ПРОГРАММА
Дополнительного образования
Экологического кружка
«ЭКОЛОГ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Возраст: 10-12 лет
Составитель: учитель географии Грибова Анна Алексеевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы: Экологическое образование представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный. Программа «Эколог-исследователь» реализуется в рамках социально-педагогического направления.
Новизна данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень.
Педагогическая целесообразность: В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.
Цель программы: на основе удовлетворения естественного интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.
В соответствии с поставленной целью формируются и задачи кружка:
Обучающие: формировать системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями; раскрывать роль человека в развитии экосистем; формировать экологическое восприятие и сознание общественной активности.
Развивающие: развивать эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы; формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы; повышать общий интеллектуальный уровень подростков; применять на практике знания, полученные в кружке; развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные: прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру; воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям, потребность в общении с природой; способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Отличительные особенности программа решает проблемы занятости в свободное от учебного процесса время детей различных возрастных групп, при это близких по возрастному составу, позволяет адаптироваться учащимся при переходе из начальной школы в среднюю, помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. При разработке программы учитывалось, что у школы есть экологическая тропа «Болото», которая расположена в лесной зоне, поэтому основная работа направлена на изучение экосистем леса, мониторинг состояния окружающей среды, пропаганду экологических знаний. В основу реализации программы положены следующие принципы:
ü Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
ü Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разно уровневых учебных групп школьников).
ü Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
ü Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
ü Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
ü Принцип ориентации на успех.
ü Принцип взаимоуважения.
ü Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
ü Принцип связи обучения с жизнью.
ü Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
ü Принцип креативности (творчества) и коллективности в кружке.
ü Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
ü Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
Возраст детей: 10-12 лет без отбора по половому признаку, социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты: использовать знания о географических, экологических явлениях в повседневной жизни, соблюдение норм экологического поведения в быту и окружающей среде.
Метапредметные результаты: формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты: формирование знаний о влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, путях ее сохранения и рационального использования; изучение приемов работы с картой, статистическим материалом, приборами, инструментами, геоинформационными системами для сбора информации, ее обработки и систематизации; воспитание экологической культуры.
Способы отслеживания и контроля результатов обучения
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
– самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
– контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
– табло достижений кружка;
– открытые занятия в игровой форме;
– участие в кружковой и массовой вне учебной деятельности;
– разработка памятки «Юный эколог».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема раздела |
Количество часов по плану |
Количество часов |
|
теоретических |
практических |
|||
1. |
Введение |
8 |
4 |
4 |
2. |
Экосистема леса |
8 |
4 |
4 |
3. |
Экосистема болота |
8 |
4 |
4 |
4. |
Экосистема озера |
8 |
4 |
4 |
5. |
Экосистема оврага |
8 |
4 |
4 |
6. |
Экосистема нашего поселка |
8 |
4 |
4 |
7 |
Резервное время (подготовка и участие в проектах) |
12 |
4 |
8 |
|
Итог |
60 |
28 |
32 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(краткое описание)
Введение:
Инструктаж по ТБ. Рассмотрение понятий: экология, экологическая культура, экологическая безопасность. История развития науки «Экология». Роль науки в развитии современного общества.
Практические работы:
1. Составление карты: «Особо охраняемые территории Володарского района».
2. Составление карты: «Самые загрязненные территории мира»
Экосистема леса:
Легенды о лесе. Строение экосистемы леса. Роль растений и животных в экосистеме леса. Взаимосвязи живых организмов в лесной экосистеме. Особенности лесной экосистемы. Влияние человека на развитие экосистемы.
Экскурсии:
1. Осенний листопад.
2. Зимняя сказка.
3. Здравствуй первоцвет!
Практические работы:
1. Определение степени рекреационной деградации лесной экосистемы.
2. Проведение эколого-социологического опроса населения с целью выяснения мнения жителей поселка о необходимости определения мер по охране соснового бора.
Экосистема болота:
Легенды о болотах. Типы и виды болот. Взаимосвязи в экосистеме болота. Влияние человека на болото.
Экскурсии:
1. Там на неведомых дорожках…(осенняя экскурсия).
2. Просыпается природа. (весенняя экскурсия)
Практические работы:
1. Составление буклета «Болото».
2. Изучение свойств состояния болот вблизи поселка.
Экосистема озера:
Легенды об озерах. Виды и типы озер. Экосистема озера. Влияние человека на озера.
Экскурсии:
1. Экологическое состояние береговой линии озера Чинарик.
2. Виртуальная экскурсия на озеро Байкал.
Практические работы:
1. Изучение озер Нижегородской области и Володарского района.
2. Изучение видового состава озер.
Экосистема оврага:
Овраг – причины образования. Виды и типы оврагов. Влияние деятельности человека на образование оврага.
Экскурсия:
1. Овраг – результат хозяйственной деятельности человека.
Практическая работа:
Меры по укреплению берегов оврага.
Экосистема нашего поселка:
История нашего поселка. Природа нашего поселка. Хозяйственная деятельность людей живущих в нашем поселке. Экологическое состояние территории поселка. Экологические акции.
Практические работы:
1. История Мулино (работа с документами).
2. Изучение видового состава животных и растений.
3. Разработка проекта «Чистый двор»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Экологический кружок располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, компьютерных дисков.
