МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИТРОФАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КАНТЕМИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа дополнительного образования
«Мой край в цифровых исследованиях»
Направление: естественнонаучное
Профиль: физико-географический
Возраст: 11-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработала: педагог дополнительного образования
Зябкина Ольга Алексеевна
высшая квалификационная категория
2020 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1576,
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1578.
- Образовательной программой - ООО,
- Уставом ОО.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла предполагает приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения природных явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов.
ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников метапредметные результатов – универсальных учебных действий, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Сегодня учебные занятия проходят с применением современного оборудования, в том числе и цифрового. Цифровое оборудование может использоваться при проведении: опытов, лабораторных работ, экспериментальных исследований, практических работ, исследовательских работ, в ходе лабораторных практикумов.
Лаборатории обладают целым рядом неоспоримых достоинств: позволяют получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах, дают возможность производить удобную обработку результатов. Цифровое оборудование разных типов позволяют проводить эксперимент с высокой точностью и наглядностью, отображать ход эксперимента в виде графиков, таблиц и показаний приборов, предоставляет большие возможности по обработке и анализу полученных данных.
Однако следует отметить, хотя и проведение исследовательских работ с цифровыми датчиками увеличивает время эксперимента, а на приобретение навыка работы с этим оборудованием также требуется дополнительное время, но с помощью них можно провести такие эксперименты, которые не удается сделать традиционными методами.
Актуальность программы заключается в том, что существует необходимость укрепления связей учащегося между восприятием реальных объектов окружающего мира с их виртуальной формой представления – в графике, в цифровых измерениях. Содержание программы не ограничивается какой-либо одной областью знаний, а это переплетение истоков общих знаний о мире, законах физики и механики, химии, биологии и географии с умением творчески представить свое видение, понимание окружающих объектов и явлений.
Цель программы: формирование и развитие у обучающихся навыков проведения исследовательских работ естественнонаучной направленности (физико-географического профиля) с использованием цифровых лабораторий различных типов, иного цифрового оборудования.
Задачи программы:
- обучение школьников новейшим средствам реализации учебного эксперимента через использование цифрового оборудования,
- формирование умения проводить исследования на стыке нескольких учебных дисциплин – биологии, экологии, физики, химии, географии.
- раскрытие творческого потенциала обучающихся, формирование у них навыка самостоятельного поиска научной информации.
Данный кружок, как в теоретической, так и в фактической своей части практико-ориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, явления в природе и окружающей нас жизни даются в плане их практического значения, применения в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе. Исследования проводятся на краеведческом материале.
Содержание предмета направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Программа предназначена для учащихся 11-15 лет
Количество часов - 60
Срок реализации программы - 1год
Формы и методы работы:
Программа предполагает проведение теоретических занятий, практических работ, организацию проектной деятельности, экспериментальных исследований, работу как индивидуальную, так и групповую.
Итоговая отчетная работа обучающихся обязательно носит вариативный характер и может быть представлена:
- парадом проектных работ,
- видеороликом,
- фотоколлажем о своем самом удивительном исследовании,
- иной формой презентации конечного продукта исследования.
2. Содержание курса
Раздел 1: «Исследователем может быть каждый» (5часов)
Исследовательские работы в практике естественнонаучных дисциплин.
Структура исследовательской работы.
Этапы деятельности в исследовательской работе.
Презентация своей исследовательской работы.
Раздел 2: «Наши помощники - цифровое оборудование» (6 часов)
Современное оборудование юного исследователя родного края.
Основные принципы работы с цифровыми лабораториями: «Spark» «Еinstein» и «L-микро».
Основные приемы работы с графиками и анализ данных, полученных с цифровых датчиков.
Раздел 3: «Путешествуем и исследуем» (50 часов)
Путешествуем вместе по родному краю.
Практикум «Карта моего путешествия»
«Погода в доме».
Практикум «Исследуем микроклимат жилого помещения»
«Польза или вред?»
Практикум по исследованию экологического состояния территории вблизи авторемонтного завода села. Объект исследования – отстойник завода
«В пернатом краю»
Исследование экологического состояния пруда Кленового по степени заселенности птицами
«Могут ли дожди быть опасными?»
Практическая работа «Кислотность жидкостей»
«Наши помощники»
Практикум по изучению биоиндикаторов чистоты нашего села
«Как живешь, зеленый лист?»
Практикум – исследование экологического состояния зеленых насаждений парковой зоны села
«Почему легко дышится в нашем дендрарии?»
