ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ПОКОСНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заседание ШМО учителей Заседание МС Приказ №________
начальных классов МКОУ «Покоснинская от
МКОУ «Покоснинская СОШ» «___» _________2016г.
СОШ» Протокол № _____ Директор МКОУ
Протокол «1 от «___» августа 2016г. «Покоснинская СОШ»
от «__» августа 2016г. Зам.директора по УВР МО «Братский район»
Руководитель МО Кузьмина Г.В. ________ Хрипач Ю.Н._________
Россало Е.Н.__________
Рабочая программа
учебного предмета (курса)
«Чтение»
Специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
для учащихся 2 класса
на 2016 - 2017 учебный год
Образовательная область: «Филология»
Количество часов 170
Разработала:
учитель начальных классов
1 категории
Ковалева М.И.
2016 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида автора В.В.Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2009году; Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п., учебника чтения для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений автора С.Ю.Ильиной, рекомендованного Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенного издательством «Просвещение» в 2013 году.
Рабочая программа рассчитана на 172 часа (5 часов в неделю). Рабочая программа составлена на основании программы под редакцией В.В.Воронковой с учетом последовательности изложения материала в учебнике.
Основными задачами обучения чтению в начальных классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. Постепенно у учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы.
В течение всего года будет формироваться техника чтения, проводиться работа над пониманием прочитанного, развитием устной речи учащихся, работа по внеклассному чтению, которая будет способствовать развитию интереса к чтению.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное, речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед обучающимися сама жизнь.
Основными задачами обучения чтения являются:
· научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя
· осмысленно воспринимать прочитанное;
· формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
· развивать познавательный интерес, познавательную деятельность детей;
· расширять их кругозор, словарный запас;
· воспитывать нравственные качества;
· формировать навыки правильного чтения.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у детей:
Принципы реализации программы:
· индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
· коллективизм;
· креативность (творчество);
· ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
· научность;
· сознательность и активность обучающихся;
· наглядность.
Формы: игры, упражнения, практические задания, тренинги, конструирование ситуаций, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, конкурсы и др.
Методы:
наглядность;
· взаимодействие;
· поощрение;
· наблюдение;
· коллективная работа, работа в парах;
· игра.
Приемы:
· анализ и синтез;
· сравнение;
· аналогия;
· обобщение.
Требования к уровню подготовки обучающихся во 2 классе.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Основное содержание учебного предмета
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.
В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию, навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.
Тематика произведений подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстрационным материалом как одним из эффективных средств формирования обучающихся. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. Чтение произведений по темам:
«Зазвенел звонок – начался урок».
«Осенние страницы».
«Сказка за сказкой».
«Мир животных»
«Птицы – наши друзья»
«Зимние страницы».
«Все мы делаем сами и своими руками»
«Буду делать хорошо и не беду плохо».
«Ежели вы вежливы».
«Весенние страницы».
«Посмеемся, улыбнемся».
«Летние страницы».
«Как хорошо уметь читать!»
Учебно-методические средства
1.Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. В.В.Воронкова - М. «Просвещение». 2009 г.
2. Учебник чтения для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.Ю.Ильина - М.»Просвещение». 2011 ч.
3. Методическое руководство к учебнику « Книга для чтения» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видаС.Ю.ИльинаМ.»Просвещение» 2010 г.
Дополнительная литература ( для заучивания наизусть):
О. Высоцкая «Праздник Октября»
А. Плещеев «Осенью»
А. Барто «Наша Таня»
С. Михалков «Ёлка»
А. Блок «Зайчик»
Е. Трутиева «На крылечко снежок падает не тает»
И. Суриков «Зима»
Е. Благинина «Флажок»
З. Александрова «В школу»
Календарно - тематическое планирование
№п/п |
Наименование раздела и темы урока |
Часы учебного времени |
Дата проведения |
||||||||||||||||||
плановая |
фактическая |
||||||||||||||||||||
I четверть -45 ч |
|||||||||||||||||||||
1 |
«Зазвенел звонок – начался урок» (18 часов) По Н. Саксонской «Осень в школе». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
2 |
Р. Сеф «Я могу считать до ста». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
3 |
По В. Берестову «Где лево, где право». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
4 |
По В. Драгунскому «Школьные слова». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
5 |
По М. Яскову «Я учусь писать». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
6 |
Л. Толстой «Таня знала буквы». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
7 |
По К. Ушинскому «В школе». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
8 |
По В. Викторову «Мы дежурим». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
9 |
По В. Голявкину «Про то, для кого Вовка учится». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
10 |
По Э. Мошковской «Физкультура». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
11 |
По Р. Сефу «Пятерка». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
12 |
По К. Ушинскому «Всякой вещи свое место». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
13 |
М. Юдалевич «Три плюс пять». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
14 |
По В. Голявкину «Первый урок». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
15 |
Вн.ч. «Узнай, как дела у детей обстоят» |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
16 |
По В. Драгунскому «Уроки». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
17 |
Г. Мамлин «Давайте складывать слова». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
18 |
Обобщение по теме «Зазвенел звонок – начался урок». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
19 |
«Осенние страницы» - (15 часов) По Г. Скребицкому «Художник - Осень». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
20 |
С. Козлов «В эту осень». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
21 |
М. Ивенсен «Падают, падают листья». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
22 |
В. Викторов. « Здравствуй, осень» |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
23 |
По А. Митяеву «В октябре». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
24 |
Г. Ладонщикова «Верная примета». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
25 |
