СОГЛАСОВАНО:
Педагогическим советом школы
Протокол № 4 от 25. 05. 2018 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказ по основной деятельности
№ 114 от 29. 05. 2018 г.
программа
ДЕТСКих ОЗДОРОВИТЕЛЬНых ЛАГЕРей
«Солнышко» и «Муравьи»
Автор программы:
начальник лагеря на базе
МОУ «Изварская СОШ»
Чванова Надежда Васильевна
Возраст учащихся: 7-15 лет
Количество детей: 50 чел.
Сроки реализации: 1 июня 2018 г. – 06 июля 2018 г.
Извара, 2018 г.
Пояснительная записка
Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим, это жизнь в коллективе. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Эти функции выполняет ДОЛ «Планета детства» на базе МОУ «Изварская СОШ», кроме того наряду с организацией занятости и отдыха подростков в условиях школьного лагеря, еще и организацию их трудовой деятельности.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, труда и воспитания детей в условиях детских оздоровительных лагерей.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.
Основной состав двух лагерей – это обучающиеся образовательного учреждения в возрасте 7–15 лет, в количестве 50 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе подростков группы риска (с девиантным поведением).
Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в двух разновозрастных лагерях.
Лагерь «Солнышко» предусматривает вовлечение детей в досуговую деятельность с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Лагерь «Муравьи» предусматривает наряду с организацией занятости и отдыха подростков в условиях школьного лагеря, еще и организацию их трудовой деятельности. Выполнение реальных трудовых заданий носит большой воспитательный эффект: процесс труда оказывает благотворное влияние на воспитание трудолюбия, ответственности, дисциплины, аккуратности, уважения к людям труда. Формированию этих качеств способствует работа в трудовой бригаде.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Конституция РФ;
3. Закон РФ «Об образовании в РФ»;
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
Концепция программы
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка.
Основная деятельность детских оздоровительных лагерей направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума.
При организации трудового процесса педагоги исходят из того, что позитивное отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную социально-общественную работу, осознание ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач.
Находясь в ДОЛ, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Таким образом, педагогический коллектив летних оздоровительных лагерей ставит перед собой следующие цель и задачи:
Цель программы: создание благоприятных условий для организованного отдыха обучающихся в летний период, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья, развитие творческих и интеллектуальных способностей с учетом индивидуальных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи программы
1. Образовательные:
- стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об
окружающем мире,
- расширить кругозор в области культуры,
- расширить кругозор в области физической культуры и спорта.
2. Развивающие:
- развить навыки здорового образа жизни,
- развить двигательную активность с учётом индивидуальных и возрастных особенностей,
- развить творческие и профессиональные способности,
- развить интерес детей к самовыражению себя через различные виды деятельности,
- развить навыки конструктивного общения со сверстниками, воспитывая толерантное отношение к окружающим, уважение к иному мнению,
- развить творческое отношение к делу, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, инициативность.
3. Воспитательные:
- воспитать культуру поведения и навыки общения,
- воспитать дружеское уважительное отношение к окружающим,
- способствовать становлению гражданственности,
- воспитать патриотизм,
- сформировать качества ребенка, составляющие культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру,
- сформирование интерес к различным видам деятельности, в том числе и трудовым.
Программа детских оздоровительных лагерей «Солнышко» и «Муравьи» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ДОЛ «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках детского оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Основное содержание программы
В течение смены в лагерях «Солнышко» и «Муравьи» ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности.
Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем.
В лагере «Муравьи» сочетается трудовая деятельность и воспитательно-оздоровительные мероприятия: в первой половине дня подростки занимаются общественно-значимой деятельностью, трудовыми делами, а затем отдыхают, участвуя в воспитательных и оздоровительных мероприятиях лагеря.
Содержание работы лагерей определяется задачами воспитания, трудового и профессионального обучения, профессиональной ориентацией учащихся, интересами школы.
Реализация программы ДОЛ «Солнышко» и «Муравьи» осуществляется через организацию различных видов деятельности:
- Гражданско-патриотическая деятельность;
- Художественно-творческая деятельность;
- Познавательно–образовательная деятельность;
- Экологическая и трудовая деятельность;
- Нравственно – эстетическая деятельность;
- Спортивно–оздоровительная деятельность;
- Культурно–досуговая деятельность.
Программа также способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне микрогруппы, отряда и предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе.
Вся деятельность подростков соответствует требованиям охраны труда для организаций, в которых работают несовершеннолетние лица. Ежедневно перед началом работы воспитателями проводится инструктаж по ТБ и охране труда. Продолжительность рабочего дня подростков составляет 2 часа в день. Для детей 10-14 лет рабочее время составляет 45 минут.