Практикум – исследование фитонцидной функции деревьев школьного дендрария
«Богатства недр моей земли»
Практикум по исследованию минералов и горных пород села
«Уникальные кристаллы»
Практикум по выращиванию кристаллов из минералов нашего края
«Моя земля – мое богатство»
Практическая работа «Анализ почвы»
Практикум по исследованию минеральных удобрений
«Мир под камнями»
Практикум - исследование абиотических условий (температуры, влажности, освещенности) для растений и животных нашего края
«Удивительный мир в капле воды»
Практикум – исследование воды из природных водоемов села
«Вся ли вода одинаково полезна?»
Практикум – исследование качества питьевой воды
«Мое здоровье»
Практикум по исследованию показателей физического здоровья
«Мое здоровье»
Практикум по исследованию показателей психологического здоровья»
Практикум по составлению паспорта проектной работы
Раздел 4: «Мы презентуем результаты своих исследований» (3 часа)
Парад проектных работ.
Парад лучших фоторепортажей.
Парад видеороликов.
3. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Результатами освоения программы являются:
1. Основные личностные результаты обучения:
- воспитание чувства гордости за российскую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения людей;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью.
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
2. Основные метапредметные результаты обучения:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
3. Предметные результаты обучения:
- умение различать виды современного цифрового оборудования исследователя,
- освоение основных принципов работы с цифровыми лабораториями «Spark», «Einstein», «L-микро», цифровым микроскопом.
- выполнение на практике простейших измерений с использованием встроенных и внешних датчиков цифровых лабораторий,
- проведение анализов результатов, полученных с цифровых датчиков,
- умение применять цифровое оборудование при проведении исследовательских работ,
- умение проводить несложные измерения показателей окружающей среды с помощью датчиков, естественнонаучных лабораторий,
- умение работать с фотоаппаратом, видеокамерой,
- соблюдение правил техники безопасности при проведении экспериментов,
- умение обрабатывать полученную статистическую информацию с цифровой лаборатории в целом и с отдельных датчиков,
- проводить расчеты по показаниям конкретных видов цифровых датчиков, различных измерений,
- структурировать и интерпретировать информацию, представлять ее в форме двухмерной, трехмерной модели, графика, excel – таблицы, маршрутного листа, коллажа, авторских рекомендаций
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результатов:
- практико-ориентированные деловые игры,
- игры познавательной направленности,
- аналитическая работа с познавательными и обучающими видеофильмами,
- практикумы с исследовательским оборудованием,
- исследовательские практикумы,
- работа с маршрутными листами,
- практические работы с отдельными видами датчиков,
- выполнение практических работ в творческих группах,
- самостоятельной планирование проектной работы,
- презентация и защита авторского мини-проекта.
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся:
«Мой край в цифровых исследованиях» представляет собой практикум естественнонаучной направленности, результатом освоения которого является выполнение проектных работ с применением цифрового оборудования: лабораторий трех видов «Spark», «Einstein», «L-микро», микроскопов, а также метода моделирования в двухмерном и трехмерном пространстве. Проектные работы носят практический характер. В ходе реализации проектных работ обучающиеся научатся самостоятельно презентовать и публично защищать свои проекты.
4. Календарно-тематическое планирование
№ |
Разделы программы и темы занятий |
Кол-во часов |
Формы организации познавательной деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
Виды/формы контроля |
|||
Теория |
Практика |
Обучающийся научится |
Обучающийся получит возможность научиться |
|||||
Раздел 1: «Исследователем может быть каждый» (5часов) |
||||||||
1 |
Исследовательские работы в практике естественнонаучных дисциплин. |
0,5 |
0,5 |
Видео-лекция, совместная дискуссия |
Проводить исследовательские работы естественнонаучной направленности |
Применять результаты исследовательских работ на практике |
Деловая игра «Я – практик» «Коллаж мнений» |
|
2-3 |
Структура и этапы исследовательской работы |
1 |
1 |
Работа в динамических парах |
Правильно структурировать исследовательскую работу |
Интерпретировать информацию, самостоятельно ее систематизировать |
«Перекрестная работа пар»
|
|
4-5 |
Презентация своей исследовательской работы |
1 |
1 |
Работа в вариационных парах или микрогруппах (по 3-4 человека) |
