ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
В последние годы отмечается рост детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это дети, лишенные временно или постоянно родительского попечительства. Для них созданы государством социально - реабилитационные центры, приюты, детские дома и т. д. Приход ребенка в эти учреждения – новый этап в жизни, с которым связано изменение его социальной ситуации развития. Из знакомых домашних условий ребенок попадает в группу сверстников, где под руководством специалистов будет идти его дальнейшая жизнь, роль близкого взрослого для него временно будут выполнять чужие люди. Поэтому перед педагогами и психологами учреждений подобного типа встают задачи по адаптации детей.
При поступлении в Государственное Учреждение Тульской области «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних №2» у ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, изменяется поведение в окружающей его среде: как в плане мира вещей, так и в плане межличностных отношений. При анализе процесса адаптации на первом месте находится сам ребенок, которому необходимо приспособиться к окружающей социальной среде. Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и т. д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантность поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми.
Вторая составная адаптации – среда адаптации, то внешнее окружение, к которому нужно приспособиться. Микро социальная среда (ближайшее окружение) является областью взаимодействия личности каждого ребенка с обществом в целом. Для воспитанника социально-реабилитационного центра микросоциальной средой является пространство взаимоотношений окружающих его людей (педагоги, администрация, персонал). Организация такого пространства как модели желательных общественных отношений воспитанника является одной из основных задач социальной адаптации. Роль личности специалиста при этом весьма значима.
Третьим элементом адаптационного процесса является само взаимодействие ребенка и среды. На первом этапе работы с детьми необходимо установить хороший контакт с ребенком, доверительные отношения. Проведение реабилитационных мероприятий основывается на индивидуальной программе, составленной на каждого ребенка и, он не должен чувствовать себя в окружении врагов. Иначе для всех реабилитационных программ сердце и душа его будут закрыты.
В социально-реабилитационном центре жизнь ребенка меняется полностью. В биологическом плане изменяются физиологические условия: от привычных продуктов питания, до организации основных режимных моментов. В социально-психологической области изменения главным образом касаются таких важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные привязанности, в первую очередь привязанность к матери.
Одной из главных задач социально-реабилитационного центра является восстановление широкого спектра отношений воспитанников с миром, обучение их общению со взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.
Реабилитационная работа начинается с адаптации воспитанников к новым условиям жизни (режим дня, правила поведения, труд по самообслуживанию, общественная жизнь центра.)
Среди воспитанников, поступающих в наше учреждение, есть дети родителей, ведущих асоциальный образ жизни, дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Для них характерны: низкий уровень интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию.
В этой связи проблема адаптации детей в социально-реабилитационном центре имеет одно из приоритетных значений.
Программа предназначена для работы с вновь поступившими детьми и направлена на создание благоприятных социально-психолого-педагогических условий для быстрой и успешной адаптации несовершеннолетних.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создать благоприятные социально - психолого - педагогические условия для успешной адаптации вновь поступивших детей в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
ЗАДАЧИ:
· определить уровень адаптации каждого ребёнка;
· создать условия для социально - психологической адаптации детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (создание сплоченного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
· выявить дезадаптированных воспитанников: (детей группы риска, «трудных детей», детей, склонных к побегам, детей - изгоев);
· проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;
· разработать индивидуальные программы социально - психолого - педагогического сопровождения ребенка.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:
· индивидуальные и групповые беседы с детьми;
· диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности детей и т.д.);
· индивидуальные и групповые консультации педагогов и родителей;
· индивидуальная и групповая психокоррекционная работа с детьми, имеющими
· трудности в период адаптации;
· ролевые игры (разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды);
· рисуночная арт - терапия;
· моделирование образцов поведения;
· метафорические истории и притчи.
Программа способствует:
· принятию и выполнению норм коллективной жизни большинством вновь поступивших детей;
· гармоничным взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми;
· активному участию вновь поступивших детей в жизни учреждения;
· комфортному состоянию ребенка, удовлетворенности своим социальным статусом.
ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
· вновь прибывшие дети 3 – 18 лет.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
· успешная социальная адаптация вновь поступивших несовершеннолетних.
Критерии и способы оценки:
· диагностические карты;
· мониторинг;
· тестирование, анкетирование.
Структура занятий.
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально – позитивного контакта между участниками занятий и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышает уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приёмы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение отдаётся многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и страхи.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.
Программа рассчитана на 10 занятий.
Занятия могут проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.
ЭТАПЫ РАБОТЫ.
1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП:
· составление списков вновь поступивших детей;
· знакомство с факторами среды жизни ребенка (изучение данных личного, медицинского дела ребенка);
· знакомство и установление контактов с детьми при поступлении их в учреждение;
· социально – психологическая диагностика качеств вновь поступившего ребёнка;
· краткий анализ состояния работы.
Методы исследования.
· Анкета «Адаптация».
· Диагностика психических состояний ребёнка.
· Изучение мотивационной сферы вновь прибывших воспитанников.
· Изучение межличностных отношений ребенка в коллективе (социометрия).
· Выявление детей с проблемами в физическом развитии.
· Изучение самооценки.
· Анкета для педагогов.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:
· составление списков детей, нуждающихся в помощи специалистов: дети группы риска, «трудные дети», дети, склонные к побегам, дети – изгои;
· изучение возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досугом детей;
· систематизация результатов социально - психолого - педагогических исследований.
СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА:
· наблюдение за вновь прибывшими детьми;
· изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода «вмешательств»;
· координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми;
· консультирование и оказание поддержки в трудной ситуации вновь прибывшим детям:
· занятия для детей, имеющих проблемы в период адаптации;
· социально - психологическая поддержка ребёнка;
· определение состояния психико – эмоционального и социального статуса ребёнка;
· индивидуальная работа с детьми по преодолению социально – педагогических трудностей;
· социально - педагогическая реабилитация;
· индивидуальные и групповые беседы с несовершеннолетними об их обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите;
КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ:
· осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;
· адекватное отношение к педагогическим воздействиям;
· гармонизация взаимоотношений: «взрослый – ребёнок», «ребёнок – ребёнок»;
· активное участие в жизни детского коллектива;
· удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.
Сроки реализации программы:
программа рассчитана на 10 дней.
Участники программы:
· несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет;
· социальный педагог;
· педагог – психолог;
· специалист по социальной работе;
· воспитатели;
· медперсонал.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Дошкольный возраст
№ |
Задачи |
Содержание |
1 день |
Сбор информации о ребенке и его семье, работа с личным делом, выяснения причин помещения в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Знакомство с несовершеннолетним. Установление доверительных отношений. Принятие правил внутреннего распорядка для воспитанников учреждения. Выявление навыков социального взаимодействия. Выявление навыков самообслуживания. |
Занятие 1. «Вводное занятие. Создание группы». Игра «Знакомство». Методика «Что было сначала» Методика «Какая фигура?» |
2 день |
Диагностика индивидуально-личностных особенностей (внимание). Поддержание доверительных отношений. Активизация процессов самораскрытия. Формирование чувства безопасности. |
Занятие 2. «Давайте знакомиться!» Упражнение «Я рад (а) тебя видеть». Упражнение «Заряд бодрости». Методика «Последовательности в природе». Методика «Что изменилось?» |
3 день |
Диагностика уровня развития памяти. Поддержание доверительных отношений. Формирование чувства безопасности. |
Занятие 3. «Находим друзей». Игра «Необычное приветствие». Методика «Бывает ли такое?». «Запомни рисунки». Упражнение «Доброе животное». |
4 день |
Диагностика уровня развития мышления.
