Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №30 «Алёнушка» г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
(МАДОУ №30 г.Белебея)
Принята на заседании педагогического совета протокол № 1 от 27.08. 2021 г.
|
УТВЕРЖДАЮ И.о.заведующего МАДОУ №30 г. Белебея __________ О.Ф.Попова Приказ № __ от 27.08.2021 г. |
Программа
дополнительного образования
социально-гуманитарной направленности
«Школа пешехода»
на 2021-2022 учебный год
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Руководители:
Степанова Наталия Васильевна,
Воспитатель I категория
Попова Ольга Федоровна,
Старший воспитатель
Белебей, 2021 г
Оглавление
I. Пояснительная записка 3
1.1. Актуальность программы 3
1.2. Цель и задачи программы 3
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего возраста 4
1.4. Формы обучения и режим занятий 6
1.5. Планируемые результаты. Мониторинг отслеживания и оценивания результатов развития детей 8
II. Содержание программы
2.1. Тематический план программы 14
2.2. Содержание тематического плана 15
III. Материально-техническое обеспечение 19
Литература
Приложение
I. Пояснительная записка
С каждым годом на улицах городов увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов. Мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости...
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и посёлков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех кто, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляя, морщится от выхлопных газов.
В современном городе надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомобильного парка не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Над этой проблемой сейчас работают и учёные, и строители, и техники, и работники Государственной автомобильной инспекции. Созданы специальные научно-исследовательские центры по борьбе с загрязнённостью атмосферы в городах, строятся новые скоростные магистрали с подземными переходами для пешеходов, усовершенствуются старые автомобильные трассы, чтобы избежать «пробок» – большого скопления автомобилей, создать максимум удобств транспорту и безопасность пешеходам. Работники Государственной автомобильной инспекции постоянно наблюдают за движением и за выполнением правил дорожного движения.
Но многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.
Под колёсами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.
Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
1.1 Актуальность
По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующий решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.
Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Программа кружковой деятельности «Школа пешехода» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Школа пешехода»– это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах города
Задачи программы:
1.Образовательные:
· создавать условия для осознанного изучения детьми Правил дорожного движения;
· формировать у детей умение своевременно реагировать на проблемные ситуации на дороге;
· прививать устойчивые навыки безопасного поведения на дороге в любой дорожной ситуации;
2.Развивающие:
· пополнять знания на культурном, интеллектуальном и физическом уровне, обеспечивающие адекватное поведение в различных опасных ситуациях.
3.Воспитательные:
· воспитывать в детях грамотных пешеходов, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, культуру поведения на дороге.
1.3.Психолого-педагогическая характеристика детей старшего возраста
В 6-7 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребёнка увеличиваются возможности проследить события, совершающиеся в 10-метровой зоне, но оно по-прежнему настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека.
Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель выше, чем у детей, более старшего возраста. Можно предположить, что в связи с подвижностью детей, их повышенной возбудимостью, наличием сравнительно коротких нервных путей от рецепторов к мышцам, время реакции у них должно быть коротким. Однако это не так. Несовершенство многих нервно-психических функций значительно увеличивает время реакции. У детей данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для выбора правильного направления движения.
У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают условные рефлексы, потребность в движении преобладают над осторожностью. Клетки коры головного мозга легко истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности.
Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребёнка. Находясь на улице, ребёнок получает много новых впечатлений. Он переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес и совсем не обращает внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать на дорогу за укатившимся мячом или неожиданно появиться на дороге на велосипеде, роликовых коньках, самокате и т.д., не понимая опасности движущегося транспорта.
У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, предугадывать все возможные варианты поведения водителя. В экстремальной ситуации, когда ребёнок поставлен перед выбором, как поступить, но легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищённости. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка.
Дошкольник плохо распознаёт источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Ему трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребёнок не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот.
Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Так, для ребёнка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкое радио, яркий свет. Чем сильнее раздражитель, тем большая у него скорость реакции. И при громком сигнале автомобиля такой ребёнок отреагирует быстро. Ребёнок со слабой нервной системой в этом случае может испугаться, оказаться в замешательстве. У него при сильных раздражителях возникает противоположная реакция – реакция торможения.
У дошкольника не развита координация движений, и он не может одновременно выполнять сразу несколько действий. Из-за своего небольшого роста он не может целостно обозревать происходящее на дороге. Ребёнок считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже видит его и объедет. Как правило, из-за закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, зелёных насаждений, сугроба снега, торговых палаток, взрослых пешеходов – водитель не видит ребёнка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд.
Дошкольник не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части.
Ребёнок по-разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребёнка.
Исследования психофизиологов показывают, что у дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребёнка на опасность с момента её обнаружения составляет 1,3-1,5 секунд, а у взрослого 0,6-0,8 секунд. Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно он принимает решение, так как теряется, не зная, что дальше делать. Именно поэтому дошкольника нельзя одного отпускать на улицу и взрослые всегда должны держать его за руку.
Дети 6-7-летнего возраста – это будущие первоклассники, которым придётся вскоре самостоятельно переходить улицу. Они должны быть подготовлены к этому.