Презентовать результаты своей работы |
Самостоятельно или в группе публично презентовать результаты своего исследования |
Озвучка видеоролика проектной работы/представление фотоколлажа |
|
Раздел 2: «Наши помощники - цифровое оборудование» (6 часов) |
||||||||
5-6 |
Современное оборудование юного исследователя родного края |
1 |
1 |
Работа в микрогруппах по 3-4 человека |
Пользоваться исследовательским оборудованием |
Планировать для работы выбор оборудования |
Деловая игра «Я – исследователь» «Я- IT-специалист» |
|
7-9 |
Основные принципы работы с цифровыми лабораториями «Spark» «Еinstein» и «L-микро» |
1 |
2 |
Работа в исследовательских группах |
Работать с цифровыми лабораториями, микроскопами |
Применять цифровые лаборатории, микроскопы в исследованиях |
Демонстрация работы ц/л по предложенному заданию |
|
10-11 |
Основные приемы работы с графиками и анализ данных, полученных с цифровых датчиков |
1 |
1 |
Фронтальная с последующей взаимопроверкой |
Работать с графической информацией |
Применять полученные результаты исследований на практике |
Анализ графической информации |
|
Раздел 3: «Путешествуем и исследуем» (50 часов) |
||||||||
7-8 |
Путешествуем вместе по родному краю Практикум «Карта моего путешествия» |
0,5 |
1,5 |
Практикум |
Определять возможные точки исследований на краеведческом материале |
Развитие графических навыков, приемов картографирования |
Авторская карта «Маршрут моего исследования» |
|
9-10 |
«Погода в доме» Практикум «Исследуем микроклимат жилого помещения» |
0,5 |
1,5 |
Практикум |
Определять показатели микроклимата, жизненно важные для здоровья |
Составлять рекомендации по сохранению здоровья по результатам исследований |
Маршрутный лист исследования с рекомендациями по применению полученных результатов |
|
11-12 |
«Польза или вред?» Практикум по исследованию экологического состояния территории вблизи авторемонтного завода села. Объект исследования – отстойник завода |
1 |
1 |
Практикум + заочная экскурсия |
Определять экологическое состояние воды, воздуха, почвы |
Использовать полученные результаты исследований для сохранения своего здоровья |
Маршрутный лист исследования с эмблемами – сигналами для экологической карты села |
|
13-14 |
«В пернатом краю» Исследование экологического состояния пруда Кленового по степени заселенности птицами |
0,5 |
1,5 |
Практикум + авторские видео о пернатых нашего села |
Исследовать экологическое состояние природного водоема, лежащего в зоне загрязнения завода по орнитофауне |
Уметь определять состояние здоровья живых организмов на примере птиц по разным видам загрязнений |
«Медицинская карта здоровья пернатого» с рекомендациями по борьбе с загрязняющими факторами |
|
15-17 |
«Могут ли дожди быть опасными?» Практическая работа «Кислотность жидкостей» |
1 |
2 |
Практикум + виртуальное путешествие к памятникам мировой архитектуры |
Исследовать дождевую воду на кислотность |
Использовать полученные результаты исследований для сохранения своего здоровья |
Фотоколлаж/ Видеоролик о воздействии кислотных дождей на природу нашего села |
|
18-20 |
«Наши помощники» Практикум по изучению биоиндикаторов чистоты нашего села |
1 |
2 |
Практикум с исследованием живых объектов - фитоиндикаторов |
Выявлять и исследовать живые организмы – биологические индикаторы чистоты природы нашего села |
Использовать результаты полученных исследований для создания условий по сохранению своего здоровья |
Создание электронного каталога биоиндикаторов нашего села |
|
21-23 |
«Как живешь, зеленый лист?» Практикум – исследование экологического состояния зеленых насаждений парковой зоны села |
1 |
2 |
Практикум с экспериментальными исследованиями |
Определять экологическое состояние («здоровье») зеленых насаждений |
Выявлять основные причины загрязнений/заболеваний зеленых растений в зависимости от загрязняющих факторов |
Составление «Зеленого паспорта» |
|
24-26 |
«Почему легко дышится в нашем дендрарии?» Практикум – исследование фитонцидной функции деревьев школьного дендрария |
1 |
2 |
Экспериментальные исследования |
Определять экологическое состояние воздуха в зонах с древесными насаждениями |
Изучить и систематизировать перечень фитонцидных растений нашего села/края для сохранения своего здоровья |
Составление каталога фитонцидных растений села |
|
27-29 |
«Богатства недр моей земли» Практикум по исследованию минералов и горных пород села |
1 |
2 |
Практикум + исследовательская работа с коллекциями |
Распознавать основные минералы и горные породы нашего края |
Выявлять практическую значимость минералов и горных пород нашего края |
Фотовыставка, фотоколлаж минералов, горных пород нашего края |
|
30-33 |
«Уникальные кристаллы» Практикум по выращиванию кристаллов из минералов нашего края |
