Профориентации обучающихся с нарушением интеллекта
Оценка 4.6
Игры +1
docx
психологическая работа +1
9 кл
21.03.2019
В материале рассматривается подготовка обучающихся с нарушением интеллекта к осознанному профессиональному выбору. В данном докладе представлена общая теоретическая часть и практические игры и упражнения, которые можно применять в профориентационной деятельности с обучающимися с нарушением интеллекта. Эти упражнения можно использовать на коррекционных занятиях психолога.
Профориентации обучающихся с нарушением интеллекта.docx
Доклад
«Профессиональное самоопределение обучающихся с нарушением интеллекта»
Подготовка обучающихся с нарушением интеллекта к осознанному
профессиональному самоопределению является актуальной социальнопедагогической
проблемой. Профессиональное самоопределение личности это процесс формирования
своего отношения к профессиональнотрудовой среде, поиск своего места в жизни и себя в
профессии.
в
осуществляется
Ключевое значение для профессионального самоопределения обучающихся с
нарушением интеллекта имеет уровень профессиональнотрудовой подготовки и
профориентации в школе. Осуществляя профессиональное самоопределение нужно
ориентироваться, прежде всего, на возможности обучающихся.
Профориентационная работа в РЦДО (Стерлитамак) для обучающихся с нарушением
интеллекта
этапа:
1й – этап первичных профессиональных выборов ребенка охватывает период его
обучения во 36х классах. Здесь мы знакомим детей с различными видами профессий, их
особенностями. Данный этап способствует формированию трудовых навыков, воспитанию
трудолюбия, настойчивости, умению работать в коллективе, уважению к людям труда.
2й – этап активнопоисковой профориентации в основном проходит в 78х классах. Он
способствует систематизации знаний о мире профессий, знакомит учащихся с
психологическими основами профессионального выбора. В 7 8х классах проводится
первичная
учащихся.
3й – этап профессионального самоопределения, которое осуществляется в 9 классе.
Способствует определению профессионального выбора, получению информации о
возможностях и путях получения профессионального образования.
профдиагностика
3
Система профориентационной работы для обучающихся с нарушением
интеллекта:
Профессиональное просвещение
расширение общего кругозора
знакомство с конкретными специальностями через проведение
1.
школьника,
профориентационных классных часов, бесед, ролевых игр;
2.
Профессиональная консультация пропаганда профессий, наиболее
востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников через
организацию встреч с представителями учебных заведений, экскурсий в учебные заведения.
Диагностика изучение учащимися своих особенностей и возможностей
через использование различных психодиагностических методик, анкет, тестовых заданий
адаптированных для школьников со сниженным интеллектом;
3.
4.
Профессиональный подбор – оказание помощи в формировании навыков
саморегуляции, развитии воли, регулировании мотивов и профессиональных намерений,
активизации самопознания и саморазвития учащихся через экскурсий в учебные заведения.
Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во
взаимодействии и дополняют друг друга.
Об эффективности профориентационной работы можно судить по показателям
поступления в учебные заведения выпускников с нарушеним интеллекта (Показ слайдов,
рассказ об учебных заведениях).
Профориентационные упражнения для обучающихся с нарушением
«Угадай профессию»
интеллекта Цели: уточнить знания детей о профессиях; выявить отношение к разным
профессиям и по возможности подкорректировать это отношение.
Инструкция: Ребята, сейчас мы поиграем в новую игру, которая называется «Угадай
профессию». Нужно попробуют отгадать данную профессию с помощью вопросов.
Например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель
используется?», «Где можно получить эту профессию?» и так далее. Возьмем, например,
профессию врача.
