Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя
Оценка 4.6

Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
6 кл—11 кл
28.01.2019
Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя
Одним из главных методов в борьбе с аддиктивностью является профилактика, которая определяется как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медикосанитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья .Классному руководителю в работе по профилактике аддиктивного поведения подростков целесообразно использовать следующие методы: групповая работа, тренинг поведения, когнитивная модификация и терапия, личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые игры.
Профилактика.docx
Проблема зависимого (аддиктивного) поведения в современном мире  оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих  перед человечеством. Особенно эта проблема затрагивает молодёжь. В погоне за новыми, яркими ощущениями или в попытках противостоять воздействию  повседневного стресса люди часто прибегают к формам поведения, которые  могут вызвать зависимость. Например, кто­то употребляет алкоголь, когда  расстроен, а кто­то пробует наркотик, чтобы испытать новые ощущения.  Сначала такое поведение часто кажется безобидным и не вызывает  беспокойства, однако всегда есть высокий риск того, что оно перерастёт в  болезненную зависимость          Зависимое поведение в специальной литературе имеет ещё одно название –  аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction – склонность,  пагубная привычка. Аддикция ­ это способ приспособления к сложным для индивида условиям  деятельности и общения, то «пространство», которое позволяет «отдохнуть»,  «порадоваться» и опять вернуться (если получится) к реальной жизни.  Подходящий аддиктивный агент (сигарета, алкоголь, наркотик) приходит «на  помощь», изменяя состояние без особых усилий, приручая человека к рабству  души и тела. Аддикция ­ это психологические причины личных катастроф,  разрушений и заболеваний. Типы аддиктивного поведения: ­ алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение (химическая  аддикция); ­ азартные игры, компьютерная аддикция, сексуальная аддикция,  длительное прослушивание музыки, основанной на ритме; ­ нарушение пищевого поведения; ­ полное погружение в какой­то вид деятельности с игнорированием  жизненно важных обязанностей и проблем и др. Для человека и общества не все эти виды аддиктивного поведения  равнозначны по последствиям. Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях и  причинах (факторах) аддиктивного поведения.            Как правило, ведущая роль в происхождении аддиктивного поведения  приписывается семье; особенности воспитания, а также младенческая травма в  первые два года жизни (болезнь, утрата матери или её неспособность  удовлетворять эмоциональные потребности ребёнка, жёсткий режим питания,  запрещение «баловать» ребёнка, желание сломить его упрямый нрав и др.)  связаны с последующим зависимым поведением детей. Как часто вместо  телесного контакта («привыкнет на руках сидеть») и эмоционального тепла ребёнок получает соску­пустышку или очередную бутылочку с питьём. Неживой объект «помогает» ребёнку справиться со своими переживаниями и заменяет  человеческие отношения. Дома, в родительской среде ребёнок учится языку  межличностных контактов и эмоциональных отношений. Если ребёнок не  находит у родителей поддержки, телесных поглаживаний, эмоционального  тепла, то испытывает чувство психологической незащищенности, недоверия,  которое переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми  ему приходится встречаться в жизни. Всё это и заставит в будущем искать  комфортного состояния посредством приёма определённых веществ, фиксации  на определённых предметах и активностях. Если семья не дала ребёнку  необходимой любви, то со временем он будет испытывать трудности в  поддержании самоуважения (вспомним актуальную беседу алкоголиков «Ты  меня уважаешь?»), в неумении принимать и любить самому. Одним из главных методов в борьбе с аддиктивностью является  профилактика, которая определяется как система комплексных  государственных и общественных, социально­экономических и  медикосанитарных, психолого­педагогических и психогигиенических  мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное  укрепление здоровья . Выделяют первичную профилактику, которая направлена на предотвращение употребления психоактивных веществ; вторичную, направленную на  выявление подростков, начавших употреблять психоактивные вещества. По мнению многих исследователей, школа является оптимальным местом  для психопрофилактики (И.В. Дубровина, С.А. Кулаков и др.). Классному руководителю чаще всего приходится решать задачи первичной  профилактики. Профилактика аддиктивности проводится по следующим направлениям:  психологическое, педагогическое, санитарно­гигиеническое, медико­ социальное, здравоохранительное, административно­правовое,  экономическое. Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в  подростковом возрасте. Во­первых, это нелегкий кризисный период  развития, отражающий не только субъективные явления процесса  становления, но и кризисные явления общества. А во­вторых, именно в  подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества  личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших  составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление  к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам,  способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода  являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые  общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении. Организацию профилактики аддиктивного поведения классному  руководителю нужно рассматривать не как отдельное направление, а  комплексно, как элемент единой системы учебно­воспитательного процесса. Технология организации профилактики аддиктивного поведения классным  руководителем включает в себя: цели (определение целей (почему и для  чего?) должно содействовать отбору и построению содержания  (что?); организацию процесса, методы и средства; мотивацию  участников (специалистов, детей и родителей (зачем?),  непрерывное повышение квалификации специалистов; методы  оценки достигаемых результатов. Профилактика аддиктивного поведения как технологический процесс  должна удовлетворять следующим принципам. 1. Научность и современность предполагает обязательность внедрения в  практику работы научно обоснованных и экспериментально проверенных  нововведений, новых методов и подходов к решению проблемы  формирования независимого поведения. Это способствует преодолению  инертности в организации профилактической работы, в частности, и  воспитательного процесса в целом. Профилактические мероприятия,  проводимые классным руководителем, могут способствовать формированию  отрицательного отношения подростков к употреблению алкоголя, табака и  психоактивных веществ. 2. Системность как принцип организации профилактики предполагает  работу со всеми субъектами (учащиеся, учителя, родители, общественность), основанную на взаимодействии учреждений и ведомств, занимающихся  профилактической работой, при этом четко разграничивая выполняемые  функции (организация профилактик зависимого поведения среди детей и  молодежи в рамках социально­педагогических комплексов). З. Оптимизация как достижение целей с минимальными затратами времени  и сил субъектов процесса профилактики с учетом эффективности работы.  Необходимо четко планировать профилактическую работу, включая в  содержание необходимое и достаточное (технологический стандарт). 4. Дифференцированность, во­первых, по возрасту (учащиеся – младшей  школьный возраст, младший и старший подростковый возраст и юношеский  возраст) и по категории субъектов (учащиеся, родители, учителя,  общественность); во­вторых, по степени вовлеченности, например, в  наркогенную ситуацию (дети и подростки «группы риска», имеющие опыт  употребления наркотических веществ, прошедших курс лечения от  зависимости, группа детей и подростков, не вовлеченных в наркогенную  ситуацию). 5. Воспроизводимость процесса и результатов профилактической работы  или стремление к достижению аналогичных результатов при условии  использования определенной программы и относительном постоянстве  факторов. 6. Качественная оценка результатов профилактической работы, в  частности и воспитательной работы в целом. В практической деятельности  анализ достигнутых результатов замещается отчетом о выполненной работе. Анализ работы тесно связан с планированием процесса профилактики  формирования зависимого поведения и должен включать в себя: обоснование подхода, программы, методов проведения профилактической работы,  выполнение целей и задач исследования, подтверждение или опровержение  гипотезы, описание методов и методик исследования результатов  профилактической работы в соответствии с поставленными целями,  представление и интерпретация результатов, заключение об эффективности  реализуемого подхода, профилактической программы, соответствие  полученных результатов целям профилактической работы, рекомендации по  повышению эффективности организации профилактической работы, если  есть необходимость – обоснование изменения подхода, программы, методов  проведения профилактики [1]. Профилактика включает: диагностику предрасположенности к потреблению  психоактивных веществ, выбор психокоррекционных методов, позволяющих  подростку естественным способом реализовать себя, проведение  профилактики на всем протяжении подросткового периода. Профилактическая работа классного руководителя может включать в себя  три компонента. 1. Образовательный компонент – дать ученикам представление о действии  химических веществ, изменяющих состояние сознания, о болезни и о  последствиях, к которым приводит химическая зависимость, научить  подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при  употреблении психоактивных веществ, формировать у подростков развитую  концепцию самопознания. 2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ, создание благоприятного климата в коллективе, оказание  психологической поддержки ребенка, формирование адекватной  самооценки, формирование навыков принятия решений. 3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации ребенка к  условиям окружающей среды, обучение навыкам общения, здорового образа  жизни, формирование социальных навыков, необходимых для здорового  образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной  действительности. Классному руководителю в работе по профилактике аддиктивного  поведения подростков целесообразно использовать следующие методы:  групповая работа, тренинг поведения, когнитивная модификация и терапия,  личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые  игры. Рассмотренные профилактические меры, реализуемые классным  руководителем, могут способствовать формированию отрицательного  отношения подростков к употреблению алкоголя, табака и психоактивных  веществ. Нам видится новый приоритетный путь профилактики – мы  предлагаем обучать подростков конструктивному взаимодействию с  окружающими людьми. Это поможет молодым людям самореализоваться в  жизни.

Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя

Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя

Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя

Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя

Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя

Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя

Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя

Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя

Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя

Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения в работе классного руководителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2019