Поддержание доверительных отношений.
|
Занятие 4. «Узнай свой центр». Методика «Сравни и дорисуй», «Соедини фигуры». Методика «Четвертый лишний», «Назови одним словом». Упражнение «Сбрось усталость». |
5 день |
Диагностика уровня развития познавательных процессов.
Поддержание доверительных отношений. . |
Занятие 5. «Легко ли быть воспитанником?» Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках». Тесты по выявлению операций мышления: - «Кто где живет?», - «Когда так бывает?» и т.д. Упражнение «Солнечный зайчик». |
6 день |
Анкетирование отношений в семье. Поддержание доверительных отношений.
|
Занятие 6. «Чего я боюсь?» Игра – приветствие «Походка, как у…». Упражнение «Тренируем эмоции». |
7 день |
Знакомство с членами семьи. Установление доверительных отношений. Исследование психологического климата в семье, взаимоотношений между членами семьи, отношения к ребенку. Повышение социально – педагогической грамотности родителей.
|
Занятие 7. «Трудно ли быть настоящим воспитателем?» Знакомство с членами семьи, выяснение семейного микроклимата, взаимоотношений между членами семьи, стиля воспитания. Консультация для родителей «Как сделать так чтобы ребенок гордился своей семьей?» Анкета для родителей «На сколько хорошо вы знаете своего ребенка?», «Наказание в семье». Раздача информационно – просветительского материала. |
8 день |
Диагностика коммуникативной сферы (уровень сформированности коммуникативных способностей) Знакомство несовершеннолетнего с группой сверстников. Установление доверительных отношений сверстников с несовершеннолетним. |
Занятие 8. «Конфликт или взаимодействие?» Методика «Понимания рассказов». « Составь рассказ по картинке рассказ по картинке». Упражнение «Доброе утро». Упражнение «Доброе животное». |
9 день |
Диагностика индивидуально – типологических особенностей. Укрепление позитивных взглядов на будущее. Поддержание уверенности в себе. Обогащение личностной сферы положительными эмоциями. |
Занятие 9. «Работа с негативными переживаниями». Игра «Выбери цвет» - по типу теста Люшера. Методика «Закончи предложения».
|
10 день |
Обобщение результатов диагностического обследования и сопровождения в период адаптации несовершеннолетнего к учреждению; оформление первичного социально-педагогического заключения для предоставления на СМППК; планирование дальнейшей реабилитационной работы с несовершеннолетним и его семьей. |
Занятие 10. « Ставим цели». Подготовка заключения по результатам первичной социально – педагогической диагностики, составление рекомендаций, взаимодействия с педагогами. |
Младший школьный возраст
№ |
Задачи |
Содержание |
1 день |
Сбор информации о ребенке и его семье, работа с личным делом, выяснение причин помещения в учреждение. Знакомство с несовершеннолетним. Установление доверительных отношений. Принятие правил работы внутреннего распорядка для воспитанников. Выявление общего психоэмоционального состояния. Развитие позитивного отношения к сложившейся ситуации.
|
Занятие 1. «Вводное занятие. Создание группы». Игра «Знакомство». Анкета «Будем знакомы». Анкета «Мотивация к обучению». Анкета «Адаптация». Тест «Добрый ли ты человек?»
|
2 день |
Диагностика индивидуально-личностных особенностей. Поддержание доверительных отношений. Стабилизация психоэмоционального состояния. Активизация процессов самораскрытия. Формирование чувства безопасности. |
Занятие 2. «Давайте знакомиться!» Анкета «Кругозор». Упражнение «Я рад (а) тебя видеть» . Тест «Мои знания о курении». Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
|
3 день |
Диагностика индивидуально-личностных особенностей (самооценка). Поддержание доверительных отношений. Стабилизация психоэмоционального состояния. Формирование чувства безопасности. |
Занятие 3. «Находим друзей». Упражнение «Заряд бодрости». Анкета «Наркотики и подросток».
