Цель игры – обозначить стратегию выбора профессии, помочь участникам понять необходимость и важность осознанного выбора профессии.
Для обеспечения положительного эффекта необходимо провести большую подготовительную работу. Подобрать справочную и профессиографическую литературу, рекламные афиши учебных заведений, проспекты и т.д. Для участия в игре приглашаются старшеклассники.
Игра Пять проектов на будущее.docx
Профориентационная игра
«Пять проектов на будущее»
Профориентационная игра «Пять проектов на будущее» разработана для
учащихся среднего школьного возраста. Она может проводится в помещении школы,
МУПК, Дома культуры, Домов детскоюношеского творчества молодежи и др.
Цель игры – обозначить стратегию выбора профессии, помочь участникам
понять необходимость и важность осознанного выбора профессии.
Для обеспечения положительного эффекта необходимо провести большую
подготовительную работу. Подобрать справочную и профессиографическую
литературу, рекламные афиши учебных заведений, проспекты и т.д. В случае, если
игра проводится с использованием киновидеофильмов, необходимо иметь кино или
видеокольцовкку по 5 типам профессий. Для участников игры заранее должны быть
подготовлены карточкибланки, карандаши, стимульный материал, который будет
использоваться во второй части игры (работа по группам).
Для участия в игре приглашаются старшеклассники, имеющие яркие увлечения,
склонности к той или иной области деятельности, а также профессионалы –
представители 5ти типов профессий (это могут быть родители, работники
предприятий и другие специалисты). Предварительно со всеми приглашенными
проводится подготовительная работа, чтобы их выступления (интервью) были
интересными и в равной мере захватывающими. Если в игре принимают участие
школьники, которые уже знакомы с принципами классификаций профессий из курса
«Основы выбора профессии» и выявили свои интересы и склонности, первая часть
игры проводится по несколько измененному сценарию, учитывающему это
обстоятельства. В этом случае ведущий вспоминает вместе с ребятами формулу
выбора профессии «хочу – могу – надо затратить усилий для достижения цели» и
классификацию профессий в период перехода к рыночной экономике, проблемах
трудоустройства и т.д.
В ходе игры ведущий не должен брать на себя функции эксперта и делать
выводы и заключения по результатам выполненных заданий. Он только побуждает
участников игры к осмысленному подходу в выборе профессии. А также дает
«информацию к размышлению» по поводу личных качеств и возможностей
участников.
Игра состоит из 2х частей. В первой части принимают участие все участники
игры, вторая часть проводится по группам (в соответствии с выбором каждым
участником одного из пяти типов профессий). Продолжительность каждой части
примерно одинакова.
Каждому участнику перед началом встречи выдается карточка (см. рис. 1),
карандаш и предлагается познакомится с содержанием наглядного материала. Это
могут быть стенды с информацией для поступающих в учебные заведения, литература
по профориентации, рекламные афиши, плакаты и т.д. 1
2
3
4
5
«Человек – художественный образ»
«Человек – техника»
«Человек – знаковая система»
«Человек – человек»
«Человек – природа»
Процедура игры
Ведущий:
Ребята! Облик грядущего складывается сегодня, потому что именно сегодня
растут и воспитываются люди 21 века. И от вас во многом зависит, какой будет жизнь
каждого из нас и всей нашей страны. В жизни каждого человека наступает момент,
когда приходится решать, где продолжить образование, куда пойти работать, то есть
практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Решить этот вопрос бывает
совсем непросто – не хватает знаний о самих профессиях, о тех требованиях, которые
они предъявляют к личности работающего, умений оценить собственные способности,
выявить свои интересы и склонности. Сегодня мы собрались вместе с вами, чтобы
выработать стратегию выбора профессии.
Игра названа «Пять проектов на будущее», т.к. в ее основе лежит одна из
наиболее распространенных классификаций, предложенная профессором Е.А.
Климовым, согласно которой все профессии делятся на пять типов (ведущий очень
кратко характеризует каждый тип профессии). Мы лишь для краткости говорим –
выбор профессии, на самом деле речь идет о планировании, обдумывании
профессионального жизненного пути. Сегодня мы будем говорить о начале этого
пути – профессиональном старте.
Обдумывать, проектировать – это значит выбирать варианты, задавать себе
вопросы и искать на них ответы, делать выбор из представленных жизнью
возможностей. А что нужно знать, чтобы правильно выбрать профессию, овладеть ею?
