Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
суицид 2.docx
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Пояснительная записка:
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной
работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных
групп в общеобразовательном учреждении.
Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения программы.
«Календарный план реализации программы» обновляется каждый учебный год.
Основание для создания программы:
Разработка программы по профилактике суицида в школе, является актуальной для нашего
общеобразовательного учреждения, так как в последнее время участились суицидальные
случаи со школьниками.
Психологическое воспитание важнейшее средство духовного здоровья!
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение
субъективного образа мира, т.е., представлений и отношений к себе и к миру в целом.
Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число
суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень
самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых
высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин
смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств
несовершеннолетними совершается изза конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со
стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей,
одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев
подростки решались на самоубийство изза безразличия родителей, педагогов на их
проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых.
Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от
одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки.
Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и
самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека,
внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не
планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной)
адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей
отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма
отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными,
неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное
подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий. Дано мне тело,
Что мне делать с ним?
Таким единым
И таким моим!
Я и садовник,
Я ж – и цветок,
В теплице Мира
Я не одинок.
Миссия программы научить “безопасному плаванию по жизни”
Основные цели программы: в формировании у школьников позитивной адаптации к
жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно
устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Основные задачи программы:
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии,
физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в
работе с педагогами и родителями.
2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание
экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового
состояния.
3. Изучение особенностей психологопедагогического статуса каждого учащегося с
целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем,
возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
4. Создание системы психологопедагогической поддержки учащихся разных
возрастных групп в воспитательнообразовательном процессе школы так и в период
трудной жизненной ситуации. 5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для
оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование
детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только
собственной личности, но и других людей.
Основные направления деятельности:
1. Работа с детьми, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими
ближайшие перспективы её преодоления.
2. Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
3. Работа с неблагополучными семьями.
Принципы реализации программы:
1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности
ребенка.
3.
4.
5.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как
самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоциональноценностных ориентаций учебновоспитательного
процесса.
Участники программы:
учащиеся
педагогическое сообщество
родители
социальные партнеры – ЦРБ, ЦВР Задачи учителя и классного руководителя:
1. выбор адекватных средств и методов обучения и воспитания;
2. индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
3. создание эффективного психологического климата в классе;
4. влияние на микросоциум (коллектив класса, учебной группы);
5. просвещение учащихся;
6. мотивация учащихся;
7. взаимодействие с семьёй.
Физическое, психологическое, педагогическое развитие каждого ученика должно
отслеживаться с момента его поступления в школу. Зачастую суицидальные попытки
имеют наследственную природу, поэтому классный руководитель, медработник, психолог,
социальный педагог должны изучить личное дело ученика, постараться найти ответы на все
вопросы по представленной схеме (Приложение № 1); регулярно вести картотеку группы
подростков суицидально риска. Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких
детей может выразиться в том, что, часто общаясь с ребенком, он может увидеть
признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог
может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого
подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в
которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу,
психотерапевту, так как оно требует работы специалиста. Даже такая роль педагога
приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего
сочувствия и душевного тепла. Осуществляя психопрофилактику суицида, мы должны
знать, что в каждом возрастном периоде у детей появляются психологические
новообразования, сензитивные к психологическому воздействию. В связи с этим
необходимо осуществлять непрерывную психопрофилактику, с самого первого класса,
учитывая основные виды деятельности учащихся во все школьные психологические
периоды (Приложение № 2).
Задачи родителей:
1. создание необходимых условий для занятий ребёнка;
2. создание условий для оздоровления ребёнка;
3. формирование морали, социальных установок;
4. формирование мотивации;
5. передача культурной традиции; 6. взаимодействие с учителями в проблемных ситуациях;
7. влияние на психологические внутришкольные факторы.
Задачи в сохранении и укреплении собственного здоровья у самих учащихся:
1. формирование собственной мотивации к здоровью;
2. формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы;
3. изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом;
4. нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.
Реализация программы направлена на выявление подростков с суицидальным
поведение, отношения их к своему здоровью и жизни:
Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из жизни под
воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь
теряет для человека смысл.
Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую
стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней
активности суицидальный акт может быть предовращен и не выйдет в план внешнего
поведения.
Общей причиной суицида является социальнопсихологическая дезадаптация,
возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения
взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это
чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
В категорию детей с суицидальным поведением включаются те, чье поведение и
активность наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью. Этот
термин сейчас активно обсуждается в психиатрии и психотерапии. Авторы вслед за З.
Фрейдом ищут в человеке глубинный инстинкт смерти, саморазрушения.
К самодеструктивному поведению относятся осознанные акты поведения, прямо или
косвенно, немедленно или в отдаленном будущем ведущие человека к гибели. Такое
поведение демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы. Сложность этой категории
людей заключается в том, что их поведение достаточно осознанно. Они представляют
последствия своего поведения и практически осознанно продолжают злоупотреблять
опасностью.
