраты национальной культурной идентичности; проявления индивидуализма и эгоцентризма, авторитарной направленности в общении, требования согласия с собственной позицией при игнорировании чужой точки зрения, девиантного и делинквентного поведения, воинствующего национализма; диверсификация культурных и духовных ценностей, отсутствие у молодых людей жизненных перспектив и перспективы самоактуализации.
Наблюдаются факты дезорганизации молодежи, подверженности ее влиянию экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур других народов, тенденция роста неформальных молодежных групп и объединений, среди которых особую тревогу вызывают молодежные неформальные объединения экстремистской направленности. Эти объединения способствуют формированию у молодых людей установок, отрицающих многие ценности существующего общества.
В условиях вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Молодежь должна быть готова к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.
Современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни [1; с. 7]. Процессы модернизации общественной жизни, обусловленные глобализацией, становятся факторами, стимулирующими напряженность в межнациональных отношениях, которые сопровождаются межэтническими конфликтами, появляются различные оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через терроризм.
С нашей точки зрения, в образовательном учреждении особую актуальность приобретает деятельность по профилактике молодежного экстремизма. Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия «экстремизм».
Итак. По мнению Г.Ю. Семигина, «экстремизм» (от лат. extremus) – это приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов [5; с. 1434].
Понятия «экстремизм», «экстремистская организация», «экстремистские материалы» получили закрепление в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [4].
Уголовный кодекс Российской Федерации. под преступлениями экстремистской направленности понимает преступления, совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы [3].
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, говорится, что стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [2].
В настоящее время достаточно развита система нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по профилактике экстремизма:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 23.11.2015 №314-ФЗ).
3. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 03.11.2004 № 1392).
4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
5. Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. от 19.02. 2018 г.).
Рассмотрим видовую аргументацию экстремизма. Выделяют следующие разновидности:
- политический экстремизм – крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов;
- националистический экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы;
- религиозный экстремизм – жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления. Во многих случаях под «религиозным экстремизмом» подразумевается экстремистская деятельность, осуществляемая религиозными объединениями или ведущаяся с использованием религиозных лозунгов и призывов;
-подростково-молодежный экстремизм – взгляды и типы поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Проявляется в подростковой и молодежной среде в непримиримости к инакомыслящим, особенно к представителям определенных молодежных движений, в стремлении к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении;
·- экологический экстремизм – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды. Представители экологического экстремизма используют крайние, даже террористические средства для того, чтобы обратить внимание общественности на наиболее актуальные и болезненные экологические проблемы. К примеру, радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных;
- антиглобалистский экстремизм – радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве. Непримиримость к созданию единого рынка, политических и экономических монополий. Экстремисты в антиглобалистском движении склонны к организации массовых беспорядков, применению прямого насилия для борьбы с транснациональными компаниями, международными экономическими и политическими институтами глобального характера;
·-моральный экстремизм – крайняя нетерпимость к нравственным нормам и правилам поведения определенного типа, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести».
Только поняв причины и источники возникновения экстремизма среди молодежи, возможно в учебно-воспитательном процессе создать организационные, содержательные и социально-психологические условия противодействия экстремистским установкам личности подрастающего поколения.
Положение и роль в обществе молодежи, как социально-демографической группы, с определенными возрастными особенностями, потребностями, интересами, ценностями и местом в социальной структуре, находящейся в стадии социализации, усвоения системы норм, знаний, умений, навыков, позволяющих быть активным полноправным членом общества, напрямую обусловлены характером социально-политических процессов и экономических отношений, традициями, конкретной исторической ситуацией.
С нашей точки зрения, экстремизм порождают противоречия, возникающие в результате социально-экономических кризисов, деформации политических и идеологических институтов, резкого падения жизненного уровня, ухудшения социальных перспектив значительной части населения, особенно молодежи.
Возникновение неформальных групп и их быстрый рост сигнализирует о том, что в обществе существуют серьезные проблемы, противоречия, несоответствие потенциала, интересов и запросов молодежи тем возможностям, которые предоставляет государство, общество.
Процессы смены традиций в обществе и возрастное стремление молодежи к самостоятельности и независимости способствовали ослаблению связей молодых людей с обществом.
