СОГБОУ «Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Принято» на заседании педагогического совета протокол № 1_от 30.08.2022
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Школьный медиацентр»
Возраст обучающихся/11-17 лет
Срок реализации: 3 год
Количество часов (годовых /недельных): 68 часа /2 час
Разработчик рабочей программы:
Елкова Наталья Леонидовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .......................................................................3
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ................................................7
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ............................................................................................8
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ......................................................... 20
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.................................................................... 23
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ........................................................ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................. 27 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный медиацентр» имеет социально-гуманитарную направленности и разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями).
2. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 403-ФЗ.
3. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2015 г. № 996р).
5. План мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждён распоряжением
Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 2945-р)
6. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Правительством Российской Федерации от 04.09.2014 г. 1726-р.
7. Федеральный проект Патриотического воспитания граждан
Российской Федерации от 01.01.2021 г.
8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196).
9. 06 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об Целевой модели развития региональных систем утверждении дополнительного образования детей» от 03.09.2019 г. № 467.
10. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28).
11, Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
12. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11,12, 2006 №06-1844).
13. Устав СОГБОУ «Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Дополнительная общеразвивающая программа разработана для учащихся 11-
17 лет из расчета 2 часа в неделю/68 часов в год. Срок реализации 3 года.
Актуальность программы
Большую актуальность в последнее время приобретает внедрение информационных технологий в процесс обучения и воспитания. Специфика информационно – коммуникационных технологий требует непосредственного участия детей в создании, обработке и передаче информации. Дети восприимчивы к нововведениям и обладают более высоким уровнем знаний и умений, в своей работе они более креативны. Деятельность Школьный медиацентра школы, ориентирована на развитие личности учащихся в различных сферах в условиях жизнедеятельности школьного сообщества.
Занятия по данной программе учитывают личностные особенности учащихся и учат их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чётко, реализации потребности в коллективном творчестве.
Школьный медиацентр в школе сформирован не только для того, чтобы сообщать новости. Прежде всего, это разновозрастный творческий коллектив, в котором активные и любознательные ребята, постигая основы журналистской профессии, создают летопись школьной жизни. Школьный Школьный медиацентр
– это своеобразный катализатор и генератор идей.
Отличительные особенности программы
Участие в работе школьного Школьный медиацентра позволяет учащимся повысить социальную активность, формирует положительные социальные установки, дает возможность творчески самореализоваться и примерить на себя интересную им профессию. Помогает осваивать технические стороны работы с медиа.
Уровень базовый
Адресат программы
Программа «Школьный медиацентр» рассчитана на учащихся 11-17 лет, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам, таким как информатика, литература, русский язык, история, география и другим. В свою очередь, обучение по данной программе не только значительно расширит объем знаний по основам учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.
Объём и срок освоения программы
Программа «Школьный медиацентр» разработана на 204 часа. Срок реализации программы 3 года.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 занятие в неделю.
Формы и методы организации образовательного процесса
Обучение, а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ, индивидуальных заданий, творческих встреч.
При работе над теоретическим материалом предпочтение отдаѐтся основополагающим понятиям журналистики. Освоение теоретического материала проводится в форме лекций и последующего обсуждения темы. В ходе занятий обучающиеся овладевают техникой постановки вопросов, что очень важно для успешной работы.
Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат учащимся прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятий ребята готовят материалы в различных газетных, телевизионных и радийных жанрах, самостоятельно делают правку авторского текста, участвуют в конкурсах, «круглых столах», семинарах – дискуссиях, в мастер – классах.
Цель программы:
Формирование социально активной, интеллектуально развитой, творческой личности и способной реализовать свои умения и навыки в любой новой и нестандартной ситуации.
Задачи:
Обучающие
• знакомство учащихся с основными жанрами публицистики, историей журналистики, телевизионного творчества;
• вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, особенностях журналистской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере.
Развивающие
• развитие умение создавать публицистические тексты, теле- радиопередачи разных жанров;
• формирование у учащихся навыков редактирования;
• совершенствование умение добиваться успешной коммуникации с представителями разных возрастных групп; • всестороннее развитие творческих способностей;
• расширение общего кругозора. Воспитательные
• формирование у учащихся активной жизненной позиции;
• приобщение учащихся к работе в команде;
• воспитание поведения культуры и речи;
• привитие культуры общения со средствами массовой информации;
• формирование потребности в постоянном повышении информированности.
