В презентации подробно описана система профилактики речевых нарушений у дошкольников по следующим направлениям: развитие моторной сферы, дыхания. высших психических функций, импрессивной речи, экспрессивной речи. Рассматриваются возможные причины речевых нарушений. А также работа с родителями и основы профилактической работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении.
«… детская речь на всех
этапах своего развития
питается неисчерпаемой
жизненной силой
народного – родного –
языка» К.Чуковский
Профилактика речевых нарушений
Чем внятнее и выразительнее
речь ребенка, тем легче ему
высказывать свои мысли, тем
глубже и богаче его
возможности познать
действительность.
Профилактика речевых нарушений
Чем совершеннее речь малыша,
тем правильнее будут
формироваться его
взаимоотношения с детьми и
взрослыми, а значит, его
личность в целом.
Профилактика речевых нарушений
В настоящее время выявляется
большое количество детей,
имеющих нарушения речи.
Причин для этого может быть
достаточно много:
Профилактика речевых нарушений
• Физиологические причины. У ребенка
может быть укорочена уздечка языка;
слишком большой или же слишком
маленький и узкий язык;
неправильный прикус.
• Неправильное воспитание речи
ребенка в семье. Взрослые, умиляясь
забавному лепету малыша, на
протяжении длительного периода
«сюсюкают» с ним, в результате чего
у ребенка надолго задерживается
развитие правильного
звукопроизношения.
• Двуязычие в семье. Разговаривая на
разных языках, ребенок часто
переносит особенности произношения
одного языка на другой.
Профилактика речевых нарушений
Гораздо легче предотвратить
формирование отклонений в
развитии речевых функций, чем
впоследствии их устранить.
Таким образом, особое значение
имеет определение основных
направлений и содержания
профилактической работы по
предупреждению нарушений речи
у детей.
Профилактика речевых нарушений
Важным средством профилактики
недостатков речи у детей является
правильная речь взрослых:
речь должна быть правильной, литературной;
по форме и по тону речь должна быть неизменно
вежливой;
структуру речи следует согласовывать с возрастом
детей: чем меньше ребенок, тем проще должна
быть синтаксическая структура обращенной к нему
речи;
содержание речи взрослых должно строго
соответствовать развитию, запасу представлений и
интересам детей, опираться на их опыт;
Речь взрослых должна соответствовать таким
критериям, как точность, ясность, простота,
эмоциональная выразительность, образность,
размеренность темпа и достаточная (но не
чрезмерная) громкость.
Профилактика речевых нарушений
Формирование моторной сферы;
Развитие речевого дыхания;
Развитие высших психических
функций;
В деятельности учителя-логопеда ДОУ
можно выделить следующие
направления работы по профилактике
речевых нарушений у детей:
Развитие импрессивной речи;
Развитие экспрессивной речи;
Консультативная и просветительская
работа с родителями и педагогами.
Профилактика речевых нарушений
Формирование моторной
Нормализация мышечного тонуса:
сферы
общий массаж,
дифференцированный массаж
лицевой и оральной мускулатуры;
кистей и пальцев рук; самомассаж
биологически активных точек.
Профилактика речевых нарушений
Развитие речевого дыхания
Нормализация ритма дыхания,
увеличение силы дыхательных
мышц, улучшение воздушной
проводимости бронхолегочного
аппарата, повышение общего
уровня здоровья ребенка.
Профилактика речевых нарушений
Развитие высших
психических функций
Развитие сенсорно-перцептивной
деятельности, памяти, внимания,
восприятия, логического мышления,
творческих способностей.
Формирование ведущих видов
деятельности: предметной, игровой;
обеспечение положительной
мотивации в различных видах
деятельности.
Профилактика речевых нарушений
Развитие импрессивной
речи
Формирование понимания слов,
обозначающих предметы,
действия, признаки.
Развитие понимания инструкций,
вопросов, несложных текстов.
Профилактика речевых нарушений
Развитие экспрессивной
речи
Формирование лексического запаса,
фразовой речи, звукопроизношения,
фонематических процессов,
активизация словаря, развитие
речевого и предметно-практического
общения с окружающими, пополнение
знаний и представлений об
окружающем.
Профилактика речевых нарушений
Работа с родителями
Анкетирование родителей, знакомство с
возможностями ребенка.
результатами диагностического
обследования, особенностями и
Занятия-консультации по развитию
моторной, познавательной сфер,
импрессивной и экспрессивной речи.
Просветительская работа: подготовка
памяток, подбор и ознакомление с
логопедической и психолого-
педагогической литературой.
Профилактика речевых нарушений
Основой профилактической работы
учителя-логопеда ДОУ должны быть:
- Принцип комплексности, заключающийся в
медицинском и психолого-педагогическом
воздействии на весь комплекс речевых и
неречевых отклонений ребенка, основанном
на согласованной деятельности всех
специалистов (невропатолога, психолога,
логопеда), родителей и воспитателей.
- Принцип опоры на различные анализаторы,
предполагающий участие в формировании
высших психических функций зрительной,
слуховой и двигательной функциональных
систем.
Профилактика речевых нарушений
- Принцип поэтапности, обеспечивающий
преемственность и непрерывность
этапов профилактической работы.
- Принцип учета зоны ближайшего
развития, предполагающий
предоставление ребенку заданий
определенного уровня, выполнение
которых возможно с дозированной
помощью со стороны взрослого.
Профилактика речевых нарушений
Важно своевременно проводить
профилактическую работу и видеть в
каждом ребенке развивающуюся
личность.
Согласно компенсаторным
возможностям ребенка, можно помочь
малышу успешно развиваться, легко
адаптироваться в дошкольной, затем в
школьной среде, а впоследствии и в
окружающей жизни взрослых.
Удачи в
работе!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.