Профориентационные игры, направлены на возможность всех участников определить свой будущий путь. Эти упражнения позволяют участникам выйти на имеющиеся стереотипы поведения мышления, посмотреть на свои взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии. Только при учете всего этого можно определить изменения в своем дальнейшем поведении и деятельности.Профориентационные игры, направлены на возможность всех участников определить свой будущий путь. Эти упражнения позволяют участникам выйти на имеющиеся стереотипы поведения мышления, посмотреть на свои взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии. Только при учете всего этого можно определить изменения в своем дальнейшем поведении и деятельности.
Профориентационные игры
Упражнение «Дом – работа»
Цель: Дать участникам возможность определить свой будущий путь.
Инструкция:
На листе А4 или тетрадном листе сделать 2 колонки, одна называется «Дом», вторая «Работа».
После чего в каждой колонке напишите как можно больше стилей поведения, как вы себя
ведёте в тои и в другом месте.
К примеру, вариант: «я всегда дома...», «я на работе всегда...». Списки составляются
индивидуально каждым участником, после чего происходит общее обсуждение всей группой.
В процессе самого обсуждения затрагиваются и анализируются отдельные моменты, такие как:
одинаковые черты, противоположные черты, одни и те же качества, как можно оценить
отсутствие одинаковых черт.
Какой из списков был составлен быстрей и легче?
Должны ли эти списки совпадать? Почему?
Какую информацию дают эти списки для участника, приемлемо ли такое отношение к
работе дому?
В заключении можно обсудить важность поведения на работе и поведения в доме. Свободная
дискуссия участников позволит увидеть разные стороны и мнения, что в последующем
поможет участникам при планировании профессионального становления.
Упражнение «Я – дома, я – на работе»
Цель: определение своего пути.
Инструкция:
Разделите лист пополам, озаглавьте две колонки «Я – дома», «Я – на работе». Составьте 2
списка ваших типов поведения (как можно больше) себя в том и ином проявлениях.
Как вариант можно предложить составить списки типов поведения «Дома я никогда», «На
работе я никогда». Составление списков проводится индивидуально, а последующее
обсуждение – в группах.
Обсуждение:
Проанализируйте: похожие черты, противоположные черты, одинаковые качества,
проявляющиеся в разных модальностях отсутствие общих черт.
Какой список было составлять легче, какой получился объемнее?
Каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.
Почему так происходит?
Должны ли эти списки совпадать? Почему?
Что помогает определить такой анализ своего поведения на работе и дома?
Послесловие:
Эти упражнения позволяют участникам выйти на имеющиеся стереотипы поведения
мышления, посмотреть на свои взаимоотношения с профессией как бы со стороны,
первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную
проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии. Только при учете всего
этого можно определить изменения в своем дальнейшем поведении и деятельности.
Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу»
Работа в малых группах. У каждого участника должно быть составленное им резюме и
«имиджкартинка».Ведущий. Вы решили принять участие в конкурсе на интересующую вас вакансию. У вас
подготовлено резюме, внешний вид соответствует вашим представлениям об идеале (имидж
картинка). Теперь необходимо подтвердить свои профессиональные притязания
непосредственно при собеседовании с работодателем.
Перед началом собеседования ведущий обсуждает с участниками игры направление вопросов и
критерии отбора, выделяя параметры оценки профессионально важных деловых и личных
качеств кандидата.
Каждый участник игры проходит собеседование в своей малой группе, где остальные члены
группы выступают в роли работодателей. После обсуждения выдвигается один кандидат от
группы, который выглядел наиболее убедительно и полностью подтвердил свои претензии на
вакантную должность.
Прошедшие отбор в малых группах продолжают конкурс между собой. Остальные участники
на этом этапе игры представляют коллектив организации, которая набирает новых
сотрудников.
Возможны различные варианты собеседования, например, выбирается «совет директоров»,
принимающий окончательное решение о приеме на работу. Но в любом случае все «члены
коллектива» имеют возможность задавать вопросы кандидатам, и их мнение учитывается при
выборе самого достойного из претендентов.
Примечание: участники игры защищают право занимать заявленную ими должность в
соответствии со своими профессиональными предпочтениями. Поэтому в финале вполне
могут соревноваться представители разных профессий, так как оценивается прежде всего
психологическая подготовка к построению профессиональной карьеры, умение убедительно
обосновать свой профессиональный выбор. В условиях игры отмечается, что «организация,
принимающая сотрудников на работу, располагает вакансиями по различным
профессиональным направлениям, но число этих вакансий ограничено».
После того как собеседования с претендентами закончены, они должны выйти из класса, чтобы
не слышать обсуждения «членами коллектива» их кандидатур.
Когда «работодатели» сделали свой выбор, все претенденты приглашаются в класс, и
представитель работодателя (ведущий, председатель совета директоров) торжественно
объявляет, кто из них принят на работу, поясняя причины этого выбора.
Примечание: обычно обсуждение по выбору самого достойного кандидата проходит довольно
бурно, поступают предложения отметить нескольких понравившихся работодателю
претендентов. Поэтому целесообразно кроме одного участника, принятого на работу, выбрать
еще тех, кто «принят с испытательным сроком», «приглашен на стажировку с перспективой
дальнейшего трудоустройства» и т.п.
Обязательное условие: ведущий должен проконтролировать, чтобы при подведении итогов
был дан анализ причин выбора, отмечены типичные ошибки и главное – сильные стороны
прошедших собеседование претендентов.
В заключение участникам предлагается обсудить итоги занятия. Ведущий может
стимулировать обсуждение – спрашивать о трудностях, с которыми столкнулись участники, о
личном опыте, который они приобрели. Финалисты конкурса рассказывают о своем личном
опыте, чувствах и впечатлениях, игравшие роль «представителей работодателя» – о своих.
Участие в психологическом практикуме открывает перед старшеклассниками возможности
осознать свои профессиональные ожидания, отношение к профессиональной карьере, развить
творческие способности, навыки общения; укрепляет веру в свои силы и закладывает основы
психологически грамотного практического поведения.Упражнение «Объявление»
В течение 5 минут каждый должен составить объявление о своих услугах (репетиторство,
гувернерство, консультирование, развивающая работа, обучение и т.д.), которое бы отражало
профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой
специалист.
Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать
любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит
воспользоваться услугами данного специалиста.
Игра «Поступь профессионала»
Количество игроков: от 68 до 1520 человек.
Дополнительно: бумага, ручки.
Ведущий предлагает всем рассчитаться по порядку номеров.
Каждый достает листочек бумаги и проставляет на нем в столбик столько номеров, сколько
оказалось участников игры.
Общая инструкция: «Данное игровое упражнение одновременно очень необычное и очень
простое. Мы попробуем изобразить те или иные профессии с помощи походки, ведь можно же
изображать разные вещи и явления с помощью жестов, мимики, различных поз и т.п. Сначала
каждый должен выбрать для себя профессию, которую он захочет представить с помощью
своей походки. Сейчас каждый из Вас по очереди встанет со своего места, спокойно подойдет
ко мне и очень тихо (шепотом) скажет мне на ухо, какого профессионала он хотел изобразить
с помощью своей походки. После этого он так же тихо пройдет на свое место. Остальные
должны будут внимательно наблюдать за походкой очередного игрока, а в своих листочках
напротив номера этого игрока написать ту профессию, с которой у Вас проассоциировалась
его походка. Известно ведь, что по походке можно иногда узнать (угадать), работает человек
грузчиком или артистом балета, военным или бухгалтером и т.д.». Ведущий записывает в
своем листочке, какой номер какую именно профессию хотел представить своей походкой.
Далее ведущий быстро собирает у игроков их листочки с записями и перемешивает их.
При подведении итогов ведущий берет первый листочек и зачитывает профессию напротив
первого номера, затем берет второй листочек и также зачитывает профессию напротив первого
номера и т.д. После этого он говорит, какую же профессию хотел представить своей походкой
сам игрок. Делается это для того, чтобы сравнить задуманную игроком профессию и то, что из
этого получилось. Далее он переходит ко второму номеру и т.д.
Игра «Самая – самая»
Количество игроков: от 68 до 1015.
Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики
профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в
наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика – самая
денежная профессия, – какие профессии являются самымисамыми денежными?».
Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу)
предлагают свои варианты. Если у когото возникают сомнения, что названа самаясамая (или
близкая к самойсамой), то можно задавать уточняющие вопросы.
Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не
более 57.
Ведущий выписывает 35 наиболее «прозвучавших» вариантов, после чего организуется
небольшое обсуждение и выделение «самойсамой» профессии.Для того чтобы упражнение проходило более интересно, ведущий обязательно должен заранее
отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать
участников. Это могут быть, например, такие характеристики: «самая зеленая профессия»,
«самая сладкая профессия», «самая волосатая профессия», «самая неприличная профессия»,
«самая детская профессия», «самая смешная профессия» и т.д.
Упражнение «Мой герой»
Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать.
Возраст: младший школьный возраст.
Порядок исследования. Данное упражнение может проводиться в нескольких вариантах.
1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно):
на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь?
есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему?
на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему?
2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели бы походить: на папу, маму, брата,
сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа.
Сочинениерассказ «Я хочу быть, как...»
Возраст: младший школьный.
Ход работы: Детям предлагается написать сочинениерассказ или сказку на тему «Я хочу
быть, как...»
Обработка результатов: При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто
становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь