Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Синекинчерская основная общеобразовательная школа»
Урмарского района
Чувашской Республики
Конкурс
педагогов дополнительного образования
«Сердце отдаю детям»
Программа
деятельности детского общественного
объединения «Родничок»
Подготовила:
старшая вожатая МБОУ
«Синекинчерская ООШ»
Егорова Альбина Григорьевна
Сине-Кинчеры, 2018
Пояснительная записка
Общество заинтересовано в том, чтобы целенаправленно влиять на подрастающее поколение с целью передачи ему богатств социального опыта, с целью стабильности своего существования. Функции воспитания реализуют семья, школы, общественные организации.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчужденности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно – нравственного совершенствования человека. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности, процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Поэтому в новых условиях наилучшим вариантом является возрождение детских добровольных общественных организаций, к которым тяготеют дети, но на совершенно иных принципах деятельности и других организационных условиях. Детские объединения представляют собой важный фактор воздействия на ребёнка, влияющий двояким образом: с одной стороны, создаёт условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребёнка, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений, с другой стороны, проводит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, равнения на общественные нормы, ценности, социальные программы. Детское объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребёнка.
Благодаря детскому объединению происходит становление норм демократической культуры, формирование навыков игрового общения и деятельности, развитие гражданских, патриотических чувств растущего гражданина России, чувств сопричастности с происходящим в окружающем мире.
Деятельность Детской организации строится на основе программы «Родничок». Данная программа органично вписывается в воспитательную систему школы и составлена с учётом традицией школы. Программа рассчитана на работу с учащимися 2 – 9 классов с учётом их интересов как в школе, так и вне её.
Реализуя программу, мы используем самые разнообразные формы проведения занятий (как традиционные, так и интерактивные): лекции, беседы, встречи с интересными людьми, деловые игры, творческие мастерские, ток – шоу, «круглые столы», ролевые игры, экскурсии, совместные занятия с родителями и др.
Основные принципы программы:
Принцип культуросообразности.
Осуществление содержания программы на основе общечеловеческих ценностей, формирование сознания и внутренней потребности личности в совершенствовании.
Принцип личностной ориентации.
Содержание программы предусматривает учёт индивидуальности ребёнка в реализации всех видов деятельности.
Принцип креативности (творчества)
Самореализация детей и подростков в творческой обстановке и при участии творческого педагога.
Принцип демократизации.
Единство, равноправие и сотрудничество педагогов и воспитанников в реализации содержания программы.
Структура программы
Программа предлагает работу и организацию в виде длительно – массовой деловой игры для детей и молодёжи по методике КТД. Суть каждого дела – забота о своём коллективе, друг о друге, об окружающих людях, друзьях, о себе. Дело это планируется коллективно, потому что совершается вместе с ребятами и старшими товарищами как их общая работа. КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни. КТД позволяет реализовать идеи педагогики сотрудничества.
Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, даёт ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из дел – гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.
В основу программы положены проекты: «Колесо истории», «Твори, выдумывай, пробуй», «Живи, Земля!», «Щит», «Милосердие и дружба», «Мир прекрасного», «Ни дня без спорта и игры» (каждый год – 3 ведущих проекта + проект «Лидер»). Каждый проект предусматривает использование различных форм деятельности в зависимости от возрастной категории детей и разнообразные формы проведения занятий: игры соревнования, и др.
Программа «Родничок» призвана способствовать приобретению учащимися социальных навыков поведения, формированию у них умения самостоятельно принимать решения в социальных проблемных ситуациях и отвечать за их выполнение, формированию у ребят самосознания. Созданию условий для реализации творческого потенциала каждой личности, воспитанию культуры поведения, общения и досуга, обеспечению отношений сотрудничества между учителями и учащимися, а так же расширению форм досуга школьников.
Главная задача программы деятельности организации – личностно - ориентированное образование и воспитание, направленное на развитие и саморазвитие ученика на основе общечеловеческих ценностей с учётом индивидуальных особенностей каждого.
Таким образом, складывающиеся в современном обществе условия формируют запрос на личность свободную, творческую, с высоким уровнем, духовности и интеллекта. Согласно этому педагогический коллектив разработал на ближайшие годы программу «Родничок». Работая по этой программе, педагоги предоставляют возможность школьникам реализовать себя в учебной и других видах деятельности с опорой на склонности, интересы, возможности и способности.
Предметом деятельности организации «Родничок» является удовлетворение духовных и материальных ценностей. Социальная помощь в становлении и развитии членов организации в целях защиты своих прав.
Цель – развитие личностного роста подростка путём активизации его творческого потенциала, самоопределение и самореализация в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для всестороннего развития личности.
2. Гражданско–патриотическое воспитание подрастающего поколения.
3. Формирование активной мотивации норм и ценностей здорового образа жизни.
4. Экологическая и природоохранная деятельность.
5. Формирование этико-нравственного поведения, добросовестного отношения к труду, учёбе, обществу.
Содержание программы
Программа «Родничок» - это система логически вытекающих одна из другой, подчиненных целей развития творческой личности, приобщения детей к жизненно необходимым знаниям, самореализации и самоутверждения личности.
Программа предлагает работу и организацию в виде длительно – массовой игры детей и подростков по методике КТД.
Суть каждого дела – забота о своём коллективе, друг о друге, об окружающих людях, друзья, о себе. Дело это планируется коллективно, потому что совершается вместе с ребятами и старшими товарищами как их общая забота.
Содержание программы
Программа «Родничок» - это система логически вытекающих одна из другой, подчиненных целей развития творческой личности, приобщения детей к жизненно необходимым знаниям, самореализации и самоутверждения личности.
Программа предлагает работу и организацию в виде длительно – массовой игры детей и подростков по методике КТД.
Суть каждого дела – забота о своём коллективе, друг о друге, об окружающих людях, друзья, о себе. Дело это планируется коллективно, потому что совершается вместе с ребятами и старшими товарищами как их общая забота.
Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, даёт толчок и открывает широкий простор этого поиска. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.
В основу программы положены семь проектов: «Колесо истории», «Твори, выдумывай, пробуй», «Живи, Земля!», «Щит», «Милосердие и дружба», «Мир прекрасного», «Ни дня без спорта и игры».
Девиз программы – «Правда, но без громких слов, красота, но без прикрас и добро не напоказ – вот что дорого для нас »
Каждый проект предусматривает использование различных форм деятельности в зависимости от возрастной категории детей и разнообразные формы проведения занятий: игры, соревнования, секции и др.
Приоритетные направления: социально – творческое, экологическое и патриотическое.
«Колесо истории»
Патриотическое направление
Цель: содействие воспитанию любви к Родине, её героическому прошлому, уважения к предкам на основе знания традиций, истории своего Отечества. Умение жить в обществе, сотрудничать. Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, знанием исторического наследия России.
Виды деятельности:
· изучение исторического наследия России, знание известных исторических деятелей;
· изучение и знание родного края, города, школы, участие в программе «Дерево жизни», изучение местных традиций;
· участие в экспедициях, походах, встречах с ветеранами войны и труда, с интересными людьми;
· создание школьных музеев, комнат, залов боевой славы, организация военно–спортивных игр и другое.
Пути осуществления направления
Месяцы |
Название мероприятий |
Сентябрь |
1. «Дом, в котором мы творим» КТД 2. Конкурс рисунков «Духовный лик России» |
Октябрь |
1. Акция «Я – гражданин» 2. День пожилых людей |
Ноябрь |
1. Акция «Общество и ветераны» 2. Оказание помощи ветеранам ВОВ, труда. |
Декабрь |
1. Тимуровская работа 2. Экскурсия в краеведческий музей пос. Урмары |
Январь |
1. Акция «Дарите радость людям» 2. Конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» |
Февраль |
1. Классные часы, посвященные истории вооруженных сил 2. «Сыны Отечества» КТД |
Март |
1. Выставка «Мы за устойчивый мир» 2. Оказание помощи ветеранам ВОВ, труда |
Апрель |
1. Классные часы, посвященные Дню космонавтики 2. Музейный урок «Поклонимся великим тем годам» |
Май |
1. Неделя солдатской славы 2. Операция «Доброе утро, ветераны!» |
«Твори, выдумывай, пробуй»
Социально – творческое направление
Цель: развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно – исторических ценностей, развитие творческой активности.
Виды деятельности:
· Развитие интеллектуальных способностей, участие в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах, викторинах;
· раскрытие способностей через работу кружков, факультативов, секций, клубов;
· организация познавательных конкурсов, праздников, а также исследовательская и опытническая деятельность;
· выпуск устных журналов, проведение конференций, диспутов;
· оборудование предметных кабинетов, изготовление наглядных пособий.
Пути осуществления проекта
Месяцы |
Названия мероприятий |
Сентябрь |
1. День знаний 2. Конкурс рисунков «Моя любимая деревня» 3. Выпуск газеты «Школьная волна» 4. Операция «Внимание, дети!» |
Октябрь |
1. День учителя 2. Посвящение в первоклассники 3. Конкурс творческих работ в области профилактики наркомании |
Ноябрь |
1. «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух» КТД 2. Интеллектуальный марафон по математике 3. Презентация классных коллективов «Знакомьтесь, это - мы!» 4. День матери. Выставка творчества «Только для тебя» 5. Фестиваль знаний по русскому языку |
Декабрь |
1. Конкурс чтецов «Русское слово» 2. «Новый год!» 3. Выставка «Зимняя фантазия» 4. Конкурс «Новогодняя игрушка» |
Январь |
1. «Праздник святого Рождества» КТД 2. Фестиваль знаний по иностранному языку 3. Театр моды |
Февраль |
1. «Сыны Отечества» КТД 2. День встречи выпускников 3. 23 февраля – День защитника Отечества 4. Фестиваль знаний по истории, географии, биологии 5. Выставка детского творчества «Экология, природа и фантазия» |
Март |
1. «Дружат дети на планете» КТД 2. 8 марта – день весны 3. День самоуправления в школе 4. Неделя музыки и театра. Конкурс театральных Постановок 5. Каникулы «Книжкина неделя» 6. Всероссийский детский Пушкинский конкурс |
Апрель |
1. День смеха. Проект КТД «Чудо-дерево» 2. День семьи 3. День космонавтики
|
Май |
1. «Победа остается молодой» КТД 2. День славянской письменности 3. «Прощай, начальная школа!» 4. «Последний звонок»
|
«Живи, Земля!»
Экологическое направление
Цель: воспитание любви подростков к родному городу, экологической грамотности. Освоение ключевых представлений, обеспечивающих социально приемлемую безопасность взаимодействия с природной средой. Формирование необходимости постоянной адаптации подрастающего поколения к меняющейся окружающей среде.
Виды деятельности:
· обучение основам экологии;
· изучение и охрана животного мира, растительности, лекарственных трав;
· изучение экологического состояния города;
· знакомство с заповедниками и заказниками Белгородской области;
· проведение конкурсов, экологических игр, бесед, экскурсий;
Пути осуществления направления
Месяцы |
Название мероприятий |
Сентябрь |
1. Участие в школьной выставке цветов 2. Операция «Забота о цветах и растениях класса» |
Октябрь |
1. Благоустройство территории |
Ноябрь |
1. Заседание экологического сектора «Живи, Земля!» 2. Обучение основам экологии |
Декабрь |
1. Экологическая акция «Ёлочка, живи!» 2. Акция «Чистота спасет мир» |
Январь |
1. Экологическая акция «Покормите птиц зимой» |
Февраль |
1. Заседание экологического сектора «Живи, земля!» 2. Выставка «Экология, природа, фантазия» |
Март |
1. Операция «Чистый двор» 2. Экологическая акция «Первоцвет» 3. Марафон «Зеленая планета», «День птиц». |
Апрель |
1. Марш парков 2. Экологическая акция «Дни защиты от экологической опасности» |
Май |
1. Слет юных друзей природы 2. Экологический практикум |
«Щит»
Духовное направление
Цель: ознакомление с мировыми достижениями в области науки, культуры и спорта, воспитание умения радоваться достижениям других, развитие индивидуальности ребёнка и чувства коллективизма.
