Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка
Оценка 4.9

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Оценка 4.9
Научные работы
docx
обществознание +2
Взрослым
12.05.2018
Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка
В условиях вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Молодежь должна быть готова к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Особую актуальность сегодня приобретает деятельность по профилактике молодежного экстремизмаПодрастающее поколение России оказалось самой незащищённой в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Приходится констатировать тот факт, что наряду с позитивными характеристиками молодого поколения стали проявляться тревожные симптомы социально-политической инфантильности молодежи; утраты национальной культурной идентичности; проявления индивидуализма и эгоцентризма, авторитарной направленности в общении, требования согласия с собственной позицией при игнорировании чужой точки зрения, девиантного и делинквентного поведения, воинствующего национализма; диверсификация культурных и духовных ценностей, отсутствие у молодых людей жизненных перспектив и перспективы самоактуализации. Наблюдаются факты дезорганизации молодежи, подверженности ее влиянию экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур других народов, тенденция роста неформальных молодежных групп и объединений, среди которых особую тревогу вызывают молодежные неформальные объединения экстремистской направленности. Эти объединения способствуют формированию у молодых людей установок, отрицающих многие ценности существующего общества. В условиях вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Молодежь должна быть готова к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни [1; с. 7]. Процессы модернизации общественной жизни, обусловленные глобализацией, становятся факторами, стимулирующими напряженность в межнациональных отношениях, которые сопровождаются межэтническими конфликтами, появляются различные оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через терроризм. С нашей точки зрения, в образовательном учреждении особую актуальность приобретает деятельность по профилактике молодежного экстремизма. Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия «экстремизм». Итак. По мнению Г.Ю. Семигина, «экстремизм» (от лат. extremus) – это приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов [5; с. 1434]. Понятия «экстремизм», «экстремистская организация», «экстремистские материалы» получили закрепление в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [4]. Уголовный кодекс Российской Федерации. под преступлениями экстремистской направленности понимает преступления, совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы [3]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, говорится, что стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [2]. В настоящее время достаточно развита система нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по профилактике экстремизма: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 23.11.2015 №314-ФЗ). 3. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» (в ред.  Указа Президента РФ от 03.11.2004 № 1392). 4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». 5. Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. от 19.02. 2018 г.). Рассмотрим видовую аргументацию экстремизма. Выделяют следующие разновидности: - политический экстремизм – крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов; - националистический экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы; - религиозный экстремизм – жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления. Во многих случаях под «религиозным экстремизмом» подразумевается экстремистская деятельность, осуществляемая религиозными объединениями или ведущаяся с использованием религиозных лозунгов и призывов; -подростково-молодежный экстремизм – взгляды и типы поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Проявляется в подростковой и молодежной среде в непримиримости к инакомыслящим, особенно к представителям определенных молодежных движений, в стремлении к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении; ·- экологический экстремизм – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды. Представители экологического экстремизма используют крайние, даже террористические средства для того, чтобы обратить внимание общественности на наиболее актуальные и болезненные экологические проблемы. К примеру, радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных; - антиглобалистский экстремизм – радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве. Непримиримость к созданию единого рынка, политических и экономических монополий. Экстремисты в антиглобалистском движении склонны к организации массовых беспорядков, применению прямого насилия для борьбы с транснациональными компаниями, международными экономическими и политическими институтами глобального характера; ·-моральный экстремизм – крайняя нетерпимость к нравственным нормам и правилам поведения определенного типа, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести». Только поняв причины и источники возникновения экстремизма среди молодежи, возможно в учебно-воспитательном процессе создать организационные, содержательные и социально-психологические условия противодействия экстремистским установкам личности подрастающего поколения. Положение и роль в обществе молодежи, как социально-демографической группы, с определенными возрастными особенностями, потребностями, интересами, ценностями и местом в социальной структуре, находящейся в стадии социализации, усвоения системы норм, знаний, умений, навыков, позволяющих быть активным полноправным членом общества, напрямую обусловлены характером социально-политических процессов и экономических отношений, традициями, конкретной исторической ситуацией. С нашей точки зрения, экстремизм порождают противоречия, возникающие в результате социально-экономических кризисов, деформации политических и идеологических институтов, резкого падения жизненного уровня, ухудшения социальных перспектив значительной части населения, особенно молодежи. Возникновение неформальных групп и их быстрый рост сигнализирует о том, что в обществе существуют серьезные проблемы, противоречия, несоответствие потенциала, интересов и запросов молодежи тем возможностям, которые предоставляет государство, общество. Процессы смены традиций в обществе и возрастное стремление молодежи к самостоятельности и независимости способствовали ослаблению связей молодых людей с обществом. Отсутствие авторитетных массовых общественных молодежных