Программа дополнительного образования общекультурной направленности для обучающихся 1 классов "Школа вежливых наук"
Оценка 4.6

Программа дополнительного образования общекультурной направленности для обучающихся 1 классов "Школа вежливых наук"

Оценка 4.6
doc
09.05.2020
Программа дополнительного образования общекультурной направленности для обучающихся 1 классов "Школа вежливых наук"
Программа курса Школа вежливых наук.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №11"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"ШКОЛА ВЕЖЛИВЫХ НАУК"

Программа дополнительного образования

общекультурной направленности

для обучающихся 1 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа разработана

учителем начальных классов

Ваншиной Е.В

 

 

 

 

 

Новый Уренгой

2014 г

Пояснительная записка

Рабочая программа "Школа вежливых наук" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуется в рамках  внеурочной деятельности. Программа разработана на основе правовых документов:

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России  №373 от 06 октября 2009 года, зарегистрирован в Минюст России №15785 от 22.12.2009)

·         Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (стандарты второго поколения) М.: Просвещение 2011.

·         Основная Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 11"

·         Учебный план внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 11

·         Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по внеурочной деятельности

·         Методический конструктор: пособие для учителя стандарты второго поколения. Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.

·         Программа А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика в начальных классах» -  М.: Школа-Пресс, 2010

·         Программа О.Ю.Соловьёвой "Саморазвитие личности"( 1-11 класс). – М.: Арсенал образования, 2010.

 

 

Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если  элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

 А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Данная программа позволяет учащимся 1 класса познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Программа состоит из 5 крупных разделов:

1. Школьный этикет

2. Правила общения

3. О трудолюбии

4. Культура внешнего вида

5. Внешкольный этикет

Курс «Школа вежливых наук» предназначен для учащихся 1  класса.

 Рассчитан на 33 часа, периодичность занятий – 1 час в неделю.

 Главной целью курса «Школа вежливых наук» является формирование у ребенка культуры человеческих отношений: культуры поведения, общения.

 

Задачи:

-     пробуждать у ребенка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру;

-     развивать эмоциональный мир ребенка (нравственные чувства и переживания);

-     подводить учащихся к осознанию и усвоению соответствующих возрасту представлений и понятий о своем организме, психике, здоровье, нравственности;

-     знакомить с азбукой деятельности ученья, формами организации здорового режима, культурного поведения;

-     формировать самооценку своих качеств, своих достижений и возможностей;

-     развивать умения анализа и самоанализа своих отношений к окружающему миру и к себе;

-     создавать у учащихся первый опыт саморегуляции поведения;

-     формировать положительную эмоциональную Я-концепцию: «Я нравлюсь», «Я способен», «Я защищен»;

-     формировать этические нормы и правила поведения в обществе;

-     формировать умения самостоятельности.

-     активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности учащихся, побуждать их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции, собственных ценностных ориентации;

-     развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению, творческому отношению к собственной жизни.

 

Основные методы, используемые на занятиях:

·         беседа и диалог на основе обсуждения выдвигаемых идей, мыслей, практических ситуаций, событий. Беседа и диалог учит детей общаться, поддерживать разговор на любую тему.

·          высказывания по кругу ( чаще используются при  рефлексии)

·         письменные работы учащихся  (продолжи предложение, твой выбор, и др.), в которых дети часто очень откровенно излагают свои мысли.

·           фантограмма (это сочинения, в котором действительность выступает в нереальном, сверхъестественном виде). Примеры могут быть такими: «Если бы я был волшебником», «Что было бы, если бы я встретил Крокодила Гену», «Что было бы, если бы всегда побеждало зло» и др.

 

На занятиях велика воспитательная и образовательная роль загадок, пословиц, поговорок, скороговорок.  Они дают богатый материал для развития воображения, мышления, речи младших школьников, создают проблемную ситуацию на уроке.

Эффективнейшим средством социализации детей, их приобщения к нормам и ценностям общества является игра. Играя ту или иную роль, ребенок не только мысленно перевоплощается в другого человека, а расширяет, обогащает свое «Я».

