Программа дополнительных образовательных услуг общеинтеллектуальной направленности
« Клуб юных историков»
I.Пояснительная записка
Цель курса: создание условий для воспитания основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине на основе знакомства учащихся с далеким и недавним прошлым родной страны, путем приобщения к отечественным традициям, истории и культуре в условиях внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Данный курс ставит целью решение следующих задач:
- формирование представлений детей о прошлом и настоящем Родины, ее законах, государственной символике, праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира, о людях, живущих на родной земле;
- знакомство с культурными и историческими событиями, традициями и бытом русского народа;
- обучение работе со словарями, печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями;
- формирование коммуникативных умений детей, обучение умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать;
- воспитание патриотизма и гражданственности, любви и привязанности к семье, родному дому, родной улице, городу;
-формирование позитивного отношения к окружающему миру и истории страны;
- воспитание любви к Родине и бережного отношения к окружающему миру, к истории страны;
- формирование любви к Родине и бережного отношения к ней;
- развитие познавательного интереса, направленного на изучение истории своего народа и его традиций;
- формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
- совершенствование правового сознания у детей младшего школьного возраста в доступной для них форме;
- создание условий для социально-исторического развития личности младшего школьника.
II. Общая характеристика курса
Актуальность курса связана с тем, что в младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Данный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально-психического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного и исторического пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине.
Новизна курса заключается в наполнении историческим содержанием разделов и тем, адаптированных к младшему школьному возрасту, направленных на развитие личности в условиях внеурочной деятельности младших школьников. Введение программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что в процессе реализации программы происходит не только усвоение определенного содержания истории, но и утверждение ребенком себя как социального субъекта.
Теоретико-методологические основы курса строятся на системно - деятельностном подходе.
III. Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Курс «Клуб юных историков» относится к общеинтеллектуальному направлению развития личности, предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 1 - 4-го классов. Участникам учебного процесса предложены занятия 1 раз в неделю
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса
В ходе внедрения программы дети начнут освоение различных понятий: Родина, страна, государство, город, семья, личность, закон, право, правительство и др., которые являются основой для развития личности. Яркие события и явления истории позволят осмыслить значимость изучаемых факторов для жизни человека, принять их как ценность, выстраивать свое поведение с ценностных позиций, опреде6лять своё достойное место в окружающем мире. Отличительной особенностью авторы считают наполнение программы содержанием, ориентированным на 2 возрастные группы: детей 6-8 лет, которые воспринимают прошлое как нечто сказочное, и 9-10 лет, когда дети тоже удивляются прошлому, но уже не воспринимают его как сказку, а осознают интерес к истории.
При взаимодействии с детьми по формированию начала созидательного отношения к историческим ценностям используются следующие виды деятельности: игровая, исследовательская, изобразительная, предметная, коммуникативная, проектная, конструктивная.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- обсуждение исторических фактов, событий, картин, их рефлексивная оценка;
-применение парных и групповых форм обучения.
Формы подведения итогов реализации программы: тесты, викторины, выставки, фестивали, соревнования, проекты, конкурсы. Закончить и обобщить полученные детьми знания рекомендуется в ходе выполнения и защиты проектов.
Итак, историко-обществоведческие знания расширяют представления младших школьников об окружающем мире; позволяют осмыслить понятия «гражданственность», «государство», «мир», «единство», «справедливость», «многообразие культур», «толерантность», «свобода», «справедливость», «права человека» и другие; осознать значение этих явлений для жизни человека. Систематическая деятельность педагога, направленная на формирование у учащихся понятий и представлений о ценностях, включение ценностей в эмоциональный опыт учащихся, стимулирование к реализации ценностного переживания в действии, способствует возникновению и развитию потенциала изучения историко-обществоведческих знаний в начальной школе. При освоении данной программы школьники получат представление о долгом и трудном пути, пройденном нашим Отечеством, об идущих вглубь столетий корнях, почувствуют себя с самых ранних лет гражданами своего Отечества.
V. Предполагаемые результаты освоения курса
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний о предмете истории, об исторических источниках, об истории России, ее творцах, деятелях, о выдающихся путешественниках, ученых, полководца; о принятых нормах взаимоотношений в семье, о ценностях семейной жизни, о принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры, к людям других поколений; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, семье, истории страны, знаниям, миру, людям, к своему собственному внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):
у школьника появится возможность приобретения опыта исследовательской деятельности; опыта публичного выступления по проблемным вопросам; опыта охраны памятников истории и культуры; опыта общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыта сбора и сохранения исторических источников; опыта заботы о младших.
Способы определения результативности: беседа и наблюдение, тест.
VI. Содержание курса.
Первый год
Введение.( 9ч)Что такое история? Что такое архивы? Первые люди на земле.(2 ч) Возникновение искусства (1 ч). Загадка Атлантиды (2 ч). Кто придумал алфавит?(2 ч)
Раздел 2. Я и мое имя (10ч)
Географические названия – свидетели прошлого. История возникновения имен, отчеств, фамилий. Происхождение современных имен. Имена и прозвища в Древней Руси. Как родители выбирают имя ребенку. Влияние различных культур на проникновение имен. Православные имена, взятые из церковного календаря. Ангел-хранитель. Именины. История возникновения имен, фамилий, отчеств. Что могут рассказать фамилии о прошлом.