Организационная структура Школьный медиацентра.
Высшим органом управления деятельностью Школьный
медиацентра является общее собрание его детского коллектива. К исключительным полномочиям собрания относятся:
- избрание (главного) редактора и помощника (главного) редактора.
-определение основных направлений деятельности, генерирования идей для очередного выпуска видеоролика.
Решение собрания принимается простым большинством голосов присутствующих открытым или закрытым голосованием.
Школьный медиацентр представляет собой открытую структуру.
- Главный редактор
- Заместитель главного редактора
- Веб-дизайнер
- Верстальщик
- Корреспонденты
- Оператор
- Фотограф
- Ведущий
Основные направления работы Школьный медиацентра.
- Формирование и создание рабочей атмосферы в детском коллективе,
- Выпуск видеоролика,
- Публикация материалов на школьном странице в социальной сети,
- Сбор и обработка информации, - Встречи с интересными людьми, - Пропаганда здорового образа жизни.
Школьный медиацентр информирует всех участников образовательного процесса о деятельности школы, готовим материалы по темам:
- освещение важных событий школы,
- формирование активной жизненной позиции обучающихся,
- освещение всех сторон учебной и внеучебной деятельности классов,
- освещение культурно-досуговой жизни школы, фоторепортажи о проведенных праздничных мероприятиях,
- фоторепортажи о спортивных соревнованиях в школе,
- пропаганда здорового образа жизни,
- Репортажи, связанные с интересами обучающихся,
- стихотворения, написанные учащимися школы, учителями.
Тематический план
Знакомство с понятием «Журналистика». Журналистика как форма информационной деятельности. Журналистика как профессия. Роль журналиста в становлении общественного мнения. Формирование жанров журналистики, журналистский текст.
Раздел 2. Основные газетные жанры Знакомство со структурой редакции газеты. Новость. Репортаж. Интервью. Пресс-релиз.
Опрос. Комментарий. Рецензия. Эссэ. Культура речи. Газетный текст. Делаем газету.
Знакомство со структурой редакции телевидения. Телевизионные новости.
Телевизионный репортаж. Телевизионная программа.
История возникновения фотографии и видео. Жанры фотографий и видеосъемки. Изобразительные средства выразительные возможности фотографии. Фото и видеосъемка без ошибок. Основы Photoshop. Цифровая обработка фотографий. Основы Microsoft Office PowerPoint. Создание фотоальбомов. Основы работы с видео в программе Windows MovieMaker. Виды фотоаппаратов и камер. Как проверить фотоаппарат, основные неисправности. Как их обнаружить. Фотообъектив – принцип работы. Типы объективов. Фотовспышка. Понятие композиции. Построение фотоснимка.
Раздел 5. Интернет и журналистика. Нью-медиа.
Понятие нью-медиа, их место в современной системе общества. Цифровое телевидение. Интернет-блог. Социальные сети. Раздел 6. Подведение итогов
Подготовка и выпуск тематического номера газеты. Подготовка и выпуск тематического новостного видеоролика. Творческий проект «Человек в кадре».
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Формы контроля |
1 |
Техника безопасности. Журналистика. Общие понятия. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
2 |
Журналистика. Проведение брифинга. Пресс-конференция. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
3 |
Медиаресурсы. Общие понятия о медиаресурсах. Отличия медиаресурсов друг от друга. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
4 |
Медиаресурсы. Анализ и обсуждение. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
5 |
Телевидение. Общие понятия о телевидении |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
6 |
Телевидение. Просмотр и обсуждение профессиональных и школьных телеканалов |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
7 |
Радио. Общие понятия о радиовещании. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
8 |
Радио. Прослушивание и обсуждение профессиональных радиоканалов |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
9 |
Радио. Прослушивание и обсуждение школьных радиоканалов. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
10 |
Газета. Общие понятия и различие между газетами. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
11 |
Газета. Просмотр и обсуждение газет. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
12 |
Журнал. Общие понятия о журналах. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
13 |
Журнал. Просмотр и обсуждение профессиональных журналов. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
14 |
Журнал. Просмотр и обсуждение школьных журналов. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
15 |
Интернет-журналистика. Общие понятия об интернет-журналистике. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
16 |