Основными методами организации деятельности являются:
- Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- Метод состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
- Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
В конце дня ребята отмечают свое настроение в солнечном (трудовом) уголке настроения.
Красный цвет – классный день!
Оранжевый – очень хороший день!
Зеленый – день как день.
Синий – скучный день.
Механизм реализации программы
I. Подготовительный этап включает:
– создание нормативно-правовой базы, разработка документации;
– подбор кадров;
– комплектование лагеря, разработку документации.
II. Организационный этап включает:
– знакомство;
– выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
– сплочение детей;
– формирование законов и условий совместной работы;
– подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап включает:
– реализацию основных положений программы.
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
– помогают в проведении районных мероприятий;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы воспитанники оформляют лагерный уголок с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.
IV. Заключительный этап.
– анализ результатов работы – отчет о работе лагеря
– творческий отчет (фотоальбом, презентация, видеоматериалы)
План мероприятий в детских оздоровительных лагерях
Мероприятия |
|
|
«Муравьи» |
«Солнышко» |
|
1-й день (01.06.) Ø Анкетирование Ø Знакомство с распорядком дня Ø Развлекательная программа «Международный день защиты детей» (Изварский фестиваль) Ø Трудовые дела |
1-й день (13.06.) Ø Анкетирование Ø Знакомство с распорядком дня Ø Тематический час «Русская берёза – символ Родины моей» Ø Конкурс рисунков на асфальте «Мы - дети России» Ø Спортивный час |
|
2-й день (04.06.) Ø Медицинский осмотр Ø Конкурс рисунков «Опасный огонь». Ø Практикум «Твои действия при пожаре» с эвакуацией из здания школы. Ø Трудовые дела |
2-й день (14.06.) Ø Медицинский осмотр Ø Конкурс рисунков «Волшебное колесо» Ø Эстафета «Безопасное дорожное движение» Ø Трудовой десант |
|
3-й день (05.06.) Ø Праздник «Здравствуй, лето красное, веселое прекрасное» Ø Оформление отрядных уголков Ø Подвижные игры на свежем воздухе. Ø Трудовые дела |
3-й день (15.06.) Ø Акция «Подарок для друга» Ø Оформление отрядных уголков Ø Конкурс на создание дружеского шаржа Ø Игровая программа «Ассорти талантов» Ø Подготовка к КВН «В гостях у сказки» |
|
4-й день (06.06.) Ø Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках» Ø Просмотр сказки А.С. Пушкина Ø Конкурс рисунков «Что за прелесть эти сказки!» Ø Трудовые дела |
4-й день (16.06.) Ø Викторина «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?» Ø Трудовой десант Ø Конкурс плакатов «Земля - наш дом» Ø Поделка из ладошек «Цветок дружбы» |
|
5-й день (07.06.) Ø Конкурс «Дело мастера боится» Ø Акция «Подарок для друга» Ø Трудовые дела |
5-й день (18.06.) Ø Конкурс плакатов о природе «Зелёный патруль» Ø Экологическая игра «Весёлый муравейник» Ø Подготовка к КВН «В гостях у сказки» |
|
6-й день (08.06.) Ø Спортивная игра «Внимание! На старт!» Ø Конкурс рисунков на асфальте «Я выбираю спорт!» Ø Трудовые дела |
6-й день (19.06.) Ø КВН «В гостях у сказки» Ø «Сказочный денёк» всё и обо всех сказках Ø Сказка «Гуси-лебеди» - на новый лад (театральное представление) |
|
7-й день (09.06.) Ø Спортивная программа «Скакалочные состязания» Ø Час игр «Игра - веселая пора» Ø Трудовые дела |
7-й день (20.06.) Ø Малые олимпийские игры. Ø Конкурс рисунков «В здоровом теле - здоровый дух». Ø Беседа + презентация «Из истории олимпийских игр» |
|
8-й день (13.06.) Ø «Русская берёза – символ Родины моей» - тематический час Ø Спортивный час Ø Конкурс рисунков на асфальте «Мы - дети России» Ø Трудовые дела |
8-й день (21.06.) Ø Праздничная программа «Путешествие в страну дорожных знаков» Ø Конкурс рисунков «Волшебное колесо» Ø Подготовка литературно - музыкальной композиции «Подвиг во имя Родины» |
|
