Программа дополнительного образования по коррекции звукопроизношения « Звукарик»
Оценка 4.7

Программа дополнительного образования по коррекции звукопроизношения « Звукарик»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
дефектология
СCУЗ, ВУЗ
10.02.2024
Программа дополнительного образования по коррекции звукопроизношения  « Звукарик»
для педагогов
Звукарик -программа 2017-18 уч. г..docx

 

 

 

 

Программа дополнительного образования

по коррекции звукопроизношения

 

« Звукарик»

 

MCj00841080000[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срок реализации: 2017-2018 уч.г.

 

 

Составила учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 г.Москва

 

Дополнительная образовательная программа «Звукарик».

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция.

Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов – практиков показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 5-7 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной речи. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Они не готовы к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно думать, стремиться узнавать новое.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

  Направленность образовательной программы.

Программа направлена на  коррекцию звукопроизношения, развитие  фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, подготовку детей к школьному обучению, в рамках

реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования   в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиями.

 

Краткое описание

Программа дополнительного образования «Звукарик» реализуется в дошкольном образовательной учреждении и направлена на обеспечение доступности качественного дошкольного образования, создание условий для успешной адаптации и социализации ребенка старшего дошкольного возраста при его подготовке к школьному обучению.

Программа предполагает использование разнообразного материала, способствующего развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата и общей моторики.

Содержание дополнительной образовательной программы «Звукарик» представляет развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического слуха и восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи. Система упражнений в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения помогает нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.  

           Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.

 

Перечень нормативных документов:

- Федеральный Закон от  29 декабря 2012г. №273-ФЗ"Об образовании в РФ";

- "ФГОС дошкольного образования".Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155, г.Москва.

- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г.№26, г.Москва,-"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13.

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008, г. Москва,-"Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программ.

 

        Цель  программы:

         Основная цель -- формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукобуквенного анализа, автоматизация  произносительных умений и навыков.

Задачи программы:

Образовательные :

-формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;

-ознакомление со слогом, слоговой структурой слова; формирование умения – делить слова на слоги;

-ознакомление с гласными и согласными  звуками, усвоение смыслоразличительных функций звука; 

- развитие навыков  звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте.

Развивающие:

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-совершенствование артикуляционной, общей и мелкой  моторики;

-формирование операций звукового и слогового анализа и синтеза;

-развитие оптико-пространственных ориентировок;

-развитие произвольного внимания, памяти, мышления, слуховой памяти.

Воспитательные:

-развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка;

-воспитание  бережного отношения к книге, дидактическим материалам.

 

 Объем, формы и режим занятий.

Занятия проводятся два раза в неделю во второй половине дня по 30 минут в индивидуальной и  подгрупповой форме (по 2 -3 чел.).

Срок реализации рабочей программы – 8,5  месяцев (с 15 сентября - по 30 мая).

 

Продолжительность

занятий

Периодичность в неделю

Количество в месяц

Количество занятий в год

30 минут

2 раза

8 занятий

68 занятий

Занятия составляются согласно педагогическим принципам, по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям воспитанников.

 

Планирование  коррекционно-развивающей работы кружка «Звукарик»

 

Месяц, недели

Тема

Количество занятий

 

Сентябрь

2 недели

Звук С

Подготовка к постановке звука С.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

4 занятия

 

Октябрь

4недели

Звук С

Постановка и начало автоматизации звука С.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

8  занятий

 

Ноябрь

4недели

Звуки С’, Ц, З, З’

8 занятий

 

Декабрь

4недели

Звуки Ш, Л

Постановка и автоматизация звуков Ш,Л.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

8 занятий

 

Январь

4недели

Звуки Ж, Р

Постановка и автоматизация звуков Ж, Р.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

8 занятий

 

Февраль

4недели

Звуки Р’, Ч

Постановка и автоматизация звуков Р’, Ч.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

8 занятий

 

Март

4недели

Звук Щ

Постановка и автоматизация звука Щ.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

8  занятий

Апрель

4недели

Закрепление правильного звукопроизношения в стихах русских поэтов, в скороговорках

8 занятий

Май

4недели

 

 

 

Закрепление правильного звукопроизношения в сказках и рассказах.

Закрепление правильного звукопроизношения в свободной речи.

