«Профориентационная работа в условиях специальной коррекционной школы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
Оценка 5

«Профориентационная работа в условиях специальной коррекционной школы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями».

Оценка 5
docx
17.12.2020
«Профориентационная работа в условиях специальной коррекционной школы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1

 

 

 

 «Профориентационная работа в условиях специальной коррекционной школы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями».

Подготовила: учитель профессионально-трудового

 обучения Артамонова Н.М.

Новочеркасск, 2020 г.

 

          Воспитанники коррекционного учреждения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения.     Формирования необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов.

          Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, коррекционное учреждение для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных и адаптационных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Её решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.

          Практика показывает, что некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжёлые неквалифицированные виды труда, незначительная доля выпускников поступают в специальные учебные учреждения, и ещё меньшая часть получает образование и в дальнейшем успешно его применяет. Однако тем не менее и те и другие испытывают затруднение в последующем трудоустройстве.

          Такое затруднение обуславливается несколькими факторами:

1.     Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда.

2.     Отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищённости в условиях современной экономики и политики.

3.     Неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии, переоценке или недооценке своих возможностей.

4.     Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к определению определённых профессиональных трудностей.

5.     Отсутствие необходимой поддержки со стороны семьи.

            Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.

            По данным многих исследований, число детей, страдающих дефектами умственного развития, имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации является одним из актуальных вопросов. Но для указанного совершенствования необходимо предварительное изучение всех особенностей развития таких детей.

            Готовность к самостоятельной жизни предполагает, что молодой человек правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, имеет соответствующую его возможностям жизненную перспективу, любит и умеет трудиться и т. д. Характерная черта ранней юности - выстраивание жизненных планов. Жизненный план, в прямом смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. То есть это план жизненного самоопределения, план того, чего человек хочет достигнуть, и профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль.

             В специальной школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) подготовка умственно отсталых детей к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работой педагогического коллектива.   Наряду с трудовой подготовкой во вспомогательной школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей   Но для адекватного выбора профессии умственно отсталым подростком профориентационная работа должна быть грамотно индивидуально поставлена.

           Применяемые меры индивидуализации обучения чаще всего не основаны на всестороннем изучении возможностей ребенка, а являются вынужденными. Для осуществления индивидуального подхода большое значение имеет знание психологических особенностей различных групп учащихся.

          Помимо данных о глубине дефекта следует опираться на материалы психологии, освещающие особенности их мышления и эмоционально-волевой сферы, сочетание которых отражает сложную структуру личности этой категории детей.    

           Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть программа, содержащая систему организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию выпускников формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.   По данным многих исследований, число детей, страдающих дефектами умственного развития, имеет тенденцию к увеличению своих возможностей.

             В связи с этим совершенствование форм и методов их реабилитации и социально- трудовой адаптации является одним из актуальных вопросов. Но для указанного совершенствования необходимо предварительное изучение всех особенностей развития таких детей.

 

             Выводы: профориентационная работа в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) главным образом должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширению границ самопознания. -в исследованиях многих педагогов изучалась задача взаимодействия семьи и школы на этапе профессиональной интеграции умственно отсталого ребёнка. По результатам исследования было очевидно, что задача подготовки умственно отсталых детей к жизни может решаться успешно только в том случае, если этим делом целенаправленно и сообща будут заниматься ведущие воспитательные сообщества – семья и школа, при чём активным координатором должна выступить школа. Рекомендации: Большая часть выпускников специальных (коррекционных) школ относительно хорошо подготовлена к жизни в обществе (трудоустройство, обучение). Вместе с тем, часто выпускники специальных школ испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни: отсутствие профессионального учреждения по месту проживания, малообеспеченность и социальное неблагополучие семей не позволяют обучать детей за пределами города.

          При организации профориентационной работы целесообразно включить три направления, оказывающие эффективное влияние на становление личности умственно отсталого ребёнка:

·        Профориентационная работа с самим ребёнком.

·        Профориентационная работа с семьёй.

·        Организация взаимодействия внешних структур и школы в процессе трудовой интеграции ребёнка в общество.


 

·       

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1 «

ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1 «

Воспитанники коррекционного учреждения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения

Воспитанники коррекционного учреждения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения

Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к определению определённых профессиональных трудностей

Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к определению определённых профессиональных трудностей

Для осуществления индивидуального подхода большое значение имеет знание психологических особенностей различных групп учащихся

Для осуществления индивидуального подхода большое значение имеет знание психологических особенностей различных групп учащихся

Вместе с тем, часто выпускники специальных школ испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни: отсутствие профессионального учреждения по месту проживания, малообеспеченность и социальное…

Вместе с тем, часто выпускники специальных школ испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни: отсутствие профессионального учреждения по месту проживания, малообеспеченность и социальное…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2020