Программа дополнительного образования " Волонтёры"
Оценка 4.6

Программа дополнительного образования " Волонтёры"

Оценка 4.6
doc
31.05.2022
Программа дополнительного образования " Волонтёры"
прогр доп образования Волонтёры.doc

I.                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа   дополнительного образования детей «» является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и является приложением Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ « Дьяченковская СОШ».

Цель программы создание условий, способствующих самореализации личности через общественно-полезную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

-                     формировать активную жизненную позицию подростков и стремление заниматься волонтерской (добровольческой) работой;

-                     сформировать сплоченный коллектив волонтеров;

-                     установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения и развития волонтерского движения через добровольческие проекты, мероприятия, акции, публикации в СМИ, листовки, буклеты, фото-отчеты о направлениях волонтерской деятельности;

-                     обучение   принципам   коллективно-групповой   деятельности:   основы   общения   и

взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация.

Развивающие:

-                         обучение социальному проектированию и организации деятельности;

-                     обеспечение подростков технологиями, знаниями и умениями, необходимыми для участия в добровольческой деятельности с целью приобретения навыков по решению социальных проблем;

-                     развивать активность, самостоятельность, творческие способности.

Воспитательные:


- оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей;

-                     воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.

 

Программа «Волонтёры» рассчитана на учащихся седьмых, восьмых, девятых и десятых классов, увлекающихся социально значимой деятельностью.

Срок реализации программы - 1 год, 9 учебных часов.

Данная программа направлена на формирование сплоченной команды волонтеров-лидеров школьного подросткового волонтерского движения «Доброе сердце», а также развитие у них навыков уверенного поведения и общения для осуществления просветительско-профилактической работы по формированию и закреплению в школьной среде ценностей молодежной культуры, ориентированных на здоровый жизненный стиль, направленных на неприятие социально опасных привычек.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

-                                знание понятия, истории, формы проявления волонтерства;

-                                основы здорового образа жизни; методику проведения групповых и массовых мероприятий,

-                               развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных задани проблемного характера;

-                                формирование  коммуникативной  компетентности  в  общении  и  сотрудничестве  со

сверстниками.

.Метапредметные:

-                                умение работать с разными источниками информации;

-                               составлять проекты, сообщения,рефераты, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы;

-                               овладение составляющими проектной деятельности, ставить вопросы, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-                               умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

-                                умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-                                интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со

сверстниками и взрослыми.

Предметные:

-                             знать о волонтерском движении в России;

-                             иметь представления о специфике проектной деятельности в социальной сфере,

-                                основных источниках и способах сбора и первичной обработки информации на поисковом этапе социального проекта,

-                                о требованиях к постановке цели и задач социального проекта,

-                                о способах планирования,

-                             о типичных для социального проекта результатах и способах их оценки,

-                                об алгоритмах выполнения действий, типичных для социального проекта,

-                             о типичных для социального проекта рисках и способах их предотвращения,

-                               о способах сбора и первичной обработки информации: мониторинг прессы, проведение социологического опроса,

-                                алгоритм обоснования желаемой ситуации,

-                                алгоритм анализа ситуации,

-                                алгоритм анализа проблемы с помощью построения дерева проблем,

-                                алгоритм анализа альтернативных способов решения проблемы,

-                                алгоритм постановки целей и задач с использованием дерева проблем,

-                                различные техники планирования деятельности по проекту,

-                                алгоритм анализа рисков,

-                                алгоритм планирования и оценки результатов и последствий социального проекта.

Основной формой проведения занятий является групповая работа, которая включает в себя выполнение индивидуальных и коллективных практических работ, презентацию результатов групповой работы, решение ситуационных задач, психологические упражнения, дискуссии, анкетирование и др.

Групповые занятия проводятся педагогом -организатором.

 


 

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУЖКА

 

Программа «Волонтёры» рассчитана на учащихся седьмых, восьмых, девятых и десятых классов, увлекающихся социально значимой деятельностью.

Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):

-в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;

-в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;

- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

-коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в коллективно трудовой деятельности; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Данная программа основывается на принципах культуросообразности, коллективности и проектности.

Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность школьников основывается на духовно-нравственных ценностях.

Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт подростку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно подростка) в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике «замысел — реализация — рефлексия».

В логике действия данного принципа в программе предусматриваются социальные проекты школьников. Социальные проекты (экологические акции, оказание помощи бывшим узникам, детям войны, ветеранам труда, акции милосердия, обучающие акции) преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счёт реализации социальных инициатив.

 Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:

-коммуникабельность — лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;

-предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;

-самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;

-организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования её частей в процессе решения какой-либо задачи;

- конвенциональность — стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;

-законность (легальность) — стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

 


III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

 Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.

Внеурочная деятельность «Волонтёры» рассчитана на 1 учебный год.

Классы – 7-10.

Количество часов в год – 9.

При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

 

IV. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Личностные результаты освоения программы «Волонтёры»:

- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы «Мы - волонтёры» проявляются в:

- расширении круга приёмов составления разных типов плана;

-  расширении круга структурирования материала;

- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

- умении организовывать волонтёрскую деятельность; - способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

Направления работы:

- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;

- здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

- формирование толерантности – организация досуга молодежи.

 

 V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда.

Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи.

Раздел 2. Познаю себя и других

(психологическая подготовка волонтеров).

 

Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.

 

Раздел 3. Учимся работать с документами.