организаций, объединяющих и воспитывающих на положительных образцах подрастающее поколение и стремление молодых людей к «новому идеальному устройству жизни» через отрицание существующего порядка, привели к быстрому росту числа неформальных групп, в которых удовлетворяется потребность молодежи в консолидации, самореализации, в том числе творческой реализации. Происходящие процессы глобализации требуют готовности молодежи жить в новых условиях, однако социокультурные условия общества не всегда способствуют формированию этой готовности. Это вызывает противоречия ценностного кризиса, культуры межнационального общения. Усугубляет ситуацию и тот факт, что назревшие в обществе проблемы усиления института семейного воспитания, совершенствования системы общественного воспитания, организации культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения решаются крайне медленно. Однако причины возникновения экстремизма именно среди молодежи кроются не только в общественных условиях. Его природа тесно связана так же с рядом особенностей личности. А именно, источник экстремизма, как общей идеологии крайней непримиримости к инакомыслящим, во многом кроется в интеллектуальной и нравственной ограниченности личности, отстаивающей подобные взгляды. Интеллектуальная и нравственная ограниченность рождает ощущение того, что только Я и мое сообщество являются обладателями абсолютной истины, которая видится закрытой и окончательной («Есть два мнения: мое и неправильное» типичный девиз низко интеллектуально развитого человека). Чем выше человек поднимается в познании, тем более явно он осознает неисчерпаемость мира и форм знаний о нем, тем терпимей он относится к «истинам» и теориям оппозиционных сообществ. Человек, имеющий высокий уровень интеллектуального и нравственного развития, склонен к рефлексии и самокритике, анализу ситуации, «плюсов» и «минусов» предмета внимания. Безапелляционные заявления, нетерпимость к критике, нежелание выслушать и неспособность понять оппонента – признаки ограниченного человека, привыкшего подчиняться не разуму, а силе, природным инстинктам выживания. С этих позиций, все «иное» расценивается как угроза своему существованию, доминированию и требует устранения по принципу естественного отбора. Важнейшей причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного отношения выступает психологический барьер «свой – чужой», страх перед «непохожим на себя». Это обусловлено наличием особенностей психики человека, которые служат почвой для формирования установки на агрессию по отношению к «другому». С нашей точки зрения, первая особенность состоит в том, что люди, похожие на нас, кажутся нам привлекательнее и безопаснее тех, кто отличается от нас. Принадлежность к какой-то группе людей придает человеку чувство уверенности и собственной значимости. Объединяться люди могут в принципе вокруг любой идеи, даже самой абсурдной. В этом случае «другие» и «не такие» тоже нужны, но только для того, чтобы сильнее почувствовать принадлежность к «своим». Вторая особенность заключается в том, что некоторые люди, сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь на кого-то другого: «во всем виноваты …» Психологически это срабатывает как способ защиты и самооправдания от собственных неудач. Когда это дополняется социально-психологической неустойчивостью, то проявления нетерпимости, агрессии, ксенофобии, вплоть до экстремизма, могут развиваться в еще более явной степени. Основными ключевыми понятиями рассмотрения проблемы экстремизма в молодёжной среде выступают следующие категории: · негативная этническая идентичность · межнациональная напряженность · нетерпимость · национализм · расизм · шовинизм · фашизм · ксенофобия Бесконтрольное развитие каждой из них может привести к самым трагическим последствиям. Возрастной диапазон экстремистки настроенных детско-подростковых и молодежных группировок колеблется от 12-13 до 30 лет, вместе с тем наибольшую криминальную активность проявляют подростки и юноши в возрасте от 15 до 18 лет. Одним из важнейших направлений профилактической работы является профилактика экстремизма в молодёжной среде. Это обусловлено также и тем, что, по данным МВД России, в среднем до 80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют лица в возрасте до 30 лет. Как правило, объектом правоприменительной деятельности молодые люди становятся лишь после совершения преступлений, относимых к категории тяжких и особо тяжких (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и т.д.). Именно поэтому главной задачей работы в молодёжной среде является профилактика экстремизма, т.е. принятие мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности. Основные нормативные правовые акты, понятия необходимые для осуществления работы по профилактике экстремизма в молодёжной среде Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Необходимо отличать экстремизм от деятельности оппозиционных политических партий, представителей религий и конфессий, национальных и этнических сообществ как таковых. Их неэкстремистская деятельность осуществляется в любых предусмотренных и непредусмотренных законодательством формах. Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры. Существующие неформальные подростково — молодёжные объединения можно типологизировать на: гедонистско-развлекательные («наслаждение и развлечение»); спортивно-соревновательные; профориентационные; эскапистские («уход от мира»); мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными поисками); коммерциализованные (сформированные для достижения прибыли); субкультуры социального вмешательства (все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов); примыкающие к ним лидерско-менеджерские; криминально ориентированные. Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой. После окончания школы подростки поступают в ВУЗы, колледжи и попадают под влияние различных политических структур и неформальных объединений различного толка. Основная профилактическая задача – выявить и предупредить совершение преступлений экстремистского характера со стороны школьников. В большинстве своем школьники отрицательно относятся к таким явлениям как экстремизм и терроризм. В основе такого отношения – отторжение жестокости, понимание недопустимости вторжения в личную жизнь человека. Школьники предпочитают «цивилизованные» способы взаимодействия с властью. Чтобы защитить свои интересы, они будут обращаться в СМИ, суды и правозащитные организации (каждый третий). Каждый пятый признает возможность собственного участия в забастовках и митингах. При этом, несмотря на отрицательное отношение к таким явлениям как экстремизм и терроризм, изучение ценностных ориентаций показывает, что такое отношение не является устойчивым. Ценностные ориентации студентов «допускают» силовые методы влияния. Большая часть опрошенных студентов склонна вину за неудачи признавать не за собой, а за государством, работодателем, внешними обстоятельствами и пр. Невозможность реализации своих планов становится существенной базой для социальной неудовлетворенности и, как следствие, основой для экстремистских настроений и действий. Исследование фиксирует, что школьники в большинстве своем выступают против национализма. Однако довольно часто им приходится сталкиваться с негативным отношением к мигрантам: некоторым приходилось быть свидетелем этнической нетерпимости по отношению к представителям некоренных национальностей. Только каждый четвертый из опрошенных школьников станет заступаться за человека, которого оскорбляют по причине национальной и религиозной принадлежности. Стоит отметить, что толерантность молодёжи по отношению к религиозным группам гораздо выше, нежели национальным. Это может объясняться сравнительно низкой, прежде всего, институциональной, включенностью молодёжи в религиозную жизнь, и, напротив, частыми повседневными контактами с мигрантами. На взгляд группы исследователей, невысокая толерантность по отношению к мигрантам является серьезным фактором риска развития экстремистских настроений. Подобная пассивность, с точки зрения наших исследований, и безразличие к защите собственных интересов в сочетании с жизненным кризисом и при наличии лидера, который будет пропагандировать экстремизм, может выступить решающим фактором для вступления молодёжи в группировки экстремистского толка. Таким образом, основная задача государственных органов, органов местного самоуправления, всех здоровых сил в обществе – обеспечить именно профилактику экстремизма, чтобы исключить или минимизировать саму возможность возникновения и развития экстремизма в молодёжной среде. Итак, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; законность; гласность; приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности. Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма. Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются: организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности; внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся; разработка памятки для родителей учащихся с разъяснением юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов; организация и проведение смотра-конкурса программ и методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения детей и подростков; организация недели правовых знаний; создание в образовательных учреждениях советов старшеклассников. создание в образовательных учреждениях общественных формирований правоохранительной направленности из числа учащихся школ 8-11 классов. Реализация программ по гражданско-патриотическому воспитанию, физическому развитию, формированию здорового образа жизни детей и молодежи. На основе анализа результатов военно-патриотической работы можно выделить несколько направлений, которые в наибольшей степени влияют на формирование толерантного сознания молодежи, профилактику экстремизма и ксенофобии. Среди них: организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы (ветеранами локальных войн). Под такой работой подразумевается организация встреч с ветеранами Вооруженных Сил, участниками Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний, сбор документов и реликвий о мужестве и героизме защитников нашей Родины, тружениках тыла, о боевом пути воинских частей и соединений, уточнение судьбы военнослужащих 1941 – 1945 гг., передача их в общественные и государственные музеи. Оказание адресной помощи (по заявкам) инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов (тимуровская работа). Активное участие молодежи и ветеранов в Месячнике защитников Отечества, декадах и неделях боевой славы, героико-патриотических акциях, способствование публикации в средствах массовой информации рассказов о ветеранах фронта и тыла, войн и военных конфликтов; организация празднования (годовщин) Дня Победы. За десятки лет сложилась система мероприятий, традиционно проводимых как на уровне муниципальных образований через систему учреждений органов по делам молодежи, молодежными и детскими общественными объединениями, так и на областном. К числу таких мероприятий относятся проведение акций «Георгиевская ленточка» под девизом «Я помню! Я горжусь!», «Помним, гордимся, наследуем!», благоустройство мемориалов, памятников, воинских захоронений, обелисков и памятных знаков, проведение митингов, торжественно-траурных церемоний поминовения, возложения венков и цветов к мемориалам и памятникам, тематических встреч ветеранов и молодежи, организация праздничных концертов для ветеранов; организация подготовки молодежи к военной службе: работа оборонно-спортивных оздоровительных лагерей и военно-патриотических клубов, проведение военизированных эстафет, военно-спортивных игр, соревнований по пулевой стрельбе и так далее. В работе по патриотическому воспитанию следует больше внимания уделять профессионально-деятельностному и социокультурному направлениям. Такую работу могут проводить краеведческие музеи, кружки художественного творчества. Любовь к родному краю, его культуре и обычаям, интерес к народным традициям, формируют основы патриотичного отношения к своей малой Родине и стране в целом. Проведение мероприятий по поддержке национальных культур. В большинстве муниципальных образований такие мероприятия традиционны, осуществляются с серьезной подготовкой. Наиболее ярко значимость этих мероприятий ощущается в муниципальных образованиях, расположенных в районах, граничащих с другими регионами (республиками и т.д.), а также там, где традиционно проживают различные национально-культурные группы. Поддержка национально-культурных традиций в муниципальном образовании предотвращает развитие питательной почвы для проявления экстремизма на национальной основе. ______________ Список использованной литературы Булаевский, Б.А. Правовое положение несовершеннолетних по российскому гражданскому законодательству: Автореф. диссертации канд. юрид. наук. [Текст] – М.: МЮИ, 1998. – 18 с. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018 г.) // Консультант Плюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Консультант Плюс: cb0c5bc1eaf4bd94d8e78f233af494e8e9dcde2b. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с дополнениями и изменениями) // Консультант Плюс: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/. Экстремизм // Семигин Г.Ю. Политическая энциклопедия. В 2-х тт. Т. 2. М.: Мысль, 1999 г. – С. 1434.