Игра или её элементы присутствуют практически на всех уроках.

Большое внимание уделяется ролевым  играм, содержание которых усложняется от индивидуального проигрывания ситуации до моделирования общественных отношений «Строим дом», «Гости», «В театре» и т.д.

Очень интересным является на занятиях прием визуализации, когда учитель может выключить свет, включить музыку, предложить детям занять удобную позу и представить что-то. После этого детям предлагается или зарисовать или записать или озвучить то, что они представили.

 

В занятия по курсу «Школа вежливых наук" включены:

- психологические упражнения;

- самоанализ

- рефлексия;

- формирование образа своего «Я»;

- диагностика и самодиагностика различных качеств и состояний личности;

- дифференцированный и индивидуальный подход к детям.

 

Формы занятий

Занятия проходят  в увлекательной форме, строятся как совокупность сюжетных модулей: сказок, приключений, путешествий. С помощью игры, творческих упражнений, диалогов ученики учится  сложному искусству общения. Активно применяются индивидуальные, групповые формы работы, в ходе которых у учащихся вырабатываются такие качества как самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба, самооценка.

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

 

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

·         сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

·         воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной  среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

·         учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

               Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, свободным человеком.

Для его  достижения необходимо:

·         сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

 

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

·         начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

·         нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

·         неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

·         способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

·         уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

·         знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

 

По окончанию курса у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);

- строить сообщения в устной и письменной форме.

·        Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Формы учета оценки планируемых результатов:

1. Опрос

2. Наблюдение

3. Диагностика:

·         нравственной самооценки;

·         этики поведения;

·         отношения к жизненным ценностям;

·         нравственной мотивации.

4. Анкетирование учащихся и родителей

 

Формы подведения итогов:

  • конкурс;
  • общеклассные мероприятия;
  • праздник
  • выставка работ учащихся
  • схемы "Я - концепции"

Материально - техническое обеспечение:

·           Кабинет начальных классов.

·           Магнитная доска, парты.

·           Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

·           Фонд учебных презентаций по этикету, интерактивных обучающих упражнений, электронных иллюстраций.

·           Репродукции художественных произведений отечественных и зарубежных художников.

·          Произведения русских и зарубежных писателей.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

всего

теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1.1

Чем мы будем заниматься на занятиях «Школа вежливых наук»

1

1

0

Итого:

1

1

0

2

Школьный этикет - 3 часа

2.1

Мы пришли на урок. Правила поведения на уроке.

Сюжетно-ролевая игра «Я на уроке».

1

0

1

2.2

Зачем нужны перемены? Правила поведения на перемене. Игры на перемене.

1

0

1

2.3

Мы – в школьной столовой, правила поведения за столом.

1

1

0

Итого:

3

1

2

3

Правила общения - 10 часов

3.1

Зачем нужны «вежливые» слова. Доброжелательность.

1

1

0

3.2

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

0

1

3.3

Законы дружбы. Я-  твой друг, ты - мой друг.

1

0

1

3.4

Правила коллективных игр.

1

0

1

3.5

Думай о других: сочувствие – как его выразить? Я- отзывчивый.

1

0

1

3.6

Добро и зло.

1

1

0

3.7

Дал слово - держи.

1

0

1

3.8

Общение со взрослыми. Мой учитель

1

1

0

3.9

Моя семья. Семейный альбом.

1

0

1

3.10

Традиции семьи.

1

0

1

Итого:

10

3

7

4

О трудолюбии 7 часов

4.1

Что и кто помогает учиться лучше? Старательность и прилежание.

1

1

0

4.2

Виды труда детей в школе и дома.

1

0

1

4.3

Правила содержания учебных вещей

1

0

1

4.4

Умелые руки не боятся скуки. Я - самостоятельный.

1

0

1

4.5

Лень. Пути и способы в  преодолении лени.

