Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 71 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Российской Федерации Чухванцева Валерия Николаевича |
||
РАССМОТРЕНО на заседании ШМК Протокол № |
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 |
УТВЕРЖДЕНО Приказ № от « » августа 20__ г. Руководитель ______________Т.В. Алимова |
Рабочая программа составлена
в соответствие с ФГОС НОО
Рабочая программа
По предмету «Индивидуальный инструмент», «Ансамбль»
(фортепиано)
для обучающихся 1-4 классов
Количество часов в неделю: «Индивидуальный инструмент» 1 класс-1 час, 2-4 классы-2 часа
«Ансамбль» 3,4 класс-0,5 часа
Составители: учителя музыки, высшая категория
(должность, категория)
Шарифуллина Ольга Васильевна
Мацак Алевтина Николаевна
(Ф.И.О. учителя)
Учитель музыки, первая категория
(должность, категория)
Самохлеб Виктория Александровна
(Ф.И.О. учителя)
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Индивидуальный инструмент» для обучающихся 1-4 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в программе воспитания в соответствии с Основной Образовательной Программой начального общего образования АНОО. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития музыкального образования в Российской Федерации. Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
Данная программа по предмету «Индивидуальный инструмент» ориентирована на классы с углубленным изучением музыки. Разработана на основе Авторской программы по предмету «Музыка» для средней школы Заслуженного работника народного образования УР Г.Ю. Геллера, которая была написана и утверждена Министерством народного образования УР в 1997 году (Приказ МНО УР № 157 от 15.05.97 г.). В 2005 году, в связи с переходом начальной школы с 3-летнего на 4-летний курс обучения и требованиями Стандарта основного общего образования по искусству (2004 г.) учителями музыки МОУ СОШ № 71 был разработан Адаптированный вариант авторской программы Г.Ю. Геллера для общеобразовательных школ «Музыка для средней школы», рекомендованный для использования в образовательном процессе средней общеобразовательной школы № 71 Министерством образования и науки УР в 2005 году (Приказ № 582 от 8.07.05 г.), который также, в 2017 году, был модернизирован (Приказ по МБОУ СОШ № 71 № 536 от 30.08.17 г.).
Общая характеристика учебного предмета
Основной задачей эстетического отделения школы № 71 является широкое музыкально-эстетическое воспитание учащихся, ставящее своей целью не столько подготовку профессиональных музыкантов, сколько формирование гармоничной развитой личности ученика, активное воздействие на его нравственный облик средствами музыки. Данная программа сохраняет преемственность с основной образовательной программой начального общего образования по предмету «Музыка», но принципиальное отличие заключается в углублении музыкально-исполнительского опыта через метод группового обучения не только пению, но игре на музыкальных инструментах. Данный вариант программы построен и содержит объем тем, который соответствует, как общему уровню, так и специальному. Профессиональное (специальное) и массовое (общее) музыкальное образование– процесс, связанный диалектическим единством. Чем глубже и многограннее будут полученные в детстве знания, тем больше они будут способствовать выявлению талантов, воспитанию профессиональных кадров музыкальной культуры, формированию вкусов любителей музыки, активных участников художественной самодеятельности. Авторская программа Геллера Г.Ю.– «…это практическая попытка реализовать эстетическое воспитание в школе. На пути общего музыкального образования данная программа ставит целью усилить чувствительность детей к выразительной силе музыки, развить их желание постигать музыку на собственном исполнительском опыте…», «….Если музыкально-исполнительский опыт ребенка будет активным, он должен вовлечь и разум и чувства его. Глубина восприятия при достижении искусства ведет за собой глубину наслаждения своим творчеством…». Данный вариант программы соответствует педагогической концепции деятельностного подхода к обучению: идеей творческого развития детей. В основу программы положен принцип тематизма, где определяющим началом являются средства выразительности в музыке. Это ведущая тема. Следующей особенностью данной программы является комплексное групповое и индивидуальное обучение музыке, не только пению, но игре на музыкальных инструментах. Концепция комплексного обучения подразумевает непрерывность музыкального образования при постепенном расширении исполнительских возможностей и потребностей учащихся с каждым новым учебным годом.
