Программа «Бусинка» является программой эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного творчества, развитие творческих способностей детей
Оценка 4.7

Программа «Бусинка» является программой эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного творчества, развитие творческих способностей детей

Оценка 4.7
docx
08.05.2020
Программа «Бусинка» является программой эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного творчества, развитие творческих способностей детей
Программа Бусинка.docx

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАУДО «Центр детского творчества «Радуга»

________________Л.Г. Плотникова

«_____» ________________2019г.

 

ПРИНЯТО

на методическом совете

МАУДО «Центр детского

творчества «Радуга»

Протокол № ________________

«__» _______________2019 г.

 

 

 

 

 

 

Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа

«Бусинка»

Направленность программы: художественная

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 2 года

 

 

 

 

Автор-составитель:

Холковская Лидия Васильевна,

педагог дополнительного образования

1 квалификационной категории

МАУДО ЦДТ «Радуга»

 

 

 

 

 

 

 

г. Гай

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

Направленность (профиль) программы

4

1.1.2

Актуальность программы

4

1.1.3

Отличительные особенности программы

5

1.1.4

Адресат программы

6

1.1.5

Объем и срок освоения программы

6

1.1.6

Формы обучения

6

1.1.7

Особенности организации образовательного процесса

7

1.1.8

Режим занятий, периодичность и продолжительность

занятий

7

1.2

Цель и задачи программы

7

1.3

Содержание программы

8

1.3.1

Учебный план

8

1.3.2

Содержание учебного плана

9

1.4

Планируемые результаты

13

1.4.1

Личностные результаты

14

1.4.2

Метапредметные результаты

14

1.4.3

Предметные результаты

14

II.

Комплекс организационно-педагогических условий

15

2.1

Календарный учебный график

15

2.2

Условия реализации программы

17

2.2.1

Материально-техническое обеспечение

17

2.2.2

Информационное обеспечение

17

2.2.3

Кадровое обеспечение

18

2.3

Формы аттестации

18

2.3.1

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

18

2.3.2

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

18

2.4

Оценочные материалы

18

2.5

Методические материалы

18

2.6

Список литературы

21

2.6.1

Основная и дополнительная

21

2.6.2

Наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы и т.п.)

23

2.6.3

Интернет источники

23

 

Приложения

 

1.

Приложение 1

24

2.

Приложение 2

25

3.

Приложение 3

26

4.

Приложение 4

28

5.

Приложение 5

29

I. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Международная:

1. «Всеобщая Декларация прав человека», принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.

2. «Декларация Генеральной Ассамблеей ООН о правах умственно отсталых лиц», принята Генеральной Ассамблеей ООН20 декабря 1971 г.

3. «Всемирная программа действий в отношении инвалидов», принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблей ООН от 3 декабря 1982 года.

4.«Конвенция о правах инвалидов», принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.

5. «Осуществление Всемирной программы действий в отношении инвалидов: достижение провозглашенных в Декларации тысячелетия целей в области развития, касающихся инвалидов», принята резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН № 62/127 от 18.12.2007.

Федеральная:

1. «Об образовании в Российской Федерации»- Закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

2. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа,21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.).

3. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» - Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ.

4. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599.

5. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761.

Ведомственная:

1. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии», Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95.

2. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения», Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6.

3. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами», Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06.

4. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Приказ Минздрав социального развития России № 593 от 14 августа 2009 г.

Региональные акты и документы

1 Закон Оренбургской области от 06.09.2013 № 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.08.2013№ 1698).

2. Постановление Правительства Оренбургской области от 28 июня 2013 г. № 553-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы» (в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 03.10.2014 № 737-пп).

3. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.04.2013 № 348-п «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования Оренбургской области» на 2013-2018 годы».

Программа «Бусинка» является программой эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного творчества, развитие творческих способностей детей.

1.1.1 Направленность (профиль) программы

Адаптированная дополнительная общеобразовательная, программа «Бусинка» реализуется в рамках художественной направленности.

1.1.2 Актуальность программы

Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Обучающиеся, получая навыки ручного труда в самостоятельной творческой деятельности, успешно овладевают техническими приемами:

- выкладывают, составляют из отдельных частей целое;

- упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа;

- приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности;

- усваивают простейшие навыки совместной работы;

- активно общаются друг с другом и педагогом.

Содержание программы нацелено на активизацию художественно–эстетической, познавательной деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности во время занятия.

Данная программа осуществляет реализацию компетентностного подхода в образовании, и на каждой ступени обучения диагностируется достижение детьми результатов по трём уровням: личностном, метапредметном и предметном.

1.1.3 Отличительные особенности программы

В процессе разработки данной программы были проанализированы:

- авторская адаптированная общеобразовательная программа дополнительного образования детей с ОВЗ «Декоративно-прикладное творчество» автора Шабалиной Г. Е.,

- адаптированная программа кружка декоративно-прикладного искусства «Умелые руки» Скрипачевой О.А.

Отличительные особенности программы «Бусинка» от выше названных состоит в следующем:

по цели: программа «Бусинка» направлена на развитие творческих способностей детей в области декоративно-прикладного творчества; программа автора Шабалиной Г. Е «Декоративно-прикладное творчество» ориентирована на знакомство обучающихся с символикой русского декоративного искусства и её значением, получение детьми основ теоретических знаний и практических умений в данном виде декоративно–прикладного творчества. Адаптированная программа кружка «Умелые руки» Скрипачевой О.А. направлена на создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной работе с кожей – одним из видов декоративно-прикладного творчества.

