Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы
Оценка 5

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
02.06.2018
Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы
Разработка урока 9 классе по теме: "Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы" Учащиеся познакомятся с наиболее распространенными заболеваниями ССС, изучат признаки и причины сердечно – сосудистых заболеваний; мероприятия и роль ЗОЖ для профилактики заболеваний; вредное влияние вредных привычек, неправильного питания, гиподинамии на работу сердца и кровеносные сосуды.
Урок.docx
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА ХАРЦЫЗСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1  ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ : «Профилактика заболеваний  сердечно ­ сосудистой системы»                                                                              Урок разработала                                                                                                учитель биологии ОШ № 1 Демидова Елена Владимировна Харцызск­2016 Урок           Профилактика заболеваний сердечно ­ сосудистой системы.   Класс      9 Цель урока:  ­ образовательная:  сформировать знания об основных заболеваниях ССС; ­ развивающая: развивать потребность учащихся в здоровом образе жизни, умения      работать  в группе; способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления. ­ воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью,    интерес к  изучаемому предмету. Задачи урока: ­ познакомить учащихся с наиболее распространенными заболеваниями ССС,  ­ изучить признаки и причины сердечно – сосудистых заболеваний; определить основные     мероприятия и роль ЗОЖ для профилактики заболеваний; ­ раскрыть вредное влияние вредных привычек, неправильного питания, гиподинамии на   работу сердца и кровеносные сосуды. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: урок­конференция. Форма организации учебной деятельности:  индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы работы на уроке: словесно­репродуктивные, наглядные, поисковые. Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с вопросами. Ход урока I. Организационная часть. Приветствие. Готовность учащихся к уроку. Эпиграф урока: «У нас только одно сердце и только одна жизнь, и необходимо заботиться об этих сокровищах»  (Г.Брегг)» II. Актуализация опорных знаний: работа в группах. После каждого задания, взаимопроверка в группах, выставление баллов в карте оценивания (приложение). 1. Задание «Термины» (слайды презентации 2­6) 1. Движение крови по кровеносным сосудам (кровообращение) 2. Самый крупный сосуд (аорта) 3. Красные кровяные клетки (эритроциты) 4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами (фагоцитоз) 5. Путь крови от левого желудочка  до правого предсердия (большой круг кровообращения) 6. Белые кровяные клетки (лейкоциты) 7. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены) 8. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания (донор) 9. Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин) 10. Группа крови универсального донора (1 или 00) 11. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок (антитело) 12. Кровь, насыщенная кислородом (артериальная) 13. Колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца (пульс) 14. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия (малый круг кровообращения) 15. Сосуды, несущие кровь от сердца (артерии) 2. Задание  «С точностью до…»(слайды презентации 7­11) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 90 % (количество воды в крови) 300 г (масса сердца) 60­80 раз вмин (количество сердечных сокращений) 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов) 0,8 сек (длительность сердечного цикла) 0,9 % ( количество солей в крови) 5 млн./мм³ (количество эритроцитов) 0,5 мм/сек (скорость тока крови в капиллярах) 120/80 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление крови)   6 ­9 тыс./мм³ (количество лейкоцитов)  500 мм /сек (скорость тока крови в аорте)  0,3 сек (период сокращения желудочков)  0,4 сек (период отдыха сердца)  70 мл (систолический объем сердца)  7,7 % (% крови от общей массы тела) Задание  «Найди ошибку» (слайды презентации 12­16) 1.