Раздел 3.Семь чудес света (14 ч)
Египетские пирамиды(2 ч). «Висячие сады» Семирамиды (2 ч) Зевс Олимпийский (2 ч)Фаросский маяк (2 ч).Храм Артемиды Эфесской (2 ч) Мавзолей в Галикарнасе(2 ч). Колосс Родосский (2 ч)
Второй год
Раздел 1. Как люди узнают о прошлом (4ч)
Счет лет в истории. Периоды истории. Понятие «легенда времени» (год, век, тысячелетие, эра). Как люди в древности считали время. Календарь. День и час. Неделя. Месяц и год. Разные системы отсчета времени. Римский календарь. Лунносолнечный календарь Древней Греции. Новый год в разных странах. Почему так названы дни недели. Счет времени в Древней Руси. Работа по ленте времени с применением римских цифр для обозначения веков, с соотнесением событий по годам и векам. Тысячелетие.
Исторические источники. «Отец истории» - греческий писатель и путешественник Геродот. Рассказ Геродота о скифах. По рассказу Геродота представление картины жизни скифов: их занятий, обрядов. Летописи. Летописец Нестор: «Повесть временных лет» - первая русская летопись.
Статьи из детской энциклопедии «Зерно-свидетель», «Книги со страницами из камня», Проект «Какие науки помогают историку восстанавливать прошлое»,. Видеофильм «Как возник календарь». Поиск в библиотеке, в музее сведений о народах, населяющих твой родной край в древние времена.
Раздел 2. Что могут рассказать вещи (4ч)
История в предметах быта. Изобретение глиняной посуды. Кто слепил первый глиняный горшок. Посуда: амфора, килик, кратер из керамики. Деревянная посуда: ложки, миски, черпаки. Фарфор и стекло. Кто придумал фарфор. История ножа, ложки, вилки. Трапеза в разные времена. История появления одежды. Одежда разных народов. Древняя Греция: хитон, гиматий. Древний Рим: туника, тога. Европейская одежда: плащ, рубашка, штаны. Древняя Русь: рубаха, порты, кафтан; женская сорочка, сарафан, душегрейка, шуба. Сравнение одежды: какие заметили отличия и что общего. Женская одежда. Мужская одежда. История шляпы: античные головные уборы, шляпы Средневековья, треуголка, цилиндр. Женские головные уборы. Обувь, перчатки. Рисунки одежды.
Появление мебели. История шкафа, стула, сундука. Стул в Древнем Египте. Трон. Складной табурет в Древнем Риме. Лавка, коник в русской избе. Сундук, гардероб, комод – дом для одежды. Буфет – шкаф с открытыми полками для посуды. Кабинет – шкаф с многочисленными ящиками для бумаги.
Появление и роль денег. Как и почему возникли деньги. История развития: ракушки-каури, шкурки животных, металлические монеты, бумажные деньги. Древнерусские деньги (гривна, копейка, полушка, деньга, алтын). Монета. Части монеты: аверс, реверс, гурт, легенда. Средневековые деньги на Руси. Коллекционирование монет.
Стихи, ребусы, загадки из книги «Первые шаги к рынку».
Проекты:
- «История вилки, кувшина, фарфоровой посуды»;
- «Из истории сарафана, сапог, брюк, перчаток, шляп»;
- «Родословная сундука, гардероба, буфета, комода»;
- «Рубль и копейка – происхождение слов»;
- «Что означает слово «монета»;
- «Что могут рассказать вещи».
Раздел 3. Развитие цивилизаций (13ч)
Какие времена называют первобытными. Что умели делать первобытные люди. Первобытные орудия и наскальные рисунки. Как добывали и сохраняли огонь.
Что такое цивилизация. Цивилизация (от латинского «цивелис» - общественный) – уровень развития человеческого общества. Когда началась цивилизация? Где развивались самые древние цивилизации? Первые цивилизации в Месопотамии, в долине рек Тигр и Евфрат, в долине реки Нил – в Северной Африке. В долинах рек Инд и Ганг – в Индии, на берегах рек Хуанхэ и Янцзы – в Китае.
Памятники культуры Древних цивилизаций. Древнеегипетская цивилизация. Египетские цари – фараоны. Зачем египетским фараонам нужны были пирамиды. Каким богам поклонялись египтяне? Тот – бог мудрости и знаний. Гор – бог неба. Бастет – богиня радости, веселья и любви, женской красоты и домашнего очага. Сет – бог пустыни. Самые древние цивилизации. Вклад народов Древнего мира в развитие цивилизаций.
Древний Египет. Древняя Греция (Эллада), Парфенон, Акропль в Афинах. Каким богам поклонялись древние греки: Олимп, Зевс – отец богов и людей.
Спорт в Греции. Состязания и празднества в городе Олимпии. Появление Олимпийских игр. Соревнования в пятиборье (метании копья и диска, прыжки в длину, бег и борьба), гонки на колесницах, кулачные бои и конкурсы искусств.
Пять дней праздников получили название Олимпийских игр. В 394г. римляне, завоевавшие Грецию, отменили Олимпийские игры. В 1896 году государства всего мира решили возобновить игры. В настоящее время Олимпийские игры проводятся раз в 4 года в разных городах.
Древний Рим. Город на семи холмах. Образование города – VII в. до н.э. легенда об основании Рима (о братьях-близнецах Ромуле и Реме) Вечный город – Рим. Римляне поклонялись богам: Геркулес, Геракл, Диана, Аполлон, Меркурий, Эскулап (врачеватель). Римская империя.