по содержанию:

В данной программе уделяется большое внимание таким направлениям декоративно-прикладного творчества, как аппликация, работа с бумагой, работа с картоном, с природным материалом.

Содержание образовательной программы Шабалиной Г.Е «Декоративно-прикладное творчество» предполагает использование таких материалов как глина, природный и бросовый материал, в адаптированной программе кружка «Умелые руки» Скрипачевой О.А. используется кожа.

по ожидаемым результатам: освоение программы «Бусинка» отслеживается по трем компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития обучающего. Образовательная программа Шабалиной Г.Е «Декоративно-прикладное творчество» предполагает формирование начальных умений обработке глины и выполнение несложных работ из глины. В адаптированной программе кружка «Умелые руки» Скрипачевой О.А ожидаемый результат отсрочен во времени. Конечный результат – это повышение уровня общей осведомленности и познавательной активности, самооценки и межличностных отношений, творческого развития ребенка в целом.

1.1.4 Адресат программы

Программа рассчитана на возраст детей 7-11 лет.

Данная программа предназначена для детей с ОВЗ, не имеющих медицинские противопоказаний для занятий данным видом деятельности.

Адаптированная общеобразовательная программа позволяет сформировать у обучающихся навыки и умения в сравнении и сопоставлении, выделении главного, способности к комбинированию, что является одним из компонентов успешного обучения детей с ОВЗ.

Полученный детьми в младшем школьном возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных композиций с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие мелкой моторики рук.

Неотъемлемой частью для детей с ОВЗ является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момент в работе педагога дополнительного образования, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Поэтому необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук.

Обучающиеся с ОВЗ имеют значительные нарушения познавательной, эмоционально-волевой сферы. Занятия декоративно-прикладным творчеством позволяют эти недостатки в какой-то мере корригировать. Работа по изготовлению поделок развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук, развивается творческий потенциал ребёнка. Расширяется круг знаний, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного творчества.

Любая поделка требует выполнения трудовых операций в определённой последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения работы.

В процессе формирования общих трудовых умений и навыков у детей с ОВЗ возникает ряд трудностей. Обучающиеся не усваивают сведения теоретического материала полностью, при анализе образца не выделяют главное и существенное, не умеют планировать свою работу и контролировать ее в ходе выполнения, не умеют оценивать свои возможности и содержание своей работы, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Занятия декоративно-прикладным творчеством позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время детей.

1.1.5 Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 2 года и реализуется в объеме 72 часа (36 часов - 1 год обучения, 36 часов - 2год обучения).

1.1.6 Формы обучения

Основная форма организации образовательной деятельности - занятие. В процессе занятия используются коллективные, индивидуальные, групповые формы работы с детьми.

Программа реализуется в очной форме, и предусматривает такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда широко используются различные виды деятельности. Такое разнообразие делает процесс обучения интересным, а значит более эффективным. Помимо занятий в программе используются иные организационные формы: (выставки, презентации, конкурсы)

1.1.7 Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся в группах разного возраста, постоянного состава.

Программа предполагает использование групповой формы организации образовательного процесса. Количество обучающихся в группе 8 – 10 человек.

Образовательная деятельность по программе осуществляется на русском языке (в соответствии с п.12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008).

1.1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.

 

Год обучения

Количество занятий в неделю

Продолжительность занятий

Недельная нагрузка

Итого

1 год

1

1час (40 минут)

1час

36 часов

2 год

1

1час (40 минут)

1 час

36 часов

Итого

72 часа

 

1.2. Цель и задачи Программы

Цель программы: Развитие творческих способностей младших школьников посредством декоративно-прикладного творчества.

Основные задачи:

В воспитании:

- Воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работ.

Прививать интерес к декоративно-прикладному творчеству

В развитии:

- Развивать умение работать в коллективе.

- Развивать умение обучающихся доводить начатое дело до конца.

В обучении:

1. Обучать навыкам безопасного труда и правильной организации рабочего места.

2. Формировать практические трудовые навыки при изготовлении поделок.

1.3. Содержание программы

1.3.1 Учебный план

1 год обучения

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля и/или аттестации

всего

теория

практика

1

Раздел 1. Работа с бумагой и картоном

36

13

23

 

1.1

Введение в курс обучения

1

1

 

устный опрос

1.2

Ковер из осенних листьев

1

 

1

наблюдение

1.3

Настроение осени

1

0,5

0,5

участие в конкурсе «Мы все можем»

1.4

Букет цветов

1

0,5

0,5

наблюдение

1.5

Ближе к солнышку хотим

2

1

1

выставка готовых работ

1.6

Разноцветный полет

1

0,5

0,5

наблюдение

1.7

Братья наши меньшие

2

1

1

индивидуальный опрос

1.8

Зимний день

2

0,5

1,5

творческая работа

1.9

Снеговик

3

1

2

наблюдение

1.10

Ёлочка

2

1

1

загадки

1.11

Яблонька

4

1

3

наблюдение

1.12

Одуванчики

1

0,5

0,5

наблюдение

1.13

Поздравляем пап

2

1

1

творческая работа

1.14

Цветущая ветка

1

 

1

творческая работа

1.15

Рыбка золотая

1

0,5

0,5

наблюдение

1.16

Цветы для мам

1

 

1

наблюдение

1.17

Мурлыка

3

1

2

творческая работа

1.18

Жар птица

3

1

2

устный опрос

1.19

Элементы русского национального костюма

2

0,5

1,5

творческая работа

1.20

Выставка.