Лунёв Р.С. Статья..docx
Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско­правового сознания ребёнка Лунёв Роман Сергеевич, магистрант юридического факультета Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, член­корреспондент Петровской Академии наук и искусств. Подрастающее   поколение   России   оказалось   самой   незащищённой   в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Приходится констатировать тот факт, что наряду с   позитивными   характеристиками   молодого   поколения   стали   проявляться тревожные симптомы социально­политической инфантильности молодежи; утраты национальной   культурной   идентичности;   проявления   индивидуализма   и эгоцентризма,   авторитарной   направленности   в   общении,   требования   согласия   с собственной   позицией   при   игнорировании   чужой   точки   зрения,   девиантного   и делинквентного   поведения,   воинствующего   национализма;   диверсификация культурных   и   духовных   ценностей,   отсутствие   у   молодых   людей   жизненных перспектив и перспективы самоактуализации. Наблюдаются факты дезорганизации молодежи, подверженности ее влиянию экстремизма,   разрушающего   традиционные   ценности   русской   национальной культуры, национальных культур других народов, тенденция роста неформальных молодежных   групп   и   объединений,   среди   которых   особую   тревогу   вызывают молодежные   неформальные   объединения   экстремистской   направленности.   Эти объединения   способствуют   формированию   у   молодых   людей   установок, отрицающих многие ценности существующего общества. В условиях вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником   идеологии   толерантности,   развития   российской   культуры   и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Молодежь должна быть   готова   к   противостоянию   политическим   манипуляциям   и   экстремистским призывам. Современное   российское   общество   переживает   трансформацию   системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни [1; с. 7]. Процессы модернизации   общественной   жизни,   обусловленные   глобализацией,   становятся факторами,   стимулирующими   напряженность   в   межнациональных   отношениях, которые сопровождаются межэтническими  конфликтами, появляются различные оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через терроризм. С нашей точки зрения, в образовательном учреждении особую актуальность приобретает   деятельность   по   профилактике   молодежного   экстремизма. Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного   и   правильного   понимания   этого   сложного   общественного   явления.   Для понимания   необходимо,   прежде   всего,   знать   смысл   и   содержание   понятия «экстремизм». Итак.   По   мнению   Г.Ю.   Семигина,  «экстремизм» (от   лат.   extremus)   –   это приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении   навязать   свои   принципы   и   взгляды,   фанатизм,   опора   на   чувства, инстинкты,   предрассудки,   неспособность   или   игнорирование   толерантности, компромиссов [5; с. 1434]. Понятия   «экстремизм»,   «экстремистская   организация»,   «экстремистские материалы» получили закрепление в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114­ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [4]. Уголовный   кодекс   Российской   Федерации.   под   преступлениями экстремистской направленности понимает преступления, совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или   вражды   либо   по   мотивам   ненависти   или   вражды   в   отношении   какой­либо социальной группы [3]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, говорится, что   стратегическими   целями   государственной   и   общественной   безопасности являются   защита   конституционного   строя,   суверенитета,   государственной   и территориальной   целостности   Российской   Федерации,   основных   прав   и   свобод человека   и   гражданина,   сохранение   гражданского   мира,   политической   и социальной   стабильности   в   обществе,   защита   населения   и   территорий   от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [2]. В   настоящее   время   достаточно   развита   система нормативно­правовой базы, регламентирующей деятельность по профилактике экстремизма: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114­ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 23.11.2015 №314­ФЗ). 3. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе   с   проявлениями   фашизма   и   иных   форм   политического   экстремизма   в Российской Федерации» (в ред.  Указа Президента РФ от 03.11.2004 № 1392). 4.  Указ Президента РФ от 31.12.2015 г.  № 683  «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». 5. Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. от 19.02. 2018 г.). Рассмотрим   видовую   аргументацию   экстремизма.   Выделяют   следующие разновидности: 2 организации   формы   управления   государством, ­   политический   экстремизм –  крайние   взгляды   в   отношении   политической системы,   пропаганда насильственных   или   агрессивных   (основанных   на   страхе   и   подчинению   силе) способов   установления   отстаиваемой   формы   власти,   вплоть   до   политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов; ­  националистический   экстремизм –   радикальные,   интолерантные   идеи   и действия   в   отношении   представителей   иной   народности,   национальности, этнической   группы;   стремление   к   политическому   или   физическому   устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы; ­  религиозный   экстремизм –   жесткое   неприятие   идей   другой   религиозной конфессии,   агрессивное   отношение   и   поведение   к   иноверцам,   пропаганда незыблемости,   «истинности»   одного   вероучения;   стремление   к   искоренению   и устранению   представителей   иной   веры   вплоть   до   физического   истребления.  Во многих   случаях   под   «религиозным   экстремизмом»   подразумевается экстремистская деятельность, осуществляемая религиозными объединениями или ведущаяся с использованием религиозных лозунгов и призывов; ­подростково­молодежный экстремизм – взгляды и типы поведения молодых людей,   основанные   на   культивировании   принципа   силы,   агрессии   в   отношении окружающих,   вплоть   до   насилия   и   убийства.   Проявляется   в   подростковой   и молодежной   среде   в   непримиримости   к   инакомыслящим,   особенно   к представителям определенных молодежных движений, в стремлении к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении; ∙­ экологический   экстремизм –  радикальные   взгляды   в   отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется   в   акциях   и   диверсиях   против   виновников   экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды. Представители   экологического   экстремизма   используют   крайние,   даже террористические средства для того, чтобы обратить внимание общественности на наиболее   актуальные   и   болезненные   экологические   проблемы.   К   примеру, радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных; ­  антиглобалистский   экстремизм –   радикальные   взгляды   и   агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом,   культурном   пространстве.   Непримиримость   к   созданию   единого рынка,   Экстремисты   в антиглобалистском   движении   склонны   к   организации   массовых   беспорядков, применению   прямого   насилия   для   борьбы   с   транснациональными   компаниями,   политических   и   экономических   монополий. 3 международными   экономическими   и   политическими   институтами   глобального характера; ∙­моральный экстремизм – крайняя нетерпимость к нравственным нормам и правилам   поведения   определенного   типа,   допущение   насилия   для   утверждения пропагандируемого   набора   моральных   требований,   добродетелей,   заповедей. Примерами   могут   выступать   резкая   критика   распущенности,   сквернословия, ношения   эпатажной   одежды,   несоблюдения   религиозных   и   светских   «кодексов чести». Только   поняв причины   и   источники возникновения   экстремизма   среди молодежи, возможно в учебно­воспитательном процессе создать организационные, содержательные   и   социально­психологические   условия   противодействия экстремистским установкам личности подрастающего поколения.   с   определенными   возрастными   особенностями, Положение и роль в обществе молодежи, как социально­демографической группы,   потребностями, интересами, ценностями и местом в социальной структуре, находящейся в стадии социализации,   усвоения   системы   норм,   знаний,   умений,   навыков,   позволяющих быть   активным   полноправным   членом   общества,   напрямую   обусловлены характером   социально­политических   процессов   и   экономических   отношений, традициями, конкретной исторической ситуацией. С нашей точки зрения, экстремизм порождают противоречия, возникающие в результате   социально­экономических   кризисов,   деформации   политических   и идеологических   институтов,   резкого   падения   жизненного   уровня,   ухудшения социальных перспектив значительной части населения, особенно молодежи. Возникновение неформальных групп и их быстрый рост сигнализирует о том, что  в  обществе  существуют   серьезные  проблемы,  противоречия,  несоответствие потенциала,   интересов   и   запросов   молодежи   тем   возможностям,   которые предоставляет государство, общество. Процессы смены традиций в обществе и возрастное стремление молодежи к самостоятельности и независимости способствовали ослаблению связей молодых людей с обществом. Отсутствие авторитетных массовых общественных молодежных организаций, объединяющих   и   воспитывающих   на   положительных   образцах   подрастающее поколение и стремление молодых людей к «новому идеальному устройству жизни» через   отрицание   существующего   порядка,   привели   к   быстрому   росту   числа неформальных   групп,   в   которых   удовлетворяется   потребность   молодежи   в консолидации, самореализации, в том числе творческой реализации. Происходящие процессы глобализации требуют готовности молодежи жить в новых   условиях,   однако   социокультурные   условия   общества   не   всегда способствуют   формированию   этой   готовности.   Это   вызывает   противоречия ценностного кризиса, культуры межнационального общения. 