Программа дополнительного образования по биологии "Генетика - наука будущего"
Оценка 4.8

Программа дополнительного образования по биологии "Генетика - наука будущего"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
10 кл—11 кл
17.01.2020
Программа дополнительного образования по биологии "Генетика - наука будущего"
Раздел биологии «Генетика» является наиболее трудным для понимания и усвоения и одновременно наиболее интересным. Кроме того с каждым годом возрастает количество детей, сдающих ЕГЭ по биологии и испытывающих затруднения при выполнении заданий повышенной сложности, связанных с вопросами генетики и в решении генетических задач.
Программа по генетики.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

 

 

 

 

Программа дополнительного образования по биологии

«Генетика – наука будущего»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   Автор: Петренко Е. Н., учитель биологии

                                                                                                            высшей квалификационной категории

 

 

г. Сургут 2020 г.

Пояснительная записка

 

         Программа дополнительного образования по биологии «Генетика – наука будущего», разработана для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ, и предусматривает изучение программного материала  в объёме 70 часов (35 часов -10 класс и 35 часов – 11 класс) при организации занятий 1 раз в неделю.

         По данным анкетирования учащихся раздел биологии «Генетика» является наиболее трудным для понимания и усвоения и одновременно наиболее интересным. Кроме того с каждым годом возрастает количество детей, сдающих ЕГЭ по биологии и испытывающих затруднения при выполнении заданий повышенной сложности,  связанных с вопросами генетики и в решении генетических задач.

         Поэтому целью данной программы стало: углубление у учащихся  теоретических знаний и навыков решения задач по основным разделам классической генетики.

         Задачи программы:

- ознакомить с основными этапами становления генетики;

- ознакомить с расширенной трактовкой генома как целостной системы взаимодействующих генов;

 - продолжить формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний по разделу «Генетика»;

- способствовать удовлетворению интересов учащихся; 

- создать условия для творческой самореализации и саморазвитию школьников;

 -  формировать умения и навыки проектной деятельности.

         Основные принципы, используемые при реализации программы:

1.     Принцип учёта возрастных особенностей учащихся. Особенности старшего подросткового и юношеского возраста заключающегося, прежде всего, в новообразованиях, характерных для данного периода развития: личностного и профессионального самоопределения. Проблема реализации указанного принципа обучения на практике решается двумя способами. Первый способ -  через содержание. Второй способ – через методы. В программе используется группа методов, которые способствуют личностному и профессиональному самоопределению.

2.     Принцип индивидуального подхода.

3.     Принцип опоры на субъективный опыт ученика, накопленный им как в процессе индивидуальной жизнедеятельности, так и приобретаемый на занятиях.

4.     Принцип сотрудничества педагога с учащимися.

Специфика программы «Генетика – наука будущего» определяет использование таких технологий обучения как личностно - ориентированное обучение, здоровьесберегающин технологии, организация проектно – исследовательской деятельности учащихся.

 Механизмы формирования ключевых компетенций: учёт индивидуальных и возрастных особенностей, создание психологического настроя, строгий отбор материала, чёткость и доступность изложения, междисциплинарная интеграция, обучение через метод и сотрудничество, создание проблемных ситуаций. Контроль знаний учащихся Контроль знаний учащихся осуществляется практически на каждом занятии. При этом используются различные методы и формы контроля: фронтальный опрос, письменные упражнения и задачи, тестовые упражнения, терминологические диктант.  

Ожидаемые результаты освоения программы:

   - овладения компетенциями, необходимыми для выстраивания собственной жизненной стратегии;

   - развитие индивидуальных коммуникативных умений;

   - снятие у обучающихся барьеров публичного выступления, снижение уровня тревожности у учащихся

  в ситуации  презентации результатов своей деятельности;

- повышение способности к усвоению большего объема знаний по разделу «Генетика», решению генетических задач повышенной сложности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план

дополнительной общеобразовательной программы

«Генетика - ведущая наука современной биологии»

 

 

№ п/п

 

Раздел

Всего часов

 

 

Содержание

Часы

Лекция

Практическое занятие

 

1

Методические рекомендации к решению задач по генетике

 

3

Условие задачи – источник информации. Составление таблицы «Ген – признак». Построение схемы скрещивания. Решётка Пеннета: семь основных правил построения.