1.Какой цвет у профессии?(Белый)
2.Какой запах имеет профессия?(Лекарств)
3.Какая мебель используется?(Шкаф, кушетка)
4.Где можно получить данную профессию? (В институте)
Швея
1. разноцветный
2. горячего утюга, ткани
3. стол
4. училище
«Формула профессии». Профессия состоит из предметов труда и целей труда. Предметы
труда – это предметы, с которыми работает человек данной профессии. Цели труда – это
ради чего работает человек данной профессии. Можно записать формулу профессии:
Профессия = предметы труда + цели труда. Можно предложить такие формулы:
1) Маляр = стены, потолок, краски + делать красивыми.
2) Прачка = белье + чистота.
3) Повар = продукты + полезная пища.
4) Цветовод = цветы + сделать жизнь красивой.
5) Врач = организм человека + здоровье.
6) Автослесарь = машины + безопасность.
«Угадай профессию»
Цель:осознание учащимися содержания труда разных профессий и развитие умения
соотносить образ человека и различные профессии.
Демонстрируются картинки с изображением людей, занимающихся различными
видами труда. Учащимся нужно правильно назвать профессию, опираясь на визуальные
признаки.
«Профессия на букву» Цель: уточнять знания о мире профессий, учить
позитивному восприятию успехов своих товарищей, формировать навыки работы в группе.
Желательно заранее приготовить список профессий, чтобы при необходимости
оказывать учащимся помощь. Если учащиеся затрудняются вспомнить профессию, можно
предложить подсказку в виде описания вида деятельности.
«Угадай профессию по дополнительным признакам»
Цель: уточнять и расширять знания о мире профессий, учить угадывать профессию
по ассоциациям»
Инструкция: Сейчас я буду перечислять вам предметы, которыми пользуются люди
той или иной профессии, а вы должны будете назвать эту профессию (сначала предлагается
один предмет, затем добавляется каждый раз еще по одному предмету, пока профессия не
будет угадана).
нож, ложка, вилка, ….. (повар)
ткань, нитки, иголки, ….. (швея)
портфель, ручка, книги, …. (учитель)
река, швабра, палуба, ….. (матрос)
книги, журналы, полки, …. (библиотекарь) вата, халат, шприц, ….. (врач)
«Кроссворд»
Цель: уточнять знания о мире профессий, учить называть профессию по признакам,
развивать абстрактное, логическое мышление.
Задание: угадав профессии, навозите ключевое слово, расположенное по вертикали
– тоже профессия.
1) «Я б детей лечить пошел – пусть меня научат. Я приеду к Пете, я приеду к Поле.
Здравствуйте, дети! Кто у вас болен? Как живете? Как животик?...»
2) «Вставай, иди, гудок зовет – и мы приходим на завод. Можем железо ножницами
резать, краном висящим тяжести тащим… Олово плавим, машинами правим. Работа
всякого нужна одинаково…»
3) «Эти доски вот так зажимаем в столверстак. От работы пила раскалилась до
бела. Рубанок в руки работа другая: сучки, закорючки рубанком строгаем. Хороши
стружки – желтые игрушки…»
4) «Большие и дети, берите билетик, билеты разные, бери любые – зеленые, красные
и голубые…»
5) «Наливая в бак бензин, завожу пропеллер,
В небеса, мотор вези, чтобы птицы пели.
Облетаю тучку, тучкулетучку.
Белой чайкой паря, полетим за моря…»
6) «У меня на шапке лента, на матроске якоря.
Я проплавал это лето, океаны покоряя.
Сдавайся ветер вьюжный,
Сдавайся буря скверная.
Открою полюс Южный,
И Северный – наверное».
7) «Я сначала начерчу дом такой, какой хочу. Это будет перед, называется фасад.
Это каждый разберет – это ванна, это сад…»
8) «Фырчит машина скорая, летит, скользя, хороший работник я – сдержать нельзя.
Едем, гудим: с пути уйди!»
Ключевое слово по вертикали – кондитер. Ребята должны пояснить, в чем
заключается работа кондитера.
Профориентации обучающихся с нарушением интеллекта
Профориентации обучающихся с нарушением интеллекта
Профориентации обучающихся с нарушением интеллекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.