ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ
МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
В.Н. Рубцов
Многолетняя практика занятий с детьми показывает, что наиболее оптимальный возраст для начала регулярных занятий шахматами 6-7 лет.
В этом возрасте большинство детей способны шаг за шагом успешно постигать все премудрости этой древней игры. Хотя, можно заметить, что некоторым шахматная наука вполне нормально даётся и с 5-летнего возраста, а другие и в 8 лет испытывают затруднения. Такая возрастная ориентация обусловлена несколькими факторами, в частности:
- в этом возрасте дети начинают лучше понимать логические связи и последовательности, что является основой шахматной игры;
- 6-7 летние дети уже способны сосредотачиваться на задачах в течение более длительного времени, что необходимо для успешного обучения шахматам;
- именно в этом возрасте дети начинают активно взаимодействовать с ровесниками, что способствует развитию навыков игры в команде и пониманию правил.
Педагогу, несомненно, следует выстраивать занятия с учётом возрастных особенностей занимающихся. В первую очередь необходимо решить задачу создания устойчивого интереса у детей к занятиям. Занятия должны быть увлекательными. По каждой теме следует подбирать наиболее яркие примеры, используя всю доступную шахматную литературу и электронные средства обучения, включая примеры из сказочных шахмат и задачи-шутки.
В процессе изложения педагогу следует постоянно находиться в двухстороннем контакте с ребёнком, отвечать на возникающие вопросы, давать возможность высказывать своё мнение по ходу разбора учебных позиций и делать пояснения.
В целом можно выделить несколько основных методов при помощи которых занятия с юными шахматистами становятся одновременно увлекательными и эффективными.
Создание интереса к занятиям:
- увлекательные примеры: по каждой теме следует подбирать наиболее яркие и запоминающиеся примеры. Это может быть использование знаменитых партий, историй из жизни великих шахматистов или сказочных шахматных задач;
- игровые элементы: включение игровых элементов и конкурсов помогает удерживать внимание детей и поддерживать их интерес к занятиям.
Использование зрительного и слухового каналов восприятия:
- демонстрационная шахматная доска: подача нового материала с использованием демонстрационной шахматной доски и необходимыми пояснениями является основным и наиболее эффективным способом изложения учебного материала на стадии начального обучения (2-3 года).
- аудиовизуальные средства: Использование видеоуроков, анимаций и интерактивных программ помогает детям лучше усваивать информацию.
Постепенное усложнение материала:
- простота и доступность: излагаемый материал должен быть доступным для юной аудитории, поэтому нужно всегда двигаться от простого к более сложному. Начинать следует с базовых понятий и постепенно переходить к более сложным стратегиям и тактикам.
- постоянный контакт с учениками: в процессе изложения педагогу следует постоянно находиться в двухстороннем контакте с обучаемыми, отвечать на возникающие вопросы, давать возможность высказывать своё мнение по ходу разбора учебных позиций и делать пояснения.
Закрепление пройденного материала:
- практические упражнения: после разбора 3-4 примеров важно дать 2-3 упражнения для самостоятельного решения в целях закрепления пройденного материала. Решения упражнений у детей, как правило, носят соревновательный характер, что активизирует мышление детей и позволяет поддерживать их внимание на необходимом уровне.
- обратная связь: педагогу важно давать обратную связь по выполненным заданиям, отмечая успехи и указывая на ошибки, чтобы дети могли учиться на своих ошибках и улучшать свои навыки.
Такой подход к обучению юных шахматистов способствует достаточно прочному усвоению полученных знаний. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные методы и средства обучения, а также поддерживать постоянный контакт с учениками. Это позволяет создавать увлекательные и эффективные занятия, которые не только развивают шахматные навыки, но и способствуют общему интеллектуальному развитию детей.
Э. Ласкер, 2-й в истории шахмат чемпион мира говорил: «Обучение шахматной игре должно быть обучением самостоятельно мыслить», поэтому считаю, что следует всячески содействовать проявлению активности детей при изучении материала, на каждом занятии отмечать тех, кто лучше справился с заданиями.
Подача нового материала должна быть дозированной! Какой бы интересной ни была тема, в силу возраста занимающихся их внимание через некоторый промежуток времени неизбежно начинает снижаться (защита от утомления!). 1520 минут – нормальная продолжительность теоретической части занятия для самых юных шахматистов.
Дети очень любят играть.
Поэтому игровая часть занимает наиболее продолжительное время занятия. На первых порах даже самые незначительные достижения во время партии доставляют ребёнку большое удовольствие.
В игре реализуются его способности и полученные знания. Игровое соперничество помогает самореализовываться, развивает необходимые качества: внимание, выдержку, расчёт, стремление к победе, учит стойко переносить неудачи.
Дети очень не любят проигрывать. По этой причине часто не хотят играть с более сильным противником. Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка после проигрыша им партии! Ему в этот момент необходима поддержка, и, в первую очередь, со стороны наставника. Гораздо разумнее дать ему успокоиться, указать причины неудачи, даже похвалить, если он проявил старание и боролся до конца, но противник оказался сильнее. Победителя же можно и покритиковать, если в партии им были допущены явные ошибки. После окончания турнира желательно похвалить и отметить игру каждого и наградить призёров, это даёт всем занимающимся дополнительный стимул повышать свой уровень игры.
Не надо забывать, что детям присуща потребность к подвижности, поэтому в промежутке между теоретической и практической частями занятия, по мере возможности, неплохо устраивать им небольшой перерыв с возможностью погасить избыток знергии. Но в это время необходимо их внимательно контролировать, ограничивая особо ретивых.
Считаю, что вышеприведённая концепция проведения шахматных занятий помогает сделать их достаточно продуктивными и доставляющими детям удовольствие.
Педагог дополнительного образования
Рубцов Владимир Николаевич
Пояснительная записка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.