А. Степанов «Когда шубу носить?» |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
26 |
Е. Трутнева «Эхо». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
27 |
По И. Соколову – Микитову «Белки». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
28 |
Е. Благинина «Белкина кладовая». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
29 |
По Н. Сладкову «Почему ноябрь пегий». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
30 |
Вн.ч. «Устное народное творчество». Потешки, поговорки, скороговорки. |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
31 |
По Н. Сладкову «Почему ноябрь пегий». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
32 |
По Н. Сладкову «Почему ноябрь пегий». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
33 |
Обобщение по теме «Осенние страницы». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
34 |
«Сказка за сказкой»- (8 часов) Русские народные сказки. Сказка «Вершки и корешки». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
35 |
Сказка «Лиса и журавль». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
36 |
Сказка «Рак и Лиса». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
37 |
Сказка «Старик и два медвежонка». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
38 |
Сказки разных народов. Ингушская сказка «Заяц и черепаха». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
39 |
Румынская сказка «Волк и лошадь». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
40 |
Японская сказка «Добрый крестьянин». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
41 |
Обобщение по теме «Сказка за сказкой». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
42 |
«Мир животных» (21 час) Р. Сеф «Кто любит собак». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
43 |
Английская народная песенка «Барашек». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
44 |
А. Введенский «Загадка». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
45 |
В.Лифшиц «Кролик». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
II четверть– 35часа |
|
||||||||||||||||||||
46 |
В.Лифшиц «Кролик». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
47 |
Ю. Коринец «Лапки». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
48 |
Е. Благинина «Котенок». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
49 |
А. Барто «Собака». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
50 |
Е. Чарушин «Еж». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
51 |
Я. Агафонова «Живой букет». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
52 |
По Г. Снегиреву «Медвежонок». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
53 |
По Г. Снегиреву «Медвежонок». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
54 |
По И. Соколову – Микитову «Лисья нора». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
55 |
С. Черный «Кто ?» |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
56 |
По Г. Снегиреву «Бобренок». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
57 |
По Г. Снегиреву «Бобренок». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
58 |
С. Маршак «Детский дом». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
59 |
Р. Зеленая, С. Иванов «Животные». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
60 |
Р. Зеленая, С. Иванов «Животные». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
61 |
Обобщение по теме «Мир животных». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
62 |
Вн.ч. «О братьях наших меньших» Рассказы Чаплиной, Житкова, Чарушина. |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
63 |
«Птицы – наши друзья» (7 часов) По И. Соколову – Микитову «Соловей». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
64 |
Г. Снегирев «Ворон». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
65 |
Г. Ладонщиков «Спор на скворечне». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
66 |
По Н. Сладкову «Пылесос». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
67 |
По Н. Сладкову «Пылесос». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
68 |
По В. Голявкину «Птичка». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
69 |
Обобщение по теме «Птицы – наши друзья». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
70 |
«Зимние страницы» ( 11 часов) Н. Егоров «По ягоды на лыжах». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
71 |
По Л. Воронковой «Снег идет». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
72 |
Л.Наппельбаум «Озорные снежинки». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
73 |
По Е.Кузнецовой «Семка и Мороз». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
74 |
С. Маршак «Белая страница». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
75 |
В. Бианки «Книга зимы». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
76 |
Вн.ч. «Волшебница-зима» Стихи и рассказы о зиме. Д. Хармс «Что это было?» В. Сухомлинский «Зайчик и рябина». Г. Ладонщиков «Наши друзья». По Н. Сладкову «Зимний запас». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
77 |
Б. Брехт «Зимний разговор». Е. Махалова «Что такое Новый Год?» |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
78 |
По Н. Плавильщикову «Храбрая птица». Ю. Кушак «Ночное приключение». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
79 |
По Л. Сергееву «Снеговики». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
80 |
Е.Благинина «Зимние загадки» |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
III четверть– 50часов
|
|||||||||||||||||||||
81 |
«Все мы делаем сами и своими руками» (20 часов) Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
82 |
А. Гарф «Вот такие наши руки». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
83 |
В. Голышкин «Белоручки». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
84 |
В. Осеева «Своими руками». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
85 |
М. Коцюбинский «Десять помощников». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
86 |
Е. Пермяк «Первая рыбка». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
87 |
Г. Ладонщиков «Кукла и Катя». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
88 |
Е.Серова «Разговор о технике». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
89 |
И. Мазнин «Странное дело». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
90 |
По И. Тихонову «Вкусный пирог». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
91 |
По И. Тихонову «Вкусный пирог». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
92 |
Г. Глушнев «Мы вдвоем». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
93 |
По Г. Голявкину «Подходящая вещь». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
94 |
По Г. Голявкину «Подходящая вещь». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
95 |
Вн.ч. «По дорогам сказки». Сказки Андерсена. |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
96 |
М.Глазков «Танечка – хозяйка». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
97 |
М.Моисеева «Доктор Петрова». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
98 |
По Е. Пермяку «Мамина работа». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