 

2

 

1

2

Молекулярная генетика

4

 Познание материальных основ наследственности и изменчивости живых существ путём исследования протекающих на субклеточном уровне.

1

3

3

Моногибридное скрещивание

6

Виды аутосомное наследование. Наследование, сцепленное с полом.

3

3

4

Дигибридное и полигибридное скрещивание

4

Независимое наследование. Дигибридное скрещивание.  Тригибридное скрещивание.

2

2

5

Неполное доминирование

3

Рецессивный аллельный ген.  Уровень активности доминантного аллеля. 

2

1

6

Наследование признаков, сцепленных с полом, и признаков, контролируемых аутосомными и сцепленными с полом генами

3

Сцепленное наследование. Аутосомы. Половые хромосомы.

1

2

7

Наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговер

3

Кроссинговер. Морганиды. Локализация генов в одной паре гомологичных хромосом.

1

2

8

Генеалогический  метод – основной метод изучения генетики человека

4

Основная символика, принятая для построения древа жизни человека. Некоторые ракурсы, используемые при построении древа жизни человека. Анализ семейных родословных.

 

2

2

9

Взаимодействие неаллельных генов

3

Комплементарность доминантная и рецессивная. Полимерия кумулятивная и некумулятивная. Эпистаз.

2

1

10

Изменчивость

2

Способность организмов менять свои признаки и свойства.

1

1

11

Популяционная генетика

3

Применения методов молекулярной популяционной генетики к изучению прошлого человечества.

 

2

1

12

Археогенетика

2

Анализ ДНК, полученный из археологических останков (древняя ДНК); анализ ДНК современных популяций (людей, домашних растений и животных) с целью изучения человеческого прошлого и генетического наследия взаимодействия человека с биосферой, а также

применение статистических методов молекулярной генетики к археологическим данным.

 

1

1

13

Геномика

2

Геномы и гены живых организмов.

 

1

1

14

Медицинская генетика

4

Наследственность и изменчивость в различных популяциях людей, особенности проявления и развития нормальных и патологических признаков, зависимость заболеваний от генетической предрасположенности и условий окружающей среды.

2

2

15

Генная инженерия

3

 Технологии получения рекомбинантных РНК и ДНК, выделения генов из организма (клеток), осуществления манипуляций с генами.

 

2

1

16

Биохимическая генетика

2

Механизмы генетического контроля биохимических процессов в живых организмах. 

1

1

17

Экологическая генетика

4

 Генетические аспекты взаимодействия организмов, а также изменения организмов под воздействием среды обитания (экологических факторов).

2

2

18

Генетика вирусов

2

Вирусная генетика и понимание вирулентности и патогенности вирусов

1

1

19

Генетика растений

3

Наследственность и изменчивость высших растений 

3

1

20

Эволюционная генетика

4

Роль факторов наследственности и изменчивости в биологической эволюции.

2

2

21

Спортивная генетика

2

Геном человека в аспекте физической деятельности. 

1

1

22

Судебно – медицинская генетика

2

 Следственные доказательств на основе использования генетических маркеров.

1

1

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

Результаты обучения.

 

Общие учебные умения

Учебно – организационные:

- уметь организовать своё учебное место.

Учебно – информационные:

- находить нужную информацию в учебной и научно - популярной литературе;

- пользоваться дополнительной литературой.

Учебно – коммуникативные:

- уметь задавать вопросы и четко формулировать на них ответы;

- внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы.

Специальные предметные умения

Раздел 1. Методические рекомендации к решению задач по генетике.