|
4 день |
Диагностика индивидуально-личностных особенностей (агрессивность). Поддержание доверительных отношений. Поддержание стабильного психоэмоционального состояния. Активизация процессов самораскрытия. |
Занятие 4. «Узнай свой центр». Упражнение «Сбрось усталость». Методика «Незаконченные предложения. Диагностика толерантного поведения»
|
5 день |
Диагностика уровня развития познавательных процессов. Поддержание доверительных отношений. Поддержание стабильного психоэмоционального состояния. Психологическая поддержка. Активизация процессов самораскрытия. |
Занятие 5. «Легко ли быть воспитанником?» Методики: «Найди и вычеркни», «Проставь значки», точки» - внимание. Упражнение «Сбрось усталость». Упражнение «Шапка для размышлений».
|
6 день |
Диагностика отношений в семье (психологическая атмосфера, характер взаимоотношений) Поддержание доверительных отношений. Поддержание стабильного психоэмоционального состояния. Психологическая поддержка. Активизация процессов самораскрытия. |
Занятие 6. «Чего я боюсь?» Беседа «Моя семья мое богатство» Упражнение - визуализация «Путешествие в облака». |
7 день |
Знакомство с членами семьи. Установление доверительных отношений. Исследование психологического климата в семье, взаимоотношений между членами семьи, отношения к ребенку. Повышение психолого – педагогической грамотности родителей. Психологическая поддержка родителей. |
Занятие 7. «Трудно ли быть настоящим воспитателем?» Знакомство с членами семьи, выяснение семейного микроклимата, взаимоотношений между членами семьи, стиля воспитания. Консультация для родителей «Как сделать так чтобы ребенок гордился своей семьей?» Раздача информационно – просветительского материала. Анкета для родителей «На сколько хорошо вы знаете своего ребенка?», «Наказание в семье». |
8 день |
Диагностика коммуникативной сферы (уровень сформированности коммуникативных способностей). Знакомство несовершеннолетнего с группой сверстников. Установление доверительных отношений сверстников с несовершеннолетним. |
Занятие 8. «Конфликт или взаимодействие?» Опросник коммуникативной толерантности. Анкета «Я и мое окружение». Анкета «Конфликтная ли вы личность?» Упражнение «Доброе животное». Тест опросник на профориентацию. |
9 день |
Диагностика индивидуально – типологических особенностей. Укрепление позитивных взглядов на будущее. Поддержание уверенности в себе. Обогащение личностной сферы положительными эмоциями. Психологическая поддержка. |
Занятие 9. «Работа с негативными переживаниями». Аутотренинг «Я –самый лучший!» Анкета «Ценностные ориентации». Анкета «Как ты воспитан?» |
10 день |
Обобщение результатов диагностического обследования и сопровождения в период адаптации несовершеннолетнего к учреждению; оформление первичного психолого- педагогического заключения для предоставления на СМППК. Планирование дальнейшей реабилитационной работы с несовершеннолетним и его семьей. |
Занятие 10. « Ставим цели». Подготовка заключения по результатам первичной социально – психологической диагностики, составление рекомендаций, взаимодействие с педагогами. |
Подростковый возраст
№ |
Задачи |
Содержание |
1 день |
Сбор информации о ребенке и его семье, работа с личным делом и медицинскими картами, причин помещения в приют. Знакомство с несовершеннолетним. Установление доверительных отношений. Принятие правил работы. Выявление общего психоэмоционального состояния. Развитие позитивного отношения к сложившейся ситуации. Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности. Диагностика индивидуально-личностных особенностей. Формирование чувства безопасности. |
Занятие 1. «Вводное занятие. Создание группы. Обще ознакомительная беседа. Анкета «Будем знакомы». Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению». Анкета "Мотивы выбора друга". Тест «Добрый ли ты человек» |
2 день |
Диагностика индивидуально-личностных особенностей. Поддержание доверительных отношений. Стабилизация психоэмоционального состояния. Активизация процессов самораскрытия. Формирование чувства безопасности. |
