«Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»
Оценка 4.8

«Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада»

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
другое
Взрослым
15.11.2021
«Современные технологии построения  партнерских взаимоотношений семьи  и детского сада»
Дискуссия об организации и эффективности партнерских взаимоотношений между ДОУ и родительской общественностью
консультация к МО Долговой Н.В. — копия.docx

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Ёлочка»

города Димитровграда Ульяновской области»

 

 

 

 

 

 

 

«Современные технологии построения

 партнерских взаимоотношений семьи

и детского сада»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Заместитель заведующего по УВР

                     Долгова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Димитровград

Октябрь, 2021г.

 

Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада

       По данным ученых, ребёнок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. В семье ребенок получает первые навыки восприятия действительности, учится осознавать себя полноправным представителем общества. Согласно ст. 44 Федерального закона от 29.12.2021 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) имеют преимущественное право на обучение и воспитание перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития детей. Поэтому от согласованности действий родителей (законных представителей) и педагогов зависит не только эффективность взаимодействия, но и качество дошкольного образования в детском саду в целом.

       В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии в работу с родительским сообществом. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения  – выбрать методы и формы организации работы с участниками образовательного процесса (детьми и родителями (законными представителями)), инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития.

       Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

       Сегодня, мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании педагогами дошкольного учреждения в работе с семьёй. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

     Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

     Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

      Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. Но мне бы хотелось затронуть лишь небольшую часть. Как вы думаете, уважаемые коллеги, какой стиль взаимоотношений на ваш взгляд будет наиболее эффективным в работе с родителями (законными представителями)?

      Взаимодействие – это один из способов организации совместной деятельности, осуществляемой на основании социальной перцепции и с помощью общения. Основная цель взаимодействия ДОУ и семьи: обеспечение оптимизации преемственности воспитания ребенка в ДОУ и семье, оказание родителям необходимой профессиональной помощи по вопросам воспитания.

      Сотрудничество – это общение, основанное «на равных», при котором никому из участников не принадлежит привилегия контролировать, оценивать или указывать.

 

       Да, таким образом  мы видим, что всё же одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей являются партнерские отношения.

      Партнерство - это определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:

Равноправие партнеров при принятии решений, выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса;

Уважение и взаимный учет интересов, толерантность к позиции партнера;

Заинтересованность сторон в сотрудничестве;

Добровольность принятия взаимных обязательств;

Ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.

Каковы же Цели и задачи?

Цели:

·               Включение родителей в образовательный процесс ДОУ;

·               Объединение усилий по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;

·               Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Задачи:

·               Установить партнерские отношения семьями воспитанников;

·               Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной поддержки, общности интересов педагогов и родителей;

·               Знакомить родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании детей;

·               Информировать друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения и о возможностях детского сада;

·               Привлечение родителей к участию в мероприятиях организованных в детском саду.

          Выделяют две основные формы взаимодействия ДОУ и семьи: традиционные и нетрадиционные.

       Традиционные формы общения являются проверенными временем, используются достаточно давно, используются всеми воспитателями ДОУ,

        Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и родителей – это формы общения и деятельности, организуемые между родителями и ДОУ и используемые с целью установления неформальных контактов с родителями. Нетрадиционные формы более усовершенствованные (интерпретированные под современное общество), их применение в практике не столько распространено как традиционных форм.

         Итак, рассмотрим, что же относится к традиционным формам взаимодействия?

      К традиционным формам взаимодействия ДОУ и родителей относятся:

Родительское собрание - это форма работы с родителями по педагогическому просвещению.

На родительском собрании педагог знакомит родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

         Посещение семьи ребенка – направлено на изучение условий проживания и воспитания ребенка, непосредственно по месту проживания семьи. Посещение заранее согласуется с родителями и заведующей, определяется цель и время визита воспитателя. В процессе посещения воспитатель отмечает, в каких условиях проживает ребенок, материальное положение семьи и ее социальный статус, кто непосредственно занимается воспитанием детей в семье и т.д.