Виды деятельности:
· знакомство с наукой, искусством и спортом мировой культуры, России, Чувашии
· проведение подготовки к службе в армии;
· помощь в осознании своей роли в обществе и семье;
Пути осуществления направления
Месяцы |
Названия мероприятий |
Сентябрь |
1. «Дом, в котором мы творим» КТД 3. День здоровья |
Октябрь |
1. Акция «Я - гражданин» 2. Беседа о правилах поведения в школе и ДОО |
Ноябрь |
1. Конкурс «Статья о родном крае» 2. День здоровья |
Декабрь |
1. Конкурс чтецов «Русское слово» |
Январь |
1. Акция «Дарите радость людям» 2.Участие в районном конкурсе патриотической песни |
Февраль |
1. Классные часы, посвященные истории вооруженных сил |
Март |
1. Выставка «Мы за устойчивый мир» 2. Пропаганда ЗОЖ |
Апрель |
1. Весенний кросс 2. Классные часы, посвященные дню космонавтики |
Май |
1. Неделя солдатской славы 2. День здоровья |
«Милосердие и дружба»
Нравственное направление
Цель: формирование нравственной позиции во взаимодействии с людьми, поведения в различных социальных ситуациях, воспитание уважения к окружающим, заботы о людях.
Виды деятельности:
· проведение уроков добра и милосердия;
· участие детей в общественно значимой деятельности;
· работа, направленная на оказание помощи всем нуждающимся;
· проведение благотворительных акций;
· работа бюро добрых услуг;
Пути осуществления направления
Месяцы |
Названия мероприятий |
Сентябрь |
1. Викторина о Чувашском крае 2 .Конкурс рисунков «Духовный лик Чувашии» |
Октябрь |
1. День Пожилых людей 2. Акция «Я – гражданин» |
Ноябрь |
1. Акция «Общество и ветераны» 2. Беседа «Будем вечно прославлять эту женщину, чье имя – мать» 3. Рейд по проверке внешнего вида учащихся |
Декабрь |
Беседа «Сквернословие и способы ее искоренения» |
Январь |
1. Крещенские посиделки «Из истории установления праздника» 2. Беседа «Спешите делать добро» |
Февраль |
1. Выставка фотографий «Храмы в Чувашии» (заочное) 2. Просмотр видеофильмов на православную тематику 3. Участие в конкурсе прикладного и художественного конкурса «Мой Бог» |
Март |
1. Детский поэтический конкурс «Истоки добра» 3. Конкурс детского рисунка «Духовный лик России» |
Апрель |
1. День защиты детей 2. Конкурс рисунков «Светлая Пасха» |
Май |
1. Ознакомительные экскурсии в храмы «Православный храм – Источник духовной культуры» |
«Мир прекрасного»
Эстетическое направление
Цель: духовное развитие современного человека, развитие инициативы и творчества, воспитания любви к искусству.
