Коваленко С.Н.,
директор МКОУ «СОШ № 9 г. Аши
(с профессиональным обучением)»
Профориентация и профессиональное самоопределение
обучающихся МКОУ «СОШ № 9 города Аши (с профессиональным обучением)»
Профессиональная ориентация школьников представляют собой систему специальных мер содействия в профессиональном самоопределении и построении профессиональной карьеры, выборе оптимального вида профессии с учётом их интересов, потребностей и возможностей, а также социально – экономической ситуации, сложившейся на современном рынке труда.
«Хорошее
в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать»
(А.С.Макаренко). Именно эти идеи заложены в реализацию профориентационной
работы в общеобразовательной школе, которая готовит всех выпускников города Аши
(с нормотипичным развитием и с особенностями в развитии) к самостоятельной,
активной взрослой жизни.
МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)» является ресурсным центром по профориентационной работе в Ашинском муниципальном районе. На базе школы реализуются 14 программ профессионального обучения по профессиям рабочих и служащих, по которым ежегодно обучается более 500 обучающихся школ города Аши и Ашинского муниципального района.
Ежегодно, в сентябре, школа № 9 организует и проводит открытые массовые экскурсии по своим профилям для обучающихся других школ. Цель - познакомить ребят с профессиями, востребованными в регионе, с возможностями профессиональной подготовки в школе, познакомить с учителями и мастерами профессионального обучения. И, конечно же, ответить на все интересующие вопросы.
Образовательная деятельность педагогического коллектива школы основана на идее достижения конкурентного уровня подготовки учащихся нашего города и находит отражение в постоянном расширении возможностей профессионального выбора по профессиям, востребованным в регионе. Меняется время, меняются потребности. А школа своевременно реагирует на все изменения и предлагает новые инструменты, разрабатывает и вводит новые программы для реализации профориентационных целей нашей молодежи.
Образовательные услуги, предоставляемые школой:
· Общее образование – начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, интегрированное с профессиональным обучением.
· Профессиональное обучение детей и взрослых.
· Элективные курсы по выбору учащихся 10 - 11 классов
· Дополнительное образование в школе
Внеклассной работой охвачены все обучающиеся школы. Главный принцип дополнительного образования – это свободный выбор ребёнка. Главный критерий выбора – интерес ребёнка. Для детей реализуются кружки различной направленности.
В школе действует спортивный клуб (ШСК), основная цель которого пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся, повышение их работоспособности.
Организовано ученическое самоуправление. С целью привлечения обучающихся школы к сотворчеству и сотрудничеству в школе работает Совет лидеров, который руководит деятельностью всего ученического актива, начиная с 5 по 11 класс. Совет лидеров является организаторами всех общешкольных дел.
И, собственно, профориентационная работа организации связывает и координирует достижение сбалансированности между профессиональными интересами учащихся, их психофизическими особенностями и возможностями рынка труда нашего города, района, страны.
За последние пять лет школа №9 полностью реализовала три значимых региональных проекта профориентационной направленности как инновационная площадка. Участие в данных проектах несомненно принесли и обновление в содержание образовательной и воспитательной среды школы, появились новые ресурсы.
В школе на сегодняшний момент достаточная для осуществления профориентационной работы и реализации программ профессионального обучения материально-техническая база: оборудованы специализированные кабинеты и мастерские, функционирует естественнонаучная лаборатория, ученическая лаборатория 3-D моделирования и прототипирования. В мастерских установлено промышленное оборудование для проведения ученической практики по программам профессионального обучения.
В результате работы организации по региональным инновационным проектам профориентационной направленности укрепилось тесное сотрудничество с градообразующим предприятием «Ашинский металлургический завод».
В результате этого сотрудничества для юношей Ашинского района введены программы «Токарь» и «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Для реализации этих программ профессионального обучения используются площади других организаций: токарная мастерская в школе №3 города Аши, учебный мастерские на базе Учебного центра Публичного акционерного общества «Ашинский металлургический завод».
Реализуются адаптированные программы агропромышленной направленности: «Овощевод (с элементами цветоводства)» и «Кроликовод», налажено сотрудничество со школой-интернат г. Аши в профессиональном обучении их воспитанников. Приобретение обучающимися трудовых и жизненных компетенций через профессиональное обучение является особенно необходимым для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках освоения основной общеобразовательной программы среднего общего образования для обучающихся 10-11 классов школы № 9 г. Аши реализуются программы по профессиям «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» (с умением программирования станков с ЧПУ) и «Лаборант химического анализа».
На сегодняшний день организация снова прошла конкурсный отбор в региональном инновационном проекте профориентационной направленности «психолого-педагогический класс».
Основной идеей нового образовательного проекта организации является разработка и реализация модели деятельности психолого-педагогического класса, обеспечивающей изучение образовательных потребностей и интересов школьников, а также формирование мотивации к педагогической деятельности.
В рамках региональной инновационной площадки предполагается апробация и выявление лучших практик наставничества, реализации учебного плана СОО, программы воспитания, программ профессионального обучения по выбору обучающихся для пропедевтики человекоориентированных профессий.
Если рассматривать профессиональное самоопределение как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере, а процесс самореализации как согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, то можно увидеть, что школа в условиях современности имеет большой потенциал, в виде целенаправленной организации всех образовательных и воспитательных ресурсов для моделирования необходимых условий формирования у обучающихся уважительного отношения к профессиям типа «человек–человек» и потребности в самореализации себя в педагогической отрасли.
Противоречие, которое необходимо преодолеть: наличие ресурсов и потенциала, и отсутствие взамообусловленных целенаправленных действий на формирование устойчивого профориентационного интереса к педагогической профессии.
Цель модели психолого-педагогического класса – организация условий через оптимизацию имеющихся ресурсов для формирования у обучающихся представления о педагогической профессии, отношения к учителю как профессионалу.
Задачи:
1. Проанализировать и оптимизировать имеющиеся ресурсы школы для достижения цели
2. Сориентировать обучающихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности
3. Организовать самопознание обучающихся.
4. Развивать профессиональные интересы, профессиональное самоопределение, соотнесение собственных возможностей, особенностей с представлениями о профессии.
В 2022-2023 учебном году модель деятельности психолого-педагогического класса будет реализовываться через административное, педагогичское и профориентационное сопровождение. Запланирована ранняя диагностика интересов, потребностей, развитие способностей личности через включение в деятельность по различным видам труда (например: профессиональное обучение по выбору). Организация самопознания обучающихся через организацию профессиональных проб. Развитие профессиональных интересов, профессиональное самоопределение, соотнесение собственных возможностей, особенностей с представлениями о профессии.
Реализация возможностей обучающихся через участие в мероприятиях воспитательной программы дорожной карты наставничества и волонтерства и ориентации обучающихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности.
Запланировано проведение коммуникационных и мотивационных тренингов, а также мониторинга по определению эффективности реализации проекта.
Заключаются договоры о сотрудничестве с ОО, ДОО, ВУЗами, ССУЗами города, района, области. Планируется привлечение специалистов для проведения профессиональных бесед, мастер-классов, профессиональных проб. Наличие трехстороннего договора о сотрудничестве между организациями ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)», Управление образованием Ашинского муниципального района позволило организовать для обучающихся класса психолого-педагогической профориентационной направленности допрофессиональной подготовки по программе «Педагогика и психология». Также планируется организация встреч с педагогическими кадрами, знакомство с факультетами педагогических Вузов, посещение экскурсий в пед.лаборатории.
В документах по модернизации российского образования четко сформулировано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора». Школа сегодня готовит детей к будущей жизни, учит быть активными и быть успешным, и своим содержанием формирует уважение к труду.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.