Уроки по предмету «Индивидуальный инструмент», как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Каждый урок содержит возможность получения детьми музыкального опыта, который, в свою очередь, накапливаясь за годы обучения, может привести в старших классах к устойчивым творческим, слушательским и исполнительским музыкальным познаниям. Основным методом обучения по данной программе является продуктивный метод, когда ребёнок начинает моделировать выразительные возможности музыки при импровизации, пении по нотам, игре на инструментах.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. В данной программе предусмотрено включение материала, посвященного музыкальной культуре Удмуртии, благодаря чему учащиеся получают возможность познакомиться с народной и композиторской музыкой Удмуртской Республики, деятельностью музыкальных творческих коллективов и творчеством композиторов Удмуртии.
Методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Ансамблевое и сольное пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведении.
Инструментальное музицирование. Индивидуальное музицирование на фортепиано и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений в дуэте. Опыт индивидуальной творческой деятельности ( подбор по слуху , транспонирование, сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевых, вокальных, ритмических); в рисунках на тему музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, небольшие литературные сочинения о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах, самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельность и др.
Теория музыки. Знания основ музыкальной грамоты (элементы музыкального языка, принципы строения мелодии, средства музыкальной выразительности, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала). Общее представление об основных этапах жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений. Первичные знания в области строения классических музыкальных форм.
В целом эмоциональное восприятие дают возможность учащимся овладеть приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации разных явлений музыкального искусства.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствую личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника.
Цели и задачи изучения предмета «Индивидуальный инструмент»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы:
-формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их обшей духовной культуры,
обучение основам теории музыки в большем объеме, чем предусмотрено Федеральным образовательным государственным стандартом;
-воспитание всесторонне развитой личности средствами музыкального искусства
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
-воспитание эмоционально-целостного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке;
-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; стремления к музыкальному самообразованию;
-воспитание потребности постичь музыкальное искусство на собственном исполнительском опыте;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
-развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке (интонация, стили и жанры, средства музыкальной выразительности);
-овладениями практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах); групповое, коллективное обучение игре на музыкальных инструментах
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты
Место учебного предмета «Индивидуальный инструмент» в учебном плане
Учебный предмет «Индивидуальный инструмент» входит в предметную область «Искусство», преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс. Согласно учебному плану специальных предметов по расширенному и углубленному изучению музыки МБОУ СОШ №71 на 2023-2024 учебный год на изучение предмета выделено 34 часа в год в 1 классе, 68 часов во 2-4 классах, ансамбль-17 часов. В связи с этим количество часов на прохождение основных тем предмета не изменено.
В содержание учебного курса положен принцип тематизма, где определяющим началом являются средства выразительности в музыке. Тема: «Средства выразительности в музыке» проходит через весь курс обучения, возвращаясь каждый раз на более сложном для восприятия и исполнения уровня. Данный курс представлен следующими разделами:
«Нотная грамота», «Творческое музицирование», «Полифония», «Работа над видами техники игрового аппарата», «Чтение нот с листа», «Музыкальная терминология», «Пьеса», «Крупная форма», «Аккомпанемент», «Ансамбль».
Изучение предмета предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Воспитательный
потенциал предмета «Индивидуальный инструмент» реализуется через:
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: информационно-коммуникационных технологий обучения; проблемного обучения; проектно-исследовательской и др.
Уровень усвоения учебного предмета 1 класс- расширенное изучение, 2-4 класс - углубленное изучение.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме реализации проектной деятельности обучающихся, организации мероприятий в рамках предметных недель школы.
Текущая и промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МБОУ СОШ №71. Рабочая программа может быть реализована в дистанционном формате.
Учебно – методический комплект по предмету «Индивидуальный инструмент»:
1. Адаптированный вариант авторской программы для углублённого изучения музыки в МОУ СОШ № 71 Заслуженного работника народного образования УР Геллера Г.Ю. -Ижевск, 2005. – 65 с.
2. Адаптированный вариант авторской программы для углублённого
изучения музыки в МОУ СОШ № 71 Заслуженного работника народного образования УР Геллера Г.Ю. Ижевск, 2013. – 65 с.
