Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС
Оценка 4.7

Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
15.05.2019
Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС
Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС. В современных условиях школа обязана начинать профориентационную работу не в выпускных классах, в уже раньше, например в начальной школе. Возможные варианты работы описаны в разработке: экскурсии, классные часы и т.д. Также описаны результаты такой работы.
проориентац в нач шоле к публик.docx
Работа по профориентации в начальной школе В   настоящее   время   все   большую   актуальность   приобретает   вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся мира.            Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из современного     условиям   важных задач школьного обучения и воспитания. Необходимость профориентации в начальной школе База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно­наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового   возраста.   Поэтому,   важное   место   в   профориентационной работе принадлежит младшим школьникам. Учеба выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.   У   отдельных   детей   очень   рано   обнаруживается   интерес   к некоторым   из   них,   склонность   к   определенному   виду   деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. На   основе   проведённого   в   4   классе   анкетирования   я   выявила,   что предпочтение дети отдают  предметам: ФК ­ 15 чел, математика – 14 чел, ИЗО – 9 чел, русский  язык, литературное  чтение, ОМ – 8 чел, английский язык – 7 чел. технология – 4 чел. Ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы   интересов   детей   и   обогащением   этой   сферы   знаниями   о   новых профессиях. Особенности формирования представлений о мире профессий у младших школьников В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями   о мире профессий. Он  в символической  форме  пытается  проиграть   действия   водителя,   медсестры,   учителя   и   др.,   основываясь   на наблюдениях за взрослыми. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется   дальнейшее   развитие   профессионального   самосознания.   Именно поэтому   очень   важно   создавать   максимально   разнообразную   палитру впечатлений   о   мире   профессий,   чтобы   затем,   на   основе   этого   материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Профессиональная   ориентация представляет   собой   систему   мер, способствующих   профессиональному   самоопределению   личности, формированию   будущего   профессионала,   умеющего   с   наибольшей   пользой для   себя   и   общества   применить   свои   склонности   и   способности. Профориентация   осуществляется   через   учебные   предметы,   внеурочную деятельность, работу с родителями. Основная   задача  профориентационной   работы в   начальных   классах   –  расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях  в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой. 1. Профориентация через учебные предметы         В процессе   обучения  в  начальной  школе все  учебные  предметы можно использовать   как   возможность   формирования   у   младших   школьников интереса к труду взрослых. Работа   с   иллюстрациями   и   языковым   материалом   может   успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики и др.   На уроках русского языка и литературы использую пословицы о труде: Дело мастера боится. Терпение и труд всё перетрут. Труд кормит, а лень портит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья. При изучении словарных слов использую загадки о профессиях. Наш ученый с Плавал     дома другом   на     Васей матрасе. обогнул   диван Ловко Вася, храбрый ... (капитан)   В книжном море он бескрайнем Настоящий капитан. Отыскать любую книжку Помогает быстро нам!  (Библиотекарь) Мелом пишет и рисует, И с ошибками воюет, Учит думать, размышлять, Как его, ребята, звать? (Учитель) При изучении однокоренных слов предлагаю детям загадки Встанем мы, когда вы спите, И муку просеем в сите, Докрасна натопим печь, Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь) В ресторане их найду я ­ Эти люди в колпаках Над кастрюлями колдуют С поварешками в руках. (Повар) ­По вариантам нужно подобрать однокоренные слова разных частей речи и выделить корень.         При   изучении   темы   по   окружающему   миру   «На   службе   у   человека» младшие   школьники   усваивают,  что   получение   продуктов   ­   это   результат работы   людей   разных   профессий   (хлеборобов,   садоводов,   пекарей, трактористов, водителей, фермеров и т.д.)   Значительным   профориентационным   потенциалом   обладают ролевые игры,   например,   такие   как   «Магазин»   (на   уроке   математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира). В   таких   играх   дидактическая   задача   урока   интегрируется   с профориентационной.         Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. Как во время уроков, так и во внеурочное   время   предлагаю   школьникам   профориентационные   игры.  Например,  «Профессия на букву...» (к­ кассир, курьер, коневод, х­ хоккеист, художник), «Кто использует в работе?» (например, зеркало или иглу ­ назвать профессии,   которые   используют   заданный   инструмент   или   материал), «Ассоциация»   (угадать   задуманную   профессию   с   помощью   ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?») 2. Внеурочная   профориентационная   работа включает   разные направления: экскурсии, классные   часы,   внеклассные   занятия,   встречи   со   специалистами   в   разных сферах труда, конкурсы, выставки, кружки и спецкурсы.         Посещая   музеи,   картинные   галереи,   библиотеки,   театры   младшие школьники   не   только   приобщаются   к   миру   прекрасного,   но   и   имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода, художника, библиотекаря, актёра.         На   классных   часах   и   на   внеклассных   занятиях   младшие   школьники читают   стихи   о   разных   профессиях,   разгадывают   загадки,   инсценируют произведения,  составляют   пословицы   о   труде,  рассказывают   о   профессиях своих родителей, участвуют в викторинах «Все работы хороши».         Например,   читая   разные   книги,   мы   встречаемся   с   разными   героями, которые   стали   знамениты   благодаря   своей   профессии.   И   вы   их,   конечно, узнаете и сможете назвать персонажей и авторов этих произведений. 1.Лучшая   в   мире   няня   ­   гувернантка,   прилетевшая   однажды   на   зонтике неизвестно откуда (Мэри Поппинс, П. Треверс) 2.Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня, ­ говорила она, ­ и дети, и собаки становятся шелковыми» (Фрекен Бок, А. Линдгрен) 3.Из трех цариц одна стала царицей, другая ­ ткачихой, а третья?  (поварихой А.С.Пушкин) 4. Самый известный почтальон, проживающий в д. Простоквашино ( Печкин .Э. Успенский) 6. Сказочный ветеринарный врач (Айболит К. Чуковский) Рассказываем о профессиях, с которыми сталкиваемся ежедневно.         Школьная медсестра. Её работа заключается в охране здоровья детей и учителей.   Она   оказывает   первую   помощь   при   различных   заболеваниях,  травмах,   обрабатывает раны. Медсестра несёт ответственность за качество приготавливаемой   пищи   в   нашей   школьной   столовой.   Она   организует  вакцинации детей,   ежегодные профилактических осмотры как детей, так и учителей.         Казалось бы, профессия повар знакома всем,  и много говорить о ней не приходится.   Старая   русская   пословица   гласит:   «Добрый   повар   стоит доктора».   Действительно,   повару,   как   и   врачу,   нельзя   быть   равнодушным. Ведь от того, как накормить человека, зависит и его здоровье, и настроение, и производительность труда и успех в учёбе.         «   Много   на   свете   хороших   профессий,   но   знаю,   моей   не   найти интересней» Профессия   учитель   начальных   классов очень   важная   и   нужная.   Учитель  обучает   детей,   подготавливает   и   проводит   классные   и   школьные мероприятия, родительские собрания; проводит уроки и кружки, организует культурно­массовые мероприятия; детский досуг и отдых. Рассказываем и о других профессиях, без которых нельзя обойтись – вахтёр, гардеробщица, уборщица. В начальной школе  организуем встречи с родителями,  профессионалами  в разных  сферах  труда –  специалистами   ГИБДД,  пожарными,  курсантами ВВИМО, школьным библиотекарем, школьной медицинской сестрой.         Обучающиеся   моего   класса   участвуют   в   творческих   конкурсах, выставках школьного, муниципального, регионального уровней «Возраст делу не помеха!», «Осенние поделки» Младшие школьники с удовольствием  посещают театральный кружок. На   классном часе я провела анкетирование и выяснила, что младшие школьники знакомы со многими профессиями. Детям нравятся профессии  – учителя,   врача,   военного,   швеи,   парикмахера,   изобретателя,   ветеринара, модели, певицы, кондитера, дизайнера, воспитателя, строителя, полицейского. В будущем школьники   мечтают стать врачами – 9 чел, учителями – 4 чел, полицейскими– 2 чел, военными – 3 чел, ветеринарами – 2 чел, швеёй – 2 чел., конструктором – 1 чел, переводчиком – 1 чел, бизнес – леди 1 чел. Все профессии прекрасны. Все профессии важны. Знаем мы, что наши руки Будут Родине нужны.         Начиная   с   1   класса,   мы   создали   «портфолио»   ­   папки   достижений обучающихся, которые помогут выявить среди младших школьников сферы предпочтительных   профессиональных   интересов,   вести   информационно­ просветительскую работу по выбору профессии в дальнейшем.         Хотя  выбирать профессию учащимся начальной школы придется еще не скоро, но уже сейчас я их нацеливаю на то, что нужно готовиться к выбору профессии: ­ собирать информацию о профессиях, ­ наблюдать за трудом взрослых в жизни, ­   посещать   специальные   музеи,   в   которых   можешь   "прикоснуться"   к профессиям, ­ пробовать себя в разных видах деятельности, что бы понять, что тебе больше всего нравится делать ­ и, самое главное, учиться! Ведь школа ­ это первый шаг в любую профессию. 3. Профориентационная работа с родителями обучающихся В   зависимости   от   особенностей   характера   ребенка,   его   темперамента   и способностей   у   него   начинает   проявляться   интерес   к   определенным профессиям. Кто­то   просит   родителей   купить   ему   машинку,   кто­то   аптечку,   кому­то интересно   шитье,   а   кто­то   не   может   усидеть   на   месте:   его   тянет   бегать, танцевать, петь и т.п.         Учитель   должен   помочь   разобраться   родителям   с   психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.         На   родительских   собраниях   нацеливаю   родителей   на   включение школьников в разные кружки и секции. В результате в спортивных секциях (рукопашный   бой,   карате,   бокс,   дзюдо,   плавание)   занимаются   8   чел.,   в музыкальной школе – 3 чел., в художественной школе – 3 чел., в танцевальных кружках – 5 чел.,  в школе искусств – 2 чел. В театральном кружке – 1 чел., бисероплетение – 1 чел.         Чем   больше   профессий   будет   знакомо   ребенку   и   чем   шире   его представления   о   мире   профессий,   тем   меньше   ошибок   он   совершит   в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.

Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС

Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС

Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС

Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС

Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС

Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС

Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС

Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС

Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС

Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС

Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС

Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС

Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС

Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2019