4 Усугубляет   ситуацию   и   тот   факт,   что   назревшие   в   обществе   проблемы усиления   института   семейного   воспитания,   совершенствования   системы общественного   воспитания,   организации   культурно­досуговой   деятельности подрастающего поколения решаются крайне медленно. Однако   причины   возникновения   экстремизма   именно   среди   молодежи кроются не только в общественных условиях. Его природа тесно связана так же с рядом особенностей   личности.   А   именно,   источник   экстремизма,   как   общей идеологии   крайней   непримиримости   к   инакомыслящим,   во   многом   кроется в интеллектуальной и нравственной   ограниченности   личности,   отстаивающей подобные взгляды. Интеллектуальная и нравственная ограниченность рождает ощущение того, что   только   Я   и   мое   сообщество   являются   обладателями   абсолютной   истины, которая   видится   закрытой   и   окончательной   («Есть   два   мнения:   мое   и неправильное» типичный девиз низко интеллектуально развитого человека). Чем   выше   человек   поднимается   в   познании,   тем   более   явно   он   осознает неисчерпаемость   мира   и   форм   знаний   о   нем,   тем   терпимей   он   относится   к «истинам»   и   теориям   оппозиционных   сообществ.   Человек,   имеющий   высокий уровень   интеллектуального   и   нравственного   развития,   склонен   к   рефлексии   и самокритике, анализу ситуации, «плюсов» и «минусов» предмета внимания. Безапелляционные заявления, нетерпимость к критике, нежелание выслушать и   неспособность   понять   оппонента   –   признаки   ограниченного   человека, привыкшего подчиняться не разуму, а силе, природным инстинктам выживания. С этих   позиций,   все   «иное»   расценивается   как   угроза   своему   существованию, доминированию и требует устранения по принципу естественного отбора. Важнейшей   причиной   экстремистского,   интолерантного,   агрессивного отношения   выступает психологический   барьер «свой   –   чужой», страх перед «непохожим   на  себя». Это   обусловлено   наличием   особенностей   психики человека, которые служат почвой для формирования установки на агрессию по отношению к «другому». С нашей точки зрения, первая особенность состоит в том, что люди, похожие на  нас,  кажутся нам привлекательнее  и  безопаснее  тех,  кто отличается  от нас. Принадлежность к какой­то группе людей придает человеку чувство уверенности и собственной значимости. Объединяться люди могут в принципе вокруг любой идеи, даже   самой   абсурдной.   В   этом   случае   «другие»   и   «не   такие»   тоже   нужны,   но только для того, чтобы сильнее почувствовать принадлежность к «своим». Вторая особенность заключается в том, что некоторые люди, сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь на кого­то другого: «во   всем   виноваты   …»   Психологически   это   срабатывает   как   способ   защиты   и самооправдания от собственных неудач. 5 Когда   это   дополняется   социально­психологической   неустойчивостью,   то проявления нетерпимости, агрессии, ксенофобии, вплоть до экстремизма, могут развиваться в еще более явной степени. Основными  ключевыми понятиями  рассмотрения проблемы экстремизма в молодёжной среде выступают следующие категории: ∙ негативная этническая идентичность ∙ межнациональная напряженность ∙ нетерпимость ∙ национализм ∙ расизм ∙ шовинизм ∙ фашизм ∙ ксенофобия Бесконтрольное   развитие   каждой   из   них   может   привести   к   самым трагическим последствиям. Возрастной   диапазон   экстремистки   настроенных   детско­подростковых   и молодежных группировок колеблется от 12­13 до 30 лет, вместе с тем наибольшую криминальную активность проявляют подростки и юноши в возрасте от 15 до 18 лет. Одним   из   важнейших   направлений   профилактической   работы   является профилактика экстремизма в молодёжной среде. Это обусловлено также и тем, что, по данным МВД России, в среднем до 80 процентов участников группировок экстремистской направленности составляют лица в возрасте до 30 лет. Как правило, объектом правоприменительной деятельности молодые люди становятся лишь после совершения преступлений, относимых к категории тяжких и особо тяжких (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и т.д.). Именно поэтому   главной   задачей   работы   в   молодёжной   среде   является   профилактика экстремизма, т.е. принятие мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности,   в   том   числе   на   выявление   и   последующее   устранение   причин   и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности. Основные   нормативные   правовые   акты,   понятия   необходимые   для осуществления работы по профилактике экстремизма в молодёжной среде Эффективность   осуществления   профилактики   экстремизма   напрямую зависит   от   ясного   и   правильного   понимания   этого   сложного   общественного явления. Необходимо   отличать   экстремизм   от   деятельности   оппозиционных политических   партий,   представителей   религий   и   конфессий,   национальных   и этнических   сообществ   как   таковых.   Их   неэкстремистская   деятельность осуществляется   в   любых   предусмотренных   и   непредусмотренных законодательством   формах.   