Нужно выбирать работу, которая вам, вопервых, может соответствовать вашим
способностям, возможностям и здоровью, втретьих, нужна людям, обществу и вы
готовы затратить определенные усилия для ее освоения. Коротко формула хорошего
выбора выражается словами – «Хочу – могу – надо затратить усилия для
достижения».
Выбор профессии – задача со многими неизвестными. А вам, участникам игры,
предлагается решить задачу хотя бы с четырьмя неизвестными.
Нахождение 1го неизвестного Ведущий:
Вам предлагается просмотреть видеомонтаж из 5 фрагментов, посвященных
разным сферам трудовой деятельности. В ходе просмотра определите, какой тип
профессии представляет каждый из видеофрагментов, и обратите внимание на то,
какими профессионально важными качествами должен обладать человек,
выбирающий тот или иной тип профессии.
После просмотра видеомонтажа, ведущий предлагает участникам оценить все
его части по степени привлекательности.
Ведущий просит проставить в 1й колонке карточки цифры от 1 до 5 по степени
выраженности интереса к типу профессии. Например, тип профессий, к которому
относится наиболее понравившийся фрагмент, оценивается в пять баллов и т.д.
Обязательным условием является оценивание всех типов профессий. Если в
равной степени понравились два –три видеофрагмента, относящихся к разным типам
профессий, они оцениваются одинаково.
Ведущий приглашает на сцену гостей – представителей 5ти типов профессий.
Представляет их учащимся, не называя профессии. Он предлагает участникам игры
задавать гостям вопросы, касающиеся их сферы деятельности, с тем, чтобы потом
можно было определить, к какому типу профессий она относится. В случае
возникновения заминки, связанной с формулированием вопросов, ведущий приходит
на помощь и проводит интервью самостоятельно, при этом задаются такие вопросы,
как:
Как Вы пришли в свою профессию?
Вы нашли ее или она Вас?
Назовите негативные стороны Вашей профессии?
Что вы считаете главным в своей профессии?
Если бы Вы сейчас заканчивали 9й класс, какой бы путь Вы выбрали?
За что Вы любите свою профессию?
Каким главным качеством должен обладать человек, связывающий свою жизнь с
вашей профессией? и т.д.
Когда круг вопросов исчерпан и выяснено, какие типы профессий представляли
приглашенные, ведущий благодарит их от имени всех собравшихся интервьюеров и
предлагает ребятам сделать окончательный выбор типа профессии.
Нахождение 2го неизвестного
Ведущий:
Итак, первое неизвестное найдено. Все вы определили сферу, в которой нужно
искать свою профессию. А сейчас каждому из вас необходимо соотнести свои
способности, возможности, особенности темперамента и характера с каждым типом
профессии. Это совсем непросто. Вам надо постараться объективно оценить себя м
ответить на вопросы: «Что у меня лучше получается?», «Какой тип профессии
больше соответствует моим особенностям?». Участники вечера оценивают себя и получают второе неизвестное, пусть
приблизительное, но достаточное для достижения цели вечера. Заполняется графа 2
карточки по пятибалльной системе.
Нахождение 3го неизвестного
Ведущий:
Мы с Вами сделали попытку выявить два неизвестных – это ваши интересы и
способности. А вот если мы соединим их воедино – получим третье неизвестное,
которое называется увлечение. Ведь увлечение – это по своей сути реализованный
интерес. Сегодня мы приготовили для вас встречу с увлеченными людьми, одни из
них уже выбрали свою профессию, у других это еще впереди, но все они нашли свое
любимое занятие.
Интервью берут у приглашенных на вечер старшеклассников, имеющих яркое
увлечение в одной из типов профессий.
Примерное содержание вопросов для интервью школьников:
Что привело Вас в кружок (клуб)?
Расскажите о своих занятиях в кружке (клубе), что дает Вам их посещение?
Если бы Вы могли овладеть сразу несколькими специальностями, то какие бы из
них выбрали и почему?
Что объединяет всех ребят Вашего кружка (клуба)?
Расскажите о своих увлечениях, каков их «стаж»? Какое значение они имеют в
Вашей жизни?
После короткого интервью со старшеклассниками ведущий предлагает
участникам вечера, исходя из своих интересов и склонностей, оценить по степени
привлекательности рассказы приглашенных. Затем заполняется 3 графа карточки по
тому же принципу. Для удобства заполнения карточек старшеклассники стоят на
сцене в таком же порядке, в каком перечислены типы профессий в карточке.