Языческие боги. Проповедники. Сын Божий – Иисус Христос. Заповеди Христа. Христиане. С 313 года по указу императора Константина христианство признано официальной религией всей Римской империей. Католичество. Возникновение христианства.
Гладиус (латинский язык) – меч. В Древнем Риме гладиаторами называли профессиональных бойцов, выступавших на арене цирка. Школы гладиаторов. Кровавые игры гладиаторов. Гладиаторские игры в Древнем Риме.
Город Византий на берегу Босфора. Строительство Второго Рима – Константинополя. Русское название – Царьград. Византия объединила земли бывших восточных провинций Римской империи – Греции, Центральных и Восточных Балкан, малой Азии, Сирии, Палестины и Египта. Население Византии. Греческий язык. Себя византийцы называли ромеями. Византийская империя. Православие – «греческая вера» в Византии. В 1453 году Византийская империя перестала существовать. Православная вера византийцев. Византийская культура.
Средневековье. Средние века – время от падения Рима и крушения Римской империи (478г.) до открытия Америки в 1492 году. Эпоха Возрождения. Доспехи и оружие. Храмы и жилые дома. Роскошные одежды. Искусство. Средневековая архитектура: готический стиль.
Рыцарь – от немецкого слова «всадник». Рыцари – профессиональные воины, вооруженные слуги богатого землевладельца. Кто мог стать рыцарем? Что такое рыцарская честь? Кодекс чести рыцарей: что гласили заповеди. Рыцарский турнир. Главный девиз рыцарства «Честь и верность». Рыцарские доспехи. Рыцарский замок. Мой дом – моя крепость. Устройство средневекового замка. Меры безопасности.
Рыцарские гербы. Правила составления гербов. Геральдика – изучение гербов, гербоведение. Формы гербов: нормандский, итальянский, испанский, французский, немецкий. Цвета гербов: красный, голубой, зеленый, черный, иногда – оранжевый и коричневый. Условная штриховка: красный – вертикальные линии; голубой – горизонтальные линии; пурпурный – диагональные линии слева, зеленый – диагональные линии справа, черный – горизонтальные и диагональные крест-накрест. Животные на гербе. Девиз.
Гербы стран и городов. Герб нашего города. Создание герба своей семьи. Рассказ о гербе своего города. История появления двуглавого орла в русском гербе.
Проект «Боги Древней Греции: Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Афина, Гефест»
Раздел 4. Как появилась письменность (2ч)
Причина появления письменности. Материал для письма: таблички из глины, папирус, береста. Свисток. Иероглифы древнеегипетского, китайского и японского письма. Изобретение бумаги в Китае. Как возникли цифры? Египетские, китайские, вавилонские, римские, арабские цифры. Шумерская клинопись. Письмо рисунками.
Р.Киплинг «Как было написано первое письмо» - чтение истории. Изображение какого-нибудь исторического события, как это сделала Таффи из сказки Киплинга.
Братья Кирилл (Константин) и Мефодий. Рождение алфавита. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Первая азбука – глаголица. Вторая азбука – кириллица. Знакомство с обозначением букв в кириллице.
Пергамент, береста – материал для письма на Руси. Берестяные грамоты.
Раздел 5. Архитектурные свидетели истории (5ч)
Жилища Древних людей. История жилища. Пещера – первое жилище. Материал для строительства. Жилой дом, общественное здание, храм. Примеры градостроительства: древние Афины, средневековый город, древнерусские города. Памятники архитектуры: Софийский собор в Киеве, Кремль в Москве. Устройство древнерусского городского дома. Устройство крестьянской избы. Занятия зимой. Быт, праздники. Устройство мастерской ремесленника. В кузнице. Где селились в городе кузнецы? В гончарной мастерской. У сапожника.
Княжеский терем. Видеофильм. Что включало в себя понятие «княжеский двор». Царский дворец. Уклад жизни. Зимний дворец. Чтение отрывка из книги А.И.Красницкого «Петра Творение». Отрывок «Люблю тебя, Петра творение» из поэмы А.С.Пушкина «Медный Всадник»
Усадьба помещика. Вотчина. Строение помещичьей усадьбы. Уклад жизни в имении. Изображение монастырей. Устройство монастыря: въездные ворота, главный собор, трапезная, хозяйственные постройки. Уклад жизни в монастыре. Чтение отрывка из книги Н.В.Соловьева «Сергий Радонежский в монастыре».
Исторические достопримечательности Москвы. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Достопримечательности родного города.
Проекты:
- «Древние жилища разных народов»;
- «Внешний вид крестьянской избы»;
- «Порядки в царском дворце»;
- «Один день в дворянской усадьбе»;
- «Распорядок дня в монастыре».
Раздел 6. Каким государством была Киевская Русь (6ч)
Образование Великого Киевского княжества. Киевская Русь во времена Средневековья. Русские князья. Дружина. Земледелие, развитие ремесел, торговля. Языческие верования славян. Славянские боги: Перун, Велес, Сварог. Введение христианства киевским князем Владимиром.
Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве. Что обозначают и как образуются географические названия. Географические названия – свидетели прошлого. Что обозначает название моего города. Названия улиц рассказывают о прошлом. Книга Н.Кончаловской «Наша древняя столица».
