Программа дополнительного образования по биологии "Генетика - наука будущего"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 17.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Раздел биологии «Генетика» является наиболее трудным для понимания и усвоения и одновременно наиболее интересным. Кроме того с каждым годом возрастает количество детей, сдающих ЕГЭ по биологии и испытывающих затруднения при выполнении заданий повышенной сложности, связанных с вопросами генетики и в решении генетических задач.
Иконка файла материала Программа по генетики.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

 

 

 

 

Программа дополнительного образования по биологии

«Генетика – наука будущего»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   Автор: Петренко Е. Н., учитель биологии

                                                                                                            высшей квалификационной категории

 

 

г. Сургут 2020 г.

Пояснительная записка

 

         Программа дополнительного образования по биологии «Генетика – наука будущего», разработана для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ, и предусматривает изучение программного материала  в объёме 70 часов (35 часов -10 класс и 35 часов – 11 класс) при организации занятий 1 раз в неделю.

         По данным анкетирования учащихся раздел биологии «Генетика» является наиболее трудным для понимания и усвоения и одновременно наиболее интересным. Кроме того с каждым годом возрастает количество детей, сдающих ЕГЭ по биологии и испытывающих затруднения при выполнении заданий повышенной сложности,  связанных с вопросами генетики и в решении генетических задач.

         Поэтому целью данной программы стало: углубление у учащихся  теоретических знаний и навыков решения задач по основным разделам классической генетики.

         Задачи программы:

- ознакомить с основными этапами становления генетики;

- ознакомить с расширенной трактовкой генома как целостной системы взаимодействующих генов;

 - продолжить формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний по разделу «Генетика»;

- способствовать удовлетворению интересов учащихся; 

- создать условия для творческой самореализации и саморазвитию школьников;

 -  формировать умения и навыки проектной деятельности.

         Основные принципы, используемые при реализации программы:

1.     Принцип учёта возрастных особенностей учащихся. Особенности старшего подросткового и юношеского возраста заключающегося, прежде всего, в новообразованиях, характерных для данного периода развития: личностного и профессионального самоопределения. Проблема реализации указанного принципа обучения на практике решается двумя способами. Первый способ -  через содержание. Второй способ – через методы. В программе используется группа методов, которые способствуют личностному и профессиональному самоопределению.

2.     Принцип индивидуального подхода.

3.     Принцип опоры на субъективный опыт ученика, накопленный им как в процессе индивидуальной жизнедеятельности, так и приобретаемый на занятиях.

4.     Принцип сотрудничества педагога с учащимися.

Специфика программы «Генетика – наука будущего» определяет использование таких технологий обучения как личностно - ориентированное обучение, здоровьесберегающин технологии, организация проектно – исследовательской деятельности учащихся.

 Механизмы формирования ключевых компетенций: учёт индивидуальных и возрастных особенностей, создание психологического настроя, строгий отбор материала, чёткость и доступность изложения, междисциплинарная интеграция, обучение через метод и сотрудничество, создание проблемных ситуаций. Контроль знаний учащихся Контроль знаний учащихся осуществляется практически на каждом занятии. При этом используются различные методы и формы контроля: фронтальный опрос, письменные упражнения и задачи, тестовые упражнения, терминологические диктант.  

Ожидаемые результаты освоения программы:

   - овладения компетенциями, необходимыми для выстраивания собственной жизненной стратегии;

   - развитие индивидуальных коммуникативных умений;

   - снятие у обучающихся барьеров публичного выступления, снижение уровня тревожности у учащихся

  в ситуации  презентации результатов своей деятельности;

- повышение способности к усвоению большего объема знаний по разделу «Генетика», решению генетических задач повышенной сложности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план

дополнительной общеобразовательной программы

«Генетика - ведущая наука современной биологии»

 

 

№ п/п

 

Раздел

Всего часов

 

 

Содержание

Часы

Лекция

Практическое занятие

 

1

Методические рекомендации к решению задач по генетике

 

3

Условие задачи – источник информации. Составление таблицы «Ген – признак». Построение схемы скрещивания. Решётка Пеннета: семь основных правил построения.

 

2

 

1

2

Молекулярная генетика

4

 Познание материальных основ наследственности и изменчивости живых существ путём исследования протекающих на субклеточном уровне.

1

3

3

Моногибридное скрещивание

6

Виды аутосомное наследование. Наследование, сцепленное с полом.

3

3

4

Дигибридное и полигибридное скрещивание

4

Независимое наследование. Дигибридное скрещивание.  Тригибридное скрещивание.

2

2

5

Неполное доминирование

3

Рецессивный аллельный ген.  Уровень активности доминантного аллеля. 

2

1

6

Наследование признаков, сцепленных с полом, и признаков, контролируемых аутосомными и сцепленными с полом генами

3

Сцепленное наследование. Аутосомы. Половые хромосомы.

1

2

7

Наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговер

3

Кроссинговер. Морганиды. Локализация генов в одной паре гомологичных хромосом.

1

2

8

Генеалогический  метод – основной метод изучения генетики человека

4

Основная символика, принятая для построения древа жизни человека. Некоторые ракурсы, используемые при построении древа жизни человека. Анализ семейных родословных.

 

2

2

9

Взаимодействие неаллельных генов

3

Комплементарность доминантная и рецессивная. Полимерия кумулятивная и некумулятивная. Эпистаз.

