I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования детей «» является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и является приложением Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ « Дьяченковская СОШ».
Цель программы – создание условий, способствующих самореализации личности через общественно-полезную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- формировать активную жизненную позицию подростков и стремление заниматься волонтерской (добровольческой) работой;
- сформировать сплоченный коллектив волонтеров;
- установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения и развития волонтерского движения через добровольческие проекты, мероприятия, акции, публикации в СМИ, листовки, буклеты, фото-отчеты о направлениях волонтерской деятельности;
- обучение принципам коллективно-групповой деятельности: основы общения и
взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация.
Развивающие:
- обучение социальному проектированию и организации деятельности;
- обеспечение подростков технологиями, знаниями и умениями, необходимыми для участия в добровольческой деятельности с целью приобретения навыков по решению социальных проблем;
- развивать активность, самостоятельность, творческие способности.
Воспитательные:
- оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей;
- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.
Программа «Волонтёры» рассчитана на учащихся седьмых, восьмых, девятых и десятых классов, увлекающихся социально значимой деятельностью.
Срок реализации программы - 1 год, 9 учебных часов.
Данная программа направлена на формирование сплоченной команды волонтеров-лидеров школьного подросткового волонтерского движения «Доброе сердце», а также развитие у них навыков уверенного поведения и общения для осуществления просветительско-профилактической работы по формированию и закреплению в школьной среде ценностей молодежной культуры, ориентированных на здоровый жизненный стиль, направленных на неприятие социально опасных привычек.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- знание понятия, истории, формы проявления волонтерства;
- основы здорового образа жизни; методику проведения групповых и массовых мероприятий,
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных задани проблемного характера;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками.
.Метапредметные:
- умение работать с разными источниками информации;
- составлять проекты, сообщения,рефераты, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы;
- овладение составляющими проектной деятельности, ставить вопросы, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми.
Предметные:
- знать о волонтерском движении в России;
- иметь представления о специфике проектной деятельности в социальной сфере,
- основных источниках и способах сбора и первичной обработки информации на поисковом этапе социального проекта,
- о требованиях к постановке цели и задач социального проекта,
- о способах планирования,
- о типичных для социального проекта результатах и способах их оценки,
- об алгоритмах выполнения действий, типичных для социального проекта,
- о типичных для социального проекта рисках и способах их предотвращения,
- о способах сбора и первичной обработки информации: мониторинг прессы, проведение социологического опроса,
- алгоритм обоснования желаемой ситуации,
- алгоритм анализа ситуации,
- алгоритм анализа проблемы с помощью построения дерева проблем,
- алгоритм анализа альтернативных способов решения проблемы,
- алгоритм постановки целей и задач с использованием дерева проблем,
- различные техники планирования деятельности по проекту,
- алгоритм анализа рисков,
- алгоритм планирования и оценки результатов и последствий социального проекта.
Основной формой проведения занятий является групповая работа, которая включает в себя выполнение индивидуальных и коллективных практических работ, презентацию результатов групповой работы, решение ситуационных задач, психологические упражнения, дискуссии, анкетирование и др.
Групповые занятия проводятся педагогом -организатором.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУЖКА
Программа «Волонтёры» рассчитана на учащихся седьмых, восьмых, девятых и десятых классов, увлекающихся социально значимой деятельностью.
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):
-в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
-в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
-коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в коллективно трудовой деятельности; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности, коллективности и проектности.
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность школьников основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт подростку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно подростка) в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике «замысел — реализация — рефлексия».
В логике действия данного принципа в программе предусматриваются социальные проекты школьников. Социальные проекты (экологические акции, оказание помощи бывшим узникам, детям войны, ветеранам труда, акции милосердия, обучающие акции) преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счёт реализации социальных инициатив.
Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
-коммуникабельность — лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
-предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
-самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
-организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования её частей в процессе решения какой-либо задачи;
- конвенциональность — стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
-законность (легальность) — стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.
Внеурочная деятельность «Волонтёры» рассчитана на 1 учебный год.
Классы – 7-10.
Количество часов в год – 9.
При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
IV. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы «Волонтёры»:
- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы «Мы - волонтёры» проявляются в:
- расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность; - способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Направления работы:
- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
- формирование толерантности – организация досуга молодежи.
V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда.
Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи.