8 занятий

Всего

 

 68 занятий

 

 

 Особенности организации работы по коррекции речи.

 Содержание логопедической работы.

 Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения

     Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

I.                  Подготовительный этап

     Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе.

     Основные направления на данном этапе:

- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;

- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

- развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

- развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики;

-  укрепление физического здоровья, консультации врачей, лечение.

      Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

II.               Формирование произносительных умений и навыков

     Задачи:

- устранение дефектного звукопроизношения;

- развитие умений и навыков дифференцировать звуки,  сходные артикуляционно и акустически;

- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

     Виды коррекционной работы на данном этапе следующие.

1.                             Постановка звуков в такой последовательности:

- свистящие С, З, Ц, С’, З’;

- шипящий Ш;

- сонор Л;

          - шипящий Ж;

- соноры Р, Р';

- шипящие Ч, Щ.

Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

- для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

     Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно.

2.     Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе (2-3 человека).

- С, З, Ш, Ж, С', З', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Примечание: звонкие согласные З, Ж, З' не автоматизируются в обратных слогах.

- Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.

- Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3.    Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

     По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах. 

4.           Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

5.            Дифференциация звуков:

        - С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш;

        - Ж – З, Ж – Ш;

        - Ч – С', Ч – Т’, Ч – Щ;

        -  Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;

        - Р – Л, Р – Р', Р’ – Л’, Р’ – Й, Л' – Л;

6.     Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в игре, развлечениях, режимных моментах…).

III.           Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

IV.            Систематические упражнения на развитие внимания, памяти,

               мышления на отработанном в произношении материале.

V.               Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.

VI.            Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения.

Нормализация просодической стороны речи.

Обучение рассказыванию.

На занятиях с детьми выполняются:

1.     Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).

2.     Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).

3.     Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).

4.     Постановка звуков разными способами.

5.     Автоматизация звуков в речи.

6.     Дифференциация звуков в речи.

7.     Закрепление знаний, полученных детьми на предыдущих логопедических занятиях.

 

 

 Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы.

 

         В результате реализации данной программы у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие,  автоматизируются произносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.

Ребёнок к концу года должен уметь:

Фонематические процессы:

- выделять начальный гласный звук из состава слов: у – утка; в конце слова;

- анализировать ряд, состоящий из двух-трех гласных (аиу – здесь три звука);

- овладеть умением выделять последний и первый (из слов типа СГС) согласный из слов (без призвука гласного);

- выполнять анализ и синтез прямых и обратных слогов ;

- анализировать и синтезировать односложные слова со стечением согласных в середине слова, двухсложных слов со стечением согласных в середине слова, трехсложных слов;

- выделять ударный звук;

- четко дифференцировать все изученные звуки;

- делить слова на слоги;

- дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и твердые согласные;

Звуковой анализ и синтез:

- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- дифференцировать звуки на слух, выделять их в ряде других звуков, слогов и слов.

- определять место звука в слове.

          Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается основной результат  данной программы.

 

Литература:

1.     Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. / Н.В.Дурова. — М.: Мозаика-Синтез. — 112 с.

2.     Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. / Е.В.Колесникова. — М.: Ювента, 2005. — 96 с.

3.     Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. — М.: МГОПИ, 1993. — 72 с.

4.     Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 "Дошк. воспитание". / М.Ф.Фомичева. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.

5.     Л.А.Комарова Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбомы дошкольника на каждый звук. – Гном, 2013.

6.     О.П.Саморокова, Т.Н.Кругликова Альбомы упражнений для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – Гном, 2013

7.     Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.

8.     Агранович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.


 

Программа дополнительного образования по коррекции звукопроизношения «

Программа дополнительного образования по коррекции звукопроизношения «

Дополнительная образовательная программа «Звукарик»

Дополнительная образовательная программа «Звукарик»

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность

Срок реализации рабочей программы – 8,5 месяцев (с 15 сентября - по 30 мая)

Срок реализации рабочей программы – 8,5 месяцев (с 15 сентября - по 30 мая)

Февраль 4недели Звуки

Февраль 4недели Звуки

Задачи: - устранение дефектного звукопроизношения; - развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; - формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически…

Задачи: - устранение дефектного звукопроизношения; - развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; - формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически…

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом

Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы

Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы

Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения:

Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2024