«Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности»
Оценка 4.8

«Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности»

Оценка 4.8
doc
07.05.2020
«Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности»
«Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности».doc

 «Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности»

 

Всестороннее знание личности, особенностей класса как коллектива и данные анализа конкретной педагогической ситуации, составляющие основу педагогического диагноза, являются необходимой предпосылкой важного этапа конструирования образовательного процесса — прогнозирования. Оно открывает возможности обоснованного диагностического задания целей. Движение от личности с ее исходным уровнем развития тех или иных свойств к адекватной постановке целей образования — условие преодоления «бездетности» в педагогике. Диагностичность является общим требованием к разработке целей и задач воспитания. Она означает вполне определенное, однозначное описание целей, способов их выполнения, измерения и оценки.

Педагогическое прогнозирование обычно определяется как процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Объектами при этом выступают класс, ученик, знания, отношения и т.п.

Методы прогнозирования, которыми должен в совершенстве владеть преподаватель, достаточно разнообразны: моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция и др.

Принято различать два вида прогнозирования:

1.                             Нормативное прогнозирование, принимая заданность объекта преобразования, связано с нахождением оптимальных путей достижения заданного состояния.

2.                             Поисковое прогнозирование. Поисковое прогнозирование непосредственно направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий;

При конструировании педагогического процесса элементы поискового и нормативного прогнозирования теснейшим образом связаны. Возможные пути достижения прогнозируемого результата есть не что иное, как своеобразные гипотезы об оптимальности способов решения педагогической задачи, переборку которых в актах мышления осуществляет педагог.

Прогнозирование в деятельности преподавателя позволяет предвосхищать результаты деятельности благодаря уникальной человеческой способности к целеполаганию. Цель педагогической деятельности вне зависимости от сложности путей достижения – это всегда смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленный в сознании как проект реальных количественных и качественных изменений педагогического процесса, его отдельных компонентов. Соответственно видам педагогических задач по их временному признаку есть основания различать стратегическое, тактическое и оперативное прогнозирование.

Педагогическое прогнозирование, являясь связанным с целеполаганием, своим итогом имеет конкретизацию педагогических целей и их трансформацию в систему педагогических задач. При этом происходит материализация педагогической задачи через ее воплощение в конкретном учебном материале с учетом подготовленности и ближайших резервных возможностей личности и коллектива, т.е. тех данных, которые дает педагогическая диагностика. Как результат научно обоснованного прогнозирования, педагогическая задача синтезирует содержательную, мотивационную и операциональную стороны деятельности и педагога и школьника. Педагог формулирует педагогическую задачу сначала для себя и лишь затем «озадачивает» воспитанников и включает их в решение. Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование составляет базу для педагогического проектирования образовательного процесса.

Педагогическое проектирование заключается в содержательном, материально-техническом, организационно-методическом  и социально-психологическом (коммуникативном, эмоциональном и т.п.) оформлении замысла реализации целостного решения педагогической задачи.

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. 
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем  коммуникативная, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или организаторская. Педагогическим проектированием исследователи называют сейчас предварительную разработку деталей педагогических систем.

Термин «проектирование»внедрился в педагогику из технического знания. Развитие педагогического знания, рост числа форм, методов, средств обучения и воспитания, развитие педагогического творчества и новаторства усложняют педагогическую деятельность, педагогу все труднее осваивать эти знания и умения. Поэтому как одно из направлений развития педагогики стали развиваться идеи педагогических технологий и педагогического проектирования  в значительной мере как техническая, технократическая ориентация, как заимствование подходов, применяющихся в технике и промышленном производстве.

Проектирование говорит о  наличии  у педагога совокупности творческих способностей, исследовательских умений, качеств, среди которых важное место занимают активность и инициативность, глубокоя наблюдательность и внимание, богатое воображение и интуиция,  искусство нестандартно мыслить, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность выводов и суждений.

Разработка проекта будет эффективной при выполнении следующих условий осуществления педагогического проектирования:

1.                             . Наличие проектировочной компетенции педагога.

2.                             Наличие положительной мотивации педагога

3.                             особенностей проектного замысла и конкретность путей его реализации.

4.                             Создание среды для осуществления проектирования. Учет

5.                             Педагогически обоснованный выбор и поэтапное выстраивание способов и форм учебного процесса.

6.                             Включенность основных субъектов образовательного процесса во все этапы создания и реализации педагогического проекта.

7.                             Мониторинг проектировочной деятельности.

Проектирование направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений (в отличие от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт в целях его более глубокого осмысления). Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов, например, образовательной системы).

В теории педагогического проектирования выделяют:

1.                             Модель мониторинга для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов.

2.                             Прогностическую модель для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей.

3.                             Инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения и обучить преподавателей работе с педагогическими инструментами.

4.                             Рефлексивную модель, которая создается для выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций.

5.                             Концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий.

Проектирование педагогических систем, процессов и технологий – сложная и многоступенчатая деятельность. В.С. Безрукова выделяет три этапа педагогического проектирования:

1.                             Моделирование. Разработка целей (общей идеи) создания систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

2.                             Проектирование. Дальнейшая разработка модели и доведение ее до уровня практического использования.

3.                             Конструирование. Детализация созданного проекта для применения в конкретных условиях реальными участниками отношений и деятельности [8].

Потребность в радикальном повышении качества образования не может не привести к постановке концептуальных вопросов: понимание сущности и функций проектирования педагогической деятельности, а также роли в современном процессе образования.


Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности»

Прогнозирование и проектирование педагогической деятельности»

Педагогическое прогнозирование, являясь связанным с целеполаганием, своим итогом имеет конкретизацию педагогических целей и их трансформацию в систему педагогических задач

Педагогическое прогнозирование, являясь связанным с целеполаганием, своим итогом имеет конкретизацию педагогических целей и их трансформацию в систему педагогических задач

Разработка проекта будет эффективной при выполнении следующих условий осуществления педагогического проектирования: 1

Разработка проекта будет эффективной при выполнении следующих условий осуществления педагогического проектирования: 1

Проектирование. Дальнейшая разработка модели и доведение ее до уровня практического использования

Проектирование. Дальнейшая разработка модели и доведение ее до уровня практического использования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020