Формы   экстремистской   деятельности   точно 6 определены   в   законодательстве,   их   перечень   является   исчерпывающим   и   не подлежит расширительному толкованию. В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки   экстремистской   направленности   от   неформальных   молодёжных объединений.  В неформальных  объединениях   отсутствует  четкое  членство  и  их принято   рассматривать,  как   формирования,  объединяющие   в   себе   молодёжь   по признаку субкультуры. Существующие   неформальные   подростково   —   молодёжные   объединения можно   типологизировать   на:   гедонистско­развлекательные   («наслаждение   и развлечение»);   спортивно­соревновательные;   профориентационные;   эскапистские («уход от мира»); мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными поисками);   коммерциализованные   (сформированные   для   достижения   прибыли); субкультуры   социального  вмешательства  (все  субкультуры,  ориентированные   на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов); примыкающие к ним лидерско­менеджерские; криминально ориентированные. Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой. После окончания школы подростки поступают в ВУЗы,   колледжи   и   попадают   под   влияние   различных   политических   структур   и неформальных объединений различного толка.  Основная профилактическая задача – выявить и предупредить совершение преступлений экстремистского характера со стороны школьников. В большинстве своем школьники отрицательно относятся к таким явлениям как экстремизм и терроризм. В основе такого отношения – отторжение жестокости, понимание   недопустимости   вторжения   в   личную   жизнь   человека.   Школьники предпочитают   «цивилизованные»   способы   взаимодействия   с   властью.   Чтобы защитить свои интересы, они будут обращаться в СМИ, суды и правозащитные организации (каждый третий). Каждый пятый признает возможность собственного участия   в   забастовках   и   митингах.   При   этом,   несмотря   на   отрицательное отношение к таким явлениям как экстремизм и терроризм, изучение ценностных ориентаций показывает, что такое отношение не является устойчивым. Ценностные ориентации   студентов   «допускают»   силовые   методы   влияния.   Большая   часть опрошенных   студентов   склонна   вину   за   неудачи   признавать   не   за   собой,   а   за государством, работодателем, внешними обстоятельствами и пр. Невозможность реализации   своих   планов   становится   существенной   базой   для   социальной неудовлетворенности и, как следствие, основой для экстремистских настроений и действий. Исследование фиксирует, что школьники в большинстве своем выступают против   национализма.   Однако   довольно   часто   им   приходится   сталкиваться   с негативным отношением к мигрантам: некоторым приходилось быть свидетелем 7 этнической   нетерпимости   по   отношению   к   представителям   некоренных национальностей.   Только   каждый   четвертый   из   опрошенных   школьников   станет заступаться   за   человека,   которого   оскорбляют   по   причине   национальной   и религиозной   принадлежности.   Стоит   отметить,   что   толерантность   молодёжи   по отношению   к   религиозным   группам   гораздо   выше,   нежели   национальным.   Это может   объясняться   сравнительно   низкой,   прежде   всего,   институциональной, включенностью   молодёжи   в   религиозную   жизнь,   и,   напротив,   частыми повседневными   контактами   с   мигрантами.   На   взгляд   группы   исследователей, невысокая   толерантность   по   отношению   к   мигрантам   является   серьезным фактором риска развития экстремистских настроений. Подобная пассивность, с точки зрения наших исследований, и безразличие к защите собственных интересов в сочетании с жизненным кризисом и при наличии лидера, который будет пропагандировать экстремизм, может выступить решающим фактором для вступления молодёжи в группировки экстремистского толка. Таким образом, основная задача государственных органов, органов местного самоуправления, всех здоровых сил в обществе – обеспечить именно профилактику экстремизма,   чтобы   исключить   или   минимизировать   саму   возможность возникновения и развития экстремизма в молодёжной среде. Итак, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114­ФЗ «О   противодействии   экстремистской   деятельности»   противодействие   (т.е. пресечение   и   профилактика)   экстремистской   деятельности   основывается   на следующих принципах: 1. признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; 2. 3. 4. 5. законность; гласность; приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; приоритет   мер,   направленных   на   предупреждение   экстремистской деятельности; 6. объединениями, экстремистской деятельности; сотрудничество   государства   с   общественными   и   религиозными   гражданами   в   противодействии   иными   организациями, 7. неотвратимость   наказания   за   осуществление   экстремистской деятельности. 