1.4.Формы обучения и режим занятий
Объём и сроки реализации: общее количество занятий в 2021 – 2022 учебном году – 38 занятий 1 раз в неделю с сентября по май месяц.
Максимальный объем образовательной нагрузки: по 30 мин.
Режим занятий
День недели |
Время в режиме дня |
1 подгруппа Понедельник Четверг |
15.30 - 16.00 15.30 - 16.00
|
Список детей
Руководители: Попова Ольга Фёдоровна
Степанова Наталия Васильевна
1. Вахитова Дина
2. Ветров Глеб
3. Гиззатуллина Амелия
4. Джурабаев Богдан
5. Крайнов Вячеслав
6.Куляков Никита
7.Махмутов Самат
8.Мосейчук Никита
9. Неганов Глеб
10. Садыкова Эльнара
11. Сидорова Александра
12.Фролов Прохор
13. Юлдашева Диана
1.5.Планируемые результаты. Мониторинг отслеживания и оценивания результатов развития детей.
Программа призвана способствовать формированию у воспитанников культуры безопасности жизнедеятельности. Ожидается, что в результате освоения материала программы дошкольники будут:
Знать:
- правила дорожного движения;
- сигналы светофора и жесты регулировщика;
- правила пользования общественным транспортом;
- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части;
- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части в микрорайоне;
- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров;
- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения;
- что несет ответственность перед другими участниками дорожного движения.
Уметь:
- пользоваться правилами дорожного движения
- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения;
- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта;
- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой;
- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части;
- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров;
- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на проезжей части;
- осознавать ответственность за свою жизнь и своё здоровье, за жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.
Мониторинг уровня формирования знаний, умений по правилам дорожного движения детей старшего дошкольного возраста
№ |
Ключи оценки |
Содержание задания |
Методика обследования |
Оценка результата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Знает и соблюдает правила дорожного движения и поведения на улице |
- Что такое улица? Найди и покажи ее на картинке. -На какие части делится улица? Покажи их на картинке. -Что такое шоссе? Покажи ее на картинке. -Что такое тротуар? Для чего он предназначен. Покажи его на картинке. Как называют людей идущих по тротуару? Задание. Найди на картинке человека, которого можно назвать пешеходом. -Где люди могут переходить проезжую часть дороги? Покажи это на картинке. -Какие бывают пешеходные переходы? Задание. Найди знак, который обозначает подземный переход (наземный, пешеходный). Разложи правильно эти знаки на картинке. -Что такое перекресток? -Для чего нужен светофор? Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал? - Какие бывают светофоры? -Для кого предназначены трехцветные (двухцветные) светофоры, -Кто следит за порядком на дороге? -Какие дорожные знаки ты знаешь? Покажи их и расскажи, что они обозначают? *Задание. Рассмотри знаки и разложи их по группам: запрещающие, предупреждающие, указательные, знаки сервиса. -Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части? -Кто управляет машиной? - Как называют людей, которых везут в машине, автобусе? |
Педагог занимается с детьми как индивидуально, так и с подгруппой. Предлагает рассмотреть картинный материал и ответить на вопрос. В случаях, когда ребенок не может самостоятельно выполнить задание, педагог предлагает наводящий вопрос или просит ответить другого ребенка. Допустимо сопровождать обследование беседой с ребенком, в ходе которой уточняется тот или иной ответ. Методы: Беседа с использование иллюстраций, картин. (изображение улицы, перекресток, дорога. тротуар, пешеходный переход и т.д.) Упражнение – задание «Расставь знаки» |
3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, с заданием справляется быстро 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при небольшой помощи воспитателя. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется
|
Продолжение таблицы
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2. |
Знает из-за чего происходят дорожно- транспортные происшествия (аварии) |
- Посмотри на картинку и расскажи, кто поступает правильно. А кто неправильно. Почему? Что может произойти с детьми - Что дети делают неправильно? (Сигналы светофора) - Как нужно было поступить? -Где можно и нужно переходить проезжую часть дороги? Почему? - Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде? Почему? Задание. Выбери картинки, где дети поступают правильно, и положи их в правую сторону. А где дети поступают неправильно в левую сторону. Объясни свой выбор. - Должен ли быть ребенок внимательным, играя во дворе? -Почему нельзя играть на проезжей части? -Почему нельзя играть около проезжей части? -Почему нельзя играть с мячом около проезжей части? -Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части? - Почему нельзя кататься на санках около проезжей части? -Почему нельзя кататься с горки около проезжей части, даже когда машин нет? -Почему нельзя ездить по проезжей части на роликах, самокате? - Рассмотри картинку и скажи, правильно ли переходят дорогу дети? Почему? |
Беседа с использованием предметных, сюжетных картинок (на картинках изображены дети, животные, которые выполняют различные действия на дороге - правильно и неправильно) Игра «Внимание дорога!» Игра «Дорожные знаки» Игра «Опасно - безопасно» |
3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием. 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя. 1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется.
