Профориентационная работа с классом.
Оценка 4.7

Профориентационная работа с классом.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
18.06.2018
Профориентационная работа с классом.
Принимая пятый класс, я, как классный руководитель, ставлю перед собой основную задачу: готовить своих воспитанников к таким социальным позициям, как «семья», «работа» и «общественная жизнь». В своей работе я подробно рассказываю о том, как готовлю их к трудовой деятельности. В работе даётся описание диагностики профессиональных интересов.
Статья по профориентации.docx
Статья «Профориентационная работа с классом» (из опыта работы)  Введение.            Дома, в школе, на улице растёт, формируется неведомое будущему существо. Что именно определит его судьбу? Влияний, разумеется, много. Но нужно сосредоточится на чём­то одном. Здесь   необходимо   понимать   каждому   педагогу,   что   связь   школьной     и   последующей   жизнью ученика – реальность, следовательно, возможно осуществлять и прогноз.  Исчерпывающих данных о том, что получится из каждого нашего воспитанника, никто, конечно, дать не может. Прогнозировать развитие личности можно лишь с большей или меньшей степенью   вероятности.   Впрочем,   тенденции,   магистральные   пути   развития,   в   зависимости   от исходных, заложенных в школе данных, просматриваются хорошо. Наблюдая жизнь своих учеников, можно утверждать, что искажение и ломка социальных связей в школе, либо просто их недостаточность в детском и подростковом возрасте – в эпоху становления личности – являются негативными факторами, сильно осложняющими процесс всей дальнейшей   жизни.   Возможность   всесторонне   включится   в   систему   общественных   отношений, самоутвердится   и   проявить   свои   способности,   представленная   каждому   члену   общества,   в большей   мере   может   реализоваться   у   тех,   кто   имеет   достаточно   высокий   образовательный, профессионально­квалифицированный   и   культурный   уровень.   Люди   с   низким   образованием, квалификацией,   культурой   чаще   оказываются   «социально   неустроенными».   «Что   есть   мир,   в котором тебе жить и трудиться?» ­ вот главный из вопросов, ответ на который мы должны дать детям в школе. Общество даёт школе «материал» для строительства невидимый глазу ценностно­ нормативный   «цемент».   Каждому   ученику   необходимо   сформировать   из   него   фундамент дальнейшей   постройки   с   отсеками   –  сферами   жизнедеятельности,   в   которые   он  должен  быть включён в идеале всеми фибрами своей юной души. В чём­то не утвердился, потерпел поражение, но всегда должна оставаться уверенность: зато в другом, в третьем и в четвёртом у меня всё хорошо, и это не даёт мне пропасть, компенсирует, спасёт в трудный час. И здесь каждому ученику необходим добрый и умный наставник, коим и должен являться классный руководитель. Роль классного руководителя в развитии мотива у учащихся к профессиональной  деятельности. 1. Принимая пятый класс, я, как классный руководитель, ставлю перед собой основную задачу: готовить своих воспитанников к таким социальным позициям, как «семья», «работа» и «общественная жизнь». В своей работе я остановлюсь на том, как я готовлю их к трудовой деятельности. Осуществляя трудовое воспитание в школе, необходимо помнить, что оно должно быть неразрывно   связано   с   профессиональной   ориентацией.   Прививая   любовь   к   труду,   непременно следует учитывать и личные ребячьи склонности. И начинать эту работу необходимо как можно раньше. Школьнику, выбирающему профессию, нужно хорошо знать мир профессий и требования, которые   профессия   предъявляет   человеку.   Он   должен   реально   и   правильно   оценивать   свои возможности, способности, интересы. И здесь особое внимание уделяю индивидуальной работе с учащимися,   изучаю   склонности   и   психологические   особенности   личности   учащихся.   Первое задание, которые получают мои дети в пятом классе – ответить на вопросы анкеты вместе с родителями. Наряду с вопросами об адресе, дне рождения, членах семьи, в анкете есть вопросы, которые   меня   интересуют   именно   для   этого   направления   работы   (состояние   здоровья,   какой предмет в школе нравится ребёнку больше остальных, что у него получается хорошо, какую бы вы пожелали своему ребёнку профессию в будущем?). Уже с первых дней я много знаю о своих учениках. 2.Психологические особенности разных возрастных периодов. Как   известно,   человек   в   своём   развитии   проходит   несколько   возрастных   периодов,   каждому   из   которых   соответствует   расцвет   определённых   психических   функций   и   свойств личности. В одиннадцать лет (с началом полового созревания) меняется поведение, подросток становится импульсивным.   Именно   в   этом   возрасте   им   нужна   доверительность   в   отношениях,   которая развивает   у   подростка   самоуважение,   чувство   собственного   достоинства,   помогает   снимать напряжение,   усиливает   чувство   безопасности   и   эмоционального   комфорта,   обучает   умению устанавливать хорошие отношения с другими людьми. К  12­ти  годам  у  подростков   наблюдается  развитие  логической   памяти  и  мышления,  которые определяют главные черты этого возраста: разумность, терпимость и юмор. Существенная черта 13­тилетнего возраста – обращение внутрь себя. Бурно развивается сознание и   самосознание,   которое   обуславливает   интерес   к   себе.   Именно   в   этом   возрасте   он   склонен уходить в себя, и очень чувствителен к критике. На уроке в 15 лет у подростка интенсивно  развивается самоконтроль. Этот  возраст связан  с началом сознательного самовоспитания. Зная   особенности   всех   возрастных   периодов,   естественно   передо   мной   встаёт   вопрос:   «Как увязать   особенности   возрастного   развития   с   профориентационной   работой,   с   проблемой профессионального самоопределения?»  3.Наблюдения, как один из методов изучения личности.       Наблюдения за учащимися – это универсальный метод изучения личности. Наблюдаю за проявлением их конкретных личностных особенностей, качеств в различных ситуациях и видах деятельности (учёбе, труде, общении). Наблюдаю так, чтобы ученик не подозревал и уже к концу первого полугодия имею о своих учениках чёткое представление. Конечной целью наблюдения является   программа   формирования,   корректировка   тех   или   иных   качеств   личности.   При наблюдении   за   учащимися   анализируются   лишь   внешние   проявления   поступков.   А   для   более точной информации необходимо собрать уже конкретный банк данных поведения учащегося. 4.Психотехнические   игры   –   экспресс­диагностика   жизненных   и   поведенческих проявлений индивидуальных особенностей учащихся. Жизненные и поведенческие проявления индивидуальных особенностей учащихся изучаю, используя различные методики.   С помощью различных тестов, опросников,  игр определяю у каждого   воспитанника объём внимания, уровень и вид мышления. И здесь, кроме тестов мне помогают   психотехнические   игры.   Они   не   только   помогают   изучать   различные,   жизненные   и поведенческие   проявления   индивидуальных   особенностей,   но   и   являются   средством   развития соответствующих способностей (внимания, памяти, воображения, симпатии, рефлексии). Конечно,   по   результатам   игры   затруднительно   получить   качественную   оценку   способностей учащихся.   Однако     игра   сама   по   себе   представляет   учителю   богатейший   материал   для целенаправленного   наблюдения   за   учащимися;   а   ход   игры   и   сравнительная   успешность выполнения задания позволяют ученику самостоятельно осознавать свои «плюсы» и «минусы» и выйти в последующих играх за пределы своих первоначальных возможностей. Используя   эту   методику,   я   убедилась,   что   психотехнические   упражнения   –   хороший   стимул включения неиспользованных резервов учащихся. Они дают дополнительный толчок личностному развитию. Здесь, конечно, необходимо помнить, что нельзя переигрывать, нельзя допускать, чтобы учащиеся уставали и самое главное, что от ведущего требуется в межличностном плане доброжелательное внимание,   уважение   к   играющим,   искренний   интерес   к   мнениям   и   инициативам   учащихся.   В методическом плане – тонкий учёт степени эмоционального контакта, раскованности и взаимного доверия, переход от достаточно определённых и регламентированных упражнений ко всё более неопределённым,   дающим   достаточный   просмотр   для   выявлений   индивидуальных   целей   и личностных особенностей игроков. В своей работе использую такие психотехнические игры, как упражнения: «Муха», «Акробат», «Волшебный карандаш», «Лабиринт», «Сверхвнимание» и другие. С методикой проведения таких игр   можно   познакомиться   в   работах   психолога   А.   И.   Прокопьева,   книги   Л.   М.   Фридмана «Изучение личности учащегося и ученических коллективов». 5.   Изучение   свойств   нервной   системы   учащихся   –   важное   звено   в   профессиональной ориентации учащихся. Многие учащиеся испытывают склонности к нескольким профессиональным областям и конечно затрудняются   в   окончательном   выборе.   Изучение   свойств   его   нервной   деятельности   поможет учителю   порекомендовать   учащемуся   ту   область,   к   условиям   труда   которой   он   привыкнет быстрее и легче. Предлагаю учащемуся опросный лист вместе с инструкцией. Инструкция испытуемому. Методика   поможет   Вам   узнать   о   некоторых   особенностях   своей   нервной   системы:   её   сие, подвижности,   уравновешенности,   но   лишь   в   том   случае,   если   Вы   дадите   правильную   и беспристрастную оценку своего поведения. В   каждом   из   предлагаемых   пунктах   методики   описано   четыре   варианта   поведения   Ваших сверстников в различных ситуациях. Вам нужно выбрать один из них (и только один) вариант, который больше всего напоминает Вам собственное поведение. В бланке ответов найдите номер выбранного варианта поведения и поставьте крестик в клетку с этим номером. Будьте внимательны: на каждой строчке в бланке ответов должен стоять один крестик,   после   заполнения   бланка   ответов   подсчитайте   количество   крестиков   в   каждом   из столбцов и проставьте вниз в графе «Итого». Текст методики изучения свойств нервной системы учащихся 1 Настроение неустойчивое, часто бывают перепады, бурное веселье может  смениться раздражением. 2 Настроение всегда ровное, спокойное. 3 Настроение обычно приподнятое, весёлое, жизнерадостное. 4 Настроение обычно подавленное, часто грустит. 1 Активное поведение, высокая подвижность, энергичность. 2 Поведение спокойное, ровный и сдержанный голос, жесты и речь замедленны. 3 Робкое, неуверенное поведение, голос тихий и слабый. 4 Суетливое поведение, всегда торопится, резкие жесты, часто говорит «взахлёб». 1 При неудачах старается достичь поставленной цели, не ищет других, более лёгких  путей. 2 При неудачах очень переживает, не хочет вновь взяться за дело. 3 При неудачах стремится найти другой, более лёгкий путь решения. 4 Быстро забывает о неудачах и вновь берётся за любую работу. 1 Быстро утомляется, любит мечтать и фантазировать. 2 3 Работает азартно, но надолго его не хватает, может бросить начатое дело. Работает упорно, стремясь во чтобы то ни стало довести дело до конца. 4 Берётся за любую работу, может сразу хвататься за несколько дел. 1 В общении ведёт себя эмоционально, громко смеётся, жестикулирует. 2 Постоянно стремится к общению с окружающими людьми, старается расшевелить  их, поднять настроение. 3 Общаясь с людьми, проявляет скромность и деликатность. 4 Не стремится к общению с окружающими, не любит шумные компании, но часто  общается с близкими друзьями. 1 Делит с другими людьми и радость и горе. 2 Не станет откровенничать с незнакомыми людьми, свои чувства поверяет только  очень близким друзьям. 3 Все свои чувства старается пережить в одиночку. 4 Бурно переживает свои чувства, может поделиться ими с окружающими, даже  незнакомыми, однако не очень стремится к этому. 1 Замечание выслушивает спокойно, не спорит, но может повторить одну и ту же  ошибку. 2 Бурно реагирует на замечания, спорит, оправдывается. 3 Все замечания внимательно выслушивает, ошибки старается сразу же исправить. 4 Очень огорчается любым замечаниям, переживает.       8.1. После выполнения какой­либо работы долго не может взяться за другую,                    чувствует себя усталым. Редко устаёт, но с трудом перестраивается на другую работу. Легко перестраивается на другую работу, но может при этом бросить начатое  дело, не закончив его. После выполнения трудного задания может быстро взяться за другое дело. 2 3 4 9.1. Бурно переживает обиды и огорчения, но быстро забывает их. 9.2. Легко переживает обиды и огорчения, быстро их забывает. 9.3. Тяжело переживает обиды и огорчения, долго их помнит. 9.4. Глубоко переживает обиды и огорчения, хотя внешне это проявляется слабо. 1 2 3 4 Любит шутки и юмор, не обижается, если попадается на розыгрыш. Редко шутит, часто обижается на шутки. Любит и ценит хорошую шутку, но в розыгрышах предпочитает не участвовать. Любит подшучивать над людьми, часто не задумываясь, приятно это им или нет. 11.1. Перед тем, как приступить к делу, всё тщательно продумает и рассчитает, а если  планы нарушаются, то часто не может перестроиться. 11.2. Берётся за любое дело, не задумываясь, что будет потом; если ситуация меняется, может легко перестроиться. 11.3. План работы может создавать быстро, по ходу её выполнения, также легко  перестраивается при изменении условий работы. 11.4. С трудом составляет план работы из­за своей нерешительности, предпочитает  использовать уже готовый, если ситуация меняется, часто не знает, что делать дальше. 12.1. Отличается острой впечатлительностью, особенно в области эстетических  впечатлений. 12.2. Не стремится к смене впечатлений, хорошо чувствует себя в привычной сфере. 12.3. Любит яркие впечатления, постоянную смену их, но не проявляет особой  активности в стремлении к ним. 12.4. Активно стремится к смене впечатлений, очень часто бывает в гостях, на  выставках и т. п. Бланк ответов Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик 1.3 2.1 3.4 4.4 5.2 6.1 7.3 8.4 9.2 10.1 11.3 12.4 1.2 2.2 3.1 4.3 5.4 6.3 7.1 8.2 9.4 10.3 11.1 12.3 1.1 2.4 3.3 4.2 5.1 6.4 7.2 8.3 9.1 10.4 11.2 12.3 1.4 2.3 3.2 4.1 5.3 6.2 7.4 8.1 9.3 10.2 11.4 12.1 Вариант поведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Итого 6. Различные формы профориентационной работы с учащимися. Параллельно с изучением индивидуальных и психических особенностей учащихся, начиная с пятого класса, провожу цикл классных часов «Ориентир» под девизом: «У меня растут года, будет мне семнадцать». В пятых, шестых классах – один раз в четверть, в 7­9х классах – два раза в четверть, в 10­11х классах приглашаю людей различных профессий (в основном это родители), организую экскурсии на предприятия, учебные заведения города, области. Цель этих классных часов – познакомить учащихся с миром профессий, подумать, поразмыслить о своей причастности к той или иной профессии. На этих классных часах проводим праздники, посвящённые его величеству – Труду. Учащиеся собирают материал о различных профессиях, оформляют альбомы, пишут сочинения. 7.   Профессиональная   консультация   учащихся   –   залог   успешного   выбора профессии. Начиная с 9­го класса, организую своим учащимся грамотную профессиональную консультацию, используя как свои знания, так и помощь профконсультанта. Профконсультация   должна   преследовать   две   цели:   помочь   школьнику   принять осознанное и обоснованное решение о выборе профессии и помочь выработать основные пути и способы освоения выбранной профессии. Различают   три   вида   консультаций:   справочно­информационная,   медицинская   и психологическая. Справочная консультация предлагает ответить на вопросы учащихся и их родителей о   возможностях   трудоустройства,   о   трудовом   законодательстве,   о   характеристике профессий и учебных заведений. Медицинская профконсультация даёт рекомендации о выборе профессий, исходя из состояния здоровья и физиологических  особенностей организма (здесь не обойтись без помощи школьного медработника или врача подросткового кабинета). Психологическая консультация  связывается обычно с управлением и помощью в профессиональном самоопределении личности, учитывая условия и факторы успешного профессионального становления, интересы, склонности, способности, свойства характера, содержание   избираемой   профессии,   потребности   общества   в   кадрах.   Проводя   такую работу, необходимо помнить, что она должна быть основана на уважении к человеку. Ни в коем случае нельзя ущемлять личность. Принцип уважительного отношения к учащимся основополагающий, он определяет всё остальное. Положительный результат в этой работе будет только тогда, когда учитель завоюет доверие учащихся и когда дело будет доведено до конца. 8. Диагностика профессиональных интересов «Карта интересов». Профессиональные   интересы   проявляются   в   избирательном,   эмоционально окрашенном отношении личности к предпочитаемому труду и стремлении узнать о нём больше. Профессиональные интересы школьников могут формироваться на основе учебных интересов, многообразных увлечений и склонностей, которые проявляются во внеурочное время.   Активные   и   устойчивые   интересы   перерастают   в   склонность   –   побуждение, стремление к занятиям  понравившейся деятельностью, созидательное,  преобразующее  у ученика отношение к объекту. Одно дело – интересоваться новинками радио, наблюдать за работой мастеров в телеателье, другое – попытаться разобраться самому в устройстве, скажем,   радиоприёмника,   починить   его   или   собрать   какое­либо   устройство.   Таким образом, для того, чтобы интересы закрепились и получили своё развитие, необходимо приобщить   учащихся   к   определённым   видам   деятельности.   