Раздел 2. Познаю себя и других
(психологическая подготовка волонтеров).
Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.
Раздел 3. Учимся работать с документами.
Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность.
Они научатся в создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности.
Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров).
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
VI. КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Дата план |
Дата факт |
Тема учебного занятия |
Кол-во часов |
Содержание деятельности |
1 |
|
|
Волонтерское движение в мире и в РФ. Права и обязанности волонтера |
1 |
Круглый стол Обсуждение интересующих вопросов. Составление плана работы. |
2 |
|
|
«Белый цветок» |
1 |
Акция: сбор средств для детей, имеющих онкологические заболевания |
3 |
|
|
«Телефон доверия» |
2 |
Классный час с элементами тренинга: «Время доверять»
Презентация работы службы «Детский телефон доверия» в начальных классах |
4 |
|
|
«Ко дню учителя…» |
2 |
Поздравление учителей пенсионеров с Днем учителя. Торжественное приглашение на мероприятия, посвященные профессиональному празднику учителей |
5 |
|
|
«Никто не забыт» |
2 |
Поддержание в порядке могил ветеранов ВОВ. Адресная помощь членам их семей… |
6 |
|
|
«Адреса милосердия» |
2 |
Частично — поисковая деятельность: создание базы нуждающихся в адресной помощи (люди с ограниченными возможностями, ветераны ВОВ, ветераны труда, дети — инвалиды и пр.) |
7 |
|
|
«Мой двор – моя улица» |
2 |
Уборка территорий возле домовладений. Адресная помощь нуждающимся |
8 |
|
|
«Дети войны…» |
2 |
Участие в различных акциях, подготовке празднования Дня победы над фашистскими захватчиками Оказание помощи нуждающимся. |
9 |
|
|
Экологический десант «Цветущий май». Подведение итогов
|
2 |
Подготовка творческого отчета «Копилка добрых дел» |
Итого: |
9 |
|
VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся будут знать:
- историю волонтерского движения в России и в мире;
- права и обязанности волонтеров,
- основные направления деятельности волонтерских отрядов;
- основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
- организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
- проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
- проводить профилактическую работу в школьном учреждении;
- аргументировано отстаивать свою позицию;
- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
- издавать агитационную печатную и видео продукцию;
- принимать общечеловеческие ценности.
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся:
- активность участия;
- умение спланировать работу волонтёрского отряда;
- умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе;
- самостоятельность.
VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИТЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Список литературы
1. Абросимова Е.А., Бурцева Н.Ф., Семионкина И.Л., Толмасова А.К. Как создать общественное объединение. — М: Россия, 1995г.
2. Иванов ИюП., Воспитывать коллективистов. Педагогический поиск. — Москва «Педагогика», 1988г.
3. Фопель Клаус, Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Перевод с немецкого. — Москва «Генезис», 2002
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Петровского.
— М: Просвещение, 1973
5. Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: научно-практический сборник/ Сост. С.В.Тетерский/ Под редакцией Л.Е. Никитиной.-М: «ACADEMIA», 2000.-160с.
6. Куприянова Г.В. Молодёжные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития: В сборнике докладов и выступлений «Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. — М.: Логос, 2002
7. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. — М.: МПССИ, 2002. — 236с.-с.57
8. Общественное движение в современной России: От социальной проблемы к коллективному действию. Отв. ред. В.В.Костюшев
9. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. -6-е изд. — М.: Академический Проект,2002. -128с.
10. Статья «Коллективно-творческая деятельность в школе» /»Воспитание школьника». -
2002. -№6
11. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах /методическое пособие
/М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002.
12. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы — http://www.isovet.ru/
13. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
Сайты Интернет:
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all.
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0- 481
3. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5. . Методические рекомендации по организации волонтерских отрядов по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде http://forum.gorodbg.ru/index.php?topic=345.0
6. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
7. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/ 8. Проект “Эра милосердия прошла?”
8. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/
9. Психологическая работа с волонтерами
http://vomoo.ucoz.ru/news/psikhologicheskaja_rabota_s_volonterami/2009-10-12-15
10. Рабочая программа ФГОС по внеурочной деятельности «Мы — волонтеры» http://school75.tgl.ru/sp/pic/File/Doc/fgos/ooo_ooo/vneur/volontery.pdf
Перечень технических средств, имеющихся в кабинете:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.