- понимать механизм составления условия задачи, схем скрещивания. 

Раздел 2. Молекулярная генетика.

- знать материальные основы наследственности.

Раздел 3. Моногибридное скрещивание.

- описывать виды аутосомного наследование.

Раздел 4. Дигибридное и полигибридное скрещивание.

- уметь решать задачи.

Раздел 5. Неполное доминирование.

- анализировать схемы скрещивания и полученные результаты.

Раздел 6. Наследование признаков, сцепленных с полом, и признаков, контролируемых аутосомными и сцепленными с полом генами.

- давать развернутый анализ по схемам решения задач.

Раздел 7. Наследование признаков при сцеплении генов и кроссинговер.

- описывать процесс кроссенговера.

Раздел 8. Генеалогический  метод – основной метод изучения генетики человека.

- умение составлять родословную

Раздел 9. Взаимодействие неаллельных генов.

- понимать принцип доминантности.

Раздел 10. Изменчивость.

- составлять схемы решения задач.

Раздел 11. Популяционная генетика.

Иметь представление о данном разделе генетики.

Раздел 12. Археогенетика.

- иметь представление о возможных анализах ДНК.

Раздел 13. Геномика.

- владеть информацией о генах и геномах.

Раздел 14. Медицинская генетика.

- понимать процессы реализации наследственности и изменчивости.

Раздел 15. Генная инженерия.

- ориентироваться в технологиях рекомбинации всех типов РНК.

Раздел 16. Биохимическая генетика.

- понимать механизм генетического контроля.

Раздел 17. Экологическая генетика.

- ориентироваться в генетических аспектах взаимодействия организмов.

Раздел 18. Генетика вирусов.

- понимать опасность патогенности данных организмов.

Раздел 19. Генетика растений.

- иметь представления о наследственности высших растений.

Раздел 20. Эволюционная генетика.

- понимать роль  факторов наследственности и изменчивости в биологической эволюции.

Раздел 21. Спортивная генетика.

- принимать геном человека в аспекте физической деятельности. 

Раздел 22. Судебно – медицинская генетика.

- иметь представление о данном направлении генетики.

 

 

 

 

 

 

Перечень рекомендуемой литературы для учителя и учащихся

 

Литература для учителя

Литература для учащихся

Г. А. Адельшина. Генетика в задачах: учебное пособие по курсу биологии. – М.: Планета, 2011. – 174 с.

Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2012. – 816 с.

А. А. Каменская. Биология, универсальные материалы с методическими рекомендациями. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 510 с.

О.Б. Гигани. Общая биология, 9 – 11. таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007.

 

А. А. Медведев. Как решать задачи по генетике: 10 – 11 классы. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 320 с.

Биология, 10 класс («1С: Образование», 2008)

 

А. В. Пиминов. Биология. Полный курс  подготовки к ЕГЭ. -  М.6 АСТ, 2014. – 384 с.

А. А. Кириленко. Биология. Сборник задач по генетике. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 272 с.

Д. А. Соловков. Практическая подготовка. – СПб.: БХВ – Петербург, 2014. – 560 с.

А. А. Кириленко. Биология. Тематические тесты. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 416 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Проблема реализации указанного принципа обучения на практике решается двумя способами

Проблема реализации указанного принципа обучения на практике решается двумя способами

Генетика», решению генетических задач повышенной сложности

Генетика», решению генетических задач повышенной сложности

Учебно – тематический план дополнительной общеобразовательной программы «Генетика - ведущая наука современной биологии» № п/п

Учебно – тематический план дополнительной общеобразовательной программы «Генетика - ведущая наука современной биологии» № п/п

Основная символика, принятая для построения древа жизни человека

Основная символика, принятая для построения древа жизни человека

Медицинская генетика 4

Медицинская генетика 4

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Специальные предметные умения

Специальные предметные умения

Перечень рекомендуемой литературы для учителя и учащихся

Перечень рекомендуемой литературы для учителя и учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2020