Эритроциты. Эритроциты – красные кровяные клетки. В 1 мм³ их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки   шаровидной   формы,   не   способные   к   самостоятельному   движению.   Внутри   клеток   находится гемоглобин – соединение белка и меди.  2.   Лейкоциты. Лейкоциты   –   белые   кровяные   клетки.   Они  мельче  эритроцитов,   имеют  нитевидное  тело   и   хорошо выраженное   ядро.   В   1   мм³   крови   их   от  9   до   15   тыс.   Как   и   эритроциты,   лейкоциты  не   способны самостоятельно передвигаться.  3. Лимфатическая система. Лимфатическая   система   является   частью   сердечно­сосудистой   системы.   Лимфатическая   система   – посредник между клетками тела и кровью,  снабжает организм кислородом и питательными веществами. Лимфа   ­   жидкость,  не   похожая  по   химическому   составу   на   плазму   крови.   Особые   образования   – лимфатические узлы сосредоточены в грудной полости. Они выполняют транспортную функцию. 4. Сердце. Сердце ­ трехкамерный мышечный орган, расположенный в брюшной полости. Стенка сердца образована двумя  оболочками. Желудочки разделены  неполной  перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь не смешиваются.  5. Движение крови Сердце,  сокращаясь, создает движение крови  в сосудах.  Наибольшее  давление  в  венах,  наименьшее  в артериях.  У здоровых людей в состоянии покоя давление составляет 140+­50  мм рт.ст. Кровь движется по венам в разных направлениях. III. Изучение нового материала Слово учителя: Нет такого органа, который был бы изучен также хорошо, как сердце. Но оно все еще таит в себе  удивительные загадки, не решенные посей день. Во все века сердце было в почете у поэтов, мыслителей,  врачей. Сколько стихов, поэм, песен написано о нем! Что такое сердце? Камень твердый? Яблоко с багрово­красной кожей? Может быть, меж ребер и аортой Бьется шар, на шар земной похожий? Так или иначе, все земное Умещается в его пределы, Потому что нет ему покоя, До всего есть дело. Э. Межелайтис Слово учителя: А теперь скажите, кто из вас может сказать, что он знает о своём сердце всё? Слово учителя: а кто уверен, что его сердце полностью здорово? Слово учителя: давайте проверим, есть ли опасность для вашего сердца сейчас, или ему не о чем  беспокоиться. Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов. Отвечайте только честно, так как от этого зависит  результат нашей работы. На каждый вопрос вы отвечаете только “ДА” или “НЕТ” Учащиеся отвечают на вопросы учителя (слайд 17): 1. Ваши родители болеют или болели на ССЗ?  2. Занимаетесь спортом, гимнастикой, ведете активный образ жизни? 3. Часто злоупотребляете вредными привычками?  4. В вашем рационе преобладает больше сладкое (или соленое)? 5. Часто бывают стрессовые ситуации? 7. У вас есть избыточный собственный вес?           8. Вы часто ругаетесь на окружающих?             9. Вы часто нервничаете?           10. Вы обидчивы и замкнуты?           11. Вы предпочитаете рыбу мясу?             12. Вы предпочитаете жареную курицу варёной?             13. У вас часто бывает беспричинное сердцебиение?             14. Вы выпиваете  чашку крепкого чёрного чая или кофе более одного                   раза в день? Слово учителя: теперь давайте посмотрим ваши результаты и сосчитаем количество рисков для вашего  сердца (ответов – да). Слово учителя: для того, чтобы та опасность, которую испытывает наше сердце стала более наглядной,  возьмите сердечки (у вас на партах лежат сердечки., поделенные на 14 частей или секторов.)  Закрасьте столько частей, сколько баллов у вас получилось. Учащиеся выполняют работу. Слово учителя: теперь вы наглядно видите, как чувствует себя сейчас ваше сердце.  Я предлагаю исправить эту ситуацию. Мотивация учебной деятельности: Вопрос­загадка  О  чем сегодня будет идти речь?  На охоту дед пошел, но до леса не дошел.  Боль в ногах, нельзя идти, надо дух перевести.  Оперся на дуба ствол, покурил, опять пошел.  Если ноги застудить,  Если продолжать курить, если не лечиться  Можно ног лишиться.  Слово учителя: У медиков есть такое определение  как сердечно­сосудистые катастрофы. Оказывается в нашей жизни,  случаются катастрофы не только в виде природных аномалий (землетрясений, цунами, бури), они бывают и при сбоях в нашем здоровье.  Сегодня мы обсудим проблему, с которой сталкивается всё человечество ежедневно – рост числа  заболеваний сердечно­сосудистой системы. Сформулируйте основные цели урока      (слайд 19) Сегодня наша задача выяснить причины нарушений работы сердечно­сосудистой системы, определить меры профилактики заболеваний,  найти пути укрепления и предупреждения ССЗ.  Проблемный вопрос: «Почему помолодели заболевания сердечно ­ сосудистой системы?»  Вопрос к детям. На каком месте по сравнению с другими заболеваниями находятся сердечно –  сосудистые заболевания?  Сердечно ­ сосудистые заболевания занимают 1 место среди других заболеваний и число их растет. Не  случайно день 26 сентября объявлен Всемирным днем Сердца. В этот день кардиологи и кардиохирурги  всего мира обсуждают проблемы лечения заболеваний сердца и сосудов.  Проведем наш урок в виде урока­конференции: В нашей  конференции принимают участие: врачи­кардиологи, врач лечебной физкультуры, врач­диетолог, врач­нарколог, статисты. Выступление учащихся (демонстрация презентаций учащихся)  1. Сообщение статиста. 2. Сообщение врачей ­ кардиологов (заболевания сердца и сосудов: атеросклероз, гипертония, инсульт)  Слайды презентаций 21­46. Учитель: Предлагаю поработать в группах (определите основные причины ССЗ) Примерные ответы учащихся: (Неправильное питание, стрессы, гиподинамия, курение, алкоголь, ожирение, наследственность,  экологические факторы) Какие факторы нельзя изменить (наследственность, пол, возраст)? На какие факторы мы можем влиять и изменять их? ( Связанные с образом жизни). Вывод: Все сердечно – сосудистые заболевания связаны с неправильным образом жизни.  3. Выступление врача­нарколога  (влияние никотина и алкоголя на ССС).     Видео 1. Видео 2., слайды презентации 47­51.         Решение проблемы курения. 4  . Выступление творческой группы: Инсценирование басни (3 ученика) Ведущий: Кроха ­ сын пришёл к отцу, и спросила кроха: Кроха: "Если я курить начну ­ это очень плохо?" Ведущий: Видимо, врасплох застал сын отца вопросом. Папа быстро с кресла встал, бросил папиросу. И сказал отец тогда, глядя сыну в очи: Отец: "Да, сынок, курить табак ­ это плохо очень". Ведущий: Сын, услышав, сей совет, снова вопрошает: Сын: "Ты ведь куришь много лет и не умираешь?" Отец: "Да, курю я много лет, отдыха не зная. Я не ведал страшных бед, а вся глава ­ седая. Закурил я с юных лет, чтоб казаться взрослым, Ну, а стал от сигарет, меньше нормы ростом. Я уже не побегу, за тобой в припрыжку, Бегать быстро не могу, мучает одышка. Прошлым летом иль забыл, что со мною было? Я в больницу угодил, сердце прихватило. Сердце, лёгкие больны, в этом нет сомненья. Я здоровьем заплатил, за своё куренье. Никотин ­ опасный яд, сердце поражает, А смола от сигарет, в бронхах оседает. Сын: "Ну и ну!" ­ воскликнул сын, ­ "Как ты много знаешь Про смолу и никотин, а курить, всё ж, не бросаешь!" Отец: Я бросал курить раз пять, может быть, и боле, Да беда ­ курю опять, не хватает воли. Сын: Ты мой папа, я ­ твой сын, справимся с бедою. Ты бросал курить один, а теперь нас двое. Ведущий: И решили впредь ещё и отец и кроха: Вместе отец и сын: "Будем делать хорошо и не будем ­ плохо!" Выступление ученицы.  Тоскует сердце, мозг, сосуды, почки, слабеют легкие, от дыма почернев.  