Программа "Азбука общения"
Оценка 4.7

Программа "Азбука общения"

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
другое
11.02.2020
Программа "Азбука общения"
Программа "Азбука Общения" предназначена для работы с детьми находящихся в учреждениях интернатного типа или в условиях СРЦН для формирования у детей основ коммуникации
Азбука общения раб.docx

государственное казенное учреждение Самарской области

«Чапаевский социально-реабилитационный центр несовершеннолетних»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по направлению формирование основ коммуникации

 Блок «Азбука общения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.г.т. Осинки

 

Пояснительная записка

                            Общение — процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.                   

В последнее время многие дети испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими. Они не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью.   

 Приоритетным направлением в работе Чапаевского социально –реабилитационного центра является  социальное развитие . Из-за нестабильного психического состояния детей из асоциальных семей невозможно говорить о формировании у них мотивов нравственного поведения, правильного и корректного общения .По этому, необходимо особое внимание уделить коммуникативным навыкам  ребёнка. Таким детям свойственно чувство тревоги, неуверенности, у них отсутствует доверие к людям. И прежде чем укрепить мотивацию несовершеннолетнего к нормальной жизнедеятельности, важно добиться, чтобы он мог ощутить себя в эмоциональной безопасности, научился слушать, понимать себя и других. Надо помочь ребёнку и подростку разобраться в своих переживаниях, преодолеть негативные последствия предшествующего болезненного опыта.

      Программа "Азбука общения" направлена на воспитанников ,находящихся в СРЦН   а это зачастую дети находящиеся в трудной жизненной ситуации, которые нуждаются в социальной адаптации. Связано это в большей степени с  ритмом жизни семьи и, как следствие, с дефицитом спокойного общения между родителями и детьми.

Программа составлена на основе программы разработанной  педагогом- психологом Н. Слободянник «Уроки общения лля младших подростков».

Программа   «Азбука  общения» рассчитана на детей 7-13 лет.

Сроки реализации:  12 месяцев.

 

Цели программы: Формирование коммуникативных способностей у воспитанников СРЦН  направленных на повышение эффективности межличностного общения, социальной ответственности, социальных эмоций, социальной активности, преодоление неуверенности и страха, успешная реализация себя в поведении и деятельности, развитие личностных качеств, коммуникативных навыков.

Задачи программы:

·            обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

·            формировать представления детей о важнейших социальных нор­мах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе;

·            обучать элементарным навыкам конструктивного взаимодействия и речевым средствам общения;

·            развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

·            развивать навыки  социального поведения;

·            развивать адекватную оценочную  деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

·            развивать творческие способности, внимание, мышление и воображение.

Ожидаемые результаты:

      Развитие коммуникативных способностей детей как важнейшего условия успешной социальной адаптации к жизни в современном обществе , готовность к позитивным контактам;

овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;

получение опыта принятия, поддержки; решение актуальных проблем развития.

Иметь представление о счастье ,об умении быть собой; правильно видеть человеческие чувства и переживания; использовать свой жизненный опыт в согласии и дружбе со сверстниками; иметь адекватные представления о своих способностях; использовать и закреплять свой положительный опыт общения с людьми.

 

Учебно – тематический план

Тема занятий

Количество часов

Сроки

Всего

Теория

практика

1

Человек среди людей

1.Давайте познакомимся

2.Умение быть собой

3.Дом, в котором я живу

4.Я расту среди людей

5.Моё настроение

6.Мое любимое имя

7.Портрет нашей группы

8.Как хорошо быть вместе

9.Это ты, это я, это все мои друзья

9

 

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

 

 

0,5

 

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

 

0,5

 

1

Январь-март

2

Искусство общения

1. Почему люди ссорятся

2. Берем уроки ролевого общения

3. Берем уроки трудного общения

4. Учимся слушать и слышать

5. Пойми меня

6. Мои проблемы и обиды

7. Надо ли быть вежливым

8. Вежливая просьба и вежливый отказ

9. Правила этикета:знакомство

10. Это слово говорят, если вас благодарят

11. Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)

12. Когда без извинения не обойтись

13. Умение вести беседу

14. Учимся принимать гостей

15. Вежливость города берёт

16. Игры на доверие

17. Общение без слов

18. У меня зазвонил телефон (Поговорим по телефону

19. В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя

20. Волшебная палочка - это речь

21. Правила поведения в столовой

22. Правила поведения в библиотеке

23. Как дарить подарки

24. Культура общения

25. Правила общения с окружающими

26. Правила поведения на уроке и на перемене

27. Язык, мимика и жесты

27

 