Нахождение 4го неизвестного
Ведущий:
К.Маркс в своем сочинении «Размышление юноши при выборе профессии» писал,
что далеко не всегда мы можем избрать профессию, к которой чувствуем призвание,
так как уже наша физическая природа часто противостоит нам угрожающим образом,
а ее правами никто не смеет пренебрегать.
Многолетние наблюдения показывают, что при выборе профессии юноши и
девушки, как правило, не учитывают состояние здоровья и соответствие своего
физического развития требованиям избираемого труда. происходит это не только из
за «юношеского легкомыслия», но и в значительной мере изза неосведомленности в
медикофизиологических вопросах. Отклонения от нормы встречаются гораздо чаще,
чем мы предполагаем. Очень часто школьники получают противопоказания по поводу следующих заболеваний: близорукость, дальнозоркость, нарушение осанки и
плоскостопие, возрастные нарушения центральной нервной системы, болезни верхних
дыхательных путей, ревматизм и т.д.
Для того, чтобы определить четвертое неизвестное задачи, участникам вечера
предлагается ответить на вопросы: «Знают ли они себя с медикофизиологической
точки зрения? Задумывались ли они о том, что небольшое отклонение от нормы в
состоянии здоровья может помешать им осуществить свою мечту?»
Задание совсем непростое, но необходимое. Участники вечера пытаются
определить, к какой профессии они в большей степени подходят и к какой совсем не
подходят с точки зрения своих медикофизиологических особенностей. Затем
заполняет графу под цифрой 4 карточки по тому же принципу, что и ранее.
Ведущий:
для получения квалифицированной консультации Вы можете обратиться в центр
профессиональной ориентации молодежи, при котором создан Консультативный
врачебный совет. Заседания совета проводятся в течении учебного года на
территории центра профессиональной ориентации. В работе совета принимают
участие специалисты подростковых служб города.
Которые вместе с
профконсультантами помогают школьникам, имеющим отклонения в состоянии
здоровья, выбрать профессию.
Итак, все графы карточки, кроме 5й, заполнены. Осталась простая арифметика
подсчета. По наибольшей сумме баллов отдается предпочтение тому или иному типу
профессий. Не исключено, что одинаковых сумм окажется несколько, но для
продолжения разговора необходимо сделать окончательный выбор.
Участники вечера по собственному желанию распределяются на пять групп (5
типов профессий) в зависимости от того, о каком типе профессий они хотели бы
узнать поподробнее (по результатам заполнения своих карточек). Разговор
продолжается отдельно с каждой группой. Заранее разрабатывается план работы в
каждой подгруппе, для того, чтобы учащиеся могли более углубленно познакомиться
с особенностями выбранного типа профессии, требованиями, которые предъявляются
человеку, осваивающему эти профессии. Ведущими в подгруппах могут быть
сотрудники центра пофориентациии молодежи, школьные психологи или учителя
педметники. Участники расходятся по кабинетам, на дверях которых прикреплены
таблички с обозначением типа профессий.
Примерный план работы
в подгруппе «Человектехника»
Цель – познакомить ребят с кругом профессий, которые относятся к типу
«Человектехника» и помочь разобраться в соответствии своих индивидуально
личностных свойств этому типу профессий.
Ход работы
Разговор с участниками игры состоит из трех частей: рассказ о профессиях типа «человектехника», обсуждение мотивов выбора
данного типа профессий,
решение теоретических и практических задач при определении своих
возможностей, навыков, умений.
Заключение (где можно получить профессии и возможности трудоустройства в
отраслях народного хозяйства региона).
Каждый участник игры по ходу разговора продолжает заполнять карточку. В
ходе работы участники не только узнают, какие качества необходимы для данного
типа профессий, но и оценивают свои. Самооценка осуществляется по трехбалльной
системе (учитывается правильность, точность выполнения заданий).
В процессе выполнения различных заданий ведущий рассказывает о том, для
каких профессий типа «человектехника» необходимо лучше развить те или иные
профессионально важные качества, умения, навыки, знакомит с книгами. Которые
рассказывают о профессиях данного типа.
Ведущий:
относящиеся к типу «человектехника», являются самыми
Профессии,
многочисленными и распространенными. Для удобства ориентировки в мире
технических профессий существует разные виды классификации. Давайте
познакомимся с одним из них. По этой классификации все профессии «Человек –
техника» распределяются на три группы.
