Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Программа дополнительного образования по биологии
«Генетика – наука будущего»
Автор: Петренко Е. Н., учитель биологии
высшей квалификационной категории
г. Сургут 2020 г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по биологии «Генетика – наука будущего», разработана для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ, и предусматривает изучение программного материала в объёме 70 часов (35 часов -10 класс и 35 часов – 11 класс) при организации занятий 1 раз в неделю.
По данным анкетирования учащихся раздел биологии «Генетика» является наиболее трудным для понимания и усвоения и одновременно наиболее интересным. Кроме того с каждым годом возрастает количество детей, сдающих ЕГЭ по биологии и испытывающих затруднения при выполнении заданий повышенной сложности, связанных с вопросами генетики и в решении генетических задач.
Поэтому целью данной программы стало: углубление у учащихся теоретических знаний и навыков решения задач по основным разделам классической генетики.
Задачи программы:
- ознакомить с основными этапами становления генетики;
- ознакомить с расширенной трактовкой генома как целостной системы взаимодействующих генов;
- продолжить формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний по разделу «Генетика»;
- способствовать удовлетворению интересов учащихся;
- создать условия для творческой самореализации и саморазвитию школьников;
- формировать умения и навыки проектной деятельности.
Основные принципы, используемые при реализации программы:
1. Принцип учёта возрастных особенностей учащихся. Особенности старшего подросткового и юношеского возраста заключающегося, прежде всего, в новообразованиях, характерных для данного периода развития: личностного и профессионального самоопределения. Проблема реализации указанного принципа обучения на практике решается двумя способами. Первый способ - через содержание. Второй способ – через методы. В программе используется группа методов, которые способствуют личностному и профессиональному самоопределению.
2. Принцип индивидуального подхода.
3. Принцип опоры на субъективный опыт ученика, накопленный им как в процессе индивидуальной жизнедеятельности, так и приобретаемый на занятиях.
4. Принцип сотрудничества педагога с учащимися.
Специфика программы «Генетика – наука будущего» определяет использование таких технологий обучения как личностно - ориентированное обучение, здоровьесберегающин технологии, организация проектно – исследовательской деятельности учащихся.
Механизмы формирования ключевых компетенций: учёт индивидуальных и возрастных особенностей, создание психологического настроя, строгий отбор материала, чёткость и доступность изложения, междисциплинарная интеграция, обучение через метод и сотрудничество, создание проблемных ситуаций. Контроль знаний учащихся Контроль знаний учащихся осуществляется практически на каждом занятии. При этом используются различные методы и формы контроля: фронтальный опрос, письменные упражнения и задачи, тестовые упражнения, терминологические диктант.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- овладения компетенциями, необходимыми для выстраивания собственной жизненной стратегии;
- развитие индивидуальных коммуникативных умений;
- снятие у обучающихся барьеров публичного выступления, снижение уровня тревожности у учащихся
в ситуации презентации результатов своей деятельности;
- повышение способности к усвоению большего объема знаний по разделу «Генетика», решению генетических задач повышенной сложности.
Учебно – тематический план
дополнительной общеобразовательной программы
«Генетика - ведущая наука современной биологии»
№ п/п |
Раздел |
Всего часов
|
Содержание |
Часы |
|
Лекция |
Практическое занятие |
||||
1 |
Методические рекомендации к решению задач по генетике |
3 |
Условие задачи – источник информации. Составление таблицы «Ген – признак». Построение схемы скрещивания. Решётка Пеннета: семь основных правил построения. |
2 |
1 |
2 |
Молекулярная генетика |
4 |
Познание материальных основ наследственности и изменчивости живых существ путём исследования протекающих на субклеточном уровне. |
1 |
3 |
3 |
Моногибридное скрещивание |
6 |
Виды аутосомное наследование. Наследование, сцепленное с полом. |
3 |
3 |
4 |
Дигибридное и полигибридное скрещивание |
4 |
Независимое наследование. Дигибридное скрещивание. Тригибридное скрещивание. |
2 |
2 |
5 |
Неполное доминирование |
3 |
Рецессивный аллельный ген. Уровень активности доминантного аллеля. |
2 |
1 |
6 |
Наследование признаков, сцепленных с полом, и признаков, контролируемых аутосомными и сцепленными с полом генами |
3 |
Сцепленное наследование. Аутосомы. Половые хромосомы. |
1 |
2 |
7 |
Наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговер |
3 |
Кроссинговер. Морганиды. Локализация генов в одной паре гомологичных хромосом. |
1 |
2 |
8 |
Генеалогический метод – основной метод изучения генетики человека |
4 |
Основная символика, принятая для построения древа жизни человека. Некоторые ракурсы, используемые при построении древа жизни человека. Анализ семейных родословных.
|
2 |
2 |
9 |
Взаимодействие неаллельных генов |
3 |
Комплементарность доминантная и рецессивная. Полимерия кумулятивная и некумулятивная. Эпистаз. |
2 |
1 |
10 |
Изменчивость |
2 |
Способность организмов менять свои признаки и свойства. |
1 |
1 |
11 |
Популяционная генетика |
3 |
Применения методов молекулярной популяционной генетики к изучению прошлого человечества.
|
2 |
1 |
12 |
Археогенетика |
2 |
Анализ ДНК, полученный из археологических останков (древняя ДНК); анализ ДНК современных популяций (людей, домашних растений и животных) с целью изучения человеческого прошлого и генетического наследия взаимодействия человека с биосферой, а также применение статистических методов молекулярной генетики к археологическим данным.
|
1 |
1 |
13 |
Геномика |
2 |
Геномы и гены живых организмов.
|
1 |
1 |
14 |
Медицинская генетика |
4 |
Наследственность и изменчивость в различных популяциях людей, особенности проявления и развития нормальных и патологических признаков, зависимость заболеваний от генетической предрасположенности и условий окружающей среды. |
2 |
2 |
15 |
Генная инженерия |
3 |
Технологии получения рекомбинантных РНК и ДНК, выделения генов из организма (клеток), осуществления манипуляций с генами.
|
2 |
1 |
16 |
Биохимическая генетика |
2 |
Механизмы генетического контроля биохимических процессов в живых организмах. |
1 |
1 |
17 |
Экологическая генетика |
4 |
Генетические аспекты взаимодействия организмов, а также изменения организмов под воздействием среды обитания (экологических факторов). |
2 |
2 |
18 |
Генетика вирусов |
2 |
Вирусная генетика и понимание вирулентности и патогенности вирусов |
1 |
1 |
19 |
Генетика растений |
3 |
Наследственность и изменчивость высших растений |
3 |
1 |
20 |
Эволюционная генетика |
4 |
Роль факторов наследственности и изменчивости в биологической эволюции. |
2 |
2 |
21 |
Спортивная генетика |
2 |
Геном человека в аспекте физической деятельности. |
1 |
1 |
22 |
Судебно – медицинская генетика |
2 |
Следственные доказательств на основе использования генетических маркеров. |
1 |
1 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
Результаты обучения.
Общие учебные умения |
Учебно – организационные: - уметь организовать своё учебное место. Учебно – информационные: - находить нужную информацию в учебной и научно - популярной литературе; - пользоваться дополнительной литературой. Учебно – коммуникативные: - уметь задавать вопросы и четко формулировать на них ответы; - внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы. |
Специальные предметные умения |
Раздел 1. Методические рекомендации к решению задач по генетике. - понимать механизм составления условия задачи, схем скрещивания. Раздел 2. Молекулярная генетика. - знать материальные основы наследственности. Раздел 3. Моногибридное скрещивание. - описывать виды аутосомного наследование. Раздел 4. Дигибридное и полигибридное скрещивание. - уметь решать задачи. Раздел 5. Неполное доминирование. - анализировать схемы скрещивания и полученные результаты. Раздел 6. Наследование признаков, сцепленных с полом, и признаков, контролируемых аутосомными и сцепленными с полом генами. - давать развернутый анализ по схемам решения задач. Раздел 7. Наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговер. - описывать процесс кроссенговера. Раздел 8. Генеалогический метод – основной метод изучения генетики человека. - умение составлять родословную Раздел 9. Взаимодействие неаллельных генов. - понимать принцип доминантности. Раздел 10. Изменчивость. - составлять схемы решения задач. Раздел 11. Популяционная генетика. Иметь представление о данном разделе генетики. Раздел 12. Археогенетика. - иметь представление о возможных анализах ДНК. Раздел 13. Геномика. - владеть информацией о генах и геномах. Раздел 14. Медицинская генетика. - понимать процессы реализации наследственности и изменчивости. Раздел 15. Генная инженерия. - ориентироваться в технологиях рекомбинации всех типов РНК. Раздел 16. Биохимическая генетика. - понимать механизм генетического контроля. Раздел 17. Экологическая генетика. - ориентироваться в генетических аспектах взаимодействия организмов. Раздел 18. Генетика вирусов. - понимать опасность патогенности данных организмов. Раздел 19. Генетика растений. - иметь представления о наследственности высших растений. Раздел 20. Эволюционная генетика. - понимать роль факторов наследственности и изменчивости в биологической эволюции. Раздел 21. Спортивная генетика. - принимать геном человека в аспекте физической деятельности. Раздел 22. Судебно – медицинская генетика. - иметь представление о данном направлении генетики. |
Перечень рекомендуемой литературы для учителя и учащихся
Литература для учителя |
Литература для учащихся |
Г. А. Адельшина. Генетика в задачах: учебное пособие по курсу биологии. – М.: Планета, 2011. – 174 с. |
Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2012. – 816 с. |
А. А. Каменская. Биология, универсальные материалы с методическими рекомендациями. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 510 с. |
О.Б. Гигани. Общая биология, 9 – 11. таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007.
|
А. А. Медведев. Как решать задачи по генетике: 10 – 11 классы. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 320 с. |
Биология, 10 класс («1С: Образование», 2008)
|
А. В. Пиминов. Биология. Полный курс подготовки к ЕГЭ. - М.6 АСТ, 2014. – 384 с. |
А. А. Кириленко. Биология. Сборник задач по генетике. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 272 с. |
Д. А. Соловков. Практическая подготовка. – СПб.: БХВ – Петербург, 2014. – 560 с. |
А. А. Кириленко. Биология. Тематические тесты. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 416 с. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.