Отсутствие авторитетных массовых общественных молодежных организаций, объединяющих и воспитывающих на положительных образцах подрастающее поколение и стремление молодых людей к «новому идеальному устройству жизни» через отрицание существующего порядка, привели к быстрому росту числа неформальных групп, в которых удовлетворяется потребность молодежи в консолидации, самореализации, в том числе творческой реализации.
Происходящие процессы глобализации требуют готовности молодежи жить в новых условиях, однако социокультурные условия общества не всегда способствуют формированию этой готовности. Это вызывает противоречия ценностного кризиса, культуры межнационального общения.
Усугубляет ситуацию и тот факт, что назревшие в обществе проблемы усиления института семейного воспитания, совершенствования системы общественного воспитания, организации культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения решаются крайне медленно.
Однако причины возникновения экстремизма именно среди молодежи кроются не только в общественных условиях. Его природа тесно связана так же с рядом особенностей личности. А именно, источник экстремизма, как общей идеологии крайней непримиримости к инакомыслящим, во многом кроется в интеллектуальной и нравственной ограниченности личности, отстаивающей подобные взгляды.
Интеллектуальная и нравственная ограниченность рождает ощущение того, что только Я и мое сообщество являются обладателями абсолютной истины, которая видится закрытой и окончательной («Есть два мнения: мое и неправильное» типичный девиз низко интеллектуально развитого человека).
Чем выше человек поднимается в познании, тем более явно он осознает неисчерпаемость мира и форм знаний о нем, тем терпимей он относится к «истинам» и теориям оппозиционных сообществ. Человек, имеющий высокий уровень интеллектуального и нравственного развития, склонен к рефлексии и самокритике, анализу ситуации, «плюсов» и «минусов» предмета внимания.
Безапелляционные заявления, нетерпимость к критике, нежелание выслушать и неспособность понять оппонента – признаки ограниченного человека, привыкшего подчиняться не разуму, а силе, природным инстинктам выживания. С этих позиций, все «иное» расценивается как угроза своему существованию, доминированию и требует устранения по принципу естественного отбора.
Важнейшей причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного отношения выступает психологический барьер «свой – чужой», страх перед «непохожим на себя». Это обусловлено наличием особенностей психики человека, которые служат почвой для формирования установки на агрессию по отношению к «другому».
С нашей точки зрения, первая особенность состоит в том, что люди, похожие на нас, кажутся нам привлекательнее и безопаснее тех, кто отличается от нас. Принадлежность к какой-то группе людей придает человеку чувство уверенности и собственной значимости. Объединяться люди могут в принципе вокруг любой идеи, даже самой абсурдной. В этом случае «другие» и «не такие» тоже нужны, но только для того, чтобы сильнее почувствовать принадлежность к «своим».
Вторая особенность заключается в том, что некоторые люди, сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь на кого-то другого: «во всем виноваты …» Психологически это срабатывает как способ защиты и самооправдания от собственных неудач.
Когда это дополняется социально-психологической неустойчивостью, то проявления нетерпимости, агрессии, ксенофобии, вплоть до экстремизма, могут развиваться в еще более явной степени.
Основными ключевыми понятиями рассмотрения проблемы экстремизма в молодёжной среде выступают следующие категории:
· негативная этническая идентичность
· межнациональная напряженность
· нетерпимость
· национализм
· расизм
· шовинизм
· фашизм
· ксенофобия
Бесконтрольное развитие каждой из них может привести к самым трагическим последствиям.
Возрастной диапазон экстремистки настроенных детско-подростковых и молодежных группировок колеблется от 12-13 до 30 лет, вместе с тем наибольшую криминальную активность проявляют подростки и юноши в возрасте от 15 до 18 лет.
Одним из важнейших направлений профилактической работы является профилактика экстремизма в молодёжной среде. Это обусловлено также и тем, что, по данным МВД России, в среднем до 80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют лица в возрасте до 30 лет.
Как правило, объектом правоприменительной деятельности молодые люди становятся лишь после совершения преступлений, относимых к категории тяжких и особо тяжких (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и т.д.). Именно поэтому главной задачей работы в молодёжной среде является профилактика экстремизма, т.е. принятие мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.
Основные нормативные правовые акты, понятия необходимые для осуществления работы по профилактике экстремизма в молодёжной среде
Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления.