8 Эти   основные   принципы   являются   определяющими   при   выборе   средств   и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма. Наиболее   распространенными   формами   реализации   мероприятий   по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются:  организация   работы   методических   объединений   по   вопросам формирования толерантности;  внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся;  разработка памятки для родителей учащихся с разъяснением юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов;  организация и проведение смотра­конкурса программ и методических разработок   в   образовательном   учреждении   по   профилактике   противоправного поведения детей и подростков;    организация недели правовых знаний; создание в образовательных учреждениях советов старшеклассников. создание в образовательных учреждениях общественных формирований правоохранительной направленности из числа учащихся школ 8­11 классов. Реализация   программ   по   гражданско­патриотическому   воспитанию, физическому развитию, формированию здорового образа жизни детей и молодежи. На   основе   анализа   результатов   военно­патриотической   работы   можно   выделить несколько направлений, которые в наибольшей степени влияют на формирование толерантного сознания молодежи, профилактику экстремизма и ксенофобии. Среди них:  организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и   военной   службы   (ветеранами   локальных   войн).   Под   такой   работой подразумевается организация встреч с ветеранами Вооруженных Сил, участниками Великой   Отечественной   войны,   запись   их   воспоминаний,   сбор   документов   и реликвий о мужестве и героизме защитников нашей Родины, тружениках тыла, о боевом пути воинских частей и соединений, уточнение судьбы военнослужащих 1941 – 1945 гг., передача их в общественные и государственные музеи. Оказание адресной помощи (по заявкам) инвалидам войны и труда, семьям погибших воинов (тимуровская   работа).   Активное   участие   молодежи   и   ветеранов   в   Месячнике 9 защитников Отечества, декадах и неделях боевой славы, героико­патриотических акциях, способствование публикации в средствах массовой информации рассказов о ветеранах фронта и тыла, войн и военных конфликтов;  организация празднования (годовщин) Дня Победы. За десятки лет   сложилась   система   мероприятий,   традиционно   проводимых   как   на   уровне муниципальных   образований   через   систему   учреждений   органов   по   делам молодежи,   молодежными   и   детскими   общественными   объединениями,   так   и   на областном.   К   числу   таких   мероприятий   относятся   проведение   акций «Георгиевская   ленточка»   под   девизом   «Я   помню!   Я   горжусь!»,   «Помним, гордимся,   наследуем!»,   благоустройство   мемориалов,   памятников,   воинских захоронений, обелисков и памятных знаков, проведение митингов, торжественно­ траурных церемоний поминовения, возложения венков и цветов к мемориалам и памятникам, тематических встреч ветеранов и молодежи, организация праздничных концертов для ветеранов;  организация   подготовки   молодежи   к   военной   службе:   работа оборонно­спортивных оздоровительных лагерей и военно­патриотических клубов, проведение   военизированных   эстафет,   военно­спортивных   игр,   соревнований   по пулевой стрельбе и так далее.   профессионально­деятельностному   и   В работе по патриотическому воспитанию следует больше внимания уделять социокультурному направлениям. Такую работу могут проводить краеведческие музеи, кружки художественного   творчества.   Любовь   к   родному   краю,   его   культуре   и обычаям, интерес к народным традициям, формируют основы патриотичного отношения к своей малой Родине и стране в целом. Проведение   мероприятий   по   поддержке   национальных   культур.   В большинстве   муниципальных   образований   такие   мероприятия   традиционны, осуществляются   с   серьезной   подготовкой.   Наиболее   ярко   значимость   этих мероприятий   ощущается   в   муниципальных   образованиях,   расположенных   в районах, граничащих с другими регионами (республиками и т.д.), а также там, где традиционно  проживают различные национально­культурные группы. Поддержка национально­культурных традиций в муниципальном образовании предотвращает развитие питательной почвы для проявления экстремизма на национальной основе. ______________ Список использованной литературы 10 от 1. Булаевский,   Б.А.   Правовое   положение   несовершеннолетних   по   российскому гражданскому   законодательству:  Автореф.  диссертации   канд. юрид.  наук.  [Текст]  – М.: МЮИ, 1998. – 18 с. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ Плюс: 3. Указ   Президента   РФ   от   31.12.2015 г.  №  683  «О   Стратегии   национальной   Плюс: (ред. // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/. 19.02.2018 Консультант г.)  4. безопасности   Российской   Федерации» cb0c5bc1eaf4bd94d8e78f233af494e8e9dcde2b.         экстремистской   деятельности» (с дополнениями и изменениями)   Консультант Плюс: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/.  Федеральный закон от   25.07.2002   г.   №   114­ФЗ   «О   противодействии // 5. Экстремизм // Семигин Г.Ю. Политическая энциклопедия. В 2-х тт. Т. 2. М.:   Консультант //     Мысль, 1999 г. – С. 1434. 11

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка

Профилактика экстремизма среди несовершеннолетних как мера становления гражданско-правового сознания ребёнка
Скачать файл