Занятие 2. «Давайте знакомиться!» Упражнение «Я рад (а) тебя видеть». Вступительная беседа «Самооценка». Тест «Ваша уличная компания» Методика «Незаконченные предложения. Диагностика толерантного поведения»
|
3 день |
Диагностика индивидуально-личностных особенностей (агрессивность). Поддержание доверительных отношений. Диагностика уровня школьной мотивации Психологическая поддержка. Активизация процессов самораскрытия. |
Занятие 3. «Находим друзей». Игра «Баржа». Анкета «Ты и твоя школа». Упражнение «Сбрось усталость». Анкета «Вредные привычки. Как с ними бороться?» |
4 день |
Диагностика уровня развития познавательных процессов. Поддержание доверительных отношений. Поддержание стабильного психоэмоционального состояния. Активизация процессов самораскрытия. |
Занятие 4. «Узнай свой центр». Упражнение «Шапка для размышлений». Методика Б.В. Зейгарник «Понимание переносного смысла пословиц и метафор». |
5 день |
Диагностика индивидуальных личностных особенностей. Поддержание доверительных отношений. Поддержание стабильного психоэмоционального состояния Активизация процессов самораскрытия. |
Занятие 5. «Легко ли быть воспитанником?» Тест «Конфликтная ли вы личность?» Опросник «Уровень воспитанности». Анкета «Ценностные ориентации». Консультация по результатам диагностики. |
6 день |
Диагностика профориентационной направленности и школьной мотивации. Поддержание доверительных отношений. Активизация процессов самораскрытия. |
Занятие 6. «Чего я боюсь?» Упражнение «Необычное приветствие». Тест – опросник на профориентацию. Анкета «Ты и твоя школа», «Кругозор». Анкета «Вредные привычки. Как им противостоять?» |
7 день |
Знакомство с членами семьи. Установление доверительных отношений. Исследование психологического климата в семье, взаимоотношений между членами семьи, отношения к ребенку. Повышение психолого – педагогической грамотности родителей. Психологическая поддержка родителей.
Диагностика отношений в семье (психологическая атмосфера, характер взаимоотношений). Поддержание доверительных отношений |
Занятие 7. «Трудно ли быть настоящим воспитателем?» Знакомство с членами семьи, выяснение семейного микроклимата, взаимоотношений между членами семьи, стиля воспитания. Раздача информационно – просветительского материала. Анкета для родителей «На сколько хорошо вы знаете своего ребенка?». Беседа «Что такое для меня семья?». Проективная методика «Рисунок семьи». Анкета «наказание в семье».
|
8 день |
Диагностика коммуникативной сферы (уровень сформированности коммуникативных способностей). Знакомство несовершеннолетнего с группой сверстников.
.
|
Занятие 8. «Конфликт или взаимодействие?» Вступительная беседа «Как вызвать симпатию к себе». Опросник Бойко «Коммуникативная толерантность». Анкета «Ваша уличная компания». Методика «Незаконченные предложения».
|
9 день |
Диагностика индивидуально – типологических особенностей – склонность к отклоняющемуся поведению. Укрепление позитивных взглядов на будущее. Поддержание уверенности в себе. Обогащение личностной сферы положительными эмоциями. Психологическая поддержка. |
Занятие 9. «Работа с негативными переживаниями» Вступительная беседа «Одиночество подростков». Опросник «Склонность к СОП». Анкета антисоциального поведения. Анкета «Наркотики и подросток». |
10 день |
Обобщение результатов диагностического обследования и сопровождения в период адаптации несовершеннолетнего к учреждению; оформление первичного психолого- педагогического заключения для предоставления на СМППК. Планирование дальнейшей реабилитационной работы с несовершеннолетним и его семьей. |
Занятие 10. « Ставим цели». Подготовка заключения по результатам первичной социально – психологической диагностики, составление рекомендаций, взаимодействие с педагогами. |
Список использованной литературы:
1. Коблик Е.Г. «Первый раз в пятый класс» - программа адаптации детей к средней школе. - М., Генезис, 2003 г
2. Крылова Т.А., Струкова М.Л. «Социально – педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска» – М., Школьные технологии, 2010 г.
3. Овчарова Р.В. «Справочная книга социального педагога» - М., ТЦ, 2002 год.
4. Прикуль Л.В. «Психологический практикум и тренинг» – В., Учитель, 2009 г.
Государственное учреждение Тульской области
«Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних №2»
Рассмотрено на педагогическом совете
Протокол № от __________2019 год
Утверждена Директором ГУТОСРЦН№2
Бутриной Н.Н._____________________
«______» __________________2019 год
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНО-
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
«ШАГ ЗА ШАГОМ»
Рекомендована для воспитанников социально-реабилитационного
центра 3-18 лет
Составитель: социальный педагог
ГУ ТО СРЦН№2
Ломова И.Н.
П. Одоев
2019 год
Конспекты занятий к программе «Шаг за шагом»
Дошкольный возраст
Занятие 1.
«Вводное занятие. Создание группы».
Игра «Знакомство».
Методика «Что было сначала»
Методика «Какая фигура?»
Педагог: Добрый день дорогие друзья! Мы собрались все вместе поиграть и познакомиться.
Игра знакомство:
Это прекрасный вариант игры на знакомство для малышей. Соберите в мешок игрушки небольшого размера и попросите детей встать в круг (можно рассадить детей на стульчики, расставленные по кругу). Доставайте игрушки по одной и раздавайте детям, не забыв громко сказать: "Я даю мишку Кате!", "Я даю пирамидку Сереже!" и т.д. Внимание детей 2-3 лет обязательно привлечет названная игрушка, а вместе с названиями игрушек они будут запоминать и имена новых товарищей. Когда дети немного запомнят имена друг друга, можно предложить роль ведущего кому-то из них. Воспитатель должен поправлять ребенка, если он неправильно называет имя товарища, которому дает игрушку.
Методика «Что сначала, что потом»
Цель: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.
Задачи: учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.
Как играть:
Все карточки представляют собой процесс возникновения. Игра знакомит с привычными каждому ребенку явлениями: прорастание семени, рост растения, появление цыпленка и т.д. Это помогает ребёнку быстрее понять правила игры и составить логические цепочки.
В игре всего 10 сюжетов, поэтому играть в нее могут не более 10 человек.
Игра рассчитана на старший дошкольный возраст
(на выбор детям раздается по 2 карточки с разными картинками по возникновению (сначала и потом), затем дети по очереди достают по одной карточки и ищут у себя подходящий по смыслу процесс на картинке, объясняя свой выбор.)
Методика
«Какая фигура?»
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.
Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».
Критерии оценки:
- Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
- Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно — 1 балл.
- Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.
Занятие 2. «Давайте знакомиться!»
Упражнение «Я рад (а) тебя видеть».
Упражнение «Заряд бодрости».
Методика «Последовательности в природе».
Методика «Что изменилось?»
Педагог: Добрый день ребята! Давайте с вами поиграем.
Упражнение «Я рад тебя видеть». Дети встают в круг и, передавая соседу мерцающую ёлочку (или мягкую игрушку), произносят слова приветствия: Я рад(а) тебя видеть».
Упражнение «Заряд бодрости» (для детей с 5 лет, Н.Л. Кряжева)
Надо сказать ребенку: «Сядь свободно. Вытяни
вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный, Возьмись ими за
самые кончики ушей — один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки,
приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» — 10- раз в одну сторону и 10 — в
другую. А. теперь опусти руки, тряхни ладошками. Приготовь указательный палец,
вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько
же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Тряхни ладошками. Собери пальцы
руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда, руку и со словами: «Я дышу,
дышу, дышу!» — помассируй ямку! 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую.
Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!» Предостережение: взрослый следит за
силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения
точек.
Методика «Последовательности в природе».
Занятие 3.
«Находим друзей».
Игра «Необычное приветствие».
Методика «Бывает ли такое?».
«Запомни рисунки».
Упражнение «Доброе животное».
Педагог: Здравствуйте дети, сегодня мы с вами поприветствуем друг друга необычно, не как всегда и так слушаем и повторяем за мной
Игра «Необычное приветствие».
Методика «Запомни рисунки».
Упражнение «Доброе животное».
Цель: способствовать
сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать
поддержку и сопереживать.
Ход игры:
Ведущий тихим таинственным голосом говорит:
"Встаньте пожалуйста в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе. Давайте рассмотрим модели разных животных, вспомним и узнаем кто из них где живет, как называют их детенышей, чем питаются. Поговорим о повадках этих животных об их нерушимых правилах, об отношении друг к другу. Встанем в круг, возьмемся за руки и каждый скажет, как зовут рядом стоящего, друг другу расскажем кто, кому и за что больше всего нравится, и кто помнит самые лучшие поступки своего сверстника.
Занятие 4.
«Узнай свой центр».
Методика «Сравни и дорисуй», «Соедини фигуры».
Методика «Четвертый лишний», «Назови одним словом».
Упражнение «Сбрось усталость».
Педагог: Добрый день ребята! Вот мы снова встретились с вами, давайте поиграем!
Методика «Сравни и дорисуй»
Методика «Исключение четвертого лишнего»
Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Стимульный материал: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному)
Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов. 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут. 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут. 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут. 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.
Выводы об уровне развития. 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.
Упражнение «Сбрось усталость»
Воспитатель говорит: «Встаньте, расставьте широко ноги, согните их немного в коленях, согните тело и свободно опустите руки, расправьте пальцы, склоните голову к груди, приоткройте рот, слегка покачиваясь из стороны в сторону вперёд назад. А сейчас слегка тряхните головой, руками, ногами, телом, вы стряхнули всю усталость. Чуть-чуть осталось? Повторите ещё». Воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми.
Занятие 5.
«Легко ли быть воспитанником?»
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках».
Тесты по выявлению операций мышления:
- «Кто где живет?»,
- «Когда так бывает?»
Упражнение «Солнечный зайчик».
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Методика используется в работе с детьми 4–6 лет.
Проведение теста «Какие предметы спрятаны в рисунках?» Форма проведения диагностики — индивидуальная, так как малыш непременно должен устно назвать увиденные предметы (при этом задача взрослого — зафиксировать сказанное). Чтобы результаты теста были объективными, необходимо выбрать момент, когда испытуемого ничего не беспокоит, он уравновешен и готов поиграть.
Инструкция по организации тестирования.
В начале работы ребёнку представляются 3 рисунка, которые сопровождаются комментарием взрослого: «Ты видишь очертания предмета, внутри него, как в мешке Деда Мороза, спрятались разные интересные штуковины. Попробуй их найти и как можно быстрее назвать».
Малыш определяет распознанные объекты, а взрослый фиксирует их количество удобным для себя способом. Если ребёнок спешит, не найдя все предметы на одной картинке сразу же переходит к следующей, то экспериментатору следует мягко вернуть малыша к работе над предыдущим изображением. По прошествии минуты взрослый подсчитывает результаты. Обработка и интерпретация результатов.
Для оценки результатов исследования необходимо учесть время, затраченное на работу:
10 баллов — внятно названы все 14 объектов меньше чем за 20 секунд;
8–9 — ребёнком правильно определены 14 предметов за 21–30 секунд;
6–7 — испытуемый отыскал всё за 31–40 секунд.