|
3. |
Знает, почему нельзя выходить (гулять) на улицу без взрослых |
-Где ребенку можно играть, когда он выходит на прогулку? -Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Это безопасное место? Почему оно безопасное? - Должен ли быть ребенок внимательным, играя во дворе? -Можно ли детям гулять до темноты? Почему? -Может ли ребенок один гулять во дворе? -Почему нельзя выходить на улицу без взрослых? *- Играя на улице, ты нашел игрушку, что ты сделаешь: -скажешь об этом взрослым; -возьмешь ее и будешь ней играть; - пройдешь мимо. |
Беседа с использованием сюжетных картинок ( на картинках изображены дети в различных ситуациях) Игра «Осторожное лото» Игровой материал |
Продолжение таблицы
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
- А ты выходишь гулять один во двор? *- Что нужно делать, если тебя насильно садят в машину? Почему? -Что ты будешь делать, если незнакомая женщина возьмет тебя за руку и поведет в соседний дом? *- Если на улице к тебе подойдут взрослые ребята и предложат пойти с ними поиграть на компьютере, что ты будешь делать? |
«Как избежать неприятностей» (на улице) |
|||
4. |
Имеет представление о том, что нужно делать, если потерялся в магазине (на рынке) |
- Что ты будешь делать, если потерялся на улице? (в магазине, рынке на пляже, на реке, в лесу и т.д.) - К кому обратишься за помощью? Как ты это сделаешь, расскажи. - Что нужно знать, чтобы тебя можно было найти? - Что нужно соблюдать, чтобы не произошло беды? - Какие ты знаешь сказки, рассказы, книги, стихи в которых рассказывается о неправильном поведении героев? Что произошло с героем? Почему такое случилось с ними? Как нужно было ему поступить? |
Беседа с использованием сюжетных картинок, иллюстраций |
3 балла – ребенок правильно отвечает на все вопросы, знает, что нужно делать в заданной ситуации, легко и правильно выполняет задания. 2 балла – отвечает только на половину вопросов с помощью воспитателя., задание выполняет с ошибками. 1 балл – не знает ответа на заданные вопросы, путается при выполнении задания. |
5. |
Знает и выполняет правила поведения в транспорте. |
-Кто такой пассажир? - А ты часто ездишь на транспорте? -Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство? -Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорта? -Как пассажир должен вести себя в транспорте? -Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь? -Представь, что ты с родителями едешь на автобусе. Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте? Задание. Выбери картинки, на которых люди поступают правильно: мальчик уступил место старушке и т.д. |
Беседа с использованием сюжетных картинок, иллюстраций ( дети находятся в транспорте, ведут себя правильно и неправильно,) |
Способы проверки знаний, умений, навыков.
Мониторинг проводится два раза в год: начальный - в сентябре, итоговый – в мае.
Качественный и количественный анализ показателей развития ребёнка оценивается по трём уровням и трехбалльной системе.
Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста
по правилам дорожного движения
Группа ___________________________________ Дата проведения_____________________________
№ п/п |
Ф.И.О ребенка |
Знает и соблюдает правила дорожного движения и поведения на улице |
Знает из-за чего происходят дорожно- транспортные происшествия ( аварии) |
Знает, почему нельзя выходить (гулять) на улицу без взрослых |
Имеет представление о том, что нужно делать, если потерялся в магазине ( на рынке) |
Знает и выполняет правила поведения в транспорте. |
Итог |
||||||
н.г |
к.г. |
н.г |
к.г. |
н.г |
к.г |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
н.г. |
к.г. |
||
Высокий - чел. %, Средний - чел. %, Низкий - чел, % |
Качественная характеристика уровней освоения программы детей старшего дошкольного возраста
Уровень критерий |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
Баллы |
Высокий |
Дети свободно разбираются в понятиях: город, улица, транспорт; дорога, тротуар проезжая часть, различают и называют некоторые дорожные знаки, о назначении светофора, называют элементы дорог; Знают и выполняют правила дорожного движения и правила поведения на улице, в транспорте. |
Дети разбираются в понятиях, что такое город, улица, транспорт, дорога, тротуар, проезжая часть, перекресток, пешеходный переход. Дети в совершенстве владеют знаково– символической системой: дорожные знаки, разметка дорог, элементы; дети владеют умением передавать в рисунке дорожную обстановку; отличать и оценивать правильное и неправильное поведение; в совершенстве владеют адекватными знаниями о поведении пешеходов и пассажиров. Знают и выделяют причины дорожно - транспортных происшествий. |
Баллы с 28 и более |
Средний . |
Дети с помощью воспитателя разбираются в понятиях, что такое город, улица, транспорт. Различают и называют, что обозначают некоторые дорожные знаки; о назначении светофора, называют элементы дорог (шоссе, тротуар). Называют правила поведения на дороге, улице, в транспорте, но не могут объяснить их значение. |
Дети при незначительной помощи взрослого разбираются, в понятиях что такое город, улица, транспорт; на основе информационно-поискового сотрудничества со взрослыми; владеют знаково-символической системой; владеют умением передавать в рисунке дорожную обстановку; умеют отличать и оценивать правильное и неправильное поведение, но недостаточно обдумывают ход выполненных действий. |
Баллы с 11 -27 |
Низкий |
Дети не разбираются в понятиях, что такое город, улица, транспорт. Не называют цвета светофора; не умеют передавать в рисунке дорожную обстановку; не умеют оценивать правильное и неправильное поведение пешеходов, пассажиров; не знают правил этичного и безопасного поведения в городском транспорте. |
Дети не проявляют инициативу познания нового. Плохо разбираются в знаково-символической системе, умение передавать в рисунке дорожную обстановку, полностью зависит от взрослого; нуждаются в постоянном контроле; не проявляют интереса в совершенстве владеть знаниями о поведение пешеходов и пассажиров. |
Баллы с 5-10 |
II. Содержание программы
2.1. Тематический план программы
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводная беседа о ПДД: «Помнить обязан любой пешеход»
|
1 |
1 |
- |
Беседа |
2 |
Экскурсия в город «Здравствуй улица!» |
1 |
- |
1 |
Беседа |
3 |
Знакомство с газетой «Добрая дорогая детства» |
1 |
1 |
|
Беседа |
4 |
Рассказ воспитателя, обыгрывание ситуаций «Знаки сервиса» |
1 |
1 |
- |
Взаимооценка, самооценка |
5 |
Игра - викторина «Дорожная азбука».
|
1 |
- |
1 |
Взаимооценка, самооценка |
6 |
Досуг «Знаешь ли ты правила дорожного движения» |
1 |
- |
1 |
Конкурс |
7 |
Дидактическая игра « Угадай транспорт» |
1 |
- |
1 |
Взаимооценка, самооценка |
8 |
Рассказ воспитателя «Как появились правила дорожного движения?» |
1 |
1 |
- |
Взаимооценка, самооценка |
9 |
Взаимодействие с семьей. Оформление папки - передвижки «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»
|
1 |
1 |
- |
Беседа |
10 |
Чтение и рассматривание газеты «ДДД» |
1 |
- |
1 |
Беседа |
11 |
Прогулка- экскурсия «Безопасный перекресток» |
1 |
- |
1 |
Беседа |
12 |
Просмотр мультфильма по ПДД «Тетушка Сова» |
1 |
1 |
- |
Беседа |
13 |
Рисование с натуры «Светофор» |
1 |
- |
1 |
Выставка рисунков |
14 |
Чтение и рассматривание газеты «ДДД» |
1 |
1 |
|
Беседа |
15 |
Беседа: «Транспорт нашего города»
|
1 |
1 |
- |
Беседа |
16 |
Ознакомление с художественной литературой: рассказ Н.Носова «Автомобиль» |
1 |
1 |
- |
Взаимооценка, самооценка |
17 |
Флешмоб «Светоотражающие значки – наши друзья»
|
1 |
- |
1 |
Взаимооценка, самооценка |
18 |
Чтение и рассматривание газеты «ДДД» |
|
1 |
|
Беседа |
19 |
Сюжетно - ролевая игра «Пешеходы»
|
1 |
- |
1 |
Взаимооценка, самооценка |
20 |
Беседа «Сказка про Колобка, который знал ПДД» |
1 |
1 |
- |
Взаимооценка, самооценка |
21 |
«Наблюдение за работой сотрудника ГАИ». |
1 |
- |
1 |
Беседа |
22 |
Беседа, игра «О чем говорят дорожные знаки» |
1 |
1 |
- |
Взаимооценка, самооценка |
23 |
«Вечер загадок» по ПДД. |
1 |
- |
1 |
Взаимооценка, самооценка |
24. |
Беседа, игра «Специальный транспорт» |
1 |
1 |
- |
Взаимооценка, самооценка |
25 |
Составление рассказа по картине. «Что такое гололёд?» |
1 |
- |
1 |
Беседа |
26 |
Чтение и рассматривание газеты «ДДД» |
|
1 |
|
Беседа |
27 |
Аппликация «Пожарная машина» |
1 |
- |
1 |
Выставка работ |
28 |
Игра - викторина «Что? Где? Когда?» |
1 |
- |
1 |
Взаимооценка, самооценка |
29 |
Сюжетно – ролевая игра «Мы - юные пешеходы» |
1 |
- |
1 |
Взаимооценка, самооценка |
30 |
Просмотр видеофильма «Пассажиром быть не просто». |
1 |
1 |
- |
Беседа |
31 |
Беседа в игровой форме «Безопасность на дороге» |
1 |
1 |
- |
Взаимооценка, самооценка |
32 |
Развлечение «Мультипутешествие в страну Светофорию» |
1 |
- |
1 |
Конкурс |
33 |
Чтение и рассматривание газеты «ДДД» |
1 |
1 |
- |
Беседа |
34 |
Чтение рассказа И. Серякова «Улица, где все спешат».
