Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Во всем мире здоровье подрастающего поколения вызывает серьезную тревогу. Многочисленные научные исследования последних десятилетий констатируют наличие крайне неблагоприятных тенденций, характеризующих здоровье детей и подростков. По данным официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований абсолютно здоровых детей в школе почти нет. В этой связи все больше вопросов предъявляется к системе образования. Факты говорят сами за себя: за период обучения в школе показатели здоровья учащихся в среднем ухудшаются. Так, если среди поступающих в первый класс, по данным Министерства образования, практически здоровых детей около 12%, то к выпускному классу их численность сокращается на половину, то есть 6%. Возрастает значениеВо всем мире здоровье подрастающего поколения вызывает серьезную тревогу. Многочисленные научные исследования последних десятилетий констатируют наличие крайне неблагоприятных тенденций, характеризующих здоровье детей и подростков. По данным официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований абсолютно здоровых детей в школе почти нет. В этой связи все больше вопросов предъявляется к системе образования. Факты говорят сами за себя: за период обучения в школе показатели здоровья учащихся в среднем ухудшаются. Так, если среди поступающих в первый класс, по данным Министерства образования, практически здоровых детей около 12%, то к выпускному классу их численность сокращается на половину, то есть 6%. Возрастает значение
Иконка файла материала Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры.doc
«Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры»       Возрастает   значение   профилактической   и   коррекционной   работы   в          Во всем мире здоровье подрастающего поколения вызывает серьезную тревогу.   Многочисленные   научные   исследования   последних   десятилетий констатируют наличие крайне неблагоприятных тенденций, характеризующих здоровье детей и подростков. По данным официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований абсолютно здоровых детей в школе почти нет.      В этой связи все больше вопросов предъявляется к системе образования. Факты говорят сами за себя: за период обучения в школе показатели здоровья учащихся   в   среднем   ухудшаются.   Так,   если   среди   поступающих   в   первый класс,  по   данным   Министерства   образования,  практически   здоровых   детей около 12%, то к выпускному классу их численность сокращается на половину, то есть 6%.   условиях школы.         На  VIII  Конгрессе   педиатров   России   в   2003   году   отмечалось,   что   в последние   годы   в   реестре   заболеваний   школьников   на   передовые   позиции выходят   нарушения   опорно­двигательного   аппарата,   школьников,   имеющих отклонения   только   в   состоянии   опорно­двигательного   аппарата,   к   числу которых относится и плоскостопие, насчитывается более 60% .        Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний. Запущенные   случаи   плоских   стоп   влекут   за   собой   глубокие   расстройства здоровья детей. Они приводят к инвалидности и нередко являются причиной возникновения сколиоза.      Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей и подростков.        По данным проведенных исследований А.В. Чоговадзе , В.М. Савкова, наибольшее   количество   случаев   плоскостопия   приходилось   на   детей ослабленных, часто болевших, имеющих нарушение в состоянии здоровья и физического развития.   Актуальность   проблемы   профилактики   плоскостопия   обусловила   определение цели работы: доказать эффективность средств  профилактики и коррекции плоскостопия на уроках физической культуры.           Причины развития плоскостопия.                Плоскостопием принято считать деформацию опорно­двигательного аппарата   (ОДА),   проявляющуюся   в   снижении   высоты   свода   стопы, пронировании его заднего и отведение переднего отдела. Такая деформация обычно сопровождается нарушением взаиморасположенности костей, а такженарушением   трофики.   Как   правило,   плоскостопие   вызывает   общее расстройства всего организма.                 Одной из современных причин плоскостопия у школьников является снижение двигательной активности (гиподинамия), которая сопровождается понижением   тонуса   мышц   и   связок   свода   стопы,  что,  в   конечном   итоге   и приводит к плоскостопию.                В связи с этими адекватные, индивидуально подобранные нагрузки, тренирующие мышцы и связки свода стопы являются самыми эффективными как в плане профилактики, так и коррекции возникших нарушений.  Характеристика стопы: опорная часть до 1/3 от общего поперечника стопы ­ свод выражен (это норма); от 1/3 до 1/2  ­ свод уплощен (предпатология);  ­ если опорная часть составляет более 1/2 от общего поперечника ­ это  плоскостопие.        Тяжелый изнурительный труд, неудовлетворительные жилищно­бытовые условия, болезни способствовали тому, что плоскостопие, как деформация ОДА,   наряду   с   искривлениями   позвоночника   стало   принимать катастрофические размеры. Это отмечали ряд исследователей (Р.Р. Вредер, Я.Б.   Рывлин   и   др.),   утверждавшие,   что   плоскостопие   –   это   страдание преимущественно   лиц   тяжелого   физического   труда   и   что   по   обширности распространения его можно отнести к разряду социальных заболеваний.   Я.Б. Рывлин, В.Н. Мошков и другие авторы указывали, что плоскостопие является одной из наиболее частых деформаций нижних конечностей.     Все виды плоскостопия многие исследователи делят на две группы: 1   Группу,   когда   известен   этнологический   момент   (рахитические, травматические, паралитические формы) 2. Группу, когда этнологический момент, особенно в начальных стадиях, доступными методами не определяется (статические формы).         На   долю   статических   плоскостопий   приходится   около   90%   всех приобретенных   форм   плоскостопия,   а   другие   формы   плоскостопия встречаются в 10% случаев.          Причинами образования статического плоскостопия являются: 1. Связочно­мышечная недостаточность, возникающая при длительной  физической перегрузке. 2. Врожденная слабость связок. 3. Раннее вставание ребенка на ноги. 4.  Увеличение массы тела в течение короткого отрезка времени. 5.  Нерациональная, неудобная обувь. 6.  Длительное пребывание в статическом положении.          При проведении   диагностики по плантографии у всех школьников с нарушением формы стопы было выявлено статическое плоскостопие.      Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:   ­  на подошве, в центре свода стопы и внутреннего края пятки;Рахитическое   плоскостопие  развивается   в   результате   неправильного   ­  в мышцах голеностопа из­за их перегрузки;   ­  в бедре из­за перенапряжения мышц;   ­  в пояснице на почве компенсаторного усиления лордоза (прогиба);   ­  на тыле стопы, в ее центральной части.     Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха.      Еще один вид болезни – травматическое плоскостопие  ­      формируется вследствие переломов различных костей стопы.   развития скелета, вызванного дефицитом витамина Д в организме.        Паралитическая плоская стопа  – это результат паралича мышц нижних конечностей   и   чаще   всего   последствия   вялых   параличей   мышц   стопы   и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.     Следующий вид – врожденное плоскостопие ­        встречается очень редко и связано с костными искривлениями вследствие неправильного положения плода или частей его тела, в результате чего наблюдается уже внутриутробное неправильное формирование и рост стопы.              Плоскостопие – заболевание прогрессирующее, поэтому, чем раньше начато   лечение,   тем   лучшие   результаты   оно   приносит.   И   наоборот, запущенные случаи лечатся гораздо труднее.             Значения физических упражнений в профилактике и коррекции плоскостопия.        В ЦРБ города отсутствуют врачи­ортопеды, в школах города не ведется диагностика   плоскостопия   у   детей   среднего   школьного   возраста.   Все   это отрицательно   сказывается   на   своевременном   определении   и   устранении нарушений свода стопы у учащихся 11 – 14 лет. Поэтому   возрастает роль физических   упражнений   по   профилактике   плоскостопия,   проводимых   на уроках физической культуры.   Физические упражнения и их сочетания: ­     общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; ­     корригирующие упражнения; ­   корригирующие   упражнения   с   применением   приспособлений универсального типа; ­    упражнения из раздела ЛФК; ­    упражнения на массажерах; ­    игры, игровые упражнения.       Комплексы упражнений выполняем в подготовительной и основной частях урока. С целью создания положительного эмоционального фона  упражнения выполняются детьми под музыку.   последовательности: а) упражнения без предметов,         Комплекс   упражнений   по   коррекции   составляю   в   определеннойб)   упражнения   с   предметами   (захватывание   пальцами   стопы   мелких предметов), в) упражнения на приспособлениях универсального типа.         Дозировка   зависит   от   уровня   подготовленности   детей.   По   мере укрепления   и   тренировки   мышц   увеличивается   количество   повторений упражнений.     Для   детей,   имеющих   выраженное   плоскостопие,   в   основной   и заключительной частях урока применяю индивидуальный подход. Например, нагрузка   при   выполнении   разных   прыжковых   упражнений   уменьшается   и чередуется с интервалами отдыха, выполнением упражнений на массажерах.      При проведении занятий корригирующей гимнастикой мной соблюдаются следующие принципы:     1) индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка; 2) системности  воздействия   с   обеспечением   определенного   подбора упражнений и последовательности их применения; 3) регулярности  воздействия,   которое   обеспечивает   развитие   и восстановление функциональных возможностей организма; 4) длительности  применения   физических   упражнений,   поскольку восстановление   нарушенных   функций   возможно   лишь   при   условии длительного и упорного повторения упражнений; 5) постепенного нарастания физической нагрузки: в первые 7 – 10 дней нагрузка постепенно нарастает, затем выходит на определенное плато и в последние 7 дней плавно снижается; 6) разнообразия   и   новизны  в   подборе   и   применении   физических упражнений: целесообразно через каждые 2 – 3  недели обновлять      20 – 30% упражнений; 7) умеренности воздействия физических упражнений: продолжительность занятий 40 минут в сочетании с дробной физической нагрузкой; 8) соблюдения  цикличности  при     выполнении   физической   нагрузки   в соответствии   с   показаниями:   чередование   упражнений   с   отдыхом, упражнения на расслабление; 9) всестороннего   воздействия  на   организм   ребенка   с   целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам; 10)  учета возрастных особенностей: при комплектовании групп детей с одинаковой патологией возрастной шаг должен составлять один год. 5. Домашние задания с использованием самомассажа            В конце каждой четверти родителям выдается комплекс специальных упражнений,   которые   ребенок   должен   выполнять   дома   во   время   каникул.Домашние задания проводятся за 1,5 – 2 часа до сна, заканчиваются водными процедурами.            Медицинской сестрой школы даются советы и указания родителям по выполнению массажа и самомассажа  детьми в домашних условиях.        Кроме того, учителям – предметникам рекомендовано на своих уроках во время проведения физкультминуток применять специальные упражнения для профилактики   плоскостопия   в   положении   сидя   за   столом   и   стоя.   При комплексном применении всех средств физического воспитания достигается наибольший   результат   коррекции   плоскостопия,   т.к.   каждое   из   них   по­ разному влияет на организм ребенка.