Необходимо отличать экстремизм от деятельности оппозиционных политических партий, представителей религий и конфессий, национальных и этнических сообществ как таковых. Их неэкстремистская деятельность осуществляется в любых предусмотренных и непредусмотренных законодательством формах. Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры.
Существующие неформальные подростково — молодёжные объединения можно типологизировать на: гедонистско-развлекательные («наслаждение и развлечение»); спортивно-соревновательные; профориентационные; эскапистские («уход от мира»); мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными поисками); коммерциализованные (сформированные для достижения прибыли); субкультуры социального вмешательства (все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов); примыкающие к ним лидерско-менеджерские; криминально ориентированные.
Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой. После окончания школы подростки поступают в ВУЗы, колледжи и попадают под влияние различных политических структур и неформальных объединений различного толка.
Основная профилактическая задача – выявить и предупредить совершение преступлений экстремистского характера со стороны школьников.
В большинстве своем школьники отрицательно относятся к таким явлениям как экстремизм и терроризм. В основе такого отношения – отторжение жестокости, понимание недопустимости вторжения в личную жизнь человека. Школьники предпочитают «цивилизованные» способы взаимодействия с властью. Чтобы защитить свои интересы, они будут обращаться в СМИ, суды и правозащитные организации (каждый третий). Каждый пятый признает возможность собственного участия в забастовках и митингах. При этом, несмотря на отрицательное отношение к таким явлениям как экстремизм и терроризм, изучение ценностных ориентаций показывает, что такое отношение не является устойчивым. Ценностные ориентации студентов «допускают» силовые методы влияния. Большая часть опрошенных студентов склонна вину за неудачи признавать не за собой, а за государством, работодателем, внешними обстоятельствами и пр. Невозможность реализации своих планов становится существенной базой для социальной неудовлетворенности и, как следствие, основой для экстремистских настроений и действий.
Исследование фиксирует, что школьники в большинстве своем выступают против национализма. Однако довольно часто им приходится сталкиваться с негативным отношением к мигрантам: некоторым приходилось быть свидетелем этнической нетерпимости по отношению к представителям некоренных национальностей. Только каждый четвертый из опрошенных школьников станет заступаться за человека, которого оскорбляют по причине национальной и религиозной принадлежности. Стоит отметить, что толерантность молодёжи по отношению к религиозным группам гораздо выше, нежели национальным. Это может объясняться сравнительно низкой, прежде всего, институциональной, включенностью молодёжи в религиозную жизнь, и, напротив, частыми повседневными контактами с мигрантами. На взгляд группы исследователей, невысокая толерантность по отношению к мигрантам является серьезным фактором риска развития экстремистских настроений.
Подобная пассивность, с точки зрения наших исследований, и безразличие к защите собственных интересов в сочетании с жизненным кризисом и при наличии лидера, который будет пропагандировать экстремизм, может выступить решающим фактором для вступления молодёжи в группировки экстремистского толка.
Таким образом, основная задача государственных органов, органов местного самоуправления, всех здоровых сил в обществе – обеспечить именно профилактику экстремизма, чтобы исключить или минимизировать саму возможность возникновения и развития экстремизма в молодёжной среде.
Итак, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
законность;
гласность;
приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма.
Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются:
организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности;
внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся;
разработка памятки для родителей учащихся с разъяснением юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов;
организация и проведение смотра-конкурса программ и методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения детей и подростков;
организация недели правовых знаний;
создание в образовательных учреждениях советов старшеклассников.
создание в образовательных учреждениях общественных формирований правоохранительной направленности из числа учащихся школ 8-11 классов.
Реализация программ по гражданско-патриотическому воспитанию, физическому развитию, формированию здорового образа жизни детей и молодежи. На основе анализа результатов военно-патриотической работы можно выделить несколько направлений, которые в наибольшей степени влияют на формирование толерантного сознания молодежи, профилактику экстремизма и ксенофобии.