Редактирование текста. Составление текстовых сообщений. |
2 |
Практическое задание. Статьи для газеты. |
17 |
Редактирование текста. Корректура текста. |
2 |
Практическое задание. Статьи для газеты. |
18 |
Интернет-журналистика. Просмотр и обсуждение интернет-сайтов. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
19 |
Информационная основа журналистики. Общие понятия о информации. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
20 |
Как брать интервью. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. Практика интервьюирован ия друг друга. |
21 |
Информационная основа журналистики. Поведение журналиста. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
22 |
Проведение брифинга. Пресс- конференция. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
23 |
Проведение брифинга. Пресс- конференция. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
24 |
Проведение брифинга. Пресс- конференция. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
25 |
Проведение брифинга. Пресс- конференция. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
26 |
Проведение брифинга. Пресс- конференция. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
27 |
Проведение брифинга. Пресс- конференция. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
28 |
Текстовая основа журналистики. Различие между видами журналистских текстов |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
29 |
Текстовая основа журналистики. Просмотр и обсуждение текстовых сообщений. Составление текстовых сообщений. |
2 |
Практическое задание. Написание стендапов и закадрового текста для репортаже. |
30 |
Редактирование текста. Культура письменной речи. Составление текстовых сообщений. |
2 |
Практическое задание. Написание стендапов и закадрового текста для репортаже. |
31 |
Редактирование текста. Культура письменной речи. Составление текстовых сообщений. Редактирование текста. Корректура текста. |
2 |
Практическое задание. Написание стендапов и закадрового текста для репортаже. |
32 |
Редактирование текста. Составление текстовых сообщений. Редактирование текста. Корректура текста. |
2 |
Практическое задание. Написание стендапов и закадрового текста для репортаже. |
33 |
Редактирование текста. Составление текстовых сообщений. Редактирование текста. Корректура текста. |
2 |
Практическое задание. Написание стендапов и закадрового текста для репортаже. |
34 |
Редактирование текста. Составление текстовых сообщений. Редактирование текста. Корректура текста. |
2 |
Практическое задание. Написание стендапов и закадрового текста для |
|
|
|
репортаже. |
35 |
Редактирование текста. Составление текстовых сообщений. Редактирование текста. Корректура текста. |
2 |
Практическое задание. Написание стендапов и закадрового текста для репортаже. |
36 |
Редактирование текста. Составление текстовых сообщений. Редактирование текста. Корректура текста. |
2 |
Практическое задание. Написание стендапов и закадрового текста для репортаже. |
37 |
Редактирование текста. Составление текстовых сообщений. Редактирование текста. Корректура текста. |
2 |
Практическое задание. Написание стендапов и закадрового текста для репортаже. |
38 |
Визуальная основа медиаресурсов. Общие понятия. Просмотр и обсуждение медиарессурсов. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
39 |
Газетно-журнальная редакция. Общие понятия о редакции газеты или журнала. Подготовка материалов для газеты. Составление макета газеты |
2 |
Практическое задание. Вёрстка. |
40 |
Газетно-журнальная редакция. Подготовка материалов для газеты. Составление макета газеты |
2 |
Практическое задание. Вёрстка. |
41 |
Газетно-журнальная редакция. Подготовка материалов для газеты. Составление макета газеты |
2 |
Практическое задание. Вёрстка. |
42 |
Газетно-журнальная редакция. Подготовка материалов для газеты. Составление макета газеты |
2 |
Практическое задание. Вёрстка. |
43 |
Газетно-журнальная редакция. Подготовка материалов для газеты. Редакция интернет-издания. Общие понятия о редакции интернет-издания |
2 |
Практическое задание. Вёрстка. |
44 |
Редакция интернет-издания. Подготовка размещение материалов для интернет- сайта |
2 |
Практическое задание. Вёрстка. |
45 |
Радиопрограмма. Общие понятия. Создание радиопрограмм – идеи и концепции. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
46 |
Сюжет и сценарий радиопрограммы. Общее понятие о сюжете и сценарии радиопрограммы. Поиск сюжетов и написание сценариев радиопрограмм. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. Практическое задание – написание сценария. |
47 |
Радиоведущие. Роль ведущих на радио. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях |
48 |
Написание сценария для радиопрограмм. |
2 |
Практическое задание – написание сценария. |