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата |
Форма занятия |
Форма подведения итогов |
1. |
Введение. Инструктаж по ТБ. |
1 |
|
Беседа |
Мини сочинение: «Моя роль на этой планете!» |
2. |
Осенний листопад. |
1 |
|
Экскурсия |
|
3. |
Там на неведомых дорожках… |
1 |
|
Экскурсия |
|
4. |
Экология – как наука. История развития науки |
2 |
|
Беседа с элементами игровой технологии |
|
5. |
Роль экологии в развитии современного общества. |
1 |
|
Тематическая игра |
|
6. |
«Особо охраняемые территории Нижегородской области». |
2 |
|
Практическая работа |
|
7. |
Самые грязные территории мира! |
2 |
|
Практическая работа. |
|
8. |
Лес. Легенды о лесе |
2 |
|
Беседа. Рассказ |
Составление презентации «Лес – наше богатство» |
9. |
Строение экосистемы леса. |
1 |
|
Беседа с элементами практической работы |
|
10. |
Особенности лесной экосистемы. |
1 |
|
Беседа с элементами практической работы |
|
11. |
Влияние человека на развитие экосистемы. |
1 |
|
Практическая работа |
|
12. |
Зимняя сказка. |
1 |
|
Экскурсия |
|
13. |
Болото. Легенды о болотах. |
1 |
|
Рассказ |
Составление буклета «Болото» |
14. |
Типы и виды болот. |
2 |
|
Беседа |
|
15. |
Взаимосвязи в экосистеме болота. |
1 |
|
Практическая работа |
|
16. |
Влияние человека на болото. |
2 |
|
Практическая работа |
|
17. |
Озера. Легенды об озерах. |
2 |
|
Рассказ с элементами беседы |
Составление книжек – малышек «Озера России и мира» |
18. |
Виды и типы озер. |
2 |
|
Беседа с элементами практической работы |
|
19. |
Экосистема озера. Влияние человека на озера. |
2 |
|
Рассказ с элементами беседы |
|
20. |
Виртуальная экскурсия на озеро Байкал. |
1 |
|
Экскурсия |
|
21. |
Овраг – причины образования. |
2 |
|
Рассказ |
Создание информационного лист: «Защити почву от разрушения!» |
22. |
Виды и типы оврагов. |
2 |
|
Рассказ с элементами практической работы |
|
23. |
Влияние деятельности человека на образование оврага.
|
2 |
|
Беседа с элементами практической работы. |
|
24. |
Овраг – результат хозяйственной деятельности человека. |
2 |
|
Практическая работа |
|
25. |
История нашего поселка. |
2 |
|
Беседа с элементами практической работы |
Проект - «Мой поселок в судьбе России» |
26. |
Природа нашего поселка. |
2 |
|
Экскурсия |
|
27. |
Хозяйственная деятельность людей живущих в нашем поселке. |
2 |
|
Рассказ с элементами практической работы |
|
28. |
Экологическое состояние территории поселка. |
2 |
|
Практическая работа |
|
29. |
Здравствуй первоцвет! |
1 |
|
Экскурсия |
|
30. |
Просыпается природа. |
1 |
|
Экскурсия |
|
31. |
Экологическое состояние береговой линии озера Чинарик. |
1 |
|
Экскурсия |
|
32. |
Резервное время |
12 |
|
|
|
|
Итого: |
60 |
|
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ПЕДАГОГА:
ü Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
ü Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За №233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
ü Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.
ü Закон об образовании от 21 декабря 2012 года
ü Библиотека журнала "География в школе".
ü Галеева Н.Л. Учебно-методический комплект «МОЙ МИР- МОЙ ДОМ». Для 5-го класса. Серия «Экология и мир человека. Уроки экологического мышления» : Тайдекс Ко 2002.
ü Иллюстрированное руководство для ботанических практик и экскурсий в Средней России. 2004 г.
ü Квасничкова Д., Калина В. Схемы по экологии и методическая разработка к ним (журнал "Экология и жизнь"
ü Каплан Б.М. Изучение лесной растительности 2009 г.
ü Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. 2004 г.
ü Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Хизбуллина Р.З. и др. Экология в общеобразовательной школе (Интегрированный вариант): учебно-методическое пособие для учителей, 2004 г.
ü Семенов А.А., Астафьев В.М., Чердымова З.И. Полевой практикум по экологии: Учебное пособие для студентов вузов и учащихся старших классов /Под ред. А.А. Семенова. – М., 2003. -144 с.
ü Протасов В. Ф. Экология: Термины и понятия, Стандарты, сертификация. Нормативы и показатели: Учебное и справочное пособие/ В. Ф. Протасов, А. С. Матвеев. – М.: Финансы и статистика, 2001. - 208 с.
ü Рябикова Т.П. Учебно-полевая практика по зоологии беспозвоночных : учебно-методическое пособие / Т. П. Рябикова, Л. А. Ишигенова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2008. - 141 с. : ил. - Библиогр.: с. 139. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/67846/1b76264895ad0d14.pdf.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
ü Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. В. К. Яцунский, David Abulafia 2008 г. Дрофа
ü Экология : учебное пособие для нач. школы / Л. Н. Ердаков ; Администрация Томской обл.. - Томск : Юпитер, 2005. - 204 с. : ил. - Библиогр.: с. 197-199. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/43088/4a4e86b38b90e3bc.pdf.
ü География Нижегородской области. Учебное пособие. - Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991.
ü Озера Нижегородской области. /Ф.М. Баканина, В.П. Воротников, Е.В. Лукина, Б.И. Фридман - Н. Новгород: Издание ВООП, 2001
ü Отечество мое Нижегородское: Книга для чтения Сост. Г. С. Камерилова. - Н.Новгород: Ниж. гуманитарный центр, 1997
ü Географический атлас Нижегородской области. Изд. 3, перераб. и доп. /Камерилова Г.С., Наумов С.В., Побединский Г.Г. и др. – Н. Новгород, Верхневолжское АГП, 2005. – 52 с., 35 цв. Карт
ü Экологический туризм и краеведение http://www.lesnoytur.ru/literatura/nijegorodskoe.html
ü Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
ü Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
ü Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
ü Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.