Развивающая (активизирующая) профконсультация не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, в отличие от директивной профконсультации. Основной её целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая должна быть включена в учебно-воспитательный процесс. Развивающая профконсультация подразумевает работу с учащимися разного возраста. Главный момент в ней – перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путём правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых качеств, свойств личности.
ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
А. Знакомство с клиентами.
Методика «За и против» была проведена в СШ № 41 г.Павлодара. Работала я с
учащимися 8го «Б» класса Шайхиевой Галей, Пархоменко Надей и Павленко Таней.
Выяснилось, что Галя после окончания школы собирается пойти учиться на
бухгалтера или экономиста. Надя, еще не знает какую профессию ей выбрать, но желает,
чтоб у неё был свой магазин по продаже косметических товаров. Таня хочет стать военным
врачом или ветеринаром.
Причины, побудившие девочек сделать такой выбор разные: Галя ориентируется на
престиж и плохо себе представляет трудовые обязанности бухгалтера и экономиста, она
совсем не задумывалась о своих способностях и возможностях работать в данной сфере;
Наде тяжело определиться в силу возрастных особенностей, как она сама говорит, что
сегодня она хочет быть юристом, завтра учителем, послезавтра медиком и т.д.; Таня
выбрала профессию врача потому, что у неё мама врач и её нравится её работа, а
профессию ветеринара потому, что любит животных. Девочка довольно хорошо
ознакомлена с трудовыми обязанностями, как врача, так и ветеринара, знает неприятные
стороны профессии (например, что ветеринар лечит не только милых кошечек и собачек, а
работает и с коровами, и овцами, и свиньями).
Методика «Будь готов!» была проведена с ученицей 11 «А» класса – Завражных
Лидой. Она увлекается современными танцами и с удовольствием продолжила бы эти
занятия, а вообще хочет стать бухгалтером или юристом – «как все».
Б. Описание методик.
Для работы я подобрала две активизирующих профориентационных методики.
Авторами обеих методик является доктор педагогических наук, профессор факультета
психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Пряжников, который очень широко
занимается данным вопросом.
Профориентационная активизирующая методика «За и против».
Активизирующая методика «За и против» включает в себя три относительно
самостоятельных методики: «За и против1» (предназначена для выявления
предпочтительных групп профессий); «За и против2» (для выявления наиболее развитых
групп личностных качеств) и «За и против3» (для выявления предпочтительных
профессиональных ценностей).Методика предназначена для работы как со старшеклассниками (основные нормы
разработаны на учащихся 10х классов), так и со взрослыми. По времени она обычно
занимает 1,21,5 часа. Время для обобщения результатов всех трех частей – около 1520
минут.
Методика рассчитана как для работы с группой, так и для индивидуальных
профконсультаций.
Обычно результаты подсчитывают сами учащиеся (методика всетаки
активизирующая, и учащиеся должны понимать, что они делают).
Цели: выявить наиболее предпочтительные для учащегося группы профессий;
активизировать учащегося для ценностнонравственных размышлений, связанных с
выбором профессий.
Особенности проведения: Поскольку методика «За и против» является
активизирующей, то она имеет свои особенности. (см. методику стр. 3)
Активизирующая профориентационная методика «Будь готов!»
Цель этой методики – повысить у старшеклассников уровень осознания своей
готовности к различным видам профессионального труда.
Эту методику можно использовать при работе с классом (группой), а можно – в
индивидуальной профконсультации, в последнем случае её возможности существенно
расширяются. Проводя работу с классом, удается рассмотреть только ориентировочную
готовность учащегося к выбору профессии, а в индивидуальном варианте можно увидеть
и способность к профессии, и мотивацию к какойлибо деятельности, и уровень личного
осознания того или иного выбора.
Так же как и другие активизирующие опросники, методика «Будь готов!» ни в коем
случае не должна рассматриваться как строго психодиагностическое средство. Её
главная цель – активизация самопознания человека и его размышлений о собственных
возможностях, что так или иначе способствует успешности самоопределения.
Работать я решила по приведенной ниже схеме профконсультирования в школе, и в
индивидуальном порядке для более точных результатов.
Схема профконсультирования в школе:
1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.
2. Формирование образа “идеальной” профессии.
3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных
вариантов профессий.4. Анализ психологических портретов реальных профессий.
5. Изучение индивидуальнопсихологических особенностей клиента.
6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.
1.
Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.