Проекты:
- «Что означает название улицы, на которой ты живешь»;
- «Почему наши города и села получили такие названия».
Подбор книг, рисунков, изображений, связанных с этим периодом истории России.
Создание своих рисунков к этому периоду родной истории
Третий год
Раздел 1. Киевские князья (4ч)
Первые русские князья: князь Олег, князь – воин Святослав, Владимир Красное Солнышко. Отрывок из «Повести временных лет». А.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Родословное дерево первых русских князей.
Ярослав Мудрый – первый законодатель Руси. «Поучения» Владимира Мономаха. Строительство школ при Ярославе Мудром. Софийский собор. Строительство Ярославля. Книга «Русская Правда». Первая русская библиотека в 1037 году. Чтение книги Н.Головина «Моя первая русская история в рассказах для детей».
Жизнь Владимира Мономаха – «На коне и на ковре». «Поучения» Владимира Мономаха детям». Обсуждение книги В.Бутролиева «Владимир Мономах».
Днепр, Волга, Дон – международные торговые пути. Путь «из варяг в греки». Что называли славяне «путем из варяг в греки». Торговый путь – водная дорога от Балтийского моря по Неве к Ладожскому озеру, по Волхову до озера Ильмень к Господину Великому Новгороду, далее по рекам до Днепра, в Черное море, в Византию («в греки») и в восточные страны.
Работа по исторической и географической карте. Семь страшных порогов на Днепре. Славяне везли мех, мед, лен. Из Византии купцы везли шелк, парчу, серебро и медь, олово и свинец, пряности и лекарственные травы.
Раздел 2. Защитники земли Русской (9ч)
Печенеги, половцы. «Слово о полку Игореве» - рассказ о походе русского войска под предводительством князя Игоря против половцев. Легенда о княгине Ольге.
Рисунок к этому периоду истории. Былинные герои Древней Руси. Илья Муромец. Алеша Попович. Добрыня Никитич. Святогор. Вольга Святославович. Картины В.Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».
Постоянное войско князя – дружина. Дружинники – русские воины. Бояре – дружинники, получившие в дар от князя землю. Доспехи и оружие русского воина: шлем, щит, кольчуга, панцирь, меч. Оружие: походный топор, тяжелое копье, дубина, рогатина. Конное войско состояло из копейщиков и легкой кавалерии – лучников. Оружие: лук со стрелами, меч, топор, кистень, булава.
Ордынское нашествие. Чингисхан. Хан Батый. Дань. Золотая Орда. Первый удар приняла Рязань. Оборона Козельска. Евпатий Коловрат – русский богатырь, заступник от татарских врагов. Н.Головин «Моя первая русская история в рассказах для детей». Борьба русского народа против хана Батыя.
Наступление на Русь с Запада. Свободный город Великий Новгород. Нападение немецких рыцарей и шведов. Победа над Биргером. Великий князь Александр Невский. Сражение на Чудском озере – ледовое побоище 5 апреля 1242 года. О.Тихомиров «Сказание о походах», А.Югов «Отважное сердце».
Куликовская битва. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Монахи-богатыри Пересвет и Ослябля. Хан Мамай. Книга О.Тихомирова «Дмитрий Донской». Книга Н.Соловьева «Сергий Радонежский». Почему Дмитрий сражался на поле боя в доспехах рядового воина. Битва на реке Угре. Конец монголо-татарского ига. С.Романовский «Родина». Чтение рассказа «Угра – река славная».
Расширение пределов страны. Поход Ермака и присоединение Сибири. Атаман Ермак Тимофеевич (1581-1584). Сибирское ханство. Хан Кучум. Строительство крепостей и городов по рекам Туре, Тоболу, Иртышу, Оби. Присоединение «Новой сибирской земли к русскому государству». Смерть Ермака.
Проект «Как делали кольчугу и панцирь».
Подбор пословиц и поговорок, которые можно связать с событиями монголо-татарского ига.
Раздел 4. Появление крупных городов (2ч)
Новгородская Русь. Центр международной торговли – Новгород. Город на месте впадения реки Волхов в озеро Ильмень. Новгородское вече. Ремесленное дело, торговля. Почему город назвали Господином Великим Новгородом.
История Древних городов Ростова, Суздаля, Переславль-Залесского, Владимира, Рязани, Смоленска.
«Энциклопедия для детей. История России».
Раздел 4. Возвышение Москвы (4ч)
Основание Москвы. Первое упоминание в летописи. Князь Юрий Долгорукий. Первый Московский Кремль при Юрии Долгоруком. Посад.
И.Онуфриева «Сердце Москвы». Объединение вокруг Москвы русских земель. Московская Русь. Первый Московский Кремль. Москва времен Ивана Калиты. Мыт, пошлина, мытники. Ладья, струг. Ярмарки в Москве. «Калита» - кожаный мешок для денег. Расцвет Москвы при Иване III. «Государь всея Руси», а не князь. Окончание монголо-татарского ига. Герб – двуглавый орел. Стены Кремля из красного кирпича. Построены башни. Главная башня – Спасская. Герб Москвы. Строительство церквей. Успенский собор. Благовещенский собор. Архангельский собор. Колокольня Ивана Великого. Грановитая палата для торжественных собраний и приемов.
