Программа « Одаренные дети» в личностно-ориентированном образовательном процессе.
Оценка 4.7

Программа « Одаренные дети» в личностно-ориентированном образовательном процессе.

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
ОБЖ +1
5 кл—11 кл
17.03.2021
Программа « Одаренные дети» в личностно-ориентированном образовательном процессе.
Программа работа с одаренными детьми
Программа одаренные дети..docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Программа « Одаренные дети»

в личностно-ориентированном образовательном

процессе.

 

 

 Болясов  Андрей Борисович –

учитель технологии и ОБЖ

 высшей квалификационной категории

(andrei.bolasob@yandex.ru) .

Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное  учреждение  средняя общеобразовательная школа №4 (МБОУ СОШ №4)   г. Красный Сулин,

Ростовской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Аннотация

В работе представлен педагогический опыт работы  использования эффективных методов и приемов работы с  одаренными детьми  в обучении предмета «Технология и ОБЖ» и возможность творческого применения его другими педагогами .

 Актуальность выбранной темы:

1Использование личностно-ориентированного подхода в процессе обучения предполагает реализацию принципа субъектности и включение в учебное занятие приемов и методов актуализации субъектного опыта учащихся.

2Без опоры на уже сформированные УУД, компетенции учеников, без проявления ими своих субъектных качеств, трудно представить личностно - ориентированный урок и возможность достижения его целевых ориентиров.

Проблема

Проектирование личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает:

1..выделение ученика как субъекта, признание егоосновной ценностью всего образовательногопроцесса;

2.. развитие его индивидуальных способностей.

3.разработка обучающих технологий, обеспечивающих реализацию основной целиобразования.

Цели:

Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;

максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка;

помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Задачи:

изучение личности ученика:

1.создание и использование специального банка данных, раскрывающих особенности индивидуальности каждого ребенка вусловиях его школьной жизни;

2.выявление и фиксация динамики целостного личностного развитиякаждого ученика;

3.разработка индивидуальных образовательных программ, способствующих личностному развитию;

Методы и методики реализации:

1.метод теоретического анализа и обобщения научной литературы, изучения нормативных и других документов поорганизации педагогического процесса по вопросамличностно-ориентированного обучения школьников;

2.методы педагогического исследования (наблюдение, анализ, анкетирование, опрос, беседа, тестирование, диагностика);

3.методы диагностики мониторинга по состоянию учебно-воспитательного процесса;

4.методы исследования по обеспечению предстоящего выбораучащимися по профилям обучения (анкетирование, беседы сродителями, и др.)

 В современном российском обществе возрастает потребность в людях решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны.

        Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они  способны обеспечить нашей стране   социальное,  культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота  о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны. Работа с одаренными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия образовательных учреждений заключается в выявлении и поддержке одаренных детей.

С 2018-2027  год в России объявлено десятилетие детства (Указ Президента РФ № 240 от 29.05.2017 г). При работе с одаренными детьми пользуюсь нормативно правовой базой федерального, областного и муниципального значения.

Высокий уровень методической подготовки, глубокое знание педагогики и психологии, творческий подход к своей работе позволяют мне строить учебный процесс в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и учебных программ, с учетом индивидуальных особенностей учащихся и использованием современных технологий обучения. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках учебной дисциплины. Учебный материал должен настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. Вашему вниманию предлагается познакомиться с педагогическим опытом создания личностно ориентированной образовательной среды в обучении предмета «Технологи» с одаренными детьми. Свою работу направляю на  выявление субъективного опыта детей, использования его при сообщении, закреплении, проверке знаний.

Важным аспектом является стимулирование и поддержка рефлексии ученика, направленной на оценку не только результата, но и процесса его достижения.

Принимаются не только рекомендуемые, но и предлагаемые учениками способы работы (выявлять их, обсуждать, оценивать в ходе урока). Гибко и вариативно ведется урок в зависимости от возникающих учебных  ситуаций. Подбираются разнообразные дидактические средства с учётом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала, подлежащего усвоению.

Дается позитивная оценка познавательных усилий ученика независимо от его успеваемости. Организовывается и проводится на уроке диалог, включая, по возможности, всех учеников, независимо от их готовности к уроку,  на основе знания и учёта индивидуальных возможностей каждого, что является основным критерием профессионализма учителя.

В своей работе с одаренными детьми  руководствуюсь: выявлением интересов обучающегося, участвую в разработке специальных учебных материалов для развития одаренного ребенка, использую методы, способствующие развитию самовыражения одаренных детей, поддерживаю талантливого ребенка в реализации его интересов, провожу уроки творчества.

Приведу  примеры уроков, отражающие содержание заявленной темы.

