КГУ «Меновновская средняя школа» отдела образования по городу Усть-Каменогорску УО ВКО
Профориентационный классный час « Я б в рабочие пошёл…"»
Классный руководитель: Кривошеева Светлана Николаевна
Форма проведения: дискуссия - дебаты
Ступень обучения: 10-11 класс
Цель:
- популяризация рабочих профессий, повышение престижа рабочих профессий;
- совершенствование умения вести конструктивную дискуссию;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи:
- расширить знания обучающихся о рабочих профессиях;
- продолжить подготовку обучающихся к осознанному выбору профессии и путях продолжения образования;
- совершенствовать умения проведения дискуссии – дебаты;
- развивать устную речь, умение приводить аргументы и доказательства, коммуникативность и творческое мышление;
- прививать нормы вежливого общения, уважения чужого мнения, культуры поведения;
Мотивация выбора данной темы: тема направлена на популяризацию рабочих профессий, так как в ходе работы с учащимися по профориентации обозначился круг проблем:
- острая нехватка рабочих кадров в регионе;
- кризис, угрожающий промышленным предприятиям города;
- непрестижность рабочих профессий.
Оснащение и оборудование:
· Проектор для презентации
· Бумага и письменные принадлежности
· Секундомер
· Презентация
· Видеоролики "Рабочие профессии – это будущее" и «Мир профессий»
Правила дискуссии:
1. Не допускать перехода на личности.
2. Говорить кратко, по теме.
3. Уважать чужую позицию.
4. Уметь слушать и слышать.
5. Проигравших нет!
Эпиграф к мероприятию: «Не профессия выбирает человека, а человек профессию» Сократ
Ход классного часа:
I. Вступительное слово.
Классный руководитель. Сегодняшний классный час мы проведем в форме дебатов. Слово «дебаты» означает: «прения, обмен мнениями, споры». Еще в Древней Греции все спорные вопросы решались в ходе дебатов. Побеждал тот, кто мог лучше доказывать свою точку зрения, независимо, прав он или нет. Единственным оружием команд являются аргументы. Это оружие пускают в ход только спикеры: они выдвигают аргументы, подтверждая их весомыми обоснованиями (цитаты, цифры и факты).
II. Ход дебатов.
Здравствуйте уважаемые судьи и оппоненты, таймкипер и все присутствующие в зале. Позвольте представить вам команду «Утверждения» в составе: третьего спикера (…), второго спикера (…), первого спикера (…) и команду «Отрицания»: третьего спикера (…), второго спикера (…) и первого спикера (…).
Тема сегодняшних дебатов звучит так: « Я б в рабочие пошёл: "плюсы" и "минусы"».
Тема безусловна, актуальна и не случайна для нас: это - насущная проблема времени. Очень жаль, что престиж рабочих профессий падает. Хотя сегодня мы наблюдаем, как активно развивается рынок, требующий именно специалистов рабочих профессий. Для вас, современных учеников, очень важно найти своё место в окружающем мире, а по окончании школы стать человеком образованным и счастливым. Наши дебаты сегодня посвящены рабочим профессиям.
Считаю необходимым предоставить доказательства аргумента: падение престижа рабочих профессий.
1-ый спикер утверждения: Мы считаем, что нужно возрождать популяризацию рабочих профессий. Прежде чем спорить, предлагаем определиться с терминами. Что такое профессия и рабочие профессии?
Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.
Рабочие профессии — собирательное название для должностей, которые предполагают применение физического труда и специальных навыков, полученных в ходе обучения в средних учебных заведениях. Эти люди работают на заводах, поддерживают инфраструктуру и промышленность.
В общеказахстанском
классификаторе от Минтруда сегодня таких профессий-168.
Число трудоспособного населения в Казахстане
сокращается, а среднестатистический представитель рабочей профессии «стареет».
