Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
6 кл—11 кл
28.01.2019
Одним из главных методов в борьбе с аддиктивностью является профилактика, которая определяется как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медикосанитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья .Классному руководителю в работе по профилактике аддиктивного поведения подростков целесообразно использовать следующие методы: групповая работа, тренинг поведения, когнитивная модификация и терапия, личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые игры.
Профилактика.docx
Проблема зависимого (аддиктивного) поведения в современном мире
оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих
перед человечеством. Особенно эта проблема затрагивает молодёжь. В погоне
за новыми, яркими ощущениями или в попытках противостоять воздействию
повседневного стресса люди часто прибегают к формам поведения, которые
могут вызвать зависимость. Например, ктото употребляет алкоголь, когда
расстроен, а ктото пробует наркотик, чтобы испытать новые ощущения.
Сначала такое поведение часто кажется безобидным и не вызывает
беспокойства, однако всегда есть высокий риск того, что оно перерастёт в
болезненную зависимость
Зависимое поведение в специальной литературе имеет ещё одно название –
аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction – склонность,
пагубная привычка.
Аддикция это способ приспособления к сложным для индивида условиям
деятельности и общения, то «пространство», которое позволяет «отдохнуть»,
«порадоваться» и опять вернуться (если получится) к реальной жизни.
Подходящий аддиктивный агент (сигарета, алкоголь, наркотик) приходит «на
помощь», изменяя состояние без особых усилий, приручая человека к рабству
души и тела. Аддикция это психологические причины личных катастроф,
разрушений и заболеваний.
Типы аддиктивного поведения:
алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение (химическая
аддикция);
азартные игры, компьютерная аддикция, сексуальная аддикция,
длительное прослушивание музыки, основанной на ритме;
нарушение пищевого поведения;
полное погружение в какойто вид деятельности с игнорированием
жизненно важных обязанностей и проблем и др.
Для человека и общества не все эти виды аддиктивного поведения
равнозначны по последствиям.
Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях и
причинах (факторах) аддиктивного поведения.
Как правило, ведущая роль в происхождении аддиктивного поведения
приписывается семье; особенности воспитания, а также младенческая травма в
первые два года жизни (болезнь, утрата матери или её неспособность
удовлетворять эмоциональные потребности ребёнка, жёсткий режим питания,
запрещение «баловать» ребёнка, желание сломить его упрямый нрав и др.)
связаны с последующим зависимым поведением детей. Как часто вместо
телесного контакта («привыкнет на руках сидеть») и эмоционального тепла ребёнок получает соскупустышку или очередную бутылочку с питьём. Неживой
объект «помогает» ребёнку справиться со своими переживаниями и заменяет
человеческие отношения. Дома, в родительской среде ребёнок учится языку
межличностных контактов и эмоциональных отношений. Если ребёнок не
находит у родителей поддержки, телесных поглаживаний, эмоционального
тепла, то испытывает чувство психологической незащищенности, недоверия,
которое переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми
ему приходится встречаться в жизни. Всё это и заставит в будущем искать
комфортного состояния посредством приёма определённых веществ, фиксации
на определённых предметах и активностях. Если семья не дала ребёнку
необходимой любви, то со временем он будет испытывать трудности в
поддержании самоуважения (вспомним актуальную беседу алкоголиков «Ты
меня уважаешь?»), в неумении принимать и любить самому.
Одним из главных методов в борьбе с аддиктивностью является
профилактика, которая определяется как система комплексных
государственных и общественных, социальноэкономических и
медикосанитарных, психологопедагогических и психогигиенических
мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное
укрепление здоровья .
Выделяют первичную профилактику, которая направлена на предотвращение
употребления психоактивных веществ; вторичную, направленную на
выявление подростков, начавших употреблять психоактивные вещества.
По мнению многих исследователей, школа является оптимальным местом
для психопрофилактики (И.В. Дубровина, С.А. Кулаков и др.).
Классному руководителю чаще всего приходится решать задачи первичной
профилактики.
Профилактика аддиктивности проводится по следующим направлениям:
психологическое, педагогическое, санитарногигиеническое, медико
социальное, здравоохранительное, административноправовое,
экономическое.
Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в
подростковом возрасте. Вопервых, это нелегкий кризисный период
развития, отражающий не только субъективные явления процесса
становления, но и кризисные явления общества. А вовторых, именно в
подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества
личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших
составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление
к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам,
способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода
являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые
общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.
Организацию профилактики аддиктивного поведения классному
руководителю нужно рассматривать не как отдельное направление, а
комплексно, как элемент единой системы учебновоспитательного процесса.
Технология организации профилактики аддиктивного поведения классным
руководителем включает в себя: цели (определение целей (почему и для
чего?) должно содействовать отбору и построению содержания
(что?); организацию процесса, методы и средства; мотивацию
участников (специалистов, детей и родителей (зачем?),
непрерывное повышение квалификации специалистов; методы
оценки достигаемых результатов.
Профилактика аддиктивного поведения как технологический процесс
должна удовлетворять следующим принципам.
1. Научность и современность предполагает обязательность внедрения в
практику работы научно обоснованных и экспериментально проверенных
нововведений, новых методов и подходов к решению проблемы
формирования независимого поведения. Это способствует преодолению
инертности в организации профилактической работы, в частности, и
воспитательного процесса в целом. Профилактические мероприятия,
проводимые классным руководителем, могут способствовать формированию
отрицательного отношения подростков к употреблению алкоголя, табака и
психоактивных веществ.
2. Системность как принцип организации профилактики предполагает
работу со всеми субъектами (учащиеся, учителя, родители, общественность),
основанную на взаимодействии учреждений и ведомств, занимающихся
профилактической работой, при этом четко разграничивая выполняемые
функции (организация профилактик зависимого поведения среди детей и
молодежи в рамках социальнопедагогических комплексов).
З. Оптимизация как достижение целей с минимальными затратами времени
и сил субъектов процесса профилактики с учетом эффективности работы.
Необходимо четко планировать профилактическую работу, включая в
содержание необходимое и достаточное (технологический стандарт).
4. Дифференцированность, вопервых, по возрасту (учащиеся – младшей
школьный возраст, младший и старший подростковый возраст и юношеский
возраст) и по категории субъектов (учащиеся, родители, учителя,
общественность); вовторых, по степени вовлеченности, например, в
наркогенную ситуацию (дети и подростки «группы риска», имеющие опыт
употребления наркотических веществ, прошедших курс лечения от
зависимости, группа детей и подростков, не вовлеченных в наркогенную
ситуацию). 5. Воспроизводимость процесса и результатов профилактической работы
или стремление к достижению аналогичных результатов при условии
использования определенной программы и относительном постоянстве
факторов.
6. Качественная оценка результатов профилактической работы, в
частности и воспитательной работы в целом. В практической деятельности
анализ достигнутых результатов замещается отчетом о выполненной работе.
Анализ работы тесно связан с планированием процесса профилактики
формирования зависимого поведения и должен включать в себя: обоснование
подхода, программы, методов проведения профилактической работы,
выполнение целей и задач исследования, подтверждение или опровержение
гипотезы, описание методов и методик исследования результатов
профилактической работы в соответствии с поставленными целями,
представление и интерпретация результатов, заключение об эффективности
реализуемого подхода, профилактической программы, соответствие
полученных результатов целям профилактической работы, рекомендации по
повышению эффективности организации профилактической работы, если
есть необходимость – обоснование изменения подхода, программы, методов
проведения профилактики [1].
Профилактика включает: диагностику предрасположенности к потреблению
психоактивных веществ, выбор психокоррекционных методов, позволяющих
подростку естественным способом реализовать себя, проведение
профилактики на всем протяжении подросткового периода.
Профилактическая работа классного руководителя может включать в себя
три компонента.
1. Образовательный компонент – дать ученикам представление о действии
химических веществ, изменяющих состояние сознания, о болезни и о
последствиях, к которым приводит химическая зависимость, научить
подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при
употреблении психоактивных веществ, формировать у подростков развитую
концепцию самопознания.
2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических
особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических
веществ, создание благоприятного климата в коллективе, оказание
психологической поддержки ребенка, формирование адекватной
самооценки, формирование навыков принятия решений.
3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации ребенка к
условиям окружающей среды, обучение навыкам общения, здорового образа
жизни, формирование социальных навыков, необходимых для здорового
образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной
действительности. Классному руководителю в работе по профилактике аддиктивного
поведения подростков целесообразно использовать следующие методы:
групповая работа, тренинг поведения, когнитивная модификация и терапия,
личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые
игры.
Рассмотренные профилактические меры, реализуемые классным
руководителем, могут способствовать формированию отрицательного
отношения подростков к употреблению алкоголя, табака и психоактивных
веществ. Нам видится новый приоритетный путь профилактики – мы
предлагаем обучать подростков конструктивному взаимодействию с
окружающими людьми. Это поможет молодым людям самореализоваться в
жизни.
Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя
Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя
Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя
Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя
Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.