99 |
По Е. Пермяку «Мамина работа». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
100 |
Обобщение по теме «Все мы сделаем сами и своими руками». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
101 |
«Буду делать хорошо и не буду плохо» (16 часов) А.Кузнецова «Подружки». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
102 |
А. Барто «Рыцари». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
103 |
Н. Сладков «Жалейкин и пруд». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
104 |
Н. Сладков «Жалейкин и пруд». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
105 |
Р.Зеленая и С. Иванов «Страшная история». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
106 |
Р.Зеленая и С. Иванов «Страшная история». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
107 |
По Т. Пономаревой «Хитрое яблоко». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
108 |
По Т. Пономаревой «Хитрое яблоко». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
109 |
М. Пляцковский «Урок дружбы». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
110 |
Вн.ч. «О чем говорят стихи» Стихи Барто, Маршака, Михалкова, Заходера. |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
111 |
В. Хомченко «Яблоко». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
112 |
В. Хомченко «Яблоко». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
113 |
В.Карасева «Про Людочку». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
114 |
Р. Баумволь «Никто не мешает». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
115 |
С. Прокофьева «Сказка про честные ушки». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
116 |
Обобщение по теме «Буду делать хорошо и не буду плохо». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
117 |
«Ежели вы вежливы» (9 часов) Н. Красильников «Доброе утро». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
118 |
Л. Каминский «Как Маша ела яблоко». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
119 |
По В. Голышкину «Удивительное превращение». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
120 |
По В. Голышкину «Удивительное превращение». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
121 |
А. Седугин «Брысь, шапочка!» |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
122 |
С.Маршак «Песенка о вежливости». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
123 |
По Я. Пинясову «Кто грамотней?» |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
124 |
Обобщение по теме «Ежели вы вежливы». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
125 |
Вн.ч. «Больше всех на свете маму я люблю». Рассказы Артюховой, Благининой, Воскресенской. |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
126 |
«Весенние страницы» (16 часов) Л. Модзалевский «Появление весны». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
127 |
И. Соколов – Микитов «Весна красна». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
128 |
Ю. Коринец «Март». Л. Барбас «Поздравление». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
129 |
М. Пляцковский «Сосульки». М.Борисова «Песенка капели». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
130. |
М. Пляцковский «Сосульки». М.Борисова «Песенка капели». |
|
|
|
|||||||||||||||||
IV четверть– 42 часа |
|||||||||||||||||||||
131 |
По Г. Скребицкому «Художник – Весна». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
132 |
Е. Серова «Подснежник». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
133 |
По Ю. Ковалю «Белое и желтое». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
134 |
З. Александрова «Салют весне». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
135 |
Н. Сладков «Любитель цветов». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
136 |
В. Хомченко «Терем – рукавица». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
137 |
Г. Виеру «Девятое мая». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
138 |
По Л.Кассилю «Никто не знает, но помнят все». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
139 |
Т. Белозерова «Майский праздник». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
140 |
П. Воронько «Лучше нет родного края». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
141 |
Обобщение по теме «Весенние страницы». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
142 |
Вн. ч. «Рассказы о животных» |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
143 |
«Посмеемся, улыбнемся» (13 часов) О. Григорьев «Повар». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
144 |
Э. Успенский «Память». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
145 |
Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
146 |
По Л. Пантелееву «Как поросенок говорить научился». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
147 |
По Л. Пантелееву «Как поросенок говорить научился». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
148 |
Ю. Кушак «Банька». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
149 |
По Л. Каминскому «Как котенок Яша учился рисовать». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
150 |
В. Лапшин «Познакомился». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
151 |
Веселые загадки. |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
152 |
По Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?» |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
153 |
Обобщение по теме «Посмеемся, улыбнемся». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
154 |
Вн. ч. Книжкины загадки. |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
155 |
«Летние страницы» (10 часов) Е.Трутнева «Земляника». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
156 |
К.Ушинский «Солнце и радуга». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
157 |
Л. Мануш «Мост». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
158 |
А. Седугин «Шмель и Миша». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
159 |
По В. Хомченко «Гнездо в траве». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
160 |
По В. Хомченко «Гнездо в траве». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
161 |
Л. Фадеева «Каникулы». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
162 |
Летние загадки. |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
163 |
Обобщение по теме «Летние страницы». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
164 |
«Как хорошо уметь читать!» (7 часов) В. Берестов «Читалочка». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
165 |
И.Железнова «Раньше улица молчала». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
166 |
Р. Сеф «Читателю». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
167 |
В. Голявкин «Спрятался». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
168 |
Л. Пантелеев «Ау». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
169 |
Д. Чиарди «Прощальная игра». |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
170 |
Обобщение по теме «Как хорошо уметь читать!» |
1 |
|
|
|||||||||||||||||
|
Всего за учебный год: 170 часа
|
|
|
||||||||||||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.