Виды деятельности:
· популяризация различных направлений художественного творчества;
· изучение связей между различными видами духовного поиска современного человека: философия, поэзия, театр, кинематограф, классическая музыка, фольклор;
Пути осуществления направления
Месяцы |
Названия мероприятий |
Сентябрь |
1. Участие в школьной выставке цветов |
Октябрь |
1. Благоустройство территории школы |
Ноябрь |
1. Выставка творчества «Только для тебя» |
Декабрь |
1. « О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух» КТД |
Январь |
1. «Праздник святого Рождества» КТД |
Февраль |
1. Всероссийский фестиваль художественного детского творчества «Адрес детства – Россия» |
Март |
1. Неделя музыки и театра 2. Каникулы «Книжкина неделя» 3. Всероссийский детский Пушкинский конкурс 4. Всероссийский фестиваль художественного детского творчества «Адрес детства – Россия» |
Апрель |
1. Конкурс рисунков «Мой родной край» |
Май |
1. День славянской письменности 2. Экскурсия «Православный храм – источник духовной культуры» |
«Ни дня без спорта и игры»
Спортивно - оздоровительное направление
Цель: забота о жизни и здоровье детей, развитие физических данных, формирование творческой активности, стремления к здоровому образу жизни, развитие навыков коллективной деятельности.
Виды деятельности:
· проведение подготовки к закаливанию организма;
· организация соревнований по различным видим спорта;
· обучение необходимым туристическим навыкам;
· многоборье;
Пути осуществления направления
Месяцы |
Названия мероприятий |
Сентябрь |
1. День здоровья 2. Операция «Внимание, дети!» |
Октябрь |
1. День здоровья 2. Беседа «Правила поведения в школе и ДОО» |
Ноябрь |
1.День здоровья 2. Неделя игры и игрушки |
Декабрь |
1. День здоровья 2. День борьбы со СПИДом. Акция «Выход есть: живи без СПИДа» |
Январь |
День здоровья Соревнования по лыжным гонкам |
Февраль |
1. День здоровья 2. Игра «Зарница», «Зарничка» |
Март |
1. День здоровья 2. Пропаганда здорового образа жизни |
Апрель |
1. День здоровья 2. Весенний кросс 3. Конкурс спортивной песни |
Май |
1. День здоровья 2. Операция «Внимание, дети!» |
Все виды деятельности реализуются через:
· просветительскую, агитационно–пропагандистскую, профориентационную деятельность;
· проведение благотворительных, экологических акций, конкурсов, праздников, дискуссий, экскурсий, сюжетно-ролевые игры;
· организацию конкретной помощи и реальной поддержки нуждающейся в ней природе и социуму;
· утверждение здорового образа жизни через участие детей в художественной самодеятельности, в работе секций, кружков и клубов по интересам, в спортивных мероприятиях;
· обучение актива детской организации;
· путешествие по стране Знаний
Механизм реализации программы
Для реализации программы «Родничок» в школе работает 11 кружков: фольклорный, спортивный, театральный, «Акварелька», «Виртуальный мир», «Родной край» и другие.
Все приёмы, используемые при реализации программы, делятся на условные группы: побуждения (увлечение членов ДОО радостной перспективой, творческим поиском, поощрение, контроль, доверие, личный пример); убеждения (разъяснение, беседа, обсуждение личный пример); приучения (режим жизни, игра, поручения, соревнования, традиции, личный пример).
ДОО «Родничок» поддерживает связь с Домом детского творчества.
Одна из задач нашей работы состоит в том, чтобы добиться участия каждого из учащихся в интересующем его внеклассном объединении. Мы живём, придумываем каждый раз что- то новое, интересное, чтобы не отстать от жизни. Развитие и социализация личности, становление гражданской позиции происходит, главным образом, в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.
Мы учимся быть вместе с друзьями, соперниками, родителями и учителями.
Предполагаемые результаты деятельности по программе «Родничок»
1. Включение детей в управление детской организацией;
2. Создание условий для формирования духовной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на самоопределение и самореализацию в различных видах деятельности;
3. Развитие гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
4. Сформированность активной мотивации норм и ценностей здорового образа жизни;
5. Сформированность экологической и природоохранной деятельности;
6. Сформированность этико-нравственного поведения, добросовестного отношения к труду, учебе, обществу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.