Например,   у   школьника появился интерес к моделированию. Успешные занятия в соответствующем кружке будут кстати. Характерными признаками наличия интереса являются положительная активность и эмоциональные реакции. Познавательная   активность   выражается   в   постоянном   стремлении   воспринять интересующий   предмет,   думать   о   нём.   Эмоциональные   реакции   проявляются   в увлечённости практической деятельностью,  которая  сопровождается  такими  чувствами, как   радость,   глубокая   удовлетворённость   при   успехе   и   огорчении,   при   неудаче.   По предметной   направленности   интересы   могут   быть   техническими,   гуманитарными, художественными   и   др.   Существует   и   более   подробная   дифференциация   интересов   к различным видам научной и практической деятельности, искусства, спорта. Общественная значимость   и   устойчивость   интересов   проявляется   в   осознании   учащимися   важности подготовки к труду, стремлении приносить пользу, желании расширять кругозор. Карта интересов (174 вопроса) Цель использования методики: выявление профессиональных интересов, проявляющихся в избирательном, эмоционально окрашенном отношении личности к предпочитаемому труду и стремление больше узнавать о нём. Процедура   исследования:  использование   методики   заключается   в   предъявлении испытуемому опросника, отражающего различные варианты профессиональных интересов (174 вопроса) и чистого бланка (таблицы) ответов, где на каждый вопрос испытуемый проставляет ответ, согласно заданной инструкции. Инструкция испытуемому.  Для того, чтобы Вам выбрать профессию с учётом Ваших интересов, предлагаем оценить ряд утверждений о различных видах занятий. Если Вам очень нравится, очень любите или очень хотели бы заниматься тем, что предлагается в утверждении, то поставьте в соответствующей клетке «++». Если просто нравится «+». Если не знаете, сомневаетесь «О». Если не нравится «=». Если очень не нравится « ­ «. Отвечайте на каждый вопрос, не пропускайте ни одного, проставляя свои ответы, следите, чтобы номер клетки в листе не расходился с номером вопроса. Время заполнения листа не ограничивается. Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы? 1 Знакомиться с жизнью растений или животных. 2 Уроки географии, чтение учебника по географии. 3 Читать художественную или научно популярную литературу о геологических  экспедициях. 4 Уроки и учебник анатомии и физиологии человека. 5 Уроки домоводства или домашнее занятие домоводством. 6 Читать научно­популярную литературу о физических открытиях, о жизни и  деятельности выдающихся физиков. 7 Читать об открытиях в химии или жизни и деятельности выдающихся химиков. 8 Читать технические журналы «Техника – молодёжи», «Юный техник» и др. 9 Читать статьи в научно­популярных журналах о достижениях в области  электротехники и радиотехники. 10 Знакомиться с разными металлами и их свойствами. 11 Узнавать о разных пародах древесины и об их практическом применении. 12 Узнавать о достижениях в области строительства. 13 Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта. 14 Читать книги, смотреть фильмы о лётчиках, о космонавтах. 15 Знакомиться с военной техникой, встречаться с участниками ВОВ. 16 Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях. 17 Читать классиков советской и зарубежной литературы. 18 Читать и обсуждать газетно­журнальные статьи и очерки. 19 Обсуждать текущие дела и события в классе и в школе. 20 Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, пионервожатого). 21 Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции. 22 Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помещения, в котором учитесь,  работаете. 23 Читать книги типа «Занимательная математика» или «Математический досуг». 24 Изучать экономическую географию. 25 Занятия иностранным языком. 26 Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития  изобразительного искусства. 27 Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены в кино, встречаться с  артистами, коллекционировать их фотографии. 28 Знакомиться с жизнью выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального  искусства. 29 Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах. 30 Изучать ботанику, зоологию, биологию. 31 Знакомиться с различными странами по географическим картам. 32 Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов. 33 Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в  области медицины. 34 Посещать с экскурсией предприятия лёгкой промышленности. 35 Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят». 36 Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за  ходом химических явлений. 37 Знакомиться с новейшими достижениями современной техники. 38 Посещать радиотехнический кружок и знакомиться с работой электрика. 39 Знакомиться с различными измерительными инструментами (для  металлообработки) и работать с ними. 40 Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы и т. п. 41 Встречаться со строителями, наблюдать за их работой. 42 Читать популярную литературу о средствах и правилах передвижения. 43 Читать книги, смотреть фильмы о речниках и моряках. 44 Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войны,  крупных сражениях и судьбой выдающихся полководцев. 45 Обсуждать текущие политические события в России, за рубежом. 46 Читать литературно­критические статьи. 47 Слушать радио и теленовости, смотреть тематические телепередачи. 48 Узнавать о событиях, происходящих в городе, стране. 49 Давать объяснение товарищам как выполнять учебное задание, если он не может его сделать. 50 Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя. 51 Обеспечить семью продуктами, организовать питание всех во время похода. 52 Читать научно­популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и  деятельности выдающихся математиков. 53 Интересоваться в печати за ходом выполнения народнохозяйственного плана. 54 Читать художественную литературу на иностранном языке. 55 Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газеты. 56 Посещать драматический театр. 57 Слушать оперную и симфоническую музыку. 58 Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные передачи. 59 Посещать биологический кружок. 60 Заниматься в географическом кружке, изучать природу и жизнь родного края. 61 Составлять и собирать описание, изображение геологических объектов (материалов, слоёв земли и т. д.). 62 Изучать функции организма, возникновения болезней и пути их лечения. 63 Посещать кружок кулинарии, готовить дома обеды. 64 Проводить опыты по физике. 65 Готовить растворы, взвешивать реактивы. 66 Разбирать и ремонтировать, собирать различные механизмы (часы, утюг, велосипед,  швейную машинку и т. д.). 67 Пользоваться точными измерительными приборами (например, вольтметром) и  производить расчёты. 68 Мастерить различные детали и предметы из металла. 69 Собирать различные образцы древесины или художественно обрабатывать дерево  (выпиливать, выжигать, полировать). 70 Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек. 71 Посещать кружок юных железнодорожников, юных автолюбителей. 72 Участвовать в секциях моделистов или работе авиаклуба. 73 Заниматься в стрелковой дивизии. 74 Изучать историю возникновения различных народов и государств. 75 Писать классные или домашние сочинения по литературе. 76 Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей, анализировать  явления и события жизни. 77 Выполнять общественную работу (организовывать, сплачивать товарищей на какое­ нибудь дело). 78 Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что­либо им рассказывать, помогать им). 79 Устанавливать дисциплину среди сверстников или среди младших. 80 Наблюдать за работой продавца, повара, официанта. 81 Заниматься в математическом кружке. 82 Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в  области планирования и учёта на промышленном предприятии. 83 Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи и малознакомого  языка. 84 Посещать музеи, художественные выставки. 85 Выступать на сцене перед зрителями. 86 Играть на одном из музыкальных инструментов. 87 Играть в спортивные игры. 88 Наблюдать за ростом и развитием животных и растений, вести записи наблюдения. 89 Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные  географические материалы. 90 Собирать коллекции минералов, собирать экспонаты для геологического музея. 91 Знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта 92 Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и членам семьи. 93 Заниматься в физическом кружке, посещать факультативные занятия по физике. 94 Заниматься в химическом кружке, посещать факультативные занятия по химии. 95 Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолёты, корабли,  машины и пр.). 96 Разбираться в устройстве электроприборов, электроаппаратуры, электрических  машин: собирать, конструировать, ремонтировать радиоприборы. 97 Занятия в школьных слесарно­станочных мастерских. 98 Заниматься в кружке «Умелые руки» или столярном. 99 Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами. 100   Наблюдать за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных  средств. 101 Заниматься в секции гребли, парусного спорта, аквалангистов, работать в бригаде  по спасению утопающих. 102 Участвовать в военизированных играх «Зарница» и пр. 103 Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры. 104 Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по  литературе и русскому языку. 105 Вести личный дневник. 106 Выступать в классе с сообщениями о международном положении, с беседами и  докладами на различные темы. 107 Выполнять работу пионервожатого. 108 Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотели бы скрыть. 109 Помогать покупателю выбирать покупку в магазине. 110 Решать сложные задачи по математике. 111 Точно вести расчёты своих денежных доходов и расходов. 112 Заниматься в кружке иностранного языка. 113 Заниматься в художественном кружке, школе или изостудии. 114 Участвовать в смотрах художественной самодеятельности. 115 Заниматься в хоре или в одном из музыкальных кружков. 116 Заниматься в какой­либо спортивной секции. 117 Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений. 118 Участвовать в географических экспедициях. 119 Участвовать в геологических экспедициях. 120 Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать состояние. 121 Участвовать в выставках кулинарных или кондитерских работ (или посещать их). 122 Решать сложные задачи по физике. Участвовать в физических олимпиадах. 123 Участвовать в химических олимпиадах. 124 Разбираться в технических чертежах, чертить или составлять чертежи самому. 125 Разбираться в сложных схемах. 126 Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами  станков, наблюдать за работой на них или их ремонтом. 127 Мастерить что­нибудь из дерева своими руками. 128 Принимать посильное участие в строительных работах. 129 Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, мотоцикла,  прочих транспортных средств. 130 При любых погодных условиях летать на самолётах. 131 Жить по жёстко установленному режиму, строго выполняя распорядок дня. 132 Заниматься в историческом кружке (собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы). 133 Работать с литературными источниками, библиографическими справочниками,  вести дневник впечатлений о прочитанном. 134 Участвовать в диспутах и читательских конференциях. 135 Подготавливать и проводить пионерские сборы или классные собрания. 136 Шефствовать над трудновоспитуемыми: обсуждать с кем­либо вопросы воспитания  детей и подростков. 137 Помогать в работе милиции, быть членом кружка «Юный друг милиции». 138 Постоянно общаться с большим количеством разных людей. 139 Участвовать в математических олимпиадах. 140 Интересоваться стоимостью товаров, пытаясь понять вопросы ценообразования,  заработной платы, организации труда. 141  Беседовать с товарищами или знакомыми на иностранном языке. 142 Участвовать в выставках изобразительного искусства. 143 Заниматься в театральном кружке. 144 Участвовать в музыкальных смотрах­конкурсах. 145 Принимать личное или командное участие в спортивных соревнованиях. 146 Выращивать в саду, на огороде растения или воспитывать животных, ухаживать за  ними. 147 Производить топографическую съёмку местности. 148 Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходиться работать  по заданной программе. 149 Работать в больнице, поликлинике или аптеке. 150 Работать специалистом на предприятие лёгкой или пищевой промышленности. 151 Решать сложные задачи по физике. 152 Работать на химическом производстве или в химической лаборатории. 153 Участвовать в выставках технического творчества. 154 Работать в области энергетики или радиотехники. 155 Работать у станка (в основном стоя), изготавливая различные металлические детали  к изделиям. 156 Выполнять по чертежам столярные или модельные работы. 157 Работать в строительной бригаде. 158 Работать водителем в большом городе, занимаясь перевозками пассажиров и грузов. 159 Работать в любую погоду на большой реке. 160 Быть военным инженером или командиром. 161 Ходить в походы по историческим местам родного края. 162 Писать рассказы, сочинять стихи. 163 Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать. 164 Выполнять обязанности бригадира во время трудового семестра. 165 Организовывать игры и праздники для детей, создавать тимуровские команды. 166 Работать в юридическом учреждении, в суде, адвокатуре, прокуратуре,  юрисконсультации). 167 Выполнять работы по обслуживанию населения (принимать заказы, помогать  выбирать покупку, оказывать бытовые услуги и прочее). 168 Выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний. 169 Работать в области экономики или финансирования народного хозяйства. 170 Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке. 171 Участвовать в выставках изобразительного искусства. 172 Играть на сцене или сниматься в кино. 173 Работать музыкантом, музыкальным работником или преподавателем музыки. 174 Работать преподавателем физкультуры или тренером. Обработка и интерпретация. В заполненном листе ответов подсчитывается количество плюсов и минусов  (отдельно тех и других) в каждом столбце. Результаты записываются в свободные  клеточки под каждым столбцом: в верхней – количество плюсов, в средней – количество  минусов, в нижней – алгебраическая сумма. Каждый столбец «Карты интересов», благодаря специальной группировке вопросов, соответствует той или иной области  деятельности.  График выраженности интересов. На   «Графике   выраженности   интересов»   отложите   полученные   результаты (алгебраическую   сумму)   обработки   таблицы   «Карты   интересов»   в   соответствии   с номером её столбца. График строить лучше цветными карандашами. Площадь графика поделена на вертикальные полосы в соответствии с пятью основными типами профессий ( каждый с соответствующей буквой П, Т, Ч, З, Х). На   графике   хорошо   просматривается   предпочитаемый   тип   профессии   –   это   та вертикальная   полоса,   которой   соответствует   наибольшее   количество   столбцов, указывающий на устойчивый интерес (если показатель выше 6­ти единиц, то интерес или антипатия   к   этому   виду   устойчивы).   Столбцы   с   предпочтением   плюсов   следует учитывать   при   оценке   направленности   интересов   учащихся   в   первую   очередь.   Если определился не один тип предпочитаемой профессии, то считается, что преобладающим интересам учащегося соответствуют те полосы, столбцы которых содержат минимальные количество минусовых значений. Чтобы в дальнейшем наиболее обоснованно дать совет о выборе   профессии   или   вида   профессиональной   деятельности,   необходимо   также обратить   внимание   на   столбцы   с   наибольшим   количеством   минусов.   В   случае   с сглаженной линией графика (то есть, если интересы личности не проявились на графике), необходимо   в   индивидуальном   порядке   с   этим   учащимся   проработать   «Карту интересов», обсуждая вопросы к ней для того, чтобы убедиться в правильном понимании учащимся вопросов, объективности ответа на них. Если после этого линия не изменится, нужно   посоветовать   учащемуся   попробовать   себя   в   различных   видах   деятельности (кружках, факультативах и т. д.). Кроме оценки абсолютного результата целесообразно проанализировать и само поле бланка ответов. Вопросы на бланке ответов сгруппировать таким образом, что первые два в   вертикальном   столбце   дают   возможность   выяснить,   если   у   учащегося   желание знакомиться с той или иной областью знаний или видом деятельности, вторые два – стремление   ученика   к   более   углублённому   познанию   предмета   своих   интересов   и последние два – его отношение к активным практическим действиям (занятиям, работе) в данной области. Следовательно, можно по расположению в вертикальном ряду плюсов судить   о   степени   интенсивности   интереса   (в   сторону   большей   практической   его направленности). Талица для обработки карты интересов                номер вопроса от 1 до 174. Это таблица из  29­ти столбцов и 6­ти строчек. В каждой клеточке проставлен  График выраженности интересов. Высшие уровни отрицания (2­я ступень) Низшие уровни отрицания  (1­я ступень) Низшие уровни предпочте­ ния (1­я Высшие уровни предпочте­ния (2­я ступень) Виды деятельности ­12­11­9­8­7  ­6­5­4­3­2­1 ступень) +7+8+9+10+11+1 2+13 +1+2+3+4+5+ 6 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Человек­ природа Человек­ техника Человек­ человек Биология География Геология Медицина Лёгкая и пищевая  промышленности Физика Химия Техника Электро­радиотехника Металлообработка Деревообработка Строительство Транспорт Авиационное, морское,  речное дело Военные специальности История Литература Журналистика Общественная  деятельность Педагогика Право, юриспруденция 22 23 24 25 26 27 28 29 Сфера обслуживания Математика Экономика Иностранные языки Человек­ знание Изобразительное  искусство Человек­ художник Сценическое искусство Физкультура и спорт Музыка

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.

Профориентационная работа с классом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2018