49 |
Написание сценария для радиопрограмм. |
2 |
Практическое задание – написание сценария. |
50 |
Написание сценария для радиопрограмм. |
2 |
Практическое задание – написание сценария. |
51 |
Репетиция ведущих. Запись радиопрограмм. |
2 |
Практическое задание – написание сценария. |
52 |
Репетиция ведущих. Запись радиопрограмм. |
2 |
Практическое задание – написание сценария. |
53 |
Репетиция ведущих. Запись радиопрограмм. |
2 |
Практическое задание – написание сценария. |
54 |
Репетиция ведущих. Запись радиопрограмм. |
2 |
Практическое задание – написание сценария. |
55* |
Репетиция ведущих. Запись радиопрограмм. |
2 |
Практическое задание – написание сценария. |
56 |
Оформление радиоэфира. Элементы оформление радиоэфира. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
57 |
Создание джинглов и других элементов оформления радиоэфира. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
58 |
Создание джинглов и других элементов оформления радиоэфира. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
59 |
Радиотрансляция. Основные понятия о радиовещании. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
60 |
Освоение оборудования и программ радиотрансляции. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
61 |
Освоение оборудования и программ радиотрансляции. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
62 |
Телеканал. Общие понятия о телеканале. Просмотр и обсуждение профессиональных и школьных телеканалов. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
63 |
Телеканал. Просмотр и обсуждение профессиональных и школьных телеканалов |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
64 |
Телеканал. Просмотр и обсуждение профессиональных и школьных телеканалов |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
65 |
Практическая съемка ведущих для выпуска. |
2 |
Практическое задание – работа перед камерой. |
66 |
Практическая съемка ведущих для выпуска. |
2 |
Практическое задание – работа перед камерой. |
67 |
Практическая съемка ведущих для выпуска. |
2 |
Практическое задание – работа перед камерой. |
68 |
Практическая съемка ведущих для выпуска. |
2 |
Практическое задание – работа перед камерой. |
69* |
Практическая съемка ведущих для выпуска. |
2 |
Практическое задание – работа перед камерой. |
70 |
Практическая съемка репортажей. |
2 |
Практическое задание – работа перед камерой. |
71 |
Практическая съемка репортажей. |
2 |
Практическое задание – работа перед камерой. |
72 |
Практическая съемка репортажей. |
2 |
Практическое задание – работа перед камерой. |
73 |
Практическая съемка репортажей. |
2 |
Практическое задание – работа перед камерой. |
74 |
Практическая съемка репортажей. |
2 |
Практическое задание – работа перед камерой. |
75 |
Практическая съемка интервью. |
2 |
Практическое задание – работа перед камерой. |
76 |
Практическая съемка интервью. |
2 |
Практическое задание – работа перед камерой. |
77 |
Практическая съемка интервью. |
2 |
Практическое задание – работа перед камерой. |
78 |
Практическая съемка интервью. |
2 |
Практическое задание – работа перед камерой. |
79 |
Практическая съемка интервью. |
2 |
Практическое задание – работа перед камерой. |
80* |
Практическая съемка интервью. |
2 |
Практическое задание – работа перед камерой. |
81 |
Основы видеомонтажа. Понятие видеомонтажа. История развития. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
82 |
Основы видеомонтажа. Методика линейного видеомонтажа. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
83 |
Основы видеомонтажа. Методика линейного видеомонтажа. |
|
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
84 |
Основы видеомонтажа. Методика нелинейного видеомонтажа. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
85 |
Основы видеомонтажа. Методика нелинейного видеомонтажа. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
86 |
Изучение и разбор приёмов монтажа. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
87 |
Изучение и разбор приёмов монтажа. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
88 |
Изучение и разбор приёмов монтажа. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
89 |
Просмотр и обсуждение монтажа в телевизионных программах. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
90 |
Просмотр и обсуждение монтажа в телевизионных программах. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
91 |
Просмотр и обсуждение монтажа в Интернет-ресурсах. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
92 |
Просмотр и обсуждение монтажа в Интернет-ресурсах. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
93 |
Анализ и сравнение видеоредакторов. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
94 |
Анализ и сравнение видеоредакторов. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