|
1 |
1 |
- |
Беседа |
35 |
Беседа в игровой форме, рисование «Внимательные пешеходы» |
1 |
- |
1 |
Выставка рисунков |
36 |
Акция «Порядочные пешеходы» (вручение буклетов)
|
1 |
- |
1 |
Беседа |
37 |
Беседа, игра «Улица полна неожиданностей» |
1 |
1 |
- |
Взаимооценка, самооценка |
38 |
Театрализованное представление: «Школа дорожных наук» |
1 |
- |
1 |
Взаимооценка, самооценка |
39 |
Ознакомление с художественной литературой: чтение книги А.Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили» |
1 |
1 |
- |
Взаимооценка, самооценка |
40 |
Рисование «Дорожная азбука» |
1 |
- |
1 |
Выставка рисунков |
41 |
Чтение и рассматривание газеты «ДДД» |
1 |
1 |
- |
Беседа |
42 |
Рассказ воспитателя «Знаешь ли ты правила дорожного движения?» |
1 |
1 |
- |
Взаимооценка, самооценка |
43 |
Беседа «Мы пассажиры» |
1 |
1 |
- |
Взаимооценка, самооценка |
44 |
Развлечение «В гостях у Незнайки» |
1 |
- |
1 |
Конкурс |
45 |
Дидактические игры по ПДД |
1 |
- |
1 |
Взаимооценка, самооценка |
46 |
Конструирование «Улицы нашего города» |
1 |
- |
1 |
Выставка работ |
47 |
Беседа «Дороги, на которых движение пешеходов запрещено» |
1 |
1 |
- |
Взаимооценка, самооценка |
48 |
Флешмоб: «Водитель! Зебра – это очень важно»
|
1 |
- |
1 |
Взаимооценка, самооценка |
49 |
Рисование «Такие разные дорожные знаки» |
1 |
- |
1 |
Выставка рисунков |
50 |
Беседа «Если ты потерялся» |
1 |
1 |
- |
Взаимооценка, самооценка |
51 |
Игра – викторина «Знатоки правил дорожного движения» |
1 |
- |
1 |
Конкурс |
52 |
Коллективная аппликация «На нашей улице» |
1 |
- |
1 |
Беседа |
53 |
Беседа «Где можно играть» |
1 |
1 |
- |
Взаимооценка, самооценка |
54 |
Ознакомление с художественной литературой: чтение стихотворения С.Михалкова «Моя улица» |
1 |
1 |
- |
Взаимооценка, самооценка |
55 |
Дидактическая игра «Знатоки правил дорожного движения» |
1 |
- |
1 |
Взаимооценка, самооценка |
56 |
Беседа «Правила езды на велосипеде» |
1 |
1 |
- |
Взаимооценка, самооценка |
57 |
Рисование «Путешествие в страну дорожных знаков» |
1 |
- |
1 |
Выставка рисунков |
58 |
Беседа «Где и как можно играть на улице» |
1 |
1 |
- |
Взаимооценка, самооценка |
59 |
Рассказ-объяснение «Сигналы регулировщика» |
1 |
1 |
- |
Взаимооценка, самооценка |
60 |
Оформление выставки рисунков и информационных плакатов на тему: «Правила дорожного движения».
|
1 |
- |
1 |
Выставка работ |
61 |
Викторина «Знатоки ПДД» |
1 |
- |
1 |
Конкурс |
62 |
Проект-рисунок «Безопасный маршрут» |
1 |
- |
1 |
Выставка работ |
63 |
Беседа «Я- пешеход» |
1 |
1 |
- |
Беседа |
64 |
Экскурсия «Скоро в школу»
|
1 |
- |
1 |
Экскурсия |
65 |
Сюжетно-ролевая игра «Машенька идёт в гости»
|
1 |
- |
1 |
Взаимооценка, самооценка |
66 |
Итоговое занятие «Чтобы у всех было хорошее настроение нужно соблюдать ПДД» |
1 |
- |
1 |
Конкурс |
|
Итого |
66 |
33 |
33 |
|
2.2. Содержание тематического плана
месяц |
неделя |
№ |
Тема занятия |
сентябрь |
1 |
1 |
Вводная беседа о ПДД: «Помнить обязан любой пешеход»
|
2 |
2 |
Экскурсия в город «Здравствуй улица!» Практика: Проанализировать знания детей о ПДД. Научить детей безопасному поведению на улице |
|
3 |
3 |
Знакомство с газетой «Добрая дорогая детства»
|
|
4 |
4 |
Рассказ воспитателя, обыгрывание ситуаций «Знаки сервиса» Теория: Познакомить детей с некоторыми знаками сервиса, дать представление об их назначении на дороге |
|
5 |
5 |
Игра - викторина «Дорожная азбука».
