программа 10

  • doc
  • 25.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала programma2010.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АВТОРСКАЯ пРОГРАММА
работы летнего ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО лагеря
с дневным пребыванием детей

«Город Солнечных детей свой встречает Юбилей!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

Пояснительная записка. 3

Концептуальные положения. 3

Основной состав лагеря. 3

Цель и задачи. 5

Основное содержание программы.. 5

Механизмы реализации. 7

Ресурсы.. 8

Ожидаемые результаты: 8

Диагностика эффективности  лагерной смены.. 8

Управление лагерем.. 9

Литература. 9

Приложение (план – сетка работы ЛДП) 9

 


Пояснительная записка

Отдых и оздоровление детей являются одной из приоритетных социальных проблем. Ежегодно для организации отдыха и оздоровления учащихся открывается летний оздоровительный лагерь дневного пребывания «Солнечный город», который функционирует на базе МОУ Медведской средней общеобразовательной школы.

Летние каникулы - это самый длительный период жизни для ребёнка, когда отсутствуют организованные деятельностные процессы.

В настоящее время далеко не каждая семья имеет возможность обеспечить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых в летний период. Дети, на время летних каникул предоставлены сами себе, в результате наблюдается безнадзорность, асоциальное и аддитивное поведение детей и не всегда ребе­нок готов к позитивной самоорганизации. Поэтому, в связи с повышением спроса родителей и детей на организованный летний отдых, появилась необходимость в открытии на базе школы летнего лагеря с дневным пребыванием детей для преодоления вышеизложенных проблем. Оптимальной формой организации жизнедеятельности детей в летний период в условиях нашей школы  является имитационная модель.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности. Пребывание здесь для каждого ребенка – восстановление израсходованных сил, оздоровление, развития физических сил, творческого потенциала, время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Программа  организации летнего каникулярного отдыха детей рассчитана для детей, объединенных общими интересами, видами деятельности. Содержание программы рассчитано на запросы детей

Концептуальные положения

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей. Учитывая специфику воспитательно-образовательного пространства лагеря с дневным пребыванием, педагогический коллектив определил для себя наиболее актуальные концептуальные подходы для руководства в своей деятельности:

·       развитие благоприятного и психологического климата лагеря, так как климат определяет степень комфортно­сти отношений педагогов с детьми, межличностные отношения друг с другом;

·       Развитие самоуправления и самоорганизации детского коллектива как важнейшей основы его жизнедеятельности;

·       В основе межличностного взаимодействия лежит «педагогика отношений»;

·       Развитие творчески-активной позиции личности.

Исходя из концептуального подхода, следует реализовать следующие прин­ципы деятельности:

·       принцип здоровьесохранения;

·       принцип ценностно-смыслового равенства (позиция педагога «первый среди равных»);

·       принцип природосообразности;

·       принцип креативности (творческой личности – творческую обстановку);

·       принцип демократии воспитательного процесса (соблюдение всеми участниками процесса законов и правил);

·       принцип коллективности (воспитать социально-значимые качества);

·       принцип индивидуально-личностного подхода.

Основной состав лагеря  

Центром воспитательной работы лагеря дневного пребывания являются дети – это учащиеся школы в возрасте 7 – 15 лет.

Во многих семьях доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей. Поэтому при комплектовании особое внимание уделяется вовлечение в лагерь ребят из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, опекаемых, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.

Сведения об участниках

Из 73 детей: 8 детей – 1-й раз в лагере, 12 детей – 2-й раз, 12 детей – 3 раз, остальные дети – более 4-5 раз.

Социальный паспорт детей,  отдыхающих в ЛДП:

- дети из малообеспеченных семей – 30

- дети из неполных семей – 4

- дети из социально-неблагополучной семьи – 1

- дети, находящиеся под опекой – 2

- дети из многодетных семей – 22

- дети инвалиды – 2

Кадровый состав лагеря

Над реализацией программы летнего лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив школы совместно с работниками дополнительного образования:

     Административный –  начальник лагеря Санкина А.И., организатор детского пространства – Луговских Н.Н.

     Педагогический – Вахрушева В.Г., Гофман И.Е., Щенникова С.Н.; Стоянов В.Г. (спортивный отряд), Гросс Т.С., Кобозева Л.В. (трудовой отряд)

     Медицинский –  Войтова Л.В.

     Хозяйственный –  Рыхтер Е.В.

Лагерь дневного пребывания детей работает в соответствие с нормативно – правовой документацией:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании»;

– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

– Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;

– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

Вид программы

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Сроки проведения

По продолжительности программа является долгосрочной, т. е. реализуется в течение 2 лагерных смен на протяжении нескольких лет.

Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цель и задачи:

Цель: организация занятости детей в летний период для укрепления их здоровья, развития творче­ских способностей и укрепления гражданских позиций.