2

0,5

1,5

выставка работ

 

Итого

36

13

23

 

 

2 год обучения

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля и/или аттестации

всего

теория

практика

1

Раздел 1. Работа с бумагой

26

9

27

 

1.1

Правила техники безопасности

2

1

1

устный опрос

1.2

Осенние дары

3

1

2

участие в конкурсе «Мы все можем»

1.3

С днем учителя

2

0,5

1,5

выставка готовых работ

1.4

Бабочки

2

0,5

1,5

устный опрос

1.5

Осенний калейдоскоп

1

 

1

наблюдение

1.6

Аквариум

2

0,5

1,5

творческая работа

1.7

Раз ладошка, два ладошка

2

 

2

творческая работа

1.8

Хоровод снеговиков

4

1

3

выставка готовых работ

1.9

Зимушка-зима

2

0,5

1,5

устный опрос

1.10

Снежинки

2

0,5

1,5

загадки

1.11

Мамин день

3

0,5

2,5

индивидуальный опрос

1.12

Накладные аппликации

2

1

1

Опросник (Приложение 5)

1.13

Верба

3

0,5

2,5

творческая работа

1.14

Белая кувшинка

2

0,5

1,5

наблюдение

1.15

Элементы башкирского костюма

2

1

1

фронтальный опрос

1.16

Итоговое занятие. Выставка

готовых работ

2

 

2

творческая работа

 

Итого

36

9

27

 

 

1.4 Содержание учебного плана

1 год обучения

Раздел 1. Работа с бумагой

Тема 1.1. Введение в курс обучения

Теория: Ознакомление детей с курсом обучения, проведение инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с правилами поведения в кабинете.

Практика: Организация рабочего места.

Формы контроля: Устный опрос.

Тема 1.2. Ковер из осенних листьев

Теория: Знакомство детей с красотой осенней природы, закрепление знаний детей об окраске и форме осенних листьев.

Практика: Сборка букета из осенних листьев.

Формы контроля: Наблюдение

Тема 1.3. Настроение осени.

Теория: Обучение в составлении сюжетной аппликации осенних видов пейзажа. Знакомство с техникой выполнения обрывной аппликации.

Практика: Изготовление аппликации «Золотая осень». Подборка материала к композиции, изготовление шаблонов, создание плана композиции, сборка и оформление композиции.

Формы контроля: Участие в конкурсе «Зеркало природы».

Тема 1.4. Букет цветов

Теория: Обучение созданию композиции цветов, выполненных из салфеток. Знакомство с методом торцевания.

Практика: Выполнение на листе бумаги композиции цветов из салфеток методом торцевания.

Формы контроля: Наблюдение.

Тема 1.5. Ближе к солнышку хотим

Теория: Беседа о солнышке.

Практика: Выполнение открытки «Солнышко» из бумаги, ватных дисков.

Формы контроля: Выставка готовых работ.

Тема 1.6. Разноцветный полет

Теория: Рассматривание иллюстраций с изображением бабочек, выделение характерных особенностей внешнего вида бабочек.

Практика. Вырезание бабочки по шаблону и наклеивание узора из цветной бумаги.

Формы контроля: Наблюдение.

Тема 1.7. Братья наши меньшие

Теория: Обучение выполнению коллективной работы, составлению сюжетной аппликации.

Практика: Панно Лебедь. Подбор материала к композиции, изготовление шаблонов, построение композиции, сборка и оформление композиции.

Формы контроля: Индивидуальный опрос.

Тема 1.8. Зимний день

Теория: Продолжение ознакомления с приемами обрывной аппликации.

Практика: Выполнение панно «Ёлочка в лесу»

Формы контроля: Творческая работа.

Тема 1.9. Снеговик

Беседа о зиме.

Практика. Коллективная работа. Выполнение панно «Снеговик».

Формы контроля: Наблюдение.

Тема 1.10. Ёлочка

Теория: Ознакомление с приёмами выполнения веточек на ёлку.

Практика. Выполнение поделки «Ёлочка».

Формы контроля: Загадки.

Тема 1.11. Яблонька

Обучение выполнению двух ярусной аппликации из гофрированной бумаги.

Практика: Выполнение объёмной аппликации «Яблонька».

Формы контроля: Наблюдение

Тема 1.12. Одуванчики

Теория: Продолжение обучения методам торцевания. Воспитание чувства открытости и сотрудничества.

Практика: Выполнение на листе бумаги коллективной композиции из одуванчиков методом торцевания.

Формы контроля: Творческая работа.

Тема 1 13. Поздравляем пап

Теория: Беседа о подарках. Изучение шаблона «Части и формы кораблика».

Практика: Выполнение на листе бумаги объемной аппликации « Кораблик».

Формы контроля: Наблюдение

Тема 1.14. Цветущая ветка

Теория: Повторение сочетаний цвета при выполнении открытки.

Практика: Выполнение открытки «Цветущая ветка».

Формы контроля: Творческая работа.

Тема 1.15. Рыбка золотая

Теория: Освоение рельефной аппликации. Ориентирование на поиск гармоничных сочетаний.

Практика: Выполнение композиции «Рыбка золотая» из обрывных салфеток

Формы контроля: Творческая работа.