95 |
Знакомство с программой Adobe Premiere Pro. Изучение развития видеоредактора. История компании Adobe. |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
96 |
Знакомство с программой Adobe Premiere Pro. Изучение развития видеоредактора. Хронология версий Adobe Premier |
2 |
Устные ответы обучающихся на занятиях. |
97 |
Детальное изучение программы Adobe Premiere Pro. |
2 |
Работа с программой. |
98 |
Детальное изучение программы Adobe Premiere Pro. |
2 |
Работа с программой. |
99 |
Выполнение базовых заданий и упражнений в видеоредакторе Adobe Premiere Pro. |
2 |
Работа с программой. |
100 |
Выполнение базовых заданий и упражнений в видеоредакторе Adobe Premiere Pro. |
2 |
Работа с программой. |
101 |
Выполнение базовых заданий и упражнений в видеоредакторе Adobe Premiere Pro. |
2 |
Работа с программой. |
102 |
Монтаж роликов и выпусков в видеоредакторе Adobe Premiere Pro |
2 |
Работа с программой. |
103 |
Монтаж роликов и выпусков в видеоредакторе Adobe Premiere Pro |
2 |
Работа с программой. |
104 |
Монтаж роликов и выпусков в видеоредакторе Adobe Premiere Pro |
2 |
Работа с программой. |
105 |
Монтаж роликов и выпусков в видеоредакторе Adobe Premiere Pro |
2 |
Работа с программой. |
106 |
Монтаж роликов и выпусков в видеоредакторе Adobe Premiere Pro |
2 |
Работа с программой. |
107 |
Монтаж роликов и выпусков в видеоредакторе Adobe Premiere Pro |
2 |
Работа с программой. |
108* |
Монтаж роликов и выпусков в видеоредакторе Adobe Premiere Pro |
2 |
Работа с программой. |
|
Итого |
204 |
Часы со звёздочкой (8*резерв) |
Инновационный проект школьного Школьный медиацентра предоставит новые возможности для самореализации школьников, позволит выявить, поддержать и сопроводить одарённых детей. Школьный медиацентр будет эффективным для развития ИКТ (информационно- коммуникационных технологий) - компетентности школьников и учителей, а также их родителей, расширения кругозора учащихся, более частого посещения учениками библиотеки, чтения книг, работе с информацией и современными технологиями.
По итогам реализации проекта ожидаются следующие результаты:
- вовлечение учеников в общественную жизнь школы;
- развитие основных компетенций учащихся: коммуникативные (работа с информацией и информационными ресурсами), информационные технологии (владение компьютером, интернетом, дополнительным оборудованием), умение учиться (самостоятельная работа по теме, поиск информации и умение её обработать), умение заниматься исследовательской деятельностью.
Школьный Школьный медиацентр – один из способов создания условий для успешной социализации подрастающего поколения, формирования социальной мобильности личности, повышения профессионального и личностного успеха личности, порождающего веру в себя и будущее своей страны, возможность для ученика максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя индивидуально или в группе, проявить свои знания на практике, принести пользу.
Используется безотметочная накопительная система оценивания (портфель достижений обучающихся), характеризующая динамику индивидуальных достижений. Результативность работы системы определяется через анкетирование обучающихся и родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования), проекты, конференции, практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.
Виды контроля за формированием умений учащихся:
Начальный: Собеседование. Определяются интересы ребенка, проводится проверка знаний, умений и навыков при помощи разработанных к программе вопросов и т. д.
Промежуточный контроль: Ведется совместно с педагогом обсуждение работы на данном этапе. Проводится в форме проверки теоретических знаний в форме опроса, творческих работ.
Итоговый контроль: Проводится в конце года в форме выпуска газеты, телепрограммы, с целью, определения уровня освоения полученных знаний содержания программы, уровня достижения ожидаемых результатов. Проверка знаний, умений и навыков отслеживается по ожидаемым результатам на каждый год обучения. С помощью предусмотренных программой итоговых диагностик.
Условия реализации программы: Реализация программы требует:
• кабинет для групповых занятий;
• технические средства: ноутбук, фотоаппарат, фотокамера, принтер-копирсканер, микрофон, колонки; • наличие бумаги и краски для принтера, ватманы, маркеры, фломастеры.
Методические материалы:
Формы занятий: Занятия проводятся в форме лекций, практических занятий, съемки, экскурсии, репетиций.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
• Словесный метод;
• Наглядный метод;
• Метод самостоятельной работы; • Метод непосредственной помощи.
• Дидактический материал
• Специальные журналистские тексты, видеосюжеты, фильмы, практические задания.
Для реализации программы необходимо взаимодействие следующих факторов:
ð организационно-методическое обеспечение ð материально-техническое обеспечение
Организационно- методическое обеспечение
Учебные материалы-презентации, подготовленные в MS PowerPoint. Образцы телевизионной продукции:
• профессиональные ТВ-программы различных телеканалов,
• школьные ТВ-программы, изготовленные детскими коллективами. Образцы кинофильмов:
• профессиональные кинофильмы, ориентированные на детскую аудиторию,
• школьные кинофильмы, изготовленные детскими коллективами. Образцы радио-продукции:
• профессиональные радиопрограммы различных радиоканалов,
• школьные радиопрограммы, изготовленные детскими коллективами. Образцы фото-продукции и графического дизайна:
• фотографии профессиональных фотографов,
• дизайнерские работы профессиональных дизайнеров,
• фотографии и дизайнерские работы, изготовленные детскими коллективами. Образцы печатных СМИ:
• профессиональные газеты и журналы,
• школьные газеты и журналы, изготовленные детскими коллективами.
№ п/п |
Раздел/ тема |
Форма занятий |
Приемы и методы |
Дидактический материал |
Формы подведения итогов |
1 |
Журналистика |
Обучающая игра |
Словесные и практические |
обучающие прикладные программы в электронном в. |
Зачет по жанрам на ТВ и в газете |
2 |
Медиаресурсы |
Обучающая игра |
Словесные и практические |
обучающие прикладные программы в электронном виде |
Зачет на знание современных медиаресурсов |
3 |
Телевидение |
Обучающая игра |
Словесные и практические |
обучающие прикладные программы в электронном виде |
Зачет по технике речи |
4 |
Радио |
Обучающая игра |
Словесные и практические |
обучающие прикладные программы в электронном виде |
Зачет по технике речи |
5 |
Газета |
Обучающая игра |
Словесные и практические |
обучающие прикладные программы в электронном виде |
Творческое задание по жанрам в печатной журналистике |
6 |
Журнал |
Обучающая игра |
Словесные и практические |
обучающие прикладные программы в электронном виде |
Творческое задание по жанрам в печатной журналистике |
7 |
Интернет- журналистика |
Обучающая игра |
Словесные и практические |
обучающие прикладные программы в электронном виде |
Творческое задание по написанию текстов для сайта |
8 |
Информационная основа журналистики |
Обучающая игра |
Словесные и практические |
обучающие прикладные программы в электронном виде |
Зачет на тему: «Источники информации» |
9 |
Текстовая основа журналистики |
Обучающая игра |
Словесные и практические |
обучающие прикладные программы в электронном виде |
Зачет на тему: «Особенности написания текстов для ТВ и газеты» |
10 |
Редактирование текста |
Обучающая игра |
Словесные и практические |
обучающие прикладные программы в электронном виде |
Зачет по основам редактуры |
11 |
Визуальная основа медиа- ресурсов |
Обучающая игра |
Словесные и практические |
обучающие прикладные программы в электронном виде |
зачет |
12 |
Газетно- журнальная редакция |
Обучающая игра |
Словесные и практические |
обучающие прикладные программы в электронном виде |
Зачет по организации редакции газеты |
13 |
Редакция интернет- издания |
Обучающая игра |
Словесные и практические |
обучающие прикладные программы в электронном виде |
Зачет по организации редакции интернет издания |
|
|
|
|
|
|
14 |
Телеканал |
Обучающая игра |
Словесные и практические |
обучающие прикладные программы в электронном виде |
Зачет «Особенности и различия телеканалов» |
Формы и методы |
Индивидуально |
В работе малой |
с |
В работе со всей группой |
Традиционное занятие (теория, практика) |
+ |
+ |
|
+ |
Беседа |
+ |
+ |
|
+ |
Лекция |
- |
+ |
|
+ |
Семинар |
+ |
+ |
|
+ |
Консультация |
+ |
+ |
|
- |
Инструктаж по проведению съёмок |
+ |
+ |
|
+ |
Операторская работа |
+ |
+ |
|
- |
Журналистская работа |
+ |
+ |
|
- |
Деятельность по организации студии |
+ |
+ |
|
+ |
Трудовая и общественная деятельность (общественно-полезная работа) |
+ |
+ |
|
+ |
Экскурсия |
- |
+ |
|
+ |
Участие в конкурсах |
+ |
+ |
|
+ |
Монтаж выпусков |
+ |
- |
|
- |
Обсуждение итогов |
+ |
+ |
|
+ |
Информационная справка – см. Приложение 1
Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы – см. Приложение
3
1. Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012
2. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации // Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р
4. Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей" // Протокол от 30.11.2016 №11 Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам
5. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства // Указ Президента РФ от 29.05.2017 №240
6. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008
7. Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающие способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития // Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 №1239
8. Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей" // Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41
9. О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт- Петербурге" на 2015-2020 годы // Постановление Правительства Санкт-Петербурга от
04.06.2014 №453
10. Закон Санкт-Петербурга "О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге" // Закон Санкт-Петербурга от 18.07.2016 № 453-87
11. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию // Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 № 617-р
1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Авт.: О.И. Лепилкина и др. – М., 2006
2. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М..1987.
3. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
4. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.
5. Джон Кин. Работа современного репортера. М., 1996.
6. Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М., 1997. 7. Журбина, Е И. Теория и практика художественнопублицистических жанров. – М., 1969
8. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993.
9. Кеворков В.В.. Рекламный текст. М., 1996.
10. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2002, 2004.
11. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001, 2004.
12. Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.
13. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977.
14. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982.
15. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 2004.
16. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2004.
17. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
18. Попов, А.А. Производство и оформление газеты. – М., 1986.
19. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие.
М., 1995.
20. Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанром газеты. М,. 2004.
21. Справочная книга редактора и корректора/ Сост. и общ. ред. А.Э. Мильчина. М., 1974.
22. Телевизионная журналистика: Учебник / Ред. коллегия Г.В. Кузнецов,
В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М., 1994
23. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
24. Филимоновых Е.Н. Время работать на радио. М., 2002.
25. Шкопоров Н.Б. Как психологически правильно брать интервью. - М.,1990
26. Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр. – М., 1997
27. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М., 2002.
28. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998.
29. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. - Волгоград, 2002, 2006
30. Лобанова В.Ю. Работа над сочинениями публицистических жанров: Пособие для учителей. – М., 2008
31. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М.,1993.
32. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989
33. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986
34. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984 35. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост.
А.Н. Николюкин.- М., 2001
36. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1990.
37. Орфографический словарь русского языка. М., 1991.
38. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова: в 4 т. М., 1985- 1990
39. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: словарь-справочник. Л., 1973. 40. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. – М.,1980
41. Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997
42. Пособие по обучению профессиональной речи. М., 1991.
43. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
44. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1974 , 1998.
45. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.
46. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988
47. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е.
Кривоплясова. – Волгоград, 2007
48. Сенкевич М. П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. М., 1980.
49. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., 1995.
50. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
51. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.
52. Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”.
53. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
54. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы.
– М., 2002
55. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М., 2002.
Список литературы:
1. Журналистика в школе. Спирина Н.А., Волгоград., «Учитель». 2008
2. Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров.
3. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов.//Практика административной работы в школе. №6. 2005
Приложение 1
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
о контроле результатов освоения учащимися образовательной программы объединения
20 /20 учебный год
отдел
направленность
Название дополнительной общеобразовательной программы,
год обучения
Педагог (Ф.И.О.)
Дата проведения контроля:
Промежуточный Итоговый
Форма проведения контроля
Форма оценки результатов: Высокий уровень освоения программы - 90% - 100%,
Средний уровень освоения программы - 75% - 89%
Результаты промежуточного контроля
Всего диагностировано учащихся
Из них по результатам контроля достигли уровня освоения программы: Высокий - чел.
Средний - чел. Низкий - чел.
Подпись педагога
Результаты итогового контроля
Всего диагностировано учащихся
Из них по результатам контроля достигли уровня освоения программы: Высокий - чел.
Средний - чел. Низкий - чел.
Подпись педагога
Показатель качества обучения А = ((В+С):D)х100%
сложить количество учащихся, имеющих высокий (В) и средний (С) уровень, разделить это число на общее количество учащихся в объединении (D) и умножить результат на 100%.
Показатель качества обучения А = %
Мониторинг результатов обучения
На основе материалов Буйловой Л.Н. доцента кафедры педагогики Московского института открытого образования, кандидата педагогических наук; Клёновой Н.В., зам. зав. отделом развития кадрового потенциала Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, кандидата философских наук.