Первый царь – Иван IV (1547 год). Время царствования – 1547-1564гг. атрибуты царской власти: держава, скипетр, венец (шапка Мономаха). Выпуск монеты, на которой изображался всадник с копьем (копейка). Книгопечатание. С.Алексеев «Суровый век». Расширение территории Московского государства: присоединение Иваном IV Казани, Астрахани. В.О.Ключевский «Исторические портреты». Первый русский царь – Иван Грозный. Московское царство при Иване Грозном.
Раздел 5. Христианство на Руси (4ч)
Во что верили славяне? Языческие боги славян: Перун, Хорс, Стрибог, Сварог. Язычники, идолы, кумиры. Святилища. Перун – бог грома и молнии, покровитель земледелия.
Хорс – бог солнца. Стрибог – бог ветра. Сварог – бог огня.
Летопись об истории принятия Русью христианства. Роль князя Владимира. Крещение Руси в 988 году на реке Днепре. Рассказ из летописи о том, как князь Владимир послал в различные страны «старцев и бояр» посмотреть, у кого какое богослужение.
Библия. Жизнь и проповеди Иисуса Христа. Ветхий Завет. Десять заповедей из Ветхого завета Библии. Новый Завет. Евангелие – «благая весть». Евангелие от Марка, Матфея, Луки, Иоанна. Католическая церковь (западная римская) церковь. Папа римский. Православная церковь (восточная). Патриарх. Православный храм. Как выглядит православный храм? Иконостас. Колокольня. Софийский собор.
Видеоряд соборов. Соборы на территории Кремля: Успенский собор (1475-1479), строительство под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Благовещенский собор (1486-1489). Архангельский собор (1505-1509). Церковь Ризположения (1484-1486). Патриарший дворец. Казанский собор (1612).
Раздел 6. Искусство Древней Руси (6ч)
Летописи. Былины. Былина – русская народная эпическая песня. О богатырях. Былины об Илье Муромце, об Алеше Поповиче, о Добрыне Никитиче. Какие подвиги они совершили. Какие из этих подвигов могли происходить в реальности, а какие были вымыслом. Создание иллюстраций к былине.
Иконопись. Иконописцы Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий и др. Андрей Рублев. Икона 2Троица». Даниил Черный. Фрески и иконы. Рассказы о старинных русских иконах.
Зодчество: Покровский храм, Храм Василия Блаженного. Древняя книга «Пчела». Отрывки из глав: «О мудрости»; «Об учении и беседе»; «О философии и обучении детей»; «О почитании родителей». «Домострой» - выражение этических норм русского народа. Наставник Ивана Грозного Сильвестр обработал старинные тексты, превратил их в книгу. На примерах показывает Сильвестр своему сыну, как следует жить, чтобы добиться успеха. Русский купец Афанасий Никитин в Индии в XV в. Путь в Индию через Каспийское море, Аравийское море, Черное море. Записи о путешествии в книге «Хождение за три моря». Что поразило Афанасия Никитина в Индии.
Книгопечатание. Первая печатная книга «Апостол». Печатный станок. Книговарь – особо прочная краска красного цвета. Первая печатная книга для обучения выпущена более 400 лет назад Иваном Федоровым. В 1694 году монах Карион Истомин, русский поэт и просветитель, представил первый русский иллюстрированный букварь. Е.Горбачевский «Первопечатник Иван Федоров».
Раздел 7. Исследовательская и проектная деятельность (4ч)
Защита исследовательских проектов. Темы проектов:
- Архитектурные сооружения нашего города.
- Последний русский летописец и первый русский историк Н.М.Карамзин.
- Почему Московский университет назвали именем М.В.Ломоносова.
- Первопроходцы Сибири.
- С чего начинается история русского флота.
- Как повлияло появление печатного станка на развитие книжного дела
Четвертый год
Раздел 1. Русские географические открытия (6ч)
«Окно в Европу» - строительство Санкт - Петербурга. 40 тысяч человек со всей России ежегодно сгоняли на строительство. Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник». Отрывок «Люблю тебя, Петра творенье».
Географические открытия. Великие Северные экспедиции. Великая Северная экспедиция Беринга (1733-1743гг.). Витус Беринг, уроженец Дании, на службе в России. Первопроходцы Сибири и Северного Ледовитого океана: Федот Алексеев, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров. Исследование Чукотского моря капитаном-командиром русского флота Берингом на корабле «Святой Петр».
Работа по карте: объяснить, где находится Берингов пролив.
Русские путешественники XIX века. Первое кругосветное плавание русских моряков под командованием И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. Иван Крузерштерн Юрий Лисянский – капитаны кораблей «Надежда» и «Нева». Экспедиция изучает острова Тихого океана, Сахалин, Камчатку, побывала в Китае, Японии. Открытие Антарктиды Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым. 1820 год. Трудности экспедиции.
Первый беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку: Валерий Чкалов, Г.Байдуков, А.Беляков. Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) в 1936-1937 гг. В.Чкалов – летчик – испытатель, Герой Советского Союза, испытал свыше 70 типов самолетов.
Дрейф научно-исследовательской арктической станции «Северный полюс – 1» И.Д.Папанина, П.П.Ширшова, Е.К.Федорова, Э.Т.Кренкеля. Полярные исследователи. Дрейфующая льдина. 274 дня на льдине. Спасение полярников.
Раздел 2. Исторические деятели (3ч)
Петр I. Россия при Петре I. Преобразование государственного устройства, создание морского флота, реорганизация армии. Историческая справка биография Петра I. Император Российской империи. Рождение русского флота. С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты».