Тема 1.16. Цветы для мам

Теория: Беседа о весеннем празднике. Рассматривание открыток и иллюстраций с изображением цветов.

Практика: Оформление поздравительной открытки для мамы методом торцевания.

Формы контроля: Наблюдение.

Тема 1.17. Мурлыка

Теория: Ознакомление с видами ниток и их применением.

Практика: Панно Мурлыка из шерстяных ниток. Подборка правильного сочетания ниток в ходе работы.

Формы контроля: Творческая работа.

Тема 1.18. Жар-птица

Теория: Рассказ о ручной швейной игле и ее назначении. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с иглой. Ознакомление со швом «Иголка вперед».

Практика: Подборка лоскутков ткани для работы, работа с шаблонами Жар-птицы, пришивание ее к основе.

Тема 1.19. Элементы русского национального костюма

Теория: Рассказ об истории создания русского народного костюма.

Практика: Выполнение отдельных элементов русского народного костюма.

Формы контроля: Фронтальный опрос.

Тема 1.20. Выставка

Теория: Подведение итогов работы за год.

Практика. Подготовка выполненных работ к выставке. Оформление выставки работ.

Формы контроля: Творческая работа

 

2 год обучения

Раздел 1. Работа с бумагой

Тема 1.1. Правила техники безопасности

Теория: Ознакомление детей с курсом обучения, проведение инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с правилами поведения в кабинете.

Практика: Организация рабочего места.

Формы контроля: Устный опрос.

 

Тема 1.2. С днем учителя

Теория: Ознакомление с методами создания букета.

Практика: Выполнение на листе бумаги композиции цветов из гофрированной бумаги и пластилина методом торцевания.

Формы контроля: Творческая работа.

Тема 1.3. Осенние дары

Теория: Беседа об овощах и фруктах.

Практика: Выполнение натюрморта из овощей и фруктов.

Формы контроля: Участие в конкурсе «Зеркало природы».

Тема 1.4. Бабочки

Теория: Ознакомление с правилами подборки цвета и оттенков при выполнении работы.

Практика: Вырезание бабочки по шаблону и наклеивание узора из цветной бумаги.

Формы контроля: Устный опрос.

Тема 1.5. Осенний калейдоскоп

Теория: Беседа о ярких красках осени.

Практика: Выполнение аппликации «Осенний лес» из бумаги и ватных дисков и веточек.

Формы контроля: Наблюдение.

Тема 1.6. Аквариум

Теория: Рассказ о рыбках живущих в аквариуме.

Практика: Выполнение методом торцевания объёмной аппликации «Аквариум».

Формы контроля: Творческая работа.

Тема 1.7. Раз ладошка, два ладошка

Теория: Объяснение составления сюжета. Просмотр иллюстраций и картин.

Практика: Выполнение коллективной работы, составление сюжетной аппликации. Панно «Пчелка».

Формы контроля: Творческая работа.

Тема 1.8. Хоровод снеговиков

Теория: Формирование понимания того, что от работы каждого зависит общий результат.

Практика: Выполнение методом торцевания коллективную работу панно «Снеговик».

Формы контроля: Выставка готовых работ.

Тема 1.9. Зимушка-зима

Теория: Беседа о зимнем времени года.

Практика: Выполнение Поделки «Вращающая ёлочка» методом торцевания.

Формы контроля: Устный опрос.

Тема 1.10. Снежинки

Теория: Ознакомление детей с методами вырезания снежинок из бумаги.

Практика: Выполнение композиции «Воздушная красота».

Формы контроля: Загадки.

Тема 1.11. Мамин день

Теория: Рассказ о празднике 8-марта. Ознакомление с методами сборной аппликации.

Практика: Выполнение сборной аппликации «Цветы».

Формы контроля: Индивидуальный опрос.

Тема 1.12.Накладные аппликации

Теория: Знакомство с методами выполнения накладных аппликаций.

Практика: Выполнение на листе бумаги накладной аппликации «Сердечки».

Формы контроля: Опросник (Приложение №5).

Тема 1.13. Верба

Теория: Ознакомление с последовательностью выполнения работы. Сочетание цвета при выполнении поделки.

Практика: Выполнение веточки вербы из цветной бумаги и салфеток.

Формы контроля: Творческая работа.

Тема 1.14. Белая кувшинка

Теория: Рассказ о цветке – белая кувшинка. Закрепление знаний детей в выполнении цветов.

Практика: Выполнение коллективной работы «Белая кувшинка».

Формы контроля: Наблюдение.

Тема 1.15. Элементы башкирского костюма

Теория: Использование украшений одежды в обрядовой жизни башкирского народа.

Практика: Выполнение украшения отдельного элемента костюма.

Формы контроля: Фронтальный опрос.

Тема 1.16. Итоговое занятие. Выставка готовых работ

Теория: Подведение итогов работы за год.

Практика: Подготовка к выставке, оформление выставки работ. Проведение выставки.

Формы контроля: Творческая работа

1.4 Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трем компонентам: личностный, метапредметный, предметный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития воспитанника.