Мы кашляем весь день и даже ночью, страдает печень, яда не одолев.  Остановитесь, люди, жизнь прекрасна! но с дымом счастье улетает прочь. Не сразу, постепенно и ужасно, и лучший врач не сможет вам помочь.  Друзья и господа, курить бросайте смело, не постепенно, сразу, навсегда!  Чтоб голова была здорова, не болела, чтоб сердце не болело никогда. 5. Выступление врача­диетолога. 6. Выступление врача ­ лечебной физкультуры (слайды презентации 52­53, видео 3) Спасибо выступающим. Физминутка:  «Упражнение лимон». Работа в группах. Составление "Рецепта здорового сердца".  Каждая  из групп на лепестке ромашки запишет одну из заповедей, чтобы быть здоровым и сильным. IV. Закрепление изученного материала (слайды презентации 54­58) Тестовые задания: 1) Стойкое повышение артериального давления: а) гипотония; б) стенокардия; в) гипертония. 2) У кого, кроме тренированных людей, возможно появление увеличенного сердца: а) у курильщиков; б) у алкоголиков; в) у беременных женщин. 3) Что является следствием гиподинамии: а) уменьшение эластичности кровеносных сосудов; б) увеличение эластичности кровеносных сосудов; в) стойкое уменьшение артериального давления. 4) Симптомы какого заболевания перечислены: ощущение жара, покраснение кожи лица, учащение  сердцебиения, тошнота: а) инфаркт; б) гипертонический криз; в) стенокардия. 5) При каком заболевании, связанном с курением, возможна ампутация конечности: а) ишемическая болезнь сердца; б) инфаркт миокарда; в) перемежающаяся хромота. Слово учителя: Решение проблемного вопроса. (Почему помолодели заболевания сердечно ­ сосудистой системы, в том  числе гипертония?») Еще Марк Твен писал, что единственный способ сохранить здоровье: «Есть то, что не хочешь, пить то, что  не любишь, делать то, что не нравиться».  В этой шутки Твена есть доля истины ­ в борьбе за здоровье, за  активное долголетие необходимо перестроить свой образ жизни, сделать так, чтобы определенные его  особенности стали составной, естественной, неотъемлемой частью жизни человека.  Во многом наше здоровье зависит от нас самих. Выступление ученика: Ну, что ж, мой друг, решение за тобой ­ Ты вправе сам командовать судьбой. Ты согласиться можешь, но отказ Окажется получше в сотню раз. Ты вправе жизнь свою спасти. Подумай, может ты на правильном пути. Но если все ­ таки успел свернуть, То потрудись себе здоровье вернуть! Выступление ученицы: Тебя я помучил немало Как вспомню, ни ночи, ни дня Со мной ты покоя не знало, Прости, моё сердце, меня Как плетью, ах, будь я неладен, Твоё подгонял колотьё. За то, что я был беспощаден, Прости меня, сердце моё. Учитель: Давайте заботится о своем здоровье, чтобы не просить потом прощения у  сердца. V. Подведение итогов. Решили ли мы сегодня на уроке поставленные задачи? Рефлексия: (слайд 59) Незаконченное предложение: СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:  я научился ...  было интересно…  было трудно ...  могу похвалить себя за то, что ...  могу похвалить одноклассников за то, что ...  больше всего мне понравилось ...  мне показалось важным ...  для меня было открытием то, что ... Оценивание. VI. Домашнее задание: выучить & 29, ответить на вопросы параграфа,                                           подготовить буклеты­памятки «Профилактика заболеваний                                            сердца и сосудов». Карта оценивания работы группы Приложение  1. Актуализация знаний Термины (max­3 балла)  За верный ответ­1  балл С точностью до.. (max­3 балла)  За верный ответ­1  балл Найди ошибку (max­4 балла) За верный ответ­  1балл 2. Изучение нового материала Участие группы  в  конференции За вопрос ­1 балл 3. Закрепление  изученного материала За верный ответ­1 балл Набранные баллы: 11­12 и выше  ­ оценка «5» 10­9 баллов – оценка «4» 8 ­ 7 баллов – оценка « 3» 6 и ниже – оценка «2»

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы

Профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2018