М.В.Ломоносов – основоположник русской науки. Открытие Московского университета. Михаил Васильевич Ломоносов – выдающийся русский ученый. Разнообразие наук, которыми занимался М.В.Ломоносов: химия, физика, геология, минералогия, география, история. Производство цветных стекол для составления мозаики. Станки для производства сконструировал и изобрел сам. Ломоносов писал стихи, научные трактаты, переводил труды иностранных ученых на русский язык.
О.Гурьян «Мальчик из Холмогор». Г.Черненко «Творцы наук российских». Декабристы – борцы с самодержавием. 14 декабря 1825 года восстание на Сенатской площади. К.Рылеев, П.Пестель, П.Каховский, М.Бестужев-Рюмин, С.Муравьев-Апостол. Казнь. Ссылка на каторгу. А.Гессен «Во глубине сибирских руд». Подвиг жен декабристов. А.Пушкин «Послание в Сибирь». Н.Некрасов «Железная дорога».
Раздел 3. Русская воинская доблесть (10ч)
Подвиг Ивана Сусанина. 1613 год. Избрание царем Михаила Федоровича Романова. Задумка польских захватчиков. Проводник – лесник Иван Сусанин. «Не продам Русь!» Н.Дмитриев «Честь родины». Н.Головин «Моя первая русская история в рассказах для детей». Война со Швецией за выход в Балтийское море. 1709 год – осада Полтавы. Петр I во главе русской армии. Поэма А.С.Пушкина «Полтава».
Развитие русского военного искусства. А.В.Суворов. общая характеристика личности выдающегося полководца. Русский полководец, не проигравший ни одного сражения. Генералиссимус. Русско-турецкая война. (битва при Козлудже. Измаил – неприступная крепость. Переход через Альпы). Создатель теории ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Книга «Наука побеждать». Крылатые выражения книги. Работа по картине В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Комментированное чтение, живая беседа по рассказам С.П.Алексеева «Бить, а не считать», «Туртукай», «Настоящий солдат», «По-суворовски», «Пудра –не порох», «Чертов мост» ид др. С.Алексеев «О Суворове и русских солдатах».
Нашествие Наполеона в Россию. М.В.Кутузов. Биография Михаила Илларионовича Кутузова. Военные победы. С.Думин «Звезда путеводная». М.Брагин «В ту грозовую пору». С.Алексеев «Птица-слава». Бородинская битва. Отечественная война 1812 года: гусары, казаки, драгуны, пехотинцы, гренадеры, артиллеристы. М.Ю.Лермонтов «Бородино». Изгнание французов из России. Герои войны: Николай Николаевич Раевский, Алексей Петрович Ермолов, Петр Иванович Багратионов, братья Тучковы – Николай Алексеевич и Александр Алексеевич. Денис Васильевич Давыдов, Николай Данилович Кудашев, Александр Иванович Чернышев, Василий Васильевич Орлов-Денисов – командиры партизанских отрядов. В.А.Жуковский о Д.Давыдове. Надежда Андреевна Дурова в роли корнета Александра Александрова. Подвиг в Бородинском сражении и чин поручика. Ординарец Кутузова. Контузия в ногу. В 1816 году увольнение в отставку в чине штат-ротмистра. Пушкин раскрывает тайну отставного штат-ротмистра Александрова через 20 лет. И.Стрелков «Во славу Отечества». Храм Христа Спасителя в память о погибших русских солдатах.
Русско-японская война 1904-1905 гг. легендарный крейсер «Варяг» - погибаем, но не сдаемся. Из истории русско-японской войны 1904-1905 гг. Гибель русского крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». М.Гориков и др. «История России. Флагман несдавшихся». Песня «Варяг».
Раздел 4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (8ч)
Борьба советского народа против фашистской Германии. Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года. В.Лебедев-Кумач, А.Александров «Священная война». Битва за Москву. Блокада Ленинграда. Сталинградская битва. Танковое сражение под Курском. Освобождение Европы. Взятие Берлина. «Все для фронта, все для победы».
Защита Брестской крепости. Брестская крепость приняла первый удар немецких пушек и самолетов. Оборона Брестской крепости. «Все умрем, но из крепости не уйдем». Почти месяц борьбы в тылу врага. Имена героев-защитников.
Битва за Москву. Подвиг солдат дивизии генерала И.В. Панфилова. Защитники стояли насмерть. Народное ополчение. Маршал Г.К.Жуков. Могила Неизвестного солдата в Москве у Кремлевской стены. Поэты о войне.
Сражение на Волге. Мамаев курган. Пленение армии Паулюса и 22 вражеских дивизий. Битва техники на Курской дуге – 1200 танков с обеих сторон.
Партизанские отряды и подпольные организации на оккупированной территории. Борьба с захватчиками на оккупированной территории. Подпольная организация «Молодая гвардия» в городе Краснодоне на Донбассе. Герои-партизаны.
Освобождение Европы. Взятие Берлина. Водружение знамени Победы над Рейхстагом. День Победы.
Участие детей в войне. Дети – герои Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза Зина Портнова – подпольщица. Валя Котик, Володя Дубинин, Лариса Михеенко, Леня Голиков, Марат Казей.
Рекомендации для чтения: В.Катаев «Сын полка».