1.В ходе объяснения нового материала, при обобщении и изучении учебного материала опираюсь на субъективный опыт учеников, ставя перед собой следующую задачу: выявлять содержание субъективного опыта, «окультуривать» его и использовать на уроке при изучении той или иной темы. Под субъективным методом понимается «опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребёнком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе воспитания и понимания им мира людей и вещей». Изучаемый на уроках технологии учебный материал, затрагивает темы, жизненно важные для учащихся. На занятиях по созданию изделий из конструкционных и поделочных материалов ученики часто делятся своими семейными традициями и опытом родителей в изготовлении изделий из природного материала. При изучении тем по оформлению и дизайну помещения учащиеся с научной точки зрения подходят к организации собственного жилого пространства, размышляют на тему своего будущего семейного быта. На уроках  ОБЖ затрагиваются темы основ безопасности личности, оказания первой медицинской помощи, организационные основы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.Может быть, кому-то эти рассуждения покажутся наивными, но, пережив это, пройдя через элемент игры, детям проще будет в дальнейшем реализовывать свои жизненные планы. Дальнейшее объяснение учебного материала строятся уже на базе того что предъявили ученики входе беседы.

2. Привлекаю учащихся к решению индивидуальных проблемных ситуаций, возникающих на уроках. Например, при выполнении разметки изделия ученикам постоянно приходится решать проблемы экономного расположения шаблонов на материалы, с которым они работают. Часто случается, что принесённого на урок материала не хватает. По ходу урока учащимся необходимо достаточно быстро сориентироваться и изменить конструкцию своего изделия. Или как действовать в той или иной ЧС .Найти лучшие способы спасения.

3. Использую групповую форму работы. Часто это происходит на уроках при изучении разделу «Технология обработки древесины». Практическая работа проходит в группах (разделение по бригадам). Работая в группе, каждый ученик поочерёдно выполняет обязанности бригадира: рационально организует работу всей бригады, следит за выполнением правил техники безопасности, улаживает возникающие конфликты, отвечает за технологию выполняемых работ, организует уборку рабочего места. В должности бригадира успевает побывать каждый ученик. У кого-то это получается хуже, у кого-то лучше. Бригадная форма работы позволяет развивать у учащихся такие качества, как ответственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или отстоять свою. На уроках ОБЖ отрабатываются способы действий при ЧС.

4. Часто использую на уроках элементы дискуссии. По ходу объяснения нового материала ставлю перед классом вопрос и даю возможность ответить на него всем желающим. При этом учащиеся не только слушают варианты ответов, предложенные одноклассниками, но и сравнивают свой вариант с другими. Важно, что высказываются все желающие, независимо от их успеваемости в учёбе, так как жизненные наблюдения имеется у многих. Задача учителя при этом - скорректировать в нужном направлении отношение ребёнка к социально важным вопросам.

5. Подбираю для учащихся посильные практические задания. В ходе выполнения практической работы перед учениками встаёт возможность выбора изделия по степени сложности его выполнения. Некоторые ученики необъективно оценивают свои силы и выбирают сложные в изготовлении варианты. Необходимо тактично убедить ученика выбрать мене сложное, с технологической точки зрения, изделие. Все этапы выполнения изделия остаются прежними, но на отдельных этапах технология обработки деталей упрощается. Так, например, одну и туже деталь можно выполнять с прямыми углами или закруглёнными. Технология обработки прямого угла значительно проще, чем закруглённого.

6. Отмечают положительную динамику в учебных достижениях учащихся. В конце урока при подведении итоговотмечаются наиболее успешные ученики и оценивание УУД каждого.

7. Обосновываю выставляемую за работу на уроке оценку. На это уходит дополнительное время, но, уходя с урока, ученик точно знает, где допустил ошибку, что недоработал. У ребёнка не остаётся обиды из-за несогласия с выставленной оценкой. Иногда ученик не согласен с оценкой, и тогда в ходе совместной беседы стараюсь объяснить ему, в чём его ошибка.

8. Всегда обращаюсь к ученику только по имени. Уважительное отношение к ребёнку как к личности должнозакладываться с детства. Отношение учителя должно не принижать его в глазах сверстников, других учителей, а, наоборот, передавать уважительное отношение к нему как к равноправному члену общества. Именно поэтому на своих уроках я стараюсь обращаться к своим ученикам по имени, подчёркнуто уважительно, независимо от их социального статуса в классном коллективе.

Важную роль в создании личностно - ориентированной образовательной среды может играть метод проектов. При организации деятельности учащихся по методу проектов возможна индивидуальная, групповая и коллективная работа. Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

-обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

-воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументации, но в тоже время требует терпимости к чужой точки зрения;

- позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества.

При работе над групповым проектом возможно создания достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные роботы. Например, при работе над проектом «Самодельный легковой автомобиль». При этом логика построения деятельности учащихся должна соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой. Очень помогает в работе на уроке использование специальных компьютерных устройств, имеется возможность показывать отобранные презентации и видеоматериалы. К урокам ОБЖ сообщения, рефераты по различным темам.

Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся различные  кружки, конкурсы, интеллектуальные марафоны, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы,и разумеется система внеурочной исследовательской работы учащихся. Олимпиады способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Дети, которые увлечены предметом Технология, с удовольствием участвуют в олимпиадах. Участвуя в муниципальных олимпиадах, в соревнованиях, в районных слетах-конкурсах «Юные конструкторы Дона – третьему тысячелетию», в выставках детского технического творчества, в международных олимпиадах  по технологии проекта videourki.net, в международных дистанционных олимпиадах по технологии проекта «Инфоурок», в межпредметной олимпиаде « Эрудит», в конкурсе «Спасатели», в Всероссийском конкурсе « Школа безопасности», в международном дистанционном блиц -турнире по технологии «Мастера на все руки»,во Всероссийской олимпиаде по технологии и ОБЖ от проекта meqa - talant.com мои ученики становились призерами и победителями.

 Большую роль для развития творческих способностей учащихся играет введение в учебный план образовательного учреждения внеурочная деятельность обучающихся. Работая по ФГОС - я считают, что это нововведение удачно как для педагога, так и для ребёнка. Это предоставляет возможность учёта индивидуальных интересов, особенностей, способностей обучающихся и позволяет реально учителю с пользой для ребёнка распределять нагрузку для детей, что обеспечивает здоровье сберегающие функции образования. Внеурочная деятельность в нашей школе мною проводится с 5 класса. Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность, поэтому содержание занятия отвечает индивидуальным устремлениям учащихся. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Работа на занятиях по внеурочной деятельности позволяет им другими глазами взглянуть на окружающий мир.

При работе с одаренными детьми педагог должен находиться в постоянном развитии, и сам совершенствоваться. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы. А также учителю необходимо развивать профессиональную компетенцию. Невозможно привить интерес к своему предмету ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я, как учитель, постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, участвую в  методических объединениях, и в различных конкурсах.

Как руководитель РМО учителей технологии включён в состав муниципального жюри по оценке Всероссийской олимпиады школьников при оценивании работ,  мастер-классы, экспертиз программно-методического обеспечения элективных курсов, экзаменационных материалов, принимаю активное участие во фронтальных проверках, подготовке и проведении районно-городских олимпиад технического творчества. Своим педагогическим опытом  делюсь на заседаниях ШМО, районно-методического объединения, на районных семинарах-практикумах, городских и областных конференциях, методических семинарах. Благодаря творческой работе объединения,  учителя технологии активно внедряют в школах города метод проектов, принимают участие в конкурсах профессионального мастерства разных уровней, регулярно проводят предметные недели, организуют выставки творческих работ учащихся. Мой опыт работы  опубликован на образовательном интернет-ресурсеMetod-kopilka.ru, в сборнике трудов « Информационные технологии в образовании», в сборнике материалов педагогического мастерства, на сайте социальная сеть работников образования, на сайте открытый класс сетевых образовательных сообществ, а также на личных сайтах.

За высокие показатели в своей работе неоднократно был награждён грамотами Международного и Всероссийского уровня, Управления образования Красносулинского района.  Являюсь победителем конкурса лучших учителей Ростовской области в рамках приоритетного национального проекта «Образования» в 2008 году, ГОРОЖАНИН ГОДА-2010 года в номинации « Образование», Победитель муниципального конкурсного отбора лучших учителей в рамках ПНПО-2014 года. Все мои достижения - это заслуга моих учеников , которыми я  горжусь.

 В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Труд учителя требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Только высокоодаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, а развивать таланты является главной задачей  для развития любого государства.

Источники.

1 Электронный ресурс  Министерства образования и науки.

сайт http://standart.edu.ru/.

2. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден  приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ.

сайт http://standart.edu.ru/.

3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».http://standart.edu.ru/.

3.Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www.lexed.ru/doc.php?id=3206#/Центр образовательного законодательства

4.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг. [Электронный ресурс] // http://www.fcpro.ru/

6.Феденко Л.Н. Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  [электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.isiorao.ru/news/index.php?news=3043

7.Концепция поддержки одаренных детей.

Режим доступа: [http://www.menobr.ru/materials/164/30058/

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Программа « Одаренные дети» в личностно-ориентированном образовательном процессе

Программа « Одаренные дети» в личностно-ориентированном образовательном процессе

Аннотация В работе представлен педагогический опыт работы использования эффективных методов и приемов работы с одаренными детьми в обучении предмета «Технология и

Аннотация В работе представлен педагогический опыт работы использования эффективных методов и приемов работы с одаренными детьми в обучении предмета «Технология и

В современном российском обществе возрастает потребность в людях решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели

В современном российском обществе возрастает потребность в людях решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели

Важным аспектом является стимулирование и поддержка рефлексии ученика, направленной на оценку не только результата, но и процесса его достижения

Важным аспектом является стимулирование и поддержка рефлексии ученика, направленной на оценку не только результата, но и процесса его достижения

Привлекаю учащихся к решению индивидуальных проблемных ситуаций, возникающих на уроках

Привлекаю учащихся к решению индивидуальных проблемных ситуаций, возникающих на уроках

Обосновываю выставляемую за работу на уроке оценку

Обосновываю выставляемую за работу на уроке оценку

Олимпиады способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности

Олимпиады способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности

Своим педагогическим опытом делюсь на заседаниях

Своим педагогическим опытом делюсь на заседаниях

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2021