События 90-х годов привели к развалу экономики,
и как следствие, к снижению престижа рабочих профессий, исчезновению трудовых
династий. В обществе формировался имидж успешного человека, это: юрист,
экономист, менеджер. И как итог, рынок оказался перенасыщен этими профессиями,
эти специалисты не могут найти работу, в то время как повсеместно ощущается
дефицит таких профессий, как слесарь, токарь, сварщик, фрезеровщик.
Даже
если абсолютно все автоматизировать и роботизировать, контрольную функцию будут
выполнять люди — представители рабочих специальностей. Так что от качества
их профессиональных навыков напрямую зависит качество жизни и отдельного
взятого человека, и целого государства.
Хотя мы уже давно живем в постиндустриальном обществе, где
сфера услуг является основой экономики, отказаться от рабочих профессий
насовсем вряд ли когда-то получится. Всегда нужен тот, кто устранит
неисправность на теплотрассе, положит асфальт, починит станок на производстве
или, например, настроит скрипку в консерватории.
Классный
руководитель.
Это были аргументы команды «Утверждения» Слушаем опровержение. Слово команде
«Отрицания ».
1-ый
спикер отрицания: В отличии от наших оппонентов мы полагаем, что рабочие
профессии не так уж и важны, как престижные. Я уверен в этом.
Сегодня поступающих в колледжи и университеты становится все меньше, а те, кто их заканчивает, стараются найти работу не по специальности. Хочу ли я быть рабочим? Пожалуй, нет. И вообще, мне кажется, что сегодня на заводах работают только люди взрослого поколения. Но, согласитесь. Зарплата рабочего небольшая: Впечатляет! Нет. А перспектива роста? Рабочий - и всё. Работа - физическая, грязная, шумная, часто вредная. Надо пахать 8 часов у станка, от звонка до звонка, а это трудно! Я думаю, охранное предприятие - более выгодный вариант.
Мы считаем, что, к сожалению, поколение, когда были трудовые династии не сберегли. А теперь это поколение, благополучно вымерло. Остались лишь крохи. В прошлом рабочие профессии в нашей стране да, были престижными, а их представители пользовались рядом привилегий, поэтому туда шла молодежь, позволяя развиваться специальностям соразмерно совершенствованию технологий. Сейчас популярность таких профессий существенно снизилась: молодёжь выбирают другие направления, а представители предыдущих поколений привыкли работать «по старинке».
Классный руководитель. Ну, что ж, сторона отрицания нашла уязвимые места в доводах соперников.
Даем слово команде « Утверждения» для дополнительного обоснования своих аргументов.
2-ой спикер утверждения: Я хочу выразить свое несогласие с вами. И предложить вашему вниманию следующие аргументы.
Тем, кто в будущем хочет стать хорошим специалистом, придется пройти большую школу жизни. И выбирать рабочие профессии стоит только тем, кто чувствует в себе призвание – быть слесарем, инженером, наставником, другом, советчиком и примером во всем.
Я считаю, что нет профессий более ответственных и более интересных, чем рабочие профессии.
Действительно, позвольте утверждать, уважаемые спикеры отрицания, что за открытиями ученых, за достижениями профессоров и ученых деятелей всегда стоят представители рабочих профессий, которые привели это в действие: собрали приборы, подключили электричество, провели исследования ....
Мы говорим о тех людях, которые создают машины и механизмы и заставляют их работать на человека, есть множество разнообразных профессий и специальностей, без которых не может обойтись современное производство.
Можете ли вы составить прогноз на будущее, какая ситуация сложится на предприятиях города, области в ближайшие 10-15 лет, если рабочих кадров по-прежнему не будет хватать? (Не грозит ли нашей экономике производственный кризис?)
Классный руководитель. Даем слово команде «Отрицания» для дополнительного обоснования своих аргументов.
2-ой спикер отрицания: Мы продолжаем утверждать, что рабочие профессии одни из многих профессий. В отличие от наших оппонентов, мы считаем, как и всякие другие массовые профессии, рабочая деятельность не является престижной. А будущую профессию человеку надо выбирать не для удовольствия, а для того, чтобы она могла удовлетворить его материальные потребности.