Проекты:
- «Мои родственники – участники Великой Отечественной войны»,
- «Дети – герои Великой Отечественной войны».
Раздел 5. Начало космической эры (2ч)
Открытие К.Э.Циолковским возможности космических полетов. Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935). Стратостат – летательный аппарат, воздушный шар. Стратосфера – высшие слои атмосферы. Полет стратостата. Командир Павел Федосеенко. Главный конструктор стратостата Андрей Васенко. Научный сотрудник экспедиции Илья Усыскин. Высота полета 22 тысячи метров. Полет стратостата под командованием Павла Федесеенко, 4 октября 1957 года – полет первого искусственного спутника Земли.
12-14 сентября 1959 года станция «Луна -2» доставила на поверхность Луны памятный вымпел с гербом Советского Союза. 12 апреля 1961 года – первый полет человека в космос. Юрий Гагарин. 108 минут в космосе. Ю.А.Гагарин – первый космонавт мира. Кроссворд «Знаете ли вы космос».
Раздел 6. Ими гордится Россия (4ч)
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей, путешественников, полководцев России: адмирал Ф.Ф.Ушаков, изобретатель И.П.Кулибин, изобретатель П.Н.Яблочков и др.
Защита исследовательских и проектных работ.
Примерные темы проектов:
- «Адмирал Федор Федорович Ушаков»
- Изобретатель Иван Петрович Кулибин»
- «Изобретатель Петр Николаевич Яблочков» и др.
VII. Тематическое планирование
№ |
Дата урока (номер учебной недели) |
Наименование разделов и тем уроков, форм и тем контроля |
Кол-во часов |
1 класс(33 ч) |
|||
Введение (9 ч) |
|||
1 |
|
Что такое история? |
1 ч |
2 |
|
Что такое архивы? |
1 ч |
3-4 |
|
Первые люди на Земле |
2 ч |
5 |
|
Возникновение искусства |
1 ч |
6-7 |
|
Загадка Атлантиды |
2 ч |
8-9 |
|
Кто придумал алфавит |
2 ч |
Раздел 2.Я и мое имя ( 10 ч) |
|||
10 |
|
Кто я? Где живу? |
1 ч |
11 |
|
Что означают наши имена |
1 ч |
12 |
|
Как родители выбирают имя ребенку |
1 ч |
13 |
|
Имена и прозвища в Древней Руси |
1 ч |
14 |
|
Откуда к нам пришли наши имена |
1 ч |
15 |
|
Тайны наших имен |
1 ч |
16 |
|
Имя и ангел-хранитель |
1 ч |
17 |
|
Моя фамилия. Мое отчество |
1 ч |
18 |
|
Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом |
1 ч |
19 |
|
« Говорящие фамилии» |
1 ч |
Раздел 3.Семь чудес света (14 ч) |
|||
20-21 |
|
Египетские пирамиды |
2 ч |
22-23 |
|
«Висячие сады» Семирамиды |
2 ч |
24-25 |
|
Зевс олимпийский |
2 ч |
26-27 |
|
Фаросский маяк |
2 ч |
28-29 |
|
Храм Артемиды Эфесской |
2 ч |
30-31 |
|
Мавзолей в Геликарнасе |
2 ч |
32-33 |
|
Колосс Родосский |
2 ч |
2 класс (34 ч) |
|||||
Раздел 1. Как люди узнают о прошлом (4ч) |
|||||
1-2 |
|
Лента времени |
2 ч |
||
3 |
|
Кого называют «отцом истории» |
1 ч |
||
4 |
|
Летописец Нестор |
1 ч |
||
Раздел 2. Что могут рассказать вещи ( 4 ч) |
|||||
5 |
|
Как появилась посуда. Трапеза во все времена |
1 ч |
||
6 |
|
Одежда в разные времена |
1 ч |
||
7 |
|
История мебели. Дом для одежды |
1 ч |
||
8 |
|
Деньги в разных странах в разные времена |
1 ч |
||
Раздел 3.Развитие цивилизаций (13 ч) |
|||||
9 |
|
Что умели делать первобытные люди |
1 ч |
||
10 |
|
Что такое цивилизация |
1 ч |
||
11 |
|
Древний Египет |
1 ч |
||
12 |
|
Какой была Греция в древности |
1 ч |
||
13 |
|
Как появились Олимпийские игры |
1 ч |
||
14 |
|
Древний Рим |
1 ч |
||
15 |
|
Кем были первые христиане |
1 ч |
||
16 |
|
Кого называли гладиаторами |
1 ч |
||
17 |
|
Что такое Византия |
1 ч |
||
18 |
|
Время Средневековья |
1 ч |
||
19 |
|
Рыцари |
1 ч |
||
20 |
|
Путешествие в геральдику |
1 ч |
||
21 |
|
Устройство замка |
1 ч |
||
Раздел 4.Как появилась письменность (2 ч) |
|||||
22 |
|
Как люди учились писать |
1 ч |
||
23 |
|
Кто придумал славянскую азбуку |
1 ч |
||
|
|||||
24 |
|
В каких жилищах обитали люди в древности |
1 ч |
||
25 |
|
История в архитектурных памятниках |
1 ч |
||
26 |
|