3. Геллер Г.Ю. Авторская программа по предмету «Музыка» для средней школы -Республиканский инновационный учебно-методический центр МНО УР- Ижевск, 1997. - 160 с.
4. Геллер Г.Ю. Музыка для средней школы, 1 класс. - Республиканский центр развития, Ижевск, 1998. – 101 с.
5. Геллер Г.Ю. Музыка для средней школы, 2 класс \ авторский текст – Ижевск, 2000. – 100 с.
6. Геллер Г.Ю. Музыка для средней школы, 3 класс – Ижевск, 2001. – 100 с.
7. Королева С.Б. «Я слышу, знаю и пою». Теория музыки на уроках сольфеджио с 1-го по 7–й класс. Санкт- Петербург, «Композитор», 2017.
8. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 1-4 класс: методическое пособие-М., Просвещение, 2004.
9. Критская Е.Д. Музыка, 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М, Просвещение. 2012. – 80 с.
10. . Критская Е.Д. Музыка, 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение. 2012. - 127 с.
11. . Критская Е.Д. Музыка, 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение. 2012. -128 с.
12. Критская Е.Д. Музыка, 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение. 2018. -127 с.
УМК согласно перечню учебников, утвержденных приказом МО и Н РФ «Об утверждении Федерального перечня учебников, имеющих государственную аккредитацию рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» №254 от 20.05.2020 г. с изменениями.
Срок, на который разработана рабочая программа: 2023 -2024 гг.
Список приложений к рабочей программе:
Приложение 1. Критерии оценивания и перечень форм контроля (с учетом ФГОС)
Содержание учебного предмета
Этапы комплексного обучения на уроках индивидуального инструмента по классам (авторская концепция)
1-4 классы- подготовительный этап
Знакомство со средствами музыкальной выразительности, изучение индивидуальных возможностей ребёнка, вовлечение его в мир художественных образов, изучение и закрепление элементарной музыкальной грамоты, организация игрового аппарата, формирование основных навыков игры на инструменте, чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, импровизации, сочинения; привитие первоначальных навыков публичных выступлений и самостоятельной работы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения программы обучающимися происходит в процессе активного
восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты,
собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового
пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом
интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы
готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию;
понимание
ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание
своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным
традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в
жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе
приобретения собственного опыта музыкально творческой деятельности обучающиеся
научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира,
постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и
чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать
музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых,
инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое
отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные
предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном
творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении
собственных музыкально-исполнительских замыслов. У обучающихся проявится
способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в
обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно
сотрудничать со сверстниками и взрослыми в
процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы
обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие
коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности
к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать
культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том
числе на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с
друзьями, родителями.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть- целое, причина- следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.).
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Индивидуальный инструмент», сгруппированы по учебным разделам и должны отражать сформированность умений:
-«Нотная грамота» - знать ноты скрипичного ключа 1,2, малой октавы, ноты басового ключа малой октавы, длительности, основные размеры и паузы;
-«Творческое музицирование»- уметь подбирать на фортепиано по слуху несложные мелодии песен и транспонировать их в тональностях до 2-х знаков;
-«Полифония»- уметь исполнять на фортепиано несложные произведения с элементами полифонии;
-«Работа над видами техники игрового аппарата»- уметь исполнять на фортепиано несложные этюды, гаммы мажорные и минорные до 3-4 знаков,
-«Чтение нот с листа»- уметь исполнять на фортепиано легкие пьесы с листа;
-«Музыкальная терминология»- знать основные термины (темпы, динамика);
-«Пьеса»- уметь исполнять на фортепиано несложные разнохарактерные пьесы;
-«Крупная форма»- уметь исполнять на фортепиано несложные многочастные произведения;
-«Ансамбль»- уметь исполнять свою партию в простых ансамблевых фортепианных произведениях.