1

1

0

4.6

Бережливость: каждой вещи своё место.

1

0

1

4.7

Зачем человеку часы. Мой распорядок дня.

1

0

1

Итого:

7

2

5

5

Культура внешнего вида - 6  часов

5.1

Здравствуй, моё "Я". Я - внешний вид

1

1

0

5.2

Для чего и как человек одевается? Я- в школе, Я - дома, Я - опрятный

1

0

1

5.3

Конкурс на лучший деловой внешний вид.

1

0

1

5.4

Если хочешь быть здоров? Я - укрепляю здоровье.

1

0

1

5.5

Личная гигиена ученика.

1

1

0

5.6

Праздник "В гостях у Мойдодыра"

1

0

1

Итого:

6

2

4

6

Внешкольный этикет -   6 часов

6.1

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: "спасибо","пожалуйста".

1

0

1

6.2

Особенности поведения в разных жизненных ситуациях: на улице, в транспорте, в магазине, в библиотеке.

1

1

0

6.3

Мы идём в театр.

1

0

1

6.4

Приходите в гости к нам. Я - хозяин.

1

0

1

6.5

Идем в гости. Я - в гостях.

1

1

0

6.6

Телефонный разговор.

1

0

1

Итого:

6

2

4

Всего:

33

11

22

 

 

 

Содержание курса  «Школа вежливых наук »

1. Введение. Азбука этики как предмет.

Дать понятия «этика», «этикет». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика как правила поведения и отношения к внешнему виду. Познакомить с правилами этикета и золотым правилом этики.

 

2. Школьный этикет (понятия об основных правилах поведения в школе) - 3 часа

Теоретическая часть

1) Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.

2) Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество;

3) Школьные перемены как время активного отдыха, игры;

4) Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Практическая часть

Сюжетно-ролевые  игры «Я на уроке", "Я на перемене", "Я в столовой"

Разучивание игр "Третий лишний", "Займи пустое место", "Рыбак и рыбки" и др.

Анализ поведения героев художественных произведений

УУД

- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

3. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) - 10 часов

Теоретическая часть

1) Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

2) Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов, пословиц; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи).

3)  Активное освоение в речевой и поведенческой практике "вежливых" слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

4) Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим, родителям (конкретные жизненные ситуации).

5) Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

6) Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Практическая часть

Чтение и обсуждение художественных произведений, рыцарский турнир вежливости, составление памятки  коллективных игр, конкурс неожиданных сюрпризов, рисунок "Мой друг", анкетирование "Мой друг", сочинение "Мой самый лучший друг", разыгрывание сценок  - миниатюр, диагностика "Этика поведения", рисование портрета учителя, выставка альбомов "Моя семья", праздник "Традиции семьи". Права и обязанности членов семьи. Помощь родителям.  Разговор с младшим. Коллективная работа - плакат "Доброта".

УУД

- использовать в речи слова вежливости;

- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседника;

- высказывать предположения о последствиях недобрых поступков;

- создавать по иллюстрации портрет героя;

- описывать сюжетную картинку;

- оценивать адекватно ситуацию и предотвратить конфликты;

- самостоятельно формулировать правила коллективной работы, игры.

4. О трудолюбии- 7 часов

Теоретическая часть

1) Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома ( начальные представления).

2) Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

3) пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

4) Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Практическая часть

Режим дня первоклассника, схема "Я - дома", "Я - в школе", рейд родительского комитета "Содержи в порядке книжки и тетрадки", памятка "Содержи в порядке школьные вещи", правила   "Дежурный по классу", чтение и обсуждение художественных произведений, памятка борьбы с ленью.

УУД

- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

5. Культура внешнего вида - 6 часов

Теоретическая часть

1)  Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

2) Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

3) Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Практическая часть

Схемы "Я - в школе", "Я- дома", "Я - опрятный", "Я- внешний вид", конкурс на лучший деловой внешний вид, выставка рисунков 2если хочешь быть здоров", советы доктора Айболита, чтение и анализ художественных произведений, праздник "В гостях у Мойдодыра", проект "Я сам". Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка.