Среди них:
организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы (ветеранами локальных войн). Под такой работой подразумевается организация встреч с ветеранами Вооруженных Сил, участниками Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний, сбор документов и реликвий о мужестве и героизме защитников нашей Родины, тружениках тыла, о боевом пути воинских частей и соединений, уточнение судьбы военнослужащих 1941 – 1945 гг., передача их в общественные и государственные музеи. Оказание адресной помощи (по заявкам) инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов (тимуровская работа). Активное участие молодежи и ветеранов в Месячнике защитников Отечества, декадах и неделях боевой славы, героико-патриотических акциях, способствование публикации в средствах массовой информации рассказов о ветеранах фронта и тыла, войн и военных конфликтов;
организация празднования (годовщин) Дня Победы. За десятки лет сложилась система мероприятий, традиционно проводимых как на уровне муниципальных образований через систему учреждений органов по делам молодежи, молодежными и детскими общественными объединениями, так и на областном. К числу таких мероприятий относятся проведение акций «Георгиевская ленточка» под девизом «Я помню! Я горжусь!», «Помним, гордимся, наследуем!», благоустройство мемориалов, памятников, воинских захоронений, обелисков и памятных знаков, проведение митингов, торжественно-траурных церемоний поминовения, возложения венков и цветов к мемориалам и памятникам, тематических встреч ветеранов и молодежи, организация праздничных концертов для ветеранов;
организация подготовки молодежи к военной службе: работа оборонно-спортивных оздоровительных лагерей и военно-патриотических клубов, проведение военизированных эстафет, военно-спортивных игр, соревнований по пулевой стрельбе и так далее.
В работе по патриотическому воспитанию следует больше внимания уделять профессионально-деятельностному и социокультурному направлениям. Такую работу могут проводить краеведческие музеи, кружки художественного творчества. Любовь к родному краю, его культуре и обычаям, интерес к народным традициям, формируют основы патриотичного отношения к своей малой Родине и стране в целом.
Проведение мероприятий по поддержке национальных культур. В большинстве муниципальных образований такие мероприятия традиционны, осуществляются с серьезной подготовкой. Наиболее ярко значимость этих мероприятий ощущается в муниципальных образованиях, расположенных в районах, граничащих с другими регионами (республиками и т.д.), а также там, где традиционно проживают различные национально-культурные группы. Поддержка национально-культурных традиций в муниципальном образовании предотвращает развитие питательной почвы для проявления экстремизма на национальной основе.
______________
Список использованной литературы
Булаевский, Б.А. Правовое положение несовершеннолетних по российскому гражданскому законодательству: Автореф. диссертации канд. юрид. наук. [Текст] – М.: МЮИ, 1998. – 18 с.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018 г.) // Консультант Плюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Консультант Плюс: cb0c5bc1eaf4bd94d8e78f233af494e8e9dcde2b.
Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с дополнениями и изменениями) // Консультант Плюс: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/.
Экстремизм // Семигин Г.Ю. Политическая энциклопедия. В 2-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1999 г. – С. 1434.
Лунёв Р.С. Статья..docx
Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления
гражданскоправового сознания ребёнка
Лунёв Роман Сергеевич,
магистрант юридического факультета Ленинградского государственного
университета имени А.С. Пушкина, членкорреспондент Петровской Академии наук и
искусств.
Подрастающее поколение России оказалось самой незащищённой в
культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном
ценностном и духовном вакууме. Приходится констатировать тот факт, что наряду
с позитивными характеристиками молодого поколения стали проявляться
тревожные симптомы социальнополитической инфантильности молодежи; утраты
национальной культурной идентичности; проявления индивидуализма и
эгоцентризма, авторитарной направленности в общении, требования согласия с
собственной позицией при игнорировании чужой точки зрения, девиантного и
делинквентного поведения, воинствующего национализма; диверсификация
культурных и духовных ценностей, отсутствие у молодых людей жизненных
перспектив и перспективы самоактуализации.
Наблюдаются факты дезорганизации молодежи, подверженности ее влиянию
экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной
культуры, национальных культур других народов, тенденция роста неформальных
молодежных групп и объединений, среди которых особую тревогу вызывают
молодежные неформальные объединения экстремистской направленности. Эти
объединения способствуют формированию у молодых людей установок,
отрицающих многие ценности существующего общества.
В условиях вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить
проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и
укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Молодежь должна
быть готова к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским
призывам.
Современное российское общество переживает трансформацию системы
ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни [1; с. 7]. Процессы
модернизации общественной жизни, обусловленные глобализацией, становятся
факторами, стимулирующими напряженность в межнациональных отношениях,
которые сопровождаются межэтническими конфликтами, появляются различные
оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через терроризм.
С нашей точки зрения, в образовательном учреждении особую актуальность
приобретает деятельность по профилактике молодежного экстремизма.
Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от
ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия
«экстремизм».
Итак. По мнению Г.Ю. Семигина, «экстремизм» (от лат. extremus) – это
приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие
или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения,
стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства,
инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности,
компромиссов [5; с. 1434].
Понятия «экстремизм», «экстремистская организация», «экстремистские
материалы» получили закрепление в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. №
114ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [4].
Уголовный кодекс Российской Федерации.
под преступлениями
экстремистской направленности понимает преступления, совершённые по мотивам
политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти
или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какойлибо
социальной группы [3].
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, говорится,
что стратегическими целями государственной и общественной безопасности
являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и
территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод
человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и
социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [2].
В настоящее время достаточно развита система нормативноправовой
базы, регламентирующей деятельность по профилактике экстремизма:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности» (в ред. от 23.11.2015 №314ФЗ).
3. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 «О
мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в
борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в
Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 03.11.2004 № 1392).
4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации».
5. Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. от 19.02. 2018 г.).
Рассмотрим видовую аргументацию экстремизма. Выделяют следующие
разновидности:
2 организации формы управления государством,
политический экстремизм – крайние взгляды в отношении политической
системы,
пропаганда
насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе)
способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического
террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и
позиции оппонентов;
националистический экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и
действия в отношении представителей иной народности, национальности,
этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению
нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении
людей иной этнической группы;
религиозный экстремизм – жесткое неприятие идей другой религиозной
конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда
незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и
устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления. Во
многих случаях под «религиозным экстремизмом» подразумевается
экстремистская деятельность, осуществляемая религиозными объединениями или
ведущаяся с использованием религиозных лозунгов и призывов;
подростковомолодежный экстремизм – взгляды и типы поведения молодых
людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении
окружающих, вплоть до насилия и убийства. Проявляется в подростковой и
молодежной среде в непримиримости к инакомыслящим, особенно к
представителям определенных молодежных движений, в стремлении к созданию
тоталитарного сообщества, основанного на подчинении;
∙ экологический экстремизм –
радикальные взгляды в отношении
организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации.
Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических
преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды.
Представители экологического экстремизма используют крайние,
даже
террористические средства для того, чтобы обратить внимание общественности на
наиболее актуальные и болезненные экологические проблемы. К примеру,
радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих
мех животных;
антиглобалистский экстремизм – радикальные взгляды и агрессивное
поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом,
политическом, культурном пространстве. Непримиримость к созданию единого
рынка,
Экстремисты в
антиглобалистском движении склонны к организации массовых беспорядков,
применению прямого насилия для борьбы с транснациональными компаниями,
политических и экономических монополий.
3 международными экономическими и политическими институтами глобального
характера;
∙моральный экстремизм – крайняя нетерпимость к нравственным нормам и
правилам поведения определенного типа, допущение насилия для утверждения
пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей.
Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия,
ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов
чести».
Только поняв причины и источники возникновения экстремизма среди
молодежи, возможно в учебновоспитательном процессе создать организационные,
содержательные и социальнопсихологические условия противодействия
экстремистским установкам личности подрастающего поколения.
с определенными возрастными особенностями,
Положение и роль в обществе молодежи, как социальнодемографической
группы,
потребностями,
интересами, ценностями и местом в социальной структуре, находящейся в стадии
социализации, усвоения системы норм, знаний, умений, навыков, позволяющих
быть активным полноправным членом общества, напрямую обусловлены
характером социальнополитических процессов и экономических отношений,
традициями, конкретной исторической ситуацией.
С нашей точки зрения, экстремизм порождают противоречия, возникающие в
результате социальноэкономических кризисов, деформации политических и
идеологических институтов, резкого падения жизненного уровня, ухудшения
социальных перспектив значительной части населения, особенно молодежи.
Возникновение неформальных групп и их быстрый рост сигнализирует о том,
что в обществе существуют серьезные проблемы, противоречия, несоответствие
потенциала, интересов и запросов молодежи тем возможностям, которые
предоставляет государство, общество.
Процессы смены традиций в обществе и возрастное стремление молодежи к
самостоятельности и независимости способствовали ослаблению связей молодых
людей с обществом.
Отсутствие авторитетных массовых общественных молодежных организаций,
объединяющих и воспитывающих на положительных образцах подрастающее
поколение и стремление молодых людей к «новому идеальному устройству жизни»
через отрицание существующего порядка, привели к быстрому росту числа
неформальных групп, в которых удовлетворяется потребность молодежи в
консолидации, самореализации, в том числе творческой реализации.
Происходящие процессы глобализации требуют готовности молодежи жить в
новых условиях, однако социокультурные условия общества не всегда
способствуют формированию этой готовности. Это вызывает противоречия
ценностного кризиса, культуры межнационального общения.
4 Усугубляет ситуацию и тот факт, что назревшие в обществе проблемы
усиления института семейного воспитания, совершенствования системы
общественного воспитания, организации культурнодосуговой деятельности
подрастающего поколения решаются крайне медленно.
Однако причины возникновения экстремизма именно среди молодежи
кроются не только в общественных условиях. Его природа тесно связана так же с
рядом особенностей личности. А именно, источник экстремизма, как общей
идеологии крайней непримиримости к инакомыслящим, во многом кроется
в интеллектуальной и нравственной ограниченности личности, отстаивающей
подобные взгляды.
Интеллектуальная и нравственная ограниченность рождает ощущение того,
что только Я и мое сообщество являются обладателями абсолютной истины,
которая видится закрытой и окончательной («Есть два мнения: мое и
неправильное» типичный девиз низко интеллектуально развитого человека).
Чем выше человек поднимается в познании, тем более явно он осознает
неисчерпаемость мира и форм знаний о нем, тем терпимей он относится к
«истинам» и теориям оппозиционных сообществ. Человек, имеющий высокий
уровень интеллектуального и нравственного развития, склонен к рефлексии и
самокритике, анализу ситуации, «плюсов» и «минусов» предмета внимания.
Безапелляционные заявления, нетерпимость к критике, нежелание выслушать
и неспособность понять оппонента – признаки ограниченного человека,
привыкшего подчиняться не разуму, а силе, природным инстинктам выживания. С
этих позиций, все «иное» расценивается как угроза своему существованию,
доминированию и требует устранения по принципу естественного отбора.
Важнейшей причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного
отношения выступает психологический барьер «свой – чужой», страх
перед «непохожим на себя». Это обусловлено наличием особенностей психики
человека, которые служат почвой для формирования установки на агрессию по
отношению к «другому».
С нашей точки зрения, первая особенность состоит в том, что люди, похожие
на нас, кажутся нам привлекательнее и безопаснее тех, кто отличается от нас.
Принадлежность к какойто группе людей придает человеку чувство уверенности и
собственной значимости. Объединяться люди могут в принципе вокруг любой идеи,
даже самой абсурдной. В этом случае «другие» и «не такие» тоже нужны, но
только для того, чтобы сильнее почувствовать принадлежность к «своим».
Вторая особенность заключается в том, что некоторые люди, сознательно или
бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь на когото другого:
«во всем виноваты …» Психологически это срабатывает как способ защиты и
самооправдания от собственных неудач.
5 Когда это дополняется социальнопсихологической неустойчивостью, то
проявления нетерпимости, агрессии, ксенофобии, вплоть до экстремизма, могут
развиваться в еще более явной степени.
Основными ключевыми понятиями рассмотрения проблемы экстремизма в
молодёжной среде выступают следующие категории:
∙ негативная этническая идентичность
∙ межнациональная напряженность
∙ нетерпимость
∙ национализм
∙ расизм
∙ шовинизм
∙ фашизм
∙ ксенофобия
Бесконтрольное развитие каждой из них может привести к самым
трагическим последствиям.
Возрастной диапазон экстремистки настроенных детскоподростковых и
молодежных группировок колеблется от 1213 до 30 лет, вместе с тем наибольшую
криминальную активность проявляют подростки и юноши в возрасте от 15 до 18
лет.
Одним из важнейших направлений профилактической работы является
профилактика экстремизма в молодёжной среде. Это обусловлено также и тем,
что, по данным МВД России, в среднем до 80 процентов участников группировок
экстремистской направленности составляют лица в возрасте до 30 лет.
Как правило, объектом правоприменительной деятельности молодые люди
становятся лишь после совершения преступлений, относимых к категории тяжких
и особо тяжких (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и т.д.). Именно
поэтому главной задачей работы в молодёжной среде является профилактика
экстремизма, т.е. принятие мер, направленных на предупреждение экстремистской
деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и
условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.
Основные нормативные правовые акты, понятия необходимые для
осуществления работы по профилактике экстремизма в молодёжной среде
Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую
зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного
явления.
Необходимо отличать экстремизм от деятельности оппозиционных
политических партий, представителей религий и конфессий, национальных и
этнических сообществ как таковых. Их неэкстремистская деятельность
осуществляется в любых предусмотренных и непредусмотренных
законодательством формах. Формы экстремистской деятельности точно
6 определены в законодательстве, их перечень является исчерпывающим и не
подлежит расширительному толкованию.
В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать
группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных
объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их
принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по
признаку субкультуры.
Существующие неформальные подростково — молодёжные объединения
можно типологизировать на: гедонистскоразвлекательные («наслаждение и
развлечение»); спортивносоревновательные; профориентационные; эскапистские
(«уход от мира»); мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными
поисками); коммерциализованные (сформированные для достижения прибыли);
субкультуры социального вмешательства (все субкультуры, ориентированные на
улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов);
примыкающие к ним лидерскоменеджерские; криминально ориентированные.
Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения
идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко
поддающейся влиянию психикой. После окончания школы подростки поступают в
ВУЗы, колледжи и попадают под влияние различных политических структур и
неформальных объединений различного толка.
Основная профилактическая задача – выявить и предупредить совершение
преступлений экстремистского характера со стороны школьников.
В большинстве своем школьники отрицательно относятся к таким явлениям
как экстремизм и терроризм. В основе такого отношения – отторжение жестокости,
понимание недопустимости вторжения в личную жизнь человека. Школьники
предпочитают «цивилизованные» способы взаимодействия с властью. Чтобы
защитить свои интересы, они будут обращаться в СМИ, суды и правозащитные
организации (каждый третий). Каждый пятый признает возможность собственного
участия в забастовках и митингах. При этом, несмотря на отрицательное
отношение к таким явлениям как экстремизм и терроризм, изучение ценностных
ориентаций показывает, что такое отношение не является устойчивым. Ценностные
ориентации студентов «допускают» силовые методы влияния. Большая часть
опрошенных студентов склонна вину за неудачи признавать не за собой, а за
государством, работодателем, внешними обстоятельствами и пр. Невозможность
реализации своих планов становится существенной базой для социальной
неудовлетворенности и, как следствие, основой для экстремистских настроений и
действий.
Исследование фиксирует, что школьники в большинстве своем выступают
против национализма. Однако довольно часто им приходится сталкиваться с
негативным отношением к мигрантам: некоторым приходилось быть свидетелем
7 этнической нетерпимости по отношению к представителям некоренных
национальностей. Только каждый четвертый из опрошенных школьников станет
заступаться за человека, которого оскорбляют по причине национальной и
религиозной принадлежности. Стоит отметить, что толерантность молодёжи по
отношению к религиозным группам гораздо выше, нежели национальным. Это
может объясняться сравнительно низкой, прежде всего, институциональной,
включенностью молодёжи в религиозную жизнь, и, напротив, частыми
повседневными контактами с мигрантами. На взгляд группы исследователей,
невысокая толерантность по отношению к мигрантам является серьезным
фактором риска развития экстремистских настроений.
Подобная пассивность, с точки зрения наших исследований, и безразличие к
защите собственных интересов в сочетании с жизненным кризисом и при наличии
лидера, который будет пропагандировать экстремизм, может выступить решающим
фактором для вступления молодёжи в группировки экстремистского толка.
Таким образом, основная задача государственных органов, органов местного
самоуправления, всех здоровых сил в обществе – обеспечить именно профилактику
экстремизма, чтобы исключить или минимизировать саму возможность
возникновения и развития экстремизма в молодёжной среде.
Итак, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114ФЗ
«О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е.
пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на
следующих принципах:
1.
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина,
а равно законных интересов организаций;
2.
3.
4.
5.
законность;
гласность;
приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской
деятельности;
6.
объединениями,
экстремистской деятельности;
сотрудничество государства с общественными и религиозными
гражданами в противодействии
иными организациями,
7.
неотвратимость наказания за осуществление экстремистской
деятельности.
8 Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и
методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма.
Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по
профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются:
организация работы методических объединений по вопросам
формирования толерантности;
внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих
курсах предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся;
разработка памятки для родителей учащихся с разъяснением юристов,
психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов;
организация и проведение смотраконкурса программ и методических
разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного
поведения детей и подростков;
организация недели правовых знаний;
создание в образовательных учреждениях советов старшеклассников.
создание в образовательных учреждениях общественных формирований
правоохранительной направленности из числа учащихся школ 811 классов.
Реализация программ по гражданскопатриотическому воспитанию,
физическому развитию, формированию здорового образа жизни детей и молодежи.
На основе анализа результатов военнопатриотической работы можно выделить
несколько направлений, которые в наибольшей степени влияют на формирование
толерантного сознания молодежи, профилактику экстремизма и ксенофобии.
Среди них:
организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны
и военной службы (ветеранами локальных войн). Под такой работой
подразумевается организация встреч с ветеранами Вооруженных Сил, участниками
Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний, сбор документов и
реликвий о мужестве и героизме защитников нашей Родины, тружениках тыла, о
боевом пути воинских частей и соединений, уточнение судьбы военнослужащих
1941 – 1945 гг., передача их в общественные и государственные музеи. Оказание
адресной помощи (по заявкам) инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов
(тимуровская работа). Активное участие молодежи и ветеранов в Месячнике
9 защитников Отечества, декадах и неделях боевой славы, героикопатриотических
акциях, способствование публикации в средствах массовой информации рассказов
о ветеранах фронта и тыла, войн и военных конфликтов;
организация празднования (годовщин) Дня Победы. За десятки
лет сложилась система мероприятий, традиционно проводимых как на уровне
муниципальных образований через систему учреждений органов по делам
молодежи, молодежными и детскими общественными объединениями, так и на
областном. К числу таких мероприятий относятся проведение акций
«Георгиевская ленточка» под девизом «Я помню! Я горжусь!», «Помним,
гордимся, наследуем!», благоустройство мемориалов, памятников, воинских
захоронений, обелисков и памятных знаков, проведение митингов, торжественно
траурных церемоний поминовения, возложения венков и цветов к мемориалам и
памятникам, тематических встреч ветеранов и молодежи, организация праздничных
концертов для ветеранов;
организация подготовки молодежи к военной службе: работа
оборонноспортивных оздоровительных лагерей и военнопатриотических клубов,
проведение военизированных эстафет, военноспортивных игр, соревнований по
пулевой стрельбе и так далее.
профессиональнодеятельностному и
В работе по патриотическому воспитанию следует больше внимания
уделять
социокультурному
направлениям. Такую работу могут проводить краеведческие музеи, кружки
художественного творчества. Любовь к родному краю, его культуре и
обычаям, интерес к народным традициям, формируют основы патриотичного
отношения к своей малой Родине и стране в целом.
Проведение мероприятий по поддержке национальных культур. В
большинстве муниципальных образований такие мероприятия традиционны,
осуществляются с серьезной подготовкой. Наиболее ярко значимость этих
мероприятий ощущается в муниципальных образованиях, расположенных в
районах, граничащих с другими регионами (республиками и т.д.), а также там, где
традиционно проживают различные национальнокультурные группы. Поддержка
национальнокультурных традиций в муниципальном образовании предотвращает
развитие питательной почвы для проявления экстремизма на национальной основе.
______________
Список использованной литературы
10 от
1. Булаевский, Б.А. Правовое положение несовершеннолетних по российскому
гражданскому законодательству: Автореф. диссертации канд. юрид. наук. [Текст] –
М.: МЮИ, 1998. – 18 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ
Плюс:
3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной
Плюс:
(ред.
//
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
19.02.2018
Консультант
г.)
4.
безопасности Российской Федерации»
cb0c5bc1eaf4bd94d8e78f233af494e8e9dcde2b.
экстремистской деятельности» (с дополнениями и изменениями)
Консультант Плюс: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/.
Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114ФЗ «О противодействии
//
5. Экстремизм // Семигин Г.Ю. Политическая энциклопедия. В 2-х тт. Т. 2. М.:
Консультант
//
Мысль, 1999 г. – С. 1434.
11
Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка
Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка
Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка
Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка
Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка
Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка
Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка
Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка
Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка
Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка
Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.