В результате изучения на уровне начального общего образования выпускник научиться:
-реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
-организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
-использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
-владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
-адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
-оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Тематическое планирование
1 класс
Тема (Раздел) |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Формы проведения занятий |
Музыка вокруг нас. Первые звуки. |
6 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия |
Нотная грамота. |
4 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия контрольный урок |
Игра по нотам. |
10 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия контрольный урок |
Развитие технических навыков |
6 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия |
Закрепление ранее полученных навыков на более сложном материале. |
3 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия контрольный урок |
Полифоническая пьеса |
4 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия |
Подготовка к академическому зачету |
1 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия Урок- концерт |
Тематическое планирование
2 класс
Тема (Раздел) |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Формы проведения занятий |
Творческое музицирование |
4 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия контрольный урок |
Полифония |
18 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия академический концерт |
Чтение нот с листа |
2 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия |
Работа над видами техники игрового аппарата |
15 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия контрольный урок |
Музыкальная терминология |
1 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» Википедия: свободная многоязычная энциклопедия |
Индивидуальные занятия |
Ансамбль
|
17 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия |
Крупная форма
|
15 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия академический концерт |
Пьеса:
|
12 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия академический концерт |
Выбор программы на летние каникулы (для самостоятельной работы) |
1 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия |
Тематическое планирование
3 класс
Тема (Раздел) |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Формы проведения занятий |
Творческое музицирование |
4 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия контрольный урок |
Полифония |
18 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия академический концерт |
Чтение нот с листа |
2 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия |
Работа над видами техники игрового аппарата |
15 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия контрольный урок |
Музыкальная терминология |
1 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» Википедия: свободная многоязычная энциклопедия |
Индивидуальные занятия |
Ансамбль
|
17 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия |
Крупная форма
|
15 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия академический концерт |
Пьеса:
|
12 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия академический концерт |
Выбор программы на летние каникулы (для самостоятельной работы) |
1 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия |
Тематическое планирование
4 класс
Тема (Раздел) |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Формы проведения занятий |
Творческое музицирование |
4 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия контрольный урок |
Полифония |
18 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия академический концерт |
Чтение нот с листа |
2 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия |
Работа над видами техники игрового аппарата |
15 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Википедия: свободная многоязычная энциклопедия |
Индивидуальные занятия контрольный урок |
Музыкальная терминология |
1 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Википедия: свободная многоязычная энциклопедия |
Индивидуальные занятия |
Ансамбль
|
17 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Википедия: свободная многоязычная энциклопедия |
Индивидуальные занятия |
Крупная форма
|