 

Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность.

Они научатся в создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности.

 

Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров).

 

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

 

 

VI.                              КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Дата

план

Дата

факт

Тема учебного занятия

Кол-во

часов

Содержание деятельности

1

 

 

Волонтерское движение в мире и в РФ.

Права и обязанности волонтера

 

1

Круглый стол

Обсуждение интересующих вопросов.

Составление плана работы.

2

 

 

«Белый цветок»

1

Акция: сбор средств для детей, имеющих онкологические заболевания

3

 

 

«Телефон доверия»

2

Классный час с элементами тренинга:

«Время доверять»

 

Презентация работы службы «Детский телефон доверия» в начальных классах

4

 

 

«Ко дню учителя…»

2

Поздравление учителей пенсионеров с Днем учителя.

Торжественное приглашение на мероприятия, посвященные профессиональному празднику учителей

5

 

 

«Никто не забыт»

2

Поддержание в порядке могил ветеранов ВОВ.

Адресная помощь членам их семей…

6

 

 

«Адреса милосердия»

 2

Частично — поисковая деятельность:

создание базы

нуждающихся в  адресной помощи  (люди с ограниченными возможностями, ветераны ВОВ, ветераны труда, дети — инвалиды и пр.)

7

 

 

«Мой двор – моя улица»

2

Уборка территорий возле домовладений. Адресная помощь нуждающимся

8

 

 

«Дети войны…»

2

Участие в различных акциях, подготовке празднования Дня победы над фашистскими захватчиками

Оказание помощи нуждающимся.

9

 

 

Экологический десант «Цветущий май». Подведение итогов

 

2

Подготовка творческого отчета «Копилка добрых дел»

                                            Итого:

9

 


VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Обучающиеся будут знать:

-        историю волонтерского движения в России и в мире;

-        права и обязанности волонтеров,

-        основные направления деятельности волонтерских отрядов;

-        основные формы работы волонтеров.

 

Обучающиеся будут уметь:

- организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;

- проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;

- проводить профилактическую работу в школьном учреждении;

-  аргументировано отстаивать свою позицию;

- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

- издавать агитационную печатную и видео продукцию;

- принимать общечеловеческие ценности.

 

Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся:

- активность участия;

- умение спланировать работу волонтёрского отряда;

-  умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе;

-  самостоятельность.

 

VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИТЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Список литературы

 

 

1.      Абросимова Е.А., Бурцева Н.Ф., Семионкина И.Л., Толмасова А.К. Как создать общественное объединение. — М: Россия, 1995г.

 

2.      Иванов ИюП., Воспитывать коллективистов. Педагогический поиск. — Москва «Педагогика», 1988г.

 

3.     Фопель Клаус, Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Перевод с немецкого. — Москва «Генезис», 2002

 

4.   Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Петровского.

 

— М: Просвещение, 1973

 

5.      Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: научно-практический сборник/ Сост. С.В.Тетерский/ Под редакцией Л.Е. Никитиной.-М: «ACADEMIA», 2000.-160с.

 

6.      Куприянова Г.В. Молодёжные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития: В сборнике докладов и выступлений «Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. — М.: Логос, 2002

 

7.     Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. — М.: МПССИ, 2002. — 236с.-с.57

 

8.       Общественное движение в современной России: От социальной проблемы к коллективному действию. Отв. ред. В.В.Костюшев

 

9.   Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. -6-е изд. — М.: Академический Проект,2002. -128с.

 

10.   Статья «Коллективно-творческая деятельность в школе» /»Воспитание школьника». -

 

2002. -№6

 

11.   Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах /методическое пособие

 

/М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002.

 

12.  Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы — http://www.isovet.ru/

 

13.  Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001

 

  1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
  2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011
  3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011
  5. Волонтерская служба негосударственной организации социальной сферы. - Киев: Сфера, 2002.
  6. Заверико Н.В. Телефон доверия / Пособие для волонтеров. - Запорожье, 1999. 7. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001.
  7. Проект “Волонтёрское движение” МОУ «Большечакинская средняя общеобразовательная школа», 2007.

Сайты Интернет:

1.      Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all.

2.      Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0- 481

3.      Отряд волонтерского  движения

http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm

4.      Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm

5.      . Методические рекомендации по организации волонтерских отрядов по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде http://forum.gorodbg.ru/index.php?topic=345.0

6.      Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm

7.      Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/ 8. Проект “Эра милосердия прошла?”

8.      Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/

9.       Психологическая работа с волонтерами

http://vomoo.ucoz.ru/news/psikhologicheskaja_rabota_s_volonterami/2009-10-12-15

10.  Рабочая программа ФГОС по внеурочной деятельности «Мы — волонтеры» http://school75.tgl.ru/sp/pic/File/Doc/fgos/ooo_ooo/vneur/volontery.pdf

 

Перечень технических средств, имеющихся в кабинете:

  1. Компьютер.
  2. Средства телекоммуникации (выход в Интернет)
  3. Принтер лазерный.

  4. Скачано с www.znanio.ru

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

Предметные: - знать о волонтерском движении в

Предметные: - знать о волонтерском движении в

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУЖКА

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУЖКА

формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

III . ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО

III . ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО

Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению

Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению

Ко дню учителя…» 2

Ко дню учителя…» 2

VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов

Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов

Волонтёрское движение “Милосердие” http://www

Волонтёрское движение “Милосердие” http://www
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2022