Помочь детям и подросткам, имеющим эту тенденцию личности можно лишь только в том
случае, если хорошо понимать причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Лучше
всего эти причины видны на группе самоубийц, так как это наиболее явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения.
Можно определить склонность подростка к суициду по суицидальным проявлениям.
Различают внешние и внутренние суицидальные проявления.
Внутренние суицидальные проявления включают в себя:
суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если
бы со мной чтонибудь случилось, и я бы умер»);
суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и
времени;
суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек
настраивает себя на действие.
К внешним формам суицидного поведения относятся:
суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на
лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;
завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.
Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства:
избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать
жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим
проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам,
«которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в
преследовании цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния, когда личности кажется, что
она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.
В случае подростков суицидное поведение может стать подражательным. Подростки
копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV,
массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых
субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является
действенным средством нажима на обидчиков.
Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности является апатия,
неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в
результате психической травмы.
Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления
суицида. Вторая составляющая – личностные особенности суицидента. Многие авторы
обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на
жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят:
напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить
нервнопсихическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность,
повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.
Психодиагностика этих параметров – важная составляющая мероприятий по профилактике
суицида.
У подростков суицид чаще встречается при таких акцентуациях: истероидный,
сенситивный, эмоциональнолабильный, астенический. Фоном является высокий уровень
агрессивности подростка.
В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет 4% от других возрастных
групп суицидентов. Однако у подростков много так называемых парасуицидальных
поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные
мысли, шантажнодемонстративные суицидальные поступки. Действия подростков
направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных
отношений.
У суицидальных подростков есть отягощенное социальное окружение: неблагополучная
семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида,
как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание
несправедливого обращения и т.п.
Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов,
психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность
эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение
противостоять житейским трудностям.
Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь
внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне
неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна,
отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать
обидчиков.
Суицид подростков имеет следующие черты:
суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в
сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая
внутренний кризис и драматизацию событий;
суицидальный поступок воспринимается в романтическигероическом ореоле: как
смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет
продуманности, взвешенности, точного просчета;
средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 23 этажа,
малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).
Учитывая актуальность профилактики суицида, многие задаются вопросом: нельзя ли
заранее распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно точных
признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:
Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы
самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или
собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни,
рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального
характера.
Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком
окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера,
склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и
черное.
Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в
неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря
дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия,
стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении,
истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение
преодолевать трудности.
Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду
следующие:
тревожноажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с
проявлениями суеты, спешки;
затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами
катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной
агрессией;
депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей,
бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая
неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой,
вызывающим поведением, дерзостью;
тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и
нервнопсихическими нарушениями;
употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
Внешние обстоятельства суицидального подростка:
неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей,
алкоголизм в семье, утрата родителей;
беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы
занимался подростком;
неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека,
жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;
отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и
взрослыми.
Содержание основных понятий:
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся
летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние
на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы,
нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это
внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе
социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое
оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его
формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий
к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к
формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие
официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя
жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых
является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального
климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е.
тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки
плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на
собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть,
сосуществовать и взаимодействовать с ними.
Ожидаемый результат:
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и
психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и
избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации
взаимоотношений в детскородительской среде.
В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для
формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю,
учителюпредметнику строить учебновоспитательную работу в системе, с учетом
психологических и возрастных особенностей учащихся;
В создании условий для своевременной корректировки выявленных
психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно
воспитательного процесса.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система
совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей,
направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее
в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое
здоровье.
Учащиеся и выпускники школы
должны знать:
1. Главная ценность жизни это здоровье и жизнь, за которое отвечает сам человек.
2. О необходимости регулярных профилактических осмотров с целью предупреждения и
распознавания заболеваний на ранней стадии. 3. О заболеваниях, передающихся половым путем и способах их предупреждения.
должны уметь:
1. Противостоять психологическим перегрузкам.
2. Оказать первую доврачебную помощь пострадавшим.
3. Обеспечить адекватные физиологические потребности и индивидуальные особенности
организма.
4. Контролировать собственные поведенческие реакции, а также нести персональную
ответственность за собственное поведение и здоровье.
5. Оценивать адекватно различные обстановки, вести себя правильно, в психологически
неблагоприятных условиях.
6. Иметь устойчивую мотивацию на ту или иную психологическую активность.
7. Регулярно проходить профилактические осмотры по рекомендации врачей.
должны иметь:
1. Сформированную точку зрения на вредные привычки (табак, алкоголь, наркотики,
психотропные вещества).
2. Потребность соблюдения правил личной гигиены.
3. Устойчивую положительную мотивацию на достаточный уровень двигательной
активности и закаливание организма.
4. Навыки позитивного отношения к людям.
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.