15 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Википедия: свободная многоязычная энциклопедия |
Индивидуальные занятия академический концерт |
Пьеса:
|
12 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Википедия: свободная многоязычная энциклопедия |
Индивидуальные занятия академический концерт |
Выбор программы на летние каникулы (для самостоятельной работы) |
1 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Википедия: свободная многоязычная энциклопедия |
Индивидуальные занятия |
Поурочное планирование
1 класс
Раздел |
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Формы и виды контроля |
Музыка вокруг нас. Первые звуки. |
1. |
Посадка. Знакомство с клавиатурой |
1 |
Практическая работа |
|
2-5. |
Овладение приемами звукоизвлечения. Штрих нон легато |
4 |
Практическая работа |
|
||||
Нотная грамота. |
6-7 |
Знакомство с нотами |
2 |
Устный опрос |
8-9 |
Размеры на «2» и на «3» |
2 |
Устный опрос |
|
10-11 |
Знаки альтерации |
2 |
Устный опрос |
|
Игра по нотам. |
12-16 |
Работа над штрихами легато и стаккато |
5 |
Практическая работа |
17-20 |
Игра в ансамбле с педагогом, разучивание маленьких пьес |
4 |
Практическая работа |
|
21 |
Изучение музыкальных терминов |
1 |
Устный опрос |
|
Развитие технических навыков |
22-25 |
Лад и тональность. Мажорные и минорные гаммы |
4 |
Практическая работа |
26-27 |
Разучивание этюдов |
2 |
Практическая работа |
|
Закрепление ранее полученных навыков на более сложном материале. |
28 |
Средства музыкальной выразительности в разучиваемых пьесах |
1 |
Устный опрос |
29-30 |
Разучивание пьес |
2 |
Практическая работа |
|
Полифоническая пьеса |
31 |
Некоторые виды полифонии |
1 |
Практическая работа |
32-33 |
Разучивание полифонических пьес |
2 |
Практическая работа |
|
Подготовка к академическому зачету |
34 |
Выступление на академическом зачете(2 разнохарактерные пьесы) |
1 |
Практическая работа |
Поурочное планирование
2 класс
Раздел |
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Формы и виды контроля |
Творческое музицирование |
1. |
Подбор по слуху мелодий c ходами по аккордовым звукам |
1 |
Практическая работа |
2. |
Подбор по слуху |
1 |
Практическая работа |
|
3. |
Транспонирование |
1 |
Практическая работа |
|
4. |
Транспонирование |
1 |
Творческий зачет |
|
Полифония |
5. |
Разбор средств музыкальной выразительности |
1 |
Устный опрос |
6-9 |
Разбор каждой рукой отдельно |
4 |
Практическая работа |
|
10-13. |
Разучивание двумя руками |
4 |
Практическая работа |
|
14-18 |
Разучивание наизусть |
5 |
Практическая работа |
|
|
19. |
Разучивание динамики |
1 |
Практическая работа |
20. |
Разучивание (работа над темпом) |
1 |
Практическая работа |
|
21-22 |
Разучивание ( работа над характером) |
2 |
Практическая работа |
|
Чтение нот с листа |
23-24. |
Чтение нот с листа несложных пьес на уровне младших классов |
2 |
Практическая работа |
Работа над видами техники игрового аппарата |
25-29. |
Гаммы (до 2-х знаков отдельно каждой рукой, аккорды, арпеджио по 3 звука, хроматическая гамма) |
5 |
Практическая работа |
30-39 |
Этюды (Разучивание) |
10 |
Практическая работа |
|
Музыкальная терминология |
40. |
Термины |
1 |
Устный опрос |
Крупная форма |
41. |
Средства музыкальной выразительности
|
1 |
Устный опрос |
42-55. |
Разучивание
|
14 |
Практическая работа |
|
Пьеса |
56 |
Средства музыкальной выразительности |
1 |
Устный опрос |
57-67 |
Разучивание (разбор отдельно каждой рукой, двумя руками, работа над техническими моментами, динамикой, темпом, характером, игра наизусть) |
11 |
Практическая работа |
|
Выбор программы на лето для самостоятельного разучивания |
68 |
Прослушивание произведений, выбор задания на лето |
1 |
Устный опрос |
Поурочное планирование
3 класс
Раздел |
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Формы и виды контроля |
Творческое музицирование |
1. |
Подбор по слуху мелодий c ходами по аккордовым звукам |
1 |
Практическая работа |
2. |
Подбор по слуху |
1 |
Практическая работа |
|
3. |
Транспонирование |
1 |
Практическая работа |
|
4. |
Транспонирование |
1 |
Творческий зачет |
|
Полифония |
5. |
Разбор средств музыкальной выразительности |
1 |
Устный опрос |
6.-9 |
Разбор каждой рукой отдельно |
4 |
Практическая работа |
|
10.-13. |
Разучивание двумя руками |
4 |
Практическая работа |
|
14.-18 |
Разучивание наизусть |
5 |
Практическая работа |
|
19. |
Разучивание динамики |
1 |
Практическая работа |
|
20. |
Разучивание (работа над темпом) |
1 |
Практическая работа |
|
21.-22 |
Разучивание ( работа над характером) |
2 |
Практическая работа |
|
Чтение нот с листа |
23.-24. |
Чтение нот с листа несложных пьес на уровне младших классов |
1 |
Практическая работа |
Работа над видами техники игрового аппарата |
25.29. |
Гаммы (до 3-х знаков двумя руками, аккорды, арпеджио по 3 звука, хроматическая гамма) |
5 |
Практическая работа |
30-39 |
Этюды (Разучивание) |
10 |
Практическая работа |
|
Музыкальная терминология |
40. |
Термины |
1 |
Устный опрос |
Крупная форма |
41. |
Средства музыкальной выразительности
|
1 |
Устный опрос |
42-55. |
Разучивание
|
14 |
Практическая работа |
|
Пьеса |
56 |
Средства музыкальной выразительности |
1 |
Устный опрос |
57-67 |
Разучивание (разбор отдельно каждой рукой, двумя руками, работа над техническими моментами, динамикой, темпом, характером, игра наизусть) |
11 |
Практическая работа |
|
Выбор программы на лето для самостоятельного разучивания |
68 |
Прослушивание произведений, выбор задания на лето |
1 |
Устный опрос |
Ансамбль |
1-17 |
Разучивание (разучивание партий, игра в ансамбле) |
17 |
Практическая работа |
Поурочное планирование
4 класс
Раздел |
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Формы и виды контроля |
Творческое музицирование |
1. |
Подбор по слуху мелодий c ходами по аккордовым звукам с отклонением |
1 |
Практическая работа |
2. |
Подбор по слуху |
1 |
Практическая работа |
|
3. |
Транспонирование |
1 |
Практическая работа |
|
4. |
Транспонирование |
1 |
Творческий зачет |
|
Полифония |
5. |
Разбор средств музыкальной выразительности |
1 |
Устный опрос |
6-9 |
Разбор каждой рукой отдельно |
4 |
Практическая работа |
|
10-13. |
Разучивание двумя руками |
4 |
Практическая работа |
|
14-18 |
Разучивание наизусть |
5 |
Практическая работа |
|
19. |
Разучивание динамики |
1 |
Практическая работа |
|
20. |
Разучивание (работа над темпом) |
1 |
Практическая работа |
|
21-22 |
Разучивание ( работа над характером) |
2 |
Практическая работа |
|
Чтение нот с листа |
23-24. |
Чтение нот с листа несложных пьес на уровне младших классов |
2 |
Практическая работа |
Работа над видами техники игрового аппарата |
25-29. |
Гаммы (до 3-х знаков двумя руками, аккорды, арпеджио по 3 звука, хроматическая гамма в 4 октавы) |
5 |
Практическая работа |
30-39 |
Этюды (Разучивание) |
10 |
Практическая работа |
|
Музыкальная терминология |
40. |
Термины |
1 |
Устный опрос |
Крупная форма |
41. |
Средства музыкальной выразительности
|
1 |
Практическая работа |
42-55. |
Разучивание
|
14 |
Практическая работа |
|
Пьеса |
56 |
Средства музыкальной выразительности |
1 |
Устный опрос |
57-67 |
Разучивание (разбор отдельно каждой рукой, двумя руками, работа над техническими моментами, динамикой, темпом, характером, игра наизусть) |
11 |
Практическая работа |
|
Выбор программы на лето для самостоятельного разучивания |
68 |
Прослушивание произведений, выбор задания на лето |
1 |
Практическая работа |
Ансамбль |
1-17 |
Разучивание (разбор и разучивание партий, игра) |
17 |
Практическая работа |
Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для ученика
Геллер Г.Ю. Авторская программа по предмету «Музыка» для средней школы –Республиканский инновационный учебно-методический центр МНО УР- Ижевск, 1997. - 160 с.
Геллер Г.Ю. Музыка для средней школы, 1 класс. - Республиканский центр развития, Ижевск, 1998. – 101 с.
Геллер Г.Ю. Музыка для средней школы, 2 класс \ авторский текст – Ижевск, 2000. – 100 с.
Геллер Г.Ю. Музыка для средней школы, 3 класс – Ижевск, 2001. – 100 с.
Королева С.Б. «Я слышу, знаю и пою». Теория музыки на уроках сольфеджио с 1-го по 7–й класс. Санкт- Петербург, «Композитор», 2017.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 1-4 класс: методическое пособие-М., Просвещение, 2004.
Критская Е.Д. Музыка, 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М, Просвещение. 2012. – 80 с.
. Критская Е.Д. Музыка, 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение. 2012. - 127 с.
. Критская Е.Д. Музыка, 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение. 2012. -128 с.
Критская Е.Д. Музыка, 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. –М., Просвещение. 2018. -127 с.
Методические материалы для учителя
Адаптированный вариант авторской программы для углублённого изучения музыки в МОУ СОШ № 71 Заслуженного работника народного образования УР Геллера Г.Ю. -Ижевск, 2005. – 65 с.
Адаптированный вариант авторской программы для углублённого
изучения музыки в МОУ СОШ № 71 Заслуженного работника народного образования УР Геллера Г.Ю. Ижевск, 2013. – 65 с.
Геллер Г.Ю. Авторская программа по предмету «Музыка» для средней школы –Республиканский инновационный учебно-методический центр МНО УР- Ижевск, 1997. - 160 с.
Геллер Г.Ю. Музыка для средней школы, 1 класс. - Республиканский центр развития, Ижевск, 1998. – 101 с.
Геллер Г.Ю. Музыка для средней школы, 2 класс \ авторский текст – Ижевск, 2000. – 100 с.
Геллер Г.Ю. Музыка для средней школы, 3 класс – Ижевск, 2001. – 100 с.
Королева С.Б. «Я слышу, знаю и пою». Теория музыки на уроках сольфеджио с 1-го по 7–й класс. Санкт- Петербург, «Композитор», 2017.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 1-4 класс: методическое пособие-М., Просвещение, 2004.
Критская Е.Д. Музыка, 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М, Просвещение. 2012. – 80 с.
. Критская Е.Д. Музыка, 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение. 2012. - 127 с.
. Критская Е.Д. Музыка, 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение. 2012. -128 с.
Критская Е.Д. Музыка, 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. –М., Просвещение. 2018. -127 с.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс [ Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс [ Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс [ Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 4 класс [ Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM).
Музыка. Фонохрестоматия. 2 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM).
Музыка. Фонохрестоматия. 3 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM).
Музыка. Фонохрестоматия. 4 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM).
Сергеева Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1 –4 классы [ Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019.
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1 – 4 классы. - М.: Просвещение, 2019.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция - http://collection. cross- edu. ru/catalog/rubr/ f544 b3 b7 - f1 f4- 5 b76- f453- 552 f31d9 b164
Российский общеобразовательный портал - http://music. edu. ru/ 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki. rdf. ru/
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school- collection. edu. ru
Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/ info/about/193
Я иду на урок начальной школы ( материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.
Российская Электронная Школа https://resh.edu.ru
«Московская электронная школа» https://uchebnik.mos.ru
Приложение 1. Критерии оценивания и перечень форм контроля (с учетом ФГОС)
Виды организации учебной деятельности: урок.
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый, устный.
Формы (приемы) контроля: наблюдение, самостоятельная работа, творческий зачет, академический зачет, технический зачет, контрольный урок, прослушивание, экзамен.
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках фортепиано осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, зачета по исполнению инструментального материала, проверки выполнения домашнего задания.
Выведение итоговых отметок осуществляется по четвертям и за год. Отметка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки учащегося по предмету в каждом классе: усвоение теоретического и практического материала, овладение компетенциями.
Критерии оценок по предмету «Индивидуальный инструмент»
Аттестация и критерии оценок учащихся по фортепиано
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Индивидуальный инструмент (фортепиано)» являются:
· текущий контроль успеваемости учащихся,
· промежуточная аттестация.
Текущая аттестацияпроводится с целью контроля над качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
·отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
·качество выполнения домашних заданий;
·инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
·темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.
При оценивании учащегося, осваивающегося программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка |
Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») |
предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу |
4 («хорошо») |
программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения |
3 («удовлетворительно») |
программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен |
2 («неудовлетворительно») |
незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу |
«зачет» (без отметки) |
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Перечень контрольных, практических, лабораторных работ
Контрольные уроки: Развитие технических навыков игры на фортепиано, Музыкальная терминология, Развитие навыков игры в фортепианном ансамбле |
Академический зачет: Пьесы,(пьеса с элементами полифонии) |
Академический зачет: Пьесы, Крупная форма |
Перечень проектных, исследовательских и реферативных работ
Рисунки на тему изучаемого произведения
Изготовление карточек по теоретическим вопросам
Участие в конкурсах и концертах
Подбор по слуху мелодий с элементарным аккомпанементом в транспорте
Участие в школьном культурологическом проекте «Н.А.Римский- Корсаков – 180 лет»
Участие в проекте «Школьная филармония»
Контрольно-измерительные материалы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.