|
|
6 |
6 |
Досуг «Знаешь ли ты правила дорожного движения» Практика: Выявить у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, о дорожных знаках |
|
|
7 |
7 |
Дидактическая игра « Узнай транспорт»
|
|
8 |
8 |
Рассказ воспитателя «Как появились правила дорожного движения?» Теория: Познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить , почему необходимо их выполнять |
9 |
9 |
Взаимодействие с семьей. Оформление папки-передвижки « Причины детского дорожно-транспортного травматизма». |
|
10 |
10 |
Чтение и рассматривание газеты «ДДД»
|
|
11 |
11 |
Прогулка- экскурсия «Безопасный перекресток» Практика: Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке |
|
|
12 |
12 |
Просмотр мультфильма по ПДД « Тетушка Сова»
|
октябрь |
13 |
13 |
Рисование с натуры «Светофор» Практика: Изучение сигналов светофора |
14 |
14 |
Чтение и рассматривание газеты «ДДД»
|
|
15 |
15 |
Беседа «Транспорт нашего города»
|
|
16 |
16 |
Ознакомление с художественной литературой: Рассказ Н.Носова «Автомобиль» Теория: Познакомить детей с новым произведением писателя, иметь свое мнение о прочитанном рассказе |
|
17 |
17 |
Флешмоб «Светоотражающие значки – наши друзья»
|
|
18 |
18 |
Чтение и рассматривание газеты «ДДД»
|
|
19 |
19 |
Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы»
|
|
20 |
20 |
Беседа «Сказка про Колобка, который знал ПДД» Теория: Продолжать учить детей соблюдать и выполнять правила дорожного движения |
|
21 |
21 |
Наблюдение за работой сотрудника ГАИ.
|
|
22 |
22 |
Беседа, игра «О чем говорят дорожные знаки» Теория: Ознакомление детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками, правилами безопасного поведения на дороге |
|
|
23 |
23 |
Вечер загадок по ПДД
|
ноябрь |
24 |
24 |
Беседа, игра «Специальный транспорт» Теория: Дать детям знания о специальном транспорте, его назначении, способы вызова |
25 |
25 |
Составление рассказа по картине «Что такое гололед?»
|
|
26 |
26 |
Чтение и рассматривание газеты «ДДД»
|
|
27 |
27 |
Аппликация «Пожарная машина» Практика: Познакомить детей с профессией пожарного, с пожарной машиной |
|
28 |
28 |
Игра – викторина «Что? Где? Когда?»
|
|
29 |
29 |
Сюжетно – ролевая игра «Мы - юные пешеходы» Практика: Продолжать формировать навыки безопасного поведения на дорогах, сохраняя своё здоровье. Закреплять знания о правилах дорожного движения |
|
30 |
30 |
Просмотр видеофильма «Пассажиром быть не просто»
|
|
31 |
31 |
Беседа в игровой форме «Безопасность на дороге» Теория: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на улице |
|
декабрь |
32 |
32 |
Развлечение «Мультипутешествие в страну Светофорию» Практика: Продолжать учить детей соблюдать и выполнять правила дорожного движения. Изучение сигналов светофора |
33 |
33 |
Чтение и рассматривание газеты «ДДД»
|
|
34 |
34 |
Чтение рассказа И.Серикова «Улица, где все спешат»
|
|
35 |
35 |
Беседа в игровой форме, рисование «Внимательные пешеходы» Практика: Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях |
|
36 |
36 |
Акция «Порядочные пешеходы» (вручение буклетов)
|
|
37 |
37 |
Беседа, игра «Улица полна неожиданностей» Теория: Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях |
|
38 |
38 |
Театрализованное представление «Школа дорожных наук»
|
|
39 |
39 |
Ознакомление с художественной литературой: чтение книги А.Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили» Теория: На примере сказочных героев закрепить правила поведения на улице. Умение предвидеть и избегать опасные ситуации |
|
40 |
40 |
Рисование «Дорожная азбука» Практика: Актуализировать представления детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках и их назначениях |
|
|
41 |
41 |
Чтение и рассматривание газеты «ДДД»
|
январь |
42 |
42 |
Рассказ воспитателя «Знаешь ли ты правила дорожного движения?» Теория: Познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять |
43 |
43 |
Беседа «Мы пассажиры» Теория: Расширять знания детей о пассажирском транспорте, познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта на остановке |
|
|
44 |
44 |
Развлечение «В гостях у Незнайки» Практика: Закреплять знания о видах транспортных средств, дорожных знаках, видах переходов, сигналах светофора; воспитывать ответственность и осторожное поведение на улицах |
45 |
45 |
Дидактические игры по ПДД Практика: Развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную активность, желание соблюдать ПДД |
|
февраль |
46 |
46 |
Конструирование «Улицы нашего города» Практика: Упражнять детей в постройке улицы города, подчиняя свою работу общей теме |
47 |
47 |
Беседа «Дороги, на которых движение пешеходов запрещено» Теория: Помочь детям научиться различать и запоминать информационно-указательные, запрещающие знаки |
|
48 |
48 |
Флешмоб «Водитель! Зебра – это очень важно!»