0,5 |
2,5 |
Практикум с экспериментальным исследованием |
Выращивать самостоятельно разные виды кристаллов |
Определять и использовать наиболее альтернативные способы выращивания кристаллов |
Коллекция моих кристаллов (работа с перспективой) |
|
34-36 |
«Моя земля – мое богатство» Практическая работа «Анализ почвы» |
1 |
2 |
Практикум |
Уметь анализировать состав почв на территории села |
Анализировать почвенные профили, определять по ним типы почв |
Карточки почвенных профилей |
|
37-39 |
Практикум по исследованию минеральных удобрений |
1 |
2 |
Практикум + работа с коллекциями |
Уметь определять основные виды удобрений |
Правильно использовать минеральные удобрения для выращивания растений с целью сохранения здоровья |
Рекомендации по использованию минеральных удобрений при выращивании овощей, фруктов, цветов в домашних условиях |
|
40-42 |
«Мир под камнями» Практикум - исследование абиотических условий (температуры, влажности, освещенности) для растений и животных нашего края |
0,5 |
2 |
Практикум |
Уметь измерять физические показатели абиотических факторов при определенных природных условиях |
Прогнозировать влияние измеренных показателей на жизнь и здоровье живых организмов, в том числе и человека |
Маршрутный лист исследования с рекомендациями по применению полученных результатов |
|
43-45 |
«Удивительный мир в капле воды» Практикум – исследование воды из природных водоемов села |
1 |
2 |
Практикум |
Анализировать состав и качество природной воды |
Использовать полученные результаты исследований для сохранения своего здоровья |
Составление «Экологического паспорта капельки природной воды» |
|
46-48 |
«Вся ли вода одинаково полезна?» Практикум – исследование качества питьевой воды |
1 |
1 |
Практикум |
Анализировать состав и качество водопроводной воды |
Использовать полученные результаты исследований для сохранения своего здоровья |
Маршрутный лист исследования |
|
49-51 |
«Мое здоровье» Практикум по исследованию показателей физического здоровья |
1 |
2 |
Практикум + встреча с школьным медработником |
Исследовать показатели собственного физического здоровья |
Определять условия, влияющие на уровень собственного здоровья |
Режим моего рабочего дня |
|
52-54 |
«Мое здоровье» Практикум по исследованию показателей психологического здоровья» |
1 |
2 |
Практикум + встреча с школьным медработником |
Исследовать показатели собственного психологического здоровья |
Определять условия, влияющие на уровень собственного здоровья |
«Моя семейная традиция» |
|
55-57 |
Практикум по составлению паспорта проектной работы |
0,5 |
2,5 |
Систематизирующий практикум |
Составить паспорт своей лучшей проектной работы |
Планировать распределение обязанностей в творческих группах |
Паспорт проектной работы |
|
Раздел 4: «Мы презентуем результаты своих исследований» (3 часа) |
||||||||
58 |
Парад проектных работ |
|
1 |
Презентация продукта |
Представлять публично результаты своего исследования |
Применять полученные результаты исследований на практике |
Презентация продукта (материальный продукт) |
|
59 |
Парад лучших фоторепортажей |
|
1 |
Презентация продукта |
Представлять публично результаты своего исследования |
Применять полученные результаты исследований на практике |
Презентация продукта (фотоколлажи, фотостенды, фотовыставки) |
|
60 |
Парад видеороликов |
|
1 |
Презентация продукта |
Представлять публично результаты своего исследования |
Применять полученные результаты исследований на практике |
Презентация продукта (видеоролики) |
|
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Комплект оборудования для проведения занятий:
1. Цифровые лаборатории «Spark» , «Еinstein», «L-микро» с комплектами датчиков
2. Методические материалы к цифровым лабораториям.
3. Компьютер
4. Программные продукты
5. Принтер/многофункциональное устройство
6. Ноутбук
7. Интерактивная панель
8. Видеокамера
9. Фотоаппарат
10. Лазерная указка - презентатор
11. Точка беспроводного доступа (Wi-Fi)
12. Компасы
13. Бинокулярные лупы
14. Учебные топографические и географические карты
15. Цифровой USB-микроскоп
16. Микроскоп стереоскопический (бинокуляр)
17. Лупы лабораторные
18. Коллекции минералов (демонстрационные)
19. Коллекция «Сырье для топливной промышленности» (раздаточная)
20. Коллекция «Сырье для химической промышленности» (раздаточная)
21. Коллекция полезных ископаемых
22. Коллекция кристаллов
23. Лаборатории для физических, химических, биологических и экологических исследований
Дополнительная литература:
1. Методические материалы к цифровой лаборатории «Spark»
2. Методические материалы к цифровой лаборатории «L-микро»
3. Методические материалы к цифровой лаборатории «Еinstein»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.