 

 

1.4.1 Личностные результаты

 

Уровень результатов

Критерии

Методы и методики диагностики

1 год обучения

2 год обучения

Личностные результаты

Умеет выполнить аккуратно отдельные виды работ

Умеет выполнит работу полностью соблюдая инструкции педагога

Педагогическое наблюдение

Выполняет отдельные виды работ без помощи педагога

Выполняет задание полностью без помощи педагога

Практическая работа

Педагогическое наблюдение

Приложение 1

Проявляет интерес к отдельным видам деятельности общего курса

Проявляет любознательность в освоении различных техник выполнения поделок

Методика диагностики учебных мотиваций

 

 

1.4.2 Метапредметные результаты

 

Метапредметные результаты

 

Умеет выполнять отдельные задания в коллективной работе

Умеет работать в коллективе

Учебный диалог

Умеет выполнить последовательность действий одной операции

Может выполнять работу от начала до конца

Практическая работа

Педагогическое наблюдение

 

1.4.3 Предметные результаты

 

Предметные результаты

Знает правила безопасности при работе с инструментами, умеет правильно организовать свое рабочее место

Руководствуется правилами техники безопасности при организации рабочего места

Устный опрос;

Практическая работа

Умеет пользоваться инструментами и приспособлениями (шаблоны, ножницы, клей) при изготовлении работы

Умеет применять различные технологии (обрывная, плоскостная, объемная) при изготовлении поделок

Практическая работа

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

1 год обучения

№ п/п

Дата

Неделя

Время

проведения

Форма занятия

К-во

часов

Тема занятия

Место проведения

1

В соответствии с расписанием

 

 

 

 

Раздел 1. Работа с бумагой

 

1.1

01

11-50

12-30

Учебное занятие

1

Введение в курс обучения

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.2

02

11-50

12-30

Экскурсия в парк

1

Ковер из осенних листьев

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.3

03

11-50

12-30

Учебное занятие

1

Настроение осени

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.4

04

11-50

12-30

Практическое занятие

1

Букет цветов

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.5

01

02

11-50

12-30

Коллективная работа

2

Ближе к солнышку хотим

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.6

03

11-50

12-30

Учебное занятие

1

Разноцветный полет

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.7

04

01

11-50

12-30

Практическое занятие

2

Братья наши меньшие

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.8

02

03

11-50

12-30

Коллективная работа

2

Зимний день

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.9

04

05

01

11-50

12-30

Практическое занятие

3

Снеговик

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.10

02

03

11-50

12-30

Учебное занятие

2

Ёлочка

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.11

04

02

03

04

11-50

12-30

Коллективная работа

4

Яблонька

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.12

01

02

11-50

12-30

Учебное занятие

2

Поздравляем пап

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.13

03

11-50

12-30

Практическое занятие

1

Одуванчики

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.14

04

11-50

12-30

Практическое занятие

1

Цветы для мам

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.15

01

11-50

12-30

Учебное занятие

1

Рыбка золотая

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.16

02

 

11-50

12-30

Коллективная работа

1

Цветущая ветка

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.17

03

04

01

11-50

12-30

Практическое занятие

3

Мурлыка

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.18

02

03

04

11-50

12-30

Учебное занятие

3

Жар птица

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.19

01

02

11-50

12-30

Коллективная работа

2

Элементы русского национального костюма

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.20

03

04

11-50

12-30

Практическое занятие

2

Выставка.

МАУДО ЦДТ «Радуга»

Итого

36

 

2 год обучения

№ п/п

Дата

неделя

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

1

В соответствии с расписанием

 

 

 

36

Раздел 1. Работа с бумагой

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.1

01

02

12-00

12-40

Учебное занятие

2

Правила техники безопасности

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.2

03

04

01

12-00

12-40

Экскурсия

3

Осенние дары

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.3

02

03

12-00

12-40

Учебное занятие

2

С днем учителя

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.4

04

01

12-00

12-40

Учебное занятие

2

Бабочки

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.5

02

12-00

12-40

Практическое занятие

1

Осенний калейдоскоп

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.6

03

04

12-00

12-40

Практическое занятие

2

Аквариум

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.7

05

01

12-00

12-40

Практическое занятие

2

Раз ладошка, два ладошка

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.8

02

03

04

02

12-00

12-40

Учебное занятие

4

Хоровод снеговиков

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.9

03

04

12-00

12-40

Практическое занятие

2

Зимушка-зима

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.10

01

02

12-00

12-40

Практическое занятие

2

Снежинки

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.11

03

04

01

12-00

12-40

Учебное занятие

3

Мамин день

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.12

02

12-00

12-40

Практическое занятие

2

Накладные аппликации

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.13

0304

01

12-00

12-40

Учебное занятие

3

Верба

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.14

02

03

12-00

12-40

Коллективная работа

2

Белая кувшинка

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.15

04

01

12-00

12-40

Занятие-игра

2

Элементы башкирского костюма

МАУДО ЦДТ «Радуга»

1.16

02

03

 

12-00

12-40

Практическое занятие

2

Итоговое занятие. Выставка

готовых работ

МАУДО ЦДТ «Радуга»

Итого

36

 

2.2 Условия реализации программы

 

2.2.1 Материально-техническое обеспечение

Материально – техническое обеспечение кабинета

- стол рабочий;

- стулья;

- машинки швейные;

- доска гладильная;

- утюг;

- проектор;

- экран;

- доска;

- манекен.

Материально – техническое обеспечение для обучающихся

- цветная бумага;

- простые карандаши;

- цветные карандаши;

- ластик;

- бумага формата А4;

- картон;

- салфетки;

- гофрированная бумага;

- ножницы;

- нитки;

- иглы;

- лоскутки ткани;

- клей ПВА;

- шкатулки (для хранения работ);

- альбом для рисования;

- шаблоны;

- бисер;

- бусинки;

- пуговицы;

- линейка;

- сантиметр;

- напёрсток;

- английские булавки;

- леска;

- резинка;

- мягкая проволока.