|
|
49 |
49 |
Рисование «Такие разные дорожные знаки» Практика: Уметь рисовать разные дорожные знаки и рассказывать о них |
|
50 |
50 |
Беседа «Если ты потерялся» Теория: Научить детей правильно оценивать обстановку, объяснить - к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации |
|
март |
51 |
51 |
Игра – викторина «Знатоки правил дорожного движения» Практика: Определить уровень освоения правил безопасности движения |
52 |
52 |
Коллективная аппликация «На нашей улице» Практика: Закрепить знания о видах транспорта и дорожных знаках, умения выполнять общую работу |
|
53 |
53 |
Беседа «Где можно играть» Теория: Закрепить знания ПДД, учить адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах |
|
54 |
54 |
Ознакомление с художественной литературой: чтение стихотворения С.Михалкова «Моя улица» Теория: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о ПДД; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины |
|
55 |
55 |
Дидактическая игра «Знатоки правил дорожного движения» Практика: Закрепить знания о том, как следует переходить улицу, о назначении светофора, дорожных знаков |
|
апрель |
56 |
56 |
Беседа «Правила езды на велосипеде» Теория: Знакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знания детей о средствах передвижения. Уточнять правила безопасности велосипедиста |
57 |
57 |
Рисование «Путешествие в страну дорожных знаков» Практика: Закрепить знания ПДД в игровой форме. Обобщение полученных знаний по безопасности дорожного движения |
|
58 |
58 |
Беседа «Где и как можно играть на улице» Теория: Закреплять правила поведения детей на улице. Внесение знака «Пешеход- ный переход» |
|
|
59 |
59 |
Рассказ-объяснение «Сигналы регулировщика» Теория: Выявление знаний о способах регулирования дорожного движения. Знакомство с историей появления регулировщиков, значениями сигналов регулировщика. Отработка у обучающихся навыков безопасного движения по сигналам регулировщика |
|
60 |
60 |
Оформление выставки рисунков и информационных плакатов на тему: «Правила дорожного движения» |
май |
61 |
61 |
Викторина «Знатоки ПДД» Практика: Закреплять знание детьми сигналов и назначение светофора. Расширить знания детей о дорожных знаках, их классификации, видах транспорта. Закрепить с детьми знание правил уличного движения. Уточнять и закреплять знания о правилах поведения пешеходов |
62 |
62 |
Проект-рисунок «Безопасный маршрут»
|
|
63
|
63 |
Беседа «Я- пешеход» Теория: Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения. Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения. Закрепить полученные знания через дидактическую игру «Собери дорожный знак » |
|
64 |
64 |
Экскурсия «Скоро в школу»
|
|
65 |
65 |
Сюжетно-ролевая игра «Машенька идет в гости»
|
|
66 |
66 |
Итоговое занятие «Чтобы у всех было хорошее настроение нужно соблюдать ПДД» Практика: Обыгрывание ситуации по безопасности детей на дорогах. Обобщение полученных знаний по безопасности дорожного движения |
III. Материально-техническое обеспечение
· наличие группы для проведения занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;
· наличие столов и стульев;
· наличие настольных игр;
· мольберт;
· магнитная доска;
· иллюстрационный материал к изучаемым текстам;
· уголок ПДД;
· подбор всех произведений, заложенных в данную программу;
· шкафы для хранения дидактических пособий;
· учебный комплект на каждого воспитанника;
· макет улицы.
Литература
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
2. Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (с изменениями на 30 июля 2019 года)
4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
5. Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
Основной список:
1. Бочко А. Правила дорожного движения: для детей. М.: «Питер», 2014
2. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет: ФГОС. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
3. Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей. Ростов-н/Д: Феникс-Премьер, 2015.
4. Белая К. Ю, Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 2014.
5. Усова Т. Правила дорожного движения для детей. М.:Ай, 2014.
Дополнительный список:
1. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
2. Элькин Г.Н. Детям о правилах дорожного движения (соответствует ФГОС). М.: Паритет, 2015.
3. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки; Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2014
4. Ушакова О.Д. Правила дорожного движения и безопасности для младших школьников. М.: Издательский дом Литера, 2015.
5. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. ТЦ Сфера, 2014.
Интернет-ресурсы:
1. Всероссийская газета «Добрая Дорога Детства» - http://www.dddgazeta.ru/
2. «Добрая дорога детства» - http://www.dddgazeta.ru/
3. Ерохина Л.Ю. Моделирование в формировании безопасного поведения участников дорожного движения // Интернет-журнал Науковедение. 2015.
4. ПДД для детей. Правила дорожного движения- http://veselajashkola.ru/interesno/
5. «Безопасное колесо» - http://www.dddgazeta.ru/
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 30 «Аленушка» г. Белебея
муниципального района Белебеевский район Республика Башкортостан
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МАДОУ № 30
«Алёнушка» г.Белебея
Белебеевский район РБ
_________О.Е.Власова
Приказ № ___от ___.____2021 г.
Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа пешехода»
Руководители: Попова Ольга Федоровна
Степанова Наталия Васильевна
Количество часов в год: 38 часов
Количество групп: 1 группа
Количество часов в неделю: 1 час
Белебей, 2021
№ п/п |
Тема занятия |
Часы |
Формы занятия и контроля |
Дата |
|||
1 группа |
2 группа |
||||||
План |
Факт |
План |
Факт |
||||
1 |
Экскурсия в город «Здравствуй, улица!» |
1 |
Экскурсия в город |
07.09 |
|
03.09 |
|
2 |
Рассказ воспитателя, обыгрывание ситуаций «Знаки сервиса» |
1 |
Рассказ воспитателя, обыгрывание ситуаций |
14.09 |
|
10.09 |
|
3 |
Досуг «Знаешь ли ты правила дорожного движения» |
1 |
Участие в досуге |
21.09 |
|
17.09 |
|
4 |
Рассказ воспитателя «Как появились правила дорожного движения?» |
1 |
Рассказ воспитателя |
28.09 |
|
24.09 |
|
5 |
Прогулка- экскурсия «Безопасный перекресток» |
1 |
Прогулка- экскурсия |
28.09 |
|
01.10 |
|
6 |
Рисование с натуры «Светофор» |
1 |
Рисование с натуры |
05.10 |
|
08.10 |
|
7 |
Ознакомление с художественной литературой: рассказ Н.Носова «Автомобиль» |
1 |
Ознакомление с художественной литературой |
12.10 |
|
15.10 |
|
8 |
Беседа «Сказка про Колобка, который знал ПДД» |
1 |
Беседа |
19.10 |
|
22.10 |
|
9 |
Беседа, игра «О чем говорят дорожные знаки» |
1 |
Беседа, участие в игре |
26.10 |
|
29.10 |
|
10. |
Беседа, игра «Специальный транспорт» |
1 |
Беседа, участие в игре |
02.11 |
|
05.11 |
|
11 |
Аппликация «Пожарная машина» |
1 |
Аппликация |
19.11 |
|
12.11 |
|
12 |
Сюжетно – ролевая игра «Мы - юные пешеходы» |
1 |
Участие в сюжетно – ролевой игре |
16.11 |
|
19.11 |
|
13 |
Беседа в игровой форме «Безопасность на дороге» |
1 |
Беседа в игровой форме |
23.11 |
|
26.11 |
|
14 |
Развлечение «Мультипутешествие в страну Светофорию» |
1 |
Участие в развлечении |
30.11 |
|
03.12 |
|
15 |
Беседа в игровой форме, рисование «Внимательные пешеходы» |
1 |
Беседа в игровой форме, рисование |
07.12 |
|
10.12 |
|
16 |
Беседа, игра «Улица полна неожиданностей» |
1 |
Беседа, участие в игре |
14.12 |
|
17.12 |
|
17 |
Ознакомление с художественной литературой: чтение книги А.Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили» |
1 |
Ознакомление с художественной литературой |
21.12 |
|
24.12 |
|
18 |
Рисование «Дорожная азбука» |
1 |
Рисование |
28.12 |
|
31.12 |
|
19 |
Рассказ воспитателя «Знаешь ли ты правила дорожного движения?» |
1 |
Рассказ воспитателя |
11.01 |
|
14.01 |
|
20 |
Беседа «Мы пассажиры» |
1 |
Беседа |
18.01 |
|
21.01 |
|
21 |
Развлечение «В гостях у Незнайки» |
1 |
Участие в развлечении |
25.01 |
|
28.01 |
|
22 |
Дидактические игры по ПДД |
1 |
Участие в д/игре |
01.02 |
|
04.02 |
|
23 |
Конструирование «Улицы нашего города» |
1 |
Конструирование |
08.02 |
|
11.02 |
|
24 |
Беседа «Дороги, на которых движение пешеходов запрещено» |
1 |
Беседа |
15.02 |
|
18.02 |
|
25 |
Рисование «Такие разные дорожные знаки» |
1 |
Рисование |
22.02 |
|
25.02 |
|
26 |
Беседа «Если ты потерялся» |
1 |
Беседа |
01.03 |
|
04.03 |
|
27 |
Игра – викторина «Знатоки правил дорожного движения» |
1 |
Участие в игре |
08.03 |
|
11.03 |
|
28 |
Коллективная аппликация «На нашей улице» |
1 |
Коллективная аппликация |
15.03 |
|
18.03 |
|
29 |
Беседа «Где можно играть» |
1 |
Беседа |
22.03 |
|
25.03 |
|
30 |
Ознакомление с художественной литературой: чтение стихотворения С.Михалкова «Моя улица» |
1 |
Ознакомление с художественной литературой |
29.03 |
|
01.04 |
|
31 |
Дидактическая игра «Знатоки правил дорожного движения» |
1 |
Участие в д/игре |
06.04 |
|
08.04 |
|
32 |
Беседа «Правила езды на велосипеде» |
1 |
Беседа |
05.04 |
|
15.04 |
|
33 |
Рисование «Путешествие в страну дорожных знаков» |
1 |
Рисование |
12.04 |
|
22.04 |
|
34 |
Беседа «Где и как можно играть на улице» |
1 |
Беседа |
19.04 |
|
29.04 |
|
35 |
Рассказ-объяснение «Сигналы регулировщика» |
1 |
Рассказ-объяснение |
26.04 |
|
06.05 |
|
36 |
Викторина «Знатоки ПДД» |
1 |
Участие в игре |
17.05 |
|
13.05 |
|
37 |
Беседа «Я- пешеход» |
1 |
Беседа |
24.05 |
|
20.05 |
|
38 |
Итоговое занятие «Чтобы у всех было хорошее настроение нужно соблюдать ПДД» |
1 |
Участие в игре |
31.05 |
|
27.05 |
|
|
Итого |
38 |
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.