Древнерусский городской дом, крестьянская изба, мастерская |
1 ч |
||
27 |
|
Княжеские палаты и царский дворец |
1 ч |
||
28 |
|
Имение помещика. Монастырь |
1 ч |
||
Раздел 6. Каким государством была киевская Русь (6 ч) |
|||||
29-30 |
|
Государство Киевская Русь |
2 ч |
||
31-32 |
|
Как появились названия городов и деревень |
2 ч |
||
33-34 |
|
Название моего города |
2 ч |
||
3 класс |
|||||
Раздел 1 Киевские князья (4 ч) |
|||||
1 |
|
Первые русские князья |
1 ч |
||
2 |
|
Ярослав Мудрый |
1 ч |
||
3 |
|
Владимир Мономах |
1 ч |
||
4 |
|
Путь» из варяг в греки» |
1 ч |
||
Раздел 2.Защитники земли Русской (9 ч) |
|||||
5 |
|
Битва князя Игоря с половцами |
1 ч |
||
6 |
|
Богатыри земли Русской |
1 ч |
||
7 |
|
Княжеская дружина |
1 ч |
||
8 |
|
Батыево нашествие |
1 ч |
||
9 |
|
«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» |
1 ч |
||
10 |
|
На поле Куликовом |
1 ч |
||
11 |
|
Угра-славная река |
1 ч |
||
12 |
|
Не забудет наш народ доблесть русских воевод |
1 ч |
||
13 |
|
Поход Ермака |
1 ч |
||
Раздел 3.Появление крупных городов (2 ч) |
|||||
14 |
|
Господин Великий Новгород |
1 ч |
||
15 |
|
Первые крупные города Руси |
1 ч |
||
Раздел 4.Возвышение Москвы (4 ч) |
|||||
16 |
|
Основание Москвы |
1 ч |
||
17 |
|
Москва времен Ивана Калиты |
1 ч |
||
18 |
|
Иван III- государь всея руси |
1 ч |
||
19 |
|
Грозный царь Иван IV |
1 ч |
||
Раздел 5.Христианство на Руси (4 ч) |
|||||
20 |
|
Языческие верования древних славян |
1 ч |
||
21 |
|
Крещение Руси |
1 ч |
||
22 |
|
Христианство. Православный храм. |
1 ч |
||
23 |
|
Соборы на территории Кремля |
1 ч |
||
Раздел 6.Искусство древней Руси (6 ч) |
|||||
24 |
|
Былины |
1 ч |
||
25 |
|
Древнерусские иконописцы |
1 ч |
||
26 |
|
Искусство Древней Руси |
1 ч |
||
27 |
|
«Домострой»- памятник древнерусской литературы |
1 ч |
||
28 |
|
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина |
1 ч |
||
29 |
|
Печатный станок Ивана Федорова |
1 ч |
||
Раздел 7.Исследовательская и проектная деятельность (4 ч) |
|||||
30-34 |
|
Защита исследовательских проектов |
4 ч |
||
4-й класс |
|||||
Раздел 1.Русские географические открытия (6 ч) |
|||||
1 |
|
Основание Санкт-Петербурга |
1 ч |
||
2 |
|
Великая Северная экспедиция Беринга |
1 ч |
||
3 |
|
Открытие Антарктиды |
1 ч |
||
4 |
|
Кругосветное плавание Крузенштерна на бриге «Надежда» |
1 ч |
||
5 |
|
Валерий Чкалов |
1 ч |
||
6 |
|
На льдине по Северному Ледовитому океану |
1 ч |
||
Раздел 2.исторические деятели (3 ч) |
|||||
7 |
|
Необычный царь Петр 1 |
1 ч |
||
8 |
|
Наш первый «университет» |
1 ч |
||
9 |
|
Декабристы |
1 ч |
||
Раздел 3.Русская воинская доблесть (10 ч) |
|||||
10 |
|
Подвиг Ивана Сусанина |
1 ч |
||
11 |
|
Полтавская битва |
1 ч |
||
12 |
|
Непобедимый Суворов |
1 ч |
||
13 |
|
Рассказы о Суворове и русских солдатах |
1 ч |
||
14 |
|
Полководец Кутузов |
1 ч |
||
15 |
|
Есть под Москвой большое поле |
1 ч |
||
16 |
|
Герои отечественной войны 1812 г |
1 ч |
||
17 |
|
Денис Давыдов-отец партизанской войны |
1 ч |
||
18 |
|
Надежда Дурова – первая в России женщина - офицер |
1 ч |
||
19 |
|
Русский крейсер « Варяг» |
1 ч |
||
Раздел 4.Великая отечественная война 1941-1945 гг (8 ч) |
|||||
20 |
|
Великая Отечественная война 1941-1945 г |
1 ч |
||
21 |
|
Защитники Брестской крепости |
1 ч |
||
22 |
|
Битва за Москву |
1 ч |
||
23 |
|
Сталинградская битва |
1 ч |
||
24 |
|
Курская битва |
1 ч |
||
25 |
|
Партизанская война |
1 ч |
||
26 |
|
Знамя победы над Берлином |
1 ч |
||
27 |
|
Дети- герои Великой Отечественной войны |
1 ч |
||
Раздел 5.Начало космической эры ( 2 ч) |
|||||
28 |
|
Прорыв в стратосферу |
1 ч |
||
29 |
|
На разведку космоса |
1 ч |
||
Раздел 6.Ими гордится Россия ( 4 ч) |
|||||
30-34 |
|
Защита исследовательских проектов «Ими гордится Россия |
4 ч |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.