9-й день (14.06.) Ø Конкурс рисунков «Волшебное колесо» Ø Эстафета «Безопасное дорожное движение» Ø Трудовые дела |
9-й день (22.06.) Ø Литературно - музыкальная композиция «Подвиг во имя Родины» Ø Митинг с возложением цветов Ø Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!» |
|
10-й день (15.06.) Ø Подготовка к КВН «В гостях у сказки» Ø Конкурс на создание дружеского шаржа Ø Методика «Выбор» Ø Трудовые дела |
10-й день (23.06.) Ø Трудовой десант. Ø Конкурсная программа «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Ø Конкурс рисунков «Профессии моих родителей» Ø Методика «Выбор» |
|
11-й день (18.06.) Ø Конкурс плакатов о природе «Зелёный патруль» Ø Экологическая игра «Весёлый муравейник» Ø Подготовка к КВН «В гостях у сказки» Ø Трудовые дела |
11-й день (25.06.) Ø Конкурс меломанов «Угадай мелодию» Ø Спортивный час «Первенство по футболу» Ø Час игр «Игра - веселая пора» Ø Трудовой десант |
|
12-й день (19.06.) Ø КВН «В гостях у сказки» Ø «Сказочный денёк» всё и обо всех сказках Ø Трудовые дела
|
12-й день (26.06.) Ø Проект «Мой мультфильм» Ø Просмотр мультфильма Ø Конкурс рисунков «Мой любимый мультяшный герой» Ø Подвижные игры |
|
13-й день (20.06.) Ø Малые олимпийские игры. Ø Конкурс рисунков «В здоровом теле - здоровый дух». Ø Беседа + презентация «Из истории олимпийских игр» Ø Трудовые дела |
13-й день (27.06.) Ø Викторина «Домисолька» Ø Подвижные игры Ø Спортивный час |
|
14-й день (21.06.) Ø Эстафета « В гостях у матушки Природы» Ø Подготовка литературно - музыкальной композиции «Подвиг во имя Родины» Ø Трудовые дела |
14-й день (28.06.) Ø Конкурс загадок «Отгадай-ка» Ø Игра по станциям Ø Трудовой десант |
|
15-й день (22.06.) Ø Литературно - музыкальная композиция «Подвиг во имя Родины» Ø Митинг с возложением цветов Ø Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!» |
15-й день (29.06.) Ø Шоу-программа «Сюрприз – пати» Ø Конкурс рисунков «Опасный огонь». Ø Спортивный час Ø Беседа «Мир природы»
|
|
16-й день (23.06.) Ø Конкурсная программа «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Ø Конкурс рисунков «Профессии моих родителей» Ø Трудовые дела |
16-й день (30.06.) Ø Викторина «Угадайка» Ø Театрализованная эстафета «Зебра на каникулах» Ø Игра «Крестики-нолики» |
|
17-й день (26.06.) Ø Подготовка к закрытию лагерной смены Ø Проект «Мой мультфильм» Ø Просмотр мультфильма Ø Трудовые дела |
17-й день (02.07.) Ø Спортивная игра «Внимание! На старт!» Ø Конкурс рисунков на асфальте «Я выбираю спорт!» Ø Трудовой десант |
|
18-й день (27.06.) Ø Подготовка к закрытию лагерной смены Ø Викторина «Домисолька» Ø Подвижные игры Ø Трудовые дела |
18-й день (03.07.) Ø Подготовка к закрытию лагерной смены Ø Подвижные игры Ø Конкурсная программа «Весёлая палитра» |
|
19-й день (28.06.) Ø Медицинский осмотр Ø Конкурс загадок «Отгадай-ка» Ø Трудовые дела |
19-й день (04.07.) Ø Медицинский осмотр Ø Конкурс рисунков «Вот что значит настоящий верный друг!» Ø Конкурсная программа «Кис-шоу» |
|
20-й день (29.06.) Ø Закрытие лагерной смены Ø Конкурс «Самый, самый» Ø Трудовые дела |
20-й день (05.07.) Ø Закрытие лагерной смены Ø Конкурс «Самый, самый» Ø Викторина «Калейдоскоп» |
|
21-й день (30.06.) Ø Викторина «Угадайка» Ø Конкурс рисунков «Мой лагерь» Ø Анкетирование «Как я прожил смену» |
21-й день (06.07.) Ø Анкетирование «Как я прожил смену» Ø Конкурс рисунков «Мой лагерь» Ø Игровая программа «Опасности лета» |
Ежедневные мероприятия
· Зарядка
· Организационная линейка
· Занятия по интересам
· Минутка безопасности
· Минутка здоровья
· Час на свежем воздухе
· Послеобеденный отдых
· Подведение итогов дня
Беседы по правилам безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни
Дата |
Тема беседы |
01.06. 13.06 |
«Дорога домой» Вводный инструктаж |
04.06. 14.06 |
«Пожарная безопасность». Инструктаж по пожарной безопасности |
05.06. 15.06 |
«Бытовые приборы» Инструктаж по электробезопасности |
06.06. 16.06. |
«На улице - не в комнате, о том, ребята, помните!» Инструктаж по правилам безопасности на реке и водоемах |