         Наглядная пропаганда – осуществляется посредством использования разнообразных видов наглядности, что помогает воспитателю не только отвечать родителям на интересующие их вопросы по воспитанию и развитию детей, но и показать течение воспитательно-образовательного процесса, используемые методы, средства и приемы воспитания. С этой целью воспитателями оформляются стенды, папки-передвижки, буклеты и т.д.

         День открытых дверей – наиболее распространенная форма работы с семьей воспитанника, предоставляется родителям возможность познакомиться с деятельностью ДОУ, его традициями, правилами и особенностями организации педагогического процесса.

         Беседы – проводятся индивидуально и в группе. Каждая беседы имеет четкую цель, содержание и выводы. Цель беседы направлена на выяснение трудностей в воспитании, содержание должно быть лаконично и понятно родителям, выводы помогают наглядно увидеть проделанную работу. Во время беседы задача педагога не только говорить, но и слушать родителей.

         Консультации – проводятся воспитателем для группы родителей или индивидуально. Групповые консультации проводят для группы родителей, которые имеют схожие проблемы в воспитании, индивидуальные по конкретным вопросам, касающимся определенного ребенка. Целью консультаций является оказание родителям необходимой консультативной помощи в разрешении проблемных вопросов.

         Родительские  конференции – направлены на осуществление обмена опытом по вопросам семейного воспитания. Каждый родитель, желающий принять участие в конференции, заранее готовит доклад на несколько минут по конкретной теме, который он представляет непосредственно на конференции. Помимо родителей и воспитателей, в конференции может принимать участие и приглашенный специалист (логопед, психолог, дефектолог) и заведующая ДОУ. Конференции могут проводиться как в рамках одного ДОУ, так и масштабные, включающие в себя несколько учреждений, находящихся на территории одного района.

      ПРИМЕЧАНИЕ: Формы взаимодействия ДОУ и родителей должны постоянно меняться. Чаще всего из традиционных форм работы используются беседы и консультации. Это связано с тем, что они легко организуемые, охватывают большое количество родителей, позволяют обсудить вопросы как коллективно, так и лично.

          А что же мы  относим к нетрадиционным формам взаимодействия?

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и родителей:

       «Круглый стол» с родителями воспитанника – представляет собой общение родителей, воспитателей и специалистов в неформальной обстановке по наиболее актуальным проблемам воспитания. Приглашение на «круглый стол» осуществляет устно или письменно, с оглашением цели. Каждый родитель может принять непосредственное участие в обсуждении или подготовить доклад.

       Семейная гостиная – представляет собой альтернативу родительскому собранию, в которой решение разнообразных педагогических задач проходит в форме свободного общения воспитателей и родителей, которое может оканчиваться совместным мероприятием или чаепитием.

       Семейные клуб – это неформальное объединение родителей, созданное с целью решения различных практических вопросов воспитания детей. Чаще всего семейные клубы организуются активными родителями или воспитателями, деятельность основана на добровольной основе. В процессе деятельности семейного клуба родители имеют возможность не только увидеть своего ребенка со стороны, но посмотреть, как он ведет себя в коллективе, общается со сверстниками и т.д. Тем самым родители поучают необходимый практический опыт общения с собственными детьми, родителями, педагогами и другими воспитанниками группы.

        Вечера вопросов и ответов – представляют собой концентрированную педагогическую информацию по различным педагогическим вопросам, которые чаще всего носят дискуссионный характер, а ответы находят «горячий» отклик среди родителей. Основная цель таких вечеров заключается в расширении знаний родителей по вопросам воспитания.

         Семинары для родителей – согласование между родителями и педагогами целей и стратегий развития ребенка, формирование у родителей представления о целях и содержании подготовки; содействие приобретению родителями уверенности в своих силах; развитие толерантности всех членов группы в ситуации многонациональности и различных социальных возможностей.

       Семинар-практикум для родителей с целью их знакомства с детскими играми, овладение методикой воспитания в семье, навыками конструирования, обучения изготовления игрушек и пособий, организация развивающей среды.

