Программа по подготовке будущих первоклассников к школе
Актуальность проблемы
Социально- экономические преобразования, произошедшие в России, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Эти изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Образование ребенка - дошкольника должно быть направлено на обогащение, сохранение и укрепление психического и физического здоровья ребенка, обеспечение гармоничного его развития, сохранения радости детства.
Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную, социальную.
Данная проблема усугубляется тем, что большое количество детей воспитывается в неблагополучных семьях. Дети не посещают детские сады, и соответственно нет никакой подготовки к школьному обучению. И, как правило, дома с такими детьми никто не занимается. В связи с чем, при поступлении в школу, такие ребятишки испытывают серьезные затруднения как психологического, так и познавательного характера возникла необходимость создания школы будущего первоклассника «Первые шаги» на базе МКОУ СОШ с.Ленинское.
Пояснительная записка
Занятия по подготовке к школе для детей 6-7 лет проходят в игровой свободной форме. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет.
В возрасте 6-7 лет ребёнок продолжает совершенствоваться
через игру. Это так же время постепенного перехода к такому обучению, когда
ребёнок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. У детей
формируется социальная зрелость. Это важный фактор успешного обучения в школе.
В этом возрасте, руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и в программе
особое внимание уделяется развитию моторики.
Программа занятий включает в себя 5 направлений:
Подготовка кисти к письму. Выполняя задания, малыши не только развивают
мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие,
произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою
деятельность, выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся
более усидчивыми и старательными.
Математические ступеньки. Интересные сюжеты превращают занятие в
увлекательную игру, играя, маленький «почемучка» поймёт: задача — это не
скучное, ненужное упражнение, а интересная жизненная ситуация, требующая его
участия и помощи. Малыш учится различать части задачи, тренируется в сложении и
вычитании чисел.
Тренировка звуко- буквенного восприятия. Занятия направлены на развитие
речи и осознание ребёнком такого непростого для него алгоритма
«образ—звук—буква».
Тренировка логического мышления. Занятия способствуют развитию у ребёнка
концентрации внимания. В процессе занятий малыши получают возможность думать,
логически рассуждать, учатся анализировать, спорить, аргументированноотстаивая
своё мнение.
Овладение культуры поведения осмысленное понимание правильности
поведения на занятиях.
Пространство занятий готовит малыша к общению в школьном коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. На занятиях дети учатся усидчивости и дисциплине, необходимым в школе, постепенно привыкая к тому, что в классе необходимо слушать учителя и трудиться. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогает развить ему творческий потенциал.
Цели и задачи кружка
Цель- формирование физической, личностной, интеллектуальной и социальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачи:
- выравнивание стартовых возможностей детей, идущих в первый класс;
- обеспечение возможности получения дошкольного образования детьми различных категорий семей;
- оказание психолого- педагогической помощи детям, их родителям;
- взаимодействие ОУ с семьей;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Тематическое планирование:
Направление |
Количество часов |
Игры |
Беседы |
Подготовка кисти к письму |
4 |
3 |
1 |
Математические ступеньки |
2 |
1 |
1 |
Тренировка звуко- буквенного восприятия |
3 |
3 |
- |
Тренировка логического мышления |
3 |
3 |
- |
Овладение культуры поведения |
2 |
1 |
1 |
Итого |
14 |
11 |
3 |
Календарно- тематическое планирование
№п/п |
Тема занятия |
Дата планируемая |
Дата фактическая |
1 |
Вводное занятие. Знакомство. Ознакомление с режимом работы, правилами поведения. |
|
|
2 |
Занимательные задачи в стихотворной форме для дошкольника При проведении устного счета включаются упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности. |
|
|
3 |
Игра "День - ночь" Развитие речи учащихся, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия. |
|
|
4 |
Игра "Когда это бывает?" Отработка времен года. Игра "Найди опасное место" Отработка знаний опасных мест. |
|
|
5 |
Игра "Сказочные владения Радуги" Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет. Игра "Слова" Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. |
|
|
6 |
Игра "Опиши предмет" Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам. Тематические беседы с дошкольником Загадки об инструментах и посуде. Стихотворения о труде. |
|
|
7 |
Игра "Полслова за вами" Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух. Игра "Разложи по-порядку" Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. |
|
|
8 |
Совершенствование речевого аппарата дошкольника Скороговорки, четверостишия, рифмовки. |
|
|
9 |
Игра "Время рассердилось и ушло. Догони" Оперирование категориями "до", "после", "потом", "сейчас".
|
|
|
10 |
Игра "Колокольчики" Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем.Игра "Догадайся, что показал" (пантомима) |
|
|
11 |
Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение. Совершенствование речевого аппарата дошкольника Скороговорки, четверостишия, рифмовки. |
|
|
12 |
Игра "Составь слово" Дети составляют слова из предложенных учителем слогов. |
|
|
13 |
1,2,3,4,5, начинаем мы считать. Упражнение "Котенок" Поставить точку в любом углу клетки... |
|
|
14 |
Развиваем пальчики. Физкультминутка дошкольника Отдых наш - физкультминутка, Занимай свои места... Игра "Идем в гости" Ролевая игра для дошкольников. |
|
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ЛЕНИНСКОЕ»
Согласовано Утверждаю
Зам.директора по УВР директор
Н.Ф.Вязовик И.Н.Игнатова
«____» ____________ «___» ______________
ПРОГРАММА
ПО ПОДГОТОВКЕ
БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Преемственность» Н.А.Федосовой, кандидата педагогических наук.
Составила: О.Н. Шеньшина
учитель начальных классов
2013 г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.