|
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Возможн ое кол-во баллов |
Методы диагностики |
1 |
Теоретическая подготовка ребенка: |
||||
1.1 |
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) |
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям |
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); |
3 |
наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½); |
4 |
||||
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь |
|
||||
|
|
|
объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). |
5 |
|
1.2. |
Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования |
минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); |
3 |
собеседование |
|
|
специальной терминологии |
средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); |
4 |
|
максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) |
5 |
2 |
Практическая подготовка ребенка: |
|
|||
2.1 |
Практические умения и навыки, предусмотренные программой |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям (по основным разделам учебно-тематического плана программы) |
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);
|
3 |
контрольное задание |
средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½); |
4 |
||||
максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). |
5 |
||||
2.2. |
Владение специальным оборудованием и оснащением
|
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения |
минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); |
3 |
контрольное задание |
средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); |
4 |
||||
максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). |
5 |
||||
2.3. |
Творческие навыки |
Креативность в выполнении |
начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие |
3
|
контрольное |
|
|
практических заданий |
практические задания педагога); |
|
задание |
репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); |
4 |
||||
творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). |
5 |
||||
3 |
Общеучебные умения и навыки ребенка: |
|
|||
3.1 |
Учебно-интеллектуальные умения: |
|
А |
Умение подбирать и анализировать специальную литературу |
Самостоятельность в подборе и анализе литературы |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
3 |
анализ исслед работы |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
4 |
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
5 |
||||
Б |
Умение пользоваться компьютерными источниками информации |
Самостоятельность в пользовании компьютерными |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
3 |
анализ исслед работы |
|
|
источниками информации |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
4 |
|
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
5 |
||||
В |
Умение осуществлять учебно- исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) |
Самостоятельность в учебноисследовательской работе
|
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
3 |
анализ исслед работы |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
4 |
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
5 |
||||
3.2. |
Учебно-коммуникативные умения: |
А |
Умение слушать и слышать педагога |
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
3 |
наблюдение |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
4 |
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
5 |
||||
Б |
Умение выступать перед аудиторией |
Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
3 |
наблюдение |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
4 |
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
5 |
||||
В |
Умение вести полемику, участвовать в дискуссии |
Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
3 |
наблюдение |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
4 |
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
5 |
||||
3.3. |
Учебно-организационные умения и навыки: |
||||
А |
Умение организовать свое рабочее (учебное) место |
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
3 |
наблюдение |
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
4 |
||||
|
|
|
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
5 |
|
Б |
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности |
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям |
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); |
3 |
наблюдение |
средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более ½); |
4 |
||||
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период). |
5 |
||||
В |
Умение аккуратно выполнять работу |
Аккуратность и ответственность в работе |
удовл. – хорошо – отлично |
|
наблюдение |
|
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Возможн ое кол-во баллов |
Методы диагностики |
в процессе освоения им дополнительной образовательной программы
1 |
Организационно-волевые качества: |
|
|
||
1.1 . |
Терпение |
Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности |
терпения хватает < чем на ½ занятия
|
3 |
наблюдение |
терпения хватает > чем на ½ занятия |
4 |
||||
терпения хватает на все занятие |
5 |
||||
1.2 . |
Воля |
Способность активно побуждать себя к практическим действиям |
волевые усилия ребёнка побуждаются извне
|
3 |
наблюдение |
иногда – самим ребёнком |
4 |
||||
всегда – самим ребёнком |
5 |
||||
1.3 . |
Самоконтроль |
Умение контролировать свои поступки (приводить к |
ребёнок постоянно действует под воздействием контроля извне |
3 |
наблюдение |
|
|
должному свои действия) |
периодически контролирует себя сам |
4 |
|
постоянно контролирует себя сам |
5 |
||||
2 |
Ориентационные качества: |
|
|
||
2.1 . |
Самооценка |
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям |
завышенная
|
3 |
анкетирование |
заниженная |
4 |
||||
нормальная |
5 |
||||
2.2 . |
Интерес к занятиям в детском объединении |
Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы |
интерес к занятиям продиктован ребенку извне
|
3 |
тестирование |
интерес периодически поддерживается самим ребёнком |
4 |
||||
|
|
|
интерес постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно |
5 |
|
3 |
Поведенческие качества: |
|
|||
3.1 . |
Конфликтность
(отношение ребёнка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) |
Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации
|
периодически провоцирует конфликты
|
0 |
тестирование,
метод незаконченного предложения |
сам в конфликтах не участвует, старается их избежать |
4 |
||||
пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты |
5 |
3.2 . |
Тип сотрудничества
(отношение ребёнка к общим делам детского объединения) |
Умение воспринимать общие дела как свои собственные
|
избегает участия в общих делах |
0 |
наблюдение |
участвует при побуждении извне |
4 |
||||
инициативен в общих делах |
5 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.