        Мастер-класс - это собрание, на котором родители  и воспитатели  могут показать приемы рисования, изготовления поделок из ткани, тряпичных кукол. Мастер-класс может быть, как теоретическим так и практическим.

        Открытые занятия, Дни открытых дверей – через эту форму работы взаимодействия с родителями можно организовать их знакомство со структурой и спецификой работы в ДОУ, проведениями занятий в ДОУ, дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми.

          Презентация дошкольного учреждения в результате такой формы родители знакомятся   с его уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных услуг.

        Проектная деятельность - хочется отметить, что с особым интересом родители относятся к проектной деятельности. Данная деятельность увлекает их и детей, погружая в мир взаимодействия и сотрудничества, создает условия для личностного развития не только детей, но и родителей, формирует такие качества, как ответственность, самостоятельность, инициативность.

        Газеты. С целью информирования родителей о жизни в группе выпускается газета, темы всегда разные, но актуальные.

       Дискуссия является одной из форм деятельности стимулирующей формирование коммуникативной культуры. Объектом дискуссии может быть какая-то проблема, в которой каждый участник выражает свое мнение.

       Технология портфолио дошкольника. Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

•      диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

•      содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

•      рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

 Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. 

      Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.

      Информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира, в котором выросли мы и его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками – родителями новые задачи:

•      идти в ногу со временем,

•      стать для ребенка проводником  в мир новых технологий,

•      наставником в выборе  компьютерных программ, 

•      сформировать основы информационной культуры его личности,

•      повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. 

       Почта доверия, Выставка семейных ценностей, Брошюры, буклеты и визитки и др.

     

Таким образом, все Формы взаимодействия можно разделить на


ü   Наглядно-информационные

ü   Индивидуальные

ü   Коллективные

ü   Познавательные

ü   Информационно-аналитические

ü   Досуговые

ü   Здоровьесберегающие


             Как говорилось раннее: «Главными воспитателями ребенка являются родители».  И мы с вами в постоянной практике видим, что от того, как правильно организован воспитательно-образовательный процесс в режиме семейного воспитания ребенка, какое внимание уделяют родители ребенку, зависит его настроение, психологическое состояние, а также состояние физического комфорта. Основы жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должны находить каждодневную поддержку дома.

 

        В тоже время, каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

        Практика показывает, что внедрение новых форм методического и психологического сопровождения педагогами родительской общественности позволяет повысить качество образования и улучшить взаимопонимание между семьями и дошкольным учреждением.

          Спасибо за внимание!

 

 

Литература:

Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С. 88—94.

Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13.

Виноградова, Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы : метод, пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. — М. : Айрис-пресс, 2012. — 192 с.

Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / Т. Н. Доро- нова [и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2006. — 191 с.

Любчик, С. А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи / С. А. Любчик // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2013. — № 6. — С. 36—47.

Сидорова, А. А. Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО / А. А. Сидорова // Управление ДОУ. — 2015. — № 2. — С. 64—84.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Интернет ресурс: https://spravochnick.ru/pedagogika/tradicionnye_i_netradicionnye_formy_vzaimodeystviya_doshkolnogo_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya_s_roditelyami/


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Ёлочка» города

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Ёлочка» города

Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада

Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада

Да, таким образом мы видим, что всё же одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей являются партнерские отношения

Да, таким образом мы видим, что всё же одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей являются партнерские отношения

На родительском собрании педагог знакомит родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи

На родительском собрании педагог знакомит родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи

Круглый стол» с родителями воспитанника – представляет собой общение родителей, воспитателей и специалистов в неформальной обстановке по наиболее актуальным проблемам воспитания

Круглый стол» с родителями воспитанника – представляет собой общение родителей, воспитателей и специалистов в неформальной обстановке по наиболее актуальным проблемам воспитания

Газеты. С целью информирования родителей о жизни в группе выпускается газета, темы всегда разные, но актуальные

Газеты. С целью информирования родителей о жизни в группе выпускается газета, темы всегда разные, но актуальные

Как говорилось раннее: « Главными воспитателями ребенка являются родители»

Как говорилось раннее: « Главными воспитателями ребенка являются родители»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2021