Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС. В современных условиях школа обязана начинать профориентационную работу не в выпускных классах, в уже раньше, например в начальной школе. Возможные варианты работы описаны в разработке: экскурсии, классные часы и т.д. Также описаны результаты такой работы.
проориентац в нач шоле к публик.docx
Работа по профориентации в начальной школе
В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос
формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к
изменяющимся
мира.
Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из
современного
условиям
важных задач школьного обучения и воспитания.
Необходимость профориентации в начальной школе
База к профессиональному самоопределению должна закладываться на
стадии конкретнонаглядных представлений о мире профессий еще задолго до
подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной
работе принадлежит младшим школьникам.
Учеба выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным
предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к
некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности:
изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.
На основе проведённого в 4 классе анкетирования я выявила, что
предпочтение дети отдают предметам: ФК 15 чел, математика – 14 чел, ИЗО
– 9 чел, русский язык, литературное чтение, ОМ – 8 чел, английский язык – 7
чел. технология – 4 чел.
Ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением
сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых
профессиях.
Особенности формирования представлений о мире профессий у
младших школьников
В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными
представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается
проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на
наблюдениях за взрослыми. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой
базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно
поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру
впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала,
обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер,
способствующих профессиональному самоопределению личности,
формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой
для себя и общества применить свои склонности и способности.
Профориентация осуществляется через учебные предметы, внеурочную
деятельность, работу с родителями.
Основная задача профориентационной работы в начальных классах –
расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе
непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой.
1.
Профориентация через учебные предметы
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно
использовать как возможность формирования у младших школьников
интереса к труду взрослых.
Работа с иллюстрациями и языковым материалом может успешно
осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики и др.
На уроках русского языка и литературы использую пословицы о труде: Дело
мастера боится. Терпение и труд всё перетрут. Труд кормит, а лень портит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого
безделья.
При изучении словарных слов использую загадки о профессиях.
Наш ученый с
Плавал
дома
другом
на
Васей
матрасе. обогнул
диван
Ловко
Вася, храбрый ... (капитан)
В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам! (Библиотекарь)
Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать? (Учитель)
При изучении однокоренных слов предлагаю детям загадки
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)
В ресторане их найду я
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках. (Повар)
По вариантам нужно подобрать однокоренные слова разных частей речи и
выделить корень.
При изучении темы по окружающему миру «На службе у человека»
младшие школьники усваивают, что получение продуктов это результат
работы людей разных профессий (хлеборобов, садоводов, пекарей,
трактористов, водителей, фермеров и т.д.)
Значительным профориентационным потенциалом обладают
ролевые игры, например, такие как «Магазин» (на уроке математики),
«Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира). В таких играх дидактическая задача урока интегрируется с
профориентационной.
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление
отдельных элементов изучаемой профессии. Как во время уроков, так и во
внеурочное время предлагаю школьникам профориентационные игры.
Например, «Профессия на букву...» (к кассир, курьер, коневод, х хоккеист,
художник), «Кто использует в работе?» (например, зеркало или иглу назвать
профессии, которые используют заданный инструмент или материал),
«Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных
вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?»)
2.
Внеурочная профориентационная работа включает разные
направления: экскурсии,
классные часы, внеклассные занятия, встречи со специалистами в разных
сферах труда, конкурсы, выставки, кружки и спецкурсы.
Посещая музеи, картинные галереи, библиотеки, театры младшие
школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и имеют
возможность получить информацию о профессии экскурсовода, художника,
библиотекаря, актёра.
На классных часах и на внеклассных занятиях младшие школьники
читают стихи о разных профессиях, разгадывают загадки, инсценируют
произведения, составляют пословицы о труде, рассказывают о профессиях
своих родителей, участвуют в викторинах «Все работы хороши».
Например, читая разные книги, мы встречаемся с разными героями,
которые стали знамениты благодаря своей профессии. И вы их, конечно,
узнаете и сможете назвать персонажей и авторов этих произведений.
1.Лучшая в мире няня гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике
неизвестно откуда
(Мэри Поппинс, П. Треверс) 2.Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня,
говорила она, и дети, и собаки становятся шелковыми» (Фрекен Бок, А.
Линдгрен)
3.Из трех цариц одна стала царицей, другая ткачихой, а третья? (поварихой
А.С.Пушкин)
4. Самый известный почтальон, проживающий в д. Простоквашино ( Печкин
.Э. Успенский)
6. Сказочный ветеринарный врач (Айболит К. Чуковский)
Рассказываем о профессиях, с которыми сталкиваемся ежедневно.
Школьная медсестра. Её работа заключается в охране здоровья детей и
учителей. Она оказывает первую помощь при различных заболеваниях,
травмах, обрабатывает раны. Медсестра несёт ответственность за качество
приготавливаемой пищи в нашей школьной столовой. Она организует
вакцинации детей, ежегодные профилактических осмотры как детей, так и
учителей.
Казалось бы, профессия повар знакома всем, и много говорить о ней не
приходится. Старая русская пословица гласит: «Добрый повар стоит
доктора». Действительно, повару, как и врачу, нельзя быть равнодушным.
Ведь от того, как накормить человека, зависит и его здоровье, и настроение, и
производительность труда и успех в учёбе.
« Много на свете хороших профессий, но знаю, моей не найти
интересней»
Профессия учитель начальных классов очень важная и нужная. Учитель
обучает детей, подготавливает и проводит классные и школьные
мероприятия, родительские собрания; проводит уроки и кружки, организует
культурномассовые мероприятия; детский досуг и отдых.
Рассказываем и о других профессиях, без которых нельзя обойтись – вахтёр,
гардеробщица, уборщица. В начальной школе организуем встречи с родителями, профессионалами
в разных сферах труда – специалистами ГИБДД, пожарными, курсантами
ВВИМО, школьным библиотекарем, школьной медицинской сестрой.
Обучающиеся моего класса участвуют в творческих конкурсах,
выставках школьного, муниципального, регионального уровней «Возраст делу
не помеха!», «Осенние поделки»
Младшие школьники с удовольствием посещают театральный кружок.
На классном часе я провела анкетирование и выяснила, что младшие
школьники знакомы со многими профессиями. Детям нравятся профессии –
учителя, врача, военного, швеи, парикмахера, изобретателя, ветеринара,
модели, певицы, кондитера, дизайнера, воспитателя, строителя, полицейского.
В будущем школьники мечтают стать врачами – 9 чел, учителями – 4 чел,
полицейскими– 2 чел, военными – 3 чел, ветеринарами – 2 чел, швеёй – 2 чел.,
конструктором – 1 чел, переводчиком – 1 чел, бизнес – леди 1 чел.
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны.
Начиная с 1 класса, мы создали «портфолио» папки достижений
обучающихся, которые помогут выявить среди младших школьников сферы
предпочтительных профессиональных интересов, вести информационно
просветительскую работу по выбору профессии в дальнейшем.
Хотя выбирать профессию учащимся начальной школы придется еще не
скоро, но уже сейчас я их нацеливаю на то, что нужно готовиться к выбору
профессии:
собирать информацию о профессиях,
наблюдать за трудом взрослых в жизни,
посещать специальные музеи, в которых можешь "прикоснуться" к
профессиям, пробовать себя в разных видах деятельности, что бы понять, что тебе больше
всего нравится делать
и, самое главное, учиться! Ведь школа это первый шаг в любую профессию.
3.
Профориентационная работа с родителями обучающихся
В зависимости от особенностей характера ребенка, его темперамента и
способностей у него начинает проявляться интерес к определенным
профессиям.
Ктото просит родителей купить ему машинку, ктото аптечку, комуто
интересно шитье, а ктото не может усидеть на месте: его тянет бегать,
танцевать, петь и т.п.
Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими
особенностями ребенка и с их желаниями.
На родительских собраниях нацеливаю родителей на включение
школьников в разные кружки и секции. В результате в спортивных секциях
(рукопашный бой, карате, бокс, дзюдо, плавание) занимаются 8 чел., в
музыкальной школе – 3 чел., в художественной школе – 3 чел., в танцевальных
кружках – 5 чел., в школе искусств – 2 чел. В театральном кружке – 1 чел.,
бисероплетение – 1 чел.
Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его
представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в
дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.
Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС
Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС
Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС
Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС
Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС
Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС
Профориентация в начальной школе в рамках ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.