2.2.2. Информационное обеспечение

Информационное обеспечение реализуется через участие в интернет - конкурсах, выставках, размещение информации о деятельности детского объединения на сайте МАУДО ЦДТ «Радуга», презентации.

 

2.2.3 Кадровое обеспечение

Для эффективной реализации программы необходимы:

- педагог-психолог;

- педагог дополнительного образования;

- классный руководитель;

- администрация.

2.3 Формы аттестации

Предусмотрено проведение промежуточной и итоговой аттестации.

Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения раздела, образовательного модуля или по итогам обучения за год

 Итоговая аттестация представляет собой оценку качества усвоения обучающимся содержания дополнительной образовательной программы по итогам учебного года, а также за весь период обучения.

2.3.1 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах

Готовая работа, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, фото.

2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах:

- выставка, готовое изделие;

- демонстрация моделей;

- конкурс;

- открытое занятие.

2.4  Оценочные материалы

- устный опрос;

- индивидуальный опрос;

- педагогическое наблюдение;

- участие в конкурсе «Мы все можем»;

- творческая работа;

- фронтальный опрос;

- выставка готовых работ.

2.5 Методические материалы

В художественном воспитании наблюдается разнообразие методов обучения, что определяется спецификой художественного искусства и особенностями художественной деятельности обучающихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.

Методы обучения:

- словесный (рассказ, пояснение, учебный диалог);

- наглядно – иллюстрационный ( показ работ);

- репродуктивный (воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя);

- творческий (предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательной деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности);

- практический (используется для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний).

Формы организации образовательного процесса:

- индивидуальная;

- индивидуально-групповая;

- групповая.

Формы организации учебного занятия:

- беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются различными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

- практические занятия, где дети осваивают приемы работы с бумагой, тканью, клеем, учатся работать с инструментом.

- экскурсияпосещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

Вспомогательные формы работы (конкурсы, выставки), а также систему досуговых мероприятий, способствующих развитию детского коллектива. Проведение выставок является одной из интереснейших форм стимулирования обучающихся к занятиям, играет большую роль в изменении отношения детей к своей работе, воспитывает в них уважение к своему и чужому труду и его результатам, а так же способствует привлечению к занятиям декоративно-прикладным творчеством новых ребят.

- В процессе работы с детьми используются следующие технологии:

Практическая деятельность направленная на учебно-познавательный интерес; изучение каждой темы ориентировано на конечный практический результат, изготовление поделок, сувениров, аппликаций.

Технология художественно – творческого развития детей. Эта технология способствует обогащению представлений и впечатлений детей о произведениях искусства; развитию мыслительных операций (сравнение и уподобление; выделение новых качеств в объектах и предметах; использование различных приемов в создании художественного образа).

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает:

- связь изучаемого материала с жизнью;

- увязка материала с ранее приобретенными знаниями;

- обучение от простого к более сложному;

- создание ситуации успеха для ребенка;

Игровая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность школьников. Педагогическая игра, как основной вид деятельности, направлена на усвоение общественного опыта.
Основные принципы игровых технологий: умение моделировать; свобода деятельности; эмоциональная приподнятость; равноправие

Алгоритм учебного занятия:

1этап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этап - проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

III этап – подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

IV этап - основной.

В качестве основного этапа могут выступать:

1. Усвоение новых знаний и способов действия.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2. Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

3. Закрепление знаний и способов действуй. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

V этап – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

VI этап - итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить

перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

VII этап - рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться

работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,

содержание и полезность учебной работы.

VIII этап - информационный.

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Дидактические материалы:

- раздаточные материалы,

- инструкционные, технологические карты,

- задания,

- упражнения,

- образцы изделий.

2.6 Список литературы

2.6.1 Основная и дополнительная

Основная литература:

1. Алексеева, В.В. Что такое искусство / В.В.Алексеева. – М., 2011.

2. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. / В.И. Андреев - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

3. Барадулин, В.А. Основы художественного ремесла / В.А. Барадулин - М., 2008

4. Белов, В. Лад. Очерки о народной эстетике / В. Белов - М., 2012.

5. Белякова, О.В. Большая книга поделок / О.В.Белякова. – М., 2009.

6. Браиловская, Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи / Л.В. Браиловская - Ростов н/Д: «Феникс», 2006.

7. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка / Н.А. Ветлугина - М.: Просвещение, 2012. -79с.

8. Горлова, Л.А. Декоративно-прикладное искусство как фактор формирования ценностных ориентиров и нравственных норм личности учащихся / Л.А. Горлова – Оренбург: ООДТМ 2014 – 92с.+СД.

9. Грибовская, А.А. Коллективное творчество школьников / А.А. Грибовская,- М.: ТЦ Сфера, 2012. -96с.

10. Давыдова, Г. Н. Бумагопластика / Г.Н. Давыдова - М.: Скрипторий, 2003.-123с.

11. Джин Уэллс Пейзажи из ткани / Д,Уэллс - М.: Мой Мир, 2007.-96с.

12. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности/ Т.Н. Доронова - М.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 96с.

13. Дубровская, Н.В Приглашение к творчеству / Н.В.Дубровская - М.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 128с.

14. Ерёменко, Т. Cтежок за стежком / Т.Ерёменко - М.: «Малыш» 2011. - 16с.