УУД

- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

- оценивать внешний вид человека.

6.  Внешкольный этикет - 6 часов

Теоретическая часть

1) Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

2) Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях ( на улице, в транспорте,  в театре, кино, во время прогулок)

3) Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы, взрослых называть на "Вы", говорить "спасибо" и "пожалуйста", извиняться за причиненные неудобства и неприятности.

4) Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке и т. д.); не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Практическая часть

Формы приветствия. Формы знакомства и представления. Формы обращения к разным людям. Чтение и анализ художественных произведений, диагностика нравственной самооценки, экскурсия в библиотеку, Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения. Общение в магазине. Сюжетно-ролевые игры "В магазине", "В транспорте", "В музее", оформление приглашения на праздник, выставка пригласительных билетов,  сервировка стола, памятка "Я в гостях", Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе,правила обращения с телефоном. Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова». Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом. ». О подарках. Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков.

 

УУД

-  использовать доброжелательный тон в общении;

- оценивать характер общения (тон, интонацию и лексику), поведения в общественных местах.

Литература

1.      Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каировой и О.С. Богдановой. – М.: Просвещение, 2009.

2.       Активные методы обучения в курсе «Этика и психоло­гия семейной жизни» / Сост. Д.А. Тонконогая. – Л., 1989.

3.      Анисимова И.М. Хорошие манеры. – СПб.: Дельта; Аквариум, 2006.

4.      Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2008.

5.      Гончарова Н. М. Этикет и мы. – М.: МК-Сервис,2013

6.      Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

7.      Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Госуд. изд-во иностранных и национальных словарей, 2010.

8.      Дунцова К.Г. Этикет за столом. – М.: Экономика, 2002.

9.      Книга для девочек. – М., 2010.

10.  МаксимоваТ.Н  Классные часы 1 класс. -  М.: «Вако», 2009г.

11.  Ожегов С. Словарь русского языка. – М.: Советская энциклопедия, 1972.

12.  Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

13.  Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. – М.: Народное образование, 2003.

14.  Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Левина О.Г. Сделай себя сам. – М., 2010.

15.  Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». М.: «Школьная Пресса», 2002г.

16.  Соловьёва О.Ю.  "Саморазвитие личности"( 1-11 класс). – М.: Арсенал образования, 2010.

17.  Шемшурина А.И. Основы этической культуры школь­ников. – М., 1998.

18.  Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. – М.: Школа-Пресс, 2008.

19.  Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. Ч. I, II. – М., 2008.

20.  Шемшурина А.И. Этическая грамматика для учащихся 1-2 кл. – Л., 2011.

21.  Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. – М., 2000.

22.  Эзоп. Басни. – Любое издание.

23.  Интернет ресурсы.

 

Для обучающихся:

1.      Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.

2.      Барто А.Л. В театре.

3.      Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.

4.      Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

5.      Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.

6.      Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.

7.      Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.

8.      Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

9.      Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

10.  Осеева В.А. Волшебное слово

11.  Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

12.  Русская народная сказка. Лиса и Журавль

13.  Сорокина Г.И., Сафонова И.В.  и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.

14.  Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.

15.   Толстой Л.Н. Волк и собака.

16.  Чуковский К. И.  Федорино горе.

17.  Чуковский К.И. Мойдодыр.

18.  Чуковский К.И. Телефон.

19.  Чуковский К.И. Краденое солнце.

20.  Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.

21.  Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.

22.  Шалаева Г.П. Как вести себя дома.  – Издательская группа АСТ., 2010.

23.  Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.

 

 

ЦОР:

  1. Интернет – источники:

      etika-shop.ru

      etiket.ru (Этикет от А до Я)

http://school-collection.edu.ru/

http://www.edu.ru 

http://www.ug.ru

http://www viki.rdf.ru

            http:// megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия)

            http://project.1september.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Диагностика нравственной воспитанности


Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

 

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3

единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

 

 

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы  должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую  часть предложений не надо".