4–5 — малышу потребовалось 41–50 секунд;
2–3 — на поиск ушло 51–60 секунд;
0–1 — больше чем за 1 минуту малыш так и не смог назвать все скрытые объекты.
По итогам подсчёта баллов экспериментатор может сделать вывод об уровне образного восприятия ребёнка:
10 очков — очень высокий;
8–9 — высокий;
4–7 — средний уровень;
2–3 — ниже среднего;
0–1 — очень низкий.
«Кто где живет?»
Упражнение «Солнечный зайчик»
(релаксационное упражнение).
Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, не щеках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не вспугнуть. Погладь легонько голову, шею, руки, ноги…Он забрался на животик, погладь животик.
Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя. А ты погладь его и подружись с ним.
Прощание.
Возьмемся за руки.
Вспомним, чем мы сегодня занимались, что понравилось, и что хотелось бы повторить на следующем занятии.
Занятие 6.
«Чего я боюсь?»
Игра – приветствие «Походка, как у…».
Упражнение «Тренируем эмоции»
Игра – приветствие «Походка, как у…»
Дети образуют круг, чтобы всем было хорошо видно друг друга. По заданию ведущего нужно изобразить ту или иную походку. Например, походку человека по раскаленному песку или по скользкому льду, походку боевого генерала или балерины, походку старого или гордого, или крадущегося человека, или человека, которому жмут ботинки. Психолог приглашает желающих в круг, и дети по очереди показывают свой вариант походки. Желательно, чтобы походку каждого типа изображали по 2-3 человека.
1. Тренируем эмоции
Попросите ребенка: нахмуриться
· как осенняя туча;
· как рассерженный человек;
· как злая волшебница;
улыбнуться
· как кот на солнце;
· как само солнце;
· как Буратино;
· как хитрая лиса;
· как радостный человек;
· как будто он увидел чудо;
позлиться
· как ребенок, у которого отняли мороженное;
· как два барана на мосту;
· как человек, которого ударили;
испугаться
· как ребенок, потерявшийся в лесу;
· как заяц, увидевший волка;
· как котенок, на которого лает собака;
устать
· как папа после работы;
· как человек, поднявший большой груз;
· как муравей, притащивший большую муху;
отдохнуть
· как турист, снявший тяжелый рюкзак;
· как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
· как уставший воин после победы.
2. Колечко (для детей с 4 лет)
Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается
смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил
в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.
3. Лес (для
детей с 5 лет)
Ведущий: "В нашем лесу растут березка,
елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики.
Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами
превратимся в лес.
Как ваше растение реагирует:
· на
тихий, нежный ветерок;
· на сильный холодный ветер;
· на ураган;
· на мелкий грибной дождик;
· на ливень;
· на сильную жару;
· на ласковое солнце;
· на ночь;
· на град; на заморозки".
|
|
Занятие 6. «Чего я боюсь?» Игра – приветствие «Походка, как у…». Упражнение «Тренируем эмоции». |
Занятие 7. «Трудно ли быть настоящим воспитателем?» Знакомство с членами семьи, выяснение семейного микроклимата, взаимоотношений между членами семьи, стиля воспитания. Консультация для родителей «Как сделать так чтобы ребенок гордился своей семьей?» Анкета для родителей «На сколько хорошо вы знаете своего ребенка?», «Наказание в семье». Раздача информационно – просветительского материала. |
Занятие 8. «Конфликт или взаимодействие?» Методика «Понимания рассказов». « Составь рассказ по картинке рассказ по картинке». Упражнение «Доброе утро». Упражнение «Доброе животное». |
Занятие 9. «Работа с негативными переживаниями». Игра «Выбери цвет» - по типу теста Люшера. Методика «Закончи предложения».
|
Занятие 10. « Ставим цели». Подготовка заключения по результатам первичной социально – педагогической диагностики, составление рекомендаций, взаимодействия с педагогами. |
Приложение для игры «Что было сначала»
Обложка для коробки
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.