1. Создание технических систем: проектирование, конструирование и монтаж
технических систем. Примеры профессий: слесарь механосборочных работ,
слесарь монтажник,
инженер
проектировщик…
инженерконструктор,
сборщик часов,
2. Эксплуатация технических систем: работа на станках, управление транспортными
средствами, обслуживание конвейерных линий, автоматических систем. Примеры
профессий: токарь, фрезеровщик, швеямотаристка, ткачиха, радиоинженер…
3. Ремонт, настройка технических систем: примеры профессий: слесарьремонтник,
радиотехник по обслуживанию и ремонту радио телеаппаратуры, электромонтер
телефонной связи, наладчик станков с программным управление, мастер по
ремонту часов, инженер радиосвязи, инженермеханик…
Ребята! Давайте определим, какие факторы являются наиболее значимыми для
вас при выборе профессии типа «человектехника»? идет обсуждение по следующим
позициям.
1. Наличие некоторых умений, навыков в выбираемой области.
2. Престижность профессии.
3. Интерес к физике, химии, математике, черчению.
4. Возможность достижения материального благополучия.
5. Интерес к технике.
В ходе разговора каждый участник определяет свой мотив выбора профессии.
Отмечается важность 1, 5, 3 факторов, учет которых делает выбор профессии типа
«человек – техника» наиболее обоснованным. Ориентации на 2 и 4 признаки свидетельствует о том, что человека интересует внешняя сторона деятельности. При
этом не учитываются главные факторы выбора (собственные интересы, способности,
возможности, содержательная сторона деятельности). Такие рассогласования
приводят к неудовлетворенности трудом.
Ведущий:
Сейчас я предлагаю проверить вашу техническую понятливость.
ЗАДАНИЕ 1
Ведущий:
Перед вами список технических терминов. Необходимо разбить их на 2 группы. В
первую вы будете записывать узлы и детали, а вторую механизмы и инструменты.
Время работы – 5 минут.
Термины: Болт, шуруп, коробка передач, шестерня, зубило, гайка, тиски, токарный
станок, рубанок, резистор, подъемный кран, шкив, велосипед, предохранитель,
отвертка, домкрат, плоскогубцы, гаечный ключ.
Ключ:
1) узлы и детали: болт, шестерня, гайка, заклепка, шуруп, резистор, предохранитель,
коробка скоростей, шкив.
2) Механизмы и инструменты: домкрат, часы, токарный станок, зубило, рубанок,
подъемный кран, напильник, тиски, гаечный ключ, велосипед, отвертка,
плоскогубцы, электродвигатель.
Оценка:
Все верно – 3 балла, 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл
ЗАДАНИЕ 2
Ведущий:
Вам необходимо, основываясь на знаниях химии, физики, математики, составить
общеизвестные словосочетания, используя слова из правой и левой частей таблицы
(см. рис. 2). Во время работы 1,5 минуты.
1.
2.
3.
4.
Азбука
Вал
Счетчик
Узел
Ключ:
Гейгер
Гордий
Морзе
Кардан
1.
2.
3.
4.
Рис. 2. Азбука Морзе, карданный вал, счетчик Гейгера, Гордиев узел.
Оценка:
Все верно – 3 балла, 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл
После выполнения заданий, направленных на выявление интереса к технике,
определяется средний балл.
Ведущий:
Если средний балл расположен в промежутке от 6 до 3 баллов – вы на правильном
пути и верно выбрали направление, ориентируясь на профессии типа «человек –
техника». Если средний балл расположен в промежутке от 1 до 2, то отчаиваться не
надо, необходимо приобрести практические навыки, читать больше специальной
литературы.
А сейчас мы попробуем вместе определить, какие качества необходимы
человеку, выбравшему для себя профессию типа «человектехника». Рассмотрим
таблицу (см. рис. 3), где дан перечень психофизиологических свойств человека,
необходимых в профессиях этого типа:
Концентрация внимания
Переключение внимания
Распределение внимания
Объем внимания
Глазомер
Цветоощущение
Острота слуха
Острота осязания
Зрительная память
Слуховая память
Оперативная память
Долговременная память
Объем памяти
Физическая выносливость
Хорошая координация движений
Быстрота реакции
Пространственное воображение
Техническое мышление
Гибкость, пластичность мышления
Четкость, конкретность мышления
Инициативность, активность
Способность к руководству
Аккуратность
Наблюдательность, терпение
Настойчивость
Умение предвидеть результат своих действий Трудолюбие
Высокая дисциплинированность
Широта мысли, смелость в принятии решений
Рис. 3
Ведущий предлагает учащимся на примере одной из профессий данного типа
(например, слесарьналадчик или монтажник и т.д.0 определить ПВК, необходимые
ля успешного овладения этой профессией. При этом отмечается. Что каждая
профессия выдвигает свою. Определенную группу профессионально важных качеств.