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

 

Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

 

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-й - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

 

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь. 

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень

 

Приложение 2

 

Анкетирование  родителей

 

Анкета № 1

1.      Чем ваш ребенок занимается в свободное время?

2.      Какие игры предпочитает?

3.      Какие виды развлечений больше любит?

4.      С кем чаще играет?

5.      Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)

6.      Какие обязанности имеет дома?

7.      Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?

8.      Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?

9.      Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?

10.  Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?

11.  Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

12.  Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)

 

 

Анкета № 2

Можете ли вы:

1.      В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2.      Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

3.      Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4.      Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

5.      Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6.      Поставить себя на место ребенка?

7.      Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

8.      Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9.      Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10.  Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?

11.  Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

12.  Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?

13.  Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

 

Варианты ответов:

ü  могу и всегда так поступаю – 3 балла;

ü  могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;

ü  не могу – 1 балл.

 

      От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

      От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.

      Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

 

 

Анкета № 3

1.      Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

А) хорошей организации быта;

Б) радости общения;

В) покоя и защищенности.

2.      Что более всего заботит вас в семье?

А) здоровье детей;

Б) хорошая учеба;

В) трудовое участие детей в жизни семьи;

Г) настроение детей и причины его изменения.

3.      Одинок ли ваш ребенок в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

4.      Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

5.      Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

А) быть материально обеспеченным человеком;

Б) иметь много друзей.

6.       Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

7.      Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

8.      Что для вашего ребенка вечер дома?

А) радость общения;

Б) возможность быть самим собой;

В) мучения и пытка.

 

 

 

Анкета № 4

1.      Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка

2.      За что хвалите, за что наказываете?

3.      Как поощряете? Как наказываете?

4.      Какие качества характера ребенка вам не нравятся?

 

 

 

Анкетирование учащихся

 

Анкета № 1

1.      Какие качества твоего характера родителям нравятся?

2.      За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

3.      Как тебя поощряют, за что?

4.      Как тебя наказывают, за что?

5.      Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

6.      Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?

 

 

Анкета № 2

1.      Доверяешь ли ты свои секреты родителям?

2.      Стараешься ли контролировать свое поведение?

3.      Каких поощрений ждешь от родителей?

4.      Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?

5.      Хватает ли тебе общения с родителями?

6.      Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?

7.      Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?

8.      С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №11" "ШКОЛА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №11" "ШКОЛА

Пояснительная записка Рабочая программа "Школа вежливых наук" составлена в соответствии с требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа "Школа вежливых наук" составлена в соответствии с требованиями

Задачи: - пробуждать у ребенка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру; - развивать эмоциональный мир ребенка (нравственные чувства и переживания); - подводить учащихся…

Задачи: - пробуждать у ребенка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру; - развивать эмоциональный мир ребенка (нравственные чувства и переживания); - подводить учащихся…

Я»; - диагностика и самодиагностика различных качеств и состояний личности; - дифференцированный и индивидуальный подход к детям

Я»; - диагностика и самодиагностика различных качеств и состояний личности; - дифференцированный и индивидуальный подход к детям

По окончанию курса у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

По окончанию курса у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Формы учета оценки планируемых результатов: 1

Формы учета оценки планируемых результатов: 1

Итого: 3 1 2 3

Итого: 3 1 2 3

Дать понятия «этика», «этикет»

Дать понятия «этика», «этикет»

Прилежание и старательность в учении и труде

Прилежание и старательность в учении и труде

Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом

Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом

Литература 1. Азбука нравственного воспитания /

Литература 1. Азбука нравственного воспитания /

Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др

Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др

Приложение 1 Диагностика нравственной воспитанности

Приложение 1 Диагностика нравственной воспитанности

Методика №2: Диагностика этики поведения

Методика №2: Диагностика этики поведения

Инструкция: "Я прочитаю вам 4-е вопроса

Инструкция: "Я прочитаю вам 4-е вопроса

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? 2

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? 2

А) да; Б) нет; В) не знаю

А) да; Б) нет; В) не знаю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2020