Профориентационные игры

  • Лекции
  • docx
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Профориентационные игры, направлены на возможность всех участников определить свой будущий путь. Эти упражнения позволяют участникам выйти на имеющиеся стереотипы поведения мышления, посмотреть на свои взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии. Только при учете всего этого можно определить изменения в своем дальнейшем поведении и деятельности.Профориентационные игры, направлены на возможность всех участников определить свой будущий путь. Эти упражнения позволяют участникам выйти на имеющиеся стереотипы поведения мышления, посмотреть на свои взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии. Только при учете всего этого можно определить изменения в своем дальнейшем поведении и деятельности.
Иконка файла материала Профориентационные игры.docx
Профориентационные игры Упражнение «Дом – работа» Цель: Дать участникам возможность определить свой будущий путь. Инструкция: На листе А4 или тетрадном листе сделать 2 колонки, одна называется «Дом», вторая «Работа». После чего в каждой колонке напишите как можно больше стилей поведения, как вы себя  ведёте в тои и в другом месте. К примеру, вариант: «я всегда дома...», «я на работе всегда...». Списки составляются  индивидуально каждым участником, после чего происходит общее обсуждение всей группой. В процессе самого обсуждения затрагиваются и анализируются отдельные моменты, такие как: одинаковые черты, противоположные черты, одни и те же качества, как можно оценить  отсутствие одинаковых черт.  Какой из списков был составлен быстрей и легче?  Должны ли эти списки совпадать? Почему?  Какую информацию дают эти списки для участника, приемлемо ли такое отношение к  работе дому? В заключении можно обсудить важность поведения на работе и поведения в доме. Свободная  дискуссия участников позволит увидеть разные стороны и мнения, что в последующем  поможет участникам при планировании профессионального становления. Упражнение «Я – дома, я – на работе» Цель: определение своего пути. Инструкция: Разделите лист пополам, озаглавьте две колонки «Я – дома», «Я – на работе». Составьте 2  списка ваших типов поведения (как можно больше) себя в том и ином проявлениях. Как вариант можно предложить составить списки типов поведения «Дома я никогда», «На  работе я никогда». Составление списков проводится индивидуально, а последующее  обсуждение – в группах. Обсуждение:  Проанализируйте: похожие черты, противоположные черты, одинаковые качества,  проявляющиеся в разных модальностях отсутствие общих черт.  Какой список было составлять легче, какой получился объемнее?  Каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.  Почему так происходит?  Должны ли эти списки совпадать? Почему?  Что помогает определить такой анализ своего поведения на работе и дома? Послесловие: Эти упражнения позволяют участникам выйти на имеющиеся стереотипы поведения  мышления, посмотреть на свои взаимоотношения с профессией как бы со стороны,  первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную  проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии. Только при учете всего  этого можно определить изменения в своем дальнейшем поведении и деятельности. Ролевая игра «Собеседование при приеме на работу» Работа в малых группах. У каждого участника должно быть составленное им резюме и  «имидж­картинка».Ведущий. Вы решили принять участие в конкурсе на интересующую вас вакансию. У вас  подготовлено резюме, внешний вид соответствует вашим представлениям об идеале (имидж­ картинка). Теперь необходимо подтвердить свои профессиональные притязания  непосредственно при собеседовании с работодателем. Перед началом собеседования ведущий обсуждает с участниками игры направление вопросов и критерии отбора, выделяя параметры оценки профессионально важных деловых и личных  качеств кандидата. Каждый участник игры проходит собеседование в своей малой группе, где остальные члены  группы выступают в роли работодателей. После обсуждения выдвигается один кандидат от  группы, который выглядел наиболее убедительно и полностью подтвердил свои претензии на  вакантную должность. Прошедшие отбор в малых группах продолжают конкурс между собой. Остальные участники  на этом этапе игры представляют коллектив организации, которая набирает новых  сотрудников. Возможны различные варианты собеседования, например, выбирается «совет директоров»,  принимающий окончательное решение о приеме на работу. Но в любом случае все «члены  коллектива» имеют возможность задавать вопросы кандидатам, и их мнение учитывается при  выборе самого достойного из претендентов. Примечание: участники игры защищают право занимать заявленную ими должность в  соответствии со своими профессиональными предпочтениями. Поэтому в финале вполне  могут соревноваться представители разных профессий, так как оценивается прежде всего  психологическая подготовка к построению профессиональной карьеры, умение убедительно  обосновать свой профессиональный выбор. В условиях игры отмечается, что «организация,  принимающая сотрудников на работу, располагает вакансиями по различным  профессиональным направлениям, но число этих вакансий ограничено». После того как собеседования с претендентами закончены, они должны выйти из класса, чтобы не слышать обсуждения «членами коллектива» их кандидатур. Когда «работодатели» сделали свой выбор, все претенденты приглашаются в класс, и  представитель работодателя (ведущий, председатель совета директоров) торжественно  объявляет, кто из них принят на работу, поясняя причины этого выбора. Примечание: обычно обсуждение по выбору самого достойного кандидата проходит довольно бурно, поступают предложения отметить нескольких понравившихся работодателю  претендентов. Поэтому целесообразно кроме одного участника, принятого на работу, выбрать  еще тех, кто «принят с испытательным сроком», «приглашен на стажировку с перспективой  дальнейшего трудоустройства» и т.