Задачи:

·         создать положительный микроклимат в коллективе лагеря, способствующий успешной реализации как детей, так и педагогов;

·         создать условия для раскрытия и развития интеллектуальных, физических, коммуникативных, творческих способностей детей;

·         создать игровую модель с разнообразием видов и форм деятельности, позволяющей  максимально реализовать творческие способности детей;

·         организовать деятельностный процесс для детей, направленный на формирова­ние патриотических  чувств в период летних каникул;

·         сформировать временный детский коллектив со структурами самоуправле­ния;

·         способствовать укреплению навыков здорового образа жизни;

·         сформировать основы активной жизненной позиции через расширение  зоны личной ответственности ребёнка;

·         развивать различные формы общения в разновозрастных группах;

·         привлечь внимание родителей к организации детского отдыха;

·         наладить взаимодействие с микросоциумом;

·         организовать работу по благоустройству улиц Солнечного города (школы).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Девиз: «Ты цвети наш городок, всех хороших дел итог». 

Моделью лагеря дневного пребывания является продолжение модели «Солнечный го­род» в форме сюжетно-ролевой игры. Мы его построили, благоустроили, играли семь­ями на полянке, создали свои клубы с традициями и интересами. А 2010 год – год Юби­лея Солнечного города. Традиционно участники смены  входят в отряды по интересам и живут каждый в своем районе, так как весь город разбит  на микрорайоны:

Олимпийский, улица Спортивная, которая будет заселена жителями спортивно-оздоровительного клуба «Олимпийцы»,

Радужный, улица Трудовая – жителями  трудового клуба «Цветоводов»,

Звёздный, улица Солнечная – жителями клубов

Экологический клуб «Зеленая планета» - благоустроят улицы города.

Каждый отряд имеет приоритетное направление деятельности (спортивно-оздоровитель­ное, трудовое, экологическое, художественно-эстетическое и патриотическое.).

Спортивный отряд.

Организуют тематические дни и спортивные мероприятия согласно плану работы лагеря, учебно-тренировочные занятия, сдачу контрольных нормативов.

Трудовой отряд.

Организуют посадку на пришкольном участке овощей, проводят ежедневные трудовые десанты, украшают школьную территорию цветами.

 Каждый отряд (клуб) придумывает себе легенду (девиз, герб, флаг района, традиции и т.д.). В пришкольном лагере все равны и каждый находит для себя дело. Здесь он действительно свободен и у него есть возможность развиваться в соответствии со своими интересами и способностями. Чтобы создать отряд (клуб), в котором между  воспитанниками существуют дружеские отношения в нашем городе необходимо тепло,  доброта человеческой души, отзывчивость. Всеми этими качествами обладает наш педагогический коллектив лагеря.

Акцент в реализации программы делается на работу в постоянных отрядах и временных творческих объединениях (кружках, секциях), фанклубах, а также индивидуальной работе.  Такая система работы достаточно мобильна, позволяет воспитателям плавно чередовать различные виды деятельности и оставляет возможность для индивидуального подхода к интересам каждого участника смены.

            Основные направления деятельности (здоровье, интеллект, общение, нравственность, гражданин, семья, труд, познание) - тематические недели:

«Неделя знаний и творчества» (интеллектуальные состязания: викторины, интеллектуальные игры, конкурсы, КТД);

«Неделя состязаний, игр и приключений» (спортивные соревнования, олимпиадные турниры, спартакиады, русские народные игрища, турниры, походы);

«Неделя дружбы» (совместные дела жителей микрорайонов, встречи с соседями, ДДТ, встречи по обмену опытом, День открытых дверей).

Каждый день в неделе имеет свою тематику, по которым спланирована вся воспитательная работа отрядов лагеря.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с различной тематикой (название, девиз, песня, достижения, поздравления, численность района). Жители города будут познавать об истории  города, страны, о том, как на протяжении веков зарождались традиции народа, современные виды спорта, Олимпийские игры, совершались подвиги в Великую Отечественную войну, о самых разнообразных играх нашего времени и прошлого. Познание культуры предполагает не только размышления о ее глубинах, восприятие ее национального богатства, но и умение сопереживать увиденному и услышанному. Ребята будут отдыхать, трудиться;  делать открытия в  себе, в окружающем мире;  будут ходить друг к другу в гости, дружить между собой, помогать в проведении мероприятий; учиться справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации; развивать способность доверять себе и другим, будут сталкиваться с различными препятствиями, соревноваться между клубами в различных состязаниях, конкурсах, викторинах, благоустройстве своих клубов. Каждый участник сможет проявить свои интеллектуальные, физические, духовные, патриотические и творческие возможности.

Система стимулирования

В Юбилейный год жителей города ожидает много сюрпризов и неожиданностей. В качестве поощрения за активное участие в мероприятиях жители «Солнечного города» будут премироваться, награждаться медалями-«Солнышками» в зависимости от цвета и характера участия или успеха:

красные – 1, 2 или 3 место,

оранжевые – идея, инициатива, оригинальность;

желтые – активное участие.

Задача каждого отряда – собрать как можно больше медалек, что поможет выявить лучший микрорайон города в конце каждой тематической недели, а затем смены по номинациям: «Самый дружный», «Самый творческий», «Самый интеллектуальный», «Супермикрорайон». За особые достижения отряд может получить «Золотую медаль», которая позволяет быть «дежурным» по городу. «Дежурный» по городу придумывает свой конкурсный день. Во время работы клубов отмечаются успехи отдельных детей. Самые активные, творческие, внимательные ребята по итогам дня) оставляют оттиск своей ладони на стенде Почета и свои пожелания. Ребята, набравшие большее количество медалек, становятся почётными жителями Солнечного города и у них появляется приватное право (например, право проведения зарядки, конкурса, музыкальной паузы).

Итоги по разным номинациям подводятся и освещаются на информационном стенде («Горячая дюжина», «Назло рекордам», «Наши взлеты и падения») органом самоуправления и пресс-центром, на котором отражается количество медалей, грамот по клубам. Информация меняется каждый день. В состав актива входят воспитанники лагеря (командиры отрядов), выбранные отрядами на смену, взрослые из Совета лагеря – мэр города (начальник лагеря), вице-мэр (зам.начальника по ВР), Совета отряда – министры (воспитатели), советники (вожатые).

 В городе будут созданы экран (дерево) настроения, «Забор откровений», «Бочка отзывов и предложений», которые будут отражать каждый прожитый день. В конце каждого дня проводится анализ дня в форме огоньков в Парке Культуры и Отдыха «Фэнтези», лагерной «свечи» в «Темной комнате» нашего Солнечного города, где дети по очереди высказывают свое мнение о прошедшем дне, вносят предложения. Такая форма общения является особенно важной, так как способствует раскрепощению, снятию внутреннего напряжения и дискомфорта, формирует умение свободно высказывать свое мнение и, самое главное, включаться в коллективную деятельность. Каждый ребенок в соответствии со своими интересами занимается в одном из клубов «Дебют» (шахматный), «Мастер и мастерица», «Акварелька», «Веселая нотка».

Игровая терминология:

МЭР- начальник лагеря

ВИЦЕ-МЭР – зам.начальника лагеря

МИНИСТР, ГЛАВА РАЙОНА – воспитатель

СОВЕТНИКИ – вожатые

ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР – учитель физкультуры

ДОКТОР – фельдшер

РАБОТНИКИ КУЛЬТУРЫ – руководители кружков

КИНОТЕАТР – сцена, костюмерная

КЛУБЫ, СЕКЦИИ – кабинеты

ХАРЧЕВНЯ «ТРЕХ ПЕСКАРЕЙ» – столовая

ШЕФ-ПОВАР – повар

МЭРИЯ – кабинет № 5

ПРЕСС-ЦЕНТР – компьютерный кабинет

ЖИТЕЛИ ГОРОДА – дети.

В лагере устанавливается следующий трудовой распорядок:

08.30 – Старт дня в лагере (приход дежурных воспитателей, индивидуальный прием детей);

08.45 – начало работы лагеря;

08.45 – 09.00 – зарядка;

09.00 – 09.15 – линейка;

09.30 – 10.00 – завтрак;

10.00 – 11.00 – работа по плану отрядов;

11.00 –  12.00 – организация и проведение коллективных творческих дел по плану лагеря;

12.00 – 13.00 – кружковая работа, свободная деятельность по интересам;

13.00 – 13.30 – обед;

13.30 – 14.00 – прогулки, игры на свежем воздухе;

14.00 – 14.30 – итоги дня (огоньки), рефлексия, уход детей домой;

14.30 – 15.00 – совещание работников лагеря, анализ дня.

ПЛАН-СЕТКА по отрядам (приложение 1)

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Этапы реализации программы.

Подготовительный период (апрель – май)

ü  Подбор кадров (администрация, педагогические кадры, тех.персонал)

ü  Комплектование отрядов

ü  Разработка документации

ü  Составление примерного плана работы отрядов на смену, учитывая возрастные особенности детей

ü  Подготовка материалов, которые могут пригодиться в течение смены (вырезки из журналов, открытки, сборники с играми, песнями и сценариями, книжки со сказками, воздушные шарики и т.д.

ü  Благоустройство лагеря.

ü  Проведение мероприятий по организации переподготовки кадров, обеспечивающих организацию летнего отдыха и оздоровления детей, созданию «методической копилки».

Лагерная смена (июнь, август) условно делится на три периода:

Организационный период 2-3 дня.  Создание образа лагеря

ü  Прием детей.

ü  Диагностика интересов и потенциала, запуск игровой модели.

ü  Игры на знакомство и на выявление лидеров.

ü  Выборы органов детского самоуправления.

ü  Знакомство с законами Солнечного города.

ü  Оформление уголков, комнат, отрядных мест.

ü  Моделирование и принятие законов, обсуждение режима дня

ü  Подготовка к открытию смены.

ü  Открытие лагерной смены (праздник), торжественная линейка.

ü  Рефлексия

Основной период 12-14 дней. Создание комфортной среды лагеря

ü  Работа по плану-сетке (тематические, патриотические, спортивные мероприятия, мероприятия по развитию творческих способностей, игровые программы).

ü  Подготовка ключевых мероприятий, посвященных  юбилею города, 65-летию Победы.

ü  Работа мастерских, проектных групп.

ü  Родительский день.

ü  Проведение акций для микросоциума (концерт в Доме Милосердия).

ü  Приглашение гостей из района (ДДТ и др.).

ü  Организация и проведение  праздников, спортивных мероприятий.

ü  Участие в районных мероприятиях (выставке декоративно-прикладного творчества, фестивале лагерей).

ü  Подвижные, интеллектуальные игры, игры на сплочение коллектива, игры-путешествия и другие.

ü  Экскурсии, походы по родным просторам села, поездки в бассейн, музеи, г. Черепаново.

ü  Тематические беседы, беседы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

ü  Огоньки окончания дня, лагерная «свеча».

Рефлексия. 

Заключительный период

ü  Дидактические игры и упражнения.

ü  Изготовление сюрпризов.

ü  Анализ результатов.

ü  Анкетирование.

ü  Подготовка к закрытию смены.

ü  Итоговая диагностика смены, ярмарка «Волшебный сундучок», награждение медалями, дипломами, благодарственными письмами отрядов и каждого жителя города.

ü  Заключительный огонек, закрытие смены лагеря. Рефлексия. Анализ результата реализации программы. Результаты работы отразить в «Альманахе Солнечного города»

РЕСУРСЫ

Кадровые: воспитатели, вожатые, медицинская сестра, обслуживающий персонал.

Пространственные:  игровые, комната отдыха, «тёмная» комната, спортивный зал, актовый зал, спортивная площадка, детская игровая площадка, костюмерная комната, «Зимний сад», музыкальная комната, столовая.

Аппаратура: телевизор, DVD-проигрыватель, музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки.

Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи, бадминтон, теннис.

Канцелярские товары: альбомы, краски, карандаши, ручки, фломастеры, цветная бумага, картон, гофрированная бумага, фольга, пластилин, клей и др.

Настольные игры, пазлы, мозаика, ЛЕГО, шахматы, шашки.    

Бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве.         

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

·        включение всех детей в игровую и спортивную деятельность;

·        высокая посещаемость детьми на протяжении всей лагерной смены;

·        получение    новых знаний или проявление уже имеющихся в новом качестве;

·        личностный рост каждого, отражающийся в результативности определённых видов деятельности;

·        участие в творческих программах; конкурсах, расширение кругозора детей;

·        изменения в отношениях детей в позитивную сторону;

·        появление тёплого чувства к своей малой родине;

·        благоустройство города (школы).

ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

1.      Оценка программы детьми

·         Диагностика  уровня психологического комфорта ребенка

Тест «Я в круге» (опросник  М.И.Рожкова),

Тест «Я и мои вожатые» (опросник М.И. Рожкова)

·         Диагностика совметимости личности и малой группы (разработан С.Е. Поддубным)

·         Анализ дня на Совете.

·         Огоньки откровения.

·         Бочка отзывов и предложений.

·         Забор откровения

·         Экран настроения

2.      Оценка программы родителями

·        Книга отзывов.

·        Письмо-пожелание родителей лагерю и детям (перед началом смены и в конце).

3.      Оценка программы педагогическим коллективом

·        Наблюдения (данные фиксируются в дневнике наблюдения воспитателя)

·        Блиц- опрос

·        Анкетирование

·        «Огоньки»

·        Обсуждение результатов смены на итоговом педсовете.

УПРАВЛЕНИЕ ЛАГЕРЕМ

 

Литература:

  1. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база / сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2005
  2. Компакт-диск «Летний лагерь». Издательство «Учитель».
  3. Жиренко О.Е., Лапина Е.В. Я – гражданин Россия! Мероприятия по гражданскому и патриотическому воспитанию. – М.:ВАКО,2008
  4. Коган М.С. Игровая кладовая. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004
  5. Творчество в детском оздоровительном лагере. Книга для воспитателей и педагогов  Авторы-составители А.Г. Трушкин, П.П. Пивненко – Ростов: «Феникс», 2002 (Серия «Школа радости»)

 

Приложение


Скачано с www.znanio.ru