07.06. 18.06 |
«Если ты дома один» «Закаливание» |
08.06. 19.06. |
«Страна Витаминия» |
09.06. 20.06
|
«Мой рост и мой вес» Инструктаж по правилам безопасности при проведении спортивных мероприятий |
13.06. 21.06 |
«Как правильно загорать» «Смех – лучшее лекарство» |
14.06. 22.06. |
Инструктаж по правилам безопасности при обнаружении старых снарядов, мин, гранат и неизвестных пакетов |
15.06. 23.06. |
«Правила дорожного движения» Инструктаж по правилам дорожно-транспортной безопасности |
18.06. 25.06. |
«Домашние опасности» «Гигиена в доме» |
19.06. 26.06. |
«Ядовитые растения» Инструктаж по правилам безопасности при работе на пришкольном участке |
20.06. 27.06. |
«Правила поведения в общественных местах» «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге» |
21.06. 28.06. |
«Поведение в помещении» |
22.06. 29.06. |
«Правила поведения в природе» Инструктаж по правила поведения в экстремальных ситуациях |
23.06. 30.06. |
«Правила дорожного движения» |
26.06. 02.07. |
«Правила поведения на массовых мероприятиях» Инструктаж по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улице, дома, в общественных местах |
28.06. 04.07. |
«Правила поведения при проведении спортивных мероприятий» Инструктаж по проведению прогулок, походов |
29.06. 05.07. |
«Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых |
30.06. 06.07 |
«Если ты дома один» |
Режим дня ДОЛ «Солнышко»
на базе МОУ «Изварская средняя общеобразовательная школа»
1. 8.30 – 8.45 – сбор детей
2. 8.45 – 9.00 – зарядка
3. 9.00 – 9.15 – утренняя линейка
4. 9.15 – 10.00 – завтрак
5. 10.00 – 12.00 – занимательные мероприятия по плану, трудовые дела, игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия
6. 12.00 – 13.00 – оздоровительные процедуры
7. 13.00 – 14.00 – обед
8. 14.00 – 14.30 – свободное время, подготовка ко сну.
9. 14.30 – 15.30 – дневной сон
10.16.00 – 16.30 – полдник
11.16.30 – 18.00 – культурные мероприятия по плану, игры на свежем воздухе, подведение итогов дня
12.18.00 – уход детей домой
Режим дня ДОЛ «Муравьи»
на базе МОУ «Изварская средняя общеобразовательная школа»
1. 8.30 – 8.45 – сбор детей
2. 8.45 – 9.00 – зарядка
3. 9.00 – 9.15 – утренняя линейка
4. 9.15 – 10.00 – завтрак
5. 10.00 – 10.45 – трудовые дела
6. 10.45 – 12.00 – занимательные мероприятия по плану, игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия
7. 12.00 – 13.00 – оздоровительные процедуры
8. 13.00 – 14.00 – обед
9. 14.00 – 14.30 – свободное время, подведение итогов
10.14.30 – уход детей домой
Кадровое обеспечение
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря. В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют опытные педагоги образовательного учреждения.
Сведения об участниках
(социальный состав воспитанников)
Всего детей – 50
Из них:
– из многодетных семей - 8
– из социально незащищенных семей - 8
– из числа детей, лишенных опеки родителей - 0
– из семей одиноких родителей - 10
- из полных семей - 14
– детей с ограниченными физическими возможностями (хроническое заболевание) - 0
– детей из семей, оказавшихся в социально опасном положении – 6
Сроки и условия пребывания
Программа реализуется в течение одной лагерной смены. Финансирование лагерей осуществляется из средств комитета социальной защиты населения (лагерь «Солнышко») и из средств местного бюджета (лагерь «Муравьи»).
Ожидаемые результаты
1. Увеличение занятости подростков, охваченных трудовой и оздоровительной деятельностью до 50 чел.
2. Общее оздоровление детей через соблюдение режима питания; витаминизацию организма; организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе.
3. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.
4. Пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями.
5. Развитие творческих и профессиональных способностей, инициативы и активности ребёнка.
6. Приобретение подростками новых социальных умений и навыков, нового позитивного жизненного опыта.
7.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.