15. Карлина Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение – Волгоград: Учитель, 2016. –311с.

26. Картушина, Г. Швейное дело / Г.Картушина - М.: Просвещение, 2000. -45с.

17. Костикова, И.Ю. Школа лоскутной техники / И.Ю.Костикова - М.: ООО ТД «Издательство мир книги», 2010.-46с.

18. Комарова, Т.С., Савенков, А. И. Коллективное творчество дошкольников / Т.С.Комарова - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128с.

19. Малыхина Л.Б. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей  – Волгоград: Учитель, 2016. – 171с.

20. Малыхина Л.Б.  Досуговые  программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза. – Волгоград: Учитель, 2016. – 165с.

21. Малыхина Л.Б. Справочник педагога дополнительного образования - Волгоград: Учитель, 2016. – 239с.

22. . Мерсиянова, Г. Швейное дело / Г.Мерсиянова, - М.: Просвещение, 2001. -235с.

23. Максимова, М. Лоскутики / М.Максимова - М.: Эксмо, 2003. – 146с.

24. Мозговая, Г. Швейное дело /Г. Мозговая, - М.: Просвещение, 2001. - 143с.

25. Небыкова, О.Н. Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-6 лет: программа, планирование, конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2015. – 207с.

26. Пантелеев, Г.Н. Нравственно - эстетическое воспитание ребенка / Г.Н.Пантелеев - М.: Просвещение, 2011. - 79с.

27. Румянцева, Е.А. Аппликация / Е.А.Румянцева - М.: Мир книги, 2008, - 238с.

28. Самопалова И., Весёлая аппликация / И.Самопалова - М.: РИПОЛ классик,

29. Скрипачева О.А. Адаптированная программа кружка «Умелые руки» / О.А. Скрипачева – Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества»

30. Шабалина Г.Е, Образовательная программа «Декоративно-прикладное творчество» / Г.Е Шабалина - Ханты – Мансийский автономный округ, Тюменская область пособий.

Дополнительная литература:

1. Дубровская, Н.В Приглашение к творчеству / Н.В. Дубровская - М.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 128с.

2. Ерёменко, Т. Cтежок за стежком / Т.Ерёменко - М.: Малыш 2014. - 16с.

3. Жук, С.М. Лоскутное шитье / C.М. Жук – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. - 96с. ил.

4. Костикова, И.Ю. Школа лоскутной мозаики / И.Ю. Костикова – М.:ООО ТД Издательство Мир книги,2010. - 192 с.: цв. илл.

5. Максимова, М.В. Кузьмина, М.А. Лоскутики / М.В. Максимова, М.А. Кузьмина – М.: Издательство ЭКСМО, 2010.- 108с.

6. Мостек, П. Ослепительный квилт / П.Мостек, - М.: Кристина - Новый век, 2015. - 145с.

Примечание. Перечень рекомендуемой методической литературы может

уточняться и пересматриваться при появлении более современных методических разработок.

2.6.2 Наглядный материал:

- альбомы с образцами бумаги;

- альбом с образцами тканей;

- альбом с образцами ниток;

- готовые поделки;

- инструкционные карты.

Наглядные пособия, технические средства обучения, используемые в учебном процессе, позволяют существенно повысить эффективность восприятия.

2.6.3 Интернет-ресурсы:

1. Народные традиции (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000006f9-1000-4ddd-1ac8-3e0047591c7d/i04_25_02.swf Дата обращения 12 02 2015

2. Скульптура из серии народности костюма (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4011034f-533f-44a3-b4ff-34576389f2c3/Narodnosti_Rossii.jpg Дата обращения 10 04 2015

3.Работа с бумагой (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000066d-1000-4ddd-507a-250047552344/i02_21_02.swf Дата обращения 10 04 2015

4. Вышивание узора (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000f0-1000-4ddd-d81d-350046976bdb/i01_05_03.swf Дата обращения 10 04 2015

5. Поделки из бумаги (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000625-1000-4ddd-084e-5f00474fbf6d/angel1_1.swf Дата обращения 10 04 2015

 

 

 

 

 

Приложение 1

Карта педагогического наблюдения детского развития

1 год обучения, личностные результаты

Критерии

оценивания

№ п.п.

ФИО

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Выполняет отдельные виды работ без помощи педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Низкийне уверен в собственных силах, не соблюдает инструкции педагога при выполнении отдельных операций, работу до конца не доводит;

- Средний - соблюдает инструкции педагога при выполнении отдельных операций, но допускает недоработки в работе;

- Высокий – способен преодолеть возникшие затруднения, доделать работу до конца.

 

Карта педагогического наблюдения детского развития

2 год обучения, личностные результаты

Критерии

оценивания

№ п.п.

ФИО

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Выполняет задание полностью без помощи педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Низкийне способен завершить работу до конца, пасует перед трудностями;

- Средний – выполняет работу полностью, но допускает недоделки в работе;

- Высокий - умеет выполнить работу полностью, без недочетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Карта педагогического наблюдения детского развития

1 год обучения, предметные результаты

Критерии

оценивания

№ п.п.

ФИО

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Умеет пользоваться инструментами и приспособлениями (шаблоны, ножницы, клей) при изготовлении работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Низкий - не умеет правильно применять инструменты при выполнении работы

- Средний – имеются затруднения при работе с инструментами и приспособлениями

- Высокий – свободно применяет инструменты и приспособления при изготовлении работ

Карта педагогического наблюдения детского развития

2 год обучения, предметные результаты

 

Критерии

оценивания

№ п.п.

ФИО

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Умеет применять различные технологии (обрывная, плоскостная, объемная) при изготовлении поделок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Низкий - не владеет навыками работы с различными видами технологий;

- Средний – Частично применяет различные виды технологий при изготовлении поделок;

- Высокий – Свободно выполняет работы, применяя различные технологии.

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Методика диагностики учебных мотиваций

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при изучении ими конкретных предметов.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Инструкция:

Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

верно  – (+ +);

пожалуй, верно  – (+);

пожалуй, неверно  – (–);

неверно  – (– –).

Благодарим за участие в опросе.

1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй неверно; неверно).

Ключ

Да

1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19

Нет

3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Кроссворд по теме: Инструменты при работе с бумагой

 

 

3

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Два кольца, два конца, а посередине – гвоздик. (ножницы).

2.Конь - стальной, хвост - льняной (игла)

3.Где храниться игла? (игольница)

4.Чем мы пользуемся при шитье, чтобы не уколоть палец (напёрсток).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Опросник

Знание цветового спектра

 

Цветовой спектр

1

Какие цвета входят в цветовой спектр?

Синий, фиолетовый, желтый, серый, коричневый, красный, оранжевый, розовый, зеленый

2

Какие цвета являются главными в цветовом спектре?

Красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий, фиолетовый

3

Какие цвета относятся к хроматическим?

Входящие в цветовой спектр,

Не входящие в цветовой спектр

4

Выберите хроматические цвета

Синий, красный, серый, зеленый, черный, сиреневый, бордо, белый, желтый, темно-серый, оранжевый

5

Какие цвета называются ахроматическими

Все остальные цвета

6

Отделите теплые цвета от холодных

Синий, красный, охра, фиолетовый, зеленый, коричневый, желтый, голубой, черный

7

Подберите гармоничное сочетание цветов к заданному цвету

Красный: 1. Зеленый, синий, золотисто – желтый 2. Фиолетовый, коричневый, оранжевый

Желтый: 1. Бордо, розовый 2. Фиолетовый, золотистый, шоколадно - коричневый

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга»

СОДЕРЖАНИЕ № Раздел

СОДЕРЖАНИЕ № Раздел

I . Комплекс основных характеристик программы 1

I . Комплекс основных характеристик программы 1

Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,

Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,

Данная программа осуществляет реализацию компетентностного подхода в образовании, и на каждой ступени обучения диагностируется достижение детьми результатов по трём уровням: личностном, метапредметном и предметном

Данная программа осуществляет реализацию компетентностного подхода в образовании, и на каждой ступени обучения диагностируется достижение детьми результатов по трём уровням: личностном, метапредметном и предметном

Адресат программы Программа рассчитана на возраст детей 7-11 лет

Адресат программы Программа рассчитана на возраст детей 7-11 лет

В процессе занятия используются коллективные, индивидуальные, групповые формы работы с детьми

В процессе занятия используются коллективные, индивидуальные, групповые формы работы с детьми

Содержание программы 1.3.1 Учебный план 1 год обучения № п/п

Содержание программы 1.3.1 Учебный план 1 год обучения № п/п

Хоровод снеговиков 4 1 3 выставка готовых работ 1

Хоровод снеговиков 4 1 3 выставка готовых работ 1

Тема 1.6. Разноцветный полет

Тема 1.6. Разноцветный полет

Практика: Выполнение открытки «Цветущая ветка»

Практика: Выполнение открытки «Цветущая ветка»

Тема 1.2. С днем учителя Теория:

Тема 1.2. С днем учителя Теория:

Практика: Выполнение композиции «Воздушная красота»

Практика: Выполнение композиции «Воздушная красота»

Личностные результаты Умеет выполнить аккуратно отдельные виды работУмеет выполнит работу полностью соблюдая инструкции педагогаПедагогическое наблюдение

Личностные результаты Умеет выполнить аккуратно отдельные виды работУмеет выполнит работу полностью соблюдая инструкции педагогаПедагогическое наблюдение

Время проведения Форма занятия

Время проведения Форма занятия

Дата неделя Время проведения

Дата неделя Время проведения

Материально – техническое обеспечение для обучающихся - цветная бумага; - простые карандаши; - цветные карандаши; - ластик; - бумага формата

Материально – техническое обеспечение для обучающихся - цветная бумага; - простые карандаши; - цветные карандаши; - ластик; - бумага формата

Формы аттестации Предусмотрено проведение промежуточной и итоговой аттестации

Формы аттестации Предусмотрено проведение промежуточной и итоговой аттестации

Формы организации образовательного процесса: - индивидуальная; - индивидуально-групповая; - групповая

Формы организации образовательного процесса: - индивидуальная; - индивидуально-групповая; - групповая

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция

VIII этап - информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий

VIII этап - информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий

Карлина Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение –

Карлина Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение –

Костикова, И.Ю. Школа лоскутной мозаики /

Костикова, И.Ю. Школа лоскутной мозаики /

Критерии оценивания № п

Критерии оценивания № п

Критерии оценивания № п

Критерии оценивания № п

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при изучении ими конкретных предметов

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при изучении ими конкретных предметов

По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня

По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня

Два кольца, два конца, а посередине – гвоздик

Два кольца, два конца, а посередине – гвоздик

Цветовой спектр 1

Цветовой спектр 1
Скачать файл