ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат №1
«Профориентационная работа в условиях специальной коррекционной школы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями».
Подготовила: учитель профессионально-трудового
обучения Артамонова Н.М.
Новочеркасск, 2020 г.
Воспитанники коррекционного учреждения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирования необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов.
Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, коррекционное учреждение для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных и адаптационных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Её решение позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.
Практика показывает, что некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжёлые неквалифицированные виды труда, незначительная доля выпускников поступают в специальные учебные учреждения, и ещё меньшая часть получает образование и в дальнейшем успешно его применяет. Однако тем не менее и те и другие испытывают затруднение в последующем трудоустройстве.
Такое затруднение обуславливается несколькими факторами:
1. Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда.
2. Отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищённости в условиях современной экономики и политики.
3. Неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии, переоценке или недооценке своих возможностей.
4. Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к определению определённых профессиональных трудностей.
5. Отсутствие необходимой поддержки со стороны семьи.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием.
По данным многих исследований, число детей, страдающих дефектами умственного развития, имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации является одним из актуальных вопросов. Но для указанного совершенствования необходимо предварительное изучение всех особенностей развития таких детей.
Готовность к самостоятельной жизни предполагает, что молодой человек правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, имеет соответствующую его возможностям жизненную перспективу, любит и умеет трудиться и т. д. Характерная черта ранней юности - выстраивание жизненных планов. Жизненный план, в прямом смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. То есть это план жизненного самоопределения, план того, чего человек хочет достигнуть, и профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль.
В специальной школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) подготовка умственно отсталых детей к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работой педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой во вспомогательной школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей Но для адекватного выбора профессии умственно отсталым подростком профориентационная работа должна быть грамотно индивидуально поставлена.
Применяемые меры индивидуализации обучения чаще всего не основаны на всестороннем изучении возможностей ребенка, а являются вынужденными. Для осуществления индивидуального подхода большое значение имеет знание психологических особенностей различных групп учащихся.
Помимо данных о глубине дефекта следует опираться на материалы психологии, освещающие особенности их мышления и эмоционально-волевой сферы, сочетание которых отражает сложную структуру личности этой категории детей.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть программа, содержащая систему организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию выпускников формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации. По данным многих исследований, число детей, страдающих дефектами умственного развития, имеет тенденцию к увеличению своих возможностей.
В связи с этим совершенствование форм и методов их реабилитации и социально- трудовой адаптации является одним из актуальных вопросов. Но для указанного совершенствования необходимо предварительное изучение всех особенностей развития таких детей.
Выводы: профориентационная работа в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) главным образом должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширению границ самопознания. -в исследованиях многих педагогов изучалась задача взаимодействия семьи и школы на этапе профессиональной интеграции умственно отсталого ребёнка. По результатам исследования было очевидно, что задача подготовки умственно отсталых детей к жизни может решаться успешно только в том случае, если этим делом целенаправленно и сообща будут заниматься ведущие воспитательные сообщества – семья и школа, при чём активным координатором должна выступить школа. Рекомендации: Большая часть выпускников специальных (коррекционных) школ относительно хорошо подготовлена к жизни в обществе (трудоустройство, обучение). Вместе с тем, часто выпускники специальных школ испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни: отсутствие профессионального учреждения по месту проживания, малообеспеченность и социальное неблагополучие семей не позволяют обучать детей за пределами города.
При организации профориентационной работы целесообразно включить три направления, оказывающие эффективное влияние на становление личности умственно отсталого ребёнка:
· Профориентационная работа с самим ребёнком.
· Профориентационная работа с семьёй.
· Организация взаимодействия внешних структур и школы в процессе трудовой интеграции ребёнка в общество.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.