Возьмем, например, профессию токаря. Чтение чертежа требует технического
мышления, пространственных представлений, памяти на числа и формы, развитого
внимания, умения логически мыслить. Кроме того. Важно координация движений
обеих рук, т.к. особенность работы состоит в том, что руки одновременно производят
разные действия при управлении станком. При контроле за ритмом работы станка
важную роль играет точность слуховых восприятий. Немаловажную роль играет
цветовое восприятие, т.к. по цвету стружки токарь устанавливает, правильно ли
определен режим резания (цвет стружки меняется при разной скорости точения). При
проведении контрольноизмерительных операций важно наличие острого зрения.
Далее участникам предлагается изучить у себя уровень развития отдельных
психологических качеств, необходимых для работы в сфере «человектехника».
ЗАДАНИЕ 3
Цель: исследовать способность к быстрому переключению внимания при решении
мыслительных задач.
Ведущий:
Перед вами 4 словесных (вербальных) лабиринта (см. рис. 4). Вам необходимо
начинать двигаться в каждом лабиринте из правого нижнего угла вверх (в левый
верхний угол) так, чтобы в результате продвижения из «пройденных» букв
образовалось слово. Изменять направление движения можно только под прямым
углом. Последняя буква должна быть в верхнем левом углу. Время выполнения
задания 5 минут.
ЕКБЖЬЛ
ИНЕШЦФ
СГЗАТН
ВЫНЛБО
ИЛУГИР
ЧЮКМДП
ЕИНАНЗ
ЕНОСРО
СНВИБК
АНЗОКЫ
КВОБУЗ
НИБОКЯ
ТОВМРТ
НАРСНА
ЕАИНОП
МИРЕПС
НЕТОЗК
ЫМАЗКЭ
ЬСОКЬИ
ТИЕЛИК
СНИИРС
ОЕНТАШ
НЖИВДО
БАКШДП Рис. 4
Оценка:
34 найденных слова – 3 балла, 2 слова – 2 балла, 1 слово – 1 балл.
Ключ:
Приглашение, языкознание, эксперимент, подвижность
ЗАДАНИЕ 4
Цель: Изучение пространственного воображения
Ведущий:
Представьте себе квадрат. Проведите в нем диагонали. Затем двумя
горизонтальными линиями разделите квадрат на равные части. Сколько получается
фигур и какие?
Ответ:
10 фигур, из них 6 треугольников. 2 трапеции, 2 пятиугольника. Результат
выполнения задания оценивается по трехбалльной системе.
ЗАДАНИЕ 5
Цель: Изучение избирательности внимания
Ведущий:
На бланке (см. рис. 5) напечатаны буквы русского алфавита, среди которых есть
сочетания, образующие слова – существительные в именительном падеже
единственного числа. Вы должны внимательно посмотреть строку за строкой,
обнаружить эти слова и подчеркнуть их. Время работы 2 минуты
бвыборвтргшочновостьхэычяфактуекэкзаментроччн
ягшгкцпробагурстабеютеорияентсенджэтехниканцр
хэндзвосприятиеесолджщхюэпамятьшочхестанокдтл
Ключ:
Выбор, новость, факт, экзамен, проба, теория, техника, восприятие, память, станок
Оценка:
Все верно – 3 балла, 1 слово не найдено – 2 балла, 2 слова не найдено – 1 балл.
В заключение ведущий подводит кратко итог работы и знакомит учащихся с
учебными заведениями г. Гродно, в которых можно получить профессии типа
«человек – техника», с информацией о рынке труда.
Профориентационная игра Пять проектов на будущее
Профориентационная игра Пять проектов на будущее
Профориентационная игра Пять проектов на будущее
Профориентационная игра Пять проектов на будущее
Профориентационная игра Пять проектов на будущее
Профориентационная игра Пять проектов на будущее
Профориентационная игра Пять проектов на будущее
Профориентационная игра Пять проектов на будущее
Профориентационная игра Пять проектов на будущее
Профориентационная игра Пять проектов на будущее
Профориентационная игра Пять проектов на будущее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.