0,5

0,5

 

0,5

 

0,5

 

 

 

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

 

0,5

 

0,5

 

 

0,5

 

 

 

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

1

0,5

0,5

 

0,5

 

1

 

0,5

0,5

 

0,5

 

0,5

 

1

1

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

 

0,5

 

0,5

 

1

0,5

 

1

 

 

0,5

 

0,5

 

0,5

 

 

0,5

0,5

 

0,5

 

 

Март-сентябрь

3

Познай себя

1. Мальчики и девочки. Дружить или ссориться

2. Посеешь характер - пожнешь судьбу

3. Как стать прилежным и старательным

4. Жадность и жадины

5. Моя внимательность и внимание

6. Ответственность и я

7. Зависть

8. В дружбе сила

9. На чем основано взаимопонимание

10. Правда и ложь

11. О лени и лентяях

12. Путешествие в страну чувств

12

 

0,5

 

1

 

1

 

0,5

0,5

 

0,5

0,5

0,5

0,5

 

0,5

0,5

 

 

0,5

 

 

 

 

 

0,5

0,5

 

0,5

0,5

0,5

0,5

 

0,5

0,5

1

 

Октябрь- декабрь

 

Содержание учебно-тематического курса

I. блок- Человек среди людей

Формировать о себе правильные представления; лучше понимать себя; наблюдать за различными эмоциями и мимикой лица ,которые выражают то или иное настроение; передавать в портрете состояние и настроение человека, средствами выразительности; закрепить понятие о счастье Продолжать развить у детей интерес к себе; повысить самопринятие ; осознания себя и другого как уникальных людей. Познакомить воспитанников с эмоциями;научить определять эмоциональное состояние других людей; создать условия эмоционального комфорта и принятия в группе.

II. блок- Искусство общения

Формировать  в детях умение выходить из конфликтных ситуаций; познакомить с понятием «конфликт»; выработать умение предотвращать конфликт; умение сдерживать свои эмоции; выявить особенности поведения в конфликтной ситуации; формировать адекватные представления о своих способностях предотвращать конфликты и применить их в игровых ситуациях. Познакомить с основными отличительными особенностями людей, уточнить индивидуальную роль каждого из нас; учить детей рассказывать о себе как о личности; формировать представления о своих умениях и возможностях. Учить детей понимать и контролировать собственные эмоции в общении; учить характеризовать ситуации эмоционального общения; формировать навыки самоконтроля в поведении и общении. Развить у детей умения, необходимые для успешного общения в ситуациях просьбы и отказа; научить анализировать различные ситуации, а также свое поведение, чувства, вербальные и невербальные действия участников общения; развить самостоятельность суждений, умение высказывать свое мнение.

III.блок-Познай себя

Формирование навыков доверительных отношений; развивать умения понимать состояние другого человека, самому выражать ту или иную эмоцию, развивать наблюдательность, внимание и интуицию; способствовать сплочению коллектива. Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке».

Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить Кого называют культурным человеком? Как выглядит культурный человек? Чтение и анализ ситуаций.

Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства?

Список литературы:

1.     С.А.Козлова «Мой мир», «Я – человек»;

2.     Чамкин, А.С. Основы коммуникологии (теория коммуникации): Учебное пособие / А.С. Чамкин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 350 c       

3.      Н.И.Заозерская, И.Ф.Мулько «Учусь жить среди людей»;                    Детские народные подвижные игры. / Сост. А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М.2005.

4.     Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова «Азбука общения (основы коммуникации)»;

5.      Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. /Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой, СПб., 2000.

6.      Лещинская Е.А. Тренинги общения для учащихся 4–6-х классов. Киев, 1994.    Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 1997.

7.     Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. М., 1994..

8.     Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. М., 1995.

9.     Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (1–4 ч.) М., 1998. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Самарской области «Чапаевский социально-реабилитационный центр несовершеннолетних»

Самарской области «Чапаевский социально-реабилитационный центр несовершеннолетних»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты:

Вежливая просьба и вежливый отказ 9

Вежливая просьба и вежливый отказ 9

Познай себя 1. Мальчики и девочки

Познай себя 1. Мальчики и девочки

С.А.Козлова «Мой мир», «Я – человек»; 2

С.А.Козлова «Мой мир», «Я – человек»; 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020