Нам кажется, что сегодня профессия должна быть, прежде всего, престижной и хорошо оплачиваемой. У молодого поколения большие запросы. Каждый хочет хорошо одеваться, иметь последнюю марку телефона , ездить на дорогом автомобиле, отдыхать у моря и за границей. Для всего этого нужен высокий материальный достаток. При выборе рабочих профессий надо учитывать не только удовольствие и радость, которые она может принести, но и возможные жизненные трудности. А это маленькая зарплата, тяжёлые условия труда, невозможность карьерного роста.
Классный руководитель. Перестрелка между соперниками продолжается.
Даем слово команде « Утверждения» для их аргументов.
3-й спикер утверждения: Уважаемый спикер отрицания, мы придерживаемся другой точки зрения.
Ловушка в том, что, тратя
по семь или десять лет на получение высшего образования и дополнительной
квалификации, молодой специалист выходит с завышенными ожиданиями на рынок, где
предложение и так значительно превышает спрос.
А вот «специалистов среднего звена» не хватает,
поэтому рабочие после довольно короткого обучения часто получают зарплату выше
и в своем деле имеют больший потенциал для наращивания компетенций и
продвижения по карьерной лестнице, чем специалисты после вузов.
Узнав процесс
производства изнутри на рабочей должности, дальше можно построить впечатляющую
карьеру в рамках своего предприятия, завода, компании. Меняются и задачи
представителей рабочих профессий. В условиях автоматизации и малолюдного
производства на них часто возлагаются контрольные функции.
Современный рабочий располагает значительно
большим объемом информации и обрабатывает большой объем разнообразных данных.
Теперь с задачей, которую раньше выполняли три или пять человек, может справляться
один работник.
Классный руководитель. Даем слово команде «Отрицания» для предоставления своих аргументов.
3-ий спикер отрицания: Ваши
доказательства нам понятны. Однако поднимать имидж рабочих
профессий должны сразу три заинтересованные стороны: государство, бизнес и
общество, а это почти не работает в наши дни. Многие развитые страны вошли в
это состояние гораздо раньше и имеют полезный опыт, которым можно
воспользоваться.
Еще один аргумент – это то, что отношение к
профессиям у человека формируется окружением. В процессе выбора
профессионального пути подростки, не имея достаточного опыта для адекватного
анализа своих желаний, обращаются за помощью к старшему поколению. И даже если
не обращаются, часто испытывают давление со стороны родителей, следуя их
указаниям при поступлении в техникумы и вузы.
В 9, 11 классах нашей школы был проведён опрос
среди родителей, с целью выяснить, кем они видят своих детей. Рабочие
профессии — далеко за пределами первой десятки. У пекаря или повара —
6 %, у водителя или строителя — 3,4 %, только 23% родителей мечтают о
том, чтобы их дети в будущем получили рабочие специальности. (приложение № 1)
Классный
руководитель.
Мы выслушали всех трёх спикеров обеих команд. Они выставили под огонь
противника все свои аргументы и доводы.
В ход
идет новое оружие найти точки соприкосновения, признав один из аргументов
соперника.
Слово команде «Утверждения».
спикер утверждения: Мы не отказываемся от своей позиции, но один из аргументов отрицающей команды нам показался убедительным. Это поднимать имидж рабочих профессий должны сразу три заинтересованные стороны: государство, бизнес и общество. И сейчас в этом направлении делаются определенные шаги.
Государство: утвердило план мероприятий по популяризации рабочих и инженерных профессий, обратить особое внимание — это на работу с кадрами по подготовке высококлассных специалистов по рабочим профессиям – сказано в выступлении президента страны Токаева К.К.
Бизнес: работа с кадрами по подготовке высококлассных специалистов по рабочим профессиям путем выделения грантов предприятий, ярмарки вакансий и другое.
Общество: осуществляется пропаганда по популяризации рабочих профессий.
Классный руководитель. Теперь слушаем спикера команды «Отрицания».
спикер
отрицания:
А мы, не отказываясь от своей позиции, все-таки согласимся с одним из
аргументов команды «Утверждения». Да, вероятно, после всех высказываний мы
вынуждены согласиться с тем, что рабочие профессии будут
востребованы в будущем и проблема
нехватки рабочего персонала актуальна не для отдельного региона или города, для
всей страны.
Что выбор той или иной специальности должен учитывать спрос на рынке труда,
иначе человек не сможет устроиться на работу по своей профессии, и он будет
либо безработным или работать не по своей специальности.
Классный
руководитель:
Большое спасибо нашим экспертам. Были приведены весомые аргументы в пользу
профессии "рабочий". Мы живем в век информационных
технологий и инноваций. У профессии "рабочий" есть будущее,
перспектива развития. И жить в этом будущем вам, обучающимся 11-х классов. Думаю,
дальнейший ход нашей дискуссии ещё больше убедит всех участников в том, что о
данном профессиональном направлении стоит задуматься.
Видеоролик "Рабочие профессии – это будущее " или «Мир профессий» (приложение № 2)
Вывод: Я уверена, что вы усвоили главное: есть такая профессия - рабочий! Трудная, благородная, необходимая и важная!
III. Результаты дебатов.
Классный руководитель. Наша дискуссия подошла к концу. Предлагаю зрителям оценить ораторское мастерство обеих команд. Кто считает, что более убедительной была команда «Утверждения»? Кого больше убедили доводы команды «Отрицания»? (Зрители голосуют.)
Итак, по оценкам зрителей, команда «…..» была более (менее) убедительной, чем их оппоненты. Слушаем мнение экспертов.
(Эксперты дают оценку командам. Приложение № 3)
Сколько разных есть профессий?
Кто-то скажет: Ровно двести…
Кто-то скажет триста пять…
Трудно точно подсчитать.
Только лишь одно известно:
Все профессии чудесны.
Только надо постараться
Выбрать так одну, мой друг,
Чтобы было интересно
И тебе, и всем вокруг.
Я верю, что наш классный час достиг своей цели и профессия "рабочий" заинтересовала вас. Удачи вам, доброго пути в профессиональном самоопределении.
IV.Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель.
- Какая глобальная проблема современности была затронута в ходе сегодняшних дебатов?
- Что нового вы узнали в ходе дискуссии, чему научились?
- Каких знаний вам не хватало для более успешного ведения дебатов?
- Какие аргументы и доводы оказались вам самыми яркими, необычными, запоминающимися?
- Изменилась ли ваша позиция по отношению к затронутой проблеме?
Я думаю, что сегодня вы получили определенный багаж знаний, некоторые сделали выбор или ещё размышляют по поводу определения
профессии, в том числе и выбора рабочей профессии.
Можно быть кем угодно по профессии, но в любой профессии нужно иметь доброе сердце, терпение и стараться приносить радость окружающим, своим трудом. Поэтому, прежде всего мы желаем вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.
Спасибо за внимание.
Приложение № 1
Кем родители хотят видеть своих детей.
Предпочтения в профессии для своего ребёнка, январь 2022 года.
Количество респондентов – 29 человек
Профессия |
Количество родителей |
% |
Врач |
3 |
10,3 |
Юрист, нотариус |
4 |
13.8 |
Военнослужащий |
2 |
6,9 |
Программист |
5 |
17,2 |
Инженер |
3 |
10,3 |
Педагог, воспитатель |
3 |
10,3 |
Бухгалтер |
2 |
6,9 |
Автомеханик |
1 |
3,4 |
Пекарь, повар |
2 |
6,9 |
Строитель |
2 |
6,9 |
Электрик |
1 |
3,4 |
Водитель |
1 |
3,4 |
Приложение № 3
Выступление жюри по протоколу дебатов
Критерии (от 1 до 5 баллов) |
Команда «Утверждения» |
Команда «Отрицания» |
Содержательность выступления |
|
|
Аргументированность |
|
|
Конкретность |
|
|
Логичность |
|
|
Соблюдение регламента |
|
|
Культура общения |
|
|
Итог |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.