п. Обязательное условие: ведущий должен проконтролировать, чтобы при подведении итогов  был дан анализ причин выбора, отмечены типичные ошибки и главное – сильные стороны  прошедших собеседование претендентов. В заключение участникам предлагается обсудить итоги занятия. Ведущий может  стимулировать обсуждение – спрашивать о трудностях, с которыми столкнулись участники, о  личном опыте, который они приобрели. Финалисты конкурса рассказывают о своем личном  опыте, чувствах и впечатлениях, игравшие роль «представителей работодателя» – о своих. Участие в психологическом практикуме открывает перед старшеклассниками возможности  осознать свои профессиональные ожидания, отношение к профессиональной карьере, развить  творческие способности, навыки общения; укрепляет веру в свои силы и закладывает основы  психологически грамотного практического поведения.Упражнение «Объявление» В течение 5 минут каждый должен составить объявление о своих услугах (репетиторство,  гувернерство, консультирование, развивающая работа, обучение и т.д.), которое бы отражало  профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой  специалист. Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать  любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит  воспользоваться услугами данного специалиста. Игра «Поступь профессионала» Количество игроков: от 6­8 до 15­20 человек. Дополнительно: бумага, ручки. Ведущий предлагает всем рассчитаться по порядку номеров. Каждый достает листочек бумаги и проставляет на нем в столбик столько номеров, сколько  оказалось участников игры. Общая инструкция: «Данное игровое упражнение одновременно очень необычное и очень  простое. Мы попробуем изобразить те или иные профессии с помощи походки, ведь можно же  изображать разные вещи и явления с помощью жестов, мимики, различных поз и т.п. Сначала  каждый должен выбрать для себя профессию, которую он захочет представить с помощью  своей походки. Сейчас каждый из Вас по очереди встанет со своего места, спокойно подойдет  ко мне и очень тихо (шепотом) скажет мне на ухо, какого профессионала он хотел изобразить  с помощью своей походки. После этого он так же тихо пройдет на свое место. Остальные  должны будут внимательно наблюдать за походкой очередного игрока, а в своих листочках  напротив номера этого игрока написать ту профессию, с которой у Вас проассоциировалась  его походка. Известно ведь, что по походке можно иногда узнать (угадать), работает человек  грузчиком или артистом балета, военным или бухгалтером и т.д.». Ведущий записывает в  своем листочке, какой номер какую именно профессию хотел представить своей походкой.  Далее ведущий быстро собирает у игроков их листочки с записями и перемешивает их. При подведении итогов ведущий берет первый листочек и зачитывает профессию напротив  первого номера, затем берет второй листочек и также зачитывает профессию напротив первого номера и т.д. После этого он говорит, какую же профессию хотел представить своей походкой  сам игрок. Делается это для того, чтобы сравнить задуманную игроком профессию и то, что из этого получилось. Далее он переходит ко второму номеру и т.д. Игра «Самая – самая» Количество игроков: от 6­8 до 10­15. Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики  профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в  наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика – самая  денежная профессия, – какие профессии являются самыми­самыми денежными?». Ведущий называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу)  предлагают свои варианты. Если у кого­то возникают сомнения, что названа самая­самая (или  близкая к самой­самой), то можно задавать уточняющие вопросы. Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5­7. Ведущий выписывает 3­5 наиболее «прозвучавших» вариантов, после чего организуется  небольшое обсуждение и выделение «самой­самой» профессии.Для того чтобы упражнение проходило более интересно, ведущий обязательно должен заранее  отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать  участников. Это могут быть, например, такие характеристики: «самая зеленая профессия»,  «самая сладкая профессия», «самая волосатая профессия», «самая неприличная профессия»,  «самая детская профессия», «самая смешная профессия» и т.д. Упражнение «Мой герой» Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать. Возраст: младший школьный возраст. Порядок исследования. Данное упражнение может проводиться в нескольких вариантах. 1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно):  на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь?  есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему?  на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему? 2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели бы походить: на папу, маму, брата,  сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа. Сочинение­рассказ «Я хочу быть, как...» Возраст: младший школьный. Ход работы: Детям предлагается написать сочинение­рассказ или сказку на тему «Я хочу  быть, как...» Обработка результатов: При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто  становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь