Во всем мире здоровье подрастающего поколения вызывает серьезную тревогу. Многочисленные научные исследования последних десятилетий констатируют наличие крайне неблагоприятных тенденций, характеризующих здоровье детей и подростков. По данным официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований абсолютно здоровых детей в школе почти нет.
В этой связи все больше вопросов предъявляется к системе образования. Факты говорят сами за себя: за период обучения в школе показатели здоровья учащихся в среднем ухудшаются. Так, если среди поступающих в первый класс, по данным Министерства образования, практически здоровых детей около 12%, то к выпускному классу их численность сокращается на половину, то есть 6%.
Возрастает значениеВо всем мире здоровье подрастающего поколения вызывает серьезную тревогу. Многочисленные научные исследования последних десятилетий констатируют наличие крайне неблагоприятных тенденций, характеризующих здоровье детей и подростков. По данным официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований абсолютно здоровых детей в школе почти нет.
В этой связи все больше вопросов предъявляется к системе образования. Факты говорят сами за себя: за период обучения в школе показатели здоровья учащихся в среднем ухудшаются. Так, если среди поступающих в первый класс, по данным Министерства образования, практически здоровых детей около 12%, то к выпускному классу их численность сокращается на половину, то есть 6%.
Возрастает значение
«Профилактика и коррекция плоскостопия у
детей на уроках физической культуры»
Возрастает значение профилактической и коррекционной работы в
Во всем мире здоровье подрастающего поколения вызывает серьезную
тревогу. Многочисленные научные исследования последних десятилетий
констатируют наличие крайне неблагоприятных тенденций, характеризующих
здоровье детей и подростков. По данным официальной статистики МЗ РФ и
специальных исследований абсолютно здоровых детей в школе почти нет.
В этой связи все больше вопросов предъявляется к системе образования.
Факты говорят сами за себя: за период обучения в школе показатели здоровья
учащихся в среднем ухудшаются. Так, если среди поступающих в первый
класс, по данным Министерства образования, практически здоровых детей
около 12%, то к выпускному классу их численность сокращается на половину,
то есть 6%.
условиях школы.
На VIII Конгрессе педиатров России в 2003 году отмечалось, что в
последние годы в реестре заболеваний школьников на передовые позиции
выходят нарушения опорнодвигательного аппарата, школьников, имеющих
отклонения только в состоянии опорнодвигательного аппарата, к числу
которых относится и плоскостопие, насчитывается более 60% .
Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний.
Запущенные случаи плоских стоп влекут за собой глубокие расстройства
здоровья детей. Они приводят к инвалидности и нередко являются причиной
возникновения сколиоза.
Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15
до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия
как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей и подростков.
По данным проведенных исследований А.В. Чоговадзе , В.М. Савкова,
наибольшее количество случаев плоскостопия приходилось на детей
ослабленных, часто болевших, имеющих нарушение в состоянии здоровья и
физического развития.
Актуальность проблемы профилактики плоскостопия обусловила
определение цели работы: доказать эффективность средств профилактики и
коррекции плоскостопия на уроках физической культуры.
Причины развития плоскостопия.
Плоскостопием принято считать деформацию опорнодвигательного
аппарата (ОДА), проявляющуюся в снижении высоты свода стопы,
пронировании его заднего и отведение переднего отдела. Такая деформация
обычно сопровождается нарушением взаиморасположенности костей, а такженарушением трофики. Как правило, плоскостопие вызывает общее
расстройства всего организма.
Одной из современных причин плоскостопия у школьников является
снижение двигательной активности (гиподинамия), которая сопровождается
понижением тонуса мышц и связок свода стопы, что, в конечном итоге и
приводит к плоскостопию.
В связи с этими адекватные, индивидуально подобранные нагрузки,
тренирующие мышцы и связки свода стопы являются самыми эффективными
как в плане профилактики, так и коррекции возникших нарушений.
Характеристика стопы: опорная часть до 1/3 от общего поперечника стопы
свод выражен (это норма); от 1/3 до 1/2
свод уплощен (предпатология);
если опорная часть составляет более 1/2 от общего поперечника это
плоскостопие.
Тяжелый изнурительный труд, неудовлетворительные жилищнобытовые
условия, болезни способствовали тому, что плоскостопие, как деформация
ОДА,
наряду с искривлениями позвоночника стало принимать
катастрофические размеры. Это отмечали ряд исследователей (Р.Р. Вредер,
Я.Б. Рывлин и др.), утверждавшие, что плоскостопие – это страдание
преимущественно лиц тяжелого физического труда и что по обширности
распространения его можно отнести к разряду социальных заболеваний. Я.Б.
Рывлин, В.Н. Мошков и другие авторы указывали, что плоскостопие является
одной из наиболее частых деформаций нижних конечностей.
Все виды плоскостопия многие исследователи делят на две группы:
1 Группу, когда известен этнологический момент (рахитические,
травматические, паралитические формы)
2. Группу, когда этнологический момент, особенно в начальных стадиях,
доступными методами не определяется (статические формы).
На долю статических плоскостопий приходится около 90% всех
приобретенных форм плоскостопия, а другие формы плоскостопия
встречаются в 10% случаев.
Причинами образования статического плоскостопия являются:
1. Связочномышечная недостаточность, возникающая при длительной
физической перегрузке.
2. Врожденная слабость связок.
3. Раннее вставание ребенка на ноги.
4. Увеличение массы тела в течение короткого отрезка времени.
5. Нерациональная, неудобная обувь.
6. Длительное пребывание в статическом положении.
При проведении диагностики по плантографии у всех школьников с
нарушением формы стопы было выявлено статическое плоскостопие.
Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:
на подошве, в центре свода стопы и внутреннего края пятки;Рахитическое плоскостопие развивается в результате неправильного
в мышцах голеностопа изза их перегрузки;
в бедре изза перенапряжения мышц;
в пояснице на почве компенсаторного усиления лордоза (прогиба);
на тыле стопы, в ее центральной части.
Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха.
Еще один вид болезни – травматическое плоскостопие формируется
вследствие переломов различных костей стопы.
развития скелета, вызванного дефицитом витамина Д в организме.
Паралитическая плоская стопа – это результат паралича мышц нижних
конечностей и чаще всего последствия вялых параличей мышц стопы и
голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.
Следующий вид – врожденное плоскостопие встречается очень редко
и связано с костными искривлениями вследствие неправильного положения
плода или частей его тела, в результате чего наблюдается уже внутриутробное
неправильное формирование и рост стопы.
Плоскостопие – заболевание прогрессирующее, поэтому, чем раньше
начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот,
запущенные случаи лечатся гораздо труднее.
Значения физических упражнений в профилактике и коррекции
плоскостопия.
В ЦРБ города отсутствуют врачиортопеды, в школах города не ведется
диагностика плоскостопия у детей среднего школьного возраста. Все это
отрицательно сказывается на своевременном определении и устранении
нарушений свода стопы у учащихся 11 – 14 лет. Поэтому возрастает роль
физических упражнений по профилактике плоскостопия, проводимых на
уроках физической культуры.
Физические упражнения и их сочетания:
общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;
корригирующие упражнения;
корригирующие упражнения с применением приспособлений
универсального типа;
упражнения из раздела ЛФК;
упражнения на массажерах;
игры, игровые упражнения.
Комплексы упражнений выполняем в подготовительной и основной частях
урока. С целью создания положительного эмоционального фона упражнения
выполняются детьми под музыку.
последовательности:
а) упражнения без предметов,
Комплекс упражнений по коррекции составляю в определеннойб) упражнения с предметами (захватывание пальцами стопы мелких
предметов),
в) упражнения на приспособлениях универсального типа.
Дозировка зависит от уровня подготовленности детей. По мере
укрепления и тренировки мышц увеличивается количество повторений
упражнений.
Для детей, имеющих выраженное плоскостопие, в основной и
заключительной частях урока применяю индивидуальный подход. Например,
нагрузка при выполнении разных прыжковых упражнений уменьшается и
чередуется с интервалами отдыха, выполнением упражнений на массажерах.
При проведении занятий корригирующей гимнастикой мной соблюдаются
следующие принципы:
1) индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в
зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка;
2) системности воздействия с обеспечением определенного подбора
упражнений и последовательности их применения;
3) регулярности
воздействия, которое обеспечивает развитие и
восстановление функциональных возможностей организма;
4) длительности применения физических упражнений, поскольку
восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии
длительного и упорного повторения упражнений;
5) постепенного нарастания физической нагрузки: в первые 7 – 10 дней
нагрузка постепенно нарастает, затем выходит на определенное плато и
в последние 7 дней плавно снижается;
6) разнообразия и новизны в подборе и применении физических
упражнений: целесообразно через каждые 2 – 3 недели обновлять 20
– 30% упражнений;
7) умеренности воздействия физических упражнений: продолжительность
занятий 40 минут в сочетании с дробной физической нагрузкой;
8) соблюдения цикличности при выполнении физической нагрузки в
соответствии с показаниями: чередование упражнений с отдыхом,
упражнения на расслабление;
9) всестороннего воздействия
на организм ребенка с целью
совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим
нагрузкам;
10) учета возрастных особенностей: при комплектовании групп детей с
одинаковой патологией возрастной шаг должен составлять один год.
5. Домашние задания с использованием самомассажа
В конце каждой четверти родителям выдается комплекс специальных
упражнений, которые ребенок должен выполнять дома во время каникул.Домашние задания проводятся за 1,5 – 2 часа до сна, заканчиваются водными
процедурами.
Медицинской сестрой школы даются советы и указания родителям по
выполнению массажа и самомассажа детьми в домашних условиях.
Кроме того, учителям – предметникам рекомендовано на своих уроках во
время проведения физкультминуток применять специальные упражнения для
профилактики плоскостопия в положении сидя за столом и стоя. При
комплексном применении всех средств физического воспитания достигается
наибольший результат коррекции плоскостопия, т.к. каждое из них по
разному влияет на организм ребенка.