2

1

10

Изменчивость

2

Способность организмов менять свои признаки и свойства.

1

1

11

Популяционная генетика

3

Применения методов молекулярной популяционной генетики к изучению прошлого человечества.

 

2

1

12

Археогенетика

2

Анализ ДНК, полученный из археологических останков (древняя ДНК); анализ ДНК современных популяций (людей, домашних растений и животных) с целью изучения человеческого прошлого и генетического наследия взаимодействия человека с биосферой, а также

применение статистических методов молекулярной генетики к археологическим данным.

 

1

1

13

Геномика

2

Геномы и гены живых организмов.

 

1

1

14

Медицинская генетика

4

Наследственность и изменчивость в различных популяциях людей, особенности проявления и развития нормальных и патологических признаков, зависимость заболеваний от генетической предрасположенности и условий окружающей среды.

2

2

15

Генная инженерия

3

 Технологии получения рекомбинантных РНК и ДНК, выделения генов из организма (клеток), осуществления манипуляций с генами.

 

2

1

16

Биохимическая генетика

2

Механизмы генетического контроля биохимических процессов в живых организмах. 

1

1

17

Экологическая генетика

4

 Генетические аспекты взаимодействия организмов, а также изменения организмов под воздействием среды обитания (экологических факторов).

2

2

18

Генетика вирусов

2

Вирусная генетика и понимание вирулентности и патогенности вирусов

1

1

19

Генетика растений

3

Наследственность и изменчивость высших растений 

3

1

20

Эволюционная генетика

4

Роль факторов наследственности и изменчивости в биологической эволюции.

2

2

21

Спортивная генетика

2

Геном человека в аспекте физической деятельности. 

1

1

22

Судебно – медицинская генетика

2

 Следственные доказательств на основе использования генетических маркеров.

1

1

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Результаты обучения.

 

Общие учебные умения

Учебно – организационные:

- уметь организовать своё учебное место.

Учебно – информационные:

- находить нужную информацию в учебной и научно - популярной литературе;

- пользоваться дополнительной литературой.

Учебно – коммуникативные:

- уметь задавать вопросы и четко формулировать на них ответы;

- внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы.

Специальные предметные умения

Раздел 1. Методические рекомендации к решению задач по генетике.

- понимать механизм составления условия задачи, схем скрещивания. 

Раздел 2. Молекулярная генетика.

- знать материальные основы наследственности.

Раздел 3. Моногибридное скрещивание.

- описывать виды аутосомного наследование.

Раздел 4. Дигибридное и полигибридное скрещивание.

- уметь решать задачи.

Раздел 5. Неполное доминирование.

- анализировать схемы скрещивания и полученные результаты.

Раздел 6. Наследование признаков, сцепленных с полом, и признаков, контролируемых аутосомными и сцепленными с полом генами.

- давать развернутый анализ по схемам решения задач.

Раздел 7. Наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговер.

- описывать процесс кроссенговера.

Раздел 8. Генеалогический  метод – основной метод изучения генетики человека.

- умение составлять родословную

Раздел 9. Взаимодействие неаллельных генов.

- понимать принцип доминантности.

Раздел 10. Изменчивость.

- составлять схемы решения задач.

Раздел 11. Популяционная генетика.

Иметь представление о данном разделе генетики.

Раздел 12. Археогенетика.

- иметь представление о возможных анализах ДНК.

Раздел 13. Геномика.

- владеть информацией о генах и геномах.

Раздел 14. Медицинская генетика.

- понимать процессы реализации наследственности и изменчивости.

Раздел 15. Генная инженерия.

- ориентироваться в технологиях рекомбинации всех типов РНК.

Раздел 16. Биохимическая генетика.

- понимать механизм генетического контроля.

Раздел 17. Экологическая генетика.

- ориентироваться в генетических аспектах взаимодействия организмов.

Раздел 18. Генетика вирусов.

- понимать опасность патогенности данных организмов.

Раздел 19. Генетика растений.

- иметь представления о наследственности высших растений.

Раздел 20. Эволюционная генетика.

- понимать роль  факторов наследственности и изменчивости в биологической эволюции.

Раздел 21. Спортивная генетика.

- принимать геном человека в аспекте физической деятельности. 

Раздел 22. Судебно – медицинская генетика.

- иметь представление о данном направлении генетики.

 

 

 

 

 

 

Перечень рекомендуемой литературы для учителя и учащихся

 

Литература для учителя

Литература для учащихся

Г. А. Адельшина. Генетика в задачах: учебное пособие по курсу биологии. – М.: Планета, 2011. – 174 с.

Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2012. – 816 с.

А. А. Каменская. Биология, универсальные материалы с методическими рекомендациями. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 510 с.

О.Б. Гигани. Общая биология, 9 – 11. таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007.

 

А. А. Медведев. Как решать задачи по генетике: 10 – 11 классы. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 320 с.

Биология, 10 класс («1С: Образование», 2008)

 

А. В. Пиминов. Биология. Полный курс  подготовки к ЕГЭ. -  М.6 АСТ, 2014. – 384 с.

А. А. Кириленко. Биология. Сборник задач по генетике. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 272 с.

Д. А. Соловков. Практическая подготовка. – СПб.: БХВ – Петербург